Политология

Основы политологии

                                   РЕФЕРАТ

                                  на тему:

                            «ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ»



                                     ОЭФ
                                  гр. 9217
                                Кадацкой Анны



                                 Москва, 94



                                 I ВВЕДЕНИЕ.

      Особую актуальность для духовного и интеллектуального  развития  нашей
страны  представляют переосмысление и  фундаментальное  переустройство  всей
системы  естествознания,  достойное  место   в   которой   должна   занимать
политология. При тоталитарной  системе  политология  у  нас  в  полной  мере
разделила участь всех общественных наук:  она  была  превращена  в  служанку
политики КПСС  и  коммунистического  государства,  в  своеобразный  придаток
марксистко-ленинской идеологии. Поэтому перед нами со всей  остротой  встала
проблема воссоздания политологии или даже ее формирование как новой для  нас
самостоятельной дисциплины.
      Прежде всего необходимо определить, какое  содержание  вкладывается  в
само понятие «политология». У  нас  до  сих  пор  не  определены  конкретные
границы, круг проблем, вопросов,  институтов  и  феноменов,  в  совокупности
составляющих объект политологии как самостоятельной научной дисциплины.
      Следует отметить, что политология открыта  влиянию  со  стороны  почти
всех общественных, а зачастую и  естественных  наук.  Мир  политического  не
может  существовать  в  изоляции,  а  тесно   переплетается    с   историей,
культурой,  сферой  экономики,  социальными   феноменами   и   т.д.   Другие
обществоведческие дисциплины в свою  очередь  на  те  или  иные  сферы  мира
политического.   Политологам   приходится   постоянно   «конкурировать»    с
философами, социологами, историками. В настоящее  время  ни  у  нас,  ни  на
Западе  нет  какого-либо   общепринятого   определения   политологии,   ныне
политической науки. Разные исследователи расходятся между собой в оценке  ее
границ и содержания, круга охватываемой ею  проблем,  критерия  выделения  в
самостоятельную  научную  дисциплину.  Неопределенность  границ  политологии
дополняется  разнообразием   социально-философских   и   идейно-политических
позиций,  методологических  принципов,  методов  и   приемов   исследования.
Поскольку конструирование политологии как самостоятельной  обществоведческой
дисциплины только начинается, всякое построение в данной  области  не  может
носить поисковый характер,  и  его  адекватность  должен  быть  проверена  в
процессе дальнейших углубленных исследований.

                       II ПОНЯТИЯ И ЯЗЫК ПОЛИТОЛОГИИ.

      Всякий раз, когда мы ставим перед собой  задачу  вычленить  какую-либо
научную дисциплину из всей совокупности научных дисциплин,  мы  сталкиваемся
с  вопросом  о  ее  понятийно-категоричном   аппарате.   Политика   зачастую
представляет собой не только четко очерченную, раз и навсегда  фиксированную
сферу, сколько то, что  сами  люди  считают  политикой,  хотя  ее  и  нельзя
рассматривать всецело как результат некоего вербального произвола. Власть  и
политика   представляют   собой   выражение   человеческих    отношений    и
представлений   об   этих   отношениях.   Показательно,   что   четкость   и
определенность самого понятия «политическое» в значительной степени  зависит
от того, какое содержание вкладывается в понятие «государство» и «власть».
      Поэтому естественно, что немаловажное  место  в  политологии  занимает
выявление содержания  используемых  ею  понятий  и  категорий.  Более  того,
анализ  понятий  можно  рассматривать  в  качестве  методологии,  с  помощью
которой  ученый  упорядывачеет  и,   если   это   возможно,   совершенствует
понятийный  инструмент  своих  исследований.  Проблему   для   политического
анализа составляет многозначность  понятий  и  категорий,  а  также  феномен
синодики.
      В целом, политические феномены в полной  мере  невозможно  понять  без
изучения системы общения и механизмов политической коммуникации,  которые  в
одинаковой степени связаны как со сферой общественного  сознания,  так  и  с
социально-культурной  и  политико-культурной  сферами.  В  данном  контексте
определяющее значение имеет,  естественно,  язык.  Можно  сказать  что  язык
выступает как культурная среда обитания  человека.  Важность  этого  момента
станет особенно очевидной, если учесть, что попытка, в  некотором  смысле  -
это система человеческих  отношений,  осуществляемых  во  многом  с  помощью
языка. Поэтому  без  изучения  политического  языка  нет  и  не  может  быть
политологии.

                      III  ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ В ЦЕЛОМ

      Всю  совокупность  проблем,  которыми  занимается  политология,  можно
разделить на три крупных раздела. Это,  во  нервы,  социально-филосовские  и
идейно-теоретические  основания  политики,   системообразующие  признаки   и
характеристики    системы    политического,    политической     парадишгммы,
соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду.
      Во-вторых, политические системы, различия и сходства  между  ними,  их
преимущества и недостатки,  политические  режимы,  условия  их  изменений  и
смены и т.д.
      В-третьих, политические институты, политический процесс,  политическая
культура, политическое поведение и т.д.
      Политическое включает в себя  историческое,  конкретно-эмпирическое  и
теоретическое  начала.  Политическое  институты,   отношения,   процессы   с
политологической точки  зрения,  представляют  интерес  прежде  всего  в  их
наличном в данный  момент  состоянии.  Здесь  задача  политолога  состоит  в
выявлении  их  стрекутуры,  составных  элементов,   функций,   условий   для
нормального функционирования, того, как они  соотносятся  и  взаимодействуют
друг с другом. Но анализ  этот  был  бы  односторонним  и,  стало  быть,  не
раскрывающим адекватно их сущность без учета их исторического фона,  идейно-
теоретической и социально-философской подоплеки.  Здесь  речь  идет  о  мире
политического  как  в   рамках  отельною  взятой  страны,  так  и   мирового
сообщества в целом.
      Предметом политологии в общей сложности является  политическое  в  его
тотальности,  в  контексте  исторического  развития  и  реальной  социальной
действительности, а также  взаимодействие  и  переплетение  социальных  сил,
социо-культурного и политико-культурного опыта.
      В фокусе ее внимания - такие разные по своему  характеру  интстуитуты,
феномены и процессы, как  политическая  система,  государственная  власть  и
властные   отношения,   госудасртвеный   строй,   политическое    поведения,
политическая культура, история политических учений. Эти  проблемы  изучаются
в  тех  или  иных  планах   и   измерениях   также   философии,   социологи,
государственно-правовой наукой и т.д.
      Интегрируя  в  себя  отдельные  аспекты  этим  дисциплин,  политология
располагается  как  бы  в  точке  их  пересечения   и   представляет   собой
междисциплинарную науку.
      Особенно  большую  актуальность  и  значимость  приобретает  вопрос  о
соотношении  и   разграничении   социологии,   политической   социологии   и
собственно  политологии   в   силу   очевидного   совмещения   их   предмета
исследования.  Строго  говоря,  гражданское   общество   является   объектом
исследования  социологии,  а  мир  политический  политологии.  Промежуточное
пространство между гражданским обществом  и  миром  политического  входит  в
сферы политической  социологии,  представляющей  собой  область  пересечения
политической науки и социологии. Естественно,, такое  разграничение,  как  и
всякая  другая  классификация,  носит  условный  характер,  поскольку   свае
названные  сферы   немыслимы   друг   без   друга.   Политология   в   целом
сформировалось  как   «государственная»   дисциплина,   призванная   изучить
предназначение  и  функции  государственных   и   политических   институтов.
Политическая социология - это своеобразный синтез социологии и  политологии.
Первая, в  большой  степени,  чем  политология,  концентрирует  внимание  на
борьбе за власть между различными частями общества, социальных конфликтов  и
социальных изменениях, скрытых функциях, неформальных и диск  функциональных
аспектах политики. В мирском смысле слова  в  центре  внимания  политической
социологии -  социологическое измерение политических феноменов.

          IV НА СТЫКЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И СФЕРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО.

      Политики, представляя  собой  очевидную  сторону  общественной  жизни,
детерминируется множеством явных и скрытых от глаз, мене  ощутимых  факторов
и процессов, в совокупности составляющих ее  социологические  основы.  Среди
них      социально-экономические,       социально-культурные,       научные,
образовательные, духовные, этно-национальные, религиозные и т.д.  факторы  и
феномены, то есть все, что относится к подсистеме гражданского общества.
      Каждая из важнейших  подсистем  и  сфер  человеческого  социума  может
сохранить жизнеспособность и  функционировать  лишь  при  условии,  что  все
остальные  исправно  выполняют  свои  функции.  Так,  например,  гражданское
общество и государство составляют две стороны одной и  той  же  медали,  они
неразрывно связаны между собой и  немыслимы  друг  без  друга.  Более  того,
существует целый ряд инструментов и феноменов, которые могут  быть  отнесены
одновременно и к сфере гражданского общества, и к политической сфере,  служа
в качестве связующих  звеньев  между  ними.  Причем  именно  от  структур  и
институтов, находящихся  на  стыке  двух  образований,  в  решающей  степени
зависит   нормальное    функционирование    гражданского    общества,    его
жизнеспособность, динамика развития. К ним  относятся  политические  партии,
механизмы  избирательного   процесса,   политические   объединения,   клубы,
политическая  культура,  средства  массовой   информации.   В   этом   плане
основовпологающее значение имеет институт  политического  представительства,
в  котором  в  органическом   синтезе   переплелись   две   важнейшие   идеи
представительской демократии: с одной стороны, -  что  ни  один  человек  не
вправе править другим человеком без согласия последнего; с другой стороны  -
что поскольку каждый отдельно взятый индивид не в состоянии  непосредственно
участвовать  в  управлении  государством,   интересы   различных   категорий
населения могут быть представлены в системе  власти  особые  уполномоченные,
которым делегированы соответствующие права и прерогативы.
      Принципы представительности и  выбор  нести  представителей  различных
социальных групп в законодательные или иные органы власти  по  самой  логике
вещей поставили вопрос об инструментах в средствах  политической  реализации
этих  принципов.  В  качестве  таких   инструментов   постепенно   во   всех
индустриально развитых странах возникли и утвердились  политические  партии,
которые  выступают  одновременно  как  несущие  конструкции  и  гражданского
общества, и политической системы.
      Главная задача политических партий состоит  в  том,  чтобы  превратить
множество   частных   интересов   отдельных   граждан,   социальных   слоев,
заинтересованных групп в из совокупный политический интерес. В  политической
структуре общества они выступают в качестве носителей конкурирующих  друг  с
другом политических курсов, не ставя под сомнение  законность  существующего
конституционного  режима.  Путем  представительства   различных   социальных
групп,  слоев,  сословий,  интересов  с  помощью  партий  общество  как   бы
интегрально проникает в государство. Политические партии  в  целом  помогают
кристаллизовать и четко очертить конфликтующие интересы, скрытые различия  и
противоречия в обществе. Они подталкивают граждан группироваться,  пересекая
мнения,  разграничивающие  их  друг  от  друга  по  мнению   электората,   и
определять те приоритеты, которые делают их политическими  единомышленниками
и союзниками.
      С принципом представительства и идеей партии  как  законной  оппозиции
связан принцип выборности должностных лиц  в  важнейшие  представительные  и
законодательные органы власти. Он призван обеспечить народный суверенитет  и
представительство всех заинтересованных группировок  и  слоев  населения,  в
совокупности составляющих  избирательный  корпус,  в  системе  власти  через
партии.  Он  осуществляется  через  избирательную  систему  и  избирательный
процесс,  в  задачу  которых   входят   формализация   и   институанализация
политического участия граждан в политической жизни.  Поэтому  очевидно,  что
механизму   существвавания   представительства,    партийные    системы    и
избирательные  системы  могут  оставить  самостоятельный  блок  в   качестве
предмете политологического исследования.

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

      Изучение политики уже само по  себе  представляет  собой  политический
акт, и человек, занимающийся  им,  должен  способствовать  исправлению  всех
форм  несправедливости.  Политическое  включает  как   статистику,   так   и
динамику,  воплощающаяся,   соответственно,   в   политическом   порядке   и
политическом процессе. Политология должна в  одинаковой  степени  охватывать
как  существующий  аполитический   порядок,   где   доминируют   постоянные,
неизменные величины, так и политический процесс, где  доминируют  переменные
величины. Политический порядок включает структурные  и  системные  элементы.
Здесь важно  исследовать  проблемы  политического  господства  и  правления,
господства   и   сотрудничества,   формирования   власти   и   политического
неравенства; механизмы правления в рамках различных государств.


смотреть на рефераты похожие на "Основы политологии"