Право

Специфика политических конфликтов


                  МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
                            ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



                                   РЕФЕРАТ



                          ПРЕДМЕТ: КОНФЛИКТОЛОГИЯ.


                  ТЕМА: СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ.



                    СТУДЕНТКИ 2-ГО КУРСА СОКР. ПРОГРАММЫ


                              ГРУППА ЮС – 73 з



                                                 ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: БУКИНА Т. Н.



        Москва                                                2001 г.

                                    ПЛАН



( введение
 . объект политического конфликта
 . признаки политического конфликта
 . типологизация
 . функции политического конфликта
 . виды политических конфликтов
 . причины политических конфликтов. четыре детерминантных узла
 . типы политических конфликтов.
 . заключение



    Из всех сфер общества самой  насыщенной  различными  видами  конфликтов
является  политическая  сфера,  в   которой   развертываются   многообразные
властные отношения, представляющие собой отношения господства и подчинения.
    В социально-политическом смысле совокупность  существующих  в  обществе
позиций представляет собой процесс  и  результат  альянсов  и  конфликтов  в
борьбе за доминирование в  сфере  экономики,  политики,  культуры  и  т.  п.
Существующая в недрах политического поля борьба есть  политический  конфликт
за установление господства в системе властных отношений, за  сохранение  или
трансформацию  существующих  властных  структур  и  системы  государственной
власти.  При  анализе  сущности  и  направленности  политического  конфликта
необходимо учитывать политического  спроса  и  политического  предложения  в
каждый  данный  момент  времени  и  определяемую  в  зависимости  от   этого
соотношения позицию в политическом поле партии или профсоюза.
    Если  представить   теоретические   положения   о   сущности   и   роли
политического конфликта, сформулированные К. Марксом, М.  Вебером  и  др.  в
обощенном виде, то следует констатировать, что  в  социальном  пространстве,
которым  является  общество,   всегда   существуют   взаимодействия   людей,
включающие в себя как сотрудничество, так и конкурентность. Наиболее  острые
формы конкурентные взаимодействия приобретают в  политическом  пространстве,
где  объектом  конфликта  становятся  отношения   доминирования,   отношения
господства и подчинения, воплощаемые во властных  отношениях  и  структурах.
Политический   конфликт   представляет   собой   проявление   и    результат
конкурентного взаимодействия двух или более  сторон  (индивидов,  их  групп,
общностей, государств), оспаривающих друг у друга распределение и  удержание
властных ресурсов, полномочий и благ.
    Основным объектом политического конфликта выступает политическая власть
как способ и  средство  господства  одного  социального  слоя  (класса)  над
другим.  В  своей  содержательной   сущности   власть   представляет   собой
способность и возможность одного  индивида  (социального  слоя  или  группы)
осуществлять свою волю  и,  навязывая  ее  другим,  побуждать  их  выполнять
намеченные цели при помощи различных средств:  авторитета,  права,  насилия,
знания, денег, и т. п. В  современном  обществе  власть  представляет  собой
институционально   оформленную   возможность   и   способность   определять,
направлять  и  контролировать  содержание  и  формы  социального   поведения
различных  социальных  групп  и  общностей,  отдельных  индивидов.  Сама  же
возможность одних социальных групп или индивидов оказывать властное  влияние
на других вытекает из  дифференциации  всех  людей,  сущесивующих  в  данном
обществе, на две  большие  группы,  одна  из  которых  владеет  политической
властью и вследствие этого доминирует  над  другими  людьми  и  группами,  а
последние,  будучи  лишенными  власти,  вынуждены   подчиняться   первым   и
выполнять  их  господствующую  волю.  Складывающиеся  вследствие   этого   в
обществе отношения власти есть не  что  иное,  как  отношения  господства  и
подчинения. Этим и определяются политические  позиции  различных  социальных
групп в обществе: политически  господствующие  и  подчиненные.  Интересы  же
людей,  принадлежащих  к  этим   группам,   не   только   различны,   но   и
противоположны: те группы, которые обладают  властью,  заинтересованы  в  ее
удержании, сохранении и укреплении, те же, которые власти лишены и не  имеют
к  ней  доступа,  заинтересованы,  чтобы  изменить  существующее  положение,
добиться  перераспределения  власти.  Именно  поэтому  они  и   вступают   в
конкурентные  взаимодействия,  осознанным  воплощением   которых   выступает
политический конфликт.
    Лишенные власти социальные слои и группы отнюдь не сразу осознают  свою
политическую    ущемленность.    Только    постепенно,    столкнувшись     с
несправедливостью, с  более  или  менее  замаскированным  игнорированием  их
коренных интересов со стороны лиц или групп, владеющих властью,  индивиды  и
группы, не обладающие властью,  и  потому  вынужденные  подчиняться  другим,
начинают осозновать противоположность своих  интересов  интересам  тех,  кто
осуществляет власть в обществе.  Но  для  осуществления  власти  в  обществе
существуют определенные  социальные  институты:  государство  и  его  органы
управления (парламент, правительство и др.), прокуратура, армия,  суд  и  т.
п.  А  чтобы  добиться  перераспределения   власти,   необходимо   потеснить
названные  институты  с  занимаемых  ими  позиций  или  произвести  коренные
изменения в  их  структуре,  содержании  и  направленности  деятельности,  а
сделать это очень трудно, поскольку все эти институты  опираются  не  только
на силу права, но и на насилие. Поэтому только  концентрированными  усилиями
индивидов и групп, занимающих недоминирующее положение в отношениях  власти,
в  отношениях  политического  господства  и   подчинения,   можно   добиться
перераспределения власти и  изменения  ее  структуры,  к  чему  и  направлен
политический конфликт.
    Только  осознав  свои  политические  интересы,   их   противоположность
интересам правящей верхушки, а затем сконцентрировав свои усилия и  ресурсы,
социальная  группа,  лишенная  власти  и  вынужденная  подчиняться   другой,
господствующей группе, получает возможность отобрать власть у последней.  Но
чтобы  эти  усилия  носили  организованный  и   целенаправленный   характер,
социальная группа, ущемленная существующей системой распределения  власти  в
обществе, формирует политические движения, организации,  партии,  нацеленные
на  борьбу  с  властвующей  социальной  группой.   Так   возникает   активно
действующий субъект в складывающейся политической ситуации.
    В  зависимости  от  особенностей  конфликтной   ситуации,   соотношения
конфликтующих политических сил, эффективности или неэффективности  выбранной
лидерами соперничающих движений, партий,  организаций  стратегии  и  тактики
борьбы, политический конфликт рано или поздно находит свое  разрешение.  Оно
может  быть  весьма  различным  по  своим  итогам,  но  три  главных   формы
разрешения политического конфликта таковы: 1) интеграция  с  соперником;  2)
кооперация с соперником; 3) подавление соперника.
    Для  того,   чтобы   разнообразный   по   своему   содержанию,   формам
развертывания борьбы, разрешения  мир  политических  конфликтов  предстал  в
более  или   менее   упорядоченном   виде,   необходима   его   определенная
типологизация, т. е. выделение основных типов политических конфликтов.
    Решающую роль в обусловленности содержания,  характера,  видов  и  форм
политических конфликтов играет вполне определенный структурный и  социально-
политический контекст общественной жизни, в которой они  происходят,  т.  е.
определенный  тип  общества.  Существует  несколько  различных  подходов   к
типологизации обществ и, соответственно, к типологизации происходящих в  них
политических конфликтов.
    Наиболее  конструктивным  и  продуктивным  для  понимания  сущности   и
особенностей политических конфликтов представляется  такой  методологический
подход, который  подразделяет  существующие  разновидности  обществ  на  два
основных типа  по  критерию  их  социально-политической  сущности:  общества
закрытого типа и общества открытого типа. Различие между ними  автор  данной
концепции, известный английский сооциальный философ К. Поппер  усматривал  в
том, что в закрытом обществе индивид полностью подчинен вознесенной над  ним
социальной –общностью, строго ограничен в  своих  действиях  многочисленными
табу, запретами. В обществах «открытого типа», где утверждаются  демократия,
плюрализм мнений,  оценок  и  позиций,  политические  конфликты  приобретают
легитимный, институционализированный  характер.  Вследствие  этого  в  такой
системе  реализуются  возможности  разрешения  конфликтных  ситуаций   путем
парламентской борьбы, смены правительства и т. п., не доводя  их  до  стадии
социального макроконфликта.
    Десятилетний период, прошедший после вступления постсоветских стран  на
путь перехода к  демократическому  «открытому  обществу»  побуждает  сделать
вывод  о  переходном  состоянии  общества  как   особом   типе,   обладающем
собственной  логикой  истьорического   развития   и   набором   определенных
отличительных особенностей. В этом обществе  доминируют  черты  своеобразной
посттоталитарной конфликтности.
    Общество переходного типа  –  это  общество,  для  которого  характерны
нелинейные социально-политические процессы и неопределенность  их  возможных
результатов.  Поскольку  в  предшествующий,  тоталитарный  период  в   таком
обществе   отсутствовала   реальная   практика   выявления   и    разрешения
политических конфликтов, оно не  обладает,  еще  не  выработало  навыков  их
предотвращения, регулирования с помощью определенных правил  и  процедур.  В
результате возникающие в нем конфликты  нередко  приобретают  разрушительный
характер.  В  переходном  обществе  резко  расширяется   зона   политических
конфликтов, а сами они часто приобретают нецивилизованный характер.  Поэтому
политические  конфликты  носят  чаще  разрушительный,  а  не  конструктивный
характер, приобретают не конструктивные, а деструктивные формы и функции.
    Все это обусловливает необходимость выявления и  интерпретации  функций
политических конфликтов.
    Политический   конфликт,   как   и   любой   другой   тип   конфликтных
взаимодействий,  может  выполнять  как   негативные,   так   и   позитивные,
созидательные функции. Одна из негативных  функций  политического  конфликта
заключается в том, что он  в  процессе  своего  развертывания  и  обострения
борьбы за власть способен резко ослабить  политическую  систему,  в  которой
сталкиваются между собой конкурирующие политические силы.
    Политический конфликт  при  неблагоприятных  для  политической  системы
внутренних и внешних условиях способен привести не только к  ее  ослаблению,
но и к разрушению.
    Третья негативная функция политического конфликта  заключается  в  том,
что  при  резком  ослаблении  институтов  власти  и  углублении   социально-
экономического кризиса, усугубляемого противостоянием  политических  сил,  к
власти  в  данной  политической  системе  может  прорваться   экстремистская
группировка,  способная  своими  активными   действиями   повернуть   вспять
цивилизационно-культурное развитие страны и ее народа.
    Однако в  современных  конфликтологических  теориях  все  более  прочно
утверждается точка зрения, согласно  которой  политические  конфликты  носят
действительно разрушительный для общества характер, либо в  узких  областях,
либо в особо неблагоприятных для его дальнейшего социально-экономического  и
культурного развития ситуациях. В  основном  же,  прежде  всего  в  странах,
обладающих     гибкой,     развитой     системой     социально-политического
представительства (правовое государство, эффективно  действующий  парламент,
сформировавшееся    гражданское    общество),    выявление,    развитие    и
урегулирование   конфликтов   дает   возможность   обеспечивать   стабильную
устойчивость  и  динамическое  развитие  политической  системы,  ее   гибкую
адаптацию  к  изменяющимся  внутренним  и  внешним   условиям.   Поэтому   в
соотношении  негативных  и  позитивных  функций  современного  политического
конфликта  превалирующими  становятся  функции  позитивные,  конструктивные,
созидательные.
    Одна из таких  функций  проявляется  в  том,  что  созревший  в  недрах
политической системы конфликт сигнализирует обществу, властным структурам  о
возникших  противоречиях  и  конфликтном  расхождении  позиций  определенных
индивидов и их групп, стимулирует действия, способные  преодолеть  возникшие
разногласия в  политическом  процессе  и  поставить  тем  самым  сложившуюся
ситуацию   под   контроль.   В   результате   создаются   предпосылки    для
управленческого   регулирования   возникающих   в   обществе    политических
конфликтов.
    Наиболее  важной  конструктивной   функцией   политического   конфликта
является  его   способность   стать   катализатором   назревших   социально-
политических изменений. Еще одна позитивная функция политического  конфликта
в том, что его развертывание позволяет более четко определить  свои  позиции
конкурирующим политическим силам.
    Своеобразие современных политических конфликтов приводит  к  тому,  что
существенно изменяется их конфигурация и направленность.  Когда  преобладали
конфликты классового  характера,  в  которые  вовлекались  широкие  народные
массы, как это было в социальных революциях, где, по словам  В.  И.  Ленина,
«кризис верхов», когда верхи не  могли  управлять  по-старому,  сочетался  с
«кризисом  низов»,  которые  не  могли  мириться  со  старыми  политическими
порядками и  властными  структурами,  конфликтное  противостояние  неизбежно
приобретало  «вертикальную»   направленность:   «низы»   восставали   против
«верхов».
    В современных же условиях, когда политические конфликты в большей своей
части индивидуализируются, а массы чаще всего  остаются  в  стороне  в  роли
безучастных  или  более-менее  заинтересованных  наблюдателей,   конфликтное
взаимодействие  развертывается   преимущественно   по   «горизонтали»,   где
противостоят друг другу различные ветви власти  или  различные  политические
партии и группировки.
    Сказанное о вертикальной и  горизонтальной  направленности  конфликтных
противостояний  дает  основание  для  вывода   о   разделении   политических
конфликтов на два основных вида:
      - «вертикальный» конфликт  между  существующей  в  данной  социальной
        системе  властью  и  общественно-политическими   силами,   интересы
        которых не только не представлены в структуре властных органов,  но
        и игнорируются, а в некоторых случаях и подавляются.
      - «горизонтальный» конфликт внутри самих властных структур по  поводу
        объема властных полномочий и их распределения  между  группировками
        властвующей элиты.
    Разнообразие содержания и  функций  политических  конфликтов,  форм  их
проявлений органически связано с многообразием их детерминации.  Большинство
конфликтологов в качестве решающей причины политических конфликтов  выделяет
группу объективных социальных факторов. К ним относятся, в  первую  очередь,
реально  существующие  в  обществе  отношения   господства   и   подчинения,
распределяющие индивидов и их группы, социальные слои по позициям,  одни  из
которых содержат власть, дают возможность удерживающим их индивидам и  слоям
осуществлять властные полномочия и реализовывать  тем  самым  свои  коренные
политические, экономические и иные интересы, а  другие,  напротив,  отделены
от  власти,  не  дают  возможности   соответствующим   индивидам   и   слоям
реализовать свои интересы в политике,  экономике  культуре  и  т.  п.  Такое
размежевание   и   противостояние   позиций,   интересов,   потребностей   в
осуществлении  властных  отношений  и  т.  п.   чаще   всего   детерминирует
возникновение политических конфликтов между  теми,  кто  владеет  властью  и
осуществляет ее господство над другими, и теми, кто лишен власти  и  поэтому
вынужден  подчиняться  политическому  доминированию   других   лиц,   групп,
организаций, партий и т. п.
    Второй детерминантный  узел  в  возникновении  политических  конфликтов
составляют  коренные  расхождения  политических  идеалов   и   предпочтений,
целостных  ориентаций  индивидов,  их  групп  и  общностей.  Подобного  рода
конфликты  чаще  всего  возникают  в  тех  странах,   где   противоборствуют
качественно различные  представления  о  путях  реформирования  политической
системы общества, его государственного  устройства,  выдвигаются  различные,
порой прямо противоположные точки зрения о путях выхода из  кризиса.  Причем
острота полититческого конфликта определяется не только масштабами  и  силой
противоборства   конкурирующих   политических   групп,   но   и   гибкостью,
эластичностью либо  напротив,  жестокостью,  тиранией  существующей  системы
власти.
    Третьим детерминантным узлов, обусловливающим возникновение конфликтных
ситуаций  в  сфере  политики,  является  совокупность  причин,  связанных  с
процессами идентификации  граждан,  осознания  ими  своей  принадлежности  к
политическим,  социальным,  этнонациональным,   религиозным,   субкультурным
общностям, чем обуславливается  существенное  расхождение  в  понимании  ими
своего места и роли в социальной и  политической  системе  общества.  Такого
рода конфликты чаще всего  происходят  в  обществах  переходного  типа,  где
людям приходится осозновать себя гражданами нового государства, где  прежняя
общественная,  общестрановая  идентификация  разрушается,  а  на  ее   месте
происходит  противоречивое  становление  новых,  преимущественно   групповых
идентификаций: «мы – армяне», или «мы – бедные», или «мы –  православные»  и
т.  п.  Такое  раздробление  идентификаций  приводит  к  расщеплению  прежде
объединявших людей ценностей и интересов на частные, вызывающие  расхождение
и противопоставление  интересов  одной  социальной,  национальной  и  т.  п.
группы интересам других групп.
    Четвертый доминантный узел, стягивающий воедино  несколько  факторов  и
причин  возникновения  и  развития  политических  конфликтов   в   обществе,
заключен в самой политической системе современного общества, в  свойственной
ей   организации   государственной   власти,   где   исполнительная   власть
конституционными установлениями отделяется  от  законодательной  и  судебной
властей. Это  по  своей  сущности  один  из  широко  распространенных  типов
конфликтов,  а  именно  государственно-правовые  конфликты.  К  этому   типу
относятся такие конфликтные разновидности:
      - между законодательной и исполнительной властью;
      - между государственно-правовой системой и  политической  оппозицией,
        стремящейся эту систему изменить;
      - между государством и отдельным политическим институтом;
      - между государством и личностью.
    Такой тип конфликтов обусловлен тем, что любая политическая  система  в
современном  мире  представляет  собой  достигнутый  в   результате   острой
политической борьбы более или  менее  устойчивый  баланс  противоборствующих
политических сил, их интересов, целей, устремлений.
    Еще одним широко распростроненным в современных  политических  системах
типом политического конфликта являются статусно-ролевые конфликты.  Присущая
современным  обществам  социальная  стратификация  получает  одно  из  самых
существенных  своих  проявлений   в   политических   статусах,   в   которых
фиксируется и артикулируются политические  позиции  определенных  социальных
групп, их  роль  в  политической  системе.  Политический  статус  социальной
группы  или  отдельной  личности  включает  в  себя:  а)  место  в  иерархии
политической  власти  (властвующая   элита,   правящие   круги,   оппозиция,
избиратели и т. п.);  б)  совокупность  и  объем  статусных  политических  и
гражданских  прав;  в)   совокупность   и   объем   статусных   политических
обязанностей  и  ответственности:  президент  страны,  премьер-министр,  мэр
города, лидер партии, рядовой гражданин и т.  п.;  г)  реальную  возможность
тех или иных социальных групп, слоев, личностей участвовать  в  политической
жизни и влиять на нее.
    Политическая роль, представляющая собой динамический аспект статуса,  в
решающей  степени  обусловлена  сущностью  последнего  и  реализует  его   в
совокупности   определенных   стандартов   поведения,   ожидаемых    другими
индивидами и их группами.
    В силу различия политических статусов и ролей существующая  в  обществе
статусно-ролевая  структура  всегда  потенциально   конфликтна,   но   когда
различия в этих  статусах,  ролях  и  ожиданиях  определенного  качества  их
выполнения со стороны общества и общностей достаточно велики,  потенциальные
конфликтные ситуации перерастают в реальные политические конфликты.
    Статусно-ролевые конфликты в современном обществе весьма  разнообразны.
Это могут быть конфликты между политической элитой и массами, между  властью
и народом, между фракциями в парламенте, между различными партиями в  борьбе
за   влияние   на   массы,   между    обещаниями    политического    лидера,
сформулированными им в борьбе за президентство,  и  уровнем  их  выполнения,
вызывающем недовольство больших масс населения и т. п.
    Нередко с двумя основными типами политических  конфликтов,  характерных
для «переходных» обществ, к когорым  относятся,  во-первых,  государственно-
правовые конфликты, во-вторых, статусно-ролевые конфликты, сосуществует  еще
несколько  типов  политических  конфликтов.  Их  можно  классифицировать  по
нескольким основаниям.
      1. По областям развертывания существующие  в  политическом  социальном
         пространстве    конфликты    подразделяются    на     внутри-     и
         внешнеполитические. Во  внутриполитических  конфликтах  реализуются
         конкурентные взаимодействия  в  борьбе  за  сохранение,  удержание,
         упрочнение или ниспровержение власти – борьба между правящей элитой
         и оппозицией, между политическими партиями, между законодательной и
         исполнительной, между центральной и между властью.
      2. По качественным характеристикам противостояний они  разделяются  на
         «конфликты с нулевой суммой» и «конфликты с ненулевой  суммой».  Те
         конфликты,  в   которых   позиции   враждующих   сторон   абсолютно
         противоположны и несовместимы, вследствие чего победа одной из  них
         оборачивается поражением другой, могут характеризоваться в качестве
         «конфликтов с нулевой суммой». Примером здесь может служить  победа
         одного  из  претендентов  на  президентских  выборах,   исключающая
         занятие  президентской  должности  другим   претендентом.   Те   же
         конфликты, в которых существует  хотя  бы  один  способ  достижения
         взаимного согласия путем компромисса, характеризуются как конфликты
         «не с нулевой суммой».
      3. По соотнесенности со структурой и организацией системы власти и  ее
         ревлизации выделяются вертикальные  и  горизонтальные  политические
         конфликты.  К  первому  из  этих   классов   относятся   конфликты,
         возникающие  между  индивидами  и  группами,  обладающими  властью,
         политически господствующими, и  индивидами  и  группами,  лишенными
         доступа  к  власти,  политически  подчиненными  первым,   а   также
         конфликты между центральными и местными  властными  структурами.  К
         горизонтальным  относятся   конфликты,   реализующие   конкурентные
         взаимодействия  между  однопорядковыми  субъектами   и   носителями
         властных  полномочий:  между   законодательной   и   исполнительной
         структурами власти, между неправящими партиями и т. п.
      4. По содержанию и характеру нормативной регуляции или  ее  отсутствию
         политические         конфронтации         подразделяются         на
         институционализированные  и  неинституционализированные  конфликты.
         Первые из них развертываются в рамках деятельности  существующих  в
         обществе социальных  институтов  –  развитая  демократия,  правовое
         государство,   гарантированная   конституционными    установлениями
         свобода   собраний,   митингов,   уличных   шествий,   деятельность
         политических  партий,  ассоциаций,  объединений  и  т.   п.   Такие
         конфликты воплощают в себе способность индивидов, социальных  групп
         и слоев  в  своих  политических  притязяниях  и  взаимодействиях  с
         другими подчиняться действующим в  обществе  правилам  политической
         игры. В отличие от них неинституциональные  политические  конфликты
         не  вписываются  в  рамки  функционирующих  в  обществе  социальных
         институтов, направлены на  подрыв,  ослабление  или  ниспровержение
         существующей в обществе политической  системы,  действующих  в  нем
         социальных институтов.
      5. По степени открытости  и  публичности  конфликтного  взаимодействия
         конкурирующих сторон конфликты подразделяются на открытые и скрытые
         (латентные). Открытые политические конфликты воплощаются  в  явных,
         внешне  фиксируемых  формах  политического  действия  –  участие  в
         выборах, политические забастовки и манифестации, акты политического
         протеста, объявление импичмента и т. п. В отличие от них  латентные
         конфликты в сфере политики воплощаются в скрытых от широкой публики
         видов политической конфронтации, таких, в частности,  как  заговор,
         подкуп высших должностных лиц, фальсификация  результатов  выборов,
         политический шантаж и т. п.
      6.  По  длительности   (темпоральным   характеристикам)   политические
         конфликты  подразделяются  на  кратковременные  и   долговременные.
         Примерами первых из них могут служить  отставка  правительства  или
         отставка министра, вызванная протестами общественности  в  связи  с
         его взяточничеством или другими неблаговидными поступками. Примером
         второго является длящийся несколько десятилетий, то  обостряющийся,
         то затухающий военно-политический конфликт между Израилем и группой
         арабских стран.
      7. По формам проявлений конфликтных  политических  противостояний  они
         разделяются  на  а)  политическое  пикетирование  правительственных
         зданий или посольств; б) политические митинги  и  манифестации;  в)
         политические  забастовки  с   требованиями   отставки   президента,
         правительства и т.  п.;  г)  движение  политического  протеста;  д)
         политическое неповиновение; е) политический путч;  ж)  политический
         переворот, завершившийся свержением существовавшей до этого власти;
         з)  политическая  революция  –  массовое   политическое   действие,
         приведшее  к  слому  прежней  государственной  машины  и   коренной
         трансформации политической системы; и) политический шантаж,  т.  е.
         угроза  разглашения  компрометирующих   сведений   о   политических
         деталях.
    Каждый из типов и видов конфликта, обладая определенными особенностями,
способен   сыграть   определенную,   конструктивную    или    деструктивную,
разрушительную роль в развертывании политических  процессов.  Поэтому  вожно
знать  эти  особенности,  чтобы  правильно  ориентироваться  в  политической
ситуации,  как  правило,   весьма   изменчивой,   динамичной,   и   занимать
продуманную политическую позицию.



                                 ЛИТЕРАТУРА


    ( Е. М. Бабосов  «Конфликтология», Минск, 2001
     . В. В. Пугачев, А. И. Соловьев   «Введение  в  политологию»,  Москва,
       1995
     . А. В. Глухова   «Типология политических конфликтов», Воронеж, 1997


смотреть на рефераты похожие на "Специфика политических конфликтов "