Психология

Шпоры по психологии


|24. Направленность. – психическое свойство   |7.Отечественная психология 1918-1930г.г. |
|человека, в котором выражаются ее основные   |После революции первые годы отечественная|
|потребности, мотивы, цели и установки.       |психология продолжала развиваться во     |
|Компоненты направленности:                   |взаимодействии с мировой. Растет интерес |
|Мировоззрение (точка зрения)                 |к социально-психологическим проблемам,   |
|Цель - наиболее значимые предметы, явления и |проблемам личности. Возникают новые      |
|объекты, достижение и обладание, которыми    |направления. В области психологии  труда |
|составляет существо его жизни и деятельности.|– психотехника,  в области психологии    |
|                                             |обучения – педология, общей психологии – |
|Потребности – на основе которых он ставит    |реактология.                             |
|цель(Нужда в чем-либо). Бывают материальные  |Однако в советское время произошла       |
|(пища, отдых, условия жизни) и духовные      |абсолютизация физиологической идеи.      |
|(связаны с жизнью человека в обществе)       |Согласно официальной установке, только   |
|Мотивы - это те внутренние силы, которые     |таким путем могло быть достигнуто истинно|
|связаны с потребностями человека и           |научное психологическое знание, что      |
|побуждающие его к определенным действиям, с  |только так будут, обеспечены передовые   |
|целью  удовлетворения потребностей.          |позиции советской психологии. Претворение|
|Установка - содержит в себе цель и           |в жизнь официальной установки потребовало|
|соответственную настройку психических        |активного применения жестких             |
|процессов или личности в целом на            |административных мер.                    |
|осуществление той или иной деятельности.     |1946-1985 К концу 50-х началу 60-х годов |
|18. Речь- психический познавательный процесс-|сложилась ситуация, когда психологии была|
|это процесс индивидуального использования    |отведена роль раздела в физиологии высшей|
|языка в целях общения с другими людьми.      |нервной деятельности и комплекса         |
|Функции:                                     |психологических знаний в                 |
|Выражение-(благодаря речи может полнее       |марксистско-ленинской философии.         |
|передавать свои чувства, переживания,        |Фактически это означало отрицании        |
|отношения) выразительность речи и ее         |психологии как самостоятельной науки.    |
|эмоциональность значительно расширяют ее     |Рубинштейн, Выготский, Леонтьев, Ананьев,|
|возможности                                  |Лурия, Мясищев. В советский период       |
|воздействие (побуждение к действию)          |отечественными учеными было выработано   |
|обозначение () способы человека посредством  |определение психологии как науки о       |
|речи давать предметам и явлениям присущие    |психике, закономерностях ее проявления и |
|только им названия                           |развития. Определение психики опиралось  |
|сообщение – обмен мыслями между людьми       |на положения марксистской философии.     |
|посредством слов, фраз и предложений.        |                                         |
|Виды речи:                                   |                                         |
|внешняя речь – практически осуществляемый    |                                         |
|обмен мыслями между людьми в процессе общения|                                         |
|                                             |                                         |
|устная (произнесение вслух)                  |                                         |
|монологическая                               |                                         |
|диалог                                       |                                         |
|писменная                                    |                                         |
|внутренняя –не выполняет ф-ций общения, а    |                                         |
|лишь обслуживает процесс мышления            |                                         |
|активная- речь говорящего/пишущего           |                                         |
|пассивная - слушающего                       |                                         |
|21. Характер - психологическое свойство      |20. Темперамент- это психическое свойство|
|личности опреднл. Линию поведения и поступки |личности характеризующее динамику        |
|человека и выраж. В его отношении к          |протекания психических процессов. Высшая |
|окружающему миру, деятельности, дрдругим     |нервная деятельность характеризуется     |
|людям и самому себе.                         |различным соотношением двух основных     |
|Виды характера:                              |процессов – возбуждения и торможения.    |
|по отношению к окружающему миру:             |Нервные процессы характеризуются силой,  |
|Убежденный                                   |уравновешенностью и подвижностью. Сила   |
|Беспринципный                                |нервных процессов характеризует нервную  |
|По отношению к деятельности                  |систему человека с точки зрения          |
|Деятельный,                                  |способности выдерживать влияние          |
|Бездеятельный                                |раздражителей. Уравновешенность н. п.    |
|По отношению к людям                         |Указывает на соотношение н. п.           |
|Общительный                                  |возбуждения и торможения. Подвижность    |
|Замкнутый                                    |определяется способностью к быстрой смене|
|По отношению к самому себе                   |процессов возб. И торм.                  |
|Альтруистический                             |Свойства: Сензитивность-                 |
|Эгоистичный                                  |чувствительность, Реактивность-          |
|1. Характер человека формируется довольно    |непроизвольная реакция, Активность-      |
|рано в онтогенезе и на протяжении остальной  |энергичность в преодолении, Темп реакции-|
|его жизни проявляет себя как более или менее |скорость протекания рекаций и процессов, |
|устойчивый.                                  |Пластичность – приспособление, Регидность|
|2. Те сочетания личностных черт, которые     |– противопол пласт,                      |
|входят в характер человека, не являются      |Экстраверсия-интроверсия –в данный момент|
|случайными. Они образуют четко различимые    |– прошлое и будущее                      |
|типы, позволяющие выявлять и строить         |Сангвиник:                               |
|типологию характеров.                        |Пониж сензитивность                      |
|3. Большая часть людей в соответствии с этой |Высокая реактивность                     |
|типологией может быть разделена на группы.   |Высокая активность                       |
|Типология характеров, предложенная немецким  |Уравновешенность                         |
|ученым К. Леонгардом: гипертимный, дистимный,|Пластичность                             |
|циклоидный, возбудимый, застревающий,        |Экстравертированность                    |
|педантичный, тревожный, эмотивный,           |Ускоренный темп реакции                  |
|демонстративный, экзальтированный,           |Холерик                                  |
|экстравертированный, интровертированный.     |Пониженная сензитивность                 |
|                                             |Высокая реактивность                     |
|                                             |Ввысокая активность                      |
|                                             |Ускоренный темп реакции                  |
|                                             |Регидность                               |
|                                             |Экстраверт                               |
|                                             |Повышенная эмоциональная возбудимость    |
|                                             |Флегматик                                |
|                                             |Пониженная сензитивность                 |
|                                             |Низкая реактивность                      |
|                                             |Высокая активность                       |
|                                             |Регидность                               |
|                                             |Интроверт                                |
|                                             |Пониженная эмоциональная возбудимость    |
|                                             |Замедленный темп реакций                 |
|                                             |Меланхолик:                              |
|                                             |Повышенная сензитивность                 |
|                                             |Невысокая реактивность и активность      |
|                                             |Регидность                               |
|                                             |Интроверт                                |
|                                             |Повышенная возбудимость                  |
|                                             |Замедленный темп реакции                 |
|                                             |Депрессивный характер эмоций             |
|22.Воля  относится к психическим процессам и |15. Память - это процесс запечатления ,  |
|выражает способность человека сознательно    |сохранения и последующего воспроизведения|
|управлять своим поведением и мобилизовать    |человеком своего опыта. Процессы памяти: |
|свои силы на достижение постановленной цели. |запоминание, сохранение, забывание,      |
|Воля проявляется в практической деятельности |воспроизведение.                         |
|человека в форме волевых действий.           |Виды памяти:                             |
|Компоненты волевого действия:                |Образная память ( зрительная, звуковая,  |
|Сознательность                               |осязательная, обонятельная, вкусовая)    |
|Наличие цели                                 |Двигательная (память на единичное        |
|Наличие трудностей                           |движение и комплексное движение)         |
|Мобилизация сил                              |Словесно - логическая (смысл изложенного,|
|23. Эмоции – это непосредственно форма       |логику, соотношение между элементами     |
|выражения чувств (одна из форм отражения     |полученной информации)                   |
|объективного мира в сознании человека, это   |Эмоциональная (память на переживания)    |
|переживание человеком своего отношения ко    |Кратковременная, оперативная,            |
|всему тому, что он делает, познает и к тому, |долговременная                           |
|что его окружает).                           |                                         |
|По влиянию на деятельность:                  |                                         |
|Стенические (активные)                       |16.Мышление.  – это процесс отражения    |
|Астенические (понижающие активность)         |существенных связей и отношений,         |
|По форме протекания:                         |предметов и явлений. Мыслительные        |
|Настроение (слабо выраженное эмоциональное   |операции: анализ (разложение) – синтез   |
|проявление, отличающееся значительной        |(восстановление целого); сравнение       |
|длительностью и слабым осознанием причин и   |(сопоставление); абстрагирование         |
|факторов их вызывающих)                      |(мысленное отвлечение); обобщение (      |
|Аффекты (переживание большой силы с коротким |объединение по признаку).                |
|периодом протекания характеризуются          |Формы мышления:                          |
|значительным изменением в сознании,          |Понятие-это отражение в сознании человека|
|нарушением волевого контроля)                |общих и существенных свойств предмета или|
|Страсть (сильное, глубокое, длительное и     |явления.                                 |
|устойчивое переживание с ярковыраженой       |Суждение – это основная форма мышления в |
|направленностью на достижение цели)          |процессе которой утверждается или        |
|По сложности и содержанию:                   |отрицается связи между предметами или    |
|Простые (низшие)-голод                       |явлениями.                               |
|Сложные (высшие) – морально – политические,  |Умозаключение- это выведение из одного   |
|любовь. Недоумение, значительность, ясность  |или нескольких суждений нового суждения. |
|мысли.                                       |                                         |
|Эстетические- возникают в связи с            |Виды мышления:                           |
|удовлетворением или неудовлетворением        |Наглядно - деятельностное- мышление,     |
|эстетических потребностей.                   |непосредственно включенное в             |
|                                             |деятельность, непосредственное восприятие|
|                                             |и практическое осуществление             |
|                                             |причинно-следственных связей.            |
|                                             |Образное- осуществляется на основе       |
|                                             |образов предметов и явлений принадлежащих|
|                                             |опыту человека.                          |
|                                             |Отвлеченное совершается на основе        |
|                                             |отвлеченных понятий, которые не могут    |
|                                             |быть представлены образно.               |
|                                             |Способы мышления:                        |
|                                             |Индукция - от единичных фактов к общему  |
|                                             |выводу                                   |
|                                             |Дедукция – от общего суждения к частному.|
|19. Способности – это совокупные психические |12. Восприятие- представляет собой       |
|особенности человека, которые позволяют ему  |совокупность процессов, посредством      |
|усиленно заниматься и овладевать одним или   |которх формируется идеальная модель      |
|несколькими видами деятельности. Основу      |(субъективный образ) объективно          |
|способностей составляют задатки.             |существующей реальной действительности.  |
|Способности бывают общие (к выполнению       |Процессы восприятия:                     |
|жизнедеятельности вообще) и специальные      |Количественная трансформация сигнала     |
|(возможность развития отдельных психических  |вспомогательными структурами             |
|процессов или свойств личности или           |Рецепция                                 |
|конкретного вида деятельности).              |Кодирование информации о свойствах       |
|Совокупность общих и специальных способностей|(параметрах) раздражителя                |
|конкретного человека составляют его          |Передача этой информации по структурам   |
|одаренность. Одаренность обуславливает       |анализатора с параллельной               |
|особенности усиленной деятельности человека в|аналитико-синтетической обработкой       |
|определенной области и выделяться из тех лиц,|Развитие ощущения                        |
|кто выполняет то же на тех же условиях.      |Формирование образа                      |
|Следующая ступень – талант – это высокая     |Опознание образа                         |
|степень одаренности, реализованная человеком |Виды восприятия:                         |
|в определенной области.                      |В соответствии с  анализатором           |
|Высшая ступень одаренности, выраженная в     |различают: зрительное, слуховое,         |
|выдающихся результатах, достигнутых          |осязательное, кинестетическое,           |
|одновременно в ряде областей деятельности,   |обонятельное и вкусовое восприятие.      |
|называется гениальностью.                    |По формам существования материи:         |
|По уровню развития:                          |Восприятие пространства – восприятие     |
|Репродуктивные – умение человека овладевать  |формы, величины, объёма объектов,        |
|знаниями и осуществлять деятельность на      |расстояния между ними, их взаимного      |
|основе этих знаний.                          |расположения, удалённости и направления, |
|Творческие – обеспечивает способы человека   |в котором они находятся. Восприятие      |
|открывать новое, оригинальное и т.д.         |времени – отражение объективной          |
|                                             |длительности, скорости и                 |
|                                             |последовательности явлений. Восприятие   |
|                                             |движения – это отражение во времени      |
|                                             |изменений положения объектов или самого  |
|                                             |наблюдателя в пространстве.              |
|                                             |Основным отличием восприятия от ощущения |
|                                             |является предметность осознания всего,   |
|                                             |что воздействует на нас, т.е. отображение|
|                                             |объекта реального мира в совокупности    |
|                                             |всех его свойств, целостное отображение  |
|                                             |предмета.    Отличием восприятий от      |
|                                             |ощущений обеспечивается качественно новым|
|                                             |характером отражения человеком окружающей|
|                                             |действительности, реализующимися через   |
|                                             |конкретные их свойства.     По сравнению |
|                                             |с ощущениями, восприятие является высшей |
|                                             |формой аналитико-синтетической           |
|                                             |деятельности мозга. Без анализа          |
|                                             |невозможно осмысленное восприятие. Именно|
|                                             |анализ обеспечивает выделение объекта    |
|                                             |восприятия, на основе которого           |
|                                             |осуществляется синтез всех свойств       |
|                                             |объекта в целостный образ.               |
|                                             |                                         |
|                                             |                                         |
|11. Ощущения - это отражение в сознании     |13.Внимание - способность человека       |
|человека отдельных свойств и качеств        |сконцентрировать свои «познавательные    |
|предметов и явлений, непосредственно        |процессы» да одном объекте с целью его   |
|воздействующих на его органы чувств – те    |изучения (познания). Внимание -          |
|механизмы, с помощью которых информация об  |сосредоточенность и направленность       |
|окружающей нас среде поступает в кору г.м.; |психической деятельности на определенный |
|с помощью ощущения отражаются основные      |объект.                                  |
|внешние признаки предметов и явлений и      |Основные свойства:                       |
|состояние внутренних органов (мышечн. ощущ.,|Устойчивость – способность в течение     |
|боль и др.)                                 |длительного времени сохранять состояние  |
|По модальности выделяют 5 видов ощущений:   |внимания на каком – либо объекте.        |
|Обоняние Осязание Вкус Зрение Слух          |Сосредоточенность – способность          |
|Интероцептивные – внутренние ощущения.      |сконцентрировать свое внимание на ОДНОМ  |
|Проприоцептивные – положение тела в         |объекте при этом отвлечении от других.   |
|пространстве.                               |Переключаемость – перевод с одного       |
|Экстрацептивные – внешние ощущения.         |объекта на другой, с одного вида         |
|Интероцептивные – наиболее элементарная     |деятельности на иной.                    |
|группа ощущений, наиболее осознаваемая и    |Распределение – способность              |
|наиболее диффузная. Сохраняет свою близость |рассредоточить внимание на значительном  |
|к эмоциональным состояниям.                 |пространстве, параллельно выполняя       |
|Проприоцептивные – регулируют движения.     |несколько видов деятельности.            |
|Экстрацептивные делятся на контактные и     |Объем – размер информации, которую       |
|дистантные                                  |человек способен сохранять в сфере       |
|Общие свойства ощущений                     |повышенного.                             |
|Качество – основная особенность данного     |Внимание:                                |
|ощущения, отличает его от других видов и    |непроизвольное (пассивное)               |
|вирирующая в пределах данного вида ощущения.|произвольное (активное), когда выбор     |
|Качественное многообразие ощущений отражает |объекта внимания производится            |
|многообразие форм движения материй.         |сознательно, преднамеренно.              |
|Интенсивность – является количественной     |                                         |
|характеристикой ощущений и определяют силой |                                         |
|действующего раздражителя и функциональным  |                                         |
|состоянием рецептора.                       |                                         |
|Длительность ощущения. Это есть его         |                                         |
|временная характеристика, определяется      |                                         |
|функциональным состоянием органа чувств но  |                                         |
|главным образом действием раздражителя.     |                                         |
|Минимальная величина раздражителя, при      |                                         |
|которой впервые возникает ощущение,         |                                         |
|называется абсолютным порогом ощущения.     |                                         |
|Величина абсолютного порога характеризует   |                                         |
|абсолютную чувствительность органов чувств. |                                         |
|Чем слабее раздражители, вызывающие         |                                         |
|ощущение, тем меньше величина абсолютного   |                                         |
|порога, тем выше способность органов чувств |                                         |
|реагировать на эти воздействия.             |                                         |
|Различные анализаторы обладают различной    |                                         |
|чувствительностью. У человека больше всего  |                                         |
|чувствителен зрительный и слуховой          |                                         |
|анализатор.                                 |                                         |
|Верхним абсолютным порогом называют         |                                         |
|максимальную силу раздражителя, при которой |                                         |
|еще возникает адекватное действующему       |                                         |
|раздражителю ощущение.                      |                                         |
|Величина абсолютного порога изменяется от   |                                         |
|ряда условий:                               |                                         |
|– характер деятельности человека            |                                         |
|- функциональное состояние рецептора        |                                         |
|- сила и длительность действия раздражителя |                                         |
|От абсолютной чувствительности надо отличать|                                         |
|относительную или разностную                |                                         |
|чувствительность – чувствительность к       |                                         |
|изменению раздражителя.                     |                                         |
|                                            |                                         |
|16.Воображение - психическая деятельность,  |1. Общая психология – наука о душе       |
|состоящая в создании представлений и        |(психе-«душа», логос-«наука»). Изучение, |
|мысленных ситуаций, никогда в целом не      |объяснение души является первым этапом в |
|воспринимавшихся человеком в                |становлении предмета психологии. Итак,   |
|действительности.                           |впервые психология определилась как наука|
|Воображение:                                |о душе.                                  |
|воссоздающее                                |В дословном значении психология это –    |
|творческое                                  |знания о психике, наука изучающая ее.    |
|Виды:                                       |Психика – это свойство высоко            |
|Активное - возникает по собственному        |организованной материи, субъективное     |
|желанию, усилием воли.                      |отражение объективного мира, необходимое |
|Пассивное - возникает у человека спонтанно, |человеку или животному для активной      |
|помимо воли и желания.                      |деятельности в нем и управлении своим    |
|Продуктивное - действительность сознательно |поведением. Сознание – это высшая форма  |
|конструируется человеком (но при этом в     |психики, необходимая для организации     |
|образе она творчески преобразуется)         |общественной и индивидуальной жизни      |
|Репродуктивное - воспроизвести реальность в |людей, для их совместной трудовой        |
|том виде, в каком она есть (элементы        |деятельности. Здесь психология           |
|фантазии)                                   |проявляется как совокупность типичных для|
|14. Представление - образ ранее воспринятого|человека или группы людей, способов      |
|предмета или явления (представление памяти, |поведения, общения, познание окружающего |
|воспоминание), а также образ, созданный     |мира, убеждение и предпочтение черт      |
|продуктивным воображением.                  |характера. Например, психология студента,|
|Представление разделяют                     |женская психология. Общей задачей        |
|по функционированию ведущего органа чувств: |психологии является изучение психики     |
|зрительные                                  |человека (и животных) и его психологии.  |
|двигательные                                |методы психологии – Сравнительный,       |
|и др.                                       |Эмпирические, экспериментальный,         |
|по содержанию:                              |психодиагностический методы,             |
|технические                                 |биогрофический, психокоррекционные       |
|топографические                             |методы, Метод групповой дискуссии, методы|
|музыкальные                                 |обработки даннных.                       |
|и др.                                       |                                         |



смотреть на рефераты похожие на "Шпоры по психологии"