Психология

Особенности социализации подростков в различных типах семей


Уважаемые председатель и члены государственной  аттестационной комиссии!
          Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему:
        «Особенности социализации подростков в различных типах семей».
     В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий
формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической и
политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей и  по
этому проблема влияния семьи на процесс становления личности в подростковом
и юношеском возрасте носит актуальный характер.
     В данной работе рассмотрены не конкретные модели родительского
поведения и ценности в процессе воспитания, а тип семьи как фактор
социальной среды, посредством которого осуществляется воздействие макро
изменений на развитие личности подростка. Исследования по данной теме
проводились, в основном, в рамках социологии семьи и главное внимание
уделялось неполным семьям. Поэтому в работе рассматриваются некоторые
особенности социализации современного подростка в различных типах семей.
   Объект исследования: процесс социализации подростков.
   Предмет исследования: влияние типа семьи как фактора социализации
подростков.
   Цель исследования: установление особенностей социализации подростка в
различных типах семей.
     Задачи исследования:
1. Изучение научной литературы по проблеме влияния современной семьи на
   процесс социализации подростков.
2. Изучение особенностей социализации подростков в полных, неполных,
   сводных семьях;
3. Изучение особенностей социализации подростков в одно - двухдетных
   многодетных семьях;
4. Изучение особенностей социализации подростков в семьях с различной
   материальной обеспеченностью;
   Гипотеза:  Различные типы семей, выделенные по структурным и социальным
признакам, обуславливают особенности социализации подростков.
      Теоретическая часть была посвящена изучению аспектов процесса
социализации и развития личности; феноменам, механизмам, структуре и
факторам. Рассмотрены западные и  отечественные концепции социализации
личности. Изучением этого  процесса на разных этапах развития общества
занимались многие ученые. Среди них З.Фрейд, Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев,
Б.П.Парыгин, С.Л.Рубинштейн, К.А.Альбуханова-Славская, И.С.Кон,
Д.И.Фельдштейн, М.В.Демин, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис. Каждый из них в
соответствии со своей концепцией давал различные определения понятия
«социализация».
      Далее была рассмотрена семья как важнейший социальный институт, ее
структура и роль в экономической и психологической социализации подростка.
Анализ теоретического материала позволил сделать следующие выводы:
  На  протяжении  определенного   времени   семья   является   для   ребенка
единственным местом  получения  первого  опыта  социального  взаимодействия.
Любая  деформация  семьи  приводит  к  негативным  последствиям  в  развитии
личности ребенка. Можно выделить два типа деформации  семьи:  структурную  и
психологическую.  Структурная  деформация  семьи  есть  не  что  иное,   как
нарушение ее структурной целостности, что в настоящее  время  связывается  с
отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация семьи связана  с
нарушением системы межличностных отношений в ней,  а  также  с  принятием  и
реализацией в семье системы негативных ценностей,  асоциальных  установок  и
т.п. В  настоящее  время  все  большее  внимание  уделяется  именно  фактору
психологической деформации семьи.  Многочисленные  исследования  убедительно
свидетельствуют, что психологическая  деформация  семьи,  нарушение  системы
межличностных отношений и ценностей в ней  оказывают  мощнейшее  влияние  на
негативное развитие  личности  подростка,  приводя  к  различным  личностным
деформациям - от социального инфантилизма до асоциального  и  делинквентного
поведения.  Имеются  данные,  что  хотя  родители  как  центр  ориентации  и
идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй  план,
это относится лишь к определенным областям жизни.  Для  большинства  молодых
людей родители и  особенно  мать  остаются  главными  эмоционально  близкими
лицами и в этом возрасте.
     Так семья  остается  ведущим  институтом  в  формировании  и  развитии
 социально  значимых  ценностей  и   установок   личности   подростка,   его
 социализации.  В  связи  с  этим  тип  семьи  может  выступать  как  фактор
 социальной   среды,   посредством   которого   осуществляется   воздействие
 макроизменений на развитие личности подростка.
     Поэтому, мы считаем актуальным проведение эмпирического исследования по
изучению особенностей социализации  подростков  в  различных  типах  семей,
выделенных на основании следующих критериев:
     1. структурный признак (полные, неполные, сводные семьи; одно

        двухдетные, многодетные семьи);
     2.  социальный  признак  (семьи  с  различным   уровнем   материального
        благосостояния).
      Для реализации цели нашего исследования и проверки гипотезы нами  было
проведено эмпирическое исследование, целью которого  было  изучение  влияния
типа семьи на процесс становления личности в подростковом возрасте.
      Были поставлены задачи:
     3. подбор адекватных возрасту испытуемых и цели исследования методов  и
        методик исследования;
  4. проведение процедуры обследования;
     5. осуществление первичной и вторичной статистической обработки  данных
        эксперимента;
  6. подведение итогов, анализ результатов исследования;
    Основой для  работы послужила диалектико-материалистическая концепция
социализации М.В.Демина, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис, которые исследовали
социализацию как целостный и универсальный процесс в единстве фило и
онтогенеза.
    В данной работе были использованы следующие методы и методики:
1. Тест «Исследование уровня субъективного контроля – локус контроля»
   (Роттер)
Опросник Д.В.Ярцева, направленный на изучение роли семьи в социализации
подростка наряду с другими социальными институтами.
Опросник Т.А.Гурко для изучения отношения подростков к социально
незащищенным слоям общества.
    Исследование проводилось на базе школы  №16  города  Сочи  в  2002-2003
учебном году в два этапа. На первом этапе  в  исследовании  приняли  участие
160 человек: 80 учащихся 8-х классов  и  80  учащихся  10-х  классов.  Целью
которого     стало     изучение    социально-психологических    особенностей
становления личности современного подростка. На втором этапе в  исследовании
приняли участие только учащиеся 8-х классов школы (из них 42  девочки  и  38
мальчиков) с целью определения уровня материального благосостояния семьи.
     В    качестве    показателей    формирования    личности    подростков
 рассматривались характеристики, весьма условно разделенные на  две  группы:
 социальные и психологические. В  первую  группу  включены:  успеваемость  в
 школе, ориентация на поступление в  вуз,  отношение  к  социально  уязвимым
 категориям населения, во вторую: локус контроля.  На  первом  и  на  втором
 этапе анализ проводился отдельно  для  девочек  и  для  мальчиков  с  целью
 выявления гендерной специфики рассматриваемых закономерностей.
  Проанализированы результаты  эмпирического  исследования  с  точки  зрения
влияния различных типов семей на особенности развития личности подростков.
      Полученные  данные  можно  объяснить   и   ухудшением   воспитательных
возможностей  большинства  первобрачных  семей,  обусловленным  воздействием
различного рода стрессогенных социальных факторов на  личность  родителей  и
качество супружеских отношений, сверхзанятостью  родителей,  особенно  отцов
(фактором  высокого  стресса  для   ребенка   может   быть   психологическое
отсутствие отца в семье).
      В то же время  выявлен  факт  наличия  неблагоприятных  показателей  у
подростков из сводных  семей  -  они  хуже  учатся,  реже  ориентированы  на
поступление  в  вуз,  у  девочек  выявлен   высокий   уровень.   Это   может
объясняться   отсутствием   институциональных   норм,    регулирующих    как
внутрисемейные отношения в повторных браках, так и взаимодействие с  другими
 социальными институтами, причем следует учитывать, что отношения ребенок  -
небиологический родитель осложняются отсутствием генетических связей.
       В  исследовании  также  выявлена  связь  между  уровнем  материальной
обеспеченности  семьи  и  успеваемостью  подростков  и  их  ориентацией   на
поступление в вуз, однако различий в значениях локуса контроля   по  данному
критерию не выявлено.
В результате проведенного исследования были выявлены следующие  зависимости:

      Выявлена  зависимость  между  структурным  составом   семьи   (полная,
неполная, сводная) и  успеваемостью  подростков.  А  именно,  и  мальчики  и
девочки,  проживающие  с  отцом  и  матерью,  намного  лучше   учатся,   чем
подростки, проживающие с отчимом или в неполной семье
     Выявлена  зависимость  между  структурным  составом   семьи   (полная,
 неполная, сводная) и желанием подростков поступить в высшее

 учебное  заведение.   Результаты   исследования   показывают,   что   более
 неблагоприятные показатели свойственны  подросткам  (как  девочкам,  так  и
 мальчикам) из семей с отчимами (сводных): они хуже  учатся  в  сравнении  с
 подростками из первобрачных семей; при этом девочки в отличие от  мальчиков
 реже ориентированы  на  поступление  в  вуз  в  сравнении  с  девочками  из
 материнских семей.
      Выявлена зависимость значений локуса контроля от  количества  детей  в
семье. Сравнение подростков из трех  типов  семей,  выделенных  по  критерию
числа детей, выявило статистически значимые различия  между  подростками  из
малодетных и многодетных семей. Причем,  мальчики  из  многодетных  семей  в
среднем имеют более внешний локус  контроля  в  сравнении  с  мальчиками  из
малодетных семей.
      Выявлена зависимость между уровнем материального благосостояния  семьи
и ориентацией на поступление в вуз. Результаты исследования показывают,  что
мальчики из обеспеченных семей в два раза чаще ориентированы на  поступление
в вуз, они же в среднем и лучше учатся в сравнении с «малообеспеченными».  У
девочек различия по этим характеристикам незначительны
     Выявлена зависимость между уровнем материального благосостояния  семьи
и  отношением  к  «социально»  незащищенным  слоям  общества.  Мальчики  из
обеспеченных семей несколько чаще готовы помочь или сочувствуют инвалиду  и
старому беспомощному человеку, но в три раза реже - нищим. Среди девочек не
выявлено различий в отношении к социально уязвимым категориям.
      Таким   образом,   в   результате   проведенного   исследования   была
подтверждена  гипотеза  о  влиянии  типа  семьи  на   процесс   социализации
подростков. Выделенные по разным основаниям типы  семей  неодинаково  влияют
на развитие личности мальчиков и девочек, причем каждый  из  «особых»  типов
семьи нуждается в дальнейшем изучении. Тот факт,  что  вопреки  устоявшемуся
мнению  в  исследовании  не  обнаружено  значимых   отличий   в   личностных
особенностях подростков из материнских (неполных) семей, вероятно, в  первую
очередь можно объяснить изменением социального «статуса» этого  типа  семей.
Отношение общественного мнения стало более лояльным не только к  разведенным
женщинам с детьми, но и к тем, кто рожает ребенка вне брака.  Поэтому  можно
считать,  что  данные  о  повышенной  социальной   девиантности   детей   из
материнских семей - это  лишь  результат  социальных  ожиданий  относительно
«девиантности» семей этого типа.
     Подводя  итоги  работы,  надо  заметить,  что  идут  бурные   процессы
 изменения  в  обществе,  которые  соответственно  влияют  на   социализацию
 подростков. Наиболее активный период социализации  подрастающего  поколения
 протекает в сложных условиях экономической и  политической  нестабильности.
 Обществу требуются такие его члены, которые способны жить в этом  обществе.
 И именно поэтому, в  контексте  социальных  перемен  семья  призвана  стать
 эффективным инструментом формирования новых  ценностей  и  норм  поведения.
 Семья остается ведущим социальным  институтом  в  формировании  и  развитии
 социально  значимых  ценностей  и   установок   личности   подростка,   его
 социализации.  В  связи  с  этим  тип  семьи  может  выступать  как  фактор
 социальной   среды,   посредством   которого   осуществляется   воздействие
 макроизменений на развитие личности подростка.
Благодарю за внимание!


смотреть на рефераты похожие на "Особенности социализации подростков в различных типах семей"