Педагогика

Модульное задание

                         Министерство образования РФ
                                    ОГПУ
                               Оренбург – 1998
                                   Работа
                                по педагогике
                             Выполнила: студентка 25 группы МиИ

                             Проверила: Насырова М.Б.

                         Анализ концепции школы №43.

      Структура концепции:
     1. введение, посвященное анализу актуальных проблем школы;
     2. реформа системы школы: цели и задачи школы; структура средней школы;
        содержание  среднего  общего  образования;  педагогический  процесс;
        проблемы воспитания;
     3.  условия  обновления  школы:  современный  учитель,   демократизация
        управления; педагогическая наука.
      Во введении концепции дан анализ факторов, вызвавших обновление школы.
Среди них  -  ускорение  темпов  научно-технической  революции;  радикальные
изменения  экономического  механизма;   демократизация   общества;   высокая
степень  информированности  общества;  необходимость   формирования   нового
экономического    мышления.    Подчеркивается    важность    воспитания    с
производительным  трудом  на  основе  дифференцированного  обучения.  Дается
критика  негативных  явлений  в  школе:   командно-административные   методы
руководства,  остаточное  финансирование  и  слабая  материально-техническая
база.
      В  концепции  осуществлен  анализ  противоречий:  между  потребностями
общества в людях с развитыми способностями и  отсутствием  дифференциации  в
обучении.  Формулируются  основные  принципы  перестройки  школьного   дела:
гуманизация, дифференциация, демократизация.
      В этой концепции дается критическая оценка положения дел в школе  и  в
принципах ее обновления. Она нацеливает  на  преемственность  и  взаимосвязь
между общим обучения и специальным. Это объясняется  тем,  что  в  концепции
подчеркивается значение для средней школы дифференцированного обучения.
      Далее следует блок проблем перестройки педагогической  системы  школы.
Просматриваются  три  момента.  Во-первых  -  среднее  образование  призвано
заложить  основы   всестороннего,   гармоничного   развития   личности,   ее
высоконравственной гражданской  позиции.  Во-вторых  -  идеал  всестороннего
развития на каждом  этапе  жизни  общества  обогащается.  В-третьих  -  цели
воспитания, обучения, развития конкретизируются на  всех  ступенях  среднего
общего образования. Также подчеркивается, что в средней  общеобразовательной
школе необходимо создать условия для всемерного развития  творческих  сил  и
способностей личности каждого ученика.
      Рассматривая подход к целям и задачам в концепции можно заметить,  что
авторы опираются на идею  всестороннего  и  гармоничного  развития  личности
ребенка. Подчеркивается связь между развитием  индивидуальных  способностей,
дарования личности и дифференцированного обучения.
      Принципиальной важной особенностью подхода  к  структуре  современного
общего среднего образования является введение в ее состав звена  дошкольного
воспитания. Это объясняется тем, что дошкольный возраст  имеет  определенное
значение для последующего развития человека.
      Начало обучения в первой ступени предусматривается с  6  -  7  лет,  в
зависимости от состояния здоровья, желания родителей и т.п.  Вторая  ступень
школы толкуется как основная, которая как бы  завершает  общеобразовательную
подготовку,  но  не   является   полноценной   общеобразовательной   школой,
поскольку не обеспечивает молодежи права поступления в ВУЗ.
      Третья   ступень   средней    школы    рассматривается    с    позиции
дифференцированного обучения на основе интересов, способностей  и  дарований
школьников.   Здесь   рассматривается   глубокая   дифференциация.   В   ней
подчеркивается большая доля учебного времени  должна  быть  отдана  изучению
предметов по выбору.  Меньшая  доля  -  общеобразовательным  интегрированным
курсам,   т.е.   эти   курсы    имеют   очень   общий    общекультурный    и
общеобразовательный  характер.  Происходит  следующие:  учащийся,  избравший
гуманитарный профиль больше уже никогда не встречается  с  математикой  даже
на уровне обыкновенной школы; а школьник, увлекшийся  физико-математическими
направлениями, навсегда расстается с  более  или  менее  глубоким  освоением
проблем современной биологии.  Эту  концепцию  можно  охарактеризовать   как
профильно-предпрофессиональную,   а   не   общеобразовательную   подготовку.
Концепция удаляется от общеобразовательного характера.
      Специально рассматривается проблемы  содержания  образования.  Основой
содержания среднего образования является фундаментальные знания  о  природе,
обществе,  технике,  человеке.  Следует  заметить,  что  в  концепции  особо
подчеркивается необходимость включения в содержания образования  информатики
и вычислительной техники, в связи с компьютеризацией современной жизни.
      Что касается педагогического процесса, то в концепции делается  акцент
на гуманизацию отношений между  учителем  и  школьниками;  на  необходимость
творческого развития личности, формирования ее отношений к миру.  Обращается
внимание на необходимость в новых условиях всестороннего систематического  и
научно обоснованного  изучения  школьников,  их  склонностей,  потребностей,
способностей.
      Заключительная часть блока проблем перестройки педагогической  системы
школы посвящена  вопросам  обновления  воспитания.  В  концепции  признается
идеал  всестороннего  развития  личности;  воспитания  в  коллективе   путем
организации  разнообразной  деятельности;  демократизации  жизни  школы;  ее
тесную  связь  с  обновляющейся  общественной  жизнью.  Авторы  концепции  в
организации воспитания исходят  из  понятия  "социального  опыта  учащихся",
практически отождествляя его с непосредственным участием  молодежи  в  жизни
общества.  Понятие  "социальный  опыт",  приобретаемый   за   счет   прямого
включения учащихся в социальные преобразования.  Это  полное  отождествление
воспитания и жизни в известной  мере  растворяет  педагогический  процесс  в
социальном  опыте,  размывает  понятие  его  целенаправленности,   специфики
организационных форм и методов взаимодействия.
      Завершается концепция  блоком  проблем,  касающихся  основных  условий
обновления  школы.  Среди  них  на  первом  месте  проблема  учителя  -  его
подготовки, духовного состояния и материального положения.  В  концепции  не
только  признается  ведущая  роль  учителя  в   обновлении   школы,   но   и
обрисовываются черты личности учителя. Среди  них  -  идейная  убежденность,
образованность и  культура.  Широко  поставлены  вопросы  улучшения  условий
труда и быта учителя, повышения его заработной платы.
      Следующим решающим условием  обновления  жизни  школы  авторы  считают
перестройку  управления  народным  образованием.  Описывается  необходимость
перехода  от  государственного  к  государственно-общественному  управлению,
создания   в   этих   целях   демократических   институтов   и   утверждения
децентрализации.  В  концепции  подчеркивается,   что   перестройка   работы
средней, специальной школы невозможна без опоры на педагогическую науку.

                        Анализ стиля общения учителя.

      Существуют наиболее распространенные стили педагогического общения:
1. На основе увлеченности совместной творческой деятельностью
1. На основе дружеского расположения
1. Общение - дистанция
1. Общение - устрашение
1. Общение - заигрывание
      Проанализируем стиль общения учителя физики школы №43, который вошел в
число Соросовских учителей 1995 г.
      Система общения складывается следующим образом:
      Учитель интересуется личностью школьника. Взаимодействие происходит не
только на уроках, но и вне их. Вне урока учитель ведет разговоры  не  только
о предмете, школе, но и на отвлеченные темы, интересуясь жизнью  школьников.
Поэтому существует контакт между педагогом и детьми.
      На уроках преобладает стремление обучить, а  не  передать  информацию.
Учитель строит взаимоотношения с детьми не избирательно. Старается  включить
в работу весь класс. Преобладает индивидуальный подход  к  каждому  ученику:
не требует от данного ученика   больше чем  он  может,  чувствуя  настроение
школьника. Вначале урока старается включить в работу  эмоциональных  лидеров
класса. После этого к общению на уроке подключаются и остальные.
      Учитель на уроках не когда не  отвлекается,  все  время  находится   в
общении и взаимодействии с  классом.  Очень  четко  чувствует  партнеров  по
общению. Тонко воспринимает психологическую атмосферу в классе.
      Педагог   направленно   и   последовательно   действует   на    основе
спланированного плана, но обращает внимание на изменяющиеся  обстоятельства.
Учитель не  придерживается  строго  стандартного  содержания  темы.  Находит
более интересные и нужные  для  данного  класса  интерпретации.  Учитель  не
делает себя главным и  единственным  инициатором  педагогического  процесса.
Все исходит не только от педагога: вопросы, задачи, суждения и  т.п.,  но  и
от учащихся. Очень часто на уроках ученики  начинают  спорить  и  доказывать
свои идеи и предположения, а учитель ненавязчиво  направляет.  Иногда  после
таких  уроков  ученики  еще  несколько  дней  самостоятельно  ищут   решение
заинтересовавшей их проблемы: остаются в лаборатории, подходят  с  вопросами
к учителю и т.п.
      Ученики воспринимают педагога как учителя,  а  не  как  равного  себе,
которым  можно  пренебрегать.   Учитель   не   позволяет   себе   проявление
эмоционального отношения к  тому  или  иному  ученику,  будь  то  неприязнь,
злость, обида или же восхищение, любовь.
      Вывод: На основе выше описанного можно сделать вывод, что  преобладает
общение на основе дружеского расположения с  элементами  общения  на  основе
увлеченности совместной творческой деятельности.
      Дружеское  расположение  -  важнейший  регулятор  общения  вообще,   а
делового педагогического общения особенно.

       Программа эксперимента по теме: "возбуждение интереса школьника
                               к информатике".

      Цель: выявить и теоретически обосновать условия  возбуждения  интереса
ученика к информатике в школе.
      Задачи:
Изучить социологическую, психолого-педагогическую литературу,  опыт  учебных
заведений по решению данной проблемы.
определить основы и выявить условия возбуждения интереса учащихся.
разработать теоретические рекомендации по возбуждению интереса  школьника  с
помощью "ТРИЗ"
      Методы: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент.
      Гипотеза:  возбуждение  интереса  школьника  в  условиях  школы  будет
успешным, если:
     1. поддерживать в ученическом  коллективе  необходимую  для  творчества
        атмосферу;
     2. избегать неодобрительной оценки творческих попыток;
     3. поощрять свободу, самостоятельность, инициативу, идею;
     4. формировать изобретательскую деятельность учеников;
     5. формировать потребность в изобретательской деятельности.
      Программа содержит только теоретическую часть.
                ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.
      Рассмотрим наиболее ценные идеи и  методы  "ТРИЗ".  Метод  активизации
творчества -  метод  фокальных  объектов,  состоящий  в  том,  что  признаки
выбранных объектов переносят на данный объект, в результате чего  получаются
необычные сочетания.  Рассматривая  эти  сочетания  и  развивая  их,  иногда
удается прийти к оригинальным идеям.
      Также можно предложить пятиуровневую  шкалу  решения  изобретательских
задач.  В  задачах  первого  уровня  объект  (устройство  или   способ)   не
изменяется (лишь усиливаются какие-либо функции). На  втором  уровне  объект
изменяется, но не сильно. На третьем уровне  объект  изменяется  сильно,  на
четвертом он  меняется  полностью,  а  на  пятом  меняется  вся  техническая
система, в которую входил объект.
      При  разработке  методов  и  приемов  решения  изобретательских  задач
проанализировано большое число реально существующих патентов и  изобретений,
что  делает  технологию  "ТРИЗ"  достаточно  практичной  и  эффективной  для
обучения.
      Некоторые приемы устранения технических противоречий:
     4. принцип дробления объекта на части;
     5. принцип универсальности,  совмещения  функций  (например,  ручка  от
        портфеля одновременно служит эспандером);
     6. принцип матрешки (один объект размещен внутри другого);
     7. принцип динамичности объекта (характеристики объекта должны меняться
        так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы);
     8. принцип замены электронной системы  на  механическую,  акустическую,
        оптическую или другую.
      Задача  заключается  не  в   подготовке   школьника   для   выполнения
стандартных операций, а в воспитании творческих личностей.

                           Проект учебного плана.

      Учебный план - это сертификат учебного заведения, определяющий:
продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;
полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении;
распределение предметов по годам обучения;
количество часов по каждому предмету за все время  обучения  и  на  изучение
предмета в каждом классе;
количество часов в неделю на изучение каждого предмета.
      Опишем проект учебного плана класса с уклоном на изучение математики и
информатики (с 4 класса по 11 класс).
пусть продолжительность учебного  года,  длительность  четвертей  и  каникул
соответствует общепринятым;
основные: русский язык, литература, алгебра, геометрия, физика,  астрономия,
информатика, труд, история, биология, химия, география, МХК  (музыкальная  и
художественная культура), рисование, черчение, физкультура, английский  язык
(именно английский, потому что в информатике используется только  английский
язык).

                                    [pic]



                          Технология анализа урока.

|  |Деятельность учителя                                    |Деятельность      |
|  |организаторская   |обучающая         |воспитательная    |ученика           |
|  |Выполнение        |Реализация        |Нравственная и    |Уровень           |
|  |намеченного плана |принципа научности|мировоззренческая |познавательной    |
|  |урока             |                  |направленность    |активности        |
|  |Эффективность и   |Четкость          |Формирование      |Наличие интереса к|
|  |целесообразность  |осуществления     |общеучебных       |уроку, предмету   |
|  |использования     |принципа          |навыков           |                  |
|  |наглядности и ТСО |наглядности       |                  |                  |
|  |Реализация        |Реализация        |Работа над        |Степень           |
|  |основных          |принципа          |культурой речевого|самостоятельности |
|  |психологических и |прочности,        |поведения         |                  |
|  |гигиенических     |осознанности,     |                  |                  |
|  |требований        |системности ЗУНа  |                  |                  |
|  |Наличие           |Соблюдение        |Влияние урока на  |Умение вычленять  |
|  |эффективной       |принципов         |интелектуальное   |ведущие цели в    |
|  |обратной связи с  |прочности,        |развитие ученика  |учебном материале |
|  |учащимися         |осознанности,     |                  |                  |
|  |                  |посильности       |                  |                  |
|  |Уровень           |Реализация        |Соблюдение        |Уровень           |
|  |педагогического и |принципа          |физических и      |аналитических     |
|  |методического     |проблемности      |гигиенических     |умений и навыков  |
|  |мастерства        |                  |требований        |                  |
|  |Уровень оформления|Осуществления     |Эффективность     |Развитие навыков  |
|  |документации к    |принципа связи    |использования     |коллективной      |
|  |уроку (журнал,    |теории с практикой|принципа связи    |работы            |
|  |тетради, план     |                  |обучения с жизнью |                  |
|  |урока)            |                  |                  |                  |
|  |Качество речи     |Оптимальность     |Эстетическое      |Развитие речевых  |
|  |(темп, дикция,    |выбора и степень  |воздействие урока |орфографических и |
|  |образность,       |достижения главной|на учащихся       |др. навыков       |
|  |эмоциональность,  |цели              |                  |                  |
|  |выразительность   |                  |                  |                  |
|  |правильность и    |                  |                  |                  |
|  |т.д.)             |                  |                  |                  |
|  |Рациональное      |Правильность      |Использование     |Умение работать на|
|  |использование     |выбора методов и  |воспитательных    |доске             |
|  |времени урока     |форм обучения     |возможностей      |                  |
|  |                  |                  |оценок            |                  |
|  |Педагогическая    |Контроль за ЗУНом |Стиль руководства |Организованность и|
|  |культура, такт,   |                  |учениками         |дисциплинированнос|
|  |внешний вид       |                  |                  |ть                |
|  |учителя           |                  |                  |                  |
|  |Соблюдение правил |Оптимальность     |Воспитательное    |Внешний вид       |
|  |охраны труда      |домашних заданий и|значение личности |учащихся          |
|  |                  |эффективность     |учителя и его     |                  |
|  |                  |доведения их до   |деятельности на   |                  |
|  |                  |учащихся          |уроке             |                  |


      Если эффективность урока 75-80%, то проведен он отлично,  если  –  65-
75%,  то  урок  проведен  хорошо,   если   ниже   65%   то   урок   проведен
удовлетворительно.

                              Самоанализ урока

      Рассмотреть:

     1. ЦЕЛЬ УРОКА, ПОСТАВЛЕННУЮ УчИТЕЛЕМ  (ТРИЕДИНАя  ЦЕЛЬ:  ВОСПИТЫВАЮЩАя,
        ОБУчАЮЩАя, РАЗВИВАЮЩАя).
     2. Реальность ее выполнения в границах данного урока, ее связи с целями
        предыдущих уроков.
     3. Определить тип урока, его  соответствие  содержанию,  влияние  этого
        соответствия на формирование конечного результата.
      I этап урока: – (приветствие учителя, общее состояние класса, проверка
отсутствующих, установка  внимания).  Соответствие  приемов  воздействия  на
класс дидактической задаче.
      II этап – фронт. Проверка домашнего задания, соответствуют ли   методы
проверки содержанию домашнего задания, качество выполнения.
      III этап – индивидуального учета знаний  (уровень  развития  мышления,
технические навыки, вплоть до умения ребят вести себя у доски).

      Рассмотреть:

     6. СТРУКТУРУ ВОПРОСОВ УчИТЕЛя И ЕГО ВЛИяНИЕ НА СТРУКТУРУ УчАЩЕГОСя;
     7.  соответствие   вопросов   общим   задачам   обучения,   воспитания,
        возможности учеников;
     8. связь между ответами ученика и объективностью оценки;
     9. связь между ответами учителя стимулировать ответ ученика и качеством
        этого ответа;
    10. способствует ли форма организации деятельности всех учащихся  класса
        индивидуальной работе с  вызванным  к  доске  учеником  и  насколько
        эффективное влияние оказывает индивидуальная работа  с  учеником  на
        групповую или фронтальную.
    11. отношение учителя к ошибкам ученика.

      Вывод:

      КАК ТАКАя РАБОТА ПОЗВОЛяЕТ СДЕЛАТЬ ВЫВОД  О  ТОМ,  НАСКОЛЬКО  РЕАЛЬНЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ  ДАННОГО  ТИПА  СООТВЕТСТВУЕТ  ЭТАЛОННОЙ  ДИДАКТИчЕСКОЙ  ЗАДАчЕ  И
ВЛИяЕТ НА СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП УРОКА.
      IY этап – подготовка к восприятию нового материала.
      Критерии этапа:
    12. интерес учащихся;
    13.   организационная   четкость   познавательной    деятельности,    ее
        целенаправленность;
    14. практическая значимость материала и учебной проблемы.
      Y этап – усвоение новых знаний.

      Критерии:

    15. СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИя ТРЕБОВАНИяМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ;
    16. умение учителя выделить наиболее важное;
    17. научность, доступность, обоснованность;
    18. связь учебного материала с жизнью;
    19. плотность урока, познавательная активность;
    20. воспитывающая, развивающая ценность учебного материала.

      Методы:

    21. СООТВЕТСТВУЮТ АКТИВАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕяТЕЛЬНОСТИ УчАЩИХСя.

      Реальный результат

    22. ПОНИМАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА УчАЩИМИСя;
    23. речь учащихся, умение анализировать и синтезировать,  самостоятельно
        применять знания;
      YI этап  -  анализ  этапа  информации  учащихся  о  домашнем  задании,
подведение итогового урока.
    24. объем домашнего задания;
    25. соответствие;
    26. дифференцированный подход;
    27. психологический настрой учащихся.

      4 правила задавания на дом:

     1. ОТВОДИТЬ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМя;
     2. задавать при полном внимании учащихся;
     3. содержание должно быть понятным всем;
     4. разъяснять так, что  бы  было  понятно,  что  нужно  сделать  и  как
        сделать.

      Общие выводы по уроку:

     1. КАчЕСТВО ЗНАНИЙ;
     2. уровень воспитанности  и  развитости  учеников,  связь  с  триединой
        дидактической целью;
     3. умение идти от части к целому или наоборот;
     4. от свойства к самому предмету;
     5. от процесса к причине и наоборот.

      Дать  общую  оценку  урока,  сформировать  предложения   обусловленные
сроками исполнения.



смотреть на рефераты похожие на "Модульное задание"