Политология

Развитие интеграционных процессов в СНГ


                   развитие интеграционных процессов в СНГ

    Интеграционный процесс в рамках СНГ во многом начинается как бы с новой
отметки. Во многом это  обусловливается  тем,  что  по  своей  природе  само
соглашение   о   Содружестве   Независимых    Государств    имеет    двойную
направленность. С одной стороны,  оно  нацелено  на  окончательный  демонтаж
старых  экономических  структур,  с  другой  —  предусматривает  организацию
качественно новых отношений между суверенными государствами, формирование  и
сохранение единого экономического (рыночного) пространства.
    Институциональные  основы  осуществления  интеграционных  процессов   в
рамках СНГ заложены в подписанном в сентябре 1993  г.  Договоре  о  создании
экономического  союза,  а  также  в  конкретизирующих  и   развивающих   его
документах — Соглашении о создании зоны свободной торговли  и  Соглашении  о
содействии в создании и развитии производственных,  коммерческих,  кредитно-
финансовых, страховых  и  смешанных  транснациональных  объединений  (апрель
1994 г.), Договоре о проведении  согласованной  антимонопольной  политики  и
Соглашении о сотрудничестве в области инвестиционной  деятельности  (декабрь
1993 г.) и ряде других.
    Принятые решения явились политико-юридическим  признанием  того  факта,
что в стратегическом плане интеграции в СНГ для входящих в  него  государств
разумной альтернативы не существует.  Ее  экономическим  фундаментом  служит
сложившаяся  в  советский  период   взаимодополняющая   структура   народных
хозяйств бывших республик СССР — ныне стран—членов  СНГ.  Характеристика  их
хозяйственной взаимозависимости  может  быть  выражена  отношениями  объемов
ввоза и вывоза продукции к ее производству и потреблению.  Так,  доля  ввоза
(включая импорт) в потреблении в период 1965—1990 гг. колебалась  от  15—16%
(Российская Федерация) до  30—31%  (Армения).  Вывоз  (включая  экспорт)  от
объема производства составлял от  10—12%  (Россия,  Казахстан)  до  25—  28%
(Азербайджан). Интенсивность  межреспубликанских  связей  (отношение  вывоза
республики по  линии  межреспубликанского  обмена  к  ее  общему  вывозу)  в
среднем по  бывшему  СССР  составляла  75—80%.  Ниже  среднего  уровня  этот
показатель был лишь у России (65—70%), во всех остальных республиках он  был
выше и составлял до  95—97%  (Молдова,  Киргизия,  Армения).  Для  сравнения
следует отметить, что в  этот  же  период  интенсивность  межгосударственных
связей ЕС равнялась 60%. Если  в  межреспубликанский  обмен  в  бывшем  СССР
поступало  почти  20%  совокупного   валового   продукта,   то   аналогичный
показатель стран ВС составил 14%.
    Здесь  необходимо  учесть  и  неравномерность  размещения  и   освоения
природно-сырьевых ресурсов на территории Советского  Союза.  Это  привело  к
тому, что некоторые бывшие союзные республики стали монополистами  в  добыче
и  переработке  важнейших  видов  сырья.  Так,  например,  на  долю   России
приходилось более 90% общесоюзной добычи нефти (включая газовый  конденсат),
более 75 —  газа,  около  91  —  деловой  древесины,  более  80%  —  деловой
древесины, пиломатериалов и  бумаги.  На  долю  Украины  приходилось  65-68%
общесоюзного  производства   стали,   готового   проката,   стальных   труб.
Республика Узбекистан производила более 60% хлопка-волокна и т.д.
    Вполне закономерным выглядит в этих условиях тот факт, что распад  СССР
и разрыв единого экономического  пространства  способствовали  углублению  и
без того тяжелого экономического кризиса,  переживаемого  странами  СНГ.  По
оценкам, от налаживания  и  поддержания  взаимных  интеграционных  связей  в
России  зависит  30-35%  объема  национального   производства   промышленной
продукции (от уровня 1990 г.). Украина в случае разрыва таких  связей  может
потерять 80-85% объема промышленного производства.
    Экономические   преобразования,   проводимые   в   новых    независимых
государствах, породили необходимость отработки нового (рыночного)  механизма
поддержания  производственно-хозяйственных  связей,   трансформации   их   в
межгосударственные. Торгово-экономические отношения в этих условиях  следует
координировать  с  теми  социально-экономическими   реформами,   к   которым
приступили  страны  СНГ,  с  их  стремлением  максимально  учитывать   нормы
"внешнеэкономического поведения", принятые в мировой торговой практике.
    Вместе с тем, несмотря на без альтернативность  интеграции,  ожидать  в
скором будущем масштабных  позитивных  перемен,  связанных  с  формированием
Экономического союза стран СНГ едва ли стоит. В первую очередь в этой  связи
необходимо обратить внимание на то, что Московский договор о  его  создании,
в отличие от положившего начало ЕС Римского, представляет  собой  "рамочный"
документ (аналогичный характер носит и целый  ряд  последующих  договоров  и
соглашений). А это означает,  что  предстоит  пройти  через  длинную  череду
нелегких переговоров прежде, чем определятся  конкретные  пути  и  механизмы
реализации принятых решений. В настоящее время  увязать  воедино  во  многом
противоречивые интересы на многосторонней основе весьма сложно, в  частности
из-за значительной  разно  направленности  политических  действий  отдельных
государств СНГ. Пока потребность в восстановлении и развитии  интеграционных
связей определяется  для  большинства  стран  Содружества  прежде  всего  их
зависимостью от поставок топливно-энергетических  ресурсов,  лесоматериалов,
минерального сырья, химических продуктов, а также кооперационными связями  в
сфере машиностроительной, радиоэлектронной, оборонной промышленности.
    В то же время нынешнее плачевное состояние научных  и  производственных
потенциалов бывших субъектов СССР  предопределяет  неготовность  каждого  из
них к роли  технологического  донора  и,  как  следствие  этого,  отсутствие
главной предпосылки к интеграции в ее лучших образцах. Тем  самым  вне  поля
взаимного сотрудничества остается ключевая для молодых  государств  проблема
технологического прорыва.
    Странам-участницам важно  уже  в  ближайшем  будущем  разработать  свои
внешнеэкономические концепции, расставить приоритеты в сфере  международного
сотрудничества, определить механизмы сочетания  интеграционного  процесса  в
СНГ с широким  использованием  международного  разделения  труда  с  другими
регионами мира. Совместные внешнеэкономические действия и  скоординированная
позиция необходимы и в отношениях стран СНГ с международными  экономическими
и финансовыми организациями.
    Формирование новой региональной системы взаимных связей сейчас возможно
лишь   на   основе   нового   экономического    механизма    взаимодействия,
соответствующего  новому,  суверенному  статусу  стран  Содружества.   Такой
механизм находится пока на  стадии  становления,  и  объясняется  это  не  в
последнюю очередь отсутствием  ясных  представлений  о  реальном  потенциале
межгосударственных  связей  в  СНГ.  Все  остальные  вопросы   (приоритетные
направления, формы, масштабы сотрудничества, его инструментарий  и  др.)  по
отношению к данному носят производный характер.
    На первом этапе  формирования  Экономического  союза  целесообразно  не
противопоставлять многостороннее сотрудничество  и  двусторонние  связи,  а,
напротив,  более   полно   использовать   потенциал   последних,   поскольку
двусторонние механизмы  конкретнее,  проще  и  позволяют  не  только  полнее
согласовать  интересы  партнеров,  но  и  лучше  подготовить  и  реализовать
многостороннее сотрудничество.
    темы многостороннего клирингЧто касается  использования  многосторонних
форм, то возможностей и  здесь  достаточно:  —  восстановление  многозвенных
технологических цепочек с участием фирм-кооперантов из разных стран СНГ;
    —  проведение  согласованной  инвестиционной  политики,  основанной  на
использовании  новых  организационных  форм:   межнациональных   акционерных
обществ, холдингов, СП, транснациональных корпораций;
    — создание совместных инвестиционных фондов с  выделением  приоритетных
сфер их использования;
    —  координация  и  проведение  согласованной  структурной  политики   с
селективной поддержкой наиболее приоритетных отраслей и видов производств;
    —  поэтапное  создание  платежного  союза,   начиная   с   нормализации
двусторонних   платежно-расчетных   отношений   между   государствами   СНГ,
организации работы Межгосударственного банка по созданию сиса  и  заканчивая
реализацией в будущем согласованной (а затем и единой)  кредитно-денежной  и
валютной политики.
    Предусмотренное договором о создании экономического союза  формирование
ассоциации  свободной  торговли  и  таможенного  союза   тоже   предполагает
длительную, поэтапную работу, включая координацию внешнеторговой политики  и
национального законодательства. Одним из важнейших при этом является  вопрос
о свободе перемещения товаров и  услуг.  Уже  в  1992-1993  гг.  в  основном
сложился механизм регулирования внешней торговли  РФ  со  странами  ближнего
зарубежья,  основанный  преимущественно  на   использовании   тарифных,   но
включающий в себя и целый ряд нетарифных методов.
    При этом, несмотря на просчеты и недостатки, в  целом  импортный  тариф
стал более дифференцированным:  повышается  его  роль  в  создании  разумной
степени   протекционизма   для   российских   предприятий-производителей   и
обеспечения условий для нормальной конкуренции. При ввозе и  вывозе  товаров
из  стран—участниц  СНГ  таможенными  органами   не   взимается   налог   на
добавленную стоимость. Акцизами  не  облагаются  подакцизные  в  РФ  товары,
происходящие  с  территории  государств  —  членов  СНГ,  при  ввозе  их  на
территорию России. Что касается полного отказа от импортного тарифа  в  СНГ,
то, как показывает опыт интеграционных союзов индустриально  развитых  стран
(ЕС и ЕАСТ), он скорее будет постепенным и многоступенчатым.  Вместе  с  тем
следует отметить, что уже сегодня,  в  целях  стимулирования  кооперационных
связей,  вывоз   товаров   по   кооперации   не   подлежит   количественному
ограничению, если  он  осуществляется  по  контрактам  между  хозяйствующими
субъектами. В соответствии с  подписанным  в  декабре  1993  г.  в  Ашгабате
Соглашением  об  общих  условиях  и  механизме  поддержки   производственной
кооперации предприятий и  отраслей  государств-участников  СНГ  в  отношении
товаров, поставляемых по кооперации  и  в  рамках  режимов  переработки  под
таможенным контролем экспортные и импортные  пошлины,  налоги  и  акцизы  не
применяются.
    Острым остается вопрос о ценах во взаимной торговле. И  это  совершенно
закономерно,   поскольку   именно   здесь    непосредственно    сталкиваются
экономические интересы экспортеров и импортеров. Новому статусу  независимых
государств в наибольшей степени  соответствовало  бы  использование  мировых
цен. Вместе с тем нельзя не учитывать, что наряду с их бесспорно  позитивным
влиянием на процессы структурной перестройки производства и  внешнеторгового
оборота  они  одновременно  (как  показывает   опыт   распада   СЭВ)   имеют
существенный  недостаток.  Мировые  цены  способны  оказать   разрушительное
воздействие  на  сотрудничество,  в  первую  очередь  в  силу   их   полного
несоответствия условиям национального  воспроизводства.  Именно  поэтому  во
взаимной торговле РФ  и  других  стран  СНГ  применяется  дифференцированный
подход  к  номенклатуре  поставляемых  товаров:  по  стратегическим  товарам
(сырьевым,    энергоносителям,    цветным    металлам),     включаемым     в
межправительственные соглашения, общей рекомендацией  является  ориентир  на
мировые   цены   с   ежеквартальным   уточнением    последних.    Отдельными
межгосударственными  соглашениями  определен  порядок  установления  цен  на
нефть и газ с введением корректирующих коэффициентов.
    Успешное  проведение  экономических  преобразований   в   странах   СНГ
невозможно  без  тщательной  разработки  и  осуществления  скоординированной
реформы  законодательства.  Если  участники  СНГ  хотят  оживить   торговлю,
стимулировать   капиталовложения   (в   том   числе    и    взаимные),    их
законодательство должно стать не только привлекательным для  бизнеса,  но  и
унифицированным. Сейчас отдельные части законодательства  стран-участниц  не
соответствуют  друг  другу,  а  законы  и  реальность  отделены   пропастью.
Проблема усугубляется несогласованностью различных зарубежных  рекомендаций.
Эти тенденции могут привести к несовместимости законодательных систем  стран
СНГ.  Обеспечение   правовой   базы   интеграционных   мероприятий   требует
существенного  повышения  роли  Межпарламентской   Ассамблеи   как   органа,
призванного  разрабатывать  модельные  законодательные  акты  и   добиваться
сближения действующего законодательства государств, подписавших  Договор  об
экономическом союзе.


смотреть на рефераты похожие на "Развитие интеграционных процессов в СНГ "