Педагогика

Роль и место I четверти 5 класса в системе занятий по ИЗО

         Роль и место I четверти 5 класса в системе занятий по ИЗО.

    Главная цель преподавания ИЗО в школе – формирование духовной  культуры
личности  учащегося,  ознакомление  с  народным,  национальным   и   мировым
художественным  наследием,  развитие  потребности  в  постоянном  общении  с
произведениями искусства и в посильном художественном  преобразовании  мира.
Значительную роль в достижении данной цели играет I четверть 5 класса.
    В процессе обучения решаются следующие задачи:
    закреплять представления о принципах построения композиции произведений
    декоративно-прикладного характера, о цветовом решении композиции;
    развивать   художественно-образное   мышление,   художественный   вкус,
    творческое воображение;
    закреплять  умения  и  навыки  школьников  по  передаче  конструктивных
    особенностей и пропорций животных; развивать наблюдательность, образное
    мышление, фантазию;
    закреплять умения и навыки детей по  передаче  состояния  и  настроения
    природы с помощью композиционного и цветового решения;
    развивать творческие способности в композиции;
    воспитывать любовь к природе и способность видеть ее красоту;
    закреплять навыки по стилизации реальных  форм  живой  природы,  умение
    лаконично и выразительно передавать  элементы  пейзажа  в  декоративной
    композиции;
    развивать умение эстетического восприятия окружающей среды,  интерес  к
    творческой деятельности;
    совершенствовать умения  и  навыки  работы  с  природными  материалами,
    повторить принципы и приемы создания композиций из засушенных растений,
    отдельных цветов, листьев, плодов;
    закреплять умения учащихся передавать в  рисунке  особенности  формы  и
    пропорции объектов изображения,  моделировать  объем  цветом,  изменять
    цвет поверхности предметов в зависимости от цвета источника  освещения,
    передавать цвет в тенях;
    закреплять умения и навыки передачи в рельефном изображении пропорций и
    конструкции объектов.
                      Планирование I четверти 5 класса

    1-й урок.

    Вид занятий: аппликация.
    Тема урока: Осенние цветы.
    Задачи: закреплять  представления  о  принципах  построения  композиции
             произведений  декоративно-прикладного  характера,  о   цветовом
             решении композиции;
             развивать художественно-образное мышление, художественный вкус,
             творческое воображение.
    Оборудование: иллюстрации со стилизованным изображением цветов;
                    плотная белая бумага, цветная бумага, ножницы, клей.
    Межпредметные связи: ДПИ.

                              Структура урока.
   1. Организационная часть.
   2. Вступительная беседа.
   3. Объявление новой темы.
   4. Объяснение и показ наглядности.
   5. Самостоятельная работа учащихся.
   6. Просмотр работ.
   7. Итог урока.
                                 Ход урока.
    Урок  начинается  с  беседы  об  осенних  цветах,  об  особенностях  их
изображения в произведениях декоративно-прикладного искусства.  Натуральные,
природные формы в них стилизуются, приближаясь к геометрическим.
    Объяснение  методов  работы  над  композицией  проводится  при   помощи
рассмотрения наглядности, вывешенной на классной  доске.  Учитель  указывает
на то, что декоративные композиции обычно  симметричны,  в  них  наблюдается
чередование определенных геометрических форм, цветовая  палитра  ограничена.
После объяснений учащиеся приступают к самостоятельной работе.
    В  конце  урока  работы  просматриваются,  обсуждаются  и  оцениваются.
Подводится итог.

    2-й урок.

    Вид занятий: изображение.
    Тема урока: В заповеднике.
    Задачи:   закреплять   умения   и   навыки   школьников   по   передаче
             конструктивных особенностей  и  пропорций  животных;  развивать
             наблюдательность,  образное  мышление,  фантазию;   воспитывать
             любовь и бережное отношение к природе.
    Оборудование: открытки, иллюстрации с  изображением  животных;  бумага,
                    тушь, перо, шариковая ручка с черной пастой.
    Межпредметные связи: природоведение.

                              Структура урока.
          1. Организационная часть.
          2. Объявление новой темы.
          3. Беседа с рассмотрением иллюстраций.
          4. Самостоятельная работа учащихся.
          5. Выставка работ.
          6. Итог урока.
                                 Ход урока.
    Урок начинается с объявления учителем новой темы.
    В  ходе  беседы  детям  задаются  вопросы  о  том,  какие  национальные
заповедники  есть  на  территории  нашей  республики,  с  какой  целью   они
создаются, каких обитателей заповедников знают дети.
    Во время рассмотрения иллюстраций учитель обращает  внимание  детей  на
особенности  строения  и  пропорции  животных,  на  композиционные   моменты
решения темы. После этого учащиеся приступают к выполнению задания.
    В конце урока  проводится  выставка  работ  учащихся,  подводится  итог
урока.

    3-й урок.

    Вид занятий: изображение.
    Тема урока: Солнечное утро.
    Задачи: закреплять умения  и  навыки  детей  по  передаче  состояния  и
             настроения  природы  с  помощью  композиционного  и   цветового
             решения;
             развивать творческие способности в композиции;
             воспитывать любовь к природе и способность видеть ее красоту.
    Оборудование: репродукции картин художников, слайды;
                    запись музыки П.И.Чайковского «Времена года»;
                    бумага, гуашь, акварель.
    Межпредметные связи: природоведение, музыка.

                              Структура урока.
          1. Организационная часть.
          2. Вводная беседа по новой теме.
          3. Рассмотрение репродукций, слушание музыки.
          4. Самостоятельная работа учащихся.
          5. Просмотр работ.
          6. Итог урока.
                                 Ход урока.
    Урок начинается с беседы о прекрасном в природе, о состояниях природы в
разное время года и суток. Изменения в погоде напрямую влияют  на  состояние
природы. Эти перемены могут быть удивительно быстрыми  и  способны  изменить
общую тональность пейзажа в считанные минуты.
    Чтобы дать возможность учащимся испытать это на себе и вдохновить их на
активную творческую деятельность, используется магнитофонная  запись  музыки
Чайковского, цветные диапозитивы и репродукции картин И.И.Левитана  «Золотая
осень», Дж.Гамильтона «Лунный свет», У.Хомера «Закат в Глостере»,  А.Куинджи
«Ночь на Днепре» и др. Учитель указывает на  влияние  цветовых  отношений  в
передаче состояния и настроения природы. После этого  ученики  приступают  к
работе.
    В конце урока работы просматриваются  и  обсуждаются,  подводится  итог
урока.

    4-й урок.

    Вид занятий: коллаж.
    Тема урока: Золотая осень.
    Задачи: закреплять навыки по стилизации реальных  форм  живой  природы,
             умение лаконично и выразительно передавать элементы  пейзажа  в
             декоративной композиции;
             развивать умение  эстетического  восприятия  окружающей  среды,
             интерес к творческой деятельности.
    Оборудование:  иллюстрации  с  изображением  стилизованных  форм  живой
                    природы;
                    цветная бумага, ткань, тесьма, нитки, ножницы, клей.
    Межпредметные связи: ДПИ, природоведение.

                              Структура урока.
              1. Организационная часть.
              2. Вступительная беседа.
              3. Объявление новой темы.
              4. Объяснение и показ наглядности.
              5. Самостоятельная работа учащихся.
              6. Просмотр работ.
              7. Итог урока.
                                 Ход урока.
    Урок начинается с беседы об особенностях изображения форм живой природы
в произведениях декоративно-прикладного  искусства.  Натуральные,  природные
формы в них стилизуются, приближаясь к геометрическим.
    Объяснение  методов  работы  над  композицией  проводится  при   помощи
рассмотрения наглядности, вывешенной на классной  доске.  Учитель  указывает
на то, что декоративные композиции обычно лаконичны и  выразительны,  в  них
наблюдается чередование определенных геометрических форм.  После  объяснений
учащиеся приступают к самостоятельной работе.
    В  конце  урока  работы  просматриваются,  обсуждаются  и  оцениваются.
Подводится итог.

    5-й урок.

    Вид занятий: флористика.
    Тема урока: Цветочная композиция.
    Задачи:  совершенствовать  умения  и   навыки   работы   с   природными
             материалами, повторить принципы и приемы создания композиций из
             засушенных растений, отдельных цветов, листьев, плодов.
    Оборудование: белая и цветная бумага, засушенные растения, клей.
    Межпредметные связи: природоведение.

                              Структура урока.
          1. Организационная часть.
          2. Объявление новой темы.
          3. Беседа по новой теме.
          4. Самостоятельная работа учащихся.
          5. Выставка работ.
          6. Итог урока.
                                 Ход урока.
    Урок начинается с объявления учителем новой темы.
    В ходе беседы дети вспоминают, что  такое  флористика,  какие  основные
принципы и приемы создания композиций из  засушенных  растений:  для  темных
растений выбирается светлый фон и наоборот; растения укладываются от края  к
центру; крупные темные  цветы  располагают  внизу,  а  небольшие  светлые  –
вверху. После того, как ученики составят эскизы композиций, они переходят  к
практической работе.
    В конце урока работы просматриваются  и  обсуждаются,  подводится  итог
урока.

    6-й урок.

    Вид занятий: изображение.
    Тема урока: Осенний натюрморт.
    Задачи: закреплять умения учащихся  передавать  в  рисунке  особенности
             формы и  пропорции  объектов  изображения,  моделировать  объем
             цветом, изменять цвет поверхности предметов  в  зависимости  от
             цвета источника освещения, передавать цвет в тенях.
    Оборудование: постановка натюрморта;
                    бумага, гуашь, акварель.
    Межпредметные связи: природоведение.

                              Структура урока.
          1. Организационная часть.
          2. Вступительная беседа.
          3. Объявление новой темы.
          4. Самостоятельная работа учащихся.
          5. Просмотр работ.
          6. Итог урока.
                                 Ход урока.
    Урок начинается с  беседы  об  особенностях  передачи  объема  и  формы
предметов при помощи цвета. Учащиеся  вспоминают,  как  передается  цвет  на
свету, в тенях.
    Учитель объявляет  новую  тему,  и  ученики  приступают  к  изображению
натюрморта с натуры.
    В  конце  урока  работы  просматриваются,  обсуждаются  и  оцениваются.
Подводится итог.

    7-й урок.

    Вид занятий: изображение.
    Тема урока: Краски земли.
    Задачи: совершенствовать навыки по стилизации и  геометризации  мотивов
             реальной формы, по декоративному обобщению цвета и  ограничению
             цветовой палитры;
             учить композиционному равновесию при  асимметричном  заполнении
             плоскости.
    Оборудование: бумага, фломастеры, акварель, гуашь, цветные карандаши.
    Межпредметные связи: ДПИ.

                              Структура урока.
          1. Организационная часть.
          2. Объявление новой темы.
          3. Беседа по новой теме.
          4. Самостоятельная работа учащихся.
          5. Выставка работ.
          6. Итог урока.
                                 Ход урока.
    Урок начинается с объявления учителем новой темы.
    В  ходе  беседы  учащиеся  вспоминают  такие  особенности  декоративных
композиций,  как  стилизация  и  геометризация   мотивов   реальной   формы,
ограниченная  цветовая  палитра,  уравновешенность,  асимметричность.  После
этого учащиеся составляют эскиз  для  гобелена,  батика,  вышивки,  чеканки,
витража. После того, как ученики составят эскизы композиций,  они  переходят
к практической работе.
    В конце урока работы просматриваются  и  обсуждаются,  подводится  итог
урока.

    8-й урок.

    Вид занятий: лепка.
    Тема урока: В гостях у природы.
    Задачи: закреплять умения и навыки  передачи  в  рельефном  изображении
             пропорций и конструкции объектов.
    Оборудование: пластилин.
    Межпредметные связи: природоведение.

                              Структура урока.
          1. Организационная часть.
          2. Объявление новой темы.
          3. Беседа по новой теме.
          4. Самостоятельная работа учащихся.
          5. Выставка работ.
          6. Итог урока.
                                 Ход урока.
    Урок начинается с объявления учителем новой темы.
    Во время беседы учащиеся повторяют приемы и способы  лепки,  составляют
свою рельефную композицию и приступают к практической деятельности.
    В  конце  урока  работы  просматриваются,  обсуждаются  и  оцениваются.
Подводится итог.

    9-й урок.

    Вид занятий: на выбор.
    Тема урока: Моя родина.


смотреть на рефераты похожие на "Роль и место I четверти 5 класса в системе занятий по ИЗО "