Педагогика

Психолого-педагогическое обоснование урока


                                         Выполнил: Шеренков Роман Николаевич
                                                                  гр. 50 "а"
Проект: Урок природоведения во 2 классе.

Тема: Живая и неживая природа. Многообразие природы. Взаимосвязи в природе.

Данный урок является вводным в курс изучения "природоведения".  На  изучение
темы  "Живая   и  неживая  природа.  Многообразие  природы.  Взаимосвязи   в
природе" отводиться один урок.

      На этом уроке  учащиеся  вспоминают  некоторые  материалы  пройденного
курса "ознакомление с окружающим миром".  В  частности  такие  представления
как "природа", "растения", "животные" и  некоторые  другие.  На  этом  уроке
необходимо заострить  внимание  учащихся  на  предмете  изучения  курса,  на
особенностях структуры уроков (знакомство с  фенологическими  минутками),  а
также дополнить знания учащихся  о  природе,  сформировать  представление  о
предметах живой и неживой природы, установить взаимосвязь предметов живой  и
неживой природы,  выявить  значение  природы  в  жизни  человека  и  влияние
человека на  природу.  Всё  это  носит  ознакомительный  и  основообразующий
характер, что подразумевает более обстоятельное раскрытие данных понятий  на
последующих уроках природоведения.

Цель: Формирование общего  природоведческого  понятия  "природа",  "живая  и
неживая  природа".  Знакомство  с  многообразием  природы,  взаимосвязями  в
природе.
Тип урока: предметный урок.

Достижение данной цели подразумевает выполнение следующих задач:
1. Дополнить знания учащихся об окружающем мире. Склассифицировать  предметы
   живой и неживой природы. Установить взаимосвязь  между  живой  и  неживой
   природой. Ознакомить с  группами  предметов  не  относящихся  к  природе,
   выявить место человека в природе и значение природы для человека.
2. Развивать связную речь учащихся.
3. Знакомство с новым методомическим приемом –  моделированием.  Составление
   модели взаимосвязь "природа-человек".
4. Экологическое воспитание учащихся.

Достижение цели осуществляется в 5 этапов:
1. Актуализация опорных понятий.
2. Целеполагание.
3. Введение новых понятий и способов действий.
4. Отработка способов действий
5. Формулирование основных выводов
|этапы    |деятельность учителя                 |методическое обоснование       |психолого- педагогическое        |
|урока    |                                     |                               |обоснование                      |
|         |                                     |                               |                                 |
|1.       |На доске таблица "Жизненные формы    |Это будет необходимо далее.    |Основная дидактическая задача    |
|Актуализа|растений".                           |                               |этапа – познакомить с новым      |
|ция      |Учитель показывает ребятам учебник   |С помощью этого учитель        |предметом и учебником, опираясь  |
|знаний.  |природоведения и ученики его         |обращает внимание детей на     |при этом на ранее изученный      |
|         |рассматривают. Учитель обращает      |новый учебник и новый предмет, |материал.                        |
|         |внимание на правила работы с         |который будет изучаться с      |На этом этапе используются методы|
|         |учебником.                           |помощью этого учебника.        |рассказа, беседы, самостоятельная|
|         |                                     |                               |работа с учебником. Это          |
|         |                                     |                               |объясняется необходимостью       |
|         |                                     |Происходит знакомство с        |познакомить с новым предметом    |
|         |Теперь учитель обращает внимание     |фенологической минуткой,       |опираясь на предмет ранее        |
|         |ребят на погоду на улице и говорит   |которая будет проходить на     |изученный и на –знания учеников  |
|         |что теперь наблюдения за погодой     |каждом уроке.                  |полученные ими самостоятельно.   |
|         |будут проводиться на каждом уроке    |                               |Форма организации деятельности – |
|         |природоведения.                      |                               |фронтальная. Так как здесь       |
|         |                                     |Это необходимо для дальнейшего |необходима работа со всем        |
|         |Также учителем выделяется основной   |изучения предмета и его смысла.|классом.                         |
|         |предмет изучения природоведения –    |                               |Содержание, методы и цели        |
|         |природа и её объекты.                |                               |определяются задачами и целью.   |
|         |                                     |                               |Самостоятельная работа и беседа  |
|         |                                     |                               |дают ученикам быть включенными в |
|2.       |                                     |                               |работу. Новый предмет всегда     |
|Целеполаг|                                     |                               |интересен.                       |
|ание     |                                     |                               |                                 |
|         |                                     |                               |                                 |
|         |Учитель объясняет, что сейчас узнали |Необходимо сообщить детям цель |Основная задача этапа – сообщить |
|         |о том что изучает предмет            |урока.                         |детям о том, что нового они      |
|         |природоведения и сегодня мы узнаем о |                               |узнают на данном уроке.          |
|         |том на какие две большие группы      |                               |Основной метод – метод           |
|         |делится природа, какая взаимосвязь   |                               |объяснения.                      |
|3.       |между этими группами, каково место   |                               |Форма организации – фронтальная. |
|Введение |человека в природе и как человек и   |                               |Содержание, методы и средства    |
|понятий и|природа влияют друг на друга.        |                               |соответствуют цели.              |
|способов |                                     |                               |                                 |
|действий.|                                     |Необходимо чтобы сами дети     |                                 |
|         |Учитель просит детей назвать объекты |выделили объекты природы, чтобы|Изучается новый материал         |
|         |природы, выписывая на доску 5 –10    |внести элемент случайности и   |посредством беседы и при помощи  |
|         |объектов живой и столько же неживой  |тем самым дать понять им что   |новых методических приемов,      |
|         |природы. Также необходимо выписать   |результат не зависит от выбора.|развивающих логическое мышление  |
|         |несколько объектов не относящихся к  |                               |младших школьников. Посредством  |
|         |природе, т.е. сделанных человеком.   |                               |методического приема –           |
|         |                                     |                               |классификации, выявляются        |
|         |Затем он ставит проблемную ситуацию: |Здесь происходит выделение     |закономерности деления предметов |
|         |называет один объект живой и один    |объектов живой и неживой       |на две группы: объекты живой и   |
|         |объект неживой природы из выписанных,|природы, а также учитель дает  |неживой природы, выделяется      |
|         |просит определить, какое основное    |эти понятия детям. В процессе  |группа предметов, изготовленных  |
|         |отличие между ними(это можно         |составления групп понятия      |человеком. При помощи модели     |
|         |повторить). После нахождения отличия |первично закрепляются.         |выявляется алгоритм действия:    |
|         |"живой-неживой" учитель просит по    |Кроме этого ребятам необходимо |взаимосвязь предметов живой и    |
|         |очереди расположить все записанные   |выделить из каких двух групп   |неживой природы, значение природы|
|         |объекты в две группы. Учитель        |объектов состоит живая природа |для человека и влияние человека  |
|         |называет эти группы "Живая природа" и|(из растений и животных).      |на природу, выявляются           |
|         |"Неживая природа". Далее объекты     |                               |положительные и отрицательные    |
|         |живой природы учитель предлагает     |                               |моменты влияния человека на      |
|         |разделить на группы(используя таблицу|                               |природу.                         |
|         |на доске) и собственные знания.      |                               |Отработка способа действия       |
|         |Ребята выделяют группу растений и    |                               |ведется при помощи выполнения    |
|         |группу животных, отдельно выделяется |                               |самостоятельной практической     |
|         |человек.                             |Учитель также выделяет предметы|работы.                          |
|         |                                     |которые сделал человек, они    |При работе используются следующие|
|         |Следующим эпизодом учитель выделяет  |являются продуктами его        |методы:                          |
|         |среди всех объектов сделанные        |деятельности.                  |Беседа – способствует выявлению  |
|         |человеком и просит учеников выделить |                               |сформированности понятий –       |
|         |эту особенность.                     |Эта работа необходима          |"живая" и "неживая" природа.     |
|         |                                     |непосредственно для выполнения |Используя методический прием –   |
|         |Далее учителем ставиться проблемная  |задач урока, т.е. для          |классификации, учащиеся выделяют |
|         |ситуация: могут ли объекты живой     |нахождения взаимосвязей между  |основные признаки деления        |
|         |природы обойтись без предметов       |живой и неживой природой на    |объектов природы на группы живая |
|         |неживой. Учитель предлагает выполнить|основе таких взаиммосвязей     |и неживая, выделяется также      |
|         |следующие задания: "Давайте обозначим|между конкретными группами     |группа изготовленная человеком.  |
|         |воздух голубым кружком. Могут ли     |объектов.                      |Наглядные методы – наблюдение за |
|         |растения и животные обойтись без     |                               |окружающим миром помогает        |
|         |воздуха?". На доску вывешивается     |                               |установить взаимосвязь между     |
|         |карточка обозначающая растения и     |                               |объектами живой и неживой        |
|         |кружек – воздух. Синими стрелками    |                               |природы, выявить значение для    |
|         |учитель просит обозначить кому       |                               |человека и влияние человека на   |
|         |необходим воздух. Учитель задает     |                               |природу.  Методический прием     |
|         |вопрос для чего нужны растения и     |                               |моделирования помогает учащимся  |
|         |влияют ли они на воздух. Такая же    |                               |составить опорные схемы –        |
|         |работа проводится с животными,       |                               |взаимосвязь между объектами живой|
|         |которые обозначаются отдельной       |Происходит построение модели.  |и неживой природы, а также       |
|         |карточкой.                           |                               |взаимосвязь "природа – человек". |
|         |                                     |                               |Выполняя практическую работу     |
|         |Затем все оговоренные связи          |                               |учащиеся закрепляют основные     |
|         |обозначаются на доске с помощью      |Итог делается на основе        |выводы по содержанию урока.      |
|         |карточек животных и растений,        |построенной модели.            |Экологическое воспитание         |
|         |стрелок.                             |                               |школьников осуществляется на     |
|         |                                     |                               |протяжении всего урока,          |
|         |Учитель предлагает подвести микро    |Составление модели "Значение   |посредством всех                 |
|         |итог, что живая и неживая природа    |природы в жизни человека". Эта |вышеперечисленных методов и      |
|         |взаимосвязаны.                       |работа проводиться согласно    |приемов.                         |
|         |                                     |выполнению задач урока, а      |Требуя от учащихся полного,      |
|         |На следующем под этапе учитель задает|именно – выявить место человека|обоснованного ответа – учитель   |
|         |вопрос: "Чем является природа для    |в природе и значение природы   |работает над развитием устной    |
|         |человека?". И предлагает построить   |для человека. Основной момент  |связной речи учащихся.           |
|         |модель которая будет показывать как  |здесь – все выводы о тех или   |Урок строится с опорой на        |
|         |человек и природа взаимодействуют    |иных "значениях" природы для   |натуральные объекты природы, с   |
|         |друг с другом. Для этого он          |человека делают дети. Учитель  |учетом наблюдательности учащихся |
|         |предлагает обозначить человека       |лишь следит за верностью этих  |и накопленных ими ранее знаний.  |
|         |соответствующей карточкой – картинкой|выводов.                       |При подборе материала учитывались|
|         |и вывешивает её на доску.            |                               |возрастные особенности данной    |
|         |Учитель задает подобные вопросы:     |                               |возрастной группы учащихся, что  |
|         |1."Зачем человек выезжает в лес, к   |                               |видно по ходу урока. В основе    |
|         |реке, гуляет на лугу?"(хочет         |                               |подбора материала были           |
|         |отдохнуть, любуется природой).       |                               |использованы след. дидактические |
|         |Давайте обозначим природу как        |                               |принципы:                        |
|         |"источник" отдыха. Используем для    |                               |научности (при подготовке к уроку|
|         |этого картинку с изображением        |                               |был использован теоретический    |
|         |бабочки. "Давайте проведем стрелочку |                               |материал таких наук, как         |
|         |от "бабочки" к человеку".            |                               |география, ботаника, экология);  |
|         |2."Что мы чувствуем, когда заходим в |                               |доступности ( материал           |
|         |лес?"(чистый воздух, свежесть).      |                               |используемый на уроке доступен   |
|         |Воздух обозначается соответствующей  |                               |детям данного возраста);         |
|         |картинкой и проводится стрелка к     |                               |последовательности (материал     |
|         |человеку. Природа дает человеку      |                               |урока вводится последовательно – |
|         |экологическую чистоту.               |                               |от общего к частному,            |
|         |3-7. В этих пунктах учитель помогает |                               |используется связь с тем, что    |
|         |детям раскрыть след. значение        |                               |дети изучали раньше, и что будут |
|         |природы:                             |                               |изучать потом) ;                 |
|         |продукты питания;                    |                               |наглядности (на уроке            |
|4.Отработ|предметы, изготовляемые из объектов  |                               |присутствует необходимое         |
|ка       |природы;                             |                               |количество наглядности);         |
|способов |служит источником познания;          |                               |и др.                            |
|действий.|источником воды;                     |                               |Учитель на уроке использует      |
|         |является средством воспитания        |                               |приемы обратной связи как в      |
|         |(имеется в виду посадка деревьев     |                               |процессе составления моделей     |
|         |школьниками, охрана природы и т.д.). |Для отработки способа действия |взаимосвязи между живой и неживой|
|         |Каждое "значение" объектов природы   |– моделирования и выделения    |природой, и "человек – природа", |
|         |обозначается подходящей картинкой,   |существенного от               |так и в процессе объяснения      |
|         |вывешивается на доску и соединяется  |несущественного проводится     |обоснованности выборов в         |
|         |стрелкой с фигуркой человека.        |самостоятельная работа. Так же |самостоятельной работе           |
|         |                                     |эта работа соответствует       |школьников.                      |
|         |Самостоятельная работа. Учитель дает |выполнению цели урока –        |                                 |
|         |задание: "Посмотрите на схему. Если  |нахождения взаимосвязей и      |                                 |
|         |человек используют объекты природы и |взаимовлияния между природой и |                                 |
|         |влияет на нее, то поставьте стрелочку|человеком.                     |                                 |
|         |от человека к такому объекту природы.|                               |                                 |
|         |Если это влияние положительное, то   |                               |                                 |
|         |поставьте знак "+", если             |                               |                                 |
|         |отрицательное – "-".                 |                               |                                 |
|         |Учащиеся выполняют работу расставляя |                               |                                 |
|         |знаки и связи. При возникновении     |                               |                                 |
|         |затруднений они разбираются в классе.|                               |                                 |
|5.Формули|                                     |                               |                                 |
|ровка    |У учащихся часто получается двойная  |                               |                                 |
|основных |оценка влияния человека на природу   |                               |                                 |
|выводов. |("+\_"). Необходимо выслушать мнения |                               |                                 |
|         |учеников и их аргументацию, прийти к |                               |                                 |
|         |общему решению.                      |                               |                                 |
|         |Учитель предлагает сделать вывод, что|Подведение итогов неотъемлимая |                                 |
|         |человек и природа взаимосвязаны.     |часть любого урока, в том числе|                                 |
|         |Можно предложить учащимся нарисовать |и урока природоведения. Без нее|                                 |
|         |простейшие взаимосвязи между природой|не будет выполнена цель,       |                                 |
|         |и человеком, когда человек помогает  |которая была поставлена перед  |                                 |
|         |природе.                             |учителем и учениками на этом   |                                 |
|         |                                     |уроке, т.е. она не будет ясно  |                                 |
|         |Учитель подводит итог проделанной    |прослеживаться учащимися, что  |                                 |
|         |работе при помощи следующих вопросов:|может повлечь за собой её      |                                 |
|         |                                     |невыполнение.                  |                                 |
|         |о каких объектах природы говорили;   |                               |                                 |
|         |как различать объекты живой и неживой|                               |                                 |
|         |природы;                             |                               |                                 |
|         |что такое природа;                   |                               |                                 |
|         |существуют ли объекты живой и неживой|                               |                                 |
|         |природы отдельно друг от друга;      |                               |                                 |
|         |объясните: "человек и природа –      |                               |                                 |
|         |единое целое";                       |                               |                                 |
|         |объясните, какие предметы не         |                               |                                 |
|         |относятся к объектам природы.        |                               |                                 |

   К концу учебного года по данной теме учащиеся должны знать:
 o компоненты неживой природы: вода, воздух, полезные ископаемые;
 o компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микробы.
   уметь:
 o устно описывать объекты живой природы;
 o различать виды растений и животных.
   Выполнение цели урока – взаимосвязанное действие с одной стороны -
   деятельности учителя и целостности и совместимости отобранных им методов,
   с другой правильных и результативных его действий по отбору материала для
   урока и организации учебного процесса в классе. Все намеченные задачи
   выполнены и цель данного урока достигнута.


смотреть на рефераты похожие на "Психолого-педагогическое обоснование урока"