Политология

Политическая власть. Сущность и структура


              Тема: Политическая власть: сущность и структура.



                                 Содержание


|Введение.                                                    |2    |
|Природа власти.                                              |3    |
|Структура власти.                                            |7    |
|Виды власти                                                  |14   |
|Заключение.                                                  |15   |
|Литература.                                                  |16   |



Введение.

    Власть служит основой политики. Именно она отличает политику от  других
сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной и др.).
    Власть оказывается наиболее таинственным явлением в  политике,  природу
которого выявить непросто.  Что  заставляет  человека,  общество  подчинятся
кому-либо или чему-либо: боязнь  насилия  или  желание  повиноваться?  Своей
таинственностью и неопределенностью власть никого не  оставляла  равнодушным
к себе: ею восхищались и ее проклинали, возвышали до небес и  «втаптывали  в
грязь».
    Попробуем разобраться, что же такое «Политическая  власть»,  какова  ее
сущность и структура.

Природа власти.


Поведенческий подход.

    Данный подход характеризует власть как  особенную  сущность,  носителем
которой выступает отдельная личность  и  она  отождествляется  с  вещью  или
силой,  обладание  которой  дает  право  на  повелевание.   Природа   власти
объясняется биологической и психической природой человека,  а  для  придания
ей большей величественности и могущества она наделяется  такими  ценностными
характеристиками,     как     божественный     характер,     справедливость,
ответственность и др.

Социологический подход.

    Наиболее распространенным (в  данном  контексте)  является  определение
власти немецким социологом М. Вебером.
    Он считал что в основе властных отношений лежат отношения господства  и
подчинения и понимал власть как способность одного индивида (в  определенных
социальных  условиях)  проводить  собственную  волю  вопреки   сопротивлению
другого индивида.  А американский  социолог  Т.  Парсонс,  расширяя  границы
социального субъекта (до группы, организации,  общества),  обратил  внимание
на две характерные черты власти.
    Первая  –  это  способность   принимать   решения   и   добиваться   их
обязательного выполнения.
    Вторая  –  это  способность  общества  мобилизовать  свои  ресурсы  для
достижения общих целей.


Поведенческое понимание власти.


Бихевиоризм.

    Введение в политическую науку бихевиоризма, оказало заметное влияние на
политическую  мысль,  и  было  связано  с  именами  американских  ученых  Ч.
Мерриама,   Г.  Лассуэла  и  английского  исследователя  Дж.  Кэтлина.   Сам
политический  процесс  они  рассматривали  как  столкновение  индивидуальных
стремлений к власти, в которой побеждает самый сильный. Баланс стремлений  к
власти политических сил  обеспечивается  системой  политических  институтов.
Нарушение равновесия политических сил приводит к  кризисам  и  конфликтам  в
обществе.

Психоаналитическая и неофрейдистская концепция власти.

    Основной  тезис  данных  концепций:  власть  есть   способ   господства
бессознательного над человеческим сознанием.
    Индивид подчиняется  силам,  находящимся  вне  его  сознания.  Подавляя
рациональные  мотивы  поведения,  манипуляция   обеспечивает   доминирование
иррациональных начал в  политической  деятельности:  страха,  агрессивности,
стремления к разрушению и деструктивности.

Социологическое понимание власти.

    Строится  на  анализе  власти  в  контексте   социальных   условий   ее
возникновения   и  функционирования  с  учетом   доминирующих   в   обществе
ценностей, традиций и  предпочтений.  Имеется  несколько  трактовок  данного
подхода.

Структурно-функциональный анализ.

    Его основатель американский социолог Т.  Парсонс  рассматривает  власть
как  отношение  неравноправных  субъектов,  поведение  которых   обусловлено
выполняемыми ими социальными ролями, например,  управляющих  и  управляемых.
При этом под социальной ролью понимается ожидаемое  от  человека  поведение,
соответствующее занимаемому  им  статусу.  Согласно  этому  принципу  власть
выполняет ряд жизнеобеспечивающих функций: предписывает субъектам  выполнять
обязанности,  налагаемые  на  них  обществом,  и  мобилизует   ресурсы   для
достижения общих целей.

Социальная конфликтология.

    Основатели социальной конфликтологии К. Маркс,

Ф. Энгельс,  В.И.  Ленин,  рассматривали  власть  как  отношения  господства
одного класса  и  подчинение  другого  класса.  Природа  данного  господства
обусловлена  экономическим   неравенством:   местом   и   ролью   класса   в
экономической системе общества.
    Однако  сведение  властных  отношений  к  классовым  сужает  их  объем.
Социальное неравенство не исчерпывается только  классовыми  различиями.  Оно
более   многообразно   и   дополняется    профессиональными,    этническими,
половозрастными,  культурными и другими различиями. Поэтому точнее  было  бы
сказать: власть оказывается везде, где есть неравенство.
    В связи с этим власть следует отличать от господства.
    «Господство»  –  более  узкое  понятие,  чем  «власть»,  и  связано   с
применением силы. Применение силы может  выражаться  в  физическом  насилии,
экономическом   принуждении,   давлении   коллектива.   Власть   же    может
осуществляться и без  применения  силы,  основываться  на  авторитете  (т.е.
вероятности добровольного подчинения).

Структура власти.


    Основными компонентами власти являются ее субъект, объект.
    Средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее  элементы  и
характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и  объекта.
Субъект власти воплощает ее активное, направляющее  начало.  Им  может  быть
отдельный человек, организация, общность людей,  например,  народ  или  даже
мировое сообщество, объединенное в ООН.
    Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее
первичными  субъектами  являются   индивиды,   вторичными   -   политические
организации,   субъектами   наиболее   высокого   уровня,    непосредственно
представляющими во властных отношениях различные общественные группы и  весь
народ, - политические элиты и  лидеры.  Связь  между  этими  уровнями  может
нарушаться. Так, например, лидеры нередко  отрываются  от  масс  и  даже  от
приведших их к  власти  партий  (например,  выборы  в  Государственную  Думу
1999г.).
    Субъект  определяется  содержанием  властного  отношения  через  приказ
(распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта  власти,
указываются  (или  подразумеваются)  санкции,  которые   влечет   за   собой
выполнение   или   невыполнение   распоряжения.   От   приказа,    характера
содержащихся в нем требования во многом зависит отношение  к  нему  объекта,
исполнителей - второго важнейшего элемента власти.

Объект власти.

    Власть  -  всегда   двустороннее,   асимметричное   взаимодействие,   с
доминированием воли властителя. Она невозможна без подчинения объекта.  Если
такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то,  что  стремящийся  к
ней субъект обладает ярко  выраженной  волей  властвования  и  даже  мощными
средствами принуждения. В конечном счете, у  объекта  властной  воли  всегда
есть пусть крайний, но все же выбор -  погибнуть,  но  не  подчиниться,  что
нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге "лучше  умереть,
сражаясь, чем жить на коленях".
    Масштабы отношения объекта  к  субъекту  властвования  простираются  от
ожесточенного  сопротивления,  борьбы  на  уничтожение   до   добровольного,
воспринимаемого  с  радостью  повиновения.  Качества  объекта  политического
властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения.

Понятие ресурсов власти.

    Важнейшей социальной причиной подчинения одних  людей  другим  является
неравномерное  распределение  ресурсов  власти.  В  широком  смысле  ресурсы
власти  представляют  собой  "все  то,  что   индивид   или   группа   могут
использовать для влияния на других".  Т.е.  ресурсы  власти  -  это  все  те
средства, использование которых обеспечивает  влияние  на  объект  власти  в
соответствии с целями субъекта.
    Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают  одним  из  важнейших
оснований власти. Они могут  использоваться  для  поощрения,  наказания  или
убеждения.
    Структурные   основания   политической   власти    -    законы,    суд,
государственный   аппарат,   отряды   принуждения,   партийная   дисциплина,
авторитет  лидера,  центральные  и  региональные  структуры.  Руководствуясь
антропологическим принципом,  выделяют  такие  типы  оснований  политической
власти как:
 V страх,
 V интерес,
 V убеждение.

Виды власти.

    Особенности различных элементов власти  (субъекта,  объекта,  ресурсов)
могут использоваться в качестве оснований ее типологий.
    Одной из  наиболее  содержательных  классификаций  власти  является  ее
деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на:
    V экономическую;
    V социальную;
    V духовно-информационную;
    V принудительную (которую часто называют политической в узком  значении
      этого слова, хотя это не совсем точно);
    V политическую в широком, собственном значении этого слова.
    В зависимости от субъектов, власть делится на:
    V государственную;
    V партийную;
    V профсоюзную;
    V армейскую;
    V семейную и т.п.
    По широте распространения выделяются:
    V мегауровень - международные организации, (ООН, НАТО и т.п.);
    V макроуровень - центральные органы государства;
    V мезоуровень - подчиненные центру организации (областные,  районные  и
      т.п.)
    V микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах.

    Возможна классификация власти по функциям ее органов, например:
    V законодательная;
    V исполнительная;
    V судебная.
     по способам взаимодействия субъекта и объекта власти –
    V демократическая;
    V авторитарная и т.п.

Взаимодействие политической и других властей.

    Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:
    V легальностью в использовании силы в пределах государства;
    V  верховенством,  обязательностью  решений  для  всякой  иной  власти.
      Политическая власть может ограничить влияние мощных корпорация, СМИ и
      других учреждений или вовсе ликвидировать их;
    V публичностью, т.е. всеобщностью и  безличностью.  Это  означает,  что
      политическая власть в отличие от приватной, (личной  власти,  которая
      существует в небольших группах) с помощью права обращается  от  имени
      всего общества ко всем гражданам;
    V  моноцентричностью,  наличием  единого  центра  принятия  решений.  В
      отличие от политической власти экономическая, социальная  и  духовно-
      информационная  власти  полицентричны.  В  рыночном   демократическом
      обществе существует, как известно, много  независимых  собственником,
      социальных фондов и т.п.;
    V многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно  государство,
      использует не только принуждение, но и  экономические,  социальные  и
      культурно-информационные ресурсы.

Виды власти

    Каждое государство имеет свой политический  режим.  Политический  режим
означает  совокупность  приемов,  методов,  форм,   способов   осуществления
политической  государственной  власти  в  обществе,  характеризует   степень
политической свободы, правовое положение личности в обществе и  определенный
тип политической системы, существующей в стране.
    Режим  -  управление,  совокупность  средств  и  методов  осуществления
экономической и политической власти господствующего класса.
    В  современном  мире  можно  говорить  о   140-160   режимах,   которые
незначительно отличаются друг от друга.
    Античный  философ  Аристотель  дает  два  критерия,  по  которым  можно
провести классификацию:
     V по тому, в чьих руках власть;
     V по тому, как эта власть используется.
    «Правильные» формы государства (по Аристотелю):
     V монархия (власть одного человека),
     V аристократия (власть в руках немногих «лучших»),
     V полития (власть большинства из  средних  в  имущественном  отношении
       людей).
    «Неправильные» формы государства - те, при  которых  стоящие  у  власти
люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества.

К «неправильным» формам (по Аристотелю) относятся:
     V тирания (власть в руках тирана),
     V олигархия (у власти кучка богачей),
     V демократия (контроль общества (большинства) над властью).
    Демократия  понималась  как  форма  государства,   в   котором   власть
принадлежит всем или большинству свободных  граждан,  подчиняющихся  закону.
Такое представление о демократии сохранялось вплоть до конца  1868  года,  а
со  времен  Великой   французской   революции   понятие   демократии   стало
применяться  не  к  формам,   а   к   принципам   политического   устройства
государства. Выделяют  два  основных  демократических  принципа:  свобода  и
равенство.
    Одна из  достаточно  простых,  широко  распространенных,  классификаций
политических  режимов  -  деление  их  на   тоталитарные,   авторитарные   и
демократические. Типология политических режимов:
     V демократический политический режим;
     V либеральный политический режим;
     V авторитарный политический режим;
     V тоталитарный политический режим.

Заключение.

    Власть - это специальный  социальный  институт,  который  упорядочивает
социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть -  определяет
воздействие  на  поведение  масс,  групп,  организаций  с  помощью  средств,
которыми обладает государство. В отличие от нравственной и  семейной  власти
политическая власть  носит  не  личностно-непосредственный,  а  общественно-
опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях  и
решениях для всех, в функционировании институтов (президент,  правительство,
парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения  между
конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на  достижение  целей
большие  массы  людей,  регулирует  отношения  между   группами   во   время
стабильности, общего согласия.
    Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться  к
властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.


Литература.

    1. Ильин В.В. Философия власти. МГУ 1993.
    2. Мухаев Р.Т. Политология. – М.: Издательство «ПРИОР», 1997. 400с.
    3. Полунина Г.В. Политология. – М.: «Акалис»1996.
    4. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию.
       –М.,1995.
    5. Радугин А.А. Политология. – М.: Центр 1996.
-----------------------

                                   ВЛАСТЬ

                              Источники власти.
     Авторитет, сила, престиж, закон, богатство, знание, харизма, тайна,
                               интерес, и др.

                               Функции власти.
   Господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация,
                          организация, мобилизация.

                               Ресурсы власти.
 Принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и
                                    т.д.

                               Объекты власти.
          Индивид, социальная группа, масса, класс, общество и т.д.

                              Субъекты власти.
   Государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические
                                   партии.




смотреть на рефераты похожие на "Политическая власть. Сущность и структура"