Педагогика

Педагоги-новаторы


            Казанский государственный педагогический университет



                              Педагоги-новаторы

                              (новые подходы к

                            воспитанию личности)



                                         Руководитель:   Парфилова Г.Г.

                                         Выполнила:      ст. 104 гр. ФРФ

                                                        Фаттахова Д.И.
                                 Оглавление
I.    ВВЕДЕНИЕ   3
II.   ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ  4
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА      4
Педагоги-новаторы и их концепции  5
Бондаревская Е.В.      6
Газман О.С. 7
Таланчук Н.М.    8
Воспитательные подходы 8
III.  Заключение 12
ЛИТЕРАТУРА  13


ВВЕДЕНИЕ

      В современной ситуации  необходим  творческий  поиск  новых  подходов,
концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.
      Современные воспитательные концепции отличаются стремлением  опираться
на общечеловеческие ценности и  цивилизованные  формы  жизнедеятельности  во
всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют:
 . Идеи гуманизации;
 . Осуществление воспитания в контексте культуры;
 . Создания открытых воспитательных систем;
 . Возврата воспитания в семью;
 . Поддержки и развития индивидуальности;
 . Альтернативности и гибкости методов и организационных форм воспитания.
      В психолого-педагогической науке ведется разработка  проблем  развития
культуры  личности,  что  подчеркивает  ее  теоретическую   и   практическую
необходимость для реального учебно-воспитательного процесса.
      Гуманистическая школа  осуществляет  решительный  поворот  к  личности
учащегося, он становится  действительно  субъектом  своего  развития,  а  не
средством, с помощью которого  педагоги  реализуют  отчужденные  от  данного
индивида  абстрактные  планы  и  программы.  Такая  школа   уважает   личное
достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные  цели,  запросы  и
интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения в  развитии.
Педагоги в такой школе ориентируются не только на подготовку воспитанника  к
будущей  жизни,  но   на   обеспечения   полноценного   проживания   каждого
возрастного  этапа:  детства,  отрочества  и  юности  –  в  соответствии   с
психическими особенностями развивающейся личности.


ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ


НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

      Несколько лет назад была иллюзия: быстрая демократизация страны  также
приведет  нас  к  высокому  экономическому  и  культурному  уровню,  который
достигнут  в  большинстве  цивилизованных  стран  и  в  образовании,   и   в
воспитании в том числе.
      «Культура и богатство страны могут быть изменены простым  критерием  :
в какой мере семья занимается  воспитанием  своих  детей.  Так,  в  Америке,
Франции, Германии, в других развитых странах  функции  воспитания  берет  на
себя семья. Она отвечает за  ребенка  перед  законом  и  перед  требованиями
общественной морали, а школа решает те же проблемы лишь в  учебном  процессе
и не несет ответственности за поведение школьников на улице» (12, с.33).
      Жизнь показывает, что пройдет немало  времени,  пока  в  нашей  стране
ситуация в семье и в школе изменится кардинально.
      Конечно, на уроке каждый учитель может сделать многое для  пробуждения
высоких духовных стремлений ребенка, дать  примеры  нравственного  суждения,
доброты   и   милосердия.   И   если   бы   семья,   окружающая   социальная
действительность подтверждали переживаемое  на  уроках,  о  опыт  общения  с
миром взрослых закреплял лучшие человеческие качества,  то,  пожалуй,  этого
было бы вполне достаточно для школьного воспитания.
       «Однако  нравственное   состояние   внешкольной   среды,   размывание
моральных   принципов   в   обществе,   возникшее   на   зыбком   фундаменте
экономической разрухи, не могут  дать  необходимого  питания  для  духовного
здоровья человека. Свободный рынок приходит к  нам  с  такими  нравственными
рецидивами, как  стяжательство,  воровство,  взяточничество,  организованная
преступность.  Под  прикрытием  деловитости   предпринимательства   зачастую
понимается престиж крайнего  эгоизма,  оправдывается  законность  достижения
целей  любыми   путями,   возникает   опасность   уважения   не   честности,
справедливости, а преклонения перед  богатством,  властью  денег,  «красивой
жизнью», независимо от того, какой  ценой  это  достигнуто.  Так  называемый
переходный период уже дал  нашим  детям  возможность  познакомиться  с  полу
порнографическим «искусством», нацелил на выбор  сексуальной  распущенности.
В то время, когда стираются границы между добром и злом, между  нравственным
и безнравственным, взрослое общество, сознающее свою  ответственность  перед
подрастающим поколением, не может оставить его  без  поддержки  и  помощи  в
трудный период самоопределения» (1, с. 7).
      И учителя, и родители, и любой зрелый человек  должен  брать  на  себя
задачу  духовного  наставничества.  Тем  более  эту  задачу  должен   решать
профессионал – учитель, воспитатель, классный руководитель.
      «Цели, как известно ,бывают ближние и дальние. Можем ли мы говорить  о
всестороннем развитии  как  о  самой  близкой  перспективе?  Есть  ли  такие
возможности у общества сейчас? Возможностей,  чтобы  каждый  без  исключения
мог максимально развивать  свои  умственные  и  художественные  способности,
технические таланты, действительно овладеть физической и духовной  культурой
(а не  просто  познакомиться  с  ней),  трудиться  в  той  области,  которая
наиболее благоприятна для расцвета  его  личности  и  раскрытия  творческого
потенциала, - их пока нет» (3, с.21).
      Заявляя всестороннее развитие личности  в  качестве  цели  воспитания,
некоторые теоретики имели в виду  лишь  создание  материальных  условий  для
занятий детей той или иной деятельностью.
       Нельзя  не  учесть  и  такой  субъективный  фактор,  как  желание   и
готовность самих учащихся  развивать  свои  дарования  и  способности.  Этот
фактор формируется, конечно,  в  сумме  результатов  школьного  и  семейного
воспитания.  Но  в  первую  очередь  он  является  результатом   воздействия
общественной культуры. Она  же,  как  известно,  развивается  десятилетиями,
если не веками.
      Поскольку, все сказанное выше показывает, что разработка темы в  нашей
стране началась не так давно, то и серьезных  исследований  в  отечественной
психолого-педагогической литературе по  данной  проблеме  не  так  много,  а
зарубежные исследования, к сожалению, так малодоступны.
Педагоги-новаторы и их концепции
В настоящее время существуют несколько подходов к воспитанию:
Воспитание основывается на общечеловеческих ценностях  (В.А.  Караковский  -
один из основателей этой программы). В воспитании выделить вечные  ценности:
Земля -  общий  дом  всего  живого,  семья  -  воспитывает  свое  поколение,
отечество - уникальная родина каждого человека (изучение истории  отечества,
края, быта...), физического/умственного/душевного  труда,  ценность  знаний,
ценность культуры (духовной жизни,  прекрасного),  ценность  мира,  ценность
человека - все в мире направлено на человека.
Демократический, гуманистический характер  воспитания:  идея  взаимодействие
полагает взаимопонимание, взаимоуважение, учитель должен  идти  от  личности
ребенка (советоваться, уважать права детей, их интересы,  ученик  -  субъект
воспитания), идея  эмоционального  стимулирования  в  процессе  деятельности
(знания, усвоенные без радости - плохо).
Культуроведческий подход  рассматривает  воспитание  как  процесс  овладения
культурой. Культура - наивысший уровень  возможностей  личности.  Показатели
культуры:  широта   кругозора,   умение   пользоваться   знаниями,   уровень
сформированности  мировоззрения.  Мир   цивилизованного   человека   -   мир
культуры, передача детям культуры прошлых поколений.  Творческая  активность
человека. В школьном возрасте школьнику надо овладеть  базовой  культурой  -
гармония культуры знаний, культуры  творческих  действий,  культуры  чувств.
Культура знаний: умение усваивать  знания,  умение  работать  с  материалом,
применять знания. Культура творческих  действий:  создавать  новое  на  базе
полученных знаний. Культура чувств и общений: адекватная реакция на  что-то,
умение выражать радость, умение  вести  себя,  как  выразить  свои  чувства,
умение общаться без конфликтов. Содержание воспитания связано с  содержанием
культуры.
       Интересные  подходы,  которые  более  всего   отвечают   возможностям
обновления  воспитательной  деятельности  в  нашей  стране  представлены   в
концепциях Бондаревской Е.В., Газмана О.С., Таланчук Н.М. Рассмотрим их.
Бондаревская Е.В.
      «Бондаревская Е.В. (Ростов-на-Дону) выдвигает общую  цель:  воспитание
как  возрождение  человека  культуры  и  нравственности.  В  концепции   для
реализации  цели  определены  содержательные  базовые  компоненты,   которые
включают:
 .   Интернализацию   детьми   универсальных   общечеловеческих   ценностей,
   сохранение  совокупного  духовного  опыта  человечества:   диалог   между
   различными  культурами  и  народами;  уважение  к   человеческой   жизни,
   осознание ее неприкосновенности; свобода и ответственность;
 .  Овладение  детьми  основными  сферами   жизнедеятельности   современного
   человека,   гуманизирующими   личность   и   отношения   между    людьми;
   художественное и техническое  творчество;  забота  о  здоровье  и  жилье;
   охрана природы  и  среды  обитания;  общение  с  родителями  и  друзьями;
   совместные экскурсии и путешествия; оказание помощи младшим и  старшим  и
   другое;
 .  Освоение  материальных   и   духовных   ценностей   общечеловеческой   и
   национальной культуры: научных, художественных, технических  нравственных
   и воспроизводство в творческих видах деятельности;
 . Формирование опыта гражданского поведения: участие в  гражданских  делах,
   проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека, противодействие
   аморальным явлениям и другое;
 . Накопление опыта эмоционально-насыщенных  ситуаций  гуманного  поведения:
   организация  детьми  актов  милосердия,  проявление  заботы  о   близких,
   уважение прав и достоинства других людей и другое;
 . Овладение детьми ситуациями реальной ответственности,  самостоятельности:
   принятия решений, свободный выбор поступков  и  ответственности  за  них,
   выбор способов саморегуляции поведения во всех сферах  жизнедеятельности,
   овладение способами самовоспитания и  совершенствования  и  другое»  (41,
   с.30-31).
       Реализация  базового  содержания  воспитания  опирается  На  принципы
      гуманизации   и   теснейшим   образом   связана   с   гуманитаризацией
      образования.
       Важнейшими  принципами  реформирования  педагогического   образования
должны быть:  обращенность  к  общечеловеческим  ценностям,  обращенность  к
педагогической  культуре,  обращенность  к  детям,  школе,  обращенность   к
индивидуальности, творческому потенциалу учащегося.
Обращенность   к    общечеловеческим    ценностям    означает    возвращение
педагогического   образования   в   лоно    культуры,    его    гуманизацию,
гуманитаризацию,  создание  экологически  чистой   культурно-образовательной
среды,  отношение  к  учащемуся,   как   свободному   суверенному   субъекту
подготовки, ответственность  школы  за  качество  его  подготовки.  Основное
содержание подготовки должна составлять отечественная  и  мировая  культура.
Вуз и школа должны иметь единое образовательное пространство.
Овладение учащимися базовыми  основами  культуры  -  фундаментальная  задача
общепедагогической подготовки.  Культура  рассматривается  как  динамическая
система  общечеловеческих  ценностей,  творческих  способов  деятельности  и
личностных достижений людей. Поэтому основные задачи становления и  развития
личности, как человека культуры состоят в том, чтобы ввести учащегося в  мир
культурных  и  общечеловеческих  ценностей,  оказать  помощь   в   овладении
базовыми основами культуры  и  развитии  субъектных  свойств  личности,  как
человека культуры.
В качестве основных ценностей определяющих ориентации выделены:
    .  человеческие:  социальная  защита  личности,  помощь,  поддержка  его
      индивидуальности, творческого потенциала;
    . духовные:  совокупный  опыт  человечества,  отраженный  в  филосовских
      теориях и способах мышления;
    . практические: способы практической деятельности, проверенные практикой
      образовательно-воспитательной системы;
    .  личностные:   способности,   индивидуальные   особенности   личности,
      собственного жизнетворчества. Интренализация этих ценностей составляет
      мировую культуру.
Базовые компоненты культуры: гуманистическая позиция и личностные  качества;
философские теории и  творческое  мышление;  опыт  творческой  деятельности,
обоснование собственной деятельности как системы  (дидактической);  культура
поведения, способы саморазвития и саморегуляция личности.
Система дисциплин и  уровни  подготовки.  С  учетом  необходимости  усвоения
учащимися   обозначенных   компонентов   культуры   определена    адекватная
номенклатура дисциплин: основы культуры; деятельность и общение.
Газман О.С.
       Другой,  интересный,  на  наш  взгляд  подход,  изложен  в  концепции
руководителя авторского коллектива Газмана О.С.
      «Выдвинутая цель – обеспечить каждому школьнику базовое образование  и
культуру  как  основу  для  жизненного  самоопределения.   Основные   задачи
педагогической работы направлены  на  формирование  способности  личности  к
культурной  самореализации,  самоорганизации  и  самореабилитации.  Основные
направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах.
«Здоровье»;
«Учение»;
«Общение»;
«Досуг»;
«Семья».
      При этом  реализация  программ  происходит  с  обеспечением  процессов
самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации,  которые
выступают  важнейшими  компонентами  саморазвития  личности   и   становятся
основными направлениями педагогической работы» (16, с. 8-9).
Таланчук Н.М.
      «Много интересных идей несет в себе  оригинальная  системно-социальная
концепция школьного воспитания (автор Таланчук Н. М.).  В  основу  концепции
положен системно-ролевой  подход  к  формированию  личности.  Отсюда  задачи
воспитания  в  интегрированном  виде  сводятся  к  подготовке  подрастающего
поколения  к  выполнению  семейных,  профессионально-трудовых,  гражданских,
геосоциальных и интерсоциальных и само регулятивных ролей.
      Система ролей включает в себя:
в  сфере  «Семья»  –  сыновне-дочернюю,  супружескую,  отцовскую,  отцовско-
материнскую; выдвигает задачи воспитания  и  самовоспитания  –  формирование
супружеской,  педагогической  культуры,   формирование   чувства   долга   и
ответственности перед родителями;
в  коллективе  –  профессионально-трудовой,  экономическую,  организаторско-
управленческую, коммуникативную и другие задачи  воспитания  –  формирование
профессиональных знаний, умений, экономической, коммуникативной  культуры  и
организаторских способностей;
в  сфере   «Общества»   –   патриотическую,   национально-интернациональную,
политическую, правовую, нравственную и экологическую;  задачи  воспитания  –
формирование основных компонентов этих культур;
в сфере «Мир» – геосоциальную и интерсоциальную;
в сфере «Я  –  Сфера»  -  субъекта  материальных  и  духовных  потребностей,
учения, самовоспитания,  творчества,  психорегулятивную;  задачи  воспитания
выражаются в формировании здоровых потребностей,  умении  самообразования  и
самовоспитания, развития творческих способностей, умений  ставить  жизненные
цели, саморегуляции» (19, с.5-6).
Воспитательные подходы
      Идеи ненасилия породили интересные воспитательные  подходы.  Эти  идеи
все шире проникают в педагогику.
      Ненасилие и насилие,  –  этические  понятия,  характеризующие  способы
отношения человека к миру в целом, к  природе  ко  всему  живому,  к  другим
людям с позиции добра и зла как  нравственных  категорий,  регулирующих  его
жизнедеятельность.
      Насилие, как его обычно определяют, -  форма  принуждения  со  стороны
первой группы людей (одного человека) по отношению к другой  группе  (одному
человеку)  с  целью  приобретения  или  сохранения  определенных   выгод   и
привилегий, завоевания политического или другого господства.
       Насилие,  как  мы  его  понимаем,  -  это  идеологический,  жизненный
этический принцип, в основе которого лежит признание ценности всего  живого,
человека и его существования,  отрицающий  принуждение  как  способ  решения
политических,  экономических,  нравственных,  эстетических,   этнических   и
межличностных проблем и конфликтов.
       «Выделяют,   по   крайней   мере,   четыре   сферы   функционирования
общественного сознания, где  ненасилие  выступает  в  качестве  центрального
момента   мировоззренческой   системы:   религиозно-этическую,   философско-
этическую, общественно-политическую и психолого-педагогическую» (34, с.5).
      В  философско-этическом  ключе  концепция  ненасилия  анализируется  с
позиции отношения к злу. Здесь наибольшую известность получила  теория  Л.Н.
Толстого  «непротивления  злу  насилием».  Суть  ее  состоит  в  том,  чтобы
бороться со злом в человеке, одновременно любя его и  ненавидя  его  пороки.
Именно любовь выступает у него как  нравственный  критерий.  Чтобы  получить
любовь,  необходимо  одно  –  «…  отучить  себя  от  ненависти,   презрения,
неуважения, равнодушия ко всякому человеку. А это можно.  Я  сделал  в  этом
отношении так мало, а уже как будто получил  вперед  незаслуженную  награду»
(61, с. 279).
      В психолого-педагогическом плане концепция  ненасилия  реализовывалась
и реализуется в теориях гуманистической педагогики и психологии.  Наибольшую
известность здесь приобрели взгляды К.Н. Вентцеля, А.Маслоу, К.Рождерса, Ж.-
Ж.Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, Ш. Амонашвилли.
      Концепция ненасилия в педагогики тесно связана с  понятием  «свобода».
Понятие  свободы  является  центральным  в  гуманистически   ориентированной
педагогики,   однако   понималось   и   понимается   свобода   в   различных
педагогических течениях по-разному.
      Свобода как  обращенность  ребенка  к  собственному  опыту.  Одним  из
основоположников такого подхода  является  Жан-Жак  Руссо.  По  его  мнению,
свобода – одно из естественных прав  человека  и  никому  не  дано  отбирать
этого права. Ребенок должен сам извлекать уроки из естественных  последствий
своих поступков, что будет являться стимулом для  возникновения  правильного
представления о  том,  как  нужно  вести  себя  в  той  или  иной  ситуации.
Следовательно, воспитание – это ненасильственное  воздействия  взрослого,  а
средство свободной ориентации ребенка в окружающем мире.
      «Свобода как  самопроизвольная  деятельность  ребенка.  Такая  позиция
поддерживается  многими  представителями  свободного   воспитания,   которые
исходят из посылок приоритета биологических факторов в развитии личности.  В
качестве яркого  примера  можно  назвать  М.Монтессори.  Суть  ее  концепции
состоит в том, что школа должна  давать  простор  свободным  и  естественным
проявлениям личности ребенка. Учитель не должен вмешиваться  в  деятельность
ребенка, тем более настаивать на чем-то, заставлять прилагать усилия и  тому
подобное. По мнению Монтессори,  все,  что  должно  проявиться,  проявиться,
если этому не мешать. Фактически же получается,  что  ребенок  не  свободен,
разве  можно  говорить  о  свободе,  когда  признается,  что   все   заранее
запрограммировано наследственностью» (53, с. 14-15).
      Свобода как  действие  и  самостоятельное  творчество.  Основы  такого
понимания свободы были заложены Л.Н.Толстым. Он выступает за признание  прав
ребенка, вмешательство воспитателя в развитие убеждений и  характера  детей.
Основной   акцент   делается   на   естественно   складывающуюся   атмосферу
сотрудничества  между  учителем  и  учеником,  которое  полностью  исключает
принуждение. В полной мере эти идеи реализованы в концепции К.Н.Вентцеля.  В
качестве  основной  цели  воспитания  он  видит   освобождение   ребенка   и
представление   ему   всех   положительных   данных   для    развития    его
индивидуальности,  его  свободной  личности.  Говоря  об   основном   методе
воспитания, К.Н.Вентцель  отмечает,  что  этот  метод  должен  быть  методом
освобождения в ребенке творческих сил, методом пробуждения и  поддержания  в
нем духа искания, исследования творчества.
      Свобода как возможность осуществлять сознательные выборы.  Современные
теории гуманистической педагогики и психологии  базируются  на  положении  о
свободе как возможности  осуществлять  выборы.  По  мнению  К.Роджерса,  это
достигается лишь в том случае, если  человек  приобретает  способность  быть
самим собой, прислушивается к себе, принимать себя,  ориентироваться  не  на
мнение других, а на собственный опыт, в то же  время  научиться  понимать  и
принимать других. Нельзя людям навязывать что-либо, принуждая их делать  то,
что кажется кому-то необходимым.
       На  современном  этапе  в  отечественной  теории  и  практики   такое
понимание  свободы  можно  найти  у   педагогов-наваторов   (Ш.А.Амонашвили,
И.П.Волков, Е.Н.Ильин, С.И.Лысенкова, В.Ф.Шаталов  и  другие).  Практика  их
работы  показала,  что  достичь  высоких  результатов  в  сфере  обучения  и
воспитания  подрастающего  поколения  можно  только  в  том   случае,   если
максимально учитывать интересы  детей,  предоставлять  им  право  свободного
выбора, любить их и принимать их такими, какие они есть.
      Таким образом, анализ различных подходов к проблеме  свободы  показал,
что, несмотря на общепризнанность категории  свободы  в  различных  отраслях
науки, понимание ее, в  частности,  в  педагогике  достаточно  вариативно  и
отражает исходные концепции авторов.
      Какие же задачи призвана решать педагогика ненасилия?
      Здесь можно выделить два взаимосвязанных блока.
Задачи, связанные с воспитанием у  подрастающих  поколений  духа  ненасилия,
что включает в свою очередь три направления:
ненасильственное отношение к природе, ко всему живому;
гуманное  отношение  к  людям,  в  том  числе  и  к  самому   себе,   умение
ненасильственными  путями   разрешать   межличностные   и   внутриличностные
конфликты, развитие способности к принятию и пониманию другого человека.
Задачи,  связанные  с   гуманизацией   процесса   обучения   и   воспитания,
взаимодействие взрослых и детей:
гуманизация  существующих  форм  и  методов  работы  в  учебных   заведениях
различного уровня системы взаимоотношений взрослых и детей;
разработка и внедрение новых форм  и  методов  педагогической  деятельности,
построенных на основе идей ненасилия;
реформирование подготовки будущих педагогов в средних специальных  и  высших
учебных  заведениях,  формирование  у  них  таких   личностных   свойств   и
специальных умений, которые позволили бы им в дальнейшем  воспитывать  детей
в духе ненасилия и работать самим  без  использования  принуждения»  (43, с.
6).
      Особого внимания заслуживает вторая группа  задач.  Нельзя  у  ребенка
сформулировать  ненасильственное  отношение  к  другим  людям,   если   сама
педагогика в своей основе продолжает оставаться  на  авторитарных  позициях.
Поэтому важно, чтобы был гуманизирован сам  учебно-воспитательтный  процесс,
начиная с дошкольных учреждений и кончая высшей школой.
      «Гуманизация  –  это  переориентация  с  учебно-дисциплинарной  модели
педагогического взаимодействия на личностоно-ориентированную модель.  У  нас
же даже в  дошкольных  учреждениях,  как  показали  исследования  одного  из
участников VIII международной конференции «Воспитание  свободой  независимой
личности»,  до  35%  воспитателей  ориентированы  на   учебно-дисциплинарную
модель, и лишь 16% - на личностную модель взаимодействия» (34, с. 55).
      С  теоретической  точки  зрения  перспективы  педагогики  ненасилия  в
серьезном  и  глубоком  изучении  философских,   религиозных,   эстетических
аспектов ненасилия, в разработке, в конечном  итоге,  развернутой  концепции
ненасилия.
      В практическом отношении необходимость  вести  разработку  комплексных
программ по воспитанию и обучению в  духе  ненасилия,  а  также  специальных
программ по подготовке других учителей к  этой  работе,  обеспечив  их  всем
необходимыми методическими материалами.
       Интересен  подход:  показать  развитие  личности  ребенка  в  системе
культуры.  Такой  подход  в  дипломной  работе  представлен  исследователями
М.Мид, Н.В.Крыловой, Т.Савицкой, Г.Батуриной, Мещеряковой и других.
      Тому, что же такое культура поведения в обществе  и  как  сформировать
те  или  иные   ее   компоненты,   называемые   нами   базовыми,   посвящены
исследования, которые мы тоже не обошли вниманием. К  ним  относятся  работы
З.А.Барышниковой, Л.Л.Романовой,  Г.Батуриной,  Т.Кузиной,  Г.И.Железовской,
И.С.Левшиной, М.И.Мещеряковой, Л.А.Николаевой, О.С.Богдановой,  Р.Г.Гуровой,
Е.И.Шимбаревой и других.
Заключение
      Поиск путей повышения качества  высшего  педагогического  образования,
способов  интеграции  действующей  системы  в  мировой  педагогический  опыт
привел   высшую   педагогическую   школу   к   необходимости   перехода    к
многоуровневой  системе  образования.  Отличие  её  от  действующей  состоит
прежде всего в  восстановлении  человекообразующих  и  культуросозидательных
функций   педагогического   образования,    что    предполагает    приоритет
образовательных  программ  над  профессиональными,  отказ  от  традиционного
предметоцентризма, определение культурного  ядра  знаний,  создание  условий
для творческой самореализации личности.
      Целостный подход к решению этих  и  других  проблем,  возникающих  при
переходе к многоуровневой системе, предполагает разработку  новой  философии
педагогического  образования,  в  основе  которой   предположительно   лежит
целостный  образ  человека  -   выпускника   педагогического   университета,
интегрированного в культуру и способного  к  культуросообразному  устройству
жизни собственной и своих учеников, характерными чертами  которого  являются
свободомыслие, духовность, гуманность, креативность, адаптивность и др.
      «Культура личности –  это  комплекс  характеристик  (знаний,  качеств,
привычек,   способов   достижения   задуманного,   ценностных    ориентаций,
творческих  успехов),  который  позволяет  личности  жить   в   гармонии   с
общечеловеческой   национальной   культурой,   развивать   и   общество,   и
индивидуальное своеобразие своей личности.
      Каждая эпоха, каждый  этап  развития  общества  вносят  свои  акценты,
новое содержание в культуру личности.  Так,  за  долгие  годы  существования
социализма наша педагогика  стремилась  сформировать  всесторонне  развитую,
гармоническую личность. Возможно ли это? Мы не спорим с тем, что это  идеал,
к которому нужно стремиться,  высшая  цель  воспитания,  но  на  наш  взгляд
сформировать, или, точнее,  помочь  формированию  гармонической  личности  –
можно, а вот  сформировать  всесторонне  гармонически  развитую  личность  –
нельзя. Это просто невозможно, это химерическая идея.
      Куда более важнее сформировать у человека адекватное отношение к  себе
как  социальной  и  биологической  индивидуальности,  к  жизни  как   высшей
ценности.
      В связи с этим и должен вырабатываться базовый  минимум,  под  которым
понимается внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые  для
здорового неантагонического существования человека и окружающей  его  среды,
условия их гармоничного развития.
       Самоопределение  предполагает  и  самостоятельность,  и   позиционную
определенность, и программу действий для ее воплощения.  Основным  условием,
обеспечивающим действие этого механизма. Его  базой  является  наличие  сфер
самоопределения, выступающих обычно содержанием формирования  мировоззрения.
Таких сфер четыре – человек,  общество,  природа,  интегрированные  продукты
человеческой деятельности. Воспитание должно обеспечивать гармонию  человека
с самим собой через определение им гармонии  с  другими  людьми,  обществом,
природой, человеческой деятельностью. Именно достижение  гармонии  -  такова
веками вырабатываемая суть псих., нравственного здоровья человека.
ЛИТЕРАТУРА
Акимов  М.К.,  Козлова  В.Т.  Индивидуальность  учащегося  и  индивидуальный
подход. М., 1992.
Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. www.1september.ru/ru/
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа пе6дагогического  процесса.  М.Н.,
Университетское,1990.
Ангеловски           К.           Учителя            и            инновации.
http://www.nalnet.ru/~sc16/DOC/obxarmet.html
Батурина Г., Кузина  Т.  Традиционная  культура  воспитания  в  национальной
школе. Педагогика,1995,№2 ,с.122
Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика  художественного  образования
школьников. http://www.chat.ru/~dksnev/sborniki.htm
Беттельгейм Б. Образование и принцип реальности. Знание-сила. 1995, №4
Блонский       П.П.       Избранные       педагогические       произведения.
http://www.vspu.ru/Pedagogica/
Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. О субъективных факторах творческой  деятельности
человека. Педагогика, 1995, №3, с.19.
Бондаревская   Е.В.   Ценностыне   основания   личностно    ориентированного
воспитания. Педагогика, 1995,№4 с.29.
Борисенков В.П., Краевский В.В.,  Кутьев  В.О.,  Турбовский  Я.С.  Философия
образования. Педагогика,1995, № 4 с.3
Возчиков В. Возрождение духовности. Педагогика, 1995, №5 С.123.
Газман О.С. Базовая культура и самоопределение  личности.  Базовая  культура
личности:  теоретические  и  методологические  проблемы.  Сб.науч.  тр.  Под
ред.Газманова     О.С.     М.,      Изд.АПН      СССР,      1989,      с.150
http://www.chat.ru/~dksnev/sborniki.htm
Гараджа В.И. Культура, образование, религия. Педагогика,1995, № 5.
Железовская  Г.И.  Формирование  интеллектуальной  педагогической  культуры.
Педагогика, 1995, №2 с.55
Каган  В.  Где  начинается  «золотая  клетка»  (ребенок  и   психологическое
насилие). Знание-сила, 1995, № 10,11
Как построить свое Я. http://www.yspu.yar.ru/vestnik/index.html
Квятковский Е.В. В  поисках  путей  гуманизации  литературно-художественного
образования. Педагогика,1995,№6, с.41.
Лихачев Б.Т. Образование: идеология и политика. Педагогика,1995, №4, с.42
Маралов      В.Г.,      Ситаров      В.А.,       Педагогика       ненасилия.
http://runnet.dux.ru/enpp/newspapers/pg/pghome.html
Опыт     разработки     концепции     воспитания.     Р-на-Д.,1993,      Ч.1
http://www.vspu.ru/Pedagogica/
Савитская Т. Ребенок в культуре ХХ века. Знание-сила,1995,№4
Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. Прохоров  А.В.  М.,  Советская
энциклопедия, 1987, с.1600
Стрельницкая Л.П. Образование и идеология. Педагогика,1995, №6, с.117.
Сухомлинский         В.А.         Павлышская         средняя          школа.
http://www.yspu.yar.ru/vestnik/index.html
Толстой Л.Н. О народном образовании. Собрание соч. в 22-х т. Т.16. М.,1983.



смотреть на рефераты похожие на "Педагоги-новаторы"