Политология

Страны Центральной и Юго-Восточной Европы: становление государств народной демократии


            Страны Центральной и Юго-Восточной Европы



                                         Становление государств народной
демократии



                                           Образование народно-
демократических правительств

   Противоречия в Национальных фронтах между коммунистическими партиями и
их союзниками
                                    Перспективы перехода к социализму
мирным путем

    Образование народно-демократических правительств.  В  годы  второй
мировой  войны  во  всех странах Центральной  и  Юго-Восточной  Европы
были  образованы Национальные (Народные) фронты, в которых сотрудничали
рабочие,  крестьянские,  мелкобуржуазные,  а на последнем этапе в некоторых
странах и бур-
жуазные партии.  Сплочение  столь  разнородных социальных и политических
сил стало возможным во имя
общенациональной цели - освобождения от фашизма, восстановление
национальной независимости и демо-
кратических свобод.  Эта цель была достигнута в результате разгрома
нацистской Германии и ее союзников Вооруженными  Силами  СССР,  стран
антигитлеровской коалиции и действий антифашистского движения
Сопротивления. В 1943-1945 годах  во всех странах Центральной и Юго-
Восточной Европы к власти приш-
ли правительства Национальных фронтов,  в которых  впервые  в  истории
принимали участие коммунисты, что отражало их роль в борьбе против фашизма.
    В Албании и Югославии,  где  ведущую  роль в народно-освободительной
борьбе и Национальных фрон-тах играли коммунисты,  они  и  возглавили новые
правительства. В других странах были созданы коалици-
онные правительства.
    Сотрудничество различных партий в рамках Национальных фронтов
объяснялось трудностью задач, сто-
явших  перед  освобожденными  от фашизма странами. В новых условиях
требовалось объединение усилий
всех демократических  партий и организаций.  Необходимость  расширение
социальной  базы  и признания
западными  державами возникших еще в период освободительной борьбы
правительств Югославии и Поль-ши  обусловила включение в их состав
представителей эмиграции и тех внутренних сил, которые не прини-
мали участия в Национальных фронтах, руководимых коммунистами.
    Усилия всех правительств были  направлены на решение первоочередных
общенациональных задач: лик-
видацию последствий господства оккупационных и местных фашистских режимов,
возрождение разрушен-
ной войной и оккупацией экономики,  восстановление демократии. Был
уничтожен созданный оккупантами
государственный аппарат,  государственные учреждения в Болгарии,  Венгрии
и  Румынии очищены от фа-
шистских элементов, деятельность фашистских и реакционных партий, на
которых лежала ответственность
за национальные катастрофы,  была запрещена.  Восстанавливались
демократические конституции, упразд-
ненные в 30-е годы  авторитарными режимами. Начали функционировать
парламенты, в некоторых странах
была разрешена деятельность партий, не входивших в Национальные фронты.
Наряду с прежними структу-
рами государственной власти стали действовать новые,  родившиеся в ходе
освободительной борьбы, наци-
ональные комитеты, советы.
    Из социальных задач во всех странах, за исключением Болгарии, где эта
проблема была решена в резуль-
тате  русско-турецкой войны 1877-1878 годов,  первоочередной  стала
ликвидация  крупного  помещичьего
землевладелия  и  наделение  крестьян землей. В основу начатых в некоторых
странах еще до полного осво-
бождения  аграрных  реформ  был  положен  принцип: “Земля принадлежит тем,
кто ее обрабатывает”. Кон-
фискованная  у  помещиков и тех,  кто сотрудничал с оккупантами, земля
передавалась за небольшую плату
крестьянам в собственность,  а частично переходила к государству.  В
Польше,  Чехословакии и Югославии
были конфискованы земли немцев,  которых  по  решению союзных держав
переселили на территорию Гер-
мании. Программы Национальных фронтов не содержали прямого требования
ликвидации капиталистичес-
кой собственности,  но  предусматривали  изъятие собственности нацистов и
их сообщников и наказание за
национальное  предательство,  в  результате  чего  под  государственное
управление перешли предприятия, принадлежавшие немецкому капиталу и той
части буржуазии, которая сотрудничала с гитлеровцами.
    Таким  образом,  в результате  ликвидации  фашизма  и  восстановления
национальной  независимости  в странах Центральной  и  Юго-Восточной Европы
 в  1943-1945  годах утвердился новый строй, получивший
тогда название  народной  демократии.  В  политической  сфере его
характерной чертой была многопартий-
ность,  при которой не допускалась деятельность фашистских и явно
реакционных партий,  а значительную
роль в правительствах и других  органах власти играли коммунистические и
рабочие партии. В Румынии не
только формально,  как это было в Венгрии и Болгарии, сохранился институт
монархии. В сфере экономики
при  сохранении  частных  и  кооперативных  предприятий значительно
большую, чем в довоенный период,
роль стал играть государственный сектор. Наиболее серьезные изменения
происходили в сельском хозяйст-
ве, где началось решение аграрного вопроса в интересах беднейшего
крестьянства.
    Произошли  изменения и во внешнеполитической  ориентации стран народной
демократии. Еще во время
войны  с  Советским  Союзом  были  подписаны  договоры о дружбе, взаимной
помощи и послевоенном со-
трудничестве  с Чехословакией (декабрь 1943 года), Югославией и Польшей
(апрель 1945 года). Над Болга-
рией,  Венгрией и Румынией, как бывшими сателлитами гитлеровской Германии,
Советский Союз совмест-
но с Соединенными Штатами Америки и Великобританией установил контроль –
здесь действовали Союз-
ные  контрольные   комиссии  (СКК),  в  которых  благодаря   присутствию
советских  войск представители СССР имели более сильные позиции, чем
западные партнеры.
    Противоречия в Национальных фронтах между коммунистическими партиями и
их союзниками. В Алба-нии  и  Югославии  коммунистические  партии  занимали
 господствующие позиции в политической жизни.
Возобновившие  свою  деятельность после  освобождения страны многочисленные
довоенные мелкобуржу-
азные  и  крестьянские партии  Югославии оказались не в силах соперничать
с Коммунистической партией
Югославии (КПЮ)  и  близкими ей организациями. Это показали выборы в
Учредительную скупщину в но-
ябре 1945  года,  на которых Народный фронт  одержал  убедительную  победу
(90 %  голосов).  В Албании
кандидаты  руководимого  коммунистами  Демократического  фронта  собрали
97,7 %  голосов. Иная ситуа-
ция была  в  других  странах:  в  Венгрии на первых послевоенных выборах
(ноябрь 1945 года) коммунисты
завоевали  лишь около 17 % голосов, а в Польше, учитывая неблагоприятную
для себя расстановку полити-
ческих сил, они добились того, что выборы были отсрочены и состоялись лишь
в январе 1947 года.
    Роль коммунистов  в  органах власти была более значительной, чем об
этом можно судить на основе пар-
ламентских выборов. Поддержка  Советского  Союза  создавала компартиям
самые благоприятные возмож-
ности для того,  чтобы  начать  постепенное оттеснение своих союзников по
Национальному фронту с зани-
маемых ими позиций в политической жизни. Сохраняя за собой, как правило,
посты министров внутренних
дел и осуществляя  контроль над органами государственной безопасности, а в
ряде стран – и над вооружен-
ными силами,  компартии  в  значительной  степени определяли политику
народно-демократических прави-
тельст, даже если и не располагали в них большинством портфелей.
    По многим вопросам, которые решались новой властью, возникали
противоречия между коммунистами и
другими партиями Национальных фронтов.  Буржуазные и мелкобуржуазные
партии считали, что с восста-
новлением  национальной  независимости,  конституционного  строя,
наказанием  военных преступников и тех,  кто  сотрудничал  с  гитлеровцами,
 проведением аграрной и некоторых других реформ задачи, провоз-
глашенные в программах  Национальных фронтов,  полностью выполнены.  Они
выступали  за дальнейшее
развитие  государств  Центральной и Юго-Восточной Европы по пути буржуазной
демократии с внешнепо-
литической ориентацией на страны Запада и сохранением дружественных
отношений с Советским Союзом.
    Компартии,  рассматривая установление строя народной демократии как
этап на пути к провозглашенной
ими конечной цели – построению социализма,  считали  необходимым
продолжение и углубление начатых
преобразований.  Используя городскую и сельскую буржуазию,  капиталы и
предпринимательскую инициа-
тиву для решения  задач восстановления, коммунисты в то же время вели все
возрастающее наступление на
ее политические и экономические позиции.
    Переход в руки государства (национализация) собственности немецкого
капитала и той части буржуазии,
которая  сотрудничала с гитлеровцами, привел к образованию во всех странах
более или менее мощного го-
сударственного сектора экономики.  Вслед  за  тем  компартии  стали
добиваться национализации собствен-ности национальной буржуазии. Раньше
всего это было осуществлено в Югославии,  где  принятая в январе
1946  года  конституция  давала  возможность,  если этого потребуют
общенародные интересы, экспортиро-вать  частную  собственность.  В
результате  уже в конце 1946 года  был издан закон о национализации всех
частных предприятий общегосударственного и республиканского значения. У
частных владельцев остались
лишь мелкие промышленные предприятия и ремесленные мастерские.
    В Польше при создании Национального банка,  частные банки,  лишенные
возможности обменять на но-вые  банкноты  имевшиеся  у  них наличные
деньги,  были вынуждены прекратить свое существование. По-
пытки  частных  владельцев  добиться возвращения предприятий, зазваченных
оккупантами и при освобож-
дении  страны  перешедших  под  временное государственное управление,
удались лишь частично. Входив-
шая в состав Национального  фронта  Польская крестьянская партия – Польске
стронництво людове (ПСЛ),
возглавляемая  бывшим  премьером эмиграционного правительства С.
Миколайчиком, не возражала против
обобществления ключевых отраслей производства, но была против того, чтобы
главной формой этого обоб-
ществления стала  передача предприятий в собственность государства. Она
выступала за то, чтобы их взяли
в свои руки кооперативы  и  органы  местного самоуправления. Но в январе
1946 года по настоянию Польс-
кой рабочей партии (ППР) был принят закон о национализации,  по  которому
произошло огосударствление
крупной и средней промышленности.
    В Болгарии, Венгрии и Румынии, находившихся под контролем СКК,
наступление на позиции буржуазии
велось  путем  установления  государственного и рабочего  контроля над
частными предприятиями, а не пу-тем национализации.
    Таким образом,  практически уже в 1945-1946 годах компартиям удалось
добиться того, что начался про-
цесс  изъятия  собственности  буржуазии  и  перехода  ее в  руки
государства.  Это означало выход за рамки программ  Национальных  фронтов,
переход  от  решения общенациональных задач к решению задач соци-
ального характера.
    Опираясь  на  оставшиеся в большинстве  стран советские войска и
находившиеся в их распоряжении ор-
ганы безопасности,  коммунистические  партии сумели нанести удары и по
политическим позициям буржу-
азных и мелкобуржуазных партий,  вынужденных  переходить в ряде случаев в
оппозицию. По обвинениям
в заговорщической  деятельности арестовывались сторонники оппозиции. В
Венгрии в начале 1947 года та-
кие обвинения были выдвинуты против ряда руководителей Партии мелких
сельских хозяев (ПМСХ), в том
числе и против  главы  правительства. Многие из них, опасаясь ареста, были
вынуждены бежать за границу. В Болгарии был казнен Н. Петков,  один  из
лидеров БЗНС, а в Румынии преданы суду ряд деятелей нацио-
нал-царанистской  (крестьянской) партии.  В Польше  на  выборах в сейм в
январе 1947 года,  руководимый
коммунистами  блок  одержал  победу  над крестьянской партией С.
Миколайчика. Протесты ПСЛ в связи с
многочисленными  нарушениями в ходе  избирательной кампании и
преследованиями кандидатов этой пар-
тии были отвергнуты. Вскоре после этого ПСЛ, как оппозиционная политическая
партия, сошла со сцены, а
Миколайчик во избежании ареста был вынужден бежать за границу.
    Таким образом,  уже к середине 1947 года,  во многих странах
коммунистические партии сумели удалить из Национальных фронтов своих
союзников справа и укрепить  собственные  позиции  в  руководстве госу-
дарством  и  экономической  жизнью.  Лишь  в  Чехословакии,  где в
результате выборов в Законодательное
собрание в мае 1946 года,  КПЧ  вышла  на  первое место, сохранялось зыбкое
равновесие сил в Националь-
ном фронте. Но и там коммунисты практически заняли решающие позиции.
    Перспективы перехода к социализму мирным путем.  В 1945-1946  годах,
руководители  ряда компартий
заявили,  что  политические и социально-экономические преобразования,
осуществленные в ходе становле-
ния и развития строя народной демократии, еще не носят социалистического
характера, но создают условия для перехода в будущем к социализму. Они
полагали, что этот переход может быть осуществлен иначе, чем
в Советском Союзе,  -  без диктатуры пролетариата и гражданской войны,
мирным путем. На первом съезде
ППР в декабре 1945 года было признано,  что в условиях  народно-
демократического строя, создающего ус-
ловия для дальнейшей  борьбы рабочего класса и трудового народа за их
полное социальное освобождение,
имеется возможность идти к социализму эволюционно,  мирно,  без потрясений,
без диктатуры пролетариа-
та. Г. Димитров  считал  возможным   “на  основе  народной  демократии  и
парламентского режима в один прекрасный  день  перейти  к  социализму  без
диктатуры  пролетариата”.  Руководители других компартий
также  рассматривали  народно-демократическую власть  как переходную,
которая постепенно перерастет в
социалистическую.  Против  таких   взглядов  не  возражал  Сталин,  который
 летом  1946  года  в  беседе  с
К. Готвальдом признал,  что  в условиях, сложившихся после второй мировой
войны, возможен иной путь к
социализму, не обязательно предусматривающий советскую систему и диктатуру
пролетариата.
    Как видно, в первые  годы  существования народной демократии,
руководители компартий стран Центра-
льной и Юго-Восточной Европы,  рассматривая  советский  строй  как
классический образец перехода к со-
циализму,  допускали  возможность иного пути,  при  котором  учитывались бы
 национальная специфика и
существование  межклассовых  союзов,  нашедших  свое выражение в
Национальных фронтах. Эта концеп-
ция  не  получила всесторонней  разработки, она была намечена лишь в самых
общих чертах. Предлагалось,
что переход к социализму займет длительный промежуток времени.
Последовавшие события не оправдвли
возникших ожиданий.


смотреть на рефераты похожие на "Страны Центральной и Юго-Восточной Европы: становление государств народной демократии "