Педагогика

Педагогическая система К. Д. Ушинского




             Московский Педагогический Университет им. Крупской
                 Факультет Технологии и Предпринимательства



                       Реферат по педагогике на тему:
                  «Педагогическая система К. Д. Ушинского»



                                                                Выполнил:
                                Кудрин Е.Е  .

                                       42  группа



                            Москва 2001



Константин Дмитриевич Ушинский  - Педагог-демократ,  основоположник  научной
педагогики в России. Родился  с  г.  Туле,  в  семье  небогатого  дворянина-
помещика.  Раннее  детство  прошло  под  влиянием   матери,   которая   сама
руководила первоначальным обучением сына. Гимназическое образование  получил
в  Новгород-Северской  гимназии  Черниговской  губернии.   После   окончания
юридического факультета Московского университета (1844)  был.  оставлен  при
нем для  подготовки  к  магистерскому  экзамену.  Через  два  года  назначен
исполняющим обязанности профессора энциклопедии законоведения в  Ярославский
юридический лицей. В конце 1849 г.   уволен  из  лицея  за  отказ  исполнять
унизительные  требования  учебного  надзора  за   содержанием   преподавания
(предоставление подробных программ лекций с точным  указанием  источников  и
др.). За год до увольнения на торжественном заседании  в  Ярославском  лицее
К. Д. Ушинский произнес речь «О камеральном образовании», которая в  том  же
году была издана в Москве (1848).
Переселившись в Петербург, К. Д. Ушинский не мог найти себе педагогической
работы. Нужда вынудила его поступить мелким чиновником в Министерство
внутренних дел по департаменту иностранных исповеданий (1850—1854). Служба
Ушинского в должности помощника столоначальника департамента не могла
удовлетворить его ни материально, ни морально. С 7552 г. он занялся
журналистикой, сотрудничал в «Современнике» (до 1854 г.), а затем в
«Библиотеке для чтения» (до 1856 г.). В ноябре 1854 г. благодаря содействию
директора Гатчинского сиротского института, знавшего К. Д. Ушинского по
Ярославскому лицею, он получил место преподавателя, а потом инспектора
этого института.
Редактор журнала «Библиотека для чтения» попросил Ушинского перевести
несколько английских педагогических статей, которые произвели «страшный
переворот» в его понятиях и убеждениях. С этого момента он решил посвятить
себя «исключительно педагогическим вопросам». А библиотека бывшего
инспектора Е. О. Гугеля, оставленная институту, познакомила его с
произведениями западноевропейских педагогов.
Начавшееся общественное движение  в  России  в  60-х  гг.  оказало  решающее
влияние на становление Ушинского как педагога. В  «Журнале  для  воспитания»
он  публикует  статьи:  «О  пользе  педагогической  литературы»  (1857),  «О
народности в общественном воспитании» (1957), «Три элемента школы» (1858).
   Уже в первый год работы в Гатчинском сиротском институте К.  Д.  Ушинский
пришел к выводу о  том,  что  необходимо  по-новому  поставить  обучение  в
начальных  классах.  Оно  должно  быть  пропедевтикой'  к  систематическому
школьному учению. В этом плане он преобразовал постановку учебной работы.
        Литературно-педагогическая  и  практическая  деятельность  Ушинского
принесла ему славу лучшего  педагога.  Разносторонне  и  высокообразованный
педагог,  К.  Д.  Ушинский  построил  педагогическую  систему   на   основе
достижений  современной   ему   науки,   уделил   серьезное   внимание   ее
материалистическому направлению.
   К. Д. Ушинский — один из создателей  общественной  педагогики,  ставившей
целью воспитание человека — гражданина-демократа, тесными узами  связанного
с трудящимися массами, с народной, демократической культурой.
   Огромный вклад внес К. Д. Ушинский в  разработку  педагогических  проблем
физического,  трудового,  нравственного,  патриотического  и  эстетического
воспитания.
  В педагогической системе К.  Д.  Ушинского  значительное  место  занимало
учение о  содержании  школьного  обучения,  проблемы  соотношения  науки  и
учебного предмета. Он  глубоко  раскрыл  педагогическое  значение  принципа
наглядности, его роль  в  развития  умственных  сил  ребенка.  Дидактика  и
методика К. Д. Ушинского были  направлены  против  зубрежки  и  схоластики,
против пассивности детей в обучении.  Он  предложил  новый,  более  широкий
учебный план для народной школы, в  центр  которого  был  поставлен  родной
язык..
Когда в начале 60-х гг. заговорили о женском  образовании  и  преобразовании
закрытых женских учебных заведений-институтов, то к этой  новой  для  России
работе  был  приглашен  Ушинский.  Будучи   преподавателем   и   инспектором
Смольного института в Петербурге (1859—1862), он сократил срок обучения с  9
до! лет, сравнял курс  «благородного»  и  «неблагородного»  отделений,  ввел
новый учебный план со сравнительно небольшим количеством учебных  предметов,
сосредоточенных вокруг родного языка, а не французского, как было  до  него,
ввел предметные уроки, опыты  по  физике.  После  семи  классов  был  введен
двухлетний педагогический класс (в первый год изучалась педагогика наряду  с
общеобразовательными предметами,  во  второй  —  проходилась  педагогическая
практика). Были приглашены в институт новые педагоги (В.  И.  Водовозов,  А.
Н. Модзалевский, Д. Д. Семенов и др.).
   Министерство  народного  просвещения  задумало   обновить   ведомственный
«Журнал Министерства народного просвещения» и поручило К. Д. Ушинскому  его
редакцию  (1860).  Больше  года  Ушинский  пытался  придать  этому  журналу
преимущественно педагогическое направление, разработал программу и проспект
издания. В июльском номере журнала была помещена статья Ушинского  «Труд  в
его психическом и воспитательном значении» (1860).
  За  время  работы  инспектором  Смольного  института   вокруг   Ушинского
образовался  кружок  единомышленников.  На  педагогических  вечерах  в  доме
инспектора по четвергам они говорили  о  новостях  тогдашней  литературы,  о
государственных реформах, но больше всего  спорили  об  учебных  программах,
методах,  разных  педагогических  взглядах  и  системах.  Здесь  обсуждалась
составленная К.  Д.  Ушинским  книга  для  классного  чтения  «Детский  мир»
(1861).
Преобразования Ушинского в Смольном институте, его разностороняя
педагогическая деятельность, успехи и слава вызвали у явных и скрытых
недоброжелателей желание избавиться от педагога-реформатора. На имя
попечителя Смольного института С. С. Ланского была направлена жалоба,
поддержанная попечителем. Клеветническое обвинение вызвало протест
Ушинского, однако ни протест, ни безупречная служба не спасли от
увольнения, хотя и смягчили его положение: он был командирован за границу
для изучения постановки женского образования с сохранением прежнего
жалованья.
   Пребывание Ушинского за границей (1862—1861)  было  использовано  им  для
плодотворной научно-педагогической работы. В Швейцарии он составил  учебные
книги «Родного слова» для 1-го и 2-го годов обучения с  «Руководством»  для
преподавания по этим книгам, написал  главный  труд  «Человек  как  предмет
воспитания» (два тома и материалы к третьему), а также ряд статей  в  форме
педагогических писем из Швейцарии.
   К. Д. Ушинский  глубоко  изучал  опыт  европейской  начальной  школы,  ее
организацию, программы и методики преподавания. Однако он хорошо понимал  и
признавал, что свой курс элементарного  обучения  Россия  должна  построить
сама  в  силу  своеобразия  ее  исторических  особенностей   и   социально-
политических условий. Книга «Родное слово» предлагала такой курс начального
обучения для детей 8—10-летнего  возраста.  Задача  элементарного  обучения
состояла прежде всего в том,  чтобы  научить  ребенка  сознательно  владеть
родным языком с первых дней обучения. Эта задача по  «своей  первостепенной
важности для всего развития человека должна составлять одну  из  главнейших
забот воспитания». Родной язык — одно из важнейших выражений народности. На
ее основе вместе с религией (православием) строится вся система воспитания.
Только народ является устроителем  и  распорядителем  своей  школы.  Таковы
взгляды Ушинского  на  народную  школу  и  роль  в  ней  родного  языка.  В
теоретическом труде «Человек как  предмет  воспитания»  к  числу  важнейших
врожденных свойств души  он  относит  стремление  к  деятельности  (материя
инертна, душа деятельна) .
   По своим философским  и  психологическим  взглядам  К.  Д.  Ушинский  был
реалистом, отбирал то, что считал истинным, не считаясь,  к  какому  лагерю
мыслителей  принадлежит  тот  или  иной  факт  —   единственное   основание
истинности. Все, что изучено  путем  опыта,  точных  методов  исследования,
может служить предметом науки,  считал  он.  В  основе  науки  лежит  закон
причинности. Вера  в  личную  свободу  человека  составляет  основу  всякой
практической деятельности, направленной на будущее, подчиненной  какой-либо
цели. Отсюда Ушинский делал вывод, что педагогика  (теория  воспитания)  не
наука, так как воспитание основано на  свободе  человека  и  направлено  на
будущее. Педагогика — это искусство, опирающееся  на  знание  человека  «во
всех отношениях». Без изучения психологии педагогу крайне  трудно  находить
правильные пути воспитания.
   За несколько месяцев до смерти, находясь в  Крыму  на  лечении,  Ушинский
посетил Симферополь,  где  проходил  учительский  съезд  (1870).  Ему  была
устроена бурная овация. Учительство  воздавало  должное  великому  русскому
педагогу.
   Хотя  философско-психологические  взгляды  К.  Д.  Ушинского  во   многом
устарели, его педагогические идеи и  практические  нововведения  (в  женском
образовании, учебных книгах  и  др.)  имели  важное  значение  для  развития
отечественной педагогики и практики начального образования.
К. Д. Ушинский один из основоположников отечественной педагогики и народной
школы. Его трудами была создана стройная педагогическая система, а
теоретические положения ее реализованы в учебных книгах, по которым учились
многие поколения русского народа.





смотреть на рефераты похожие на "Педагогическая система К. Д. Ушинского "