Педагогика

Подготовка школьников к общению


                                                       Реферат по педагогике
                                                    студентки III курса МГЛУ
                                                      304 а/в факультета ГПН
                                                               Яншиной Марии



                            Подготовка школьников
                                  к общению



        Подготовка  школьников  к  общению  понимается  как  формирование  у
школьников  интеллектуальной,  психической   и   социальной   готовности   к
эффективному участию в общении и освоение способов  практической  реализации
этой готовности.
        Оптимальным временем подготовки человека к общению является  детство
и школьные годы. В этом возрасте человек наиболее  восприимчив  к  обучению,
как  правило,  легко  и  наиболее  устойчиво  усваивает  установки,  умения,
стереотипы в сфере общения.
        В том  или  ином  аспекте  вопросы  подготовки  и  обучения  общению
затрагивают   различные   дисциплины:   этику,    психологию,    театральную
педагогику, психотерапию, теорию управления и  др.  В  силу  специфики  этих
предметов их данные не  могут  быть  прямо  перенесены  в  сферу  воспитания
школьников, но могут быть использованы в ней в модифицированном виде.
        Подготовка  к  общению  предполагает   определенную   дифференциацию
учащихся  по  полу  и  возрасту,  по  мере   успешности   их   общения,   по
характерологическим свойствам. Работа по  подготовке  школьников  к  общению
должна вестись в расчете на всех учащихся и на тех из  них,  кто  испытывает
особые трудности в общении. И в том и  в  другом  случае  эта  работа  имеет
специфическое содержание, а иногда и формы,  в  зависимости  от  возраста  и
пола ребят.
        Обучение школьников общению включает в себя сообщение им необходимых
теоретических знаний в соответствии с возрастными возможностями  учащихся  и
организацию  практики  общения  в  жизнедеятельности  коллектива.  Сообщение
теоретических знаний может  осуществляться  в  форме  специальных  бесед,  в
процессе инструктажа  школьников,  которым  предваряется  введение  в  жизнь
коллектива  новых  форм  общения  учащихся,  а  также  в  процессе   анализа
проведенных мероприятий и жизни коллектива.
        Обучение общению школьников, испытывающих особые  трудности  в  этой
сфере, осуществляется с помощью более глубокого ознакомления  их  с  теорией
общения,  анализа  трудностей  в  общении  и   выявления   их   причин   (на
психологически доступном уровне).
        В  опорных  школах  для  этих  ребят  организовывались   специальные
групповые занятия по  обучению  приемам  общения,  им  старались  обеспечить
особую позицию в процессе жизнедеятельности коллектива, в которой они  могли
приобрести соответствующий опыт.
        Работа по подготовке школьников к общению включает в себя  несколько
аспектов: развитие  определенных  особенностей  мышления  и  речи  учащихся,
формирование у  них  определенных  социальных  установок  и  коммуникативных
умений.
        Согласно взглядам психологов, за  стадией  решения  проблем  следует
стадия,  характеризующаяся  способностью  находить   и   ставить   проблемы.
Свойства этой ступени развития  интеллекта  –  нестандартный  подход  к  уже
известным проблемам: умение включать частные проблемы в более общие  и  т.д.
Однако этой стадии в развитии интеллекта достигают не  все  старшеклассники.
Поэтому важным аспектом подготовки школьников к  общению  является  развитие
определенных способностей мышления учащихся, которые, по данным  психологов,
играют важную роль в сфере общения  личности:  открытости  (дивергентности),
гибкости    (флексибильности),    нестандартности    ассоциативного    ряда,
внутреннего плана действий.  Все  эти  свойства  непосредственно  связаны  с
умением человека видеть проблемы.
        Названные особенности мышления проявляются, развиваются и  важны  не
только для функционирования личности в сфере общения, но и в  других  сферах
ее жизнедеятельности. Развиваются эти особенности мышления в  процессе  всей
жизнедеятельности личности и являются  продуктом  постановки  всего  учебно-
воспитательного процесса.
        Вторым важным аспектом подготовки  к  общению  является  развитие  у
школьников свободного владения  речью,  что  предполагает  наличие  большого
запаса слов, образность  и  правильность  речи,  точное  восприятие  устного
слова и точную передачу идей партнеров своими  словами,  подготовленность  к
выделению из услышанного  существа  дела,  корректную  постановку  вопросов,
краткость и точность формулировок ответов на вопросы  партнеров,  логичность
построения  и   изложения   высказывания,   определенный   уровень   речевой
антиципации (предвосхищения).
        Развитие свободного  владения  речью  реализуется  согласно  учебным
программам во всех классах в процессе обучения.
        Важнейшим  аспектом   подготовки   учащихся   к   общению   является
формирование у них социально ценных установок в сфере общения:  отношения  к
каждому партнеру по общению как к цели, а  не  как  к  средству;  интерес  к
самому процессу общения, а не только к его результату; отношение  к  общению
как к диалогу, а не монологу; терпимость  к  мелким  недостаткам  партнеров;
терпимость к идеям партнера; ориентация на то, чтобы в процессе  общения  не
только получать самому, но и как можно больше отдавать партнерам.
        Формирование  социальных  установок  в  сфере   общения   становится
реальным  тогда,  когда  оно  осуществляется   в   процессе   всей   учебно-
воспитательной работы школы и непосредственно связано  с  теми  установками,
которые реализуют педагоги в своем общении с учащимися.
        Эффективным путем формирования социальных установок учащихся в сфере
общения является такая распространенная форма организации  жизнедеятельности
ученических коллективов, как собрание  (которое  в  этих  целях  в  массовой
практике не используется). Всякое собрание выполняет  функцию  коммуникации,
т.е. обмена информацией  между  его  участниками.  В  связи  с  этим  особое
внимание  должно  уделяться  тому,  чтобы  школьники   учились   слушать   и
уважительно относиться к высказываемым на собрании суждениям, ясно  и  четко
излагать собственные точки зрения. Второй функцией  собрания  можно  считать
переработку информации, что требует от учащихся умения  обсуждать  проблему,
подбирать и излагать аргументы “за” и “против”. Третья –  функция  поведения
– требует от учеников умения тактично по содержанию и сдержанно по  стилю  и
тону  излагать  свои  взгляды;  терпимо  относиться  к   идеям   оппонентов;
определенной  степени  эмоциональной   вовлеченности   в   процесс   решения
проблемы, стоящей перед собранием.
        Эффективным способом формирования и (что особенно  важно)  изменения
социальных установок учащихся в сфере общения является групповая  дискуссия.
Суть ее состоит в том, что с группой школьников организуется обсуждение  тех
или иных конкретных проблем,  возникающих  в  процессе  общения,  конфликтов
между партнерами  с  целью  поисков  решений.  Процесс  групповой  дискуссии
выглядит следующим образом:  1)  определение  и  формулировка  проблемы;  2)
рассмотрение фактов, из  которых  она  вытекает;  3)  подбор  критериев  для
оценки решения; 4) рассмотрение и оценка  решений;  5)  рассмотрение  шагов,
которые нужно предпринять для реализации найденного решения.
        Эффективность  групповой  дискуссии  во  многом  зависит  от  умения
педагога вызвать  учащихся  на  дискуссию  и  руководить  ею,  т.е.  ставить
стимулирующие  вопросы,  обеспечивать  своевременную  поддержку  участникам,
формулировать  выводы  дискуссии.  Педагог  при  этом  выступает  и  в  роли
участника дискуссии, т.е.  сам  вносит  в  дискуссию  конструктивный  вклад.
Метод групповой  дискуссии  дает  большой  эффект,  ибо  позволяет  учащимся
проявить собственную точку зрения, обогатиться  информацией,  получить  опыт
участия в поиске решения проблемы в группе. Кроме того, ход  дискуссии  дает
возможность школьникам как бы взглянуть на  себя  со  стороны,  примерить  к
своему поведению  эталоны  и  нормы,  внести  некоторые  коррективы  в  свои
представления о себе и своем поведении в процессе общения.
        Формирование социальных установок должно основываться  на  специфике
возрастных  типов  общения  школьников.  Однако  в   процессе   исследования
обнаружилась необходимость двойного учета этой  специфики  –  актуального  и
предвосхищающего. С одной стороны, у  школьников  каждой  возрастной  группы
надо  формировать  установки  в  сфере  общения,  исходя  из  специфики   их
возрастного типа общения.  С  другой  –  у  каждой  возрастной  группы  надо
формировать установки, которые характерны для последующих возрастных типов.
        Особым разделом работы по подготовке школьников к  общению  является
развитие и формирование у них коммуникативных умений: а)  умения  переносить
известные школьнику знания и навыки,  варианты  решения,  приемы  общения  в
условия новой ситуации, трансформируя их в  соответствии  со  спецификой  ее
конкретных условий; б) умения находить решения коммуникативной  ситуации  из
комбинации уже  известных  школьнику  идей,  знаний,  навыков,  приемов;  в)
умения создавать новые способы и конструировать  новые  приемы  для  решения
конкретной коммуникативной ситуации. Эти основные умения  конкретизировались
в процессе опытно-экспериментальной работы. Были  выделены  несколько  групп
коммуникативных умений:
        1. Умение ориентироваться  в  партнерах,  т.е.  определять  характер
человека, его настроение; читать экспрессию поведения  партнеров,  верно  ее
истолковывать. Безусловно, по отношению к школьникам речь идет  о  доступной
каждому возрасту мере овладения этими умениями.
        2. Умение ориентироваться в отношениях  в  возможными  партнерами  и
между ними, т.е. в  соотношении  своего  и  их  половозрастного  и  ролевого
статусов – в степени близости и в мере доверительности.
        3. Умение ориентироваться в ситуации общения. Важность этого  умения
определяется  главным  образом  тем,  что  правила  общения  диктуются   той
конкретной ситуацией, в  которой  оно  происходит.  И  хотя  любая  ситуация
уникальна для  партнеров,  тем  не  менее  все  они  могут  быть  сведены  к
некоторым большим группам, каждая из которых  регулируется  зафиксированными
в общественной практике символическими системами.
        Умение ориентироваться в  ситуации  предполагает  в  первую  очередь
обучение  школьников  установлению  контактов   в   имеющейся   ситуации   с
желательными или необходимыми с  деловой  точки  зрения  партнерами;  умение
создавать   ситуацию   общения   с   конкретными   партнерами;   входить   в
наличествующую ситуацию общения; находить  темы  для  общения  в  каждом  из
названных  случаев.   Школьник   должен   уметь   различать   виды   общения
(межролевое, межличностное), формы общения (в группе, в коллективе) и  уметь
выбрать адекватный способ взаимодействия с партнерами.
Литература.
Куписевич. Основы общей дидактики. М., 1986.
Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980
Дидактика средней школы. Под ред. Скаткина М.Н. 2-е изд. М., 1982



смотреть на рефераты похожие на "Подготовка школьников к общению "