Право

Политические права российских граждан




                                       ПЛАН РЕФЕРАТА



  1.  Правовой статус личности в Конституции РФ 1993г.

  2.  Политические права в системе конституционных прав

      и свобод человека и гражданина.

  3.  Система политических прав и свобод.

  4.  Политические конституционные права и свободы

      человека и гражданина :

      а) право на участие в управлении делами государства;

      право на референдум ;

      б) право на доступ к государственной службе;

      в) право на объединение;

      г) свобода манифестаций;

      д) свобода слова ипечати;

      е) право на петиции.

  5.  Значение политических прав и свобод для человека.

  6. Конституционный статус личности в России в настоя-

      щее время.



         Правовой статус личности определяется всей

  совокупностью прав человека и гражданина , отраженных

  в нормах всех отраслей  действующего права .

         Основы правового статуса  личности охватывают

  конституционно закрепленные права и свободы . Понятие

  же основных прав и свобод человека и гражданина можно

  сформулировать следующим образом :” Конституционные

  (основные) права и свободы, принадлежащие ему от  рож-

  дения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), за-

  щищаемые государством , составляющие ядро  правового

  статуса личнотсти .”[1]

         Перечисление в Конституции Российской Федерации

  основных прав и свобод не должно толковаться как отри-

  цание или умаление других общепризнаных прав и свобод че-

  ловека и гражданина . Об этом  говорится в ст.55 ч.2 Кон-

  ституции Р.Ф.

         Глава 2 Конституции Р.Ф.,  посвященная  правам и

  свободам  человека и гражданина , включает  48 статей

  (с 17 по 64).

         Впервые научную классификацию данных правомочий

  осуществила  М.П.Карева , приняв за основу важнейшие

  сферы деятельности человека .[2] Ее классификация включала

  следующие составляющие : а) социально-экономические пра-

  ва ; б) равноправие граждан ; в) демократические свободы.

  В дальнейшем государственно-правовая наука , используя

  классификационные основы , предложенные М.П.Каревой ,

  выработала систему сновных прав и свобод , куда вошли :

  1)социально-экономические права и свободы  граждан ;

  2) политические права и свободы граждан ;

  3) личные  права и свободы граждан.

         Наиболее подробно данная  проблема  исследуется

  Л.Д.Воеводиным . Автор удачно совместил наименование

  элементов системы конституцищнных прав и обязаннос-

  тей с основанием  приведенной  классификации. Ученый

  выделил следующие группы основных прав , свобод и обязан-

  ностей :

  1) права и обязанности граждан в сфере социально-эконо-

  мической и культурной жизни ;

  2) права и обязанности  граждан в сфере государственной

  и общественно-политической жизни ;

  3) права и обязанности граждан в сфере индивидуальной

  свободы .[3]

         Однако систему основных прав и свобод характери-

  зует не только их группировка , но и те приоритеты , ко-

  торых придерживается Конституция в их последователь-

  ном  расположении .

         Последнее имеет далеко не техническое значение, а

  отражает соответствующую идеологию, которой придер-

  живается государство в трактовке сущности концепции

  правового статуса личности .

         В действующей Конституции, основанной на новой

  концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен

  в следующей последовательности. Сначала указаны личные,

  затем политические, а за ними социально экономические.

  Именно такая последовательность присуща Всеобщей Дек-

  ларации прав человека, принятой Генеральной  Ассамблеей

  ООН в 1948 г.

         В  российском законодательстве она впервые была

  воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и граж-

  данина, принятой Верховным Советом Российской Федера-

  ции 22 ноября 1991года, а затем отражена в Конституции

  Российской Федерации 1993 года .

         В отличие от основных личных прав , которые по

  своей природе неотчуждаемы и принадлежат  каждому

  от рождения как человеку, политические права и свободы

  связаны с обладанием гражданством  государства . Это

  различие отражает Конституция, адресуя личные права

  “каждому”, политические - “гражданам” .

         В соответствии с Конституцией гражданин Рос-

  сийской Федерации может самостоятельно осуществлять

  в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст.60).

  Эта норма прежде всего , касается политических прав и

  свобод .

         Система же политических прав и свобод граждан

  состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из

  них включает в себя права граждан, содержащие правомо-

  чия по участию в организации и деятельности государства

  и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; пра-

  во на референдум; право петиций .

         Вторая группа субъективных  прав и свобод, входя-

  щих в систему политических, состоит из правомочий ,

  представляющих собой неотъемлемые права граждан,

  целью реализации которых является активное участие ин-

  дивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова

    и  печати; свобода союзов; свобода собраний .

         Право участвовать  в управлении делами государства

  закреплено в статье 32 Конституции . Оно адресовано

  каждому гражданину, а не политически организованной

  совокупности граждан , ассоциированных как народ , ибо

  народ не “участвует ” в управлении , а осуществляет

  власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Консти-

  туции Российской Федерации).

         Осуществление этого права граждан выражается

  в различных формах, как непосредственно, так и через

  своих представителей. Непосредственными формами

  являются участие граждан в референдуме, всенародном

  голосовании по важнейшим вопросам государственной и

  местной жизни, путем реализации права избирать и быть

  избранными в органы государственной власти и органы

  местного самоуправления .

         Право на референдум включает в себя не только пра-

  во на участие во всенародном (местном) голосовании , но

  и право требовать  выставления любого вопроса на голосо-

  вание, а также право требовать, чтобы результаты обще-

  народного (местного) обсуждения по этому вопросу учи-

  тывались при принятии окончательного решения по дан-

  ному вопросу(если решение принимается не путем рефе-

  рендума).

         Если же какой-либо вопрос не подлежит разрешению

  путем референдума или не набрал необходимого количест-

  ва голосов для его постановки на референдум, а у индивида

  или группы индивидов возникло желание не просто выра-

  зить свое мнение по определенному вопросу, имеющему об-

  щественное значение, но и воздействовать на деятельность

  государственных органов по поводу данного  явления  об-

  щественной жизни, то граждане могут воспользоваться

  правом петиций, известным законодательству еще с конца

  17 века .

         Граждане Российской Федерации имеют равный

  доступ к государственной службе, право участвовать в

  осуществлении правосудия (ст.32 Конституции РФ).

  Это право является  новой для российской Конституции

  нормой . Право на равный доступ к государственной служ-

  бе означает равенство исходных возможностей и отсут-

  ствие дискриминации по какому-либо признаку. Однако не

  следует толковать это право буквально. Во всем мире су-

  ществует система конкурсов,тестирования,собеседований.

  Так ,утвержденное Указом Президента РФ от 22 декабря

  1993  года Положение о федеральной государственной

  службе предполагает прием на государственную службу

  либо в порядке назначения ,либо в порядке конкурса(пункт

  22) , а также регулярные аттестации государственных

  служащих(пункт 30). Участие граждан России в отправ-

  лении правосудия долгое время имело форму выборов на-

  родных судей и народных заседателей либо участия в рабо-

  те суда в качестве судей и народных заседателей. В нас-

  тоящее время в России осуществляется поэтапное введе-

  ние института присяжных заседателей, назначаемых пу-

  тем жребия для участия в рассмотрении конкретного дела

  и вынесения решения по существу (“виновен - невиновен”)

  как основы приговора суда.

         Важным правом , имеющим тесное отношение к учас-

  тию граждан в управлении делами государства , является

  закрепляемое за каждым право на объединение , включая

  право создавать профсоюзы для защиты своих интересов,

  никто не может быть принужден к вступлению в какое-

  либо объединение или пребыванию в нем (ст.30 Конститу-

  ции РФ).

         Это право дает гражданам возможность использо-

  вать в указанных целях различные формы совместной ор-

  ганизованной общественной деятельности, объединять

  свои усилия для осуществления тех или иных задач.

         Общественные объединения способствуют развитию

  политической активности и самодеятельности граждан,

  удовлетворению их многообразных интересов.

         Право на объединение имеют как российские граж-

  дане, так и иностранцы и лица без гражданства (см. часть

  третью статьи 62), исключением являются политические

  партии, права на создание которых и участие в которых

  имеют только граждане России.

         Право на объединение не является абсолютным пра-

  вом и может подвергаться определенным ограничениям.

  Ограничения на пользование правом на объединение уста-

  навливаются Конституцией и федеральными законами. На-

  пример, на основании статьи 56 Конституции РФ отдель-

  ные ограничения права на обьединения могут устанавлива-

  ться в условиях чрезвычайного положения.

         Одной из политических свобод, входящих в правовой

  статус советского гражданина, является конституцион-

  ная свобода собраний, митингов, уличных шествий и демон-

  страций. Что понимается под этими терминами .. Еще в

  начале века известный английский ученый А.В.Дайси писал,

  что, ” право собираться есть не что иное, как результат

  взгляда судов на индивидуальную свободу личности и инди-

  видуальную свободу слова”[4] .

         Свобода манифестаций как важный элемент правово-

  го статуса гражданина представляет собой взаимосвязан-

  ное с другими правами, свободами и обязанностями граж-

  дан субьективное право, имеющее целью воздействовать на

  государственные и общественные органы путем согласова-

  ния и формирования мнения граждан и его выражения по

  различным вопросам общественной жизни, участия их в

  управлении жизнью общества и решении конкретных воп-

  росов повседневной жизни.(Ю.А.Дмитриев)

         Правовое регулирование механизма реализации права

  граждан на свободу собраний как нельзя лучше иллюстри-

  рует нелегкий путь юридической науки и практики от

  формально-догматического подхода к обьективно-реалис-

  тическому.

         Конституция СССР 1977г. и вслед за ней Конститу-

  ция РСФСР 1978г. в первоначальной радакции не устанавли-

  вали каких-либо ограничений на способы реализации назван-

  ной свободы. При формальном закреплении политических

  прав граждан этого не требовалось. Никто и не помышлял

  о том, что граждане могут реально воспользоваться этим

  правом. Если же и происходило нарушение традиции, винов-

  ного ждала суровая кара. Когда же в условиях "перестрой-

  ки" манифестации, проводимые по инициативе граждан,

  приняли массовый характер, исполкомы местных Советов

  Свердловска, Ленинграда, Москвы и других городов и облас-

  тей поспешили принять временные правила организации и

  проведения собраний, митингов, уличных шествий и демон-

  страций, пытаясь восполнить образовавшийся правовой

  вакуум. Поскольку подобные акты закрепили разрешитель-

  ный порядок реализации этой субьективной свободы, воз-

  никло противоречие между нормой Конституции и поло-

  жениями указанных актов.

         25 мая 1992г. принят Указ Президента РФ " О поряд-

  ке организации и проведения митингов, уличных шествий,

  демонстраций и пикетирования ". В нем установлено, что

  впредь до урегулирования законом РФ порядка проведения

  этих мероприятий следует исходить из положений Декла-

  рации прав и свобод человека и гражданина , принятой

  Верховным Советом РФ, о праве граждан собираться сво-

  бодно и без оружия, проводить митинги и другие указанные

  мероприятия при условии предварительного уведомления

  властей. Осуществление этого права не должно нарушать

  свободы и права других лиц. Не допускалось использование

  его для насильственного изменения конституционного

  строя, разжигания рассовой, национальной, религиозной

  ненависти, для пропаганды насилия и войны.

         Этот Указ определил, что до принятия соответ-

  ствующего российского закона упомянутый выше союзный

  указ на территории России применяется в части, не про-

  тиворечащей указанной Декларации.

         Статья 31 Конституции РФ 1993 года регламенти-

  рует проведение следующих видов публичных мероприятий:

         собрания - совместного присутствия граждан в зара-

  нее определенном месте и в заранее определенное время для

  коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов;

         митинга - формы организованного выражения общес-

  твенного мнения, массовой поддержки резолюций, требова-

  ний и других обращений граждан, проводимой в заранее

  определенном месте и в заранее определенное время ;

         демонстрации - формы организованного выражения

  коллективного и индивидуального мнения по любому вопросу

  общественной и государственной жизни ;

         шествия - формы демонстрации, проводимой путем

  передвижения граждан по заранее определенному маршру-

  ту ;

         пикетирования - формы публичного выражения кол-

  лективного или индивидуального мнения, осуществляемой

  без шествия и звукоусиления путем размещения граждан

  у пикетируемого объекта и использования плакатов, тран-

  спорантов и иных средств наглядной агитации.

         В основе механизма правового регулирования любой

  конституционной политической свободы граждан должна

  лежать норма Конституции. Что касается свободы слова

  и печати, то к сожалению, она регулируется действующей

  Конституцией РФ не в полном объеме. В частности, в ста-

  тье 29 получили закрепление права граждан на свободу

  мысли, свободу слова, свободу выражения своих мнений и

  убеждений и право искать, получать и свободно распрост-

  ронять информацию.

         Часть пятая статьи 29 гарантирует запрет цензу-

  ры. Эта гарантия содержится в Законе от 27 декабря 1991

  года "О средствах массовой информации". Вместе с тем в

  Законе предусмотрена недопустимость злоупотребления

  свободой массовой информации.

         Собственно свобода печати Конституцией не урегу-

  лирована.

         Можно, конечно, обосновать отсутствие упомина-

  ния о свободе печати тем обстоятельством, что она яв-

  ляется частным проявлением свободы выражения своих

  мнений. Но этот аргумент не соответствует междуна-

  родно-правовым обязательствам России. Международный

  пакт о гражданских и политических правах в числе спосо-

  бов  выражения мнения указывает использование печати

  как самостоятельное правомочие граждан.[5]

         Рассмотрим право на петиции. Это право на участие

  также  не лучшим образом урегулировано действующим за-

  конодательством . Достаточно отметить, что Консти-

  туция РФ даже не употребляет термин "петиции", заме-

  няя его громоздким определением "личные и коллективные

  обращения в государственные органы и к должностным ли-

  цам"(ст.33). Что же касается текущего законодатель-

  ства, то здесь до сих пор действует архаичный акт - Указ

  Президиума Верховного Совета СССР в редакции от 4мар-

  та 1980г. "О порядке рассмотрения предложений, заявле-

  ний, жалоб граждан ".[6]  При этом, кроме месячного срока

  для рассмотрения обращений и установления запрета на

  рассмотрение аналогичных писем и направление жалоб

  лицу, на которое жалуется заявитель, иных принципиаль-

  ных положений он не содержит.

         Стоит отметить, что в России действует доста-

  точно демократичный Закон "Об обжаловании в суд дейст-

  вий и решений, нарушающих права и свободы граждан".[7]

  Однако им регулируется только судебный порядок рассмо-

  трения петиций, и проблема остается не решенной.

         Таким образом, политические права и свободы граж-

  дан можно рассматривать в качестве принадлежащих им

  от рождения и обеспеченных законом основных возмож-

  ностей, позволяющих гражданам в установленных пределах

  как активно воздействовать на организацию и деятель-

  ность государства и его органов, иных субьектов полити-

  ческой системы, то есть политическую область обществе-

  нных отношений, так и участвовать в социальной жизни

  общества.

         Конституционный статус  личности в России - одно

  из важнейших достижений на пути преобразования общес-

  тва. Это убедительное доказательство того, что наша

  страна идет по пути демократии и гуманизма , строит

  правовое государство. Многое сделано в сфере политичес-

  ких прав и свобод, особенно в создании предпосылок для

  развития многопартийности, гласности, информации, дея-

  тельности общественных организаций. Однако в целом кон-

  ституционный статус личности реализуется далеко не

  полно и непоследовательно. Положение в этой сфере жизни

  нельзя назвать благополучными.

         Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод челове-

  ка, несомненно, отражает переходный характер современ-

  ного этапа развития российского общества.Но "списывать"

  слабости и недостатки только на это было бы неверно .

  Свою негативную роль играют другие факторы: все еще не-

  преодоленное неуважение к правам и свободам человека, от-

  сутствие строгой и неотвратимой ответственности за

  их нарушения, незавершенность законодательства, страда-

  ющего от декларативности, а также от слабости соот-

  ветствующих государственных структур.

         Исправлению неблагоприятного положения призвана

  способствовать Федеральная программа действий в облас-

  ти прав человека. Это скоординированный план государс-

  твенных усилий, осуществляемых на основе Конституции

  1993 года и международно-правовых обязательств России.

  Вместе с тем крайне важно участие в этом деле всех прог-

  рессивных сил российского общества. Необходим строгий

  и постоянный контроль общественности за соблюдением

  прав и свобод человека в стране.



                       СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1.  Ю.А.Дмитриев  А.А.Златопольский "Гражданин и

  власть" , Москва, 1994 ,стр. 19-42.

  2.  Конституция Российской Федерации. Коммента-

  рий. Москва, "Юридич. литература",1994.

  3.  Ю.А.Дмитриев "Свобода манифестаций в СССР" Москва , Независимое
  издат. "Манускрипт",1991,

  стр. 24-41.

  4.  Е.И.Козлова  О.Е.Кутафин "Конституционное

  право России", Москва,"Юристъ",1995,стр.203-214.



-----------------------
[1]  См. : Е.И.Козлова  О.Е.Кутафин   Конституционное право России.
Юристъ,Москва,1995,с.196.

[2]  Советское государственное  право . Москва, 1948 . с. 147-148.
[3]  Воеводин Л.Д.  О формах констит. закрепления свободы личности/Сов. гос-
во и право, 1982, N.4,  с.210-258 .
[4]  Дайси А.В.  Основы государственного права Англии.- М.,1907.,с.308.
[5]   Права  человека. Сборник  международных  документов. М.,1986. с.56.
[6]   Ведомости Верховного Совета СССР, 1980. номер11, ст.192.
[7]   Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета
РФ,1993,номер19,ст.685.



смотреть на рефераты похожие на "Политические права российских граждан "