Психология

Графология


|                                                                       |
|МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ         |
|ФЕДЕРАЦИИ                                                              |
|Тюменский государственный нефтегазовый                                 |
|университет                                                            |
|                                                                       |
|                                                                       |
|Кафедра ОПиВЭД                                                         |
|                                                                       |
|                                                                       |
|                                                                       |
|                                                                       |
|                                                                       |
|Реферат                                                                |
|                                                                       |
|по курсу «Управление персоналом»                                       |
|на тему                                                                |
|                                                                       |
|«Графология»                                                           |
|                                                                       |
|                                                                       |
|                                                                       |
|                                                                       |
|                                                                       |
|                                                                       |
|                                                                       |
|                                                                       |
|                                                                       |
|Выполнил: студент                                                      |
|группы ВЭД - 95 - 1                                                    |
|Иванов О. Д.                                                           |
|Проверил: к. э. н., доцент                                             |
|Антонова И. В.                                                         |
|                                                                       |
|                                                                       |
|Тюмень                                                                 |
|1997 г.                                                                |


      ВВЕДЕНИЕ

      Графология – это интересный  и  ценный  способ  ,  позволяющий  понять
самого себя и познать природу других людей .  В  странах  Европы  графология
давно применяется в тестировании  конкретного  человека  ,  направленном  на
познание черт его характера , с недавнего времени она  получила  официальное
признание в США , где быстро завоевывает признание .
      В данный момент многие фирмы нанимают графологов , с  помощью  которых
проверяют кандидатов на работу . Молодые люди обращаются к  профессиональным
графологам  ,  когда  они  не  уверены  ,  куда  им  лучше  направить   свои
способности и таланты . К ним обращаются родители , которые пытаются  понять
, почему их сын предпочитает играть в бейсбол , вместо того , чтобы  учиться
на  врача  .  К   графологам   обращаются   дети   ,   пытающиеся   получить
«доверительную информацию» о характере своих родителей . Причин для  того  ,
чтобы обратиться к анализу почерка столько же ,  сколько  существует  личных
проблем у человека .
      Одно из новых и самых важных направлений в исследовании почерка  стало
использование образцов письма пациента  ,  полученных  под  гипнозом  .  При
внушении взрослым людям того , что они – в  детском  возрасте  ,  их  почерк
менялся ,  что  давало  возможность  проанализировать  изменение  почерка  в
течение всей жизни , и , как следствие ,  проследить  развитие  человека  от
детского до взрослого состояния .
      Другие интересные эксперименты связаны  с  обнаружением  специфических
болезней , которые проявляются в характере почерка .  Эти  тесты  проводятся
профессиональными графологами в сотрудничестве с больницами . Хотя пока  эти
исследования  находятся  на  стадии  эксперимента   ,   страховые   компании
отнеслись к ним достаточно  серьезно  и  оказывают  графологам  существенную
финансовую поддержку .
      Однако графология – не панацея от всех бед и не чудо . Графолог  не  в
состоянии изменит характеры людей , их задача сводится лишь к тому  ,  чтобы
проанализировать основные черты почерка таким образом , чтобы человек  понял
свои способности и сумел ими воспользоваться наилучшим образом ,  постарался
приспособить свою личность к личностям других людей с тем  ,  чтобы  извлечь
наибольшую пользу в любой из сфер человеческих отношений : личные  отношения
, социальные , учеба , деловая жизнь .
      Способность анализировать почерк также не является даром ,  с  которым
рождается человек . Графология основана на определенных правилах  ,  которые
должны четко соблюдаться для того , чтобы прийти к разумным выводам .


      1. Истоки графологии .
      Изучая происхождение и развитие анализа  почерка  ,  писанная  история
свидетельствует о том , что графология в том виде ,  в  каком  мы  ее  знаем
сейчас , возникла не более трех столетий назад . В то  же  время  существует
много упоминаний об этом предмете во многих древних документах  .  Так  ,  в
письме императора Нерона говорится : «Я боюсь этого человека , потому ,  что
его почерк показывает ,  что  у  него  –  предательская  натура».  В  трудах
Конфуция сказано : «Бойтесь человека , почерк которого  напоминает  движение
тростника , колеблемого ветром» .
      Первая известная ныне книга  ,  специально  посвященная  графологии  ,
вышла в свет в 1630 году и была  написана  итальянским  профессором  Камилло
Бальдо . Его длинное название гласило « Tratto come una letra si  cognoscano
la natura e qualita del scrittore» , то есть «Как узнать природу и  качества
человека , взглянув на букву , которую он написал»  .  В  свое  время  книга
произвела определенное впечатление на читающую публику , но не более  ,  так
как в то время люди считали , что для того чтобы  понять  характер  человека
по почерку , необходимо обладать даром ясновидения или интуиции .
      Примерно через двести лет к теме почерка вернулись во Франции ,  когда
ученый церковник аббат Фландрэн заинтересовался книгой Бальдо . Аббат  решил
, что она заслуживает серьезного обсуждения и анализа . Он создал  группу  ,
участники которой занялись вопросом и подвергли классификации почерки  людей
, отличающихся друг от друга по интересам и  по  роду  занятий  .  Участники
исследования выработали  правила  ,  которые  легли  в  основу  современного
анализа почерков . Для того , чтобы окрестить новую науку аббат  использовал
два греческих слова – «графо» (писать) и «ологи» ( наука ) . Так и  родилось
имя новой науки - графология .
      Ученик Фландрэна аббат Мишон более интенсивно  развил  графологические
исследования и превзошел своего учителя . В 1872 году  он  написал  книгу  «
Система графологии» . Так впервые было употреблено  слово  «  графология»  .
Около 1880 года работа Мишона получила дальнейшее развитие  в  исследованиях
Крепье  -  Жамэна  ,  в  которых  были   применены   более   четкие   методы
классификации различных черт характера , которые выявил анализ почерка .
      Графологией заинтересовались в Германии , затем в Англии , где  многие
интеллектуалы посвятили немало времени совершенствованию анализа  почерка  .
Графологами  -  любителями  были  премьер  -  министр  Англии   Дизраэли   и
американский писатель Эдгар Аллен По .
      В начале ХХ века доктор Людвиг Клагес ( Германия ) предпринял  крупную
научную работу по определению и обоснованию принципов графологии  ,  методов
ее  применения  и  ее  интерпретации  .  Современные  исследователи  почерка
считают доктора Клагеса отцом современной графологии .
      С XIX века в различных странах возникли графологические общества  .  В
Европе графология рассматривается с должным вниманием и  занимает  достойное
место в работе психолога и психиатра . Она включена в учебные  программы  по
психологии в университетах многих европейских стран .


      2. Возможности анализа почерка .
       Если  говорить  вкратце  ,  анализ  почерка  (графология)  раскрывает
внутренние черты характера человека , которые выражены в  написании  букв  .
Почерки людей столь же различны , как и их индивидуальные качества , как  их
отпечатки пальцев .
      У анализа почерка существуют определенные пределы возможностей .
      Во – первых , невозможно сказать , принадлежит ли почерк  мужчине  или
женщине , если текст не подписан . Автором крупного , размашистого письма  ,
которое на первый взгляд написал мужчина , может оказаться  милая  бабуся  ,
обладающая сильной и агрессивной натурой  .  Часто  мелкие  буквы  с  легким
нажимом ,  которые  по  видимости  писала  женщина  ,  на  самом  деле  были
начертаны  застенчивым  мужчиной  со  склонностью  к   сентиментальности   .
Графолог не может определить пол писавшего .
      Во – вторых , почерк не показывает и возраст  автора  письма  .  Может
показаться , что почерк подростка  принадлежит  лицу  более  старших  лет  ,
потому , что ум подростка зрел не по возрасту , а  письмо  старого  человека
может выглядеть ребяческим , потому , что у него сохранился юношеский  задор
. Поэтому письмо раскрывает умственный , а не хронологический возраст .
      Разумеется также , что графолог не сможет дать ответ на  вопрос  женат
ли человек или холост , так как брак не изменяет основных черт  характера  .
Следовательно , по почерку невозможно определить , есть ли у  автора  письма
дети или нет .
      Нельзя по почерку узнать род работы , характер занятия  или  увлечения
того или иного лица , так как многие люди занимаются делами  ,  для  которых
они изначально не подходят , но успешно справляются с ними благодаря  своему
уму или способности приспосабливаться к  различным  обстоятельствам  или  по
необходимости .
      В то же время почерк может  открыть  наличие  состязательного  духа  ,
способность  ясно  мыслить  ,  четко  действовать  ,  проявлять  упорство  в
достижении цели , присутствие финансовой  расчетливости  ,  а  также  других
качеств , которые помогают человеку преуспеть .
      По почерку невозможно догадаться , принадлежат ли люди к одной  и  той
же семье , потому , что почерки не обладают семейным сходством . Даже в  том
случае , если люди похожи до такой степени , что их собственные  родители  с
трудом могут отличать их друг от друга , их почерки могут  показать  наличие
совершенно разных черт .
      Итак , как уже было сказан , чрезвычайно важно  иметь  в  виду  ,  что
анализ почерка не позволяет отгадывать или предсказывать судьбу  человека  .
Графолог может рассказать человеку о  его  характере  ,  его  склонностях  и
темпераменте , что позволит ему направлять свои действия . Каким образом  он
использует знание о чертах своей личности для того , чтобы  определить  свою
жизнь в будущем , не входит в  компетенцию  графолога  .  Все  ,  что  может
сделать  графолог  –  это  указать  на  наличие  сильных  и  слабых   сторон
испытуемого , а последний  может  воспользоваться  информацией  для  того  ,
чтобы  всемерно  укрепить  свои  достоинства  и  свести  к   минимуму   свои
недостатки .


      3. Национальные особенности почерка .
      Несмотря на то , что почти в каждой стране Западного мира  люди  пишут
,  используя  буквы  латинского  алфавита  ,  нетрудно  увидеть  различия  в
написании букв , которые используют люди различных стран .
      Испанцы обычно пишут заглавные буквы вычурно и  с  завитушками  ,  что
показывает их гордую и романтическую натуру . Французы пишут гораздо  мельче
, и их почерки отражают более логичный подход к жизни .  Итальянское  письмо
с его простыми маленькими буквами и грациозными  большими  буквами  отражает
чувство ритма и изящества .  Русская  эмоциональная  ,  общительная  природа
отражается в размашистом , крупном почерке . Немецкий почерк  более  угловат
и тщателен , чем у других народов . У англичан почерк сдержан , прост ,  без
росчерков и завитушек .
       Конечно  ,  эти  черты  почерка   отражают  лишь  наиболее   типичные
проявления  национальных  характеров  .  Люди  одной  нации  пишут   разными
почерками , отражая свои различия в индивидуальностях .
      Американский почерк – свободный и размашистый . Он представляет  собой
сочетание многих национальных традиций , потому что в  этой  молодой  стране
еще не до конца сложился национальный стиль почерка .
      Письмо в Китае и Японии , арабское письмо и иврит  ,  а  также  другие
виды письменности принципиальным образом отличаются от  латинской  .  Однако
графолог может без особого труда сделать соответствующий  анализ  .  В  этих
случаях будут приниматься во внимание размеры букв , нажим , поля  и  другие
характеристики письма . Китайское и японское письмо не является  почерком  в
нашем смысле этого слова . Однако ученые Китая и  Японии  утверждают  ,  что
они могут анализировать характер человека , исследуя те слова –  картинки  ,
которые китайцы и японцы изображают на бумаге .
      В то же время , хотя у почерков существуют  определенные  национальные
особенности , графолог не может сказать : «Вы родились в  Англии  ,  или  во
Франции , или в Германии» , лишь взглянув на образец почерка . Автор  письма
мог быть рожден в одной из этих стран , но еще в детстве переехать в  США  ,
где его научили писать в американской школе , и  поэтому  его  почерк  носит
американские черты . Таким образом , по почерку можно  будет  скорее  узнать
страну , в которой обучался писать человек или национальность его учителя  ,
который занимался  обучением письму , но не страну рождения
      Несмотря на наличие у  почерка  национальных  особенностей  ,  это  не
влияет на характер анализа  .  Правда  ,  делается  скидка  на  крайности  :
угловатость германского почерка , мелкость и  вертикальность  английского  и
т. д. В целом же , графолог осуществляет анализ  так  ,  чтобы  вариации  не
стали препятствием в достижении результатов .


      4. Как проводить анализ почерка .
      Идеальный образец почерка должен быть на большом листе  обычной  белой
бумаги , не разлинованной и без полей . Для  текста  лучше  не  переписывать
что – либо из книги или газеты , а предложить человеку  написать  то  ,  что
приходит ему  в голову . В этом случае почерк будет более естественным .
       Желательно  получить  и  подпись  человека  ,  потому   что   подпись
отличается от остального текста .
      Помимо образца почерка , полученного  непосредственно  для  анализа  ,
желательно  наличие  образчика  письма  ,  подготовленного  ранее  ,   когда
испытуемый не знал о том , что будет проводиться анализ его почерка .
      Если для образца выбрано письмо , состоящее из нескольких страничек  ,
обращайте внимание на последнюю страницу , так как к концу письма автор  уже
не прилагает  сознательные усилия  для  того  ,  чтобы  покрасивее  выводить
буквы . На последней странице почерк максимально естественен .
      Анализ  почерка  осуществляется  одинаково  вне  зависимости  от  пола
писавшего .
      Для того , чтобы получше , с  максимальной  тщательностью  рассмотреть
черточки и крючки , которые часто появляются перед началом буквы  или  в  ее
конце , рекомендуется пользоваться увеличительным стеклом .
      Следует подчеркнуть , что ни одна черта не имеет абсолютного  значения
, на основе которой следует исследовать  каждый  почерк  .  Различные  черты
характера , проявившиеся в почерке должны  рассматриваться  индивидуально  ,
прежде чем будет подведен окончательный итог . Допустим  ,  написание  одной
буквы может свидетельствовать о склонности человека к промедлению  .  Однако
, рассматривая весь образец почерка мы можем увидеть , что  человек  написал
эту же букву по – другому или  же  в  его  письме  есть  другие  признаки  ,
которые не позволяют утверждать о медлительности . В этом  случае  одиночный
показатель , который не подтвержден другими данными , можно игнорировать .
       Опытный  профессиональный  графолог   быстро   улавливает   различные
вариации и сопоставляет различные признаки , достигая правильного решения  .

       Часто  противники   графологии   приводят   в   качестве   довода   о
несостоятельности этой науки то , что в школе всех обучают писать  одинаково
. Однако тут стоит заметить  ,  что  люди  в  дальнейшем  не  сохраняют  это
единообразие  .  По  прошествии  короткого  времени   большинство   учеников
начинают писать различно и  таким  образом  проявляют  индивидуальные  черты
характера и ума . Развитие ума и изменения в  характере  неизбежно  вызывают
соответствующие изменения и в написании букв .
      Приводятся и замечания о том ,  что  люди  одной  профессии  не  пишут
одинаково . Ответ здесь таков : «Работа  не  формирует  характер  .  Учитель
может быть щедрым и скупым , скромным  и  агрессивным  ,  но  это  вовсе  не
означает , что он не подходит для преподавательской работы . У  врача  может
быть чувство юмора или он может быть серьезным , он  может  быть  романтиком
или рационалистом , но из этого не следует , что он не  может  быть  хорошим
врачом .»
      Можно услышать и высказывания о том , что письмо – это  просто  работа
мышц и мускулов . Но это не так . Почерк –  это  внешнее  проявление  ума  и
других сторон личности . Если бы почерк был лишь результатом работы  мышц  и
мускулов , он бы не раскрывал человеческих эмоций . Бывали  случаи  ,  когда
человек повредил свою правую руку  ,  и  ему  приходилось  обучиться  писать
левой рукой  .  Хотя  на  первый  взгляд  слова  ,  написанные  левой  рукой
отличаются от тех , что написаны правой , открываются  все  те  же  основные
черты , которые очевидны в написании слов  левой  рукой  .  Люди  ,  которые
потеряли обе руки , обучаются использованию ног для письма , и даже  в  этих
случаях проявляются те же закономерности характера .
      Надо заметить , что нельзя давать определенный ответ на вопрос :  «Это
– хороший или плохой почерк ?» .  Графолог  анализирует  характер  ,  но  не
выносит суждений относительно него . Каждый  почерк является  индивидуальным
для аналитика , и его дело указать благоприятные и слабые черты  личности  ,
проявляющиеся в почерке , а не выносить суждения . Можно  сказать  ,  что  в
каждом почерке есть своя доля плохих и хороших  черт  ,  но  то  ,  что  для
одного может быть достоинством , для другого может явиться  недостатком  или
слабостью .


      5. АНАЛИЗ ПОЧЕРКА .

      5.1 Кто правит : ум или сердце ?

             В            Д           А

    Г                                        Д



      Наклон в почерке – вправо , влево  ,  или  отсутствие  какого  –  либо
наклона , ---  все  это  важно  для  графолога  .  Степень  привязанности  и
способности их выражать измеряются «шкалой эмоций» .  Опытному  графологу  ,
натренировавшему свой глаз , изучая почерки , не надо производить  измерений
и он сразу же может определить величину наклона .
      А. Это самый обычный  наклон  в  почерке  .  Он  раскрывает  теплую  ,
дружелюбную натуру . Так пишет  человек  ,  который  открыто  выражает  свои
чувства . Однако это – не очень импульсивная натура , и такой человек  может
держать свои эмоции  под  контролем  .  Человек  ,  который  пишет  с  таким
наклоном , может ладить с другими людьми , потому  ,  что  в  его  характере
существует искренняя тяга к общению , и он не будет счастлив  ,  если  будет
долго находиться в одиночестве .
      Когда такой человек влюблен , он не любит скрывать свои чувства , и он
хочет , чтобы предмет его чувств отвечал ему взаимностью . Когда  человек  с
наклоном «А» женится или выходит замуж ,  он (она) не желает сидеть  дома  у
домашнего очага , а получает удовольствие от общественной жизни вне  дома  и
любит принимать у себя дома своих друзей .
      Б. Здесь проявляются более крайние черты . В  то  время  ,  как  такой
наклон показывает наличие привязанности и  желание  выставить  напоказ  свои
чувства , эти черты носят более ярко выраженный характер , чем  при  наклоне
«А» . Наклон «Б» отражает большую энергию и  энтузиазм  в  восприятии  новых
идей . Здесь романтические импульсы более горячи . Если  человек  ,  пишущий
таким почерком , влюбляется , то он «влюбляется  по  уши»  ,  «влюбляется  с
первого взгляда» . Он может быть очень уязвлен , если тот , кого он любит  ,
обращает внимание на  кого  –  нибудь  кроме  него  .  Наклон  «Б»  отражает
тенденцию к собственническому началу в  любви  .  Разумеется  ,  одиночество
противопоказано для этих людей . Они постоянно нуждаются в активности .  Они
постоянно хотят встречаться с новыми людьми .
      Когда влюбляется человек , пишущий с наклоном «Б» , надо отдавать себе
отчет в том , что он нуждается  в  ярком  и  интересном  окружении  .  Такая
романтическая и эмоциональная натура нуждается в том ,  чтобы  ее  постоянно
питали взаимное восхищение , а , возможно , и лесть в умеренных дозах .
      В. Когда пишут с наклоном назад , это является признаком  того  ,  что
интеллект контролирует эмоции .  Если  Вы  хотите  завоевать  сердце  любого
человека , который пишет с наклоном назад , то знайте : путь к этому  сердцу
лежит через его голову . Такой человек способен полюбить , но только  в  том
случае , если он получит  разрешение  ума  .  Поэтому  для  такого  человека
характерны внешние проявления чувств , а энтузиазм сдерживается .
      Следует высказать одно предупреждение для тех , кто анализирует почерк
с наклоном «В» : если Вы  видите  такой  почерк  у  очень  молодых  людей  ,
спросите их , всегда ли они так писали , и когда  изменили  свой  почерк  от
наклона вправо к наклону влево . В возрасте  наступает  определенная  стадия
развития , когда молодые люди чувствуют  ,  что  они  стали  уже  достаточно
взрослыми и умудренными , чтобы возвыситься  над  чувствами  .  Они  считают
себя глубокими интеллектуалами и , по их  мнению  ,  они  находятся  намного
выше таких «заземленных» как дела сердечные . Но они  выдают  свой  характер
почерком , который  остается  юным  ,  с  характерными  для  этого  возраста
большими и круглыми формами букв .
      Г. Те же черты контроля ума над сердцем , что присутствуют  в  наклоне
«В» , проявляются и здесь . Однако в данном случае  подавление чувств  более
ярко выражено . Интересно , что человек , пишущий с  наклоном  «Г»  ,  может
быть столь же эмоционален , как и человек , который пишет  с  наклоном  «Б».
Но в то  время  ,  как  пишущий  с  резким  наклоном  вправо  («Б»)  открыто
проявляет свои эмоции , человек , пишущий с наклоном влево («Г») ---  крайне
сдержан в проявлении своих сердечных чувств . Наклон  «Г»  также  показывает
тенденцию к скрытности . Такой человек производит впечатление  холодности  и
сдержанности , хотя под этим внешним покровом может бушевать буря эмоций .
      Д. Когда почерк является вертикальным и нет наклона  ни  вправо  ,  ни
влево , существует равновесие между умом и сердцем . Манера такого  человека
– сдержанна . Такой человек хочет разумно взвесить вещи , и он не  подвержен
неустойчивым чувствам и случайным движениям ума . Когда  человек  ,  пишущий
вертикально , влюбляется , нельзя  ожидать  от  него  мгновенного  выражения
своих эмоций . Привязанности могут быть не выражены  явно  ;  чувства  могут
быть раскрыты через проявления  преданности  ,  каждодневные  знаки  доброго
отношения . Партнер по браку , который пишет вертикально ,  может  в  равной
степени принимать и  радости  ,  и  каждодневные  заботы  домашней  жизни  и
принимать их со  спокойствием  ,  которое  показывает  ,  что  ум  и  сердце
уживаются в гармонии . Ни голова , ни сердце не бунтуют против друг друга  .

      Попадаются и почерки , которые не  соответствуют  ни  одному  из  выше
приведенных вариантов ,  а  представляют  собой  сочетание  букв  ,  которые
написаны с наклоном вправо , влево и вертикально . Бывает так  ,  что  целая
строка написана с наклоном влево , а следующая – с наклоном вправо  .  Часто
каждое слово меняет свой наклон . Подобный почерк свидетельствует  о  том  ,
что его автор подвержен резким сменам настроения , которые также  отражаются
в смене наклонов . В этом случае интеллект и эмоции находятся в конфликте  :
ум  желает  одного  ,  а  сердце  –  другого  ,   осторожность   борется   с
импульсивностью . По этой  причине  люди  ,  у  которых  наклон  меняется  ,
отличаются непостоянством и придирчивы к мелочам .  Это  объясняется  не  их
доброй волей , а тем , что они являются жертвами неконтролируемых  эмоций  .
Как правило те , ко пишут  таким  почерком  ,  редко  бывают  одинаковыми  в
течение  хотя  бы  пары  дней  и  порой  бывают  оригинальными  натурами   и
интересными людьми .
      Может получиться , что почерк наклоняется в  одну  сторону  ,  но  при
ближайшем рассмотрении можно обнаружить , что буква с  петлей  (  такие  как
«в» «д» «з» «у» «ц» «щ» ) наклонена в другую  сторону  .  Например  ,  слово
наклонено вправо , а  буква  с  петлей  написана  с  наклоном  влево  .  Это
свидетельствует о том , что человек проявляет  нерешительность  ,  стоит  ли
ему встречать новых людей и принимать новые идеи .
      Так же , как и в отношении других  моментов  графологии  ,  по  одному
наклону   нельзя   окончательно   определить   степень   эмоциональности   и
самоконтроля . Наклон почерка необходимо сопоставить с другими  показателями
.
      Во всех случаях , когда люди , находящиеся в тесных контактах  друг  с
другом , не находят общей почвы , графолог может сыграть важную  роль  .  Он
подскажет , кто находится  под  властью  сердца  ,  кем  управляет  холодная
голова , а кто удерживает равновесие между тем и другим . Если же  участники
коллектива поймут основы своих характеров ,  они  смогут  добиться  создания
гармоничных отношений .

      5.2 Оптимизм или пессимизм ?

     1. [pic]
     1. [pic]
     2.  [pic]


      Для максимально верного анализа необходимо чтобы исследуемый текст был
написан  на  не  разлинованной  бумаге  ,  и  чтобы  пишущий  сам   соблюдал
направление строки . Когда пишут на  линованной  бумаге  ,  нет  возможности
определить , есть ли у почерка склонность «взбираться в гору»  ,  «идти  под
горку» или же прыгать в разные стороны .
      Почерк , который не отклоняется от воображаемой прямой линии , а  идет
по прямой , принадлежит человеку , которого не так легко расстроить  мелкими
событиями или заявлениями других люде . Такой человек  тщательно  обдумывает
свои мысли и поступки и удерживает свои настроения под контролем .
      Однако , если линии строк отклоняются от прямой , как это показано  на
рисунке , то это позволяет сделать ряд выводов :
     1. Если линия почерка поднимается вверх , это  –  признак  оптимизма  .
        Такой человек не теряет духа , сохраняет веру  и  надежду  и  обычно
        является довольно амбициозным , стремясь продвинуться вперед .  Люди
        , у  которых  строки  убегают  вверх  ,  являются  доброжелательными
        товарищами , они хорошо приспосабливаются к окружающей обстановке  .
        Если строка  взбегает  вверх  под  большим  углом  ,  то  пишущий  –
        неисправимый оптимист , сужения  которого  часто  бывают  ошибочными
        из—за того , что он ходит по земле  высоко  задрав  голову  ,  и  не
        замечает реальной окружающей обстановки . Тем не менее этот  человек
        по – своему счастлив .
     2.  Противоположным  примером  является  строка  ,  которая  все  время
        опускается вниз . Пессимист не выражает энтузиазма  и  не  возлагает
        больших надежд на новые идеи . Он склонен проявлять скепсис ,  когда
        сталкивается с ними . Если спуск строки вниз не столь ярко выражен ,
        то  возможно  ,  что  пессимизм  представляет   собой   лишь   смесь
        осторожности и критичности , а такая  черта  характера  не  является
        плохой  .  Резкий  спуск  строки  вниз  –  это  признак  убежденного
        пессимиста , которого нелегко вывести из упаднического  настроения .
        Графолог должен проявлять осторожность в общении с пессимистом и  не
        слишком откровенно ставить диагноз «пессимизма» . Не исключено , что
        это лишь  временное  состояние  человека  .  Хорошо  бы  просмотреть
        образцы почерков «пессимиста» ,  сделанные  за  некоторое  время  до
        данного анализа , и обратить внимание на то , не шла ли строка прямо
        , а , может быть , и наверх . Бывает так , что самый бодрый  человек
        испытывает временное ухудшение здоровья , или  на  него  сваливаются
        какие – нибудь несчастья , что вызывает у  него  депрессию  .  Такое
        состояние автоматически заставляет почерк спускаться вниз  .  Однако
        как только  условия  меняются  ,  строка  с  удивительной  быстротой
        возвращается к своему обычному  положению  –  ровному  или  бегущему
        вверх .
     3.  В  третьем  примере  мы  имеем  почерк  человека   с   переменчивым
        настроением , у которого каждое слово может прыгать  то  вниз  ,  то
        вверх  .  У  такого  человека  настроения   меняются   постоянно   в
        зависимости от времени , места  ,  окружающих  людей  .  Людям  ,  у
        которых нет устойчивого направления в написании строки  (  прямое  ,
        вверх , вниз ) , трудно приспособиться к любой  работе  ,  домашнему
        занятию или хобби , требующему  тщательного  соблюдения  устойчивого
        порядка . Часто люди , обладающие таким почерком , не соглашаются  с
        результатами его анализа .  Порой  это  люди  ,  занимающие  хорошее
        положение и по всей видимости уверенные в себе  .  По  этой  причине
        почти абсурдно  говорить  им  ,  что  они  являются  жертвами  своих
        неустойчивых настроений .
      Очень часто бывает , что умный человек не добивается  никакого  успеха
, даже в вещах , для которых  он  ,  казалось  бы  ,  создан  .  И  он  ,  и
окружающие его люди удивляются ,почему он не  добился  ожидаемого  успеха  .
Неудивительно обнаружить  у  таких  людей  (которые  ,  судя  по  их  уму  и
способностям , не могли потерпеть поражения) , что направления  их  строк  и
наклоны букв не отличаются постоянством , а то и дело меняются .
      Стоит обратить особое внимание на  то  ,  как  сочетаются  направления
строки и наклоны в буквах , о которых шла речь  ранее  .  Обычно  человек  ,
который изменяет наклон букв то  назад  ,  то  вправо  ,  то  вертикально  ,
чередует и направления строки (вверх , вниз , прямо) . Тот же , кто пишет  с
постоянным наклоном (все равно в какую сторону  или  вертикально)  ,  обычно
пишет с одним и тем же направлением строки .
      Во всех сферах человеческих отношений – дома , на  работе  ,  в  школе
или клубе –  следует  внимательнейшим  образом  учитывать  реакции  людей  ,
которые обусловлены их интеллектом или эмоциями . Об этом знает  графолог  ,
и он исходит из этого при анализе почерка .


      5.3 Щедрость или бережливость .
      В почерке проявляется и тенденция к  расточительству  или  скупости  .
Это можно узнать по расстоянию  между  словами  и  строками  ,  а  также  по
величине полей . Графолог должен обратить внимание на то , широки ли поля  ,
узки ли они , или же бывают  то  узки  ,  то  широки  .  Возможны  несколько
вариантов :
Почти нет расстояния между словами . Строки явно наползают друг на  друга  .
Это – явный признак бережливости . Чем меньше  расстояния  между  словами  и
строками , тем более бережлив человек .
Большие расстояния между словам и строками показывают  щедрость  человека  .
Чем  больше  эти  расстояния  ,   тем   больше   усиливается   тенденция   к
расточительству   ,   пока   растраты   не   становятся   непрактичными    и
экстравагантными .
      Надо заметить , что  размеры  букв  не  играют  той  решающей  роли  в
определении  щедрости   или   бережливости   человека   ,   которую   играют
пространства между словами и буквами в каждом слове .
      Если слова и строки расположены тесно друг другу , а буквы – мелкие  ,
то такой почерк свидетельствует о большой бережливости .  Такой  человек  не
только не позволяет больших трат на других людей ил на  внешние  цели  ,  но
склонен тщательно взвешивать расходы на собственные нужды . В то же время  ,
если такой мелкий почерк сочетается с большими расстояниями между словами  ,
то , хотя он не склонен много тратить на себя , он щедр в  отношении  других
людей .
      Если человек оставляет небольшие расстояния между словами и строками ,
а буквы – крупные , он также является бережливым . Крупные буквы  и  большие
расстояния между ними показывают , что щедрость человека не знает предела  .

      Размер  полей  является  дополнительным  показателем   ,   позволяющим
графологу определить степень расточительности или прижимистости  человека  .
Вот о чем смогут рассказать поля:
      Широкие поля со всех сторон листа свидетельствуют о  хорошем  вкусе  ,
инстинктивной  тяге  к  изысканным  предметам  .  Наличие  широких  полей  ,
пропорционально окружающих страницу со всех сторон , --  признак  не  только
щедрости ,  но  и  рассудительности  ,  позволяющей  приобретать  на  деньги
наиболее ценные вещи . Широкие поля слева  и  справа  при  отсутствии  полей
внизу и наверху – это также признак  щедрости  ,  но  не  свидетельствует  о
рассудительности  .  Широкие  поля  ,  оставленные  лишь  слева  ,  являются
проявлением расточительного поведения , с которым пытается бороться  человек
 . В конечном  счете  это  может  приводить  к  действиям  ,  когда  человек
«выгадывает на копейку , но теряет рубль» , пытаясь  компенсировать  крупные
растраты мелочной экономией .
      Узкие поля , оставленные слева (при широких полях справа)  означают  ,
что человек заставляет себя экономить , но у него  это  плохо  получается  ,
так как он гораздо больше любит тратить , а не сберегать средства.  Возможно
, такой человек любит пускаться в рассуждения о строгом бюджете семьи  ,  но
весьма сомнительно , умеет ли он это осуществлять .
        Нижеследующие  рисунки  помогут  определить  основные  тенденции   в
отношении к расходам , которые проявляются в почерке :
     1. Узкие поля наверху ,
            но они становятся шире
                и шире внизу .
      2.        Широкие поля наверху ,
            но они становятся все
         уже и уже внизу .
      3.Прямой линии
            полей нет – она
           вьется то туда ,
               то сюда и нигде
          не бывает ровной .

В первом примере так пишет  человек  ,  который  по  природе  любит  тратить
деньги  ,  на  которые  вынужден   экономить   либо   в   силу   сложившихся
обстоятельств , либо под влиянием принятого им «разумного решения»  .  Такой
человек может поставить свои  расходы  под  строгий  контроль  ,  откладывая
регулярно определенную сумму в день , но  затем  совершает  набеги  на  свои
хранилища , в результате чего к концу месяца они остаются пустыми  .  И  все
же такой человек не теряет надежды . Он начинает  экономить  снова  ,  но  ,
конечно , его природная расточительность одерживает над ним верх .
В  данном  случае  можно  прийти  к  выводу   ,   что   временные   всплески
расточительства быстро подавляются  внутренним  призывом  к  бережливости  .
Порой у такого человека возникают приливы  щедрости  ,  при  первой  встрече
может показаться , что человек швыряет деньги  направо  и  налево  .  Однако
сведение поля на нет показывает , что этой щедрости хватает ненадолго ,  его
одолевает страсть к бережливости .
Такое поле показывает лихорадочное отношение к финансам . Такие  люди  могут
сорить деньгами под влиянием импульса , не способны продумать свой бюджет  и
контролировать свои расходы . Они тратят , пока есть деньги . Но как  только
они не обнаруживают , что на мели , они легко приспосабливаются к  скромному
образу жизни . Такие люди не меряют жизнь или людей по ценнику .  Они  видят
в деньгах средство , а не цель . Как и те , кто пишет по первому  образцу  ,
эти люди могут составлять планы и давать себе обещания жить по  средствам  ,
но не видят никакой радости в методичных расходах  и  редко  выполняют  свои
планы о строгом контроле над бюджетом .
      Ровные узкие поля слева и справа показывают ,  что  человек  проявляет
бережливость и разумную расчетливость в своих  поступках  .  Когда  же  весь
лист занят письмом , а полей нет или почти нет , это показатель того  ,  что
человек стремится выжать максимум из имеющихся  у  него  денег  .  Но  порой
такие люди имеют неправильное представление о том , как следует экономить  и
что является ценным , а что – нет , и они допускают серьезны ошибки  в  свои
поступках .


      5.4 Чувство юмора и воображение .
      Даже точки над буквой «ё» имеют большое значение при  анализе  почерка
. Многие думают , что нет никакой разницы между точками над  «ё»  и  теми  ,
что ставят в конце предложения. На самом же деле  при  внимательном  анализе
можно обнаружить точки различного написания . Например :
 Волнистые линии , полуокружья , полумесяцы или либо  любые  другие  забавно
выглядящие формы свидетельствуют о наличии чувства  юмора  .  Чем  необычнее
изображение точек , помещенных над буквой «ё» , тем острее чувство  юмора  у
человека  и  его  способность  изображать  других  людей  или  подражать  их
поведению .
 Когда точки невелики , поставлены с небольшим нажимом и прямо над буквой  ,
чувство юмора неярко выражено . Этот человек серьезен и не позволяет  своему
воображению заходить слишком далеко . Чем  более  тщательно  написаны  точки
над «ё» , чем ровнее они  поставлены  над  буквой  ,  тем  более  взвешен  и
осмотрителен человек .
  Точки  ,  тщательно  поставленные  и  написанные  с  сильным   нажимом   ,
свидетельствуют о наличии черт характера , описанных в предыдущем  случае  ,
но здесь они имеют большую силу . Такой человек более склонен настаивать  на
своем .
 Более тяжеловесные точки и  направленные  слегка  вниз  свидетельствуют  об
упрямстве . Такой человек нелегко меняет свои взгляды и готов отстаивать  их
с исключительным упорством .
 Точки , нарисованные  в  виде  палатки  ,  показывают  наличие  у  человека
особого ума и тонкого юмора . Такой человек  не  принимает  новые  идеи  без
разбора . Он постоянно хочет докопаться до самых основ и дать  происходящему
свою оценку . Чувство юмора заставляет его смягчать  чрезмерную  критичность
своих замечаний .
 Точки , которые высоко парят над  буквой  «ё»  ,  свидетельствуют  о  живом
воображении . У  такого  человека  живой  ум  ,  и  он  люби  новые  идеи  и
развлечения . Иногда он ставит простые точки , иногда – прямые черточки  или
другие штрихи , но в любом случае он ставит их высоко над буквой .
 Кружки над буквой «ё»  могут  затруднять  анализ  ,  потому   что  в  одном
почерке такие кружки могут иметь одно значение , а в другом – совсем иное  .
Обычно  такие  кружочки  означают  художественную  натуру  .  Он  тянется  к
прекрасному и хочет пребывать в красивом окружении .  Если  почерк  прост  и
лишен  украшательств  ,  то  художественное   воображение   направляется   в
творческую деятельность или домашние увлечения , связанные с  художественным
творчеством . Но если подобные кружочки над буквой «ё» появляются там ,  где
много завитушек , они могут означать мечтания о художественном творчестве  ,
а не реальную способность к такой деятельности .
       Обращая  внимание  на  «ё»  ,  можно  к  удивлению  обнаружить  самые
различные способы ставить точки над этой буквой . В этом случае видно ,  что
человек позволяет своему  воображению  опробовать  самые  различные  идеи  .
Такому человек быстро надоедает все повторяющееся и привычное .
      С другой стороны , точки могут не меняться на протяжении всего  письма
. В таком случае мы имеем дело с постоянством ума . Такой человек не  скачет
от одной идеи к другой и проявляет способность к концентрации в  мышлении  и
работе .
      Но буква  «ё»  может  писаться  и  без  точек  .  Это  может  означать
торопливость пишущего , и в этом случае  отсутствие  точек  должно  остаться
без внимания  .  Однако  ,  если  точки  игнорируются  постоянно  ,  то  это
свидетельствует либо о рассеянности пишущего  ,  либо  о  его  невнимании  к
деталям . Такой человек может также забывать перечеркнут цифру «7» .
      Здесь можно сказать несколько слов и о точках в  конце  предложения  .
Можно увидеть ,  что  некоторые  люди  ставят  вместо  точек  штрихи  .  Это
показывает наличие энтузиазма и воображения . Черты характера , описанные  в
примере 7 , можно обнаружить и у  людей  ,  которые  ставят  вместо  обычной
точки небольшой кружок .


      5.5 Разборчивость .
      Некоторые люди ,  которые  плохо  разбираются  в  графологии  ,  порой
выносят поспешные суждения относительно человека , от которого они  получили
письмо . Как  правило  ,  четкость  и  красота  почерка  воспринимаются  как
индикаторы интеллекта . Но это далеко не так .
      Часто у человека , обладающего , так называемым , «красивым»  почерком
, умственные реакции замедлены , а человек с  неразборчивым  почерком  может
быть очень умным или , по крайней мере ,  неглупым  ,  но  необразованным  .
Поэтому так неправильно судить о внутренней сути человека по  внешнему  виду
почерка , как считать  ,  что  люди  с  красивыми  лицами  обладают  хорошим
характером , а внешне некрасивые – дурным . Рассмотрим  некоторые  возможные
варианты .
     1. Пример ясного , разборчивого письма  .  Буквы  выписаны  медленно  и
        тщательно . В почерке нет заметных букв , привлекающих внимание . Их
        отсутствие показывает , что этот человек обладает  способностью  все
        взвешивать тщательно . В то же время у  него  нет  ярко  выраженного
        стремления   к   независимости   .    Такой    разборчивый    почерк
        свидетельствует  о  готовности  сотрудничать  с  другими  людьми   и
        склонности человека поддаваться  господствующим  суждениям  .  Такое
        письмо принадлежит умному человеку , но не склонному  к  независимой
        интеллектуальной работе .
     2. Почерк разборчив , а буквы заметны и оригинальны в начертании .  Это
        показывает    наличие    творческого    ума    ,    интеллектуальной
        любознательности и способности ясно мыслить  .  Если  в  разборчивом
        почерке есть заметные буквы , а заглавные буквы лишены вычурностей и
        завитушек , то  это  –  яркая  ,  интересная  личность  ,  способная
        приспособиться к новой обстановке и желающая попробовать новые  идеи
        .
     3. Неразборчивый почерк с беспорядочными , сваленными в кучу буквами  –
        признак ума , неспособного к ясному ,  логичному  мышлению  .  Такая
        неразборчивость почерка  –  не  продукт  творческого  мышления  ,  а
        результат нетерпеливости ,  подозрительности  и  нежелания  раскрыть
        свой ум для усвоения новых идей  .  Человека  ,  который  пишет  так
        неразборчиво , часто трудно понять и ему нелегко обрести  счастье  в
        личной жизни  .  Для  него  характерна  частая  смена  настроений  ,
        неразумное отношение  к  своим  финансам  ,  когда  беспутные  траты
        чередуются с приливами жадности .
     4. На первый взгляд почерк неразборчив , но , приглядевшись , его можно
        без труда разобрать . Буквы просто  написаны  .  Здесь  нет  никаких
        попыток приукрасить их завитушками . Напротив ,  заметно  стремление
        убрать как можно  больше  штрихов  .  Такой  почерк  получается  при
        большой скорости письма  и  отражает  быстрый  ум  .  Ум  ,  который
        добирается до самой сути , может творчески формулировать свои  мысли
        , легко схватывать чужие  идеи  ,  мыслить  независимо  ,  обычно  и
        порождает такой , «неразборчивый» , почерк .
      Некоторая неразборчивость в почерке может быть вызвана  временной  или
постоянной болезнью , нервным расстройством  ,  психическим  состоянием  или
старостью . Поэтому , когда почерк неразборчив из –  за  того  ,  что  буквы
прыгают и  написаны  неодинаково  ,  то  графологу  лучше  не  торопиться  с
выводами , а проявить осторожность .
      Прежде , чем выносить однозначное суждение о почерке только на  основе
того , разборчив он или нет , следует разобрать  все  другие  признаки  ,  а
затем обратить внимание на внешний вид .



      ЗАКЛЮЧЕНИЕ .
      По сути дела  нет  ни  одной  стороны  человеческой  жизни  ,  где  бы
графология не могла бы найти  плодотворного  применения  .  Она  чрезвычайно
полезна в отношения между начальником  и  подчиненным  ,  между  учителем  и
учеником , между мужем и женой , между родителем и ребенком .
      Не все профессиональные графологи используют одни и те же  приемы  при
анализе почерка . Некоторые начинают  с  разбора  отдельных  букв  и  мелких
деталей . Другие предпочитают начать  с  общего  вида  страницы  ,  а  затем
переходят к разбору различных факторов . Однако в  конечном  счете  все  они
приходят к одинаковым результатам .
      Все это  лишь  доказывает  состоятельность  графологии  как  отдельной
науки , возможности которой чрезвычайно широки . Графология –  объективна  ,
ее правила действуют независимо от желания человека ,  поэтому  тестирование
при помощи графологии является одним  из  самых  надежных  средств  на  пути
познания личности .
      Тем ценнее опыт , выработанный графологами на  протяжении  многих  лет
упорного труда . В наше время , когда старые методы подбора  персонала  лишь
по профессиональному признаку  уступают  место  новым  ,  более  современным
теориям , у графологии есть отличные шансы на то  ,  чтобы  стать  одним  из
важнейших методов личностного тестирования . Все  возможности  для  этого  у
нее имеются .



                      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Вудкок М. , Фрэнсис Д. «Раскрепощенный менеджер : для руководителя –
  практика» . Пер. с англ. – М.: Дело , 1991
2. Иванцевич Дж. М. , Лобанов А. А. «Человеческие ресурсы управления :
  основы управления персоналом». – М.: Дело, 1993
3. Кибанов А. Я. , Захаров Д. К. «Организация управления персоналом на
  предприятии» . М.: Машиностроение , 1991
4. Сара Д. «Тайны почерка» М.: Вече, Персей, АСТ , 1996
5. Щекин Г. «Профессия – менеджер по кадрам // Кадры , персонал . – М.:
  1993





смотреть на рефераты похожие на "Графология"