Политология

Система государственного управления в современных монархиях

                                                                Министерство
образования РФ
                 Коми  Республиканская  Академия  Государственной  Службы  и
Управления

 при Главе РК

                                      Факультет    “    Государственное    и
муниципальное управление “


                                Кафедра   государственного   управления    и
государственной службы



                                                                    КУРСОВАЯ
РАБОТА

       СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ

МОНАРХИЯХ



                                             Исполнитель :

                              Чаланов Роман Борисович



                               Научный руководитель :


                             Ластунов Игорь Иванович



    Сыктывкар

          2001 г
                                                Содержание :


Введение                                                                   -
                 3


Глава 1. Понятие , типология  и  системные  характеристики  государственного
управления  -                                           4


Глава 2. Государственное управление  в  современных  монархиях  (  Япония  ,
Великобритания )  ;  сравнительная  характеристика  систем  государственного
управления этих стран . -              8



Глава 3. Роль монарха в государственном управлении -     25



Заключение                                                                 -
              30


Список                             литературы                              -
      32



                                                 Введение .
   Монархическая форма правления до сих пор широко распространена в  мире  ,
приблизительно  пятая  часть  государства  является  монархиями  .  Во  всех
монархических государствах , независимо от их форм , считается , что  монарх
обладает исполнительной властью , хотя в подавляющем  большинстве  стран  он
такой власти реально не имеет .
   По общему правилу , монарх занимает свой пост по  наследству  .Исключения
очень редки. Лишь при прекращении династии происходят выборы нового  монарха

Цель данного исследования  изучить  систему  государственного  управления  в
современных монархиях , на примере Японии  и  Великобритании  .Для  этого  в
работе поставлены следующие задачи :
. рассмотреть и изучить , что представляет собой  система  государственного
  управления ;
. какие бывают типы систем государственного управления ;
. изучит государственное управление в Японии и Великобритании и сравнить их
  системы ;
. рассмотреть какова же роль монарха в  государственном  управлении  и  его
  роль в жизни страны ;
    Актуальность  темы  заключается  в  том  ,  что   без   государственного
управления  невозможно  нормального  функционирования  государство  ,   т.к.
государственное   управление   является   деятельностью   исполнительно    -
распорядительного характера , направленную на исполнение указов  ,  приказов
, которые достигаются с помощью юридически властных полномочий .
     Глава 1. Понятие , типология и системные характеристики
                        государственного         управления .
Первые системы государственного управления примерно появились 5-6 тысяч  лет
назад . Система государственного управления  -  это  целое  ,  состоящее  из
следующих  подсистем  :  муниципального  уровня  ,  регионального  уровня  и
центрального уровня управления .
Итак , государственное управление  -  это  конкретный  вид  деятельности  по
осуществлению   единой   государственной   власти   имеющую   функциональную
специфику управления . Это исполнительная деятельность  ,  осуществляемая  в
процессе повседневного  и  непосредственного  руководства  хозяйственными  ,
социально - культурными делами .
  Государственное управление имеет специфические признаки :
0. линейность ;
0. субординацию ;
0. включенность в механизм .
  В  современном  мире   существует  три   типа   системы   государственного
управления :
-  монократическое  ,  которое   имеет   высокоцентрированный   характер   ,
находящийся в руках одного органа  .  Самоуправление  в  таких  системах  не
допускается . .
- сигментарная  ,  при  сигментарой  форме  нет  развитой  системы  взаимных
здержек и противовесов между ветвями  власти .
- монотеократическая  ,  сосредоточение  в  одних  руках  государственной  и
духовной власти ( Ватикан , Иран ) .
Для государственного управления , системное представление его компонентов  ,
элементов  и  их   взаимосвязей   имеет   принципиальное   теоретическое   и
методологическое  значение  .  от  того  ,  что  понимается   под   системой
государственного управления , какие и  в  каком  порядке  включаются  в  нее
управленческие проявления , как они соотносятся между собой и  приводятся  в
реальное  взаимодействие  ,  зависит  почти  все  ,  что   ассоциируется   с
государственным управлением  .  Следует  выделить  три  логические  схемы  ,
посредством которых раскрываются различные аспекты системы  государственного
управления .
    Прежде  всего  имеется  в  виду  взаимосвязь  субъекта  государственного
управления  (  государства  )  с   управляемой   общественной   системой   (
управляемыми  объектами  )  .  Однозначно  можно  сказать  ,  что    субъект
государственного  управления  не  может  существовать  без   соответствующих
управляемых объектов и только в совокупности они могут образовывать  систему
государственного управления . Последняя призвана  обязательно  охватывать  :
1) организацию и функционирование субъекта управления - управляющую  систему
; 2) структуру взаимосвязей управляющей системы с  общественной  системой  -
управляемыми  объектами  ;  3)  компоненты   общественной  системы  или   их
отдельные проявления , которые создают во взаимосвязи структуру  управляемой
системы  и  непосредственно  воспринимают   государственно   -   управляющие
воздействия либо участвуют в их формировании .[1]
     Особенности накладываются характером  взаимосвязей  между  субъектом  и
объектами государственного управления , из -за чего  система  субъективно  -
объективных зависимостей характеризуется в широком и узком смысле слова .  В
широком  смысле  :  субъект  управления  (   государство   как   управляющая
подсистема ) - взаимодействия ( подсистема прямых  и  обратных  связей  )  -
общественная  система  (  подсистема  компонентов  общества  ,  подверженных
государственному  управлению  )  В  такой  системе  субъект   управления   (
государство   )   определяет   государственно   -   властный   характер    и
преимущественно правовую форму взаимосвязи и взаимодействия  соответствующих
сторон .
  В узком  смысле  ,  как  уже  непосредственно  реализуемое  ,  практически
осуществляемое управление ,система субъективно  -  объективных  зависимостей
включает в себя : субъект управления - воздействия - управляемые  объекты  ,
где преимущество находится на стороне субъекта управления  ,  а  управляемые
объекты воспринимают его решения и действия и трансформируют их  в  процессе
собственного функционирования . В данной схеме  воздействия  вычленяются  из
взаимодействий  и  берутся  в  “  готовом  “  ,  сформированном  виде  ;   в
общественной системе также выделяются только те ее стороны  ,  проявления  ,
которые подлежат государственно управляющим воздействиям .
  Система субъективно - объективных зависимостей проявляет  себя  не  только
при формировании и реализации управления как определенной  целостности  :  в
каждом  управленческом  акте  ,  действии   ,   отношении   она   объективно
обуславливает  и  предполагает  присутствие  трех   элементов   :   субъекта
управления или его  отдельного  управляющего  компонента  ;  создаваемого  и
реализуемого им управляющего воздействия ; объектов  воздействия  в  виде  ,
главным образом , деятельности организаций  ,  учреждений  ,  предприятий  ,
отдельных граждан .
  При описании системных связей государственного управления  надо  учитывать
, что перечисленные  элементы  сами  обладают  сложной  ,  многоуровневой  и
иерархической организацией , проявляют себя в виде определенных подсистем  :
подсистема целей , функциональная структура ,  организационная  структура  ,
подсистема управленческой деятельности и , конечно , подсистема принципов  .
Поэтому во всем многообразии ее трудно изобразить схематически ,  но  каждый
, кто теоретически или практически связан с управлением ,  должен  отчетливо
представлять , что с какими бы единичным элементом  управления  он  ни  имел
дело -  компетенцией  государственного  органа  ,  формами  и  методами  его
деятельности , его  решениями  или  организационными  мероприятиями  -  этот
элемент вписан через группу однозначных элементов в  систему  онтологических
элементов государственного управления .
  Государственное управление  -  это  явление  субъективное  .  Значит  ,  “
погружаясь “ в объективное , стремясь  своими  возможностями  способствовать
его развитию , субъект управления использует для этого  множество  элементов
, которые являются продуктом сознания людей .
  Системное “ видение  “  государственного  управления  предполагает  четкое
усвоение той истины , что среди элементов нет ни одного  ,  который  мог  бы
сам по себе содержать сущность государственного управления  и  решать  какую
-либо управленческую  задачу  .  Чтобы  понять  управленческий  смыл  любого
элемента государственного управления следует изучить , с одной стороны ,  те
элементы , которые ему предшествуют , на него влияют и которые он как  бы  “
вбирает “ в себя и передает по цепи элементов , а с другой стороны  ,  те  ,
которые идут следом за ним и в которые он “ вкладывает “ свои возможности  .
[2]


Глава 2. Государственное управление в современных монархиях ( в  Японии    и
Великобритании ) ; сравнительная характеристика
           систем     государственного     управления этих стран .

                  Государственное управление в Великобритании .
Британская  конституция  -  конституция  не  писанная  .  акт  который   был
официально провозглашен основным законом , в Великобритании не существует  .
Не писанная же конституция Великобритании состоит из  трех  категорий  :  1.
норм статутного права ; 2. норм case Law ( прецедентного права ) ;  3.  норм
, представляющих собой не что иное , как конституционные обычаи .
  Британское государство ,  официально  именуемое  Соединенным  Королевством
Великобритании и Северной Ирландии ,- государство унитарное В  состав  этого
государства входят 4 историко - географических района  ,  имеющих  некоторые
особенности в системе управления ,- Англия , Уэльс ,  Шотландия  и  Северная
Ирландия .
  Великобритания - конституционная монархия ,  главой  государства  является
король ( королева  )  .  Королевский  трон  в  Великобритании  переходит  по
наследству от отца к старшему  сыну , но если у  короля  нет  сыновей  ,  то
трон  наследует  старшая  дочь  короля  .  Муж   царствующей   королевы   не
приобретает титула и полномочий короля - он носит титул принца - консорта  .
В  настоящее  время  британский  трон  занимает  королева  Елизавета  II   ,
коронованная в 1952г.
   Формально монарх обладает весьма обширными полномочиями ,  но  фактически
его личная власть ограничена , и притом не столько  законодательными  актами
, сколько нормами прецедентного права и конституционными обычаями  .  Каждый
билль ( закон ) , после  того  как  завершено  рассмотрение  его  в  палатах
парламента , передается на подпись монарху  .  Но  последний  случай  отказа
биллю в королевской санкции имел место в  1707  г.  По  существу  ,  с  того
времени сложился обычай , обязывающий монарха подписывать все поступающие  к
нему билли .[3]
    Король ( королева )  созывает  и  распускает  парламент  ,  назначает  и
освобождает от  должности  министров  и  других  высших  должностных  лиц  ,
является   главой   исполнительной   власти   ,верховным   главнокомандующим
вооруженными силами , главой английской церкви ,  заключает  и  ратифицирует
международные договоры , осуществляет право помилования  и.т.д.  Перечислять
все полномочия монарха нелегко , в частности потому , что  только  часть  их
основывается на нормах статутного права , тогда как другая  часть  считается
непроизводной от власти парламента и составляет так  называемую  королевскую
прерогативу (  прерогативными  полномочиями  являются  ,  например  ,  право
объявления войны , право роспуска парламента и др. ) .Король также  является
главой государства бывших британских  доминионов  -  Канады  ,  Австралии  и
Новой Зеландии .
   Однако по своему усмотрению монарх не может осуществлять ни  статутные  ,
ни прерогативные полномочия . Ныне  управление  государством  осуществляется
от имени королевы  правительством  Ее  Величества  .  В  прецедентном  праве
Великобритании есть норма , согласно которой “ король не может быть не  прав
“. Практически это означает , что монарх не несет ответственности за акты  ,
изданные от его имени ,- ответственными считаются министры ,  скрепившие  их
своими подписями . Королева  осуществляет  принадлежащие  ей  полномочия  не
иначе , как по “ совету “ ( предложению ) соответствующих  министров  .  Она
не может даже присутствовать на заседаниях кабинета министров , но  получает
регулярную  информацию  о  принятых  им  решениях   .   Королеве   оказывает
содействие Тайный Совет , с которым  она  консультируется  .  В  его  состав
входят  все  министры  кабинета  ,  некоторые  министры   вне   кабинета   ,
специальные советники .
  Это не значит  ,что  королева  не  играет  никакой  роли  в  осуществлении
государственной  власти  .  Хотя  она   сама   не   решает   почти   никаких
государственных дел  ,  она  может  влиять  и  действительно  на  решения  ,
принимаемые должностными лицами британского государства .
  Центральная исполнительная власть в Великобритании представлена органом  ,
состоящих из министров ,- правительством Ее Величества во главе с премьер  -
министром .   Фактически  главную  роль  в  управлении  государством  играют
правительство и премьер министр .
   Отдельные вопросы организации  и  деятельности  правительства  регулируют
следующие основные нормативные  акты  :  Акты  о  министрах  Короны  1937  ,
1934г.,1975г.; Акты о передачи полномочий министров Короны 1946 г.,  Акты  о
дисквалификации депутатов палат общин 1957 г, 1975г.; Акт о  государственных
документах 1967 г.; Акт о жаловании министров 1972 .[4]
    Порядке  формирования  правительства  основывается  главным  образом  на
конституционных соглашениях . Новое правительство формируется  после  каждых
парламентских выборов  .  Королева  назначает  премьер  -  министром  лидера
партии ,  получившей  абсолютное  большинство  мандатов  в  палате  общин  .
Поскольку каждая  партия имеет заранее избранного лидера , никакого  другого
на этот пост королева назначить не может . Если же  ни  одна  из  партий  не
получила  абсолютного  большинства  ,  королева  проводит   консультации   с
лидерами парий и ,  выслушав  их  советы  и  предложения  ,  сама  принимает
решения . После назначения премьер - министр  королева  по  его  предложению
назначает остальных членов кабинета и всего правительства .
  Если премьер - министр уходит в отставку  в  период  между  парламентскими
выборами , его приемник назначается королевой после  того  ,  как  партия  ,
располагающая  большинством  голосов  в  палате  общин  ,   изберет   нового
официального лидера . Новый премьер - министр , даже если он  принадлежит  к
той же партии , что  и  его  предшественник  ,  формирует  новый  кабинет  .
Поражение на  выборах  влечет  коллективную  отставку  правительства  .  Что
касается королевской прерогативы увольнения премьер - министра , то  с  1783
г. монархи ею не пользовались .
   Должность премьер -  министра  возникла  как  результат  конституционного
соглашения .  До  настоящего  времени  его  полномочия  и  фактическая  роль
определяются  не  писанным  правом  ,  а  также  зависят   от   политических
обстоятельств .
   Согласно  обычаю  ,  премьер  -  министр  носит   титул   первого   лорда
казначейства  , а с 1968 г. занимает должность министра  гражданской  службы
.   В   исключительных   случаях   на   премьер   -   министра   возлагается
непосредственное руководство каким - либо крупным министерством  .  Например
, Гарольд Вильсон возглавлял  министерство  экономики  с  1967  по  1968  г.
совместно с соответствующим государственным секретарем .
   Премьер  министр  играет  ведущую  роль  в  кабинете  и  правительстве  ,
осуществляет руководство их деятельностью , а так же  руководство  основными
министерствами и центральными ведомствами . Он является  главным  советником
королевы ,  представляет  ей  для  зачтения  в  парламенте  тронную  речь  ,
служащую программой правительства , выполняет  представительские  функции  в
международных отношениях . Премьер- министр устанавливает  круг  вопросов  ,
подлежащих рассмотрению кабинетом и правительством  ,  определяет  их  общую
политическую стратегию , руководит работой  комитетов  ,  дает  рекомендации
монарху  относительно  состава  кабинета  ,  решает  вопросы  об  увольнении
министров  и  об  отставке  правительства   ,   направляет   правотворческую
деятельность  кабинета   .   Для   современной   Великобритании   характерно
возрастание роли премьер  -  министра  в  принятии  политических  решений  и
ограничение  коллегиальных   форм   деятельности   кабинета   .   Безусловно
признается , что вправе вмешиваться в любую  область  правления  .  Практика
свидетельствует , что премьер -министр играет ведущую роль  прежде  всего  в
области внешних сношений  ,  экономической  политики  и  в  других  наиболее
важных сферах государственной жизни .
   Премьер - министр осуществляет ряд прерогатив  монарха  от  его  имени  :
назначает высших чиновников государства , созывает и распускает парламент  ,
объявляет войну и заключает мир . Английское право не  содержит  специальных
требований к кандидату на пост премьер - министра . Лицо ,  претендующее  на
эту должность ,должно быть совершеннолетним , британским подданным ,  членом
парламента .
     Для   обеспечения   эффективной   деятельности   главы    правительства
используется личный секретариат премьер  -  министра   ,  который  не  имеет
постоянного состава . Премьер - министр может создавать  в  структуре  этого
органа новые  звенья  .  Секретариат  премьер  -  министра  включает  лиц  ,
являющихся гражданами служащими - чиновниками высшего ранга . В его  функции
входит  ведение  переписки  ,  поддержание  связи  с  членом  кабинета  ,  с
отдельными  министерствами  и  ведомствами  ,  подготовка  информационных  и
аналитических материалов.
   В  отличие  от  других  стран  ,  внутри   правительства   Великобритании
формируется и действует кабинет министров  с более узким  составом  .  Таким
образом , термины “ правительство “  и  “  кабинет  “  не  равнозначны  .  В
правительство входят все министры , тогда как кабинет -  это  организационно
обособленная часть правительства , играющая особо важную роль .
    Что касается состава кабинета ,  то  он  определяется  лично  премьер  -
министром , и обычно число министров в нем колеблется от 16 до 24 человек  ,
считая  и  самого  премьера  .Премьер  -  министр  группирует   вокруг  себя
несколько  министров  ,  занимающих  особое  положение  в  кабинете  в  силу
важности возглавляемых им ведомств .
   Работа кабинета организуется аппаратом , в который входят ряд  органов  :
секретариат , центральная статистическая служба и др  .   Структура  аппарат
может изменяться в зависимости от личного усмотрения премьер  -  министра  ,
имеющего право создавать в ней новые посты и подразделения .
     В  Великобритании  исторически  сложилась  несколько  уровней   местных
органов  власти  :  от  совета  графства  до  советов  приходов  и  сельских
островных  советов  .  В  течении  30  последних  лет  в  органах   местного
самоуправления  происходили  серьезные  структурные  изменения  ;  некоторые
советы были упразднены , появились новые .
   По закону о  местном  самоуправлении  1972  и  1985гг.  Англия  ,  Уэльс,
Шотландия и Северная Ирландия , а также  британская  столица  при  некоторых
общих чертах управляются по разному .
  Так , Англия разделена на 39 графств и 36 городских округов .  Графства  в
свою очередь делятся на округа ( 296 )  .  Округа  в  графствах  состоят  из
более  чем10тысяч  сельских  приходов  .   Уэльс  поделен  на  8  графств  ,
состоящих  из  37  округов  ,  низовые  территориальные  единицы  называются
общинами . В Шотландии действует  закон  о  местном  управлении  1972  г.  ,
согласно которому создано 9 регионов , 53 округа ,3 островных  территории  и
1343 общины . В Северной Ирландии существует 6 графств , разделенных  на  26
округа .
   Все  административные  территории  управляются  советами   ,  являющимися
юридическими лицами . Приходы и общины без  советов  управляются  собраниями
избирателей . Советы графств , округов и городских округов избираются  на  4
года .
  Главой исполнительной власти является председатель  совета   ,  избираемый
советом из своего состава ежегодно и руководящий аппаратом наемных  служащих
муниципалитета .
   К ведению советов графств  законы  о  местном  самоуправлении  относят  :
полицию , пожарную охрану , землепользование ,дороги , социальные  службы  .
В компетенцию советов округов и городских округов входят  :  налогообложение
, городское и сельское землепользование , заводы и учреждения  и.т.д.

                         Государственное управление в Японии
После капитуляции Японии  второй мировой войне верховную власть в  стране  ,
по  соглашению   с   союзниками   ,   осуществляла   американская    военная
администрация , одной из  главных  задач  которой  стала  демилитаризация  и
демократизация страны . В рамках этого процесса в  Японии  была  разработана
новая конституция , принятая в октябре 1946 г. и вступившая  в  силу  3  мая
1947 года .
   Конституция впервые в истории страны провозгласила принцип  национального
суверенитета  и  основные   демократические   свободы   ,   ввела   всеобщее
избирательное   право    .    В    качестве    основополагающей    концепции
государственного управления была принята концепция правового  государства  и
провазглашен один из фундаментальных  принципов  классической  демократии  -
принцип разделения властей : законодательной , исполнительной и  судебной  .
[5]
  Конституция кардинальным образом изменила статус японского  монарха  .  Из
персоны  “  священной  и  неприкосновенной  “  он  превратился  в  “  символ
государства и единства народа  “ . Однако в конституции нет  формулировки  о
том , какова форма правления в стране , хотя  императорский  трон  переходит
по наследству от отца к старшему сыну . По этому  поводу  среди  японских  и
зарубежных правоведов существует несколько суждений .  Одни  считают  ,  что
Япония является парламентарной монархией , так  как  имеется  наследственный
монарх с титулом  императора  ( тэнно ) . Другие  заявляют  ,  что  монархии
уже  не  существует  ,  а  Япония  является  республикой  с   монархическими
атрибутами , имеющими лишь внешнее , формальное значение .
   Не содержит конституция положений  и  главе  государства  .  В  следствии
этого возникли некоторые концепции , затрагивающие вопрос о том  ,  является
главой государства император . Согласно одним  теориям  ,  именно  император
есть глава государства ,  согласно  другим  ,  таковым  является  премьер  -
министр . Широко распространены также теории , в которых утверждается ,  что
Япония существует специфический тип парламентарной монархии  ,  при  которой
император не является главой государства , а служит лишь  символом  монархии
. В целом можно сказать , что по форме правления Япония  представляет  собой
уникальное  сочетание  слабой  монархической  оболочки  и  вполне  реального
республиканского  содержания  принципов  формирования   и   функционирования
государственных институтов и положения личности .
   Согласно конституции , император “ от имени народа “  созывает  парламент
, может объявить  о  роспуске  нижней  палаты  ;  промульгирует  поправки  к
конституции , законы  ,  договоры  ,  правительственные  указы  ;  назначает
премьер - министра  по  рекомендации  парламента  ;  Награждает  орденами  ,
принимает иностранных дипломатических представителей и выполняет ряд  других
, главным образом полномочиями носит лишь формальный  характер  ,  поскольку
его инициатива в их осуществлении не предусмотрена .
   Таким образом  ,  император  не  обладает  полномочиями  ,  связанными  с
осуществлением государственной власти , и  может  предпринимать  действия  ,
относящиеся к делам государства  ,  лишь  по  совету  и  одобрению  кабинета
министров , который несет за них ответственность .
  Высшим органом исполнительной власти является правительство  ,  которое  в
Японии называется  кабинетом министров . Его деятельность осуществляется  на
основе конституции , Закона о кабинете министров (  1947  г.)  и  Закона  об
организации государственного управления ( 1948 г ) .[6]
   В состав кабинета , который  возглавляет   премьер  -  министр  ,  входят
заместители премьера , министры и государственные  министры   ,  генеральный
секретарь кабинета и начальник законодательного бюро .
   Кабинет образуется следующим  образом  .  Сначала  палаты  на  раздельных
заседаниях избирают большинством голосов кандидата в премьер  -  министры  .
Избранный парламентом кандидат назначается императором на должность  премьер
министра , который , в свою очередь , назначает других министров кабинета  .
Большинство  министров  должны  быть  депутатами  парламента  .   В   период
нахождения  на  должности  министр  не  может  быть  привлечен  к   судебной
ответственности без согласия премьер -министра .
   Согласно конституции , кабинет министров  ,  наряду  с  общими  функциями
управления выполняет следующие обязанности : проведение в  жизнь  законов  ,
ведение государственных дел ; руководство  внешней  политикой  ;  заключение
договоров ; организация гражданской службы и руководство  ею  ;  составление
проекта  бюджета  и  внесение  его  на  рассмотрение  парламента  ;  издание
правительственных указов в целях проведения в жизнь конституции и законов  ;
принятие решений о всеобщих или частичных амнистиях , смягчении  и  отсрочке
наказаний , восстановлении в правах .
   Кабинет министров обладают также рядом других важных  полномочий  :  дает
императору   советы   в   отношении   всех   его   действий   ,   касающихся
государственных дел , и несет ответственность за эти  действия  ;  назначает
судей Верховного суда ( кроме Главного судьи ) , а также  всех  судей  судов
низших  инстанций  ;  принимает  решение  о   созыве   чрезвычайных   сессий
парламента , несет ответственность  за  расходование  резервного  фонда  для
покрытия  бюджетного  дефицита  с  последующим  одобрением   этих   расходов
парламентом . кабинет  министров  обязан  ежегодно  представлять  парламенту
заключительные отчеты о государственных расходах  и  доходах  ;  докладывать
парламенту и народу о состоянии государственных финансов . Кроме того  ,  он
наделен   правом  законодательной  инициативы  -  именно  кабинет  министров
разрабатывает  и  предоставляет  на  рассмотрение   парламента   большинство
законопроектов .
   Премьер - министру предоставлены широкие права ,  что  делает  его  самым
высоким в государственном аппарате страны . Выступая в парламенте  от  имени
кабинета , он вносит на его рассмотрение проекты бюджета ,  законопроекты  и
иные документы , требующие утверждения законодательным органом страны .  Ему
принадлежит право докладывать парламенту о государственных делах  и  внешних
сношениях . Основываясь на решениях кабинета , он руководит  всеми  звеньями
исполнительной государственной власти и контролирует их работу .  Премьер  -
министр  председательствует  на  заседаниях  кабинета  ,  и  ему  по  закону
принадлежит последнее слово при решении вопросов , связанных с  определением
компетенции любого министра .
   У всех министров кабинета , стоящих во главе  министерств  ,  имеется  по
одному парламентскому вице  -  министру  .  Парламентские  вице  -  министры
назначаются и смещаются кабинетом по предоставлению министров .  Они  теряют
свои   посты   автоматически   после   уходя   в   отставку   кабинета   или
соответствующих  министров  .  Парламентские  вице   -   министры   помогают
министрам в их парламентской деятельности , в разработке планов , в  решении
административных  дел  ,  а  также  исполняют  обязанности  министров  в  их
отсутствие . У каждого из министров имеется  также  по  одному  управляющему
вице - министру , в обязанности  которого  входит  обеспечение  работы  всех
звеньев аппарата министерства .
  При кабинете министров имеется секретариат ,  который  регулирует  дела  ,
связанные с заседаниями кабинета , подготавливает и согласовывает вопросы  ,
выносимые на них . повестка дня  заседаний  кабинета  готовится  генеральным
секретарем , возглавляющим секретариат .
  Совещательным органом при премьер  министре  является  совет  национальной
обороны .
   Также под  руководством  кабинета  министров  находится  ряд  центральных
административных учреждений : канцелярия  премьер - министра ,  министерства
, комитеты и управления . В функции канцелярии премьер - министра ,  которая
равнозначна министерству , входят решение  государственных  административных
вопросов общего порядка , имеющих отношения  ко  всем  министерствам  или  к
значительной части , а также вопросов специального характера ,  не  входящих
в компетенцию какого - либо министерства .
   Комитеты  и  управления  обладают  важными  и  широкими  государственными
полномочиями . Некоторые из этих учреждений  ,  например  ,  государственный
комитет  по  обеспечению  общественной  безопасности   с   подчиненным   ему
управлением  полиции  ,  управление  обороны  ,  управление   экономического
планирования , выполняют фактически функции министерств .
    Все министерства Японии построены в общем по одному  принципу  .  Каждое
из них подразделяется на департаменты , а последние - на отделы и секции .
    особое  место  в  системе  японской  администрации  занимает  финансовый
ревизионный совет  , который не подчинен ни кабинету министров ,  ни  какому
- либо министерству .  Совет  занимается  финансовым  инспектированием  всех
административных  учреждений  страны  .Этот  орган   возглавляется   советом
ревизоров .
                           Местное самоуправление в Японии
 В стране существует  двухзвенная  иерархическая  система  территориально  -
административных образований : верхнее звено образуют префектуры , нижнее  -
муниципалитеты , к которым относятся города , поселки , сельские общины .  В
стране 47 префектур , три города ( Токио  ,  Осака  ,  Киото  )  выделены  в
особые городские  префектуры  ,  а  остров  Хоккайдо  образует  провинцию  ,
разделенную на округа . Муниципалитетов более 3200 .
  Основными звеньями местной законодательной власти являются префектурные  ,
городские , поселковые и деревенские собрания  .  Их  количественный  состав
зависит от численности населения соответствующих административных  единиц  .
Собрания возглавляются председателями .
   Руководство исполнительной  властью  в  органах  местного  самоуправления
осуществляют : в префектурах - губернаторы, в городах - мэры , в поселках  и
деревнях - старосты . [7]

              Сравним системы государственного управления в
                             Японии       и Великобритании

|          Великобритания       |                 Япония        |
|1  Великобритания              |1.  В ступлением в силу        |
|конституционная монрахия       |Конституции 1947 года Япония   |
|,главой государства является   |превратилась из диуалистической|
|король ( королева ) . Формально|в конституционную монархию .   |
|монрах обладает весьма         |Сейчас японский император      |
|обширными полномочиями , но    |выполняет те же функции , что и|
|фактически его личная власть   |британский монрах ( правит , но|
|ограничена , и притом не       |не управляет ) . К основным    |
|столько заонодательными актами |полномочиям императора в сфере |
|, сколько нормами прецедентного|государственного управления    |
|права и конституционными       |Конституция относит :          |
|обычаями . По своему усмотрению|назначение премьер - министра в|
|монрах не может осуществлять ни|соотвествии с решения          |
|статутные , ни прерогативные   |парлдамента ( ст.6 ) ;         |
|полномочия . Это значит , что в|промульгация правительственных |
|настоящее время королева не    |указов и договоров ;           |
|играет ни какой роли в         |подтверждение назначений и     |
|осуществлении государственной  |отставок государственных       |
|власти . Хотя она сама не      |министров и других должностных |
|решает почти никаких           |лиц ( ст.7) . При осуществлении|
|государственных дел , она может|этих полномочий император      |
|влиять и действительно влияет  |лишается личной власти .       |
|на решения , принимаемые       |Соврешая государственные акты ,|
|должностными лицами британского|он должен руководствоваться “  |
|государства .                  |советами “ и получать          |
|2. Центральная исполнительная  |предворительное “одобрение “   |
|власть представлена органом    |кабинета , который несет       |
|состоящим из министров ,-      |ответственность за             |
|правительством ее Величества во|государственные решения        |
|главе с премьер - министром .  |императора .                   |
|Однако главную роль в          |2. Оценивая место императора в |
|управлении государством играют |механизме государственного     |
|правительство и прмеьер -      |управления , нельзя            |
|министр . Порядок формирования |ограничиться только формальной |
|правительства основывается     |юридической стороной дела .    |
|главным образом на             |Традиционное преклонение       |
|конституционных соглашениях .  |японцев перед особой императора|
|Новое правительство формируется|предопределяет отношение       |
|после каждых парламенских      |политиков и государственных    |
|выборов .  Королева назначает  |деятелей к императорскому дому.|
|премьер - министра лидера      |Монрах по прежнему оказывает   |
|партии , получивший абсолютное |сильное влияние на политическую|
|большинство мандавтов в палате |и идеологическую жизнь страны .|
|общин . На сегодняшний день    |К тому же и сама Конституция не|
|премьер -министром             |лишает главу государства       |
|Великобритании является Тони   |возможности активно влиять на  |
|Блеер . И подводя итоги по     |политические процессы .        |
|системе госуправления          |Исполнительная власть в Японии |
|Великобритании , можно сказать |, как и Великобритании         |
|, что Великобритания является -|осуществляется кабинетом       |
|конституционной монрахией ;    |министров . В состав кабинета (|
|монрах царствует , но не правит|найкаку) входят премьер -      |
|.                              |министр и государственные      |
|                               |министры ( кокуму дадзин ) .   |
|                               |Государственные министры ,     |
|                               |руководят работой              |
|                               |соответствующих министров .    |
|                               |Глава кабинета премьер -       |
|                               |министр , как и Великобритании |
|                               |назначается императором по     |
|                               |представлению парламента . По  |
|                               |сложившейся конституционной    |
|                               |практике главой кабинета       |
|                               |становится лидер партии        |
|                               |парламентского большинства .   |
|                               |Пост премьер - министра -      |
|                               |высшая должность в Японии      |
|                               |.Однако многие исследователи   |
|                               |считают по разному .Одни       |
|                               |сравнивают статус японского    |
|                               |премьер - министра с положением|
|                               |британского главы правительства|
|                               |. Другие же напротив , считают |
|                               |главу японского кабинета       |
|                               |политической слабой фигурой .  |



              Глава 3. Роль монарха в государственном управлении

Монархическая  форма  правления  до  сих  пор   распространена  в   мире   ,
приблизительно  пятая  часть  государств  являются  монархиями  .  Во   всех
монархических государствах , независимо от форм ,  считается  ,  что  монарх
обладает исполнительной властью , хотя в подавляющем  большинстве  стран  он
такой власти реально не имеет .
     В отличие от других должностных лиц монарх -  лицо  неприкосновенное  .
Он не может быть привлечен к административной , уголовной ответственности  ,
против него не может быть обращен гражданский иск . За действия  монарха  по
управлению государственными делами ответственность несут его министры  .  На
практике , однако , во время английской и французской  буржуазных  революций
казнили королей Карла I  и Людовика шестнадцатого , в  Центральноафриканской
Республике  судили  свергнутого  во  время  военного  переворота   1979   г.
императора Бокассу , приговорили его к смертной казни  ,  но  затем  он  был
помилован после длительного заключения . Расправы  с  монархами  со  стороны
своих родственников были нередки в мусульманских странах.   Монарх  обладает
государственными регалиями  ( трон , скимптер ,  корона  и  .т.д.)  ,  имеет
свой двор -  лиц  ,  занятых  обслуживанием  короля  ,  но  оплачиваемых  из
государственной казны . Для этой цели в тех монархиях , где  есть  парламент
, он  выделяет  ежегодные  денежные  средства  из  государственной  казны  -
принимает  так  называемый  -  цивильный  лист  .  В  некоторых  странах  по
цивильному листу получают средства также ближайшие  родственники  монарха  (
например , в Японии в 1996 г. 324 млн.иен,т.е. 3,24млн.долларов США в год  )
. ,  но  обычно  монархи  жалуются  на  необходимость  экономии  (  королева
Великобритании летает в поездки на обычном  рейсовом  самолете  ,  а  не  на
специальном ) , хотя многие монархи очень богатые люди  . Они имеют акции  ,
земельные  владения  ,  другую  собственность  Вместе  с  тем   определенное
имущество , которое использует монарх в парламентарных  монархиях  считаются
коронной ( государственной ) собственностью . Распоряжаться ей (  продать  ,
подарить ) монарх не может .  В  абсолютных  монархиях  султан  (  король  )
фактически законодательствуют  .  В  других  монархиях  он  издает  указы  ,
имеющие силу закона и почти всегда имеет право вето по отношению  к  законам
, принятым парламентом . Это  вето  считается  абсолютным  ,  но  монарх  по
традиции  вето  совсем  не  использует  или  почти  не  использует  .  Новые
конституции ряда стран и юридически лишают монарха права вето  (  Испания  ,
Швеция , Япония ) .  Свои  акты  в  парламентарных  монархиях  монарх  может
издавать только с согласия правительства ( на деле , он с такой  инициативой
практически не выступает и подписывает все документы  ,  представляемые  ему
премьер - министром ).
   В  соответствии  с  конституцией  монарх  назначает  правительство  .   В
абсолютных и дуалистических монархиях он делает это по своему  усмотрению  ,
хотя фактически учитывает ситуацию в стране . А  в  абсолютных  монархиях  и
сейчас большинство министров - близкие родственники монарха ( Кувейт ) ,  но
уже в состав правительства  включаются  представители  крупного  капитала  (
Саудовская Аравия ) .  В  дуалистических  монархиях  представители  крупного
капитала и даже технократы в правительствах  представлены шире  .  Они  тоже
подбираются монархом часто по советам его окружения .
   В парламентской монархии король не  определяет  состава  правительства  .
Его формирует партия ( коалиция ) , обладающая большинством  мест  в  нижней
палате парламента .  Монарх  лишь  подписывает  соответствующий  документ  о
назначении  правительства  ,  который   предоставляет   ему   лидер   партии
большинства . Только в крайне  редких  ситуациях  ,когда  в  парламенте  нет
явного партийного большинства , существует раскол  ,  разногласия  в  партии
большинство  относительно  кандидатуры  премьер  -  министра  ,  король  сам
назначает кандидатуру , поручая ей формировать правительство .  Так  было  в
Великобритании . В парламентской монархии глава государства царствует  ,  но
не правит . Хотя  по  традиции  и  в  этом  случае  сохраняется  королевская
прерогатива ( права монарха , не зависящие от парламента  )  ,  их  на  деле
осуществляет правительство либо они вовсе не реализуются  (  право  вето  по
отношению к законам) [8]
   По традиции  монарх  рассматривается  как  лицо  ,  стоящее  над  борьбой
классовой партии , как арбитр , и поэтому он всегда является беспартийным  .
Но в ряде стран (  Великобритания  ,  Швеция  )  он  должен  принадлежать  к
государственной религии , являясь ее главой . Поэтому  в  таких  странах  он
назначает высших священнослужителей .
  Монарх оказывает различное влияние на политическую жизнь . В странах  Азии
, Африки его влияние очень велико , часто имеет определяющий характер  ,  но
оно негативно . Монарх  там  выступает  с  реакционных  позиций  ,  особенно
внутри страны  .  В  развитых  странах  король  фактически  не  участвует  в
политической жизни , часто сложно говорить о каком - то его  влиянии  .  Оно
может обнаруживаться только в кризисных ситуациях и отнюдь не всегда  бывает
негативным .
  Во многих странах институт монархии присущи индивидуальные  особенности  .
Во - первых , в ОАЭ существует не единоличный , а “ коллективный монарх “  .
Это Высший совет эмиров , состоящий из эмиров семи  эмиратов  ,  входящих  в
ОАЭ. Этот орган - “  абсолютный  монарх  “  .  Он  обладает  законодательной
властью  и  коллективно  осуществляет   полномочия   главы   государства   .
Национальное собрание , назначаемое эмирами , имеет  совещательный  характер
. Правительство тоже назначается Советом эмиров . Во - вторых  ,  во  многих
государствах власть монарха связана с сильнейшим  воздействием  религии.  Во
всех мусульманских странах монарх сочетает светскую власть с  очень  сильной
религиозной властью. Воздействие последней  на  мусульман  зачастую  гораздо
сильнее светской роли  монарха  .  особое  значение  такая  власть  имеет  в
странах мусульманского фундаментализма.( Оман , Катар , Саудовская Аравия  и
др ) .  В  Бутане  ,  небольшом  горном  королевстве  в  Гималаях  ,  король
возглавляет несколько иную  систему  управления  ,  но  тоже  основанную  на
принципах  религии  .  Это  -  территориально  -  региональная   система   .
Территориальный округ составляет определенный  монастырь  с  прилегающими  к
нему окресностями , а главу монастырского округа назначает король  .  Округа
группируются в губернии , губернаторов тоже назначает король .  Второе  лицо
в государстве  после  короля  -  это  главный  аббат  ,  который  избирается
монастырской верхушкой на три года . Поскольку религия  и  государственность
в  Бутане  практически  слитны  воедино  ,  главный  аббат  выполняет  также
некоторые функции государственного должностного лица  .  В  -  третьих  ,  в
отдельных монархиях в Африке  королевская власть теснейшим  образом  связана
с общинными структурами и с иерархией различных родовых и  племенных  вождей
. Важнейшие решения принимаются королем совместно  со  съездом  вождей  (  в
Свазиленде их около 400 )  ,  наследника  престола  определяет  малый  совет
вождей ( 17 человек ) и.т.д.



                                                         Заключение .

Проводимое исследование позволило сделать следующие выводы.
Система государственного управления - это  конкретный  вид  деятельности  по
осуществлению  единой  государственной  власти  и   имеющую   функциональную
специфику .  Система  госуправления  это  -  целое  состоящее  из  следующих
подсистем : муниципального уровня  ,  регионального  и  центрального  уровня
управления . Государственное управление имеет специфические признаки  :  это
линейность , включенность в механизм и субординацию .
   Монархическая  форма  правления  до  сих  пор  распространена  в  мире  ,
приблизительно  пятая  часть  государств   являются  монархиями  .  Во  всех
монархических государствах , независимо от их форм ,  считается  что  монарх
обладает исполнительной властью , хотя в подавляющем  большинстве  стран  он
такой власти реально не имеет .
   В  своей  работе  я  рассмотрел   и  сравнил   систему   государственного
управления Великобритании и Японии ,где существует парламентская монархия  .

 Великобритания -  парламентская  монархия  ,  главой  государства  является
король  (  королева  )  .  Формально  монарх   обладает   весьма   обширными
полномочиями , но фактически его  личная  власть  ограничена  ,и  притом  не
столько законодательными актами ,  сколько  нормами  прецедентного  права  и
конституционными  обычаями  .В  настоящее  время  королевой   Великобритании
является Елизавета II , которая является  символом  британской   монархии  .
Фактически главную роль в управлении  государством  играют  правительство  и
премьер - министр .Премьер - министра назначает королева   лидера  партии  ,
получившее абсолютное большинство мандатов в палате общин .
В Японии с вступлением в силу Конституции  1947  года  она  превратилась  из
дуалистической  в  конституционную  монархию  .  Сейчас  японский  император
выполняет приблизительно те же государственные функции ,  что  и  британский
монарх. Совершая государственные акты , император  должен  руководствоваться
советами и получать  предварительное  одобрение  кабинета  ,  который  несет
ответственность  за  государственные  решения  императора  .  Исполнительную
власть в Японии осуществляется  кабинетом  министров  ,  в  состав  которого
входят премьер - министр и государственные министры .
  Из этого следует , что современных монархиях ( например  Великобритания  ,
Япония )  формально главой государства является монарх ,  но  исполнительная
центральная власть принадлежит премьер министру и министрам , т.е «.  МОНАРХ
ПРАВИТ , НО НЕ УПРАВЛЯЕТ »



                                          Список литературы :


1.Абрамов . В.С. Статус монарха  // государство и право .1999 .№

2. Василенко . И.А. Институт  госуправления  в  Великобритании  //  проблемы
теории и практики управления .1997 . № 6.

3. Гуревич . Е.А. Исполнительная власть  в  Великобритании  //  госслужба  .
Правовые аспекты : Зарубежный опыт . Выпуск 5.М : РАГС ,1996 .

4. Ершин .В.Н.  Политическая  система  современного  японского  общества  //
государство и право .1999 . № 5.

5. Наумов .Л.П. Исполнительная власть в Яплнии // Государство и право  .1999
.№ 11.

6. Чиркин .В.е. Учебник : Государствоведение .М.,- 1999 г.С.321

7. Черкесов .И.А. Местное самоуправление в Японии //  вестник  госсулужбы  .
1997 .№ 8
-----------------------
[1]Чибкин .В.Е. Учебник : государствовоедение .М.-1999.-С.41.
[2] Чибкин .В.ЕУчебник : государствоведение .М.- 1999.-С.44
[3] Василенко .И.А. Институт государственного управления в Великобритании
// Проблемы теории и практики управления .1997 .- № 6.С.38
[4] Гуревич.Е.А. Исплнительная власть в Великобритании // Госслужба
.Правовые аспекты : Зарубежный опыт . Выпю5 .М .- : РАГС ,1996 .С.95
[5] Ермин.В.Н. Политическая система современного японского общества //
Государство и право .-1999.-№ 5.С.15
[6] Наумов .Л.П. Исполнительная власть в Японии // Государство и право
.1999 .- №11.С.18
[7] Черкесов .И.А. Местное самоуправление в Японии // Вестник госслужбы .-
1997.№8. С. 29
[8] Абров.В.С. Статус монраха // Государство и право .1999 .№ 2 - С.32



смотреть на рефераты похожие на "Система государственного управления в современных монархиях "