Право

Парламент в зарубежных странах



                Волгоградская академия государственной службы



                                   Реферат



                       Парламент в зарубежных странах



Подготовила студентка
      группы ЮВ-303
      Пенкина Н.В.



                                  Волгоград
                                  1997 год
      Парламент    –    общенациональное     представительное     учреждение
демократического общества. Согласно теории разделения властей парламент  как
носитель  верховной  законодательной   власти   занимает   привилегированное
положение   в   системе   высших   органов   государственной   власти.    По
демократическим конституциям парламент  является  верховным  законодательным
органом государства,  однако  в  действительности  его  реальные  полномочия
иные.
      В парламентарных странах парламент подвержен эффективному  воздействию
со  стороны  правительства.  В  президентских  республиках  парламент  более
независим, но и  здесь  президенты  располагают  богатым  арсеналом  средств
воздействия на него.
      Парламентаризм   –   особая   система   государственного   руководства
обществом,   характеризующаяся   разделением   труда,   законодательного   и
исполнительного, при привилегированном положении парламента.
      Парламент   и   парламентаризм    -    понятия    взаимосвязанные    и
взаимообусловленные, но отнюдь  не  равнозначные.  Парламентаризм  не  может
существовать без парламента, это –  высшее  качество  парламента.  Парламент
может  существовать  без   существенных   элементов   парламентаризма,   что
характерно для авторитарных режимов.
      Юридическим выражением парламентаризма является контроль парламента за
деятельностью   правительства,   который   по-разному    осуществляется    в
парламентарных странах и президентских республиках.

      Порядок формирования парламентов часто находится в прямой  зависимости
от их структуры. Нижние палаты парламентов, как и  однопалатные  парламенты.
Почти  всегда  формируются  посредством   прямых   выборов.   Что   касается
формирования верхних палат,  то  здесь  можно  выделить  следующие  основные
способы:
      - формирование верхних палат посредством непрямых (многостепенных  или
косвенных) выборов (Индия, Норвегия, Дания);
      - формирование верхних палат посредством  прямых  выборов,  хотя  и  с
некоторыми отличиями от той системы, которая применяется  в  соответствующих
странах при формировании нижних палат (США, Италия, Япония);
      -   чисто    феодальный    способ    формирования    верхней    палаты
(Великобритания);
      - формирование верхней палаты посредством назначения (ФРГ);
      - формирование верхних палат смешанным путем, при  котором  сочетаются
элементы выборности, назначения и наследственности (Бельгия, Ирландия).
      Если  сопоставить  метод  формирования  верхних  палат  с  объемом  их
компетенции и правовым статусом, то можно сделать вывод: чем дальше  процесс
формирования этих палат отстоит от избирательного корпуса, тем меньше  объем
их компетенции.
      Правовое положение  депутата  парламента  определяется  конституциями,
конституционными и органическими законами, регламентами  палат  и  обычаями.
Современная   конституционно-правовая   доктрина   рассматривает    депутата
парламента   как   представителя   всей   нации,   а   не   соответствующего
избирательного округа, откуда следует  запрещение  императивного  мандата  и
права  отзыва.  Однако  это  не   делает   депутата   парламента   полностью
независимым по следующим причинам:
      - депутат, как правило, партиен и подчиняется партийной дисциплине;
      - депутат  зависит  от  тех  организаций,  которые  финансировали  его
избирательную компанию;
      - депутат в известной степени зависит от своего избирательного округа,
поскольку судьба мандата решается голосованием.
      Депутат   в    демократическом    государстве    –    профессиональный
парламентарий.
      Содержание депутатского мандата:
      -  индемнитет  –  вознаграждение  за  деятельность  депутата,  включая
покрытие расходов на резиденцию, переписку, служебные поездки и т.д.;
      - иммунитет – целый ряд прав и  привилегий  депутата,  которые  должны
гарантировать его независимость (свобода слова  и  голосования,  депутатская
неприкосновенность).
      Прекращение  срока  действия  мандата  наступает  по  окончании  срока
полномочий парламента,  по  истечении  срока,  на  который  избран  депутат,
вследствие смерти депутата,  в  результате  лишения  мандата  или  признания
выборов недействительными.  Парламент  обычно  является  верховным  судом  в
отношении полномочий своих депутатов.

      В настоящее время существует более 150 зарубежных парламентов,  каждый
из которых обладает своими особенностями. В основе  их  классификации  лежат
структура парламента и объем компетенции.
      По структуре парламенты подразделяют на:
      - двухпалатные (сенат США, Совет штатов Индии, сенат Франции и др.);
      - однопалатные, составляющие в  настоящее  время  большинство  (Дания,
Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия и др.).
      По объему компетенции:
      -  парламенты  с  абсолютно  определенной  компетенцией,  для  которых
конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся  объектом  их
законодательной деятельности (конгресс США, парламент Франции);
      -  парламенты  с  абсолютно   неопределенной   компетенцией,   которые
юридически располагают неограниченными полномочиями и имеют  право  издавать
законы по любому вопросу (парламент Великобритании и Новой Зеландии);
      - парламенты с относительно  определенной  компетенцией,  для  которых
характерна  относительная  подвижность  границ,  в  пределах   которых   они
осуществляют свои властные функции  (парламент  Индии,  парламент  Малайзии,
бундестаг ФРГ).

      Полномочия парламента.
      1. Законодательная деятельность. В  современных  условиях  в  ней  все
более повышается роль исполнительной власти:
      -  современный  зарубежный  парламент  почти  целиком  утратил   право
законодательной инициативы;
      - непрерывно растет доля делегированного законодательства и иных видов
административного нормотворчества;
      - парламентское большинство, принимающее законы, в  известной  степени
лишено самостоятельности и голосует  по  указанию  своих  партийных  лидеров
(Великобритания).
      2. Принятие бюджета и иные финансовые полномочия. По  мере  укрепления
исполнительной власти  в  современных  индустриально  развитых  государствах
почти  полностью  перешли  в  руки  правительства.  Парламенту   принадлежит
большей частью пассивная роль.
      3. Контроль  над  деятельностью  правительства,  который  присущ  лишь
демократическому  политическому  режиму.  Методы  осуществления  контроля  в
современной парламентской практике:
      - постановка вопроса о  доверии,  применяемая  лишь  в  парламентарных
странах, где правительство несет ответственность перед парламентом  за  свою
деятельность;
      -   резолюция   порицания,   которая   вносится   не   по   инициативе
правительства, а по предложению палаты;
      -  интерпелляция  –  обращенное  к   правительству   требование   дать
объяснение по поводу проводимой им внутренней или внешней  политики  или  по
какому-либо конкретному вопросу;
      - вопросы устные и письменные,  широко  применяемые  в  парламентарных
странах и служащие не столько для контроля правительства,  сколько  для  его
критики;
      - деятельность расследовательских комитетов  и  комиссий,  создаваемые
парламентами  всех  стран   для   ревизии   деятельности   административного
аппарата, а также распространяющие свою активность  на  работу  политических
партий, профсоюзов, общественных организаций;
      - институт омбудсменов –  парламентских  должностных  лиц,  наделенных
широкими контрольными полномочиями.
      4. Судебные полномочия зарубежных парламентов являются  ограниченными,
и  их  реализация  не  занимает  заметного  места  в  обычной  парламентской
деятельности.


смотреть на рефераты похожие на "Парламент в зарубежных странах "