Политология

Происхождение, сущность и типы государств


                                                     Группа: 4  –  10  –  98
БУБ
                                                     студент:    Заболотный
                                                     Александр   Эдуардович
                                                     адрес:   г. Запорожье,
                                                     ул. Мира,  д.  10,  кв.
18
                                                     телефон: 33 – 16 – 77



                       КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА


            по дисциплине:  политология
            факультет: дистанционное обучение
            специальность:     БУБ
            отделение:       бакалаврат



            Преподаватель консультант:  Калюжный



                            МАУП                   2000.

Тема: Происхождение, сущность и типы государств



                             ПЛАН


Введение……………………………………………………………………..…... 3

1. Происхождение и сущность государства
   1.1 Первобытное общество: экономическая основа,
         общественная власть…………………………………………………… 5
    1.2 Общие закономерности возникновения государства,
         его признаки и сущность………………………………………………. 8
    1.3 Теории происхождения и сущности
         государства………………………………………………..………………12

2. Типология государства
    2.1 Основные вопросы типологии государств…………………..……14
    2.2. Общая характеристика отдельных типов государств…………15

Выводы………………………………………………………………………..…..20
Список использованной литературы……………………………………….22



Введение

      Создание  новой  Украины  обусловливает   постоянную   потребность   в
теоретическом  осмыслении  и  предоставлении   созидающим   силам   научного
инструментария,  с  помощью  которого  только  и   может   быть   достаточно
эффективным процесс этого создания.
      Насущные проблемы  демократического  переустройства  нашего  общества,
занятие им достойного места в  цивилизованном  мире,  в  котором  на  первом
плане стоит личность, формирование  гражданского  общества  с  неизбежностью
требуют  как   теоретического   осмысления   основных   тенденций   развития
государства, так и поиск  возможных  путей  их  практического  воплощения  в
украинской действительности.
      Любые реформы в обществе с новой  силой  ставят  вопрос  об  отношении
различных общественных сил, политических организаций к  государству  в  силу
того, что во все времена  существовали  управляемые  и  управляющие  органы,
функционировала  власть,  использовавшая  и  убеждение,  и  принуждение,   а
государство   представляет   собой    особую    разновидность    властвующей
организации, в которой властное начало проявляется всегда активно и  никогда
пассивно.
      Государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества  как
собственника основных орудий и  средств  производства,  определяет  основные
направления его развития в интересах  всех  и  каждого,  а  также  выступает
организацией всех граждан.
      Основная  задача  настоящей  работы  заключается  в  раскрытии  такого
теоретически  важного  понятия,  как  государство   –   его   происхождение,
сущность, типология.
      Данная работа предполагает  достижение  нескольких  целей:  во-первых,
исследовать  процесс   эволюции   и   общие   закономерности   возникновения
государства;  во-вторых,  получить  представление  об  основных  категориях,
отражающих особые свойства государства; в-третьих, исследовать  общие  черты
различных государств, систему их важнейших  свойств  и  сторон,  порождаемых
соответствующей  эпохой  и  получить  представление   о   типах   государств
характеризующихся общими сущностными признаками
      Рассмотрение вопроса происхождения государства имеет особое  значение,
без него  нельзя  понять  сущность  государственно-правовых  и  политических
явлений, их роль в жизни общества и  логику  функционирования.  Практическое
значение   данной   темы   связано   с   определением   исторических   рамок
существования государства.
      Работа написана с  учетом  громадного  исторического  и  политического
материала, где показано, как государство  появилось,  какие  основные  этапы
прошло в своем развитии и чем стало теперь.



1. Происхождение и сущность государства



1.1 Первобытное общество: экономическая основа, общественная власть


      При  анализе  всякого  предмета  нужно,  прежде  всего,  выяснить  его
историческое   происхождение   (образование,   возникновение),    а    также
предпосылки, что имеет прямое отношение и к государству.
      Рассмотрение вопроса происхождения государства имеет особое значение в
познании этого явления, без  чего  нельзя  понять  сущность  государственно-
правовых  и  политических  явлений,  их  роль  в  жизни  общества  и  логику
функционирования. Практическое значение данной темы связано  с  определением
исторических рамок существования государства.
      В наиболее полном  виде  исторический  анализ  такого  института,  как
государство, сделан Ф. Энгельсом  в  работе  «Происхождение  семьи,  частной
собственности и государства», написанный с учетом  громадного  исторического
и политического материала, где показано, как  государство  появилось,  какие
основные этапы прошло в своем развитии и чем стало теперь.
      Общеизвестно, что государство существовало у народов  не  всегда,  его
образованию  предшествовал   первобытно-общинный   строй   –   древний   тип
коллективного  или  кооперативного  производства,  который  был  результатом
слабости  отдельного,  обособленного  человека  перед  окружающей  природой.
Трудовые навыки только формировались, орудия труда были  примитивны.  Однако
с  момента  естественного   возникновения   коллективности   труд   человека
становится коллективным, т.е. совместным трудом всех членов общины,  которая
выступала экономической формой организации людей.
      Характер собственности был общим, иными  словами,  все  орудия  труда,
добытые с их помощью средства  к  существованию  (плоды,  рыба,  животные  и
т.д.) принадлежали всем. Поскольку орудия труда и средства  к  существованию
использовались   коллективно,    распределение    продуктов    труда    было
уравнительным.   Такая   коллективность,    общность    была    своеобразным
«коммунизмом»,  но  не  как  результат  какого-либо  обобществления,  а  как
естественное состояние первоначально возникшей коллективности.
      Формой социальной организации в тот период (после первобытного  строя)
был род, причем не только как объединение людей,  связанных  узами  родства,
но  и  как  общественная  группа,  сложившаяся   для   совместного   ведения
хозяйства.
      Первобытно-общинный строй последовательно проходит несколько этапов  в
своем развитии, причем только на определенном этапе он  стал  перерастать  в
государственно-организованное общество.
      Стала   другой   общественная   организация   –   первобытное    стадо
преобразовалось в род как носитель и накопитель коллективного  опыта  труда,
который  постоянно  совершенствуется.  Роды  объединились   в   племена,   а
последние  –  в   союз   племен.   Возникла   необходимость   в   управлении
общественными делами, то есть потребность во власти, но государства  еще  не
было  в  родовом  устройстве  общества.  Хотя  принудительная  власть,   уже
существовала, но она являлась неполитической, так  как  не  была  связана  с
государством.
      Власть  –  древнее  и  повсеместное,  универсальное   свойство   любой
социальной   организации.   В   своем   первоначальном,   зачаточном    виде
родоплеменная организация есть  власть,  осуществляемая  в  интересах  всего
общества. Ее воплощением были общие собрания членов  рода,  племени,  советы
старейшин  как  «первых  среди  равных»,  глава  рода,  вождь  племени,   по
старшинству получившие право управлять  родом,  племенем  в  интересах  всех
сородичей и соплеменников.
      Власть вначале не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась
только на авторитете. Впоследствии  она  стала  видоизменяться  и  принимать
новые, не свойственные ей изначально черты.
      С марксистской  точки  зрения  происхождение  государства  обусловлено
образованием  антагонистических  классов.   Одним   из   главных   процессов
классообразования в сфере материального производства признается  переход  от
охоты и собирательства  к  производящей  экономике,  который  в  современной
литературе  именуется  неолитической  революцией,  приведшей   к   появлению
прибавочного продукта. Фактическое увеличение производства во всех  отраслях
сделало рабочую  силу  человека  способной  производить  большее  количество
продуктов, чем это было нужно для  ее  поддержания,  следовательно,  функция
создания продукта и функция его присвоения расчленяются. Возникают  реальные
условия  для  имущественной  и  социальной  дифференциации,  что   ведет   к
возможности появления разных форм эксплуатации внутри  родового  строя.  Все
эти  явления  порождены  общественным  разделением  труда,  который  взорвал
родовой  строй,   привел   к   расколу   общества   на   классы,   появлению
государственно-организованного общества.
      Рост производительности  труда  с  неизбежностью  ведет  к  увеличению
объёма избыточного продукта, обусловившему появление частной  собственности,
что явилось материальным выражением обособленности членов рода.
      Постепенный  переход  от  парного  брака  к  моногамному  приводит   к
экономической самостоятельности отдельной семьи, которая противостоит  всему
роду. Семья становится социальной формой материальной обособленности  членов
рода, ибо и частная собственность и наследство  сосредотачиваются  в  рамках
отдельной семьи.
      Рост  производительности  труда,  переход  в  целом   к   производящей
экономике, разложение ранее существовавших коллективных форм производства  и
проникновение в общину товарных отношений, приводят к  созданию  предпосылок
рабства.
      На этом  этапе  первобытно-общинная  организация  начинает  испытывать
кризис власти, потому  что  она  возникла  и  действовала  в  обществе,  где
индивидуальные   и   общие   интересы   совпадали.   Возникновение   частной
собственности и  имущественного  неравенства  приводит  к  расхождению  этих
интересов. Органы  первобытно-общинного  строя  постепенно  перерождаются  в
органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами.
      Перерождение  органов  первобытного  общества   постепенно   ведет   к
возникновению государства.
      У  разных  народов  возникновение   частной   собственности   вызывало
различные  формы  расслоения  на  богатых   и   бедных,   эксплуататоров   и
эксплуатируемых, что привело к появлению  противоположных  классов,  наличию
непримиримых, антагонистических противоречий между  ними.  До  определенного
времени  эти  противоречия  были  неявными,  не   проявлялись   в   открытом
столкновении.   Но   развитие    производства    сопровождается    усилением
эксплуатации чужого труда, приводит к острым непримиримым конфликтам  внутри
общества. В  данных  условиях  родоплеменные  связи  теряют  своё  значение,
органы родового строя оказываются  неспособными  урегулировать  общественные
разногласия,  возникающие  в  связи  с   частной   собственностью.   Поэтому
появляется новая организация уже не всего общества, а  только  его  части  –
собственников средств производства,  для  охраны  сложившихся  экономических
отношений имущественного неравенства.


1.2 Общие закономерности возникновения государства, его признаки и сущность


      с  марксистской  точки  зрения  государство  есть   продукт   развития
общества,  продукт  непримиримости   классовых   противоречий.   Государство
появляется  там,  тогда  и  поскольку,  где,  когда  и  поскольку  классовые
противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество  делится  на
эксплуататоров  и  эксплуатируемых.  Везде  и  всегда  вместе  с  ростом   и
укреплением  этого  деления  возникает  и  развивается  особый  институт   –
государство.
      Общество создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и
внешних нападений. Этот орган есть государственная власть.  Едва  возникнув,
он приобретает  самостоятельность  по  отношению  к  обществу  и  тем  более
преуспевает в этом, чем более он  становится  органом  одного  определенного
класса и чем более явно осуществляет его господство.
      Ф.Энгельс в  работе  «Происхождение  семьи,  частной  собственности  и
государства»  делает  общий  вывод,  что  государство  никоим   образом   не
представляет  собой  силы,  извне  навязанной  обществу.  Государство   есть
продукт общества на известной стадии развития; государство  есть  признание,
что это общество запуталось в  неразрешимых  противоречиях,  раскололось  на
непримиримые противоположности, избавиться от которых оно  бессильно.  Нужна
была сила, которая бы умеряла  столкновения,  держала  общество  в  границах
«порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над  ним,  все
более и более отчуждающаяся от него, есть государство.
      Если общественное производство  в  результате  тысячелетней  революции
пришло к частной собственности, то  для  всех  других  областей  организации
общества характерны  перемены,  приспособленные  к  тому,  что  произошло  в
производстве. Возникновение государства  –  это  приспособление  общества  к
новым условиям, которое не устраняет  того,  что  произошло  в  производстве
(экономике), а наоборот, служит тому, чтобы  новые  экономические  отношения
частной    собственности    сохранялись,    поддерживались,     развивались.
Экономические отношения – базис, причина всех трансформаций,  протекающих  в
надстройке, к которой относится государство.
      Для марксистского  понимания  происхождения  государства  недостаточно
сказать, что оно возникает в результате появления  частной  собственности  и
раскола общества на враждебные классы.  Нужно  из  этого  положения  сделать
выводы о том, что государство не устраняет борьбы классов. Государство  есть
«продукт» и «проявление» непримиримости классов.
      Сложившийся экономический базис, основанный на  частной  собственности
на средства производства, развивается под  охраной  и  защитой  государства;
государство  возникает  для  того,  чтобы  сохранять  его,  держать  в  узде
угнетенные  классы;   государство   не   примиряет,   а   только,   умеряет,
столкновение, классов, для, того, чтобы, они  не  уничтожили  друг  друга  в
бесплодной борьбе. Полный мир между классами невозможен.
      Для того чтобы научно достоверно сделать вывод, завершился ли  переход
того   или   иного   народа   от   догосударственного   к    государственно-
организованному обществу,  специально  определяются   признаки  государства,
отличающие его от общественной власти первобытно-общинного строя.
      Государственная  власть  отличается  от  родовой  в   первую   очередь
территориальным, а не родовым принципом организации населения.
      В качестве признака  государства  рассматривается  не  территория  как
таковая,  а  присущее  государству  деление  граждан   по   территориальному
признаку, их организация по месту жительства.
      второе отличие заключается в  наличии  общественной  власти,  интересы
которой не совпадают с интересами населения. Государственная  власть  –  это
власть не всего общества,  а  лишь  его  части,  она  стоит  над  обществом,
отделена от него тем, что выражает интересы  не  всего  общества,  а  только
экономически сильного меньшинства, чужда  основной  массе  населения.  Такую
власть, власть над обществом, называют публичной.
      Публичная  власть  воплощается  в  аппарате  власти   (государственный
аппарат). Первоначально государственная власть существовала в  виде  особого
отряда  вооруженных  людей.  Впоследствии  складывается  все  более  сложный
аппарат принуждения.
      Аппарат публичной  власти  коренным  образом  отличается  от  аппарата
управления первобытно-общинного строя:
      - во-первых, наличием  особой  категории  людей,  главным  призванием
        которых является управленческий труд;
      - во-вторых, наличием особого  аппарата  принуждения  для  подчинения
        чужой воли насилию (полиция, армия);
      - в-третьих, наличием самостоятельного фонда материальных средств для
        поддержания аппарата  управления  и  принуждения,  что  приводит  к
        введению налогов и займов;
      -  в-четвертых,  важнейшим  качеством  государства  –  суверенитетом,
        который означает независимость и самостоятельность в определении  и
        проведении политики как внутри, так и вовне государства;
      - в-пятых, возможностью государства  заниматься  правотворчеством,  в
        результате которого появляются правовые нормы, имеющие отношение ко
        всему обществу или его части;
      В чем состоит сущность государства? Ответ на этот вопрос  предполагает
выявление главного и определяющего в  процессе,  как  возникновения,  так  и
дальнейшего  развития,  функционирования  государства,  а   также   познание
закономерностей  развития  государственно-организованного   общества.   Есть
несколько подходов в исследовании этого вопроса.
      Классовый подход состоит в том, что  государство  рассматривается  как
машина  для  поддержания  господства  одного  класса  над   другим,   причем
меньшинства над большинством, а сущность такого  государства  заключается  в
диктатуре экономически и политически господствующего класса.  Такое  понятие
государства отражает идею государства в собственном  смысле  слова,  которое
является орудием  диктатуры  этого  класса.  Так,  известные  господствующие
классы   осуществляли   диктатуру   рабовладельцев,   феодалов,   буржуазии.
Диктатура  класса  определяет  основные  цели,   задачи   и   функции   этих
государств.
      Социалистическое   государство   на   этапе   диктатуры   пролетариата
осуществляет ее уже  в  интересах  гигантского  большинства  населения,  тем
самым оно является государством не  в  собственном  смысле  слова.  Это  уже
полугосударство.  Со  сломом  государственного  аппарата,  рассчитанного  на
осуществление  преимущественно   функций   подавления,   на   первое   место
выдвигаются созидательные цели и функции, происходит  расширение  социальной
базы нового  государства,  сущностью  которого  является  выражение  воли  и
интересов трудящихся через государство. К  сожалению,  многие  теоретические
положения в социалистических государствах так и остались  только  в  теории,
на практике же  власть  в  обществе  оказалась  узурпированной  бюрократией;
государственный аппарат служил не  широким  слоям  трудящихся,  а  партийно-
государственной верхушке.
      Другой  подход  заключается  в  рассмотрении  сущности  государства  с
общечеловеческих,  общесоциальных   начал.   Изменения   произошли   как   в
социалистических, так и в западных буржуазных государствах.
      Вопреки предсказаниям политологов капиталистическое общество  устояло,
сумело успешно преодолеть кризисные явления, спад  производства,  во  многом
используя опыт развития государств социалистической ориентации.  Государство
как активная деятельная сила, вмешиваясь в  экономику,  вывело  общество  из
депрессии,  тем  самым,  подтвердив  мысль  о  том,  что  любое  государство
призвано  решать  и  общие  дела  в  интересах  всего  общества.   Произошло
соединение  идей  социализма  с   практикой   цивилизованного   гражданского
общества.
      Государственный  механизм  превратился   из   орудия   преимущественно
подавления в  средство  преимущественно  реализации  общих  дел,  инструмент
достижения согласия и поиска компромиссов.
      В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый
план может выходить либо классовое  начало  (насилие),  что  характерно  для
эксплуататорских  государств,  либо  общесоциальное  (компромисс),  что  все
больше  и  больше  проявляется   в   современных   посткапиталистических   и
постсоциалистических обществах. Если же отказаться от  какого-либо  из  них,
то характеристика сущности государства будет ущербной.
      Сущность  государства  как  политической  организации  особенно   ярко
проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает  в
себя  все  богатство  общественных  отношений  за  пределами   политического
государства. Государство  и  гражданское  общество  предстают  как  единство
формы и содержания, где форма  представлена  правовым  государством,  а  его
содержание – гражданским обществом.
      Кроме того, что  государство  есть  публичная  власть,  отделенная  от
населения, имеющая аппарат  управления,  материальные  придатки,  оно  может
рассматриваться  и  как  политическая  организация-ассоциация,   проникнутая
самыми различными системами властеотношений и  институтов.  И.  Кант  писал,
что государство есть объединение людей,  подчиненных  правовым  законам.  К.
Маркс  исходил  из  того,  что   государство   следует   рассматривать   как
определенную ассоциацию, в которой члены  её  объединяются  в  единое  целое
публично-властными структурами и отношениями.


1.3 Теории происхождения и сущности государства


      Кроме марксистской теории происхождения государства существуют и  иные
теории, в  которых  связь  государства  с  процессами  классообразования  не
учитывается,  прежде  всего,   в   силу   выражения   в   них   определенных
идеологических представлений и интересов.
      Теологическая теория довольно многоаспектна.
      У древних народов политико-правовая мысль  восходит  к  мифологическим
истокам и развивает представление о  том,  что  земные  порядки  есть  часть
общемировых,  космических,  имеющих  божественное  происхождение.  В   русле
такого  понимания  и  освещаются  в   мифах   темы   земной   жизни   людей,
общественного и государственного  строя,  их  взаимоотношения  между  собой,
права и обязанности.
      Основная  идея  теологической  теории  –  божественный   первоисточник
происхождения и сущности государства: вся власть от бога. Это  придавало  ей
безусловную обязательность и святость.
      Основателями патриархальной теории считаются Платон и Аристотель.
      Платон в своем знаменитом труде «Государство»  конструирует  идеальное
справедливое государство, вырастающее из семьи,  в  котором  власть  монарха
олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где  есть  соответствие
между  космосом  в  целом,  государством  и  отдельной  человеческой  душой;
государство – это  обруч,  скрепляющий  своих  членов  на  основе  взаимного
уважения и отеческой любви.
      Идеи патриархальной теории получили развитие в  XVII  в.  в  сочинении
Фильмера «Патриарх», где он доказывает получение  власти  от  бога  и  затем
передачу её своему старшему сыну – патриарху, а затем уже своим  потомкам  –
королям.
      Договорная теория (Г. Гроций, Д. Локк, Ж. Руссо, А.  Радищев  и  др.).
Согласно  этой  теории  государство  возникает   в   результате   заключения
общественного  договора  между   людьми,   находящимися   в   «естественном»
состоянии,  превращающего  их  в  единое  целое,  народ.  На  основе   этого
первичного договора создается гражданское общество и его политическая  форма
–  государство.  Последнее  обеспечивает  охрану  частной  собственности   и
безопасности заключивших договор индивидов.
      Теория насилия (Л. Гумплович). Сторонником той  теории  был  также  К.
Каутский.
      Причину происхождения и основу политической власти и  государства  они
видели не в экономических отношениях, а в завоевании,  насилии,  порабощении
одних  племен  другими.  Утверждалось,  что  в  результате  такого   насилия
образуется единство противоположных  элементов  государства:  властвующих  и
подвластных,  правящих  и  управляемых,  господ  и  рабов,   победителей   и
побежденных. Не  божественное  провидение,  общественный  договор  или  идея
свободы,  а  столкновение  враждебных  племен,  грубое  превосходство  силы,
война, борьба, опустошение, словом, насилие, - «вот родители  и  повивальная
бабка государства», - заявил Л. Гумплович.

2. Типология государства


2.1 Основные вопросы типологии государств

      Первые попытки типизации государств были предприняты еще  Аристотелем,
который считал, что основными критериями разграничения государств  являются,
во-первых,   количество   властвующих   в    государстве    и,    во-вторых,
осуществляемая государством цель.
      Попытки  типизации  государств  предпринимали  также:  Г.  Елинек,  Г.
Кельзен, Р. Макайвер, Р. Дарендорф и др.
      Под типом государства понимаются  взятые  в  единстве  наиболее  общие
черты  различных  государств,  система  их  важнейших  свойств   и   сторон,
порождаемых соответствующей  эпохой,  характеризующихся  общими  сущностными
признаками.
      До последнего времени  вопросы  типологии  государств  рассматривались
преимущественно с позиций формационного подхода. Суть  его  состоит  в  том,
что в основе типизации государств лежит категория  общественно-экономической
формации, основанной  на  том  или  ином  способе  производства,  отражающей
соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и  функций
государства с позиции его социального назначения.
      Известная триада К. Маркса делит мировую историю на три макроформации:
первичную     (архаичную),     вторичную     (экономическую),      третичную
(коммунистическую), получившие название общественных.  Основными  критериями
такой классификации являются,  во-первых,  наличие  или  отсутствие  частной
собственности; во-вторых, наличие или отсутствие противоположных классов; в-
третьих,  наличие  или  отсутствие  товарного  производства.  Следовательно,
государственно-организованное общество – элемент экономической  общественной
формации, в рамках которой выделяются соответствующие способы  производства:
азиатский, античный, феодальный, буржуазный. В этом случае в основу  деления
истории  социального   развития   положена   идея   естественноисторического
процесса смены одной общественно-экономической формации другой.
      Наряду с формационным подходом к решению вопроса типологии  государств
широко применяется цивилизационный подход,  в  основе  которого  тоже  лежит
идея соотношения  государства  и  социально-экономического  строя  с  учетом
духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.
      В  самом  общем  виде  понятие  «цивилизация»  можно  определить   как
социокультурную  систему,  включающую  как  социально-экономические  условия
жизнедеятельности  общества,  так  и  этнические,  религиозные  его  основы,
степень гармонизации человека и  природы,  а  также  уровень  экономической,
политической,  социальной  и  духовной  свободы  личности.  Цивилизация,  её
ценности  влияют  не  только  на  социальную,  но   и   на   государственную
организацию общества. Каждая цивилизация придает  устойчивую  общность  всем
государствам, существующим в её рамках.


2.2 Общая характеристика отдельных типов государств


      1. Рабовладельческое государство  явилось  первым  историческим  типом
государства, возникшим на рубеже IV и III веков до нашей  эры  (Месопотамия,
Египет). Рабовладельческий  строй  существовал  в  странах  Азии,  Европы  и
Африки  вплоть  до  III  –  V  веков  нашей  эры.  У  славян   возникновение
государства   относится   к   эпохе   феодализма,   поэтому   они   миновали
рабовладельческий строй.
      Экономическую   основу   рабовладельческого   государства   составляли
производственные отношения, характеризуемые тем, что частной  собственностью
рабовладельца были  не  только  орудия  производства,  но  и  рабы,  которых
нещадно эксплуатировали, продавали, покупали, могли безнаказанно  убивать  и
т.д.
      В основе рабовладельческой  эксплуатации  лежит  прибавочный  продукт,
создаваемый  посредством  внеэкономического  принуждения.  Рабовладельческое
хозяйство строилось на непосредственных отношениях господства и подчинения.
      Самым главным  противоречием  рабовладельческого  общества,  неминуемо
ведшим его  к  гибели,  было  противоречие  между  рабской  формой  труда  и
рабовладельческой формой собственности, между рабами и рабовладельцами.
      Основной экономический закон  рабовладельческого  общества  состоял  в
производстве  добавочного  продукта  путем  эксплуатации  рабов  в  условиях
полной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов.
      Рабовладельческое  государство  представляло  собой  орган  классового
господства  и  насилия  класса   рабовладельцев   над   рабами   и   мелкими
производителями – крестьянами и ремесленниками. Это была  гигантская  машина
военно-политического характера, располагавшая всеми средствами  принуждения:
вооруженной силой,  полицией,  тюрьмами,  аппаратом  чиновничества,  которые
являлись орудием диктатуры класса рабовладельцев.
      Классовая сущность государства проявлялась  в  его  функциях,  которые
показывают, для чего рабовладельцы  организовались  в  государство.  Функции
рабовладельческого государства:
      - подчинение сопротивления рабов;
      -  охрана  рабовладельческой  собственности  на  орудия  и   средства
        производства;
      - идеологическое воздействие и создание культурных ценностей;
      - обороны страны и мирного контакта с другими народами;
      - захвата чужих территорий;
      - по управлению завоеванными территориями.
      2.  Феодальное   государство   является   исторически   вторым   типом
государства,  который  отображает  качественный  скачек   в   поступательном
развитии человеческого общества, ибо перемена формы эксплуатации  превратила
рабовладение в крепостничество.
      Способом присвоения  феодалом  прибавочного  продукта  была  земельная
рента. Известны три её формы: отработочная, продуктовая,  денежная,  которые
условно соответствуют трем периодам в развитии феодального государства.
      Вся деятельность феодального государства сводилась в основном к одному
– удержать власть помещиков над крепостными. На  крестьянство  ложилась  вся
тяжесть содержания класса эксплуататоров: князей,  дворянства,  духовенства.
Крестьянин не  признавался  полной  собственностью  помещика,  но  мог  быть
продан, куплен, наказан своим господином.
      В истории Западной Европы феодализм занял более чем тысячелетнюю эпоху
(V   –   XVII   века).   Экономический   строй,   взаимоотношения   классов,
государственные  порядки  и  правовые  институты  нашли  свое  отражение   в
сословно-корпоративной структуре феодализма. Антагонистические  противоречия
между   феодалами   и   угнетенными   массами,   борьба   между   различными
группировками среди феодалов – вот чем характерно это общество.
      Эволюция социально-экономических и политических институтов приводила и
к  изменениям  в  государстве.  На  первом  этапе   раннефеодального   строя
существует  раннефеодальное  государство  (конец  V  –  середина  XI  века).
Феодализм еще только консолидируется и упрочняется  как  новая  общественно-
экономическая  формация;  в  рамках  данного   этапа   государства   сначала
организуются в большие, но весьма слабые  по  степени  интеграции  монархии.
Для второго этапа – периода полного развития  феодального  строя,  фазы  его
расцвета (середина XI – конец XV века)  типичны  централизованные  сословно-
представительные  монархии.  Для   третьего   этапа   –   периода   позднего
средневековья (конец XV – XVII век),  полосы  заката,  упадка  феодализма  и
зарождения капиталистического  способа  производства  характерны  абсолютные
монархии.
      3.  Буржуазное  (капиталистическое)  государство  возникает   в   ходе
разложения феодального строя,  связано  с  победой  новых  капиталистических
общественных  отношений.  Основной  задачей   его   становится   обеспечение
господства диктатуры класса буржуазии. Экономической предпосылкой  появления
этих отношений является универсализация существующей частной  собственности,
растущая  степень  ее  обобществления.  В  основе  этого  государства  лежит
капиталистическая частная собственность на орудия и  средства  производства,
но не на работника. На первый план здесь выходит Экономическое  принуждение,
отношения эксплуатации сохраняются. Появляется наемный труд  в  национальном
масштабе.
      В литературе все больше утверждается мнение о том,  что  существование
современного западного общества  и  его  государства  закономерно,  что  при
достижении высшей точки развития в традиционном  индустриальном  направлении
эволюционным путем  появляется  новая  социальная  система,  существующая  с
оставшимися  социалистическими  государствами.   За   капитализмом   и   его
государственным формами наступает иная фаза  развития,  получившая  название
постиндустриального общества, в котором буржуазное государство  способствует
трансформации капитализма в смешанную  экономику;  государство  изображается
как  одинаково   заботящееся   об   интересах   всех   слоев   общества,   а
национализированный сектор экономики, её регулирование  и  программирование,
государственная   система   социального   страхования   есть   свидетельство
конвергенции двух социально противоположных систем.
      4.  Социалистическое  государство  представляет  собой  четвертый  тип
государства,  который  может  возникнуть  только  в  ходе   социалистической
революции, при соответствующих условиях, связанных с  развитием  буржуазного
общества.
      В теоретическом плане «социалистическое  государство»  означает  некую
абстракцию (а в политическом отношении идеал), содержащую  набор  признаков,
принципов и норм, отличающих данное  государство  от  капиталистического.  В
первую очередь необходимо наличие материальных (экономических)  предпосылок,
связанных  с  обобществлением  собственности,  концентрацией  её   в   руках
меньшинства во все  увеличивающихся  размерах,  что  приводит  к  углублению
классовых противоречий, которые решаются в ходе социалистической революции.
      Государство  по-новому  диктаторское   и   по-новому   демократическое
выступает  политической  организацией  большинства  населения  во  главе   с
рабочим классом.
      Если   все   предыдущие   государства   были   основаны   на   частной
собственности,  то  экономической  основой   социалистического   государства
является  общественная  собственность  в  различных  её  формах,  что   дает
возможность ликвидировать эксплуатацию  человека  человеком,  устранить  все
причины, её порождающие.
      Модель   социализма   30-50-х    годов    базировалась    на    полном
огосударствлении основных средств  производства,  вмешательстве  государства
во  все  сферы  общественной  жизни;  административно-командной  организации
труда  и  других  видов  общественной  деятельности;  примате  общественного
интереса перед личным и свертывании  на  этой  основе  ряда  прав  и  свобод
граждан;  первенстве  партийного   интереса   и   интереса   государственной
безопасности над всякими другими;  идеологическом  давлении  государства  на
граждан. В практическом воплощении данной модели сопутствовали  тоталитаризм
и  вождизм,  произвол  и  террор,  конформизм,  догматизм  и  идеологический
вакуум.
      Современная  модель  социализма  реально   ставит   человека   с   его
потребностями и интересами в центр всей общественной жизни; освобождает  его
от  патерналистской  политики  государства;  допускает   разнообразие   форм
собственности;  утверждает   трудовой   характер   присвоения;   гарантирует
социальную  справедливость  в   распределительных   отношениях;   социальную
защищенность малоимущих через государственные и общественные фонды



Выводы

I. Причины происхождения государства:
      I.I Экономические причины
      1.  «Неолитическая  революция»   –   переход   от   собирательства   к
производящей экономике.
      2. Три крупных общественных разделения труда:  отделение  скотоводства
от земледелия; отделение ремесла; появление купцов.
      3. Рост производительности труда и появление излишков.
      4. Появление частной собственности.
      I.II Социальные причины
      1. Разложение рода и появление семьи.
      2. Появление антагонизмов.
      3. Раскол общества на классы.

II. Признаки отличающие государство от общественной власти
      - наличие публичной власти, не совпадающей с населением;
      - территориальное подразделение граждан (подданных) государства;
      - взимание налогов, принудительных сборов с населения для  содержания
        публичной власти.

III.  Признаки  государства,   отличающие   его   от   других   политических
организаций:
      - наличие особого аппарата управления (публичная власть);
      - государство есть официальный представитель всего общества;
      - разделение населения по территориальному признаку;
      - суверенитет;
      - наличие аппарата принуждения;
      - налоги, займы.


IV.  Государство  в  собственном  смысле  слова  (классовый   подход)   есть
политическая организация, которая поддерживает господство одного класса  над
другим, причем меньшинства над  большинством,  сущность  такого  государства
заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.

      Государство  (общесоциальный  подход)  –   политическая   организация-
ассоциация, члены которой объединяются  в  единое  целое  публично-властными
отношениями и структурами, есть орудие  и  средство  достижения  компромисса
между ними.
      Государство есть объединение людей, подчиненных правовым  законам  (И.
Кант).

V. Тип государства – это взятые в единстве наиболее  общие  черты  различных
государств,   система   их   важнейших   свойств   и   сторон,   порождаемых
соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными свойствами.
      V.I Типы государств (формационный подход)
      - рабовладельческое;
      - феодальное;
      - буржуазное;
      - социалистическое.
      Критерии классификации:
      - наличие или отсутствие частной собственности;
      - наличие или отсутствие противоположных классов;
      - наличие или отсутствие товарного производства.
      V.II Макроформации
      1. Первичная – первобытно-общинный строй.
      2.  Вторичная   (экономическая)   –   рабовладельческая;   феодальная;
буржуазная.
      3.  Третичная  (коммунистическая)  –  коммунистическая  (первая   фаза
социализм).



Список использованной литературы



1. Боднар А. Основы политологии. – К., 1991.
2. Панарин А.С. Политология: Учебник. – М., 1997.
3. Санистебан Л.С. Основы политической науки. – М., 1992.
4. Рябов С.Г. Політологічна теорія держави. – К., 1996.
5. Комаров С.А. Общая теория государства и права. – М., 1996.
6. Гаєвський Б.А. Сучасна українська політологія: Навч. посібник. –
   К.:МАУП, 1999. – 268 с.
7. Мамут Л. Государство: Полюсы представлений //Общественные науки и
   современность. – 1996. - №3.





смотреть на рефераты похожие на "Происхождение, сущность и типы государств "