Политология

Предмет, методология и периодизация истории политических учений



                 Предмет, методология и периодизация истории
                       политических и правовых учений



  Оглавление


   1. Понятие и структура политико-правовых учений.      3
   2. Методы и методология истории политических и правовых учений.  8
   3. Периодизация истории политических и правовых учений.     10
   4. Библиографический список     19



       1. Понятие и структура политико-правовых учений.

      Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически
оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику.
      За время многовековой истории государства и права возникло очень много
политико-правовых доктрин.  Созданные  различными  мыслителями  концепции  и
формы  их   изложения   (теоретический   трактат,   философское   сочинение,
политический памфлет, проект конституции и т.  п.)  столь  же  разнообразны,
сколь разнообразны вообще результаты индивидуального  творчества.  Вместе  с
тем всем  этим  концепциям  присуще  нечто  общее:  они  выражают  отношение
определенных социальных групп к государству и праву (программная,  оценочная
часть учения), строятся на свойственной  данной  эпохе  идейно-теоретической
основе  (методологический  стержень  учения),  содержат   решения   основных
проблем  теории  государства  и  права  (теоретическое  содержание  учения).
Поэтому политико-правовая доктрина включает три компонента:
      1) логико-теоретическую, философскую или иную (например,  религиозную)
основу;
      2)выраженные в виде понятийно-категориального аппарата  содержательные
решения вопросов о происхождении государства  и  права,  закономерностях  их
развития,  о   форме,   социальном   назначении   и   принципах   устройства
государства, об основных принципах права, его  соотношении  с  государством,
личностью, обществом и др.;
       3) программные положения — оценки существующего государства и  права,
политические цели и задачи.
      Логико-теоретическая  основа  политико-правовой  доктрины  связана   с
другими   формами   общественного   сознания,   с   мировоззрением    эпохи.
Политические  учения  раннего  классового   и   рабовладельческого   обществ
опирались преимущественно на религиозные (в государствах  Древнего  Востока)
и на философские (Древняя Греция и Древний |Рим) обоснования.  Мировоззрение
средних веков было (теологическим.
       Методом  мышления  Нового  времени  стал  рационализм.  Неспособность
чистого  рационализма  познать  и  объяснить  ряд  явлений  общественного  и
политического  (развития,  с  одной  стороны,  исследование   социальной   и
|политической  структуры  общества  —  с  другой,  подготовили   почву   для
возникновения и  развития  социологии,  политологии  и  других  общественных
наук, изучающих государство и право.
      Содержанием  политико-правовой   доктрины   являются   ее   понятийно-
категориальный аппарат, теоретическое решение общих  проблем  государства  и
права, обширная и завершенная система взглядов,  основанная  на  категориях,
имеющих опорный, ключевой характер именно в данной доктрине.
      Со временем  сложился  традиционный  круг  вопросов,  решение  которых
образует содержание  политического  и  правового  учения.  К  ним  относятся
вопросы о происхождении государства и права, об  их  связи  с  обществом,  с
личностью, с  отношениями  собственности,  проблемы  форм  государства,  его
задач,  методов  политической  деятельности,  связи  государства  и   права,
основных принципов и форм (источников) права, проблема прав личности и др.
      В предмет истории политических и  правовых  учений  включаются  только
учения, содержащие решения общих проблем теории государства и  права.  Почти
каждая из отраслевых юридических наук имеет свою историю  (история  основных
школ и направлений в теории уголовного права, история  понятия  юридического
лица и других гражданско-правовых концепций,  история  науки  международного
права и др.). К взглядам мыслителей прошлого на решения  проблем  отраслевых
юридических наук история политических и правовых  учений  обращается  только
тогда, когда эти решения неразрывно связаны с общетеоретической  концепцией,
являются формой ее выражения.
      Закономерностью   развития   политико-правовой   идеологии    на    ее
теоретическом уровне является то, что любое  учение  о  государстве,  праве,
политике   строится   с    учетом    современной    ему    политико-правовой
действительности, которая  обязательно  отражается  в  самом,  казалось  бы,
абстрактном теоретическом построении.  Так  же,  как  философия,  по  словам
Гегеля, — это эпоха, схваченная в мысли, политико-правовая  доктрина  —  это
выраженная в системе понятий и категорий государственно-правовая  реальность
эпохи. Каждая большая эпоха сословного и  классового  общества  имела  свои,
свойственные  ей  политико-правовые  учреждения,  понятия   и   способы   их
теоретического объяснения. Поэтому в центре внимания теоретиков  государства
и права разных исторических эпох были различные политико-правовые  проблемы,
связанные с  особенностями  государственных  учреждений  и  принципов  права
соответствующего  исторического  типа  и  вида.  Так,  в   рабовладельческих
государствах  Древней   Греции   главное   внимание   уделялось   устройству
государства,  проблеме  круга  лиц,  допущенных  к  участию  в  политической
деятельности,   государственно-правовым   способам   укрепления   господства
свободных  над  рабами.  Этим  и  были  обусловлены  повышенное  внимание  к
теоретическому определению и классификации форм  государства,  поиск  причин
перехода одной формы правления в другую,  стремление  определить  наилучшую,
идеальную форму правления. В  средние  века  основным  предметом  теоретико-
политических дискуссий стал вопрос о соотношении  государства  и  церкви.  В
центре внимания идеологов буржуазии XVII—XVIII вв. стояла  уже  проблема  не
столько  формы  правления,  сколько  формы  политического  режима,  проблема
законности, гарантий равенства перед законом, свободы и прав личности.  XIX—
 XX вв. выдвинули на первый  план  вопрос  о  социальных  гарантиях  прав  и
свобод человека, а с конца XIX в. проблема форм  правления  и  политического
режима  государства  была  существенно  дополнена  исследованием  связей   с
политическими партиями и другими политическими организациями.
      Особенности  разных   исторических   эпох   предопределяли   различное
соотношение права и государства в общественной жизни, а тем самым  —  разную
степень внимания, которое в содержании политико-правовых  доктрин  уделялось
теоретическим вопросам  государства,  политики,  права.  Понятие  "политико-
правовое учение" основано на тесной связи проблем государства  и  права,  но
не означает сведения права на уровень надстройки над государством,  придатка
к нему, "формы политики". В  содержании  ряда  политико-правовых  учений  на
первом  месте  стояли  именно  проблемы  права,  по  отношению   к   которым
устройство государства и другие политические  проблемы  рассматривались  как
второстепенные. Право занимает ведущее по отношению к государству  положение
в  некоторых  религиях  (брахманизм,  ислам),  и  потому  правовые  проблемы
являются главными в  содержании  политико-правовых  учений,  построенных  на
идейной основе соответствующей религии. В истории  политико-правовых  учений
было также немало не связанных с религией проектов  детальной  регламентации
неизменными  законами  жизни  общества,  проектов,   отводящих   государству
второстепенную  роль  хранителя  этих  законов  ("Законы"  Платона,  "Кодекс
природы" Морелли,  "Путешествие  в  землю  Офирскую..."  Щербатова  и  др.).
Проблемы  права  по-новому  вышли  на  первый  план  в  эпоху,   становления
гражданского общества в тех политико-правовых учениях, которые  обосновывали
юридическое равенство людей, их права и  свободы,  отводя  государству  роль
гаранта прав человека (Локк, Кант и  др.).  Вместе  с  тем  в  истории  было
немало  политико-правовых  учений,  уделявших  большее  внимание   проблемам
политики и государства (Макиавелли, Боден и др.).
      Программные положения (оценки  государства  и  права,  цели  и  задачи
политической  деятельности  и  борьбы),  присущие  каждой  политико-правовой
доктрине, придают ей социально  значимый  характер,  налагают  отпечаток  на
содержание ее теоретической части и  предопределяют  выбор  методологической
основы самой доктрины.  В  программных  положениях  наиболее  четко  и  ясно
выражен  идеологический  характер  доктрины;  через  них   политико-правовое
учение  связано  с   практикой   политической   и   идеологической   борьбы.
Программная  часть  учения  непосредственно  выражает  интересы   и   идеалы
определенных классов,  сословий,  иных  социальных  групп,  их  отношение  к
государству и праву.
      Из  трех  компонентов  политико-правовой  доктрины  именно   программа
является цементирующим, связывающим воедино ее элементы  началом,  придающим
политико-правовой доктрине монолитность, поскольку  оформление  политических
и правовых взглядов, суждений, оценок  в  целостную  систему  происходит  на
идеологической основе.
      Наиболее  обширной  частью  политико-правовых  доктрин   является   их
теоретическое  содержание.  Оно  всегда  связано  со  способом   обоснования
политико-правовой программы,  логически  построенным  в  духе  мировоззрения
эпохи. Связь содержания политико-правовой  доктрины  с  логико-теоретической
основой и  с  программными  положениями  зачастую  сложна  и  опосредованна.
Решение ряда проблем теории государства и права допускает разные варианты  в
пределах единого мировоззрения и идеологической направленности.
      Теоретическое содержание политико-правовых доктрин разнообразно, и это
разнообразие зависит от ряда индивидуальных  факторов:  от  объема  познаний
мыслителя, идейных влияний, особенностей его мышления, жизненных  условий  и
т. п. Однако в общем и целом взаимосвязь  содержания,  логико-теоретического
основания и программной направленности доктрин все же существует. Так,  идея
общественного   договора   (договорного   происхождения    государства)    в
большинстве теорий XVII—XVIII вв. была органически  связана  со  стремлением
рационалистически  объяснить  государство  и  право  при  помощи  логических
конструкций,  основанных  на  элементарных  понятиях   частного   права;   в
программном отношении эта идея  направлялась  против  теологических  идей  о
"богоустановленности" власти феодальных монархов.  Сама  идея  общественного
договора  допускала  самые  разные  варианты  и  толкования,  которые,   как
правило, были связаны с- историческими условиями теоретической  деятельности
идеологов. Различные варианты идеи общественного  договора  (кто,  с  кем  и
почему заключал договор о  создании  общества  и  государства?)  Всели  свои
права, участники договора передали государству? Каков объем  прав  суверена?
Возможно ли  и  при  каких  условиях  расторжение  общественного  договора?)
отражали  социальные  симпатии  и  антипатии  теоретиков,  их  отношение   к
общественно-политическим противоречиям страны  и  эпохи,  в  конечном  счете
определялись ориентацией на соответствующий общественный идеал.

        2. Методы и методология истории политических и правовых учений.

      Метод в переводе с греческого означает «путь (к чему-либо)» или способ
достижения цели. Изучение экономических явлений предполагает наличие  особых
методов   научного   познания.   Сами   методы   как    средства    познания
совершенствовались по мере развития экономической науки.
      Первым способом изучения политических явлений стал эмпирический метод,
который заключается в сборе и описании фактов и событий. Эмпирический  метод
опирается на данные наблюдений и эксперименты.  Выявленные  новые  факты,  в
свою очередь, подготавливают основу для научного обобщения.
      Причинно-следственный метод, или каузальный  (от  латинского  causa  —
причина),  метод.  Суть  этого  метода  заключается  в  выявлении  причинно-
следственных связей между отдельными явлениями.
      Важную роль в его использовании играет  создание  четкого  понятийного
или, как еще говорят, категориального аппарата науки.
        Причинно-следственный   метод,   анализируя   сущность   явлений   с
качественной  точки  зрения,  помогает  создать  логическую  иерарархическую
модель политичеких категорий, по принципу: из явления А  вытекает  следствие
Б, оно порождает событие В и т.д. Это создает предпосылки для  объяснения  и
предвидения политических событий  в том  случае,  когда  они  связаны  между
собой не  прямо,  а  через  длинную  цепь  последствий.  Развитие  причинно-
следственного метода во многом опиралось на  достижения  философии  и  таких
общих методов научного познания, как индукция и дедукция, анализ  и  синтез,
аналогия, сравнение и др.
      Метод позитивного и нормативного анализа. Позитивный анализ  направлен
на выявление объективных закономерностей и  явлений  в  том  виде,  как  они
существуют,  т.е.  имеет  целью  констатацию   факта.   Нормативный   анализ
предполагает оценочные суждения. Это подход с точки зрения  долженствования,
выяснения того, благоприятно или нет данное экономическое явление.
      Нормативный  анализ  очень  важен   при   формировании   экономической
политики.  Вместе  с   тем   при   нормативном   подходе   особенно   сильно
затрагиваются   интересы   людей   и,   следовательно,   резко    возрастает
субъективизм оценок.
      метод научной абстракции, который  заключается  в  выделении  наиболее
важных,  существенных  явлений  и  мысленном  отвлечении  от  второстепенных
деталей.   Этот   метод   позволяет   расчленять   объект   исследования   и
анализировать  основные  взаимосвязи  в   «чистом»   виде.   Метод   научных
абстракций  лежит  в   основе   любого   (в   том   числе   математического)
моделирования экономических процессов.
      методы диалектического и  исторического  материализма.  Главный  тезис
материалистического  подхода  к  истории  состоит  в   том,   что   сознание
определяется общественным бытием.
      Вопрос о том, всегда ли бытие действительно первично  по  отношению  к
сознанию, продолжает дискутироваться  в  политической  науке.  Высказываются
мнения об ограниченных возможностях материалистической диалектики.
      Функциональный метод. Для него характерен анализ всех категорий  не  в
«вертикальной» причинно-следственной связи, как в каузальном методе, а в  их
взаимодействии друг с другом в качестве равнозначных.

        3. Периодизация истории политических и правовых учений.

      Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока;
      Политические и правовые учения в Древней Греции;
      Политические и правовые учения в Древнем Риме;
      Политические и правовые учения в  западной  Европе  в  период  средних
веков (Политико-правовая теория средневековой  схоластики.  Фома  Аквинский,
политические и правовые  идеи  средневековых  ересей,  учение  о  законах  и
государстве Марсилия Падуанского)
      Политические и правовые учения в странах арабского  востока  в  период
средних  веков  политические  и  правовые   учения   в   России   в   период
возникновения  и  развития  феодализма  и   образования   единого   русского
государства
      Политические и правовые учения в западной Европе в XVI в. ( Учение  Н.
Макиавелли о государстве и  политике,.  политико-правовые  идеи  Реформации,
политические идеи тираноборцев, Этьен де Ла Боэси,  теория  государственного
суверенитета. Политическое учение Ж. Бодена, политико-правовые идеи  раннего
социализма. "Утопия" Томаса Мора. "Город Солнца" Томмазо Кампанеллы)
      Политические и правовые учения в Голландии и Англии  в  период  ранних
буржуазных революций (возникновение теории естественного  права,  учение  Г.
Греция о праве  и  государстве,  теоретическое  обоснование  демократии.  Б.
Спиноза, обоснование "Славной революции" 1688 г. в учении Дж. Локка о  праве
и государстве)
      Политические и правовые учения немецкого  и  итальянского  просвещения
XVII-XVIII вв. (Естественно-правовые теории в Германии, правовая  теория  Ч.
Беккариа)
      Политические  и  правовые  учения  в  России   в   период   укрепления
абсолютизма  (Политико-правовая   идеология   купечества.   И.Т.   Посошков)
политические и  правовые  учения  во  Франции  XVIII  в.  (политико-правовая
программа Вольтера, учение Ш. Монтескье о государстве и праве,  политический
радикализм Ж.-Ж. Руссо, политико-правовые учения социализма и  коммунизма  в
предреволюционной  Франции,  проблемы  государства  и  права  в   документах
"Заговора во имя равенства")
      Политические и правовые учения в США в период борьбы за  независимость
(Пейн о государстве  и  праве,  политико-правовые  взгляды  Т.  Джефферсона,
взгляды А. Гамильтона на государство и право)
      Политические  и  правовые  учения  в  России  в   период   дальнейшего
укрепления  дворянской  монархии  (вторая  половина  XVIII  в.)   (идеология
"просвещенного   абсолютизма",   политико-правовая   идеология    феодальной
аристократии,  политико-правовые  идеи  зарождающегося  просветительства   и
либерализма,  политико-правовая  идеология   крестьянских   движений,   А.Н.
Радищев о праве и государстве).
      Политические и правовые  учения  классиков  немецкой  философии  конца
XVIII- начала XIX в. (учение И. Канта о праве и государстве,  учение  Гегеля
о государстве и праве).
      Реакционные и консервативные политические и правовые учения в Западной
Европе в конце XVIII -начале XIX в. (традиционализм Э.  Бёрка,  историческая
школа права);
      Буржуазная политическая и правовая идеология в Западной Европе  первой
половины XIX в. (либерализм во Франции. Б.  Констан,  либерализм  в  Англии.
Взгляды И.  Бентама  на  право  и  государство,  возникновение  юридического
позитивизма. Дж. Остин, теория "надклассовой монархии" Л. Штейна,  политико-
правовое учение Огюста Конта);
      Социалистическая  политико-правовая  идеология  в  Западной  Европе  в
первой половине XIX в.
      Политические и правовые учения в России в период кризиса самодержавно-
крепостнического  строя  (либерализм  в  России,   проекты   государственных
преобразований М.М. Сперанского, охранительная идеология,  политико-правовые
идеи Н.М. Карамзина, революционная идеология, политические и  правовые  идеи
декабристов
      Буржуазные политические и правовые учения в Европе во второй  половине
XIX в. (юридический  позитивизм,  социологические  концепции  государства  и
права, политико-правовая идеология либерализма в России);
       Социалистическая политико-правовая идеология во второй  половине  XIX
В.  (Политико-правовое  учение   марксизма,   политико-правовое   учение   и
программа социальной  демократии,   политико-правовая  идеология  анархизма,
политико-правовая идеология "русского социализма" (народничества)
      Политические  и  правовые   учения   в   европе   в   начале   XX   В.
(Социалистические  политико-правовые  учения,   политико-правовая   доктрина
солидаризма, неокантианские концепции права.  Р.  Штаммлер,  психологическая
теория права, школа "свободного права");
      Современные политические и правовые учения в  Западной  Европе  и  США
(неолиберализм  и  консерватизм,  концепции   плюралистической   демократии,
концепции  социального  государства  и  политики  всеобщего   благоденствия,
теория  "демократического  социализма",  современная  западная  политическая
наука,  социологическая  юриспруденция,  нормативизм  Г.  Кельзена,   теории
естественного права).
      История политических и  правовых  учений  представляет  собой  процесс
развития   соответствующей   формы   общественного   сознания,   подчиненный
определенным закономерностям.
      Связь политических и  правовых  учений  разных  эпох  обусловлена  уже
влиянием созданного  идеологами  предшествующих  эпох  запаса  теоретических
представлений на последующее  развитие  политико-правовой  идеологии.  Такая
связь (преемственность) особенно заметна в те эпохи  и  периоды  истории,  в
которые воспроизводятся философия и иные формы сознания  предыдущих  эпох  и
решаются политико-правовые  проблемы,  в  чем-то  аналогичные  тем,  которые
решались  в  предшествующие  времена.  Так,  в  Западной  Европе  разложение
феодализма, борьба с католической церковью и феодальными монархиями  вызвали
широкое воспроизведение в политико-правовых  трактатах  идеологов  буржуазии
XVI—XVII вв. идей и методологии античных авторов, не знавших христианства  и
обосновывавших республиканский строй. В борьбе против католической церкви  и
феодального неравенства использовались идеи первоначального  христианства  с
его  демократической   организацией;   в   периоды   революционных   событий
вспоминались  демократические   идеи   античных   авторов,   республиканские
доблести политических деятелей Древней Греции и Древнего Рима.
      Ряд историков  придавал  таким  влияниям  решающее  значение,  пытался
представить всю или почти всю историю политической  мысли  как  чередование,
круговорот одних и тех же идей и их различных сочетаний  ("филиация  идей").
Такой  подход  преувеличивает  возможность  чисто  идеологических   влияний,
которые  сами  по  себе  неспособны  породить  новую  идеологию,  если   нет
социальных  интересов,  создающих   почву   для   восприятия   идей   и   их
распространения.  Важно  и  то,  что  сходные  исторические  условия   могут
порождать и порождают аналогичные  и  даже  одинаковые  идеи  и  теории  без
обязательных идейных  связей  и  влияний.  Не  случаен  и  выбор  каким-либо
идеологом политико-правового учения, если оно берется за образец,  поскольку
каждая страна и каждая эпоха имеют несколько значительных  политико-правовых
теорий, и  выбор  одной  из  них  (или  идей  нескольких  теорий)  опять  же
обусловлен  в  конечном  счете  социально-классовыми   причинами.   Наконец,
влияние и воспроизведение далеко не одно и то же:
      доктрина, сложившаяся под влиянием других доктрин,  чем-то  отличается
от них (иначе это та же самая  доктрина,  которая  просто  воспроизводится);
новая  теория  соглашается  с  одними  идеями,  отвергает   другие,   вносит
изменения в наличный запас  представлений.  В  новых  исторических  условиях
прежние идеи и термины могут  приобретать  совершенно  другое  содержание  и
толкование. Так, термин "естественное право"  возник  еще  в  Древнем  мире;
этим термином, например, пользовались софисты в рабовладельческой  Греции  V
в. до н.э.  В  XVII  в.  возникла  теория  естественного  права,  выражавшая
интересы буржуазии  и  народа,  боровшихся  против  феодального  строя.  При
сходстве терминологии суть доктрин противоположна по той причине,  что  если
теоретики  естественного  права  XVII—  XVIII  вв.  требовали   соответствия
положительного права (т.е. законов государства)  праву  естественному  (люди
равны от природы и т.д.), то именно этого требования у большинства  софистов
не было.
      История политических и правовых учений  —  это  не  чередование  идей,
воспроизведение их в различных  сочетаниях  и  комбинациях,  а  отражение  в
терминах и понятиях развивающейся  теории  права  и  государства  меняющихся
исторических условий, интересов и идеалов  различных  классов  и  социальных
групп.
      Однако  и  попытки  представить  содержание  истории  политических   и
правовых учений как отражение классовых противоречий и борьбы не  привели  к
созданию связной картины развития соответствующих доктрин  от  древности  до
наших  дней  уже  по  той   причине,   что   интересы   различных   классов,
существовавших в  истории,  крайне  разнообразны,  несопоставимы.  Неудачной
оказалась и попытка разделить историю политических и правовых учений на  две
части, на  домарксистский  и  марксистский  периоды,  из  которых  первый  —
рассматривался  лишь  как  преддверие  второго,  содержал  только  отдельные
"догадки" о государстве и праве, второй  же  —  считался  периодом  развития
единственно научного учения о государстве  и  праве.  Помимо  идеологических
деформаций курса такой  взгляд  породил  спорное  представление  об  истории
политических  и  правовых  учений  как  о  процессе  накопления,   развития,
кумуляции знаний о политике, государстве и праве.
      На всех своих этапах развития история политических и  правовых  учений
действительно связана с прогрессом теории государства и  права  и  учения  о
политике. Прогрессом в развитии  политико-правовой  теории  вообще  является
постановка какой-либо важной социальной  проблемы,  хотя  бы  сопряженная  с
неверным ее решением, либо  преодоление  старого,  мертвящего  теоретический
поиск мировоззрения, даже если оно заменяется мировоззрением, основанным  на
ошибочной методологии.
      Если попытаться представить историю политических и правовых учений как
"кумулятивный процесс накопления и трансляции  знаний",  то  нельзя  понять,
какое место в такой истории принадлежит иллюзорным, утопическим доктринам  и
теориям,  владевшим   умами   миллионов   людей   целые   эпохи.   Например,
господствовавшая в XVII—XVIII вв. идея  общественного  договора  о  создании
общества  и  государства  в  комплексе  современных   теоретических   знаний
заслуживает упоминания разве только в связи с критическим обзором  различных
устаревших идей о происхождении  государства.  Но  в  период  борьбы  против
феодализма идея общественного договора как способ  выражения  сопричастности
человека и народа к власти  противостояла  идее  богоустановленности  власти
феодальных монархов. Обе эти идеи далеки от науки, но на  основе  каждой  из
них, толкуемой как основной  методологический  принцип,  строились  обширные
теоретические концепции, притязающие на  объяснение  прошлого,  истолкование
настоящего и предвидение  будущих  судеб  государства  и  права.  Объяснение
оказалось надуманным, истолкование — ошибочным,  предвидение  —  ложным.  Но
это не значит, что в истории политико-правовой  мысли  смена  теологического
мировоззрения рационалистическим вообще не была прогрессивной.
      История политических и  правовых  учений  —  не  процесс  постепенного
познания государства и права, накопления и  суммирования  знаний,  а  борьба
мировоззрений, каждое  из  которых  стремится  найти  опору  в  общественном
мнении,  оказать  влияние  на  политическую  практику  и   развитие   права,
опровергнуть аналогичные попытки противостоящей идеологии.
      Политико-правовая идеология,  как  всякая  идеология,  определяется  в
понятиях не гносеологии (истинное — неистинное), а социологии  (самосознание
социальных  групп  и  классов).  Поэтому   к   политико-правовым   доктринам
применяется критерий не истинности, а способности выражать интересы той  или
иной социальной группы. Представление об  истории  политических  и  правовых
учений  как  об  истории  знаний,  основанное   на   аналогии   с   историей
естественных наук, не подтверждается в  реальной  истории  политико-правовой
идеологии.
      Развитие этой идеологии ведет к приросту знаний о государстве и праве,
но    политико-правовая    теория    была    и    остается     эмпирической,
классификационной,  описательной  наукой,  прогностическая  функция  которой
очень сомнительна. Большую давность имеет спор о политике —  наука  это  или
искусство?
      Значительное влияние на практику имеют те политико-правовые доктрины и
идеи,  которые  основаны  на  обобщении,  теоретическом   осмыслении   опыта
развития государственных  и  правовых  учреждений  передовых  стран.  Теория
разделения властей, выразившая практику государственного развития  Англии  в
XVII в., оказала громадное влияние на  конституции  США,  Франции  и  других
стран.  Доктрина   прав   человека   и   гражданина,   обобщившая   практику
революционного перехода от сословного строя к гражданскому  обществу,  нашла
воплощение в международных пактах и законодательстве почти  всех  государств
XX в. С помощью политико-правовых доктрин политический опыт передовых  стран
становится достоянием других стран, воспринимающих этот опыт в  теоретически
обобщенном виде.
      Однако многие политико-правовые доктрины  остались  только  достоянием
умов порой многочисленных их приверженцев, но не были  внедрены  в  практику
(анархизм, анархо-коммунизм, синдикализм и пр.),  некоторые  же  в  процессе
осуществления   претерпели   значительные   деформации   (например,   теория
народного суверенитета Руссо) либо дали побочные результаты,  которых  никто
не предвидел и не желал (например, теории государственного  социализма).  Из
привлекательных  идеалов,  теоретически  сконструированных   в   отрыве   от
исторической  действительности,  проистекали  бедственные  последствия   для
стран и народов, если общество, государство и право пытались  перестроить  с
помощью власти и принуждения. Еще в начале XVI  в.  великий  гуманист  Эразм
Роттердамский, ссылаясь на опыт истории,  справедливо  заметил:  "Ничего  не
бывало  для  государства  пагубнее,  нежели  правители,  которые  баловались
философией или науками". При современном уровне развития  общественных  наук
ни  одна  политико-правовая  доктрина  не   может   притязать   на   научное
предвидение  долговременных  результатов  преобразования  государственных  и
правовых учреждений какой-либо страны на основе этой доктрины.
      При   разработке   политико-правовых    доктрин    главным    стимулом
теоретической  деятельности  были  не  только  любознательность,  стремление
постигнуть  причины  существования  и  перспективы  развития  государства  и
права, но  и  страстное,  эмоционально  окрашенное  стремление  опровергнуть
противостоящую политико-правовую идеологию, представить государство и  право
такими,  какими  их  хочет  видеть  или   изобразить   идеолог,   стремление
преобразовать или защитить  подвергающиеся  нападкам  государство  и  право,
повлиять на массовое и государственное политико-правовое сознание  общества.
Основная причина многочисленности, разнообразия и сложности  политических  и
правовых учений —  желание  каждого  из  идеологов  отстоять  идеалы  своего
класса или своей группы и опровергнуть идеологию противоположных класса  или
группы.
      Реальная связь времен в истории политических и правовых  учений  более
всего  основана  на  возрастании  значения  в  политико-правовых   доктринах
гуманистических начал. В  идеологической  борьбе,  обусловливающей  развитие
политико-правовой  мысли,  во  все   исторические   эпохи   существовали   и
существуют  два  противоположных  направления:  одно  стремится   преодолеть
политическое отчуждение, другое пытается его увековечить.
      Политико-правовой  идеологии  преимущественно передовых, прогрессивных
классов и социальных  групп  присущи  идеи  подчинения  государства  народу,
требования  обеспечения  прав  человека,  защиты  личности  и  общества   от
произвола и беззакония, подчинения государственной власти закону.
      Идеями и теориями,  оправдывающими  политическое  отчуждение,  были  и
остаются те, которые стремятся  обосновать  ничтожность  личности  и  народа
перед     государством,     неограниченность     государственной     власти,
необязательность  для  нее  элементарных   норм   нравственности,   пытаются
идеализировать  авторитарное,  деспотическое,  тоталитарное  государство.  С
оправданием политического отчуждения связаны не только те доктрины,  которые
отрицают права человека, но и  те,  которые  видят  в  праве  только  приказ
власти".



   Библиографический список


4. Алюшин А. Л., Порус В. Н. Власть и политический реализм. Власть. Очерки
  современной философии Запада. М., Наука 1989

5. Байтин. М. И. Государство и Политическая Власть. Саратов, 1972.

6. Белов. Г. А. Политология. М., Наука 1994

7. Гончаров Д. В., Гоптарева И. Б. Введение в политическую науку. Юрист М.,
  1996

8. Исаев. И. А. История государства и права Росси. М., 1994

9. Панарин. А. С. Политические системы современности. Политология. М., 1997


10. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 1995.

11. Радугин. А. А. Политология. М., Центр 1996

       12. Шаран. П. Сравнительная Политология; Ч.1., М.,1992. Общая  и
           прикладная политология. МГСУ, М., 1997. Стр. 210-237.
       13. Власть. Очерки современной  политической  философии  Запада.
           М., 1986.
       14. История политических и правовых  учений.  Древний  мир.  М.,
           1988.





смотреть на рефераты похожие на "Предмет, методология и периодизация истории политических учений"