Педагогика

Методические условия обоснования и выбора формы организации обучения учащихся литературе в 5-7 классов

             ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



                                         Кафедра истории и теории педагогики



                                   РЕФЕРАТ

    «Методические условия обоснования и выбора формы организации обучения
                     учащихся литературе в 5-7 классов»



                                                   Выполнил: студент  группы
                                                        Л-3-3а Винькова В.К.

                                                   Проверил: Гузенко И.Г.



                                ЛИПЕЦК – 2002


                                 СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………..3
1. Какие основные  формы  и  виды  обучения  можно  выделить  в  современной
педагогической   науке   с   целью   обучения   литературе   учащихся    5-7
классов………………….4
2.  По  какой   причине   современные   дидактические   принципы   позволяют
значительно активизировать учебный процесс в 5-7 классах…………………………………..7
3. Какие методологические условия влияют на выбор      формы  и  организации
обучения литературе в 5-7 классах?…………………………………………………………………9

Заключение…………………………………………………………..10


Список использованной литературы………………………….11



                                  Введение


Любая деятельность состоит из трех частей:
ориентировочно-мотивационной;
операционально-исполнительной;
рефлексивно-оценочной.
Отсутствие первой части  превращает  деятельность  в  хаотическое  скопление
отдельных действий без ясной и  осознанной  цели,  когда  человек  не  видит
личностного  смысла  в  совершаемых  действиях,  не  воспринимает   их   как
значимые, важные, необходимые для себя. Отсутствие же  третьей  части  также
приводит к потере цели деятельности, поскольку у  человека  не  сформирована
при  этом  способность  оценить  свое  поэтапное  продвижение  к   желаемому
результату, возможность его достижения,  перспективы  и  последствия  своего
поведения   в   дальнейшем.   Успешность   деятельности,   возможность    ее
корректировать,     развитие     своих     творческих     способностей     и
самосовершенствование  в  целом  становятся  весьма   затруднительными   при
отсутствии или невысоком уровне сформированности рефлексии.
Поэтому  учебная  деятельность,  как  и  любая  другая,  должна  обязательно
содержать все три указанных компонента  и  важнейшая  задача  образования  -
научить учащихся строить свою  деятельность  как  полноценную,  разумную,  в
которой все три части сбалансированы,  достаточно  развернуты,  осознанны  и
полностью осуществлены. При этом имеется в виду, что  все  действия,  в  том
числе контроль и оценку, осуществляет сам обучаемый.

Какие  основные  формы  и  виды  обучения  можно  выделить   в   современной
педагогической науке с целью обучения литературе учащихся 5-7 классов?



                               Формы обучения
В литературе по педагогике часто путают понятия  метода  и  формы  обучения.
Дадим следующие определения:
Форма - характер ориентации  деятельности.  В  основе  формы  лежит  ведущий
метод.
Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью  решения
задач.
Формы  обучения  бывают  конкретными  (урок,  дом.  работа,   факультативные
занятия, курсовые, консультации, доп. занятия,  формы  контроля  и  т.п.)  и
общими.
Рассмотрим некоторые из форм более подробно.
Урок -  коллективная  форма  обучения,  которой  присущи  постоянный  состав
учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация  учебной  работы
над одним и тем же для всех учебным материалом.
Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика  во  многом
зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения,  а
также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это  позволяет
говорить о методическом разнообразии уроков,  которые,  однако,  могут  быть
классифицированы по типам:
   1. уроки-лекции (практически - это монолог учителя на заданную тему, хотя
      при известном мастерстве  учителя  такие  уроки  приобретают  характер
      беседы) ;
   2.  лабораторные  (практические)  занятия  (такого  рода   уроки   обычно
      посвящены отработке умений и навыков);
   3. уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);
   4. комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме:
повторение  пройденного  -  воспроизведение  учащимися   ранее   пройденного
материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д.
освоение  нового  материала.  На  этом  этапе  новый   материал   излагается
учителем, либо “добывается” в процессе  самостоятельной  работы  учащихся  с
литературой.
отработка навыков и умений применения  знаний  на  практике  (чаще  всего  -
решение задач по новому материалу);
выдача домашнего задания.
Факультативные занятия как форма  обучения  были  введены  в  конце  60-х  -
начале 70-х гг.  в  процессе  очередной  безуспешной  попытки  реформировать
школьное образование. Эти занятия  призваны  дать  более  глубокое  изучение
предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто  используются  для
работы с отстающими обучаемыми.
Домашняя работа - форма организации обучения,  при  которой  учебная  работа
характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя.
Внеклассная  работа:  олимпиады,  кружки  и  т.п.,   должны   способствовать
наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.


                                Виды обучения
Существует множество подходов к классификации  видов  обучения.  В  реферате
будет рассмотрено одно из них: традиционное обучение.


                            Традиционное обучение
Этот вид обучения является  самым  (на  сегодняшний  день)  распространенным
(особенно - в средней школе) и представляет собой обучение знаниям,  умениям
и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка.  Этот
вид обучения обладает целым рядом  недостатков,  которые  будут  рассмотрены
ниже в  сравнении  с  двумя  другими  видами  обучения.  В  настоящее  время
традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами  обучения,  т.к.
определяются другие требования к личности и процессу ее  развития  в  школе.
Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма, основанная на  мнении,
что  можно  определить  достаточный  для  успешной  жизнедеятельности  запас
знаний и передавать его ученику, себя исчерпала.
Во-первых, увеличение научных знаний не может обойти  и  школу,  проецируясь
на содержание учебных дисциплин. Во-вторых, учителя, сохраняя ориентацию  на
передачу, а не  на  самостоятельное  освоение  необходимых  ученику  знаний,
повышают требования к объему усвоенных учеником знаний.  В-третьих,  попытки
учителей, школы предусмотреть различные варианты  жизнеопределения  учеников
и обеспечить их необходимым  запасом  знаний  также  ведут  к  увеличению  и
усложнению учебного материала. Все  это  приводит  к  перегрузкам  учеников.
Отсюда  можно  сделать  вывод,  что  в  условиях  сегодняшнего   дня   школе
необходимо от информационной ориентации перейти к  личностной  и  преодолеть
большую  инертность  традиционного  обучения  в  преподаваемых  дисциплинах.
Этому и служат развивающее и дистанционное (соответственно) обучение.

По какой причине современные дидактические  принципы  позволяют  значительно
активизировать учебный процесс в 5-7 классах?


Дидактика – отрасль научного знания, которая изучает  и  исследует  проблему
образования и обучения.

     Нужно вести образовательный процесс к тому,  чтобы  обучающиеся  больше
приобретали знания  самостоятельно,  формировали  у  себя  в  ходе  обучения
психологическую, теоретическую и практическую готовность к самообразованию.
     Впервые термин «дидактика» ввел а научный оборот В.Ратке.
«Дидактика»  -  от  греч.  didaktikos  –   «поучающий»   или   didaktiko   –
«изучающий».
     Задачи дидактики:
описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации;
разрабатывать  более  совершенную  организацию  процесса   обучения,   новые
обучающие системы, новые технологии обучения.
     Для реализации этих задач дидактика использует  философию,  психологию,
возрастную психологию и кибернетику.
      Традиционную  дидактическую  систему  связывают  с  именем   немецкого
ученого  И.Ф.Гербарта.  Целью  обучения  для   нее   является   формирование
интеллектуальных умений,  представлений,  понятий  и  теоретических  знаний.
Основополагающий принцип традиционной дидактической системы основывается  на
том, что организация обучения и весь  порядок  в  учебном  заведении  должны
формировать морально-сильную личность.
     В педоцентрической концепции главная роль в обучении  отводится  учению
–  деятельности  ребёнка.   Педоцентрическая   дидактика   строит   процессы
обучения, исходя из потребности, интересов и способности ребёнка.
     Одной  из  острых  проблем  современной  дидактики  является   проблема
классификации методов обучения. В настоящее время нет  единой  точки  зрения
по этому вопросу.
Распространенной  является  классификация  методов  обучения  по   источнику
получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:
  а) словесные  методы  (источником  знания  является  устное  или  печатное
слово);
  б) наглядные методы  (источником  знаний  являются  наблюдаемые  предметы,
явления, наглядные пособия);
  в) практические методы (учащиеся получают знания  и  вырабатывают  умения,
выполняя практические действия).

Какие методологические условия влияют на выбор формы и организации  обучения
литературе в 5-7 классах?

     История развития и становления методов  обучения  весьма  разнообразна.
Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе,  обратили  внимание
на огромное разнообразие видов деятельности учителей и  учащихся  на  уроке.
Эти виды деятельности они и стали называть методами обучения. Разные  авторы
выделяют разное количество методов обучения, дают  им  крайне  разнообразные
наименования. Но, несмотря на различные определения, даваемые этому  понятию
отдельными дидактами и  методистами,  общим  является  то,  что  большинство
авторов  склонны  считать  метод  обучения  способом   организации   учебной
деятельности.
     В педагогической практике  метод  выступает  как  упорядоченный  способ
деятельности по достижению учебно-воспитательных целей.
При этом способы обучающей деятельности  учителя  (преподавание)  и  способы
учебной  деятельности  учащихся  (учение)  тесно  связаны  между   собой   и
находятся во взаимодействии.



                                 Заключение.

     Метод обучения – категория историческая. Так как ни один из методов  не
является универсальным, хороших результатов  в  дидактической  работе  можно
достичь только при использовании многих методов. Но для того, чтобы  учитель
мог  воспользоваться   многообразием   методов   обучения,   необходимо   их
упорядочить, привести в определенную систему.
     Влияние  оценок  учителя  на  формирование  личности  ребенка,  на  его
отношение к себе, к другим и других к нему трудно переоценить.



                      Список использованной литературы:


Кан-Калик В. Л., Никандров П. Г «Педагогическое творчество»,
 М. 1990.
Симонов В. П., «Диагностика личности и профессионального мастерства
педагога», М., 1985.
Демакова И. Д., «С верою в ученика», М., 1989.
Мижериков В. А., Ермоленко М. Н., «Введение в педагогическую профессию.
Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений», М., 1999.
«Педагогика»/Под ред. профессора П. И. Пидкасистого, М., 1996.




смотреть на рефераты похожие на "Методические условия обоснования и выбора формы организации обучения учащихся литературе в 5-7 классов "