Психология

Сравнительный анализ отечественной и Американской социальной психологии


                          2В В Е Д Е Н И Е


     Отечественная социальная  психология  открывает свою новейшую
историю с 1962 года,  когда открылась первая в стране  лаборатория
социальной психологии  при  отделении  психологиии  Ленинградского
Университета.Начиная с этой даты,  а особенно  в  последнии  годы,
увеличился поток  литературы  социально-психологического содержа-
ния. Возросло несомненно количество переводных изданий стран  за-
падной европы и США.Можно даже утверждать,что на Россию обрушился
поток публикаций,  монографий,  а также сборников охватывающих не
только узкие,  но и широкие вопросы по разнообразным тематикам.  В
своей исследовательской работе автор хотел бы по возможности  наи-
более точно дать рецензионную оценку американского учебника Дэвида
Майерса "Социальная психология".  По мнению профессора кафедры со-
циальной психологии  А.Л.Свеницкого  "Появление  данной  работы на
русском языке,  можно считать немаловажным событием для любого  из
наших психологов,  ибо  впервые он получает западный (американский)
учебник", а не монографии и сборники,  как уже было описано  выше,
захлестнули Россию  в последнее время."Учебник Д.Майерса занимает
немаловажное место,  будучи для многих американских студентов пер-
вой книгой, которая знакомит их с основами социально-психологичес-
ких знаний.Труд Д.Майерса как и всякий американский учебник по со-
циальной психологии  весьма  своеобразен.Автор трактует социальную
психологию преимущественно в рамках когнитивизма, приводя исключи-
тельно интересные данные полученные им и его ближайшеми коллегами
в сфере межличностного познания и социального  воздействия.Сильной
стороной учебника  Д.Майерса является и ориентация автора на прак-
тическое использование   социально-психологических   знаний.Многие



.


                              - 2 -


страницы книги  посвящены  применению  социальной  психологии  в
юриспруденции, медицине,  практике урегулирования социальных конф-
ликтов".
Но несмотря на уже позитивно высказанную точку зрения на этот
счет профессором  А.Л.Свеницким,  постараемся в  свою  очередь дать
свою характеристику данного учебника,  сравнив его его по некоторым
параметрам с нашими отечественными,  такими как "Социальная психо-
логия" под редакцией Г.М.Андреевой,  "Социальная  психология"  под
редакцией А.В.Петровского и "Психология общения" М.И.Станкина.
     В своем исследовании автор проводит экскурс по всем  основным
разделам данного учебника,  останавливаясь подробно в рассмотрении
наиболее интересных и новых данных,  особенно тех, которые не вхо-
дят в отечественные учебники по социальной психологии.



.

                              - 3 -


     Социальная психолгия  - это научное исследование того,  о чем
люди думают,  как они влияют друг на друга и как относяся  друг  к
другу.Социальная психология - дочерняя отрасль социологии и психо-
логии, которая стремится быть более индивидуальной по  своему  со-
держанию и более экспериментальной в своих методах, чем другие об-
ласти социологии.По сравнению с  психологией  личности  социальная
психология менее сосредоточена на различиях между индивидами и бо-
лее - на том,  как люди в общем оценивают друг друга и влияют друг
на друга.Социальная  психология  - экзогенная наука;  она выявляет
как социальные условия влияют на поведение.Посмотрим как интерпре-
тируется определение  социальной  психологии  в учебнике Андреевой
Г.М. "Социальная психология - отрасль психологической науки, кото-
рая изучает  закономерности поведения и деятельности людей,  обус-
ловленные включенностью их в социальные группы, а также психологи-
ческие особенности  самих этих групп".(1) Листая учебник Андреевой
Г.М. "Социальная психология"  мы  невольно  сталкиваемся  с  очень
конкретными названиями абзацев,такими как:  "дискуссия о предмете
социальной психологии",  "задачи социальной психологии  и  проблемы
общества", находим такие громкие фразы типа "сфера собственных ин-
тересов социальной психологии" просматривается довольно четко, что
и позволяет  отграничить  ее  как от проблем социологии,  так и от
проблем общей психологии.В свою очередь учебник Д.Майерса  как  бы
не ставит  задачей  обратить внимание на столь конкретные формули-



     1. Г.М.Андреева  "Социальная  психология",   Москва:   Аспект
Пресс, 1997 г. Учебник. стр. 10.

.

                              - 4 -


ровки, и последовательность изложения  материала  переходит  очень
"плавно" от  раздела к разделу. На взгляд исследователя, Дэвид Май-
рс весьма справедливо  сопоставил  социальную психологию с фразой
Артура Конан Дойля "Вы никогда не можете предсказать,  что сделает
любой из нас,  но вы можете с точностью назвать среднее число.Инди-
виды могут меняться, но процент остается постоянным".
     Социальная психология сталкивается  с  двумя  противоречивыми
критическими замечаниями.Во-первых она тривиальна,  поскольку удо-
стоверяет очевидное,  во-вторых, она опасна, поскольку ее открытия
могут быть  использованы для манипулирования людьми.Наиболее инте-
ресно в данной главе "ошибки хиндсайта", или другими словами фено-
мена "я знал это!", как с позиций просто изложения информации, так
и с позиции "идущей вдаль",  т.е.  объяснения последствия  данного
феномена.Приводя достаточно  убедительные  примеры из всевозможных
источников, даже из политики, Д.Майерс не только  заинтересовывает
данной проблеиой, но и заставляет задуматься.Способы изложения ма-
териала очень восприимчивы для  запоминания,  т.к.  подкрепляются,
как уже было сказано выше "убедительным числом убедительных приме-
ров".Большинство социально-психологических исследований относится
либо к  корреляционным,  либо  к  экспериментальным.Корреляционные
исследования, для проведения которых иногда используют метод сис-
тематического опроса,  выявляют взаимосвязь между переменными, та-
кими, например, как уровень образования и доход.Ставя эксперименты
социальные психологи  иногда  создают  ситуации которые затрагивают
эмоции людей.В этом случае они обязаны следовать  профессиональным
этическим правилам: получать согласие от осведомленных испытуемых,
следовать принципу "не навреди",  после  завершениыя  эксперимента
полностью раскрывать им любой временный обман.

.

                              - 5 -


     Социальные психологи интегрируют свои идеи и данные  экспери-
ментов в   теории.Лаборатрные  эксперимениты  позволяют  проверить
идеи, собранные по крупицам из жизненного опыта, и затем применить
принципы и  результаты в реальном мире.Изложенность данного текста
о социально-психологических исследований  удивляет  своей  доступ-
ностью всех читателей, несмотря на достаточное количество научных
терминов, в процессе просмотра читатель как бы забывает, что перед
ним не  художественное произведение на заданную тему,  а научная
книга.Подводя краткий итог  данной  главы  исследователь  приходит
к выводу о  том, что  интерпретация социальной психологии в амери-
канском учебнике и отечественном отличается.Но  отложим  на  время
эти первоначальные  выводы  о  вступительной  части  американского
учебника.Перейдем к рассмоторению первой части, содержащей опреде-
ление социальной  психологии как науки,  изучающей,  что мы думаем
друг о друге.А теперь рассмотрим изложение материала  о  " Я  -
концепции" и "Самопрезентации".
     Как культура  формирует наше чувство "Я"?  Кто вы?  Вы - уни-
кальное и сложное создание и можете по-разному дополнить предложе-
ние "Я - ...".  Элементы вашей  Я - концепции, т.е.  специфические
убеждения, с помощью которых вы определяете, кто вы есть - это ва-
ши же  Я  - структуры. Структуры - это психические модели,  с по-
мощью которых мы организуем нашу жизнь.Они влияют на  то,  как  мы
воспринимаем, запоминаем  и оцениваем других людей и себя.Рассмот-
рим, как Я влияет на память,  явление известное под названием "Эф-
фект ссылки на себя".  Когда информация применима к нашим Я - кон-
цепциям, мы быстро ее обрабатываем и хорошо  помним.Эффект  ссылки
на себя  иллюстрирует самый существенный жизненный факт:  ощущение
самих себя лежит в центре нашего мира.Рассматривая себя обычно как

.

                              - 6 -


центральное звено,  мы  переоцениваем,  в  какой степени поведение
других нацелено на нас.И часто берем ответственность за события, в
которых играем лишь небольшую роль.  Наша Я - концепция включает в
себя не только наши убеждения в том, кто мы сейчас, но также и то,
кем мы  могли  бы стать - наши возможные Я.Они заключают в себе то
какими мы видим себя в наших мечтах, - богатый Я, худой Я, страст-
но любимый  и любящий Я.Они также заключают в себе Я,  которыми мы
боимся стать, - безработный Я, больной Я, отстающий в учебе Я.Такие
возможные Я мотивируют нас к достижению особой цели - к той жизни,
к которой мы стремимся.  Д.Майерс ставит вопрос "становится ли Я -
концепция более индивидуализированной,  когда Восток встречается с
Западом". У японских студентов,  выезжавших по обмену и  пробывших
семь месяцев в университете Британской Колумбии, повысилось самоу-
важение.У иммигрантов из Азии,  долгое время живущих в Канаде, са-
моуважение выше,  чем  у недавно иммигровавших и тех,  кто живет в
Азии.Самоуважение - всеобъемлющее чувство  собственного  достоинс-
тва, которое  влияет  на  то,  как мы оцениваем свои особенности и
способности.Сомопознание, однако имеет слабые стороны.Мы часто  не
знаем, почему ведем себя так, а не иначе.Люди различаются своими Я
- концепциями.Одни, особенно в индивидуалистических западных куль-
турах, принимают  концепцию независимого Я.Другие,  часто в Азии и
культурах стран третьего мира, - взаимозависимого Я.Эти противопо-
ложные идеи  способствуют культуральным различиям в социальном по-
ведении.Высокое самоуважение также приносит дивиденды.Дополнитель-
ные исследования  локуса  контроля  и  приобретенной беспомощности
объединил Альберт Бандура в концепцию,  названную концепцией само-
эффективности.Люди с  высокой сомоэффективностью более настойчивы,
менее тревожны и менее склонны к  депрессиям,  лучше  учатся.Хотя
.

                              - 7 -


психологическое исследование и толкование самоэффективности явля-
ется новым, акцент на вашей личной ответственности за свою жизнь и
реализацию своего  потенциала не нов.Тема "Ты можешь сделать это",
является бессмертной американской идеей.В процессе переработки ин-
формации, относящейся  к нашему Я,  вторгается предрасположение.Мы
охотно прощаем свои неудачи принимаем похвалу за наши успехи и  во
многом считаем себя  выше  среднего.Такое завышенное мнение о себе
позволяет большинству из нас наслаждаться  преимуществами  высокой
самооценки, хотя  есть  опасность "задрать нос".Предрасположение в
пользу своего Я появляется и в том случае,  когда люди  сравнивают
себя с другими.
     У нас есть занятная тенденция расширять наш Я - образ, перео-
ценивая или недооценивая степень того факта, что другие думают или
поступают также, как мы,  - феномен называемый " эффектом  ложного
консенсуса".Если рассматривать мнение, то мы находим поддержку на-
ших позиций, считая, что с нами согласно большинство.Можно утверж-
дать, что  ложный консенсус встречается т.к.  мы делаем обобщение
из ограниченной выборки.Что касается наших способностей или ситуа-
ций, чаще  встречается  эффект ложной уникальности.Такое воприятие
отчасти возникает из мотива поддержать и повысить самооценку - по-
буждения, которая спасает людей от депрессии,  но способствует не-
дооценки и групповому конфликту.
     Самопрезентация относится к нашему стремлению представить же-
лаемый образ как для аудитории вне (другие дюди),  так и для ауди-
тории внутри  (мы сами).Мы выражаем свое самоопределение показывая
себя как определенный тип человека.Для некоторых сознательная  са-
мопрезентация - образ жизни.Те, у кого высокие показатели по шкале
тенденции к самомониторингу действуеют как  социальные  хамелеоны,
.

                              - 8 -


т.е. приспосабливают свое поведение в соответствии с внешними ситу-
ациями.Люди с низкими показателями самомониторинга меньше заботят-
ся о том, что о них думают другие.Они больше руководствуются внут-
ренними ощущениями,  поэтому они будут говорить и действовать как
чувствуют на  самом деле.Проблема самомониторинга достаточно акту-
альна в наше время.В различной степени мы  являемся  самомонитора-
ми,мы обращаем  внимание  на наше поведение и регулируем его,чтобы
произвести желаемое впечатление.
     Подводя определенные  итоги по второй главе мы не можем срав-
нить с нашими отечественными учебниками те  же  определения,напри-
мер,как самоэффективность,самопрезентация   или  самомониторинг.Их
нет даже в психологическом  словаре  А.В.Петровского,возможно  они
имеют другое  толкование  и другое определение.На мой взгляд Д.Ма-
йерс слишком углубился в псмхологию личности,задействовав  концеп-
цию самоэффективности  А.Бандуры и установку локус контроля Д.Рот-
тера.Однако в разделе Я -  концепция  достаточно  убедительно  был
описан "эффект  ссылки на себя".Самопрезентация представлена здесь
второй основной частью этой главы включая феномен ложной скромнос-
ти и новое определение - самомониторинг.
     Третья глава полностью посвящена описанию способов,при помощи
которых формируются  убеждения  о  социальном окружении,демонстри-
руя,как склонны ошибаться люди.Также как и почти все главы,эта на-
чинается с вопроса:"Кому приписать причину:человеку или ситуации?"
Объясняя поведение людей мы делаем фундаментальную ошибку  атрибу-
ции т.е.когда  мы  наблюдаем за кем-либо,именно эта личность нахо-
дится в центре нашего внимания,а ситуация незаметна.Когда мы дейс-
твуем,наше внимание обычно направлено на то,на что мы реагируем,-и
ситуация проявляется более явно.Наши предубеждения  сильно  влияют
.

                              - 9 -


на то, как  интерпретируем и помним события.Мы часто переоцениваем
свои суждения,или получая анекдотичные или бесполезные  данные  мы
пренебрегаем базовой оценочной информацией.И на наши суждения час-
то влияет настроение.
     Исследования социальных  убеждений  и суждений показывают,как
мы формируем и лелеем свои убеждения,которые иногда вводят  нас  в
заблуждение.
     Подходя к четвертой главе,которая называется "Поведение и ус-
тановки",попытаемся  сравнить,что  имеется ввиду под установками в
американском и отечественном учебниках.Американский  вариант  дает
порнятие установки как благоприятная или неблагоприятная оценочная
реакция на что-либо или на кого-либо,которая выражается  в  мнени-
ях,чувствах  и целенаправленном поведении." Установки - это эффек-
тивный способ  дать  окружающему  миру  оценку.Описывая  установки
пользуются  одной  из  трех  следующих  характеристик:аффект(чувс-
тва),поведение(намерение),и   познание(мысли).Изучение   установок
близко  по духу социальной психологии и исторически являлось одной
из ее задач.В отечественном учебнике  дано  определение  установки
Узнадзе:"установка   является  целостным  динамическим  состоянием
субъекта,состоянием готовности к определенной активности,состояни-
ем,которое обуславливается двумя факторами:потребностью субъекта и
соответствующей объективной ситуацией"(1).
Однако  по  определению  сравнения можно уже и закончить в связи с
тем,что в учебнике Г.М.Андреевой социальная установка(аттитьюд)  и



     1. Г.М.Андреева   "Социальная   психология",  Москва,  Аспект
Пресс, 1997. стр. 289.
.

                              - 10 -


ее  интерпретация имеет несколько другое значение и продвигается в
другом направлении.На мой взгляд данная тема в отечественном учеб-
нике  приобретает  более научную направленность,в тоже время как в
американском учебнике представляется более социолого-психологичес-
кая  тематика.Заметим  также,что в учебнике Д.Майерса присутствует
значительное количество социологических  данных.Понятно,что  соци-
альная  психология опирается на социологические данные,но социаль-
ная психология должна  оставаться  социальной,а  не  социологичес-
кой.Эти данные исследований очень дополняют и несколько приукраши-
вают информацию содержащуюся в учебнике,но в тоже время  "размыва-
ют"  ее  психологическое  содержание.Тем не менее,особого внимания
заслуживают прикладные исследования социальных  психологов  приве-
денные  в данном учебнике.По способу изложения материала можно уже
на данном этапе выявить определенную традицию,когда в самом начале
задается  вопрос,затем  следует  изложение  различных  точек  зре-
ния,подтверждения или опровержения, и наконец,выдается  ответ.Этот
ответ рождает новый вопросы т.д.
     Пятая глава "Социальное познание и здоровье человека" повест-
вует о вкладе социальной психологии в понимание,лечение и суждения
клинических психологов.Социальные психологи активно исследуют  ат-
рибуции и ожидания депрессивных,одиноких и соматически больных лю-
дей.Примечательно появление  новой  отрасли  -   Психология   здо-
ровья,которая исследует  связи между болезнью,стрессом и пессимис-
тическим стилем объяснения.
     Подводя итог  первой части книги,тема которой" Социальное мыш-
ление",следует заметить,что объем информации вошедшей во все  раз-
делы огромен и очень четко подобран.Хотелось бы даже уменьшить ко-
личество примеров,результатов исследований,дабы приоткрыть тот ос-
.

                              - 11 -


тов на который все так органично вписывается.Конечно,можно было бы
и покритиковать за значительные углубления в сферу психологии лич-
ности, и  особенно  в  социологию,но как бы поверхностному взгляду
это не особо заметно.Следует сказать о продуманности изложения ма-
териала в  первой части и предполагать тоже самое по поводу второй
и третьей частей.
     Вторая часть   книги  "Социальное  влияние",состоит  из  пяти
глав,каждая из которых по-своему неповторима.Например,шестая глава
"Пол,гены  и  культура"  повествует о гендерных различиях.Наиболее
ярко эти различия проявляются в агрессии или сексуальности.Гендер-
ные различия в сексуальных установках оказывают влияния и на пове-
дение.Эпизодический "одноразовый"секс наиболее характерен для муж-
чин  с традиционной маскулинной установкой.Гендерные различия про-
являются и в сексуальных фантазиях.Д.Майерс ставит вопрос  о"куль-
туре и поведении",приводя очень интересные данные.Вводится опреде-
ление личностного пространства как буферного  пространства,которое
мы  предпочитаем  сохранять  вокруг себя.Размер этого пространства
зависит от нашей близости с собеседником.Далее приводятся  примеры
дистанций,которые практически совпадают с теми,что мы уже видели в
курсе лекций по "Психологии общения" М.И.Станкина.
     Рассмотрим теперь  определение  коллективизма  в американском
учебнике и сравним его  по  А.В.Петровскому.Коллективизм-  концеп-
ция,отдающая приоритет  целям  той  или иной группы по сравнению с
личными целями.В соответствии с этим происходит самоидентификация.
Несколько иное понятие дает А.В.Петровский:"коллективизм - принцип
организации взаимоотношений и совместной деятельности людей,прояв-
ляющийся в осознанном подчинении личных интересов общественным ин-
тересам,в товарищеском сотрудничестве,в готовности  к  взаимодейс-
.

                              - 12 -


твию и  взаимопомощи,во  взаимопонимании,доброжелательности и так-
тичности,интересе к проблемам и нуждам друг друга"(1).
   Д.Майерс не упоминая Россию говорит о присутствии коллективизма
в азиатских культурах и в странах третьего  мира.Приводятся  инте-
ресные данные исследований проведенные кросс-культуральными психо-
логами о противостоянии индивидуализма и коллективизма.
     Дальнейший просмотр этой главы приводит нас к определению со-
циальной роли как набору норм,определяющих, как должны  вести  себя
люди в  данной  социальной позиции.Примерно похожее определение мы
встречаем у М.И.Станкина в "Психологии общения":"социальной  ролью
называется ожидаемое поведение человека,занимающего данное общест-
венное положение,обязывающее его вести определенным образом"(2).
     В седьмой главе,полностью посвященной конформизму,как измене-
ние поведения или убеждений в результате реального или  воображае-
мого давления группы.В данном учебнике приводятся такие классичес-
кие эксперименты,как эксперименты Шерифа,Аша,Р.Кратчфилда,Мигрема
и т.д..Ссылки на данные эксперименты имеются и в нашем отечествен-
ном учебнике Г.М.Андреевой,но они не  более,чем  краткое  описание
некоторых из  них.Проблеме  конформизма  к сожалению до сих пор не
занимались в нашей стране.Поэтому,конечно интересно  будет  прочи-
тать об этом в американском учебнике.Д.Майерс" поднимает два очень


     1. А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский.  Психология.  Словарь.М.:
Политиздат, 1990 г. стр. 167.
     2. М.И.Станкин "Психология общения". М.: Институт практ. пси-
хологии, 1996 г. стр. 164.
 .

                              - 13 -


объемных вопроса:"Почему проявляется конформизм?",и "Кто проявляет
конформизм?".Делая выводы  по  главе  американский  автор обращает
внимание, что социальная психология к могуществу социального  дав-
ления должна дополняться  вниманием к возможностям личности.Мы не
марионетки.В группе мы лучше всего осознаем,чем отличаемся от дру-
гих.Данной проблеме  придано  большое значение в этом учебнике,ис-
пользован значительный вклад психологов занимающихся в этой облас-
ти.
     В учебнике  Г.М.Андреевой  показана  модель  коммуникативного
процесса Лассуэлла,которая  включает пять элементов,такие как:ком-
муникатор,текст,канал,аудитория и  эффективнность. Приблизительно
таже модель  коммуникативного процесса описана на страницах амери-
канского учебника,где  показаны  четыре  фактора  этого  процесса:
"коммуникатор",само сообщение,канал  и аудитория.Используя эту мо-
дель Д.Майерс приводит пример действия последней в процессе втяги-
вания в  секту.Информация  достаточно  интересная,и уникальная для
отечественной социальной психологии  т.к.по  всей  видимости,  ка-
ких-либо разработок или исследований в этом плане пока не наблюда-
ется.
     Переходя к   следующей  главе,  которая  называется  "влияние
групп" мы уже можем сравнивать ее  с  нашим  разделом  "Социальная
психология  групп"  в  отечественном учебнике.Но посмотрим в каком
направлении пойдет рассмотрение даннного  вопроса  в  американском
учебнике. Итак группа:" двое или более лиц которые взаимодействуют
друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и
воспринимают  себя  как мы".  Обратимся к психологическому словарю
А.В.Петровского и посмотрим,  что только определение малой  группы
схоже  с вышеописанным в американском варианте."Малая группа - от-
.

                              - 14 -


носительно небольшое число, непосредственно контактирующих индиви-
дов, объединненых общими целями или задачами".
     В этой главе рассматриваются три примера  таких  коллективных
влияний как, "социальная фасилитация" - усиление доминантных реак-
ций в присутствии других;"социальная леность"  -  тенденция  людей
прилагать  меньше  усилий в том случае,  когда они объединяют свои
усилия ради общей цели; и "деиндивидуализация" - утрата самосозна-
ния  и  боязни самооценки.Особый интерес занимает проблема лидерс-
тва,  которая также подробно описана в учебнике  Г.М.Андреевой.Ли-
дерство в американском учебнике определяется как процесс, посредс-
твом которого определенные члены группы мотивируют и ведут за  со-
бой  группу.Как  видно  со страниц Д.Майерс не ставит таких четких
границ, между понятиями лидер и руководитель.Однако в американском
учебнике появляются обозначения, помимо официального и неофициаль-
ного характера лидерства,  роли целевого и социального лидеров.Це-
левые лидеры организуют работу, устанавливают стандарты и сосредо-
точены на достижении цели. Социальные лидеры  сплачивают  команду,
улаживают  конфликты и оказывают поддержку.Целевые лидеры част ис-
пользуют директивный стиль, чтобы отдавать правильные  приказания,
они  сосредотачивают внимание и усилия группы на стоящей перед ней
задаче. У социальных  лидеров  часто  проявляется  демократический
стиль руководства, при котором власть делегируется членам группы и
поощряется их участие в принятии решений.Как видно из текста, сти-
ли лидерства в американском варианте представлены только два:  ди-
рективный и демократический.В то же время  Г.М.Андреева  описывает
три стиля лидерства,  такие как:  авторитарный,  демократический и
попустительский стили.
.

                              - 15 -


     Следующая глава нас знакомит с проникновением социальной пси-
хологиии в сферу правосудия,  а конкретнее в суд присяжных.Подобно
всем другим  экспериментам  в социальной психологии,  лабораторные
эксперименты, описанные здесь помогают нам сформулировать теорети-
ческие положения  и  принципы,  которые мы можем применять при ин-
терпретации более сложного мира нашей повседневной жизни.
     Подводя итог  второй части "Социальные воздействия",  отметим
наиболее более важные разделы нашего исследования, такие как "Кон-
формизм",  "Убеждения",  "Влияние  группы" и "Лидерство".Последний
раздел "Социальная психология и правосудие", интересует нас в пла-
не проникновения американской социальной психологии в систему пра-
восудия США.Проанализировав,  как мы думаем друг о друге, и как мы
влияем друг на друга, наконец подходим к третьему аспекту социаль-
ной психологии - как мы относимся  друг  к  другу.Наши  чувства  и
действия  бывают по отношению к людям негативными,  а иногда пози-
тивными.В одиннадцатой и двенадцатой главах "Предрассудки" и  "Аг-
рессия"  рассматриваются  неприятные  аспекты человеческих отноше-
ний.Предрассудки - это  неоправданно  негативные  установки.У  них
есть и эмоциональные корни.Предрассудки обеспечивают чувство соци-
ального преводсходства, а также могут облегчать маскировку чувства
неполноценности.Агрессия  -  физическое  или вербальное поведение,
направленное на причинение вреда  кому-либо.Различают  два  разных
типа агресии: враждебная (злость) и инструментальная (цель).
     Очень убедительно описаны факторы влияющие на агрессию, также
как: аверсивные случаи,  возбуждение,  климат (жара), порнография,
телевидение и групповые влияния.Проводя сравнительный анализ  раз-
дела "групповые  влияния" в американском учебнике,  и раздел "сти-
хийные группы и массовые движения" в учебнике Г.М.Андреевой,  при-
.

                              - 16 -


мечательно использование  достаточно  похожих терминов,  таких как
"заражение" и "рассеянность ответственности"  и  "деиндивудуализа-
ция" - понятие, которое мы уже рассматривали выше.
     Название следующей главы говорит само за себя:" - Влечение  и
близость".Ни одна  глава  так  легко  не поддавалвсь определенному
анализу и синтезу ка эта.Ведь где бы ни жил человек,  его взаимоот-
ношения с  окружающими  -  действительно существующие или чаемые -
определяют настрой его мыслей и  окраску  эмоций.Найдя  родственную
душу - человека,  который поддерживает нас и которому мы можем до-
верится, мы чувствуем, что нас принимают и ценят такими, какие мы
есть.Влюбляясь, мы чувствуем неудержимую радость,  тоскуя по любви
и приязни, мы тратим миллиарды на косметику, наряды и диеты.
     Переходя к определению альтруизма, можно ужаснуться от такого
количества примеров,  приведенных в самом начале  главы.Собрав  и
сопоставив примеры безразличия и бездушия,  и напротив, проявления
чувств сострадания и помощи,  автор уже подводит к самостоятельной
"расшифровке", данного понятия.Альтруизм - мотив оказания кому-ли-
бо помощи,  не связанный сознательно с собственными эгоистическими
интересами.Альтруизм -  это эгоизм наоборот.Задавая вопрос "Почему
мы оказываем помощь ?", получаем ответ, довольно противоречивый по
своей сути.Иногда  оказание  помощи  выглядит  как замаскированный
эгоизм, норма взаимности побуждает нас  на  помощь,  отвечать  по-
мощью, норма  социальной  ответственности  вынуждает нас оказывать
помощь и т.д. Д.Майерс выделяет два типа альтруизма:
     1. - АЛЬТРУИЗМ основанный на взаимообмене;
     2. - АЛЬТРУИЗМ не предполагающий никаких дополнительных усло-
вий.
.

                              - 17 -


     Люди склонны оказывать помощь,  когда уже видят,  что  другие
бросились помогать,  или  когда они не спешат.И наконец существует
потрясающее явление: "Хорошее настроение - хорошие поступки".
     В кризисных ситуациях, в случаях крайней необходимости женщи-
ны скорее получают помощь,  нежеле мужчины, хотя помощь исходит от
последних.Женщины так же чаще обращаются за помощью.Мы более всего
склонны помогать тем,  кто нуждается в помощи и заслуживает ее,  а
также тем, кто похож на нас.
     В заключительной главе данного учебника рассматривается проб-
лема конфликта  и  примирения.Конфликт - это воспринимаемая несов-
местимость действий или целей.Из-за чего разгораются конфликты ?
     В ходе социально-психологических исследований  выявлено  нес-
колько  причин  этого.Характерно,  что причины эти одни и те же на
всех уровнях социальных конфликтов,  будь-то конфликты межличност-
ные,  межгрупповые или международные.На примере феномена "Зеркаль-
ного восприятия" прослежена тенденция  ведущая  к  гонке  вооруже-
ний.Очень  актуально вписываются примеры,  совсем недавнего проти-
востояния сверхдержав СССР и США, в данном учебнике.
     Исследуя проблему конфликтов Д.Майерс углубился в международ-
ные конфликты, не отобразив, как следует, межличностные и межгруп-
повые.И опять же отсутствуют четкие границы разделения конфликтов,
ощущаетя некая неструктурированность при достаточной продуманности
учебника.Хотя конфликты легко порождаются и подпитываются социаль-
ными дилеммами,  конкуренцией и искажениями восприятия,  некоторые
не менее могущественные силы,  такие как контакт,  сотрудничество,
коммуникация  и примирение могут превратить вражду  в гармонию.
.



                        2З А К Л Ю Ч Е Н И Е


 Наконец,хотелось бы высказать свою точку зрения по поводу данного
учебника,проведя собственное исследование.Нет оснований не  согла-
ситься с  мнением  профессора А.Л.Свеницкого об уникальности этого
учебника и его безусловном влиянии на нашу социальную психологию и
психологов.Выводы к которым пришел  исследователь  складываются  в
пользу американского учебника.Но  сразу надо отметить,  что амери-
канская социальная психология и российская  социальная  психология
это два разных подхода,  две абсолютно разные темы и тематике изу-
чения социальной психологии,  различные аспекты проблем исследова-
ния и  т.д.В  американской  социальной  психологии основной акцент
ставится на личность и ее изучение,  на личность и ее поведение  в
группе.В нашей отечественной социальной психологии акцент ставится
на группу,  взаимодействия в группе и коллектив.Сразу бросается  в
глаза отсутствие в учебнике Д.Майерса исследований о массовых дви-
жениях и больших группах,  чему в учебнике  Г.М.Андреевой,  напри-
мер, придается особое значение.Коллективизм в американском учебни-
ке это не более,  чем культурный подход противоположный индивидуа-
лизму.Можно не сравнивать определения в наших отечественных источ-
никах, они заведомо разные, а к понятию и значению индивидуализма,
например, в учебнике А.В.Петровского, уже не хочется возвращаться,
пытаясь найти в нем что-то позитивное.
     Проблеме конформизма в американском учебнике уделяется значи-
тельное внимание,  поднимается ряд вопросов  требующих  дальнейших
исследований и  размышлений.Проблемы конформизма у нас практически
не существует к сожалению,судя  по  источникам.Все  ссылки,если  и
есть,то обращаются,  в основном к американским авторам и их иссле-
.

                              - 19 -


дованиям.Уже исходя из этих немногочисленных сравнений можно  сде-
лать вывод  о совершенно другом подходе изучения социальной психо-
логии,что было описано выше,опираясь в основном на данные  практи-
ческих исследований.Теоретизированная   отечественная   социальная
психология,уступает американской,хотя бы в областях применения.Уже
достаточно  был  представлен в данном исследовании краткий экскурс
по всем главам, и соответственно краткие выводы по ним.На протяже-
нии всего исследования автор пытался произвести сравнение, чуть ли
не "двух разных социальных психологий по учебникам".И буквально  в
каждой главе  еще  раз  убеждался в практической невозможности для
какого-либо основательного сравнения, в своем исследовании.Пытаясь
произвести сравнение по определенным проблемам и вопросам, автор в
конце концов подошел к сравнению  определений  некоторых  основных
психологических проблем.Нащупав  некоторое сходство,  но в основом
опять различия исследователь в конце своей работы сделал выводы  о
совершенно различном подходе изучения социальной психологии в аме-
риканской и отечественной социальной психологии.
     Учебник Д.Майерса,  как уже было описано выше содержит огром-
ное количество различного рода публикаций, практических исследова-
ний, примеров из всевозможных источников.Оформление, способы изло-
жения материала, его насыщенность, аргументированность заметно от-
личают его от наших отечественных учебников.
     В своем исследовании автор взял за основу в основном  учебник
Г.М.Андреевой "Социальная психология" и пришел к выводу,  что дан-
ный источник несомненно надо переиздавать и подкреплять как  прак-
тическими исследованиями,  так и "убедительным числом убедительных
примеров" и т.д.  Несмотря на то, что для данного исследования было
взято новое издание учебника Г.М.Андреевой,  оно не сильно отлича-
.

                              - 20 -

ется от предыдущего.Тоже самое касается  учебника  А.В.Петровского
"Социальная психология",  который необходимо просто заново переиз-
давать, избавив его от идеологических основ,  ориентируясь на  ны-
нешнюю постоянно  изменяющуюся  ситуацию.Это касается и всей нашей
социальной психологии в целом, которая может ориентироваться, нап-
ример, на американскую,  но в свою очередь есть уверенность,что да-
лее будет развиваться по своему собственному пути.



.

                              - 21 -


                      2Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я


     1. Г.М.АНДРЕЕВА   "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ". УЧЕБНИК ДЛЯ ВЫСШИХ
                       УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1997.

     2. Д.МАЙЕРС       "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ".ПЕРЕВ.С АНГЛ. - СПБ
                       ПИТЕР, 1997.


     3. Т.В.КУТАСОВА   "ХРЕСТОМАТИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ". УЧЕ-
                       БНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ. - М.: МЕЖДУНАРО-
                       ДНАЯ ПЕД.АКАДЕМИЯ, 1994.

     4. А.В.ПЕТРОВСКИЙ "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ".  УЧЕБ.ПОСОБИЕ  ДЛЯ
                       СТУДЕНТОВ ПЕД.ИН-ТОВ.  -  М.:  ПРОСВЕЩЕНИЕ,
                       1987.

     5. А.В.ПЕТРОВСКИЙ,  М.Г.ЯРОШЕВСКИЙ.  "ПСИХОЛОГИЯ". СЛОВАРЬ. -
                       М.: ПОЛИТИЗДАТ, 1990.

     6. М.И.СТАНКИН    "ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ".КУРС ЛЕКЦИЙ.- М.: ИНС-
                       ТИТУТ ПРАКТ.ПСИХОЛОГИИ, 1996.



.



             2МОСКОВСКИЙ    ГОРОДСКОЙ    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

                            2УНИВЕРСИТЕТ



      Курсовая работа на тему: «Сравнительный анализ отечественной и
                                Американской социальной психологии»



                             Студента Психологического  Факультета
                             Третьего курса, первой группы
                             Эрнесто Родригез.



                          2Москва, 1998 г.

.



                              2П Л А Н



      2В В Е Д Е Н И Е


      21. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

      22. СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

      23. СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

      24. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ


      2З А К Л Ю Ч Е Н И Е

      2Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я



Данная курсовая работа была написана в Лексиконе, и переведена в Ворд.
Сдавалась: май, 1998. Проф. Глоточкин А.Д. Оценка: 5 баллов. Для сравнения
была взята книга Д.Майерса, см. список литературы.





смотреть на рефераты похожие на "Сравнительный анализ отечественной и Американской социальной психологии "