Психология

Психотехники Свободного Дыхания


                            МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ
                          ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



                                                         Академия педагогики
                                                        Факультет психологии



                      Реферат по курсу “Аутодидактика”


                      “Психотехники Свободного Дыхания”



             Фамилия, и.о. студента
             Студенческий билет
             Преподаватель              ______________________
             Рецензент            ______________________



                                    1999



Введение
  Обзор психотехник Свободного Дыхания (Free Breathing)
      1. Ребёфинг (rebirthing)
      2. Вайвейшн (vivation)
      3. Холотропное дыхание (holotropic breathwork)
  Заключение
  Список использованной литературы
Введение


  На одном из психологических  Web-сайтов  в  глобальной  сети  Интернет  я
встретил  эту  интересную  фразу:  “Личностное  развитие  –  это  величайшее
увлечение в мире”.

  Цель  саморазвития  очевидна  –  стать  более   счастливым   и   сильным,
сконцентрировать свое внимание  на  тех  сторонах  своей  личности,  которые
приводят к успеху, внутреннему  и  профессиональному  росту,  открыть  перед
собой пути дальнейшего совершенствования, новые способы видения  реальности.
Такую возможность дают практики личностного развития, чей  широкий  диапазон
– от религии и философии и  до  новомодных  трансперсональной  психологии  и
танатотерапии.

  Человек может изменить и улучшить что-то только тогда, когда у него  есть
ясное понимание того,  что  же  он  желает  улучшить.  Методики  личностного
развития  в  первую  очередь  учат  пониманию  себя.  Практики   личностного
развития совершенствуются все время и современные методики ясны и в той  или
иной мере доступны для изучения.

  Техники саморазвития, как правило, затрагивают  все  аспекты  жизни.  Они
призваны  вернуть  естественное  для   человека   психическое   и   душевное
равновесие. В  своём  реферате  по  аутодидактике  я  постараюсь  проследить
возникновение и развитие психотехник Свободного Дыхания.


Обзор психотехник Свободного Дыхания (Free Breathing)


  Движение “Свободное  Дыхание“  зародилось  в  70-годах  и  обязано  своим
появлением трудам Станислава Грофа и Леонарда Орра, которые независимо  друг
от друга разработали техники, имеющие много общего и во многом разные.

  Эти психотехники основаны на вызове  изменённого  состояния  сознания.  В
этих  случаях  человек  может  испытывать   необычные   состояния,   которые
кратковременны и физиологичны.

  Существует множество способов наведения измененного состояния сознания; в
данном случае, используется  гипервентиляция.  Методики  различаются  прежде
всего из–за различной глубины достигаемой гипервентиляции. Сходство  методов
заключается в:

  . использовании принципа  связного  дыхания  для  достижения  измененного
    состояния сознания

  . самих результатах.



  1. Ребёфинг (rebirthing)


  Автором этой методики явился Леонард Орр. Gрежде чем  прийти  к  технике,
названной им “ребёфинг” (англ.  Rebirthing  –  возрождение)  и  описанной  в
труде “Rebirthing in the New Age”, он сменил много профессий. Несколько  лет
работы по изучению того, что  ему  открылось,  привели  к  созданию  первого
центра ребёфинга. Дыхание, используемое в процессе ребёфинга, следующее:

  . без паузы между вдохом и выдохом;

  . с быстрым, частым и  глубоким,  активным  вдохом  и  мягким,  полностью
    расслабленным, пассивным выдохом.

  Ребёфинг  предназначался  для  разрешения  последствий  травмы  родов.  К
последствиям травмы родов относится следующее:

  1.  стресс  рождения  (болевой,  связанный  непосредственно  с  процессом
рождения, и психологический, связанный  с  отношением  родителей,  матери  к
ожидаемому ребенку — желанный или нежеланный и т.п.);

  2.  раздробленность  сознания  (восприятие  окружающего  не  как  единого
целого,  а  как  имеющего  две  независимо  существующие  составные   части,
положительную и отрицательную), и как следствие –  деление  выбора  суждений
на “плохо” и “хорошо”;

  3.  болезни  (как   результат   формирования   комплексов,   впоследствии
“запускающих” какое-то заболевание);

  4. психологические нарушения (например, страхи или тревоги).



  Процессы ребёфинга прошли многие люди. Развитие  методики  Леонарда  Орра
продолжили  и  расширили  другие  исследователи  –  например,  Сандра   Рэй,
разработавшая “тренинг  любящих  отношений”  (Loving  Relationships)  и  др.
Особо выделяется Джим Леонард, который ввёл в  практику  Свободного  Дыхания
понятия “пять элементов” и “интеграция”, на основе которых им  была  создана
в 1979 году техника “вайвейшн”. Эта техника позволила  расширить  применение
ребёфинга до практически любых психологических ситуаций.



  2. Вайвейшн (vivation)


  Авторами методики “вайвейшн” являются Джим  Леонард  и  Фил  Лаут  (США).
Слово vivation переводится как “празднование жизни”, “бытие более живым”,  и
было введено ими для отражения эффекта,  который  развивается  в  результате
практики этой формы личностного развития. Вайвейшн разработан в  1975  году.
Джим Леонард и Фил Лаут соединили в своём методе опыт  применения  восточных
практик (йога, цигун, у-шу) и развивавшихся дыхательных  техник,  таких  как
Rebirthing и Free Breathing.

  Особенностью vivation является простота,  безопасность  и  действенность,
что сделало методику привлекательной для людей,  занимающихся  личностным  и
духовным развитием. Методике можно легко  обучиться;  для  освоения  техники
достаточно участия в  одном  семинаре  или  нескольких  занятий-тренингов  с
профессионалом, после чего можно уже заниматься самостоятельно.

  Вайвейшн  включает   пять   основных   элементов,   которые   выполняются
одновременно в ходе исполнения:



  1. Связное дыхание.

  Это дыхание называется связным (или циркулярным), так как в нём нет паузы
между выдохом и вдохом (или она минимальна).  Интенсивность  прорабатываемой
ситуации регулируется глубиной дыхания, а скорость изменения  этой  ситуации
регулируется частотой дыхания.

  В  процессе  “вайвейшн”  используются  четыре   типа   дыхания,   которые
различаются по глубине и частоте. Первый тип – глубокое и медленное  дыхание
(используется для плавного входа в процесс. Ощущения становятся  ярче,  тело
больше  расслабляется  и  интерес  к  процессу  возрастает).  Второй  тип  –
глубокое и частое дыхание. Третий  тип  –  частое  и  поверхностное  дыхание
(позволяет глубже  чувствовать  переживания).  Последний,  четвёртый  тип  –
поверхностное и медленное дыхание (как бы согласует переход между  обыденным
состоянием и состоянием в процессе).



  2. Полное расслабление. Хорошей помощью  в  умении  расслабляться  служат
занятия АТ, йогой, медитацией.



  3. Внимание к деталям (Объемное внимание).

  Считается, что одним из  негативных  представлений  о  внимании  является
убеждение, что  только  контролируемое,  удерживаемое  внимание  может  дать
информацию  об  окружающем  мире.  Но  постоянный  контроль   за   вниманием
утомителен, и свободное внимание иногда даже более эффективно, позволяя  как
бы балансировать между рассеянностью и концентрацией внимания.



  4. Интеграция переживаний (Гибкость контекста).

  Главной   особенностью   процессов   “вайвейшн”   является    возможность
интеграции. Интеграция – это  переживание  чувств,  как  позитивных,  так  и
негативных, и их полное принятие.

  Очень часто люди упрощают свои способы восприятия реальности, ограничивая
количество вариантов до категорий “плохо”  или  “хорошо”.  Естественно,  так
они резко ограничивают свой выбор реагирования на окружающее.

  В процессе “вайвейшн” люди учатся расширять и менять контекст, как  этого
хочется, принимать ситуации в новом контексте. То есть  важно  не  связывать
себя одной  системой,  одним  контекстом,  зная,  что  любое  событие  можно
описать в другой  системе,  определить  другим  контекстом.  Считается,  что
связное дыхание обладает способностью автоматической смены контекста.



  5. Активное доверие.

  Речь идёт о доверии своим ощущениям, даже если они  не  приветствуются  в
обыденной жизни. Перед занимающимся стоит  задача  поверить,  что  в  каждом
процессе происходит именно  то,  что  необходимо  в  данный  момент  данному
человеку, и поэтому  не  бывает  неудачных,  плохих  или  пустых  процессов.
Активное доверие базируется на личной ответственности за все  происшедшее  в
собственной жизни и на открытости к переменам в процессе.



  В  процессе  “вайвейшн”  эти  “пять  элементов”   должны   использоваться
одновременно. Джим Леонард разработал следующий принцип ведения процесса:

  а) исследовать тончайшие изменений в своем теле;

  б) “вдыхать” через самое сильное чувство;

  в) получать удовольствие от этого чувства, как можно сильнее.



  Дыхательные сессии в вайвейшн делятся на “большие” и  “малые”.  Во  время
“большой” сессии занимающийся лежит в удобном  положении  и  использует  все
пять элементов, усиливая интенсивность дыхания. Считается, что для  заметных
результатов достаточно одной “большой” сессии в неделю. Длительность  такого
процесса может длиться до полутора часов. Длительность же “малых”  сессий  –
до получаса минут. Этот вид практики используется в  ситуациях  повседневной
жизни, когда  занимающийся  чувствует,  что  происходящее  каким-то  образом
сложно для него,  или  когда  ему  необходимо  больше  энергии  для  решения
определённой задачи.



  Главной   особенностью   процессов   “вайвейшн”   является    возможность
интеграции. Интеграция – это  переживание  чувств,  как  позитивных,  так  и
негативных,  и  их  полное  принятие.  Каждая  сессия  ведёт   к   глубокому
проникновению в себя, и по окончании занятия человек обычно  чувствует  себя
свежим и обновленным.

  Заниматься vivation можно во время повседневной активности,  это  зависит
от умения человека и называется “active vivation” или “vivation in  action”.
Эта  практика  направлена  на  то,  чтобы  позволить  человеку  быть   более
включенным  в  то,  что  он  делает,  меньше  эмоционально  реагировать   на
неприятности, но быть более сконцентрированным и творческим.

  Техника vivation имеет большое практическое значение, вызывая релаксацию,
перефокусировку  мышления  и  обновление  восприятия,  принося  естественное
чувство удовольствия, охватывая весь прошлый опыт  практикующего  и  помогая
посмотреть на жизнь новыми глазами.



  3. Холотропное дыхание (holotropic breathwork)


  Станислав  Гроф   (американский   психиатр   и   психотерапевт   чешского
происхождения)  со  своей  женой  Кристиной   Гроф   разработали   методику,
названную холотропное дыхание (Holotropic Breathwork). Она является  методом
глубинной психотерапии. Название переводится как “движение к целостности”.

  Эта психотехника считается самой мощной и  поэтому  имеющей  определенные
противопоказания к широкому применению. Обычно не  рекомендуется  заниматься
ей чисто индивидуально, без помощи опытного инструктора.

  Тип дыхания, применяемый в методике Грофа, можно так:

  . в два раза чаще и в два раза глубже обычного;

  . без паузы между вдохом и выдохом;

  . с форсированным выдохом (дышащий как бы выталкивает воздух из себя).

  Переживания,  возникающие  у  людей  в  состоянии  измененного   сознания
разделены на представляют биографический, перинатальный и  трансперсональный
“уровни  переживаний”,  которые  Стэн  Гроф  описал  в  своей   “картографии
сознания”. Таким  образом,  холотропная  терапия  признает  терапевтические,
трансформирующие и эволюционные возможности изменённых  состояний  сознания.
Нередко  избавление  от  эмоциональных  или  психосоматических  симптомов  и
устойчивые трансформации личности оказываются  связанными  с  переживаниями,
не поддающимися рациональному постижению.

  Холотропное  дыхание  –  это  метод,  синтезированный  из  разных   видов
психотерапии Запада  и  включающий  в  себя  основы  восточных  философий  и
шаманства. В течение многих веков  было  известно,  что  глубокие  изменения
сознания  можно  вызвать  с  помощью  техник,  воздействующих  на   дыхание.
Процедуры,  использовавшиеся  для  этих  целей  в   древних   и   незападных
культурах, охватывают широкий диапазон возможностей.  Глубокие  изменения  в
сознании могут  быть  вызваны  обеими  крайностями  в  отношении  дыхания  –
интенсивным дыханием и длительным лишением дыхания, или  сочетанием  того  и
другого. Специфические техники, включающие интенсивное дыхание, равно как  и
его задержку, входят в  различные  упражнения  кундалини-йоги,  сиддха-йоги,
тибетской ваджраяны, суфийских практик,  в  буддийскую  (Бирма)  и  даосскую
медитации и т. д.

  Особое  место  в  разработке  метода  сыграли  работы   психоаналитически
ориентированных ученых, таких как Вильям Райх, Отто Ранк и Карл Густав Юнг.

  С. и К. Гроф пришли к выводу, что  специфические  техники  дыхания  менее
важны, чем просто тот факт, что человек дышит быстрее и глубже, чем  обычно,
полностью сосредоточившись на том, что  происходит  при  этом  внутри  него.
Стратегия холотропного дыхания состоит  в  том,  чтобы  доверять  внутренней
мудрости тела –  и  здесь  можно  найти  параллель  с  уже  упомянутой  мной
методикой “вайвейшн”.

  Далее, увеличение частоты  и  глубины  дыхания,  как  правило,  ослабляет
психологические   защиты   и   ведет   к    высвобождению    и    проявлению
бессознательного материала. То, что  происходит  во  время  терапевтического
сеанса, использующего интенсивное дыхание, очень различно  у  разных  людей.
Физические  напряжения  во  время  дыхания,   как   правило,   возникают   в
определенных частях тела и  имеют  сложную  психосоматическую  структуру.  В
дыхательном  сеансе  напряжения  и  блокировки  проявляются  и  усиливаются.
Продолжение  интенсивного  дыхания  доводит  их  до  кульминации,  затем  до
разрешения и pacслабления.

  Отсюда следует  вывод:  интегрируя  в  свою  методику  элементы  телесно-
ориентированных   психотехник,   Станислав   Гроф   трактует    травмирующие
воспоминания  подобного  рода  как  важные   незавершенные   психологические
гештальты, вносящие впоследствии весомый вклад в  психологические  проблемы.
Их   проработка    способствует    эмоциональному    и    психосоматическому
выздоровлению.


  Рассмотрю процесс проведения сессии холотропного дыхания.

  Дышащему предлагается провести весь сеанс, удобно откинувшись  назад  или
лежа  на  спине,  закрыть  глаза  и  сосредоточиться  на   эмоциональных   и
психосоматических процессах, вызванных  дыханием  и  музыкой,  полностью  им
отдаться, не пытаясь их оценивать.  Рекомендуется  также  воздерживаться  от
намеренного использования  техник  отреагирования  или  любых  иных  попыток
вмешиваться  в  переживания  и  влиять  на  них;  нужно  просто  следить  за
возникающими переживаниями, отмечать их и позволять им происходить.

  Одежда должна быть легкой и удобной.  Необходимо  снять  все,  что  может
помешать дыханию и протеканию внутренних процессов.

  Когда тело расслаблено, можно переходить  к  успокоению  ума  и  созданию
установки, оптимальной для предстоящих переживаний. На этой  стадии  дышащий
по возможности должен сосредоточиться на  настоящем  моменте,  на  “здесь  и
сейчас”, отграничиться от воспоминаний прошлого, а также  от  предвосхищения
будущего, оставить всякое  программирование  предстоящего  сеанса.  Согласно
Грофу,  наиболее  верный  подход  состоит   в   том,   чтобы,   не   пытаясь
анализировать,  полностью  довериться  мудрости  тела   и   бессознательному
процессу.

  Далее предлагается  увеличить  частоту  дыхания,  сделать  его  полнее  и
эффективнее, чем обычно.  Детали  процесса  –  частота  и  глубина  дыхания,
дыхание ртом или носом, участие верхних  частей  легких  или  диафрагмальных
областей живота –оставляются  на  выбор  интуиции  человека.  Когда  дыхание
стало достаточно быстрым,  ведущий  готовит  дышащего  к  появлению  музыки,
рекомендуя отдаться ее потоку, процессу дыхания и тем переживаниям,  которые
могут возникнуть, не анализируя их  и  не  пытаясь  их  изменить,  с  полным
доверием к процессу.



  В холотропной терапии для вызывания необычных состояний сознания наряду с
интенсивным   дыханием   применяется   специальная,   соответствующая   этим
состояниям музыка. Ритуальная музыка, монотонное  пение,  барабанный  бой  и
др. использовались в  течение  тысячелетий  как  мощное  средство  изменения
сознания.

  Согласно  Грофу,  в  изменённых  состояниях  сознания   музыка   помогает
мобилизовать  старые  эмоции  и  делать   их   доступными   для   выражения,
интенсифицирует и углубляет процесс, создает значимый контекст  переживаний.
Искусное   применение   соответствующей    музыки    облегчает    проявление
специфических содержаний –  агрессии,  эмоциональной  или  физической  боли,
сексуальности   и   чувственности,   борьбы   за   биологическое   рождение,
экстатических  взлетов,  океанической  атмосферы  пребывания  в  утробе.   В
холотропной терапии необходимо полностью отдаться  потоку  музыки,  дать  ей
отзываться во всем  теле,  реагировать  на  нее  спонтанным  и  элементарным
образом.



  Последняя составляющая  холотропной  терапии  –  “направленная  работа  с
телом”. Она используется только в  случае  необходимости.  Основной  принцип
направленной работы с телом в  заключительном  периоде  холотропного  сеанса
состоит в том,  чтобы  проявить  различные  формы  физического  дискомфорта,
связанного   с   эмоциональными   проблемами,   используя   ключи,   которые
предоставляет тело самого дышащего. Какова бы ни была проблема и в каком  бы
месте тела  ни  локализовалось  ее  проявление,  занимающемуся  предлагается
усилить симптом.

  В  то  время  как  в  определенном  участке  тела   неприятные   ощущения
усиливаются и напряжение поддерживается, человеку предлагается  в  остальном
выражать своим телом все, что он чувствует. Эти действия следует поощрять  и
продолжать до тех пор, пока не исчезнет эмоциональный или  психосоматический
дискомфорт  и   пока   человек   не   почувствует   себя   расслабленным   и
удовлетворенным.



  С точки зрения аутодидактики, важно, что  холотропная  работа  “открыта”,
являет  собой  продолжающийся   психологический   эксперимент.   Холотропная
терапия – это непрерывный процесс обучения,  а  не  механическое  применение
законченной системы понятий и правил.


Заключение


  Применение техник Свободного Дыхания позволяет принимать свои чувства как
благо, как свидетельство того, что жизнь прекрасна во всех проявлениях.  Это
связано с развивающейся способностью понимать язык ощущений и доверять им.



  Н. Коляну в работе “Введение в психотехнику Свободного Дыхания”  выделяет
следующие этапы применения дыхательных психотехник в жизни:

  1. В начале применения Свободное Дыхание используется для  решения  своих
личных проблем. В её процессе человеку  многое  открывается,  и  вступает  в
противоречие  с  его   жизненными   установками   и   принципами,   побуждая
пересмотреть   прожитое   и   сделанное,   что   сопровождается    временным
психологическим дискомфортом и растерянностью.

  2. Закрепление навыков и расширение сфер их применения.  На  этой  стадии
выравнивается эмоциональный фон, постепенно все приходит к какому-то  новому
состоянию равновесия.

  3. Использование  Свободного  Дыхания  как  образа  жизни,  в  творческом
процессе.



  Как в контексте самоисцеления и самопознания  могут  оказаться  полезными
психотехники Свободного Дыхания?

  Прежде  всего,  это  –  нелекарственные  методы.  Происходящая   при   их
использовании  интеграция  эмоций  позволяет  занимающемуся  избавиться   от
беспокойства и неприятных переживаний.  Применение  специальных  дыхательных
техник фокусирует внимание на ощущениях своего  тела,  что  требует  полного
внимания к настоящему моменту, а во  время  детального  изучения  настоящего
появляется реальная возможность  исследовать  предшествующий  опыт  и  найти
верное,  но  прежде  не  замечаемое  решение  проблемы.  Также  внимание   к
настоящему позволяет отодвинуть создавшиеся модели негативного  отношения  к
людям и видеть их такими, какие они есть. Многие занимающиеся отмечали  рост
творческой энергии и энтузиазма для достижения целей.


Список использованной литературы:


 1. В. Заставный. “Дыхание – Исцеление – Самопознание”. М, 1993.

 2. С. Гроф. "Путешествие в поисках себя". М, 1994.

 3. Н. Коляну. “Введение в психотехнику Свободного  Дыхания”.  Переяславль-
    Залесский, 1992.

 4. Н. Коляну. “Практика  использования  психотехник  Свободного  Дыхания”.
    Переяславль-Залесский, 1993.



  Также использовались ресурсы из компьютерной сети Интернет.



смотреть на рефераты похожие на "Психотехники Свободного Дыхания"