Право

Правовое регулирование на информационном рынке


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ИНФОРМАЦИОННОМ РЫНКЕ
Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос
о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и
имущественных прав на нее. В Российской Федерации принят ряд указов,
постановлений, законов, таких, как:
"Об информации, информатизации и защите информации".
"Об авторском праве и смежных правах",
"О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".
"О правовой охране топологий интегральных схем".
Рассмотрим основные положения закона "Об информации, информатизации и
защите информации", который является базовым юридическим документом,
открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных
актов для успешного развитии информационного общества. С его помощью
удалось частично решить вопросы правового регулирования на информационном
рынке ряда проблем: защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба,
связанных с искажением, порчей, уничтожением "персональной" информации.
Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:
Общие положения.
Информационные ресурсы.
Пользование информационными ресурсами.
Информатизация, информационные системы, технологии и средства их
обеспечения.
Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и
информатизации.
В законе определены цели и основные направления государственной политики в
сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое
стратегическое направление деятельности государства. Указано, что
государство должно заниматься формированием и реализацией единой
государственной научно–технической и промышленной политики в сфере
информатизации.
Закон создает условия для включения России в международный информационный
обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и
информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права
юридических и физических лиц на информацию. В нем определяются комплексное
решение проблемы организации информационных ресурсов, правовые положения по
их использованию и предлагается рассматривать информационные ресурсы в двух
аспектах:
   6. как материальный продукт, который можно покупать и продавать;
   7. как интеллектуальный продукт, на который распространяется право
      интеллектуальной собственности, авторское право.
Закон закладывает юридические основы гарантий прав граждан на информацию.
Он направлен на урегулирование важнейшего вопроса экономической реформы –
формы, права и механизма реализации собственности на накопленные
информационные ресурсы и технологические достижения. Обеспечена защита
собственности в сфере информационных систем и технологий, что способствует
формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем,
технологий, средств их обеспечения.
Ввод в действие закона, обеспечение выполнения его положений гарантируют,
что государство получит значительную экономию средств и необходимые условия
для более устойчивого развития экономики и построения демократического
общества в России.
Система информатики  нуждается в государственном управлении. Это
объясняется тем, что информатизация общества должна основываться на единых
принципах, на едином информационном, программном, техническом и
технологическом обеспечении.

        По мере создания общегосударственной, а также, отраслевых
автоматизированных информационных систем необходимость в управлении
информатикой возрастает. Широкое развитие автоматизации, рост выпуска
вычислительной техники, появление персональных ЭВМ потребовали создания
самостоятельного органа, который бы возглавил все эти работы в области
информатизации в стране. Поэтому в 1986 году был создан
Государственный комитет по вычислительной техники и информатике. На него
была возложена ответственность за проведение единой технической политики,
за состояния, развитие и координацию работ в области вычислительной
техники, информатики, включая работы, проводимые в рамках сотрудничества с
зарубежными странами.

      В России управление информатикой возложено на Комитет РФ по
информатизации. Для организации работ в области автоматизации в
министерствах и ведомствах были созданы управления информатикой (управление
вычислительной техникой и информатикой). На эти управления возложены
разработка и внедрение в деятельность министерств и ведомств вычислительной
техники, разработка отраслевых систем информационного обеспечения.

      На предприятиях, в организациях и учреждениях создаются отделы
вычислительной техники и информатики, вычислительные центры. Задача отделов
и вычислительных центров – разработка и внедрение автоматизированных систем
на предприятиях, в учреждениях. В настоящее время система  государственного
управления информатикой выглядит следующим образом:
      - Комитет РФ по информатизации; управления информатикой министерств и
        ведомств (управления вычислительной техникой и информатикой);
      - Территориальные центры информатики (вычислительные цены
        коллективного пользования);
      - Отделы вычислительной техники и информатики, вычислительные центры
        предприятия, организаций и учреждений.
Появление вычислительной техники и  использование ее в народном хозяйстве
породили новый вид отношений. Во-первых, это отношение между разработчиками
и заказчиками автоматизированных систем. Во-вторых, это отношения между
производителями и пользователями вычислительной техники. В-третьих, это
отношения, возникающие в процессе сбора, обработки, хранения и отображения
информации. В-четвертых, это отношения между производителем машинной
информации и ее пользователем.

      Эти отношения регулируются различными отраслями права. Например,
защита авторства на разрабатываемые программные средства регулируются
нормами авторского права. Возникла необходимость создания информационного
права – самостоятельной отрасли права, которая бы регулировала все
указанные отношения, связанные с разработкой автоматизированных систем и
переработкой информации.

      Широкая информатизация нашего общества и порожденные ею новые
отношения потребовали создания целостной системы правовых норм,
регулирующих эти отношения.

      За рубежом весь массив правовых норм, регулирующих порядок создания и
использования информационных систем, основанных на применении  электронно-
вычислительных машин, получил название компьютерного права.  Его структура
обусловлена степенью компьютеризации государственного управления в той или
иной стране, а также общим состоянием научно-технического развития.

        Отставание в информатизации нашего общества определяется рядом
причин, прежде всего отсутствием мощного социального заказа; выпуском
технических средств, не соответствующих потребностям информатизации
общества из-за монополии министерств – производителей этой техники;
перекосом в распределении вычислительной техники и недостаточным уровнем
развития промышленности. Все эти причины потребовали осуществления
серьезных мер, направленных на информатизацию нашего общества.

         Наряду с решением вопросов о производстве и внедрении в различные
сферы правовой деятельности средств автоматизации, передачи информации,
создании  вычислительных сетей и т.д. в соответствии с концепцией должны
решаться вопросы, связанные с нормативным регулированием информационных
отношений.  В частности, отношений, возникающих в процессе использования,
обработки, хранения и передачи информации и эксплуатации автоматизированных
систем, банков данных, вычислительных сетей и других средств информатики.
При этом, согласно концепции, разрабатываемое законодательство должно
обеспечивать правовое регулирование внутри страны и создавать основы для
международного сотрудничества.

        Правительство РФ приняло программу информатизации России.

       Важное значение имеют акты, определяющие статус машинной информации:
Приложение о правовом статусе машинной информации, права разработки,
производства и использования машинной информации; Положение о порядке
разработки, изготовления и поставки МИ; Положения о работе с МИ и т.д.
Очевидно, что необходимо разработка иерархической системы нормативных
актов, которая должна возглавляться законом об информатике. В этом законе
следовало бы:
      > определить структуру законодательства информатики, круг
        регулируемых общественных отношений;
      > очертить круг лиц и их  правосубъектность;
      > установить порядок государственного управления, планирования и
        отчетности в сфере информатики;
      > предусмотреть меры, обеспечивающие исполнение законодательства об
        информатике, включая введение различных мер ответственности;
      > урегулировать применение законодательства об информатике
        иностранных государств и международных договоров;
Комитет  по информатизации России разработана программа законодательства в
сфере информатики. Во исполнение ее в 1992 году принят Закон о правовой
охране программ для ЭВМ и баз данных.

         До последнего времени вопросам защиты информации и программных
средств, в том числе с помощью уголовного закона, уделялось мало внимания.
А ведь развитие вычислительной техники и ее широкое внедрение в различные
сферы человеческой деятельности вызвало рост числа противозаконных
действий, объектом или орудием совершения которых являются электронно-
вычислительные машины.


смотреть на рефераты похожие на "Правовое регулирование на информационном рынке "