Педагогика

Экологическое воспитание в этнопедагогике


              Московский  городской педагогический университет.
                        Факультет начальных классов.
                      Кафедра педагогики и психологии.



                         Реферат по этнопедагогике.

                 Экологическое воспитание в этнопедагогике.



                                       Исполнитель: студентка 5 курса очно-
                                       заочной формы обучения Ратникова А.
                                       А.
                                       Руководитель: Белозёров Г. Д.



                                   Москва
                                    2004
                                 Оглавление.
Введение.   3
Природа как фактор народного воспитания.     4
Педагогические воззрения на экологическое воспитание различных  народностей.
6
  Экологическое воспитание бурятского народа.     6
  Экологическое воспитание русского народа   7
  Экологическое воспитание чувашского народа.     8
  Экологическое воспитание в Литве.    8
  Экологическое воспитание в Германии. 9
Заключение. 10
Литература……………………………………………………………………….12



          Введение.

      В настоящее время требования экологической образованности  и  культуры
становятся неотъемлемыми качествами  общей  культуры  личности.  Всё  больше
внимания уделяется экологическому образованию,  формированию  экологического
сознания, экологической культуры.
      Интерес  к  экологической  проблематике  не  случаен.  Он   обусловлен
тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а  также
поиском  новых  путей  выхода  из  него.  Однако  технократическое  мышление
настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто  внешнее
по отношению к человеку, а не как то, что заключено  в  нём  самом.  Поэтому
формирование   экологического    сознания,    экологической    культуры    и
мировоззрения  личности  в  целом  должно   стать   первостепенной   задачей
экологического образования  и  воспитания.  Большую  роль  в  этом  процессе
играет  менталитет  общества.  Вместе  с  тем  в  разных   регионах   страны
экологическое воспитание обретает свою специфику под  влиянием  национальных
традиций, особенностей народов, проживающих на данной территории,  отношения
к природе родного края, реально сложившейся ситуации.  Рассмотрим  специфику
этих национальных традиций.



      Природа как фактор народного воспитания.

      Природа – один из важнейших факторов народной  педагогики,  она  –  не
только среда обитания, но и родная сторона,  Родина.  Природа  родины  имеет
неизъяснимую  власть   над   человеком.   Природосообразность   в   народной
педагогике порождена естественностью народного  воспитания.  Поэтому  вполне
правомерно вести речь об экологии как универсальной  заботе  человечества  –
экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека,  экологии
этнических образований. И самых маленьких в том  числе.  Русские  говорят  о
природе человека, о природном уме, и  в  этом  немало  смысла,  причём,  это
согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями  народной
педагогики – с естественностью народностью воспитания.
      Природа  –  это  и  двор  отцовского  дома,  и  Вселенная,  и  мировое
космическое пространство. Даже звёзды на небе родины  –  родные.  Достаточно
вспомнить их народные названия:  «Медведица»  (Большая  и  Малая),  «Млечный
путь». По звёздам, по их миганию, свечению,  цвету  предсказывается  погода,
по их расположению находится дорога к одному дому.
      Весь  традиционный  образ  жизни  определяется  родной  природой.   Её
разрушение  равносильно  разрушению  этносферы,  следовательно,   и   самого
этноса.  Природа  оказывает  огромное  влияние  на   формирование   личности
человека. Говоря «на лоне природы»,  русский  народ  очень  легко  определил
роль природы в жизни человека. Народ и природа, народность и  естественность
неразделимы. В их  единстве  –  высшая  гармония  жизни  на  земле.  Поэтому
учащихся,   несомненно,   нужно   знакомить   с   народными   экологическими
традициями. Однако, что нужно сделать, Чтобы  они  не  воспринимали  их  как
нечто устаревшее, а как личностно-значимое,  как  ориентиры  в  повседневном
отношении к природе?
      Необходим поиск такой системы методических подходов, приёмов,  средств
и форм работы, которая способствовала бы  формированию  эколого-гуманитарной
культуры молодых людей, включающей бесценный опыт народных традиций.
      К таким методическим подходам следовало бы отнести:
          . изучение  богатства  содержания  экологических  традиций  разных
            народов;
          .  систематическое,  целенаправленное   обращение   к   содержанию
            народных традиций;
          .  раскрытие  содержания  нравственных  понятий   через   народные
            экологические традиции;
          . интериоризацию учащимися экологических ценностей своего народа;
          . индивидуальную и коллективную природоохранную деятельность и др.
      Приведём  пример  использования  традиций  народной   педагогики   для
воспитания экологической культуры у учащихся.



      Педагогические  воззрения  на   экологическое   воспитание   различных
народностей.


      Экологическое воспитание бурятского народа.

      С древних времён буряты учили своих детей жить в согласии с  природой,
тому, что естественная среда обитания человека –  это  дом,  в  котором  всё
находится в соподчинении  и  взаимодействии.  Считалось,  что  природа  выше
всего. Она обожествлялась, так как человек каждый, стар и млад, без  неё  не
может  существовать.  Действительно,  без  чистого  воздуха,   воды,   диких
животных, даров природы и т. д. человек обречён.
      Воспитание уважительного отношения к окружающей среде проводилось  изо
дня в день. Древняя культура бурятского  народа,  как  материальная,  так  и
духовная,  способствовали  возникновению  определённых  требований   (табу),
рекомендаций  по   формированию   у   ребёнка   «щадящих»,   «дружественных»
определённых отношений с окружающей природой. Значение таких  табу  огромно.
Благодаря им сохранились многие виды растений и животных

      Экологическое воспитание русского народа


      Патриотизм – это, прежде всего, любовь к родной природе. Эта любовь не
требует шума, крикливости. Как сказал Булат Окуджава, патриотизм – дело
тихое и интимное. Настоящее чувство не бывает напоказ, оно сокровенно, т.
е. задушевно, свято хранимо. Прекрасный рассказ на эту тему написал Виталий
Бианки. Как-то сороку спросили, любит ли она свободу. Она замахала крыльями
и сказала: «Конечно! Солнце, воздух, простор, как это прекрасно!» И
спросили у волка, а он говорит: «Я что-то об этом не думал». Посадили их в
клетки, пришли через год, снова спрашивают. Спросили у сороки – она опять
говорит: «Конечно!» Подошли к волку, а он умер…

      Очаровательны  в  народном  творчестве  очеловеченные  образы  родины,
родной  природы:  дуб-батюшка,  Волга-матушка,  белая  черёмуха  в  девичьем
наряде, родник – «журавлиный глаз…»
      Замечательный ответ на вечный вопрос – что такое Родина, что значит  в
жизни ребёнка родная природа – рассказ К.  Д,  Ушинского  «Четыре  желания»:
«Уж как весело зимой! Что за прелесть эта весна!.. Я бы  желал,  чтобы  лету
конца не было! Осень – лучше всех времён года!» В то же время  этот  рассказ
– одно из лучших во  всём  мире  творений  оптимистической,  гуманистической
педагогики, опирающейся на народность. К.  Д.  Ушинский  является  одним  из
основателей  принципа  природосообразности.   Природосообразный   подход   в
воспитании  обеспечивает  гармоничный,  комплексный  подход  к  формированию
личности,  поскольку  природа  оказывает  комбинированное   воздействие   на
чувства,   сознание,   поведение   человека.   Принцип   природосообразности
обязательно  должен  учитываться  при  составлении  учебных  программ,   при
написании учебников. Сегодня, к сожалению, это осуществляется  не  в  полной
мере,   что   особенно   заметно   в   преподавании   в    школе    предмета
«Природоведение».

      Экологическое воспитание чувашского народа.

      Природа у чувашей называется «светлая погода»,  что  означает  средний
мир, ибо есть ещё верхний, где обитают боги и души святых, и  потусторонний,
нижний, тёмный.
      Опыт чувашского учителя русского языка Аркадия Айдака, почти  тридцать
лет возглавлявшего лучший в стране колхоз, представляется уникальным  именно
из-за особой его приверженности  к  народной  педагогике:  в  его  хозяйстве
оберегаются языческие храмы природы  –  вековые  дубы,  которым  поклонялись
предки; восстановлены священные родники, десятки озёр и  прудов;  созданы  в
соответствии с тысячелетними народными традициями заповедные  леса  и  рощи,
определены  зоны  тишины  и   покоя.   На   родину   возвратились   журавли…
Председатель, народный педагог-новатор, с  авторитетной  всесоюзной  трибуны
заявил, что родной язык спас селения,  люди  не  разбежались  по  земле,  не
стали кочевниками, бродягами, бомжами, родные обычаи  спасли  их  –  они  не
бездельниками, бессовестными… Всё в сёлах и  деревнях  колхоза  организовано
на  народно-педагогической,  народно-этической  основ.  Школы  тоже   делают
основную ставку на традиционную культуру воспитания.

      Экологическое воспитание в Литве.

      Природа  –  великий,  мощный  фактор   народного   воспитания.   Ничем
незаменимый, фактор  многосторонний,  многогранный.  Народные  педагоги  по-
разному  используют  природу  как  фактор  воздействия  на  личность.   Вот,
например, советы истинно народного литовского врача, педагога, психолога  К.
В. Динейки:  «Бодро  встаньте  на  коврик  лучезарной  природы.  Устремитесь
мысленно  ввысь!  Наслаждайтесь  гармонией  звёздных  миров,  пребывающих  в
вечном движении!
      Поклонитесь низко предкам! Выпрямитесь со светлыми мыслями о будущем!
      Насыщайте мозг и весь организм живительной струёй кислорода!
      Выдохните неприязнь и озабоченность! Будьте веселее и активнее!
      Уберите с лица пыль уныния! Улыбнитесь всепобеждающей жизни и  матери-
родине!
      А теперь идите, шагайте смело, радостно и стремительно».
      Школьной педагогике можно  было  бы  многому  поучиться  у  педагогики
народной, в том числе и в приучении детей к духовному  общению  с  природой.
Успехи школы Ромульдаса Ленгвинаса в Дотнуве (Литва) во  многом  объясняются
близостью его педагогической  системы  к  природе,  народным  педагогическим
традициям. Без своего – чужого не поймёшь.

      Экологическое воспитание в Германии.

      В лесном ресторанчике «Монашеский дворик» недалеко от  Эльгерсбурга  в
Германии  в  левом  переднем  углу  можно  прочесть  сокровенные   слова   –
посетители читают их про  себя  и  потом  повторяют  как  молитву:  «Человек
нуждается в каком-либо своём, родном местечке. Это место  может  быть  очень
маленьким, но о нём человек может сказать: смотрите  вокруг,  всё  это  моё.
Здесь я живу, здесь я люблю. Здесь я нахожу отдохновение. Здесь моя  родина.
Здесь я дома». Надо специально подбирать подобные тексты  на  разных  языках
для оформления школьных и классных помещений. Они – как диалоги,  как  мысли
и голоса веков.



          Заключение.

      Итак, экологическое воспитание в этнопедагогике имеет гораздо  большее
значение, чем было  принято  считать  до  сих  пор  в  школьной  педагогике.
Последняя могла бы многое заимствовать из народного опыта, причём не  только
в преподавании природоведения в начальной школе.
      Народная экология содержит  в  себе  большой  потенциал  для  развития
познавательных процессов  детей,  их  трудового  и  физического  воспитания.
Народ, относя себя к  компонентам  природы,  вследствие  тесного  и  частого
контакта  владел  массой  тонких  наблюдений  над  природными  явлениями   и
закономерностями, постигал их сущность.
      Рассмотрение потенциальных возможностей экологических традиций народов
в воспитании учащихся показывает,  что  они  являются  действенным  фактором
разностороннего развития детей.



  Литература.

   1. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов  средних  и  высших
      педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,
      1999. – 168 с.
   2. Николаева Е. К. Использование народных экологических традиций как один
      из         аспектов         формирования          эколого-гуманитарной
      культуры.//Этнопедагогика  –  педагогика  жизни:  Сборник   материалов
      международной конференции, посвящённой  75-летию  профессора,  доктора
      педагогических наук, заслуженного деятеля науки  Российской  Федерации
      Мукаевой Очир Джогаевны – Элиста: АПП Джангар, 2001. – С. 248-250.
   3. Цыремпилон А. Б. Экологические традиции бурятского народа  как  фактор
      разностороннего  воспитания  учащихся.//Этнопедагогика  –   педагогика
      жизни: Сборник материалов международной конференции,  посвящённой  75-
      летию профессора, доктора педагогических  наук,  заслуженного  деятеля
      науки Российской Федерации  Мукаевой  Очир  Джогаевны  –  Элиста:  АПП
      Джангар, 2001. – С.250-252.





смотреть на рефераты похожие на "Экологическое воспитание в этнопедагогике"