Психология

Неврозы детей. Причины и следствия


                       РОССИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



                                   РЕФЕРАТ


                       по курсу КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

                на тему: “НЕВРОЗЫ ДЕТЕЙ, ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ”



                              1997 год, Москва

                       РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ



                СОДЕРЖАНИЕ:

      1. Введение


      2. Мнение о проблеме детских неврозов: А.И.Захаров


      3. Выводы: невроз детей - можно ли избежать?


      4. Библиография



      1. ВВЕДЕНИЕ


      Данная тема по  своей  актуальности  заслуживает  внимания  не  только
специалистов  в  области  детской  невропатологии,  но  и,   прежде   всего,
родителей, воспитателей детских садов, учителей. С каждым  годом  возрастает
количество   детей,   которым   поставлен   диагноз   какого-либо   нервного
заболевания. По данным исследований А.И.Захарова к окончанию  младшей  школы
здоровых детей меньше половины. Причины такого явления кроются не  только  в
сложной социальной обстановке, но на много глубже.
      Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести или неизлечимости
(невроз  -  излечим),  а  в  отношении  к  этому  заболеванию.   Большинство
родителей просто  не  обращают  на  первые  признаки  неврозов  или  нервных
расстройств у своих детей, вторая часть  -  если  и  обращает  внимание,  то
относится достаточно поверхностно (“само пройдет”),  и  лишь  незначительная
часть предпринимает реальные действия для исправления положения.  По  мнению
школьных  педагогов  и  психологов  к  средним  классам   диагноз   нервного
расстройства можно  поставить  большинству  детей,  а  фактически  здоровыми
можно назвать  лишь  единицы.  Если  учесть,  что  невроз  появляется  не  в
школьном возрасте, а гораздо раньше, и  к  школьному  возрасту  часть  детей
приходят с устойчивыми нервными  нарушениями,  то  можно  сделать  печальные
выводы.
       Пословицы говорят: “Посеешь  привычку  -  пожнешь  характер,  посеешь
характер - пожнешь судьбу”, “Привычка - вторая  натура”.  Народная  мудрость
тонко подметила связь между  образом  жизни,  который  закладывается  еще  в
детстве, и  отношениями  человека  с  окружающими  его  людьми,  из  которых
действительно складывается его  судьба.  Если  ребенку  в  детстве  родители
постоянно внушали, что он:” тюфяк, разгильдяй, оболтус”, то рано или  поздно
в это начинает  верить.  Но  сначала  внутри  ребенка  происходит  конфликт,
потому что он знает, что он не такой плохой,  что  он  старается  порадовать
своих родителей, а они этого не замечают,  стараясь  подогнать  ребенка  под
свои мерки. Из этого конфликта  “вытекает”  нервное  напряжение,  с  которым
ребенок под час не может справиться. Возможно два варианта решения  ребенком
этой проблемы: либо он приспособиться под непомерные требования  взрослых  и
спрячет свои личностные качества, но будет вынужден искать  механизм  защиты
собственного  “Я”   доступными   для   него   способами,   либо   он   будет
сопротивляться, что породит  множество  конфликтов  с  родителями.  И  то  и
другое  неизбежно  приведет  к  повышенному  нервному  напряжению,  а   если
родители не сменят свою “воспитательную политику”, то  у  ребенка  возникнет
нервное расстройство, невроз, который подрастающий человек понесет  с  собой
во взрослую жизнь. Напрашивается закономерный вопрос: вырастут ли  эти  дети
полноценными личностями, будут ли они удачливы  и  счастливы?  Напрашивается
соответствующий  ответ.  В   книге   Вл.   Леви   “Нестандартный   ребенок”*
описывается случай, когда родители обратились к психологу по  поводу  своего
ребенка:  мальчик  перестал  убирать  свою  постель.  Сколько   лет   вашему
мальчику? - спросил психолог. 25 - ответили родители - он  уже  3  года  как
женат. Причина  оказалась  лежала  на  поверхности  -  родители  воспитывали
своего ребенка так, как хотелось им, принудили поступить в  институт  по  их
выбору. Вот “ребеночек” и взбунтовался.
      Судя по масштабу распространения этой проблемы - в  недалеком  будущем
нам  грозит  “полная  невротизация   населения”.    Общество   состоящее   в
большинстве  своем  из  невротиков  не  сможет  гармонично  существовать   в
дальнейшем. Чем может обернуться проблема  детских  неврозов  в  дальнейшем,
говорить не приходится.
Вл.Леви “нестандартный ребенок” М., 1989год


      Может  показаться,  что  я  сгущаю  краски  и  рисую  апокалиптическое
будущее.  Да,  проблема  важна,  очень.  Но  все  больше  родителей  придает
значение  здоровью  своих  детей  и  своих  семей  в  целом.  К   сожалению,
большинству из них приходится действовать методом проб и  ошибок,  но  самое
главное - они хотят вырастить здоровых детей.  Задумываются  о  профилактике
детских нервных заболеваний и стараются не допускать их. Никто не  спорит  -
современная жизнь стала сложной, лишенной стабильности и полна  стрессов.  В
данных условиях жить и растить новое поколение будет легче только  здоровому
человеку и физически, и морально, но в первую очередь психически.
      Современная  семья  “представляет  собой   не   застывшую   социальную
организацию,  а   динамическую   микросистему,   постоянно   находящуюся   в
диалектическом развитии. Общеизвестны определенные изменения, происшедшие  в
структуре семьи: уменьшение размеров семьи и  количества  детей,  уменьшение
роли старшего брата  и  сестры,  исчезновение  резкой  дифференциации  между
членами семьи в целом” - пишет А.И.Захаров в книге  “Неврозы  детей”*.  Сюда
же можно добавить и смешение половых ролей в обществе: становится все  более
заметна феминизация мужчин и, обратно, мускулюнизация  женщин.  Мужчины  все
больше отстраняются от воспитания собственных  детей  (хотя  надо  отметить,
эта тенденция существовала и раньше), стараются сложить  с  себя  как  можно
больше ответственности за  этот  процесс.  Женщины  предлагают  своим  детям
стереотип модели поведения (согласно половой дифференциации в обществе),  не
соответствующий   действительности:   для   мальчиков   -   образец    смеси
“прекрасного принца” и  “Шварценегера”,  не  подкрепленный  личным  примером
отца, для  девочек  до  сих  пор  действует  стереотип  поведения  скромной,
домовитой женщины, хотя перед глазами ежедневно пример  собственной  матери,
не соответствующий реальной женщине в современном обществе.
      Современные социальные  психологи  отмечают  изменения  происшедшие  в
нынешней семье. Намечается  тенденция  к  формированию  нового  типа  семьи.
Отношения между родителями изначально в семье строятся скорее  на  принципах
товарищества, нежели на принципах главенства того или иного члена семьи  (по
патриархальному или матриархальному укладу). Но  процесс  становления  новой
семьи труден и болезнен, так как новые роли еще не до конца освоены:  мужчин
в семье еще  тянет  стукнуть  кулаком  по  столу  и  сказать:  ”Кто  в  доме
хозяин?”, женщины, воспитанные старшим поколением в  ином  ключе,  вынуждены
приспособиться к современным условиям и вести  себя  более  активно  ,  тоже
претендуют на роль главы семьи. Множество семей распадается, не  перейдя  5-
летний рубеж существования. Но так как в большинстве семей  уже  есть  дети,
то прежде всего они расплачиваются за ошибки взрослых. Что, в свою  очередь,
способствует возникновению неврозов и других нервных заболеваний детей.
      На мой взгляд, причины  сложных  взаимоотношений  между  родителями  и
детьми, а, в свою  очередь  и  в  большинстве  случаев,  причины  повышенной
нервозности детей, кроются в  несостоятельности  родителей,  не  способности
выполнять материнские и  отцовские  обязанности  из-за  инфантилизма  людей,
создающих семью. Современные родители  по  инерции  продолжают  жить  своими
проблемами, не задумываясь о судьбе своих детей.  Современные  родители,  по
определению  Дж.Пирса,  “рассоединенные”  ,  они  существуют  рядом,  но  не
вместе. Каждый из членов  семьи занимается своими проблемами,  забывая,  что
ребенок нуждается в постоянном любви, внимании  и  заботе,  понимании  своих
проблем, которых у него много. Вместо этого современные  родители  стараются
как можно раньше  переложить  воспитание  собственного  ребенка  на  детские
учреждения,  занимаясь  тем  временем  собственной  карьерой  и  собственной
жизнью. Что в свою очередь не способствует здоровью ребенка во всех
      * А.И.Захаров “Неврозы у детей” Изд-во Дельта, СПб ,1996г, стр.18
отношениях. Предвижу возражения, что современная жизнь заставляет  принимать
решения, не соответствующие собственным стремлениям. На что  могу  ответить:
компромисс можно найти всегда, было  бы  желание.  Термин  “Воссоединение  в
родительстве”,  предложенный  ,Дж.Пирсом*,  на  самом  деле   -   актуальное
требование к современной семье, реально выполнимое в  современных  условиях.
Оно поможет предотвратить большинство  случаев  нервных  заболеваний  детей,
что в свою очередь обеспечит психическое здоровье подрастающего поколения.
      Дети  уносят  во  взрослую  жизнь  тот  стереотип  отношений,  который
закладывается в детстве. Если  малыш  часто  видит  ссоры  родителей,  то  в
последствии принимает их за норму жизни, вырабатывает  привычку  к  подобным
отношениям.  Став,  в  свою  очередь  родителем,  подсознательно   реализует
заложенное в детстве представление в собственной семье. По моему  мнению,  в
современную школьную программу надо включить предмет “Родительство”,  обучая
, что называется “с младых ногтей” премудростям этой сложной науки. Так  как
пока что редкую нынешнюю семью  можно  взять  за  пример  для  подражания  -
гармония семейных отношений вероятнее всего создаст благоприятную почву  для
воспитания гармоничной личности (конечно, ни кто не застрахован от  ошибок).



      ______________________
      Дж.Пирс “Волшебный ребенок вырастает” Самиздат


      2. МНЕНИЕ О ПРОБЛЕМЕ ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ: А.И.ЗАХАРОВ


      По мнению А.И.Захарова существуют несколько видов  неврозов.  В  своей
книге “Неврозы у детей” он перечисляет их в следующем порядке:

      1. Невроз страха *. Пример  девочки  6-ти  лет  описывает  данный  вид
невроза.
      “Мы знаем, что, когда возникают такие состояния, чаще всего речь  идет
о страхе смерти. Он проявляется в той  или  иной  степени  у  всех  детей  в
возрасте 5-6 лет.  ...  Как  правило,  дети  сами  справляются  с  подобными
переживаниями;  но  только  в  том   случае,   если   в   семье   существует
жизнерадостная эмоциональная атмосфера...  А  если  ребенок   и  прежде  был
беспокойным , то подобное  беспокойство  резко  усиливает  возрастной  страх
смерти, и вот вам набор невротических страхов, как у этой девочки  (  боязнь
лифта, пожара, огня, болезни, машин и т.д.). Все  эти  страхи  мотивированы,
по  существу,  одним:  боязнью,  что  может  что-то   случиться.   В   своем
максимальном выражении это “что-то” означает смерть: от  пожара,  болезни  и
т.д. ...Источником подобных страхов была мать,  тревожная  по  характеру,  и
всего этого боявшаяся в детстве”.
      А.И.Захаров видит причину передачи материнских страхов дочери в  такой
особенности  психологического  развития  ребенка,   как   “феномен   ролевой
идентификации “ - в возрасте 4-5 лет девочки хотят в играх  изображать  себя
мамой, мальчики 5-8 лет - отца.
      Так и  в  данном  случае  девочка  подсознательно,  незаметно  усвоила
материнский способ поведения.

      2. Неврастения *.
      “Болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей ребенка.
Он не в силах соответствовать завышенным требованиям  окружающих  и  заранее
считает себя не способным справиться с любыми предстоящими трудностями”.
      Чаще всего это происходит от неспособности родителей  принять  ребенка
таким, каков он есть на  самом  деле.  Ребенок,  в  свою  очередь  не  может
понять, почему родители так строги к нему, ведь он так старается делать  то,
что они требуют. Противоречия самих родителей приводят  ребенка  к  нервному
перенапряжению,  неврастении.  Говорить  о  здоровой  психике   ребенка   не
приходится - конфликт родителей с ребенком,  воспринимается  последним,  как
собственная неполноценность. На самом деле, приходится  удивляться  терпению
детей в таких  ситуациях.  По  словам  Захарова,  родители  по  его  просьбе
подсчитали сколько замечаний в день они сделали своему  ребенку:  около  300
противоречивых требований ( не просьб, обращений, а требований и приказов).
      Другой причиной подобного невроза  может  быть  переключение  внимания
родителей на другого ребенка,  появившегося  в  семье,  неспособность  самих
родителей равномерно распределять  внимание  между  всеми  детьми  в  семье.
Часто, упреки в адрес старшего  (в  такой  ситуации  реже  бывает  наоборот)
ребенка бывают несправедливы и мотивированы тем, что  “он  старший,  на  нем
больше ответственности, он сам должен понимать”. Как  правило  оборачивается
такая ситуация нервными срывами, тиками,  а  в  худших  случаях  неприкрытой
агрессией к младшему брату  или  сестре.  Так  страдающий  ребенок  понимает
причину снижения своего рейтинга у родителей.


А.И.Захаров “Неврозы у детей” . Невроз страха -стр.61
                                                         неврастения       -
стр.66

      3. Истерический невроз*.

      “Его внешние  проявления,  видимо,  знакомы  всем:  ребенок  чрезмерно
капризен, то и дело устраивает истерики, падает на пол, бьется. Но  подобный
невроз надо отличать от патологии характера, которая бывает в более  старшем
возрасте”. Можно добавить: надо отличать от педагогической запущенности,  но
причина - та же. Родители до  определенного  момента  потакали  возрастающим
требованиям чада, но потом ввели ограничения, поступив  непоследовательно  -
ведь ребенок не понимает смену логики родителей. “Главное  отличие:  ребенок
не хочет быть таким; он устраивает сцены,  хотя  и  страдает  от  этого.  Но
ничего с собой не может сделать, это происходит помимо его воли”.
      Причины возникновения такого поведения Захаров видит  в  вышеуказанной
причине: непоследовательность в воспитании родителей и ближайшего  окружения
- бабушек и дедушек. За примером далеко  обращаться  не  надо,  он  взят  из
жизни. Приехала свекровь, которая видит  своего  внука  раз  в  год,  решила
проявить “педагогическую чуткость. “Ребенку нельзя говорить нет”  -  сказала
она мне. Ребенок требовал достать специально  спрятанные  от  него  сладости
перед обедом. Малыш почувствовал, что здесь  он  не  получит  сопротивления,
заставил бабушку поднять его на нужную высоту и сам  достал  искомое.  Перед
этим устроив небольшую истерику для  острастки.  Хуже  было,  когда  бабушка
уехала - невозможно было объяснить,  почему  ему  запрещают  то,  что  вчера
разрешили.
      Другую причину истерического невроза Захаров называет обратную сторону
такой ситуации:  не  повышенное  внимание  к  ребенку,  а  наоборот,  полное
отсутствие  такового.  Дети,  лишенные  эмоционального  внимания,  по   мере
накопления дефицита  внимания  устраивают  демонстрации.  Но,  как  правило,
натыкается  на  стену  непонимания  -  всегда  тихий  и  незаметный  ребенок
превращается в неуправляемого буяна. “Ты нам такой не нравишься”  -  как  бы
говорят родители. Таких детей называют “невостребованными”.
      На  самом  деле  проблема  “невостребованных  детей”  характерна   для
поколения 60-80х годов,  когда  молодые  родители  были  заняты  устройством
личной жизни и карьеры, лишь у малого количества родителей была  возможность
заниматься  домашним  воспитание  детей,   остальные   были   лишены   такой
возможности, вынуждены были отдавать своих детей  в  детские  ясли  и  сады.
Можно сказать - веяние времени.

      4. Невроз навязчивых состояний*.

      Последний невроз, описанный Захаровым. “...Обычно проявляется в  более
старшем  школьном  возрасте”.  Состояния,  при  которых  ребенок  испытывает
потребность совершать какие-либо действия,  так  как,  по  его  мнению,  это
несет в себе защитные элементы. На самом деле, это  и  является  механизмами
защиты, как тики,  однообразные  движения,  или  респираторные  явления  (по
мнению В.И.Гарбузова).
      Корни этого невроза - те же, семейные отношения, вернее их  нарушения.
Повышенная требовательность родителей, требовательность -  ради  требований,
принципиальность   -   вопреки    здравому    смыслу.    Родители    требуют
беспрекословного подчинения от  ребенка,  воспитание  напоминает  муштру.  У
детей в таких семьях  возникает  мнительность,  боязнь  нарушить  требования
родителей (о взрослых, выросших в таких условиях говорят:  ”Пуганная  ворона
куста боится”).
      *А.И.Захаров “Неврозы у детей” Истерический невроз - стр.69
                                                                      Невроз
навязчивых состояний - стр.70



      3. ВЫВОДЫ: НЕВРОЗ ДЕТЕЙ - МОЖНО ЛИ ИЗБЕЖАТЬ?

      А.И.Захаров видит причины детских неврозов в  несовершенстве  семейных
отношений. Но, таким образом, проблема становится похожа на замкнутый  круг:
родители несут из своего детства свои страхи проблемы,  перекладывая  их  на
плечи порастающих детей, те в свою очередь - на плечи  своих  детей.  И  так
можно продолжать долго, пока кто-либо из этой цепочки не  остановится  и  не
задумается, как исправить это положение. Сознательное родительство, то  есть
полное осознание свей ответственности  как  родителя  и  воспитателя  многим
мамам и папам помогло решить проблемы своей  семьи  и  растить  своих  детей
относительно здоровыми. Дети, чувствуя в  родителях,  прежде  всего  любовь,
находя опору и понимание  более  безболезненно  проходят  кризисные  моменты
своей жизни.
      Очень важный момент,  которому  Захаров  придает  большое  значение  -
период до рождения ребенка. Насколько ребенок  будет  желанным  в  семье,  в
каком состоянии находится сама семья на момент появления ребенка в семье.
      Старинная притча говорит: когда  к  древнему  мудрецу  пришли  молодые
родители, ребенку которых было 10 дней,  и  спросили:  “Когда  нам  начинать
воспитывать своего ребенка?”  На что мудрец им ответил: “Вы  опоздали  на  9
месяцев и 10 дней”.
      На самом деле, никто не требует совершенства от родителей,  все  имеют
право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать. Для начала  решить
собственные проблемы и проблемы взаимоотношений  в  семье.  Ясное  понимание
такого решения в  будущем  гарантирует  и  психическое  здоровье  ребенка  в
семье, а  так  же  гарантия,  что  большинство  ваших  проблем  не  перейдут
бесполезным багажом в жизнь наших внуков.
      Не менее важно понимание  чувства  меры  -  “Ничто  не  яд,  ничто  не
лекарство  -  главное  мера”.  Избыток   неоправданного   внимания,   этакое
“всевидящее  око”,  родителей  может  породить  в  ребенке  неуверенность  в
собственных  силах,  различные  комплексы,   так   же   может   привести   к
возникновению невроза. Адекватное  отношение  к  возрасту  ребенка  (кстати,
большинство  родителей  не   может   спокойно   принять   темпы   взросления
собственных детей - здесь возможны  полярные  мнения,  то  им  кажется,  что
ребенок   еще   слишком   маленький,   то   предъявляются   требования,   не
соответствующие возрасту ребенка)  -  сложность,  которую  не  многие  могут
преодолеть  спокойно.  Понимание  и  уважение   к   личной   жизни   ребенка
соблюдается далеко не всеми родителями,  но  это  относится  уже  к  разделу
этики самих родителей.
      Многие родители воспринимают собственного ребенка, как еще  один  шанс
для воплощения собственных амбиций и  нереализованных  возможностей.  Как  и
чем  расплачиваются   дети   таких   родителей,   по-моему,   не   требуется
рассказывать.
      Действительно,  перечислять  причины  детских  неврозов  можно  долго.
Главное  понять,  что  причины  нервных  заболеваний  детей  кроются  не   в
несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые  родители,
водя своих детей по врачам,  допытываясь,  отчего  у  ребенка  тик,  энурез,
заикание, страхи, говорят о посторонних причинах  заболевания.  Но  поступая
так, валят “с больной  головы  на  здоровую”  -  если  здесь  уместен  такой
каламбур. Первопричина в них самих. Не состоятельность как родителей.
      Конечно,  нельзя  забывать,  что  спровоцировать  выход  невроза   “на
поверхность”  может какой угодно напряженный момент - облаяла собака,  резко
просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить,  что  основа
закладывается в раннем детстве.
      Сложности семейных отношений не должны служить поводом  для оправдания
собственной невнимательности к своим же детям.
      В кабинете у моего отца висел плакат: “Кто хочет работать -  работает,
кто не хочет - ищет оправдания собственной  бездеятельности”.  Перефразируя,
можно сказать: “Кто хочет  вырастить  гармоничного  ребенка  -  прикладывает
усилия для достижения своей цели, кто хочет заниматься только собой  -  ищет
оправдания собственной бездеятельности”.
      Говоря о детских неврозах, надо постоянно помнить, что это заболевание
получают в виде  наследства  от  своих  собственных  родителей.  А.И.Захаров
постоянно подчеркивает, что неврозы у детей - заболевания  не  генетические,
но обусловлены состоянием родителей на момент рождения малыша.



      БИБЛИОГРАФИЯ:


      1. А.И.ЗАХАРОВ “НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ”, изд-во “Дельта” , СПб, 1996 год

      2. В.И.ГАРБУЗОВ “НЕРВНЫЕ ДЕТИ” Ленинград 1990 год (?)

      3. В.ЛЕВИ  “НЕСТАНДАРТНЫЙ РЕБЕНОК” Москва 1989 год.

      4 Дж.ПИРС “ВОЛШЕБНЫЙ РЕБЕНОК ПОДРАСТАЕТ” , Самиздат.





смотреть на рефераты похожие на "Неврозы детей. Причины и следствия"