Психология

Становление личности в подростковом и юношеском возрасте




                       Экзаменационная работа по курсу

                           «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ».

                            Становление личности


                    в подростковом и юношеском возрасте.

       Выполнил студент Института специальной педагогики и психологии
      Международного Университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга
                    Лапов Андрей Викторович, группа 82/с.



                           гор. Санкт - Петербург
                                  1999 год.
                            СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
                               В ПОДРОСТКОВОМ

                                      И

                             ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.



                      ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (11-15 ЛЕТ)

  Подростковый возраст  –  трудный  период  психологического  взросления  и
полового  созревания  ребёнка.  В   самосознании   происходят   значительные
изменения: появляется чувство взрослости – возникает страстное желание  быть
или хотя бы казаться и  считаться  взрослым.  Отстаивая  свои  новые  права,
подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей  и  часто
идёт  на  конфликты  с  ними.  В  этот  период  подростку  присуща   сильная
потребность в  общении  со  сверстниками.  Возникают  сменяющие  друг  друга
увлечения.

                …в структуре личности подростка нет ничего устойчивого,
             окончательного, неподвижного…

                                                             Л.С.Выготский ?



  Личная  нестабильность  порождает  противоречивые  желания  и   поступки:
подростки во всём  стремятся  походить  на  сверстников,  пытаясь  при  этом
выделиться в группе; хотят заслужить уважение,  но  бравируют  недостатками;
требуют верности, но часто меняют друзей.

                ...подростки исключительно эгоистичны, считают себя  центром
             Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то
             же время ни в один из последующих периодов своей жизни они  не
             способны на такую преданность и самопожертвование…
                …с одной стороны,  они  с  энтузиазмом  включаются  в  жизнь
             сообщества, а с другой  стороны  –  они  охвачены  страстью  к
             одиночеству.   Они   колеблются   между   слепым   подчинением
             избранному ими лидеру  и  вызывающим  бунтом  против  любой  и
             всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны, и в то  же
             время преисполнены возвышенного идеализма. Они  аскетичны,  но
             внезапно  погружаются  в  распущенность  самого   примитивного
             характера. Иногда их поведение по  отношению  к  другим  людям
             грубо и бесцеремонно, хотя  сами  они  неимоверно  ранимы.  Их
             настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным
             пессимизмом. Иногда  они  трудятся  с  энтузиазмом,  а  иногда
             медлительны и апатичны…

                                                                Анна Фрейд ?


                …Становление личности есть  процесс  социализации  человека,
             который состоит в  освоении  им  своей  родовой,  общественной
             сущности. Становление личности связано с  принятием  индивидом
             выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных
             норм  и  правил  поведения,  с  формированием  умений  строить
             отношения с другими людьми…
                                                                           ?
  Среди  многих  личностных   особенностей,   присущих   подростку,   особо
выделяются формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепция».

                …У  подростка   складываются   разнообразные   образы   «Я»,
             первоначально изменчивые,  подверженные  внешним  влияниям.  К
             концу периода они интегрируются в  единое  целое,  образуя  на
             границе ранней юности  «Я-концепцию»,  которую  можно  считать
             центральным новообразованием всего периода. …
                                                             И.Ю.Кулагина ч.

  Чувство взрослости – это отношение подростка к себе,  как  ко  взрослому,
ощущение  себя  в  какой-то  мере  взрослым  человеком.  Чувство  взрослости
проявляется в желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники –  относились  к
нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие  в
отношениях  со  старшими  и  идёт  на  конфликты,  отстаивая  свою  взрослую
позицию.

                …Чувство   взрослости    проявляется    в    стремлении    к
             самостоятельности, желания  оградить  какие-то  стороны  своей
             жизни   от   вмешательства   родителей.   Чувство   взрослости
             становится центральным новообразованием младшего подросткового
             возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребёнок делает
             ещё один ша в своём личностном развитии. После  поисков  себя,
             личной  нестабильности  у  него  формируется  «Я-концепция»  -
             система внутренне согласованных представлений о себе,  образов
             «Я».
                                                             И.Ю.Кулагина ч.

                …В    подростковом    возрасте    продолжает     развиваться
             теоретическое рефлексивное мышление. Приобретённые  в  младшем
             школьном возрасте  операции  становятся  формально-логическими
             операциями.   Подросток,   абстрагируясь    от    конкретного,
             наглядного материала, рассуждает в чисто словесном  плане.  На
             основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет  их,  т.е.
             рассуждает гипотетико-дедуктивно.
                                                             И.Ю.Кулагина ч.

                …Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют
             подросткам анализировать абстрактные  идеи,  искать  ошибки  и
             логические   противоречия   в   суждениях.   Подросток   умеет
             оперировать  гипотезами,  решая  интеллектуальные  задачи.  Он
             способен на  системный  поиск  решений.  Сталкиваясь  с  новой
             задачей, он старается отыскать разные возможные подходы  к  её
             решению, проверяя логическую  эффективность  каждого  из  них.
             Находит способы  применения  абстрактных  правил  для  решения
             целого  класса  задач.   Развиваются   такие   операции,   как
             классификация, аналогия, обобщение.
                                                                Р.С. Немов ?

                …Без высокого уровня развития интеллекта был  бы  невозможен
             характерный  для  этого   возраста   интерес   к   абстрактным
             философским, религиозным,  политическим  и  прочим  проблемам.
             Подростки рассуждают об идеалах,  о  будущем,  иногда  создают
             собственные  теории,  приобретают  новый,  более  глубокий   и
             обобщённый взгляд на  мир.  Становление  основ  мировоззрения,
             начинающееся в этот период, тесно связано  с  интеллектуальным
             развитием…
                                                             И.Ю.Кулагина ч.

                …Благодаря    интенсивному    интеллектуальному     развитию
             появляется  склонность  к  самоанализу,  становится  возможным
             самовоспитание…
                                                                Р.С. Немов ?



  Подростки  приобретают  взрослую  логику  мышления.  В  этот  же   период
происходит дальнейшая  интеллектуализация  таких  психических  функций,  как
память и восприятие. Этот  процесс  зависит  от  усложняющегося  обучения  в
средних классах.

                …для развития памяти важно то, что усложнение и значительное
             увеличение   объёма   изучаемого    материала    приводит    к
             окончательному  отказу  от  дословного  заучивания  с  помощью
             повторений. В процессе понимания дети трансформируют текст  и,
             запоминая  его,  воспроизводят  основной  смысл  прочитанного.
             Активно осваиваются мнемонические приёмы;  если  же  они  были
             сформированы  в  начальной  школе,  теперь   автоматизируются,
             становятся стилем деятельности…

                                                             И.Ю.Кулагина ч.
  С  общим  интеллектуальным  развитием   связано   развитие   воображения.
Сближение воображения с теоретическим мышлением побуждает к творчеству:
                …подростки  начинают  писать   стихи   и   пьесы,   серьёзно
             заниматься  разными  видами  конструирования,  изобразительным
             искусством и т.д. …

                                                                Р.С. Немов ?
  Воображение  подростка  ещё  пока  менее  продуктивно,  чем   воображение
взрослого человека, но  оно  богаче  фантазии  ребёнка.  Но  далеко  не  все
подростки стремятся к достижению творческого результата, но
                …все   они   используют   возможности   своего   творческого
             воображения,  получая  удовлетворение   от   самого   процесса
             фантазирования. Это похоже на детскую игру…

                                                             И.Ю.Кулагина ч.

                …игра ребёнка перерастает в фантазию подростка…

                                                            Л.С. Выготский ?

  Потребности,   чувства,   переполняющие   подростка,   выплёскиваются   в
воображаемой  ситуации.  Невозможные  в   реальной   жизни   желания   легко
исполняются в мире фантазий:
                …замкнутый   подросток,   которому   трудно   общаться    со
             сверстниками,  становится  героем  и  ему  рукоплещет   толпа;
             невзрачная девочка превращается в первую красавицу на балу и в
             неё сразу  же  влюбляется  то  ли  принц,  то  ли  мальчик  из
             соседнего класса…

                                                             И.Ю.Кулагина ч.

                …Вообще  фантазирует  не  счастливый,  а   неудовлетворённый
             человек, поскольку в подростковом возрасте много острых личных
             проблем, воображение в это время становится на  службу  бурной
             эмоциональной жизни. В свой мир фантазий подросток  никого  не
             допускает,  он  может  поделиться  этой  интимной  информацией
             только с близким другом. …

                                                             И.Ю.Кулагина ч.
  Но  игра  воображения  не  только  доставляет  удовольствие  и   приносит
успокоение. Смутные побуждения предстают перед подростком в  яркой  образной
форме. В своих фантазиях подросток лучше  осознаёт  собственные  влечения  и
эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.


                              ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

  14-16 лет переходной период между подростковым и юношеским  возрастом.  В
этом возрасте решается вопрос о дальнейшей жизни: продолжить ли  обучение  в
школе или пойти в училище, а может  быть  и  работать?  При  этом  подросток
должен  разобраться  в  собственных  способностях   и   склонностях,   иметь
представление  о  будущей  профессии  и  о  конкретных  способах  достижения
профессионального мастерства в избранной области  деятельности.  Это  крайне
сложная задача. Ещё более  она  усложняется  в  наше  время,  когда  рушатся
выработанные предыдущими поколениями стереотипы, представления о  значимости
образования и престижности той или иной профессии.
                …далеко не все старшие подростки к  концу  IX  класса  могут
             выбрать профессию и связанный с ней дальнейший путь  обучения.
             Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого
             выбора. Поэтому они склонны продолжить обучение  в  школе.  На
             это решение  влияет  и  усиливающаяся  привязанность  к  своей
             школе,  сложившиеся  дружеские  отношения  с  одноклассниками,
             привычные  отношения  с  учителями.  Часть   девятиклассников,
             неудовлетворённых своей невысокой успеваемостью и положением в
             классе, напротив, стремится скорее окончить школу. Но им  тоже
             не вполне ясно, что их  ждёт  впереди,  и  это  неопределенное
             будущее вызывает у них опасения.
                …В это время усиливается значимость собственных ценностей. …
                …В связи с развитием самосознания  усложняется  отношение  к
             себе…
                …возрастает тревожность, связанная с самооценкой.  Подростки
             чаще воспринимают нейтральные ситуации, как содержащие  угрозу
             их представлениям о  себе  и  из-за  этого  переживают  страх,
             сильное волнение. Повышение  уровня  такого  рода  тревожности
             вызвано, главным образом, предстоящими впереди  экзаменами,  и
             возможно, началом нового жизненного пути…
                                                            И.В.Дубровина ?.
                …В  переходный  период   притупляется   острота   восприятия
             сверстников. Большой  интерес  вызывают  взрослые,  чей  опыт,
             знания  помогают  ориентироваться  в  вопросах,  связанных   с
             будущей жизнью…

                                                              И.Ю.Кулагина ч


                        Ранняя юность ( 15 – 17 лет )

                …Для ранней юности характерна устремлённость в будущее…
                …устремлённость в будущее только тогда благотворно влияет на
             формирование личности, когда есть удовлетворённость настоящим.
             При благоприятных условиях развития юноша стремится в  будущее
             не потому, что ему плохо в настоящем, а  потому,  что  впереди
             будет ещё лучше. …

                                                              И.Ю.Кулагина ч

                …самооценка  в  ранней  юности  выше,  чем  в   подростковом
             возрасте. Вообще юность – период стабилизации личности. В  это
             время складывается устойчивых взглядов на мир и своё  место  в
             нём  –  мировоззрение.  Центральным  новообразованием  периода
             становится  самоопределение:  профессиональное  и  личностное.
             Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в  своей  будущей
             жизни. …
                                                                Р.С. Немов ?

  Осознание перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности в
себе, в своих силах и возможностях.
                …В  российских  школах  была  выявлена  интересная  динамика
             развития самооценки: после 15 лет самоуважение возрастает,  не
             только  компенсируя  «потери»  подросткового  периода,  но   и
             превосходя уровень самоуважения  младших  школьников.  Типично
             юношеские    особенности     характерны     для     самооценки
             десятиклассников  –  она   относительно   устойчива,   высока,
             адекватна и сравнительно бесконфликтна. Подростки именно в это
             время  отличаются  оптимистичным  взглядом   на   себя,   свои
             возможности и не слишком тревожны. Всё это безусловно  связано
             с     формированием     «Я-концепции»     и     необходимостью
             самоопределения. …

                …В выпускном классе ситуация становится более напряжённой…
                …Часть    старшеклассников    сохраняет    «оптимистическую»
             самооценку.  Она  не  слишком   высока,   в   ней   гармонично
             соотносятся   желания   притязания   и   оценка    собственных
             возможностей.  У  других  самооценка  высока  и  глобальна   –
             охватывает все стороны жизни; смешивается желаемое  и  реально
             достижимое. Ещё одна группа детей отличается неуверенностью  в
             себе,  переживанием  того   разрыва   между   притязаниями   и
             возможностями, который  ими  ясно  осознаётся.  Их  самооценка
             низка, конфликтна. Повышается тревожность.
                                                              И.Ю.Кулагина ч

  Несмотря на различия в уровнях самооценки и  тревожности  и  разнообразие
вариантов личностного развития, происходит  общая  стабилизация  личности  в
этот период.
                …Старшеклассники  в  большей  степени  принимают  себя,  чем
             подростки, их самоуважение в целом выше. …
                …Интенсивно развивается саморегуляция,  повышается  контроль
             за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение  в  ранней
             юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в  16-17
             лет, независимо от темперамента, выглядят  более  сдержанными,
             уравновешенными, чем в 11-15 лет.
                                                              И.Ю.Кулагина ч
  В это же время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности.
В своём поведении юноша всё больше  ориентируется  на  собственные  взгляды,
убеждения, которые формируются  на  основе  приобретённых  знаний  и  своего
жизненного опыта.
                …знания об окружающем мире и нормах  морали  объединяются  в
             его сознании в единую картину.  Благодаря  этому  нравственная
             саморегуляция становится более полной и осмысленной. …
                                                              И.Ю.Кулагина ч

  Самоопределение,  стабилизация  личности  в  ранней  юности   связаны   с
выработкой мировоззрения.
                …в подростковом возрасте ребёнок  открывает  для  себя  свой
             внутренний мир. В это же время он достигает уровня  формально-
             логического     мышления.      Интеллектуальное      развитие,
             сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о  мире,
             и интерес к личности, рефлексия, оказываются той  основой,  на
             которой в ранней юности  строятся  мировоззренческие  взгляды.
             Картина  мира  при  этом  может  быть  материалистической  или
             идеалистической,   или   создаваться   на   базе   религиозных
             представлений и т.д. Сам  процесс  познания  окружающего  мира
             имеет свою специфику в разные  возрастные  периоды.  Подросток
             идёт к познанию действительности во многом  «от  себя»,  через
             свои переживания. …
                …Юноша, наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и
             задаётся мировоззренческими вопросами: «Какой Я?»,  «А  что  я
             значу в этом мире?», «Какое место я занимаю в  нём?»,  «Каковы
             мои возможности?». Он ищет чётких, определенных  ответов  и  в
             своих  взглядах  категоричен,  недостаточно   гибок.   Недаром
             говорят о юношеском максимализме. …
                …Однако мировоззренческие проблемы не решаются  один  раз  в
             жизни,  раз  и  навсегда.  Последующие  кризисы,   осложнения,
             повороты жизни приведут к пересмотру юношеских позиций…
                                                              И.Ю.Кулагина ч
  Ещё  один  момент,  связанный  с  самоопределением,   изменение   учебной
мотивации:
                …юноши, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-
             профессиональной,   начинают    рассматривать    учёбу,    как
             необходимую   базу,   предпосылку   будущей   профессиональной
             деятельности. Их интересуют,  главным  образом,  те  предметы,
             которые  им  будут  нужны  в  дальнейшем,  их  снова  начинает
             волновать успеваемость.  Отсюда  и  недостаточное  внимание  к
             «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от
             того  подчёркнуто  пренебрежительного  отношения  к  отметкам,
             которое  было  принято  среди  подростков.  Именно  в  старшем
             школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению…
                                                            А.В.Петровский ?

                …Старшеклассник прощается с детством, со  старой,  привычной
             жизнью. Оказавшись на  пороге  истинной  взрослости,  он  весь
             устремлён в будущее, которое притягивает и тревожит  его.  Без
             достаточной уверенности в себе, принятия  себя  он  не  сможет
             сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь…
                                                              И.Ю.Кулагина ч
   СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ   ПРИ   ПОДГОТОВКЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ
                                   РАБОТЫ:

1. Выготский Л.С. «Педология подростка» Москва, 1984 г.

2.Дубровина   И.В.   «Формирование   личности   в   переходный   период   от
подросткового к юношескому возрасту» Москва, 1987 г

3.КУЛАГИНА И.Ю. «Возрастная психология» Москва, 1998 г.


4.НЕМОВ Р.С. «Психология развития» Москва, 1998 г.



5.ПЕТРОВСКИЙ  А.В.  «Проблема  развития  личности   с   позиций   социальной
психологии» Москва, 1984 г.



6.    ФРЕЙД Анна. «психологиЯ «Я» и ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ» Москва, 1993 г.



7.«ПСИХОЛОГИЯ личности» ( под редакцией В.М. Николаенко) Новосибирск, 1998
г.




смотреть на рефераты похожие на "Становление личности в подростковом и юношеском возрасте"