Политология

Внешняя политика СССР в конце 30-х, начале 40-х годов


Содержание:
1. Введение……………………………………………………….…2
2. Советский Союз в условиях роста военной опасности……..4
3. Мюнхенское соглашение и позиция СССР……………………6
4.     Международные     отношения     СССР     с     Англией,     США     и
   Францией…………………………………………….…………..8
5. Внешнеполитическое положение СССР на востоке……….13
         а) Бои у реки Халхин-Гол……………………………...….…………..13
        б)Советско-японский пакт о нейтралитете……………...………...14
6. Советско-германские отношения…………….………………15
          а)Советско-германский   пакт    о    ненападении    и    секретный
протокол…………………………………………………………….………..16
       б)Угроза войны перед Советским Союзом…………..……………….18
7. Заключение……………………………………….……………..20
8. Документы……………………………………………………..22
9. Список литературы……………………………………….….22

                                                Введение

      Размышляя о самой кровопролитной  в  истории  человечества  войне,  мы
невольно возвращаемся  к  предвоенному  времени,  вошедшему  в  историю  как
предвоенный  политический  кризис,  с  тем  чтобы  понять  ту  международную
обстановку в  которой  война  готовилась  и  была  развязана.  В  результате
подготовки  и  частичного  осуществления  Германией  агрессивных  планов  по
завоеванию мирового господства  при  попустительстве  со  стороны  Англии  и
Франции, продемонстрированном в Мюнхине.
      Я решила выбрать данную тему для моего  реферата,  так  как  мне  было
интересно узнать  правду  о  Советской  внешней  политике,  кем  и  чем  она
определялась, как влияла  на  положение  Советского  Союза  и  международную
ситуацию. В наши дни можно по-новому взглянуть  на  разные  стороны  внешней
политики СССР, ее связь с внутренней политикой, дать на основе  исследования
ранее  закрытых  документов  оценки  и  выводы,   позволяющие   восстановить
реальную картину происходившего.
      В первые годы так называемого мирного существования  СССР  боролся  за
установление  более  или  менее  приемлемых  дипломатических   отношений   с
капиталистическими странами. На протяжении  20-ых   и  30-ых  годов  внешней
торговле придавалось не только экономическое, но и политическое значение.
      В 30-ых годах советское правительство активно  развивало  отношения  с
фашистской  Германией,  которые  переросли  в   активную   деятельность   по
организации коллективного отпора агрессивным фашистским  государствам.  Идея
создания системы коллективной безопасности и практическая  работа  советской
дипломатии  получили  высокую  оценку  и  признание  прогрессивной   мировой
общественности. Вступление в  Лигу  Наций  в  1934  г.,  заключение  союзных
договоров с Францией и Чехословакией в 1935г., призывы и конкретные акции  в
поддержку  одной   из   подвергнушевшихся   агресси   держав    –   Эфиопии,
дипломатическая  и  иная  помощь  законному  республиканскому  правительству
Испании в период итало-германской интервенции,  готовность  оказать  военную
помощь  по  договору  Чехословакии  против  фашистской  Германии  в  1938г.,
наконец, искреннее стремление  выработать  совместные  меры  опоры  агрессии
накануне второй мировой войны –  такова  краткая  летопись  последовательной
борьбы Советского Союза за мир и безопасность.
      Ни один народ, даже немецкий,  не  испытывал  ничего  похожего  на  то
воодушевление, которое в 1941 г. охватило  все  народы  Европы.  Всего  лишь
двадцать лет прошло со времени первой катастрофы в Европе, и  еще  никто  не
забывал перенесенных страданий и жертв. Все приняли войну как  удар  судьбы.
Даже объявление войны западными державами не смогло  поколебать  в  немецком
народе веру в Гитлера: он был слишком сильно одурманен  лживой  пропагандой,
чтобы быть в состоянии трезво оценить  происходящее.Гитлер  хотел  войны,  и
это является документально подтвержденным фактом. Но он не  добился  бы  так
легко этой цели, если бы не нашел  необходимых  союзников  и  противников  в
лице Советского Союза, Польши и  Англии.  Решающее  значение  имела  позиция
СССР.
      В данной работе я попытаюсь осветить основные аспекты отношений СССР с
крупными мировыми державами и факторы, влияющие на эту политику,  внутреннее
положение  СССР,  определяющее  взаимоотношение  с  другими  странами  перед
вступлением нашей страны во вторую мировую войну.
             Советский союз в условиях роста военной опасности

      В середине  30-х  годов  Советское  государство  демонстрировало  свое
миролюбие    и    заинтересованность    в    мирном    сосуществовании     с
капиталистическими   странами.   Однако   набиравшие   силу   в   эти   годы
террористические методы руководства во внутриполитической  жизни  Советского
Союза  находили  отражение  и   в   его   международной   политике.   Особый
«сталинский»  почерк  все  более  проявлялся  во  внешнеполитических   шагах
советского правительства. В  принципиальном  плане  это  выражалось,  прежде
всего,  в  том,  что  советское  руководство  давало  одностороннюю   оценку
расстановки и соотношения политических сил в мире.

      На    международное    положение    страны    продолжала     оказывать
катастрофическое   воздействие   лавина   массовых   репрессий,   обрушенных
сталинским  руководством  на  партийные  и  военные  кадры,  дипломатов,  на
деятелей науки  и  искусства.  В  кризисные  для  европейской  политики  дни
сталинская машина террора продолжала функционировать в СССР.
      Аналитический  аппарат  дипломатических,  военных  и  разведывательных
служб всех стран пристально следило за беспрецедентными событиями в  СССР  и
прикидывал  потенциал  и  прочность  страны.  Практически  все   наблюдатели
приходили к выводу о глубоком внутриполитическом кризисе  советского  режима
(независимо  от  его   причин),   о   неспособности   Советского   Союза   к
крупномасштабным внешнеполитическим мероприятиям.
      Серьезными  недостатками  страдала  политико-воспитательная  работа  в
армии. Во всей пропаганде, ведшейся в стране, преобладал упрощенный тезис  о
могуществе нашей страны, ее способности противостоять  любой  агрессии  и  о
том, что в случае нападения все боевые  действия  будут  вестись  только  на
территории противника. Не было трезвой оценки сил Красной Армии.
      В предвоенные годы в общественно-политической и духовной жизни  страны
утвердилось  полное  господство  идеологической  и   политико-воспитательной
деятельности партии. Установился идеологический диктант, основывающийся  все
более и более на личных взглядах Сталина.

                Мюнхенское соглашение и позиция СССР


      Советский Союз был преисполнен решимости внести существенный  вклад  в
дело предотвращения германской агрессии против Чехословакии.  Но  британское
и  французское  правительства  оказывали  давление  на  Чехословакию,  чтобы
заставить ее капитулировать перед Германией.
      Сначала сентября в Лондоне и Париже стал рассматриваться вопрос о том,
как оформить передачу Германии Судетской области.
      22 сентября Чемберлен прибыл  в  Бад-Годесберг  для  новой  встречи  с
Гитлером. Британский премьер сообщил нацистскому  фюреру,  что  ему  удалось
добиться согласия на  передачу  Германии  Судетской  области  не  только  от
собственного, но также от французского и чехословатского правительства.
      Видя готовность Англии и Франции идти  на  уступки,  Гитлер  ужесточил
свой требования, с тем, чтобы сделать еще один шаг вперед в деле  ликвидации
чехословатского государства. Он  в  ультимативной  форме  потребовал,  чтобы
передача Германии Судетской области была  начата  немедленно,  а  именно  26
сентября. Вместе с тем теперь он решительно настаивал и на передаче   Польше
и  Венгрии  некоторых  районов  Чехословакии,  где   большинство   населения
составляли поляки и венгры. Наконец, он заявил, что больше нет  условий  для
существования  чехословацкого   государства.   В   случае   отклонения   его
требований Гитлер угрожал войной. Чемберлен,  по  его  словам,  оказался  от
этих новых требований в состоянии шока. Но он  все  же  заверил  фашистского
канцлера, что сделает все возможное для обеспечения их выполнения.
      29-30  сентября  в  Мюнхене  состоялась  конференция   Великобритании,
Франции,  Германии  и  Италии,  завершившаяся  сделкой  четырех  держав   об
отторжении  от  Чехословакии  и  присоединения  к   рейху   широкой   полосы
территории вдоль всей германо-чехословацкой границы.
      Чехословацкому правительству результаты мюнхенского  договора  четырех
стран были переданы как приговор, не подлежащий обжалованию.
      В результате  мюнхенской  сделки  Чехословакия  потеряла  значительную
часть своей территории и населения,  в  том  числе  исключительно  важные  в
экономическом отношении районы.
      При заключении мюнхенского соглашения правящие круги Великобритании  и
Франции придавали особое значение его антисоветской заостренности.  Об  этом
свидетельствуют многие ставшие с  тех  пор  достоянием  гласности  секретные
дипломатические документы. 4 октября 1938  г.  французский  посол  в  Москве
Р.Кулондр заметил,  что  мюнхенское  соглашение  «особенно  сильно  угрожает
Советскому Союзу». Лорд Лотиан,   назначенный  вскоре  британским  послом  в
США, отмечал, что после Мюнхена политические круги  Лондона,  как  и  других
европейских столиц, «полагали,  что  после  захвата  Чехословакии  Гитлер  …
двинется на Украину».
      Мюнхенское  соглашение,  продиктованное   Чехословакии   под   угрозой
применения силы и с помощью  самого  грубого  давления,  представляло  собой
проявление неприкрытого произвола. Поэтому оно было незаконным  и  Советское
правительство никогда не признавало его. Оно также коренным  образом  меняло
все  положение  в  Центральной  Европе.  Захватив  Австрию,  а  затем  часть
Чехословакии, Германия серьезно укрепила свои позиции.

            Отношения СССР с Англией, США и Францией


      В конце 30-х годов Англия и ее союзники занимали по отношению  к  СССР
открыто враждебную позицию.
      Несмотря на провал мюнхенского соглашения и вынужденное  вступление  в
войну с Германией, политика англо-французского блока  и  поддерживавших  его
соединенных штатов Америки носила резко антисоветский характер.
      Это проявилось и во время польских событий в сентябре  1939  г.,  и  в
различных происках на  Балканах,  Ближнем  и  Дальнем  Востоке,  в  активной
помощи  реакционным  правительством  Финляндии  и  прибалтийских  стран,   в
исключении  СССР  из  Лиги  наций  за  финскую  войну  и  во  многих  других
антисоветских действиях.
      1 сентября 1939 г.    Германия  приступила  к  войне   против  Польши,
которая и дала начало  Второй  мировой  войне.  В  международных  отношениях
образовался сложный узел противоречий: страны демократии  (Англия,  Франция,
США) – СССР – страны фашистскогго блока(Германия, Италия, Япония).
      Немалая  доля  ответственности  предвоенного   политического   кризиса
ложится на правящие круги Англии и Франции. Та осторожность, а то  и  просто
недоверие  к  внешнеполитическому  курсу   СССР,   которые   демонстрировали
правительства  Великобритании,  Франции,  США  и  других  стран,  вызывались
многими   причинами.   Но   одна   из   них,   несомненно,   была   вызванна
внутреполитическим положением СССР. В правящих  кругах  запада  чувствовался
страх перед непредсказуемыми решениями  советского  руководства  во  внешней
политике и перед террористическим  режимом,  установленным  Сталиным  внутри
страны. Трудно уйти от вывода, что именно в этот  сложный  момент  советских
руководителей покинуло также чувство реализма и выдержки. Видимо,  к  данной
позиции  Сталина  и  его  окружения  вполне  применимы  слова  А.Н.Яковлева:
«Оправдывать собственные падения  грехами  других  –  путем  не  к  честному
самопознанию и обновлению, а к историческому беспамятству». (2)
      Советское руководство не могло не знать, что мюнхенский договор  –  не
последний внешнеполитический шаг западных держав.  Оно  было  осведомлено  о
глобальных планах Гитлера. Поэтому  наряду  с  политикой  Англии  и  Франции
сталинизм стал одной из основных причин, по которой Советский  Союз  не  был
готов к соглашению с этими странами о совместных действиях против фашизма.
      Делая в реализации  своих  агрессивных  замыслов  основную  ставку  на
военную силу, Гитлер придавал большое значение и дипломатическим  средствам.
На  внешнеполитический  аппарат  фашистского  рейха  была  возложена  задача
предотвращения возможности  объединения  против  германской  агрессии  СССР,
Франции и Великобритании.  Пользуясь  реакционными  настроениями  британских
правящих кругов, нацисты стремились убедить их в том,  что  Германия  желает
жить с Великобританией в мире  и  дружбе  и  думает  лишь  о  борьбе  против
Советского Союза.  У  значительной  части  британских  правящих  кругов  эти
заверения нацистского руководства вызывали  доверие  и  находили  поддержку.
Они были склонны рассматривать Германию как союзника. Чемберлен  верил,  что
сможет  договориться  с  Гитлером  о  разделе  сфер  влияния,  и  германская
агрессия будет направлена против СССР.
      Однако  Германия  лишь  скрывала  их   подлинные   намерения.   Задачи
германской дипломатии заключались в том, чтобы в глубокой тайне, но со  всей
возможной решительностью «сколачивать союз против Англии».
      Столь же близорукой, как и британская, оказалась политика   Франции.
      Правительство США, шедшее на уступки внутренней реакции и  старавшееся
создать  видимость  «невмешательства»   в   европейские   дела,   фактически
придерживалось политики  попустительства  агрессивным  намерениям  Германии.
Правящие  круги  в  США  рассчитывали  на  то,  что  США  лишь  выиграют  от
столкновения других стран,  а  агрессивный  курс  Германии  и  ее  союзников
поможет сдерживанию коммунизма в Европе и Азии.
      В условиях возрастающей военной угрозы Советский Союз 17 апреля 1939г.
предложил Англии и  Франции  начать  переговоры  о  взаимных  обязательствах
оказывать друг другу необходимую помощь, в том числе  и  военную,  в  случае
агрессии  в  Европе  против  любого  из  договаривающихся  государств.   Под
давлением общественного мнения Англия и  Франция  вынуждены  были  пойти  на
переговоры. Однако переговоры зашли в тупик.
      Летом 1939 г. СССР  предложил  Англии  и  Франции  военную  конвенцию,
предусматривающую совместные действия  вооруженных  сил  трех  государств  в
случае агрессии. Правящие круги Англии и  Франции  не  откликнулись  на  это
предложение. Над СССР нависла угроза внешнеполитической изоляции.
      С приходом к  власти  в  Англии  кабинета  Черчеля  и  особенно  после
разгрома  Франции  Германией   положение   стало   мало-помалу   улучшаться.
Постепенно укрепилось убеждение, что антисоветский курс  равносилен  расколу
потенциальных антигитлеровских  сил  и  лишь  помогает  Гитлеру  изолировать
своих противников друг от друга. Уже в мае 1940 г. английское  правительство
решило   послать   в   Москву   своего   “специального    и    чрезвычайного
уполномоченного” Стаффорда  Клиппса  для  переговоров  о  торговле,  которые
правительство Чемберлена завело в тупик.
      Несколько  изменился   и   характер   американо-советских   отношений.
Правительство США шло на это медленно  и  непоследовательно.  Тем  не  менее
отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами  Америки  постепенно
улучшались. В  январе  1941  г.  государственный  департамент  США  уведомил
советского посла  в  Вашингтоне,  что  «политика,  изложенная  в  заявлении,
переданном президентом представителям печати 2  декабря  1939  г.,   которую
обычно  называют  “  моральным  эмбарго”,  больше  не  будет  применяться  к
Советскому  Союзу».  Тем  самым  правительство   Рузвельта   отказалось   от
антисоветского  мероприятия,  введенного  во   время   советско-финляндского
конфликта.
      В марте 1941 г.  американское  правительство  и  в  апреле  английское
сообщили советскому правительству, что Германия готовится напасть  на  СССР.
Сталин не посчитался с этими предупреждениями, расценив их  как  провокацию,
имеющею целью вызвать советско-германскую войну.



        Внешнеполитическое положение СССР на Востоке


                                         Бои у реки Халхин-Гол

      На Дальнем Востоке все более агрессивной становилась политика  Японии.
Хотя угроза надвигающейся войны для СССР исходила с запада, боевые  действия
кануна новой мировой войны впервые развернулись на его восточных границах.
      Еще  в  июле  1938  г.  Япония   попыталась   захватить   ряд   важных
стратегических пунктов СССР на Дальнем Востоке. Советские  Войска  в  начале
августа 1938 г. разгромили  вторгшиеся  японские  части  и  выбросили  их  с
советской территории, и 11 августа 1938 г. Япония была  вынуждена  заключить
соглашение с Советским Союзом  о  ликвидации  конфликта.  Однако  Япония  на
этом не успокоилась. Она решила нанести  удар  против  Монгольской  Народной
Республики, с которой Советский Союз имел соглашение о взаимопомощи.
      Весной 1939 г. Япония начала военные действия в  районе  реки  Халхин-
Гол. Из советских и монгольских войск, сосредоточенных у  Халхин-Гола,  была
создана первая армейская группа под командованием Г. К. Жукова. Советские  и
монгольские войска 20 августа 1939 г. перешли в наступление и через три  дня
окружили основные силы японской армии.  Ожесточенные  бои  продолжались  129
дней. 16 сентября по просьбе Японии боевые действия были прекращены.
      События у реки Халхин-Гол имели важное  военно-политическое  значение.
Они предотвратили попытки создания очага войны на  дальневосточных  границах
СССР. Однако опасность войны в этом районе сохранялась.

                        Советско-японский пакт о нейтралитете

      Милитаристская Япония издавна имела в  отношении  СССР  самые  широкие
захватческие замыслы. Но и к  началу  второй  мировой  войны,  когда  Япония
потерпела жестокое поражение  на  реке  Халхин-Гол  японская  военщина  была
вынуждена отложить до будущих времен  агрессивные  действия  против  СССР  и
приступила с лета 1940 г. к захватам в южных  морях  и  Юго-Восточной  Азии,
что требовало от нее меньших  усилий,  особенно  после  того,  как  война  в
Европе привела две западные державы – Францию и Голландию –  к  разгрому,  а
третью из них – Англию – к резкому ослаблению. Одновременно в июне  1940  г.
японское правительство предложило Советскому правительству заключить пакт  о
нейтралитете. В действительности это было со стороны Японии  лишь  маневром.
Ведя переговоры о советско-японском пакте и намеренно затягивая  их,  Япония
сговаривалась  с  Германией  и  Италией  о  направленном  фактически  против
Советского Союза Тройственном пакте, который и был подписан в сентябре  1940
г.. В апреле  1940  г.  в  Москву  прибыл  министр  иностранных  дел  Японии
Мацуока. Он заявил, что его правительство готово подписать  с  СССР  пакт  о
нейтралитете, и  предложил  сделать  это  немедленно.  13  апреля  пакт  был
подписан.
      Японо-советский пакт о нейтралитете соответствовал общей линии внешней
политики Советского правительства,  имевшей  целью  обеспечить  безопасность
СССР и  восприпятствовать  расширению  зоны  войны.  Положительное  значение
пакта для Советского Союза также заключалось в том, что он  обнаружил  новые
разногласия внутри фашистского блока: гитлеровская  Германия  хотела,  чтобы
Япония как можно скорее начала  военные  действия  на  Дальнем  Востоке  как
против Англии и Соединенных Штатов Америки, так и против  СССР,  а  японское
правительство  предпочитало   действовать   самостоятельно   в   определении
объектов и сроков нападени
                          Совектско-германские отошения

      Советское правительство делало летом  1939  г.  все  возможное,  чтобы
договориться  с  Англией  и  Францией  в  целях  предотвращения   германской
агрессии, сохранения мира. К сожалению, эти усилия не увенчались успехом.

      Советско-германский пакт о ненападении и секретный протокол

      В августе 1939 года Германия завершила подготовку к войне в Европе. Не
желая воевать на два фронта, Гитлер предложил подписать  советско-германский
договор о ненападении. Договор обещал Советскому Союзу не только мир,  но  и
расширение западных границ.
      СССР  фактически  продолжа  оставаться   в   положении   международной
изоляции, в котором он оказался в результате мюнхенского  договора.  В  этой
обстановке Сталин и  Молотов  приняли  решение  согласиться  с  предложением
Германии о заключении договора о взаимном ненападении.
      Советско-германские переговоры начались 15 августа 1939  г.  в  Москве
встречей с Молотовым посла Шуленбурга. Первым итогом их  явилось  подписание
торгового соглашения между Германией и СССР.
      Гитлер, который торопился разрешить конфликт с Польшей военным путем и
не мог уже отказаться от подготовленного на нее нападения, 20  августа  1939
г.,  направил  Сталину  телеграмму,  в  которой   настаивал   на   скорейшем
подписании договора о ненападении.
      Обсудив  с  Молотовым  полученное  послание   и   выслушав   сообщение
Ворошилова о ходе переговоров с англичанами и  французами,  Сталин  в  своем
ответе Гитлеру дал согласие на приезд  в  Москву  Риббентропа  и  подписание
соглашения о ненападении.
      23 августа  Иоахим Риббентроп и Вячеслав Молотов подписали  Договор  о
ненападении. Вместе с договором  был  подписан  и  секретный  дополнительный
протокол. Он не обсуждался ни в Политбюро, ни в Верховном Совете СССР, ни  в
правительстве. В строго  секретном  дополнительном  протоколе  говорилось  о
разграничении «сфер  интересов»  в  Восточной  Европе.  В  советскую  «сферу
интересов»  отходили  Эстония,  Латвия,  Правобережная  Польша  и   Молдавия
(позднее к этому списку добавилась  и  Литва).  Важнейшее  значение  в  этом
проекте имел постскриптум, в котором говорилось следующее:  «Настоящий  пакт
действителен лишь при одновременном подписании особого протокола по  пунктам
заинтересованности  Договаривающихся  сторон  в  области  внешней  политики.
Протокол составляет органическую часть пакта».(3)
      Сразу  же,  после  того  как  договор   был   подписан,   прекратилась
антифашистская кампания в советской печати. Зато  Англию  и  Францию  теперь
называли «поджигателями войны».
      Проводя  политику  нейтралитета,   Советский   Союз   точно   выполнял
заключенные им с  Германией  соглашения.  Советское  правительство  всемерно
старалось избегать трений с Германией и тщательно следило за тем,  чтобы  не
дать ей  какого-либо  повода  к  нарушению  советско-германских  соглашений.
Такими принципами  руководствовались  не  только  дипломатические,  военные,
хозяйственные  и  другие  советские  ведомства,  отвечавшие   за   состояние
отношений с Германией, но также печать и радио.

                        Угроза войны перед Советским Союзом

      Германское правительство вело себя  по  отношению  к  СССР  нелояльно.
Начав с лета 1940 г. тайную подготовку антисоветской войны,  оно  стало  все
чаще нарушать советско-германские соглашения, а после заключения в  сентябре
1940 г. германо-итало-японского  Тройственного  пакта  перешло  к  открытому
нарушению  существенных  внешнеполитических  интересов   Советского   Союза.
Наибольшую опасность  представляли  дипломатические  и  военные  мероприятия
гитлеровской Германии в расположенных поблизости от советских границ  “малых
странах”.
      Советское  правительство  много  раз  пыталось  склонить  Германию   к
прекращению недружелюбных действий  по  отношению  к  СССР  и  предотвратить
расширение зоны войны. Оно старалось также путем непосредственного  контакта
с германским  руководством  выяснить  их  действительные  намерения.  Еще  в
ноябре 1940 г. Молотов ездил  для  этого  в  Берлин.  Но  его  переговоры  с
Гитлером не привели к смягчению напряженности.
      Игнорируя миролюбивые шаги  Советского  Союза,  Германия  весной  и  в
начале лета 1941 г. стала совершать враждебные действия уже  непосредственно
против СССР. Самолеты германской  военной  авиации  вторгались  в  воздушное
пространство  СССР;  постепенно  эти  нарушения  из  единичных   перешли   в
систематические. Через советскую границу перебрасывалась вражеская  агентура
с разведывательными и диверсионными целями. Советская  разведка  задолго  до
предупреждений, полученных от Соединенных  Штатов  и  Англии,  информировала
свое руководство о готовящемся нападении на СССР. В  дипломатических  кругах
усиленно циркулировали слухи о предстоящей германо-советской  войне  и  даже
называли  точные  даты.  Вся  мировая  печать   была   полна   сообщений   о
концентрации  германских  войск  вблизи  советских  границ.  Однако   Сталин
сбрасывал со счетов все факты и все предупреждения, ибо они не  укладывались
в созданную им схему, согласно которой правительства Англии и США  для  того
и посылают предупреждения,  чтобы  спровоцировать  германо-советскую  войну.
Сталин  отклонил  все  предложения  командующих  приграничными  округами   о
приведении в боевую готовность войск этих округов.  Советским  войскам  было
запрещено   заблаговременно   занять   предусмотренные   планом    прикрытия
оборонительные рубежи,  чтобы  не  дать  Германии  повода  обвинить  СССР  в
подготовке к нападению на нее.
      21 июня советское правительство обратило внимание германского посла на
серьезность сложившейся обстановки и  предложило  ему  уведомить  германское
правительство  о  желании  Советского  Союза  обсудить  состояние   германо-
советских отношений. Ответа не последовало, а на рассвете следующ
      его дня, в один из самых длинных  дней  в  году,  фашистская  Германия
вероломно напала на СССР.



                                                    ***


      «Не было в истории 20 столетия обстановки  более  сложной,  запутанно,
более отягощенной  многочисленными  страхами,  предчувствиями  надвигающейся
драмы, чем та, которая сложилась между осенью 1938 и концом  лета  1939.  Не
делалось еще за столь короткий срок столько рискованных  шагов  в  политике,
столько ошибок, столько неверных прогнозов и вместе с тем  не  было  сказано
столько многочисленных  слов»,(4)  -  так  оценил  обстановку  того  времени
известный историк профессор Д.М. Проэктор.


      Решающее  значение   в   возникновении   именно   такой   ситуации   в
международных отношениях, несомненно, имел Мюнхен.


Что касается внешней политики Советского Союза, то его руководство во  главе
со Сталиным на протяжении  почти  двух  десятилетий  исходило  из  тезиса  о
наличии угрозы со стороны капиталистического окружения. Хотя  если  иметь  в
виду наших непосредственных соседей, то никто из них в конце 30-х  годов  не
был готов и не имел намерения воевать против Советского Союза.



      Документы:

 (2). Правда. 1989, 24 декабря

(3). ADAP. Serie D. Band  VII. S. 125,131
(4). Проэктор Д.М. Фашизм: путь агрессии и гибели. М., 1989. С.179


      Список литературы:

1. Севостьянов Г.Н. (ред.) Новая и Новейшая история. – М.: Наука, 1990
2. Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. – М.: Высш. шк., 1992и
3. Сиполс В.Я. Внешняя политика Советского Союза 1936-1939гг. –  М.:  Наука,
   1987
4. Кирилин И.А. История международных отношений и внешней политики  СССР.  -
   М.: Междунар. отношения, 1986
5. Нежинский Л.Н. (ред.)  Советская  внешняя  политика  1917-1945гг.  –  М.:
   Междунар. отношения, 1992
6.  Ржешевский О.А. (ред.) 1939 год:  Уроки  истории  –  М.:  Ин-т  всеобщей
   истории, 1990
7.  Типпельскирх К. История второй мировой войны Т.1 – Полигон, 1994
8. Энциклопедия для детей Т.5 История России XX век – М.: «Аванта+», 1995
9. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России  XX  век  –  М.:  Просвещение,
   1995
10. История отечества XX век – М.: Дрофа, 1995
11.   Трухановский   В.Г.    (ред.)    История    международных    отношений

                  и внешней политики СССР – М.: Междунар. отношения, 1967
12. Кишенкова О.В., Королькова Е.С. Экзаменационные билеты  по  истории  для
   школьников и абитуриентов – М.:Дрофа, 1996





смотреть на рефераты похожие на "Внешняя политика СССР в конце 30-х, начале 40-х годов"