Психология

Социально-психологический портрет одаренного ребенка


Социально-психологический портрет одаренного ребенка.

     I. Влияние социальной среды на одаренность.

   1. Результаты разных исследователей, рассматривающих  влияние  социальной
   среды  (социально-экономические  отношения,   материальное   обеспечение,
   социально-бытовые условия и  т.д.)  на  одаренность  не  однозначно.  Но,
   возможно  сделать  следующие  выводы:   социально-экономические   условия
   влияют  на  развитие  одаренности,  т.к.  они  определяют  уровень  жизни
   человека; чем более экономически развито общество, тем более благоприятны
   возможности для развития человека.

   2.  Очень важным условие развития одаренности является семья, а именно:
    . структура и эмоциональный климат семьи,
    . стили детско-родительских отношений,
    . отношение родителей к детской одаренности.

   Обращаясь к вопросу структуры семьи, отметим, что большинства детей (87%)
    воспитывалось в полных семьях. Зачастую, в 70% случаях, вместе с  детьми
   и родителями живут кто-либо из  родственников:  бабушки,  дедушки,  тети,
   дяди, двоюродные братья и сестры. Практически ни у кого не  было  младших
   сестер  или  братьев.  Исследования  Р.  Зайонца   показали   зависимость
   интеллектуальной одаренности и количества детей в  семье.  Он  установил,
   что чем  больше  братьев  и  сестер,  тем  ниже  их  средний  коэффициент
   интеллектуальности.
   Структура семьи в большинстве случаев связана с системой отношений  между
   родственниками и эмоциональном климатом семьи.  Говоря  о  содержательной
   стороне  взаимоотношений,  многие  исследователи  отмечают   значительные
   влияния, оказываемые на детей родителями противоположного пола.
   Большинство исследователей считают,  что  одаренному  ребенку  необходимы
   ласка, принятие, любовь и уважение.
   Более  изучен  вопрос  о  стилях  детско-родительских  отношений.  Ученые
   единодушны в том, что стили, базирующиеся на  жестком  контроле,  силовом
   давлении не дают возможности для развития одаренной личности.
   Р. Хесс и  в.  Шипман  разделили  родительские  стили  взаимодействия  на
   императивный и инструктивный.
   Для первого характерны однозначные команды, например: «Делай так,  как  я
   сказал…», «Сиди спокойно…». Родители  ждут  от  ребенка  беспрекословного
   соблюдения  их  указаний,  их  отношения   основываются   на   авторитете
   взрослого. Такой стиль развивает  в  ребенке  пассивную  податливость   и
   наряду с зависимостью и конформизмом.
   Инструктивный   стиль   содержит   больше   информации,   а    требования
   обосновываются: «Убери игрушки, а я подмету пол…».  Родители  беседуют  с
   ребенком «а равных», доказывают, что их требования закономерны и разумны.
   Это воспитывает инициативу и твердость.
   Еще  одним  важным  аспектом  является  отношения  родителей  к   детской
   одаренности. Очевидно, что этот фактор – один из  основных,  влияющих  на
   реализацию возможностей ребенка.
   Типы отношений:
 . отрицательное,
 . игнорирующее,
 . положительное,
   + гиперсоциализация (когда родители  видят  в  одаренности  престижность,
   возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей  или
   реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).


II. Особенности познавательной деятельности.

1.  Отличаясь  широтой  восприятия,  одаренные  дети  остро  чувствуют   все
   происходящее в окружающем их мире и  чрезвычайно  любопытны  в  отношении
   того,  как  устроен  тот  или  иной  предмет.  Они  способны  следить  за
   несколькими процессами одновременно и  склонны  активно  исследовать  все
   окружающее.
2.  Они  обладают  способностью  воспринимать  связи   между   явлениями   и
   предметами  и  делать  соответствующие  выводы;  им  нравиться  в   своем
   воображении создавать альтернативные системы.
3. Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и  способностью  к
   классификации и категоризированию  помогают  такому  ребенку  накапливать
   большой объем информации и интенсивно использовать ее.
4.  Одаренные  дети  обладают  большим  словарным  запасом,  позволяющим  им
   свободно и четко излагать свои мысли.
5.  Наряду  со  способностью  воспринимать  смысловые  неясности,  сохранить
   высокий порог восприятия в течении длительного времени,  с  удовольствием
   заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они
   не терпят, когда им навязывают готовые ответы.
6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания  и  большим
   упорством в решении задач.
7. Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в  сочетании  с
   отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься  тем,
   что ему еще пока не по силам.

III. Психосоциальная чувствительность.

1.  Одаренные  дети   обнаруживают   обостренное   чувство   справедливости;
   опережающее  нравственное  развитие  опирается  на  опережающее  развитие
   восприятия и познания.
2. Они остро реагируют на  несправедливость  окружающего  мира,  предъявляют
   высокие требования к себе и окружающим.
3.  Живое  воображение,  включение  элементов  игры  в   выполнение   задач,
   творчество, изобретательность и богатая  фантазия  (воображаемые  друзья,
   братья и сестры) весьма характерны для одаренных детей.
4. Дети обладают отличным  чувством  юмора,  любят  смешные  несоответствия,
   игру слов, шутки.
5. Им недостает эмоционального баланса, в  раннем  возрасте  одаренные  дети
   нетерпеливы и порывисты.
6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и  повышенная  уязвимость.
   Они чрезвычайно чувствительны к невербальным сигналам окружающих.
7. Эгоцентризм в этом возрасте как у обычных детей.
8.  Нередко  у  одаренных  детей  развиваются   негативное   самовосприятие,
   возникают трудности в общении со сверстниками.

IV. Физические характеристики.

1. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят  они
   меньше обычного.
2.  Их  моторная  координация   и   владение   руками   часто   отстают   от
   познавательных  способностей.   Им   необходима   практика.   Разница   в
   интеллектуальном и физическом развитии таких детей  может  обескураживать
   их и развивать несамостоятельность.
3. Зрение одаренных детей (в  возрасте  до  8  лет)  часто  нестабильно,  им
   трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.

V. Особенности системы отношений.

   В дошкольном возрасте  ведущая  деятельность  –  ролевая  игра.  У  детей
   возникает достаточно  выраженная  и  устойчивая  потребность  общения  со
   сверстниками  (М.И.   Лисина,   Л.Н.   Галигузова,   1980),   развивается
   потребность в признании их со  стороны.  В  старшем  дошкольном  возрасте
   наряду с наиболее значимыми взрослыми для ребенка становиться референтной
   и группа сверстников (В.В. Абраменкова, Н.А. Пастернак, 1990).
   Некоторые особенности  поведения  и  личности  одаренного  ребенка  могут
   привести к непониманию их сверстниками, конфликтности их взаимоотношений,
   вплоть до изоляции ребенка со стороны  детей.  Среди  причин  называются:
   неумение слушать собеседника, стремление к доминантности, брать  на  себя
   роль организатора совместных игр, тенденция  к  демонстрации  собственных
   знаний   (которая   во   многом   закрепляется   взрослыми),   стремление
   монополизировать внимание взрослого, нетерпимость по  отношению  к  менее
   успешным детям, некомформность, привычка поправлять других  и  т.  д.  Л.
   Хомиенгуерт указывает еще на одну причину  возможной  изоляции  одаренных
   детей – в силу высокого умственного развития им  могут  быть  неинтересны
   игры сверстников.
   Сталкиваясь с  трудностями  во  взаимоотношениях  со  сверстниками  и  не
   понимая их причин, такие дети часто стремятся к дружбе с взрослыми или со
   старшими детьми. Но  в  общении  с  последними  у  них  могут  возникнуть
   трудности. Причина в том, что старшие опережают в физическом развитии,  в
   силу  чего  одаренным  детям  трудно  стать  лидером  в  таком  обществе.
   Переживания по поводу того, что они не могут сделать что-то, как  старшие
   дети, у которых лучше  развиты  двигательные  навыки,  может  привести  к
   ощущению одаренными детьми собственной неадекватности  и  формированию  у
   них низкой самооценки, так как они очень критичны к своим достижениям.
   Одаренные дети в большей степени, чем их  сверстники  с  обычным  уровнем
   развития,  подвержены   негативному  влиянию   неблагополучия   в   сфере
   взаимодействия и взаимоотношений из-за их повышенной  чувствительности  к
   социальной действительности. Поэтому  различные  нарушения  в  общении  с
   людьми могут существенно сказаться на их представлении  о  себе  и  своих
   возможностях, тогда  как  важнейшим  условием  реализации  их  потенциала
   является наличие у таких детей позитивной Я-концепции.

VI.    Поведенческие    особенности,    свидетельствующие    о    социально-
   психологической дезадаптации.

   Продолжительное подавление интеллектуальных и экспрессивных  потребностей
   одаренного ребенка может привести к эмоциональным сложностям, неврозам  и
   даже психозам. Неврозы могут вызвать периоды депрессии, когда ребенок  не
   в состоянии понять причины неприятия окружающими  естественных  для  него
   тенденций и стремлений. Он может уйти в воображаемый мир,  где  стирается
   граница между реальностью и вымыслом.
   Из-за скрытых, неосознаваемых высоких родительских ожиданий у  ребенка  у
   ребенка  может  развиться  стремление   доводить   все   совершенства   –
   перфекционизм.


VII. Методики выявления одаренности.

1. Тест Векслера,
2. Модификация теста Торренса,
3. Тесты Стенфорд-Бине,
4. Задачи  Пиаже,
5. Матрицы Равена
6. «Резервирующая модель» Гауэна,
7. Тест Слоссена – измерение уровня IQ,
8. Рисуночный тест на интеллект.

VIII. Технология работы с одаренными детьми.

   Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно
   приучить к  усидчивости,  приучить  трудиться,  самостоятельно  принимать
   решения.
   Одаренный ребенок не терпит давления,  притеснений,  окриков,  что  может
   вылиться в проблему.
   У такого ребенка трудно воспитывать терпение и ненавязчивость. Необходима
   огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к
   творческому труду, создавать обстановку для творчества.
   Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно  распоряжаться
   временем и пространством, обучаться  по  расширенному  учебному  плану  и
   чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны  своего  учителя.
   Широкие  временные  рамки  способствуют   развитию   проблемно-поискового
   аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а  на  то,  как  изучать.
   Если  одаренному  ребенку  предоставлена   возможность   не   спешить   с
   выполнением задачи и не перескакивать с одного на  другое,  он  наилучшим
   образом постигнет тайну связи между явлениями и научиться применять  свои
   открытия   на   практике.   Неограниченные   возможности    анализировать
   высказанные идеи и предположения,  глубоко  вникать  в  существо  проблем
   способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию
   аналитического и критического мышления.
   Одной из  форм  работы  с  талантливыми  детьми  в  современных  условиях
   является создание Домов детского творчества.
   Так, в  Клинском  Доме  детского  творчества  существует  Школа  народной
   культуры, где в фольклорном кружке занимаются дети с 4-х лет. В  комнате,
   оформленной  как  русская  изба,  ребята  познают  прошлое  и   настоящее
   народного  искусства.  Дети  собирают  и  записывают  старинные  песни  и
   частушки, пословицы и поговорки. В подготовке концертов, шитье  костюмов,
   помогают родители.
   Кружковцы отмечают как праздник День Ивана Купалы, Масленицу,  Рождество.
   Отчетом их занятий служат концерты и ярмарки детских поделок.
   Важно, увидев талант ребенка, не пускать на самотек, не думать что он сам
   найдет дорогу. Нужно обеспечит максимальное развитие; не помогая нетрудно
   сделать его ниже посредственности.

   Библиография

1. «Одаренные дети», перевод с английского. Общая редакция Бурлинской Г.В.
   и Слуцкого В.М., «Прогресс», 1991,
2. «Одаренный ребенок» под редакцией Дьяченко О.М. М. 1997.
3. Бернс Р. «Развитие Я-концепции и воспитание», М. 1986,
4. Божович Л.И. «Избранные психологические труды. Проблемы формирования
   личности», М. 1995,
5. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», М. 1976,
6. Денисенкова Н.С. (СССУКА!!!) «Формирование познавательной направленности
   у детей 6-летнего возраста на  занятиях в детском саду», автореферат
   диссертации кандидата психологических наук, М. 1991,
7. Коломинский Я.Л. «Психология детского коллектива», Минск, 1984,
8. Матюшкин А.М. «Загадки одаренности», М. 1993,
9. Матюшкин А.М. «Творческий потенциал одаренности: структура и развитие»,
   «Психология сегодня» т. 2, М. 1996,
10. Равич-Щербо И.В. «О природных предпосылках индивидуальности», Таллинн,
   1980,
11. Тепилов Б.М. «Проблема индивидуальных различий», М. 1961,
12. Хеллер К.А. Перлет Дж, Спервальд В. «Лонгитюдное исследование
   одаренности», «Вопросы психологии» №2, 1991,



|                                                                      |
|Сим-карты МТС                                                         |
|Тариф  «Любимый» с прямым номером - $75,                              |
|Тариф «Молодежный» с федеральным - $40,                               |
|«МТС+ Экстренный международный» - $35.                                |
|Разрешение, доставка.                                                 |
|233 4772, simcard@newmail.ru                                          |



смотреть на рефераты похожие на "Социально-психологический портрет одаренного ребенка"