Психология

Способы управления и тренировки памяти



                            Реферат по психологии



                Тема: Способы управления и тренировки памяти
                Общее представление о памяти человека.
                 Память человека можно определить как  психофизиологические
       и культурные процессы,  выполняющие  в  жизни  функции  запоминания,
       сохранения и воспроизведения информации.  Память  является  жизненно
       важнейшей  основополагающей  способностью   человека.   Без   памяти
       невозможно нормальное функционирование личности  и  ее  развитие.  В
       этом  легко  убедиться,  если  обратить  свое  внимание  на   людей,
       страдающих серьезными расстройствами  памяти.  Память  есть  у  всех
       живых организмов, но  наиболее  высоко  развита  у  человека.  Кроме
       генетической  и  механической  памяти,  присущей  животным,  человек
       обладает другими более продуктивными  видами  памяти,  связанными  с
       использованием различных мнемонических  средств.  Так,  например,  у
       человека есть такие виды  памяти,  как  произвольная,  логическая  и
       опосредствованная. В целом, память человека  можно  представить  как
       своеобразный инструмент, служащий  для  накопления  и  использования
       жизненного опыта.
                Память   (воспроизведение)   –   это   прямое   продолжение
       восприятия и наравне  с  ним  имеет  основное  значение  в  развитии
       личности. Восприятие связывает личность непосредственно с окружающей
       средой в каждый данный момент, а память  восстанавливает  те  связи,
       какие существовали в прошлом и  сохранили  какое–либо  значение  для
       настоящего.  Простейший  случай   воспроизведения   это   узнавание.
       Узнавание–это  связь  новых  впечатлений  с  прошлым  опытом   путем
       воспроизведения ранее воспринятых впечатлений.
                В  памяти  существуют  индивидуальные   различия,   которые
       выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и  готовности
       к воспроизведению. Эти различия связаны с особенностями типов высшей
       нервной  деятельности,  с  процессами  возбуждения   и   торможения.
       Индивидуальные  особенности  памяти  зависят  от   того,   насколько
       сформированы у человека рациональные способы  запоминания.  Различия
       памяти проявляются также в том, что у одних людей более  продуктивно
       закрепляется образный материал, у других – словесный и т.д.
                Существует  множество  способов  управления  и   тренировки
       памяти. Каждый человек хотел бы улучшить память, но не всякий  знает
       что для этого нужно. А самое главное правило  для  улучшения  памяти
       гласит: «Чтобы развить память  ее  надо  развивать».  Самая  большая
       ошибка людей состоит как  правило  в  том,  что  они  хотят  сначала
       улучшить  память,  а  потом  уже  начать  ее  применять.  Из   этого
       соответственно ничего не выйдет, да и не  может.  Только  все  время
       тренируя,  нагружая  и  используя  память,  все   время   запоминая,
       воспроизводя   запомненное   раньше   и   вновь   запоминая,   можно
       совершенствовать свою память.
                Существует  так  же  множество   правил,   помогающих   при
       запоминании,  которые   в   дальнейшем   помогают   наиболее   точно
       воспроизвести полученную когда-либо  информацию.  Вот  некоторые  из
       них:

        . Нужно получить глубокое, точное, яркое  впечатление  о  том,  что
          необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков при тумане,
          так сознание человека не сохранит туманных впечатлений.

                Сравнительно простые события в  жизни,  которые  производят
       особенно сильное впечатление на человека, могут  запоминаться  сразу
       прочно и надолго, и по истечении  многих  лет  с  момента  первой  и
       единственной  встречи  с  ними  могут   выступать   в   сознании   с
       отчетливостью и ясностью. Более сложные и менее  интересные  события
       человек может переживать десятки раз, но они  в  памяти  надолго  не
       запечатлеваются.  При  пристальном  внимании  к  событию  достаточно
       бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем  точно  и  в
       нужном порядке воспроизвести  по  памяти  его  основные  моменты.  И
       наоборот иногда человек многократно сталкиваясь с  одним  и  тем  же
       предметом в  течение  долгого  периода  не  может  его  описать  или
       например указать его  цвет.  Этим  и  объясняется  то,  что  редкие,
       странные, необычные впечатления запоминаются лучше,  чем  привычные,
       часто встречающиеся.

        . То, чем человек особенно интересуется, запоминается  без  всякого
          труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые
          годы.
                Поэтому  не  случайно  В.С.  Щербаков  теоретик  и  практик
       внешкольной работы с детьми  в  области  изобразительного  искусства
       считал что,  первой  задачей  должно  стать  воспитание  творческого
       внимания. Творческое внимание – это увлеченность объектом.

        .  Сосредоточенность  на  изучаемом   материале   в   сочетании   с
          избирательностью   позволяют   человеку   сконцентрировать   свое
          внимание, а, следовательно,  и  настроить  память  на  восприятие
          только потенциально полезной информации.

                Это дает свои результаты при подготовке к  экзаменам,  если
       ученик сконцентрирует  свое  внимание  на  изучаемом  материале,  то
       подготовка к экзамену займет менее продолжительное время,  чем  если
       он будет постоянно отвлекаться на посторонние вещи.

        . Для лучшего запоминания  материала  рекомендуется  повторять  его
          незадолго до отхода ко сну.  В  этом  случае  запоминаемое  лучше
          отложится в памяти, поскольку  не  будет  смешиваться  с  другими
          впечатлениями, которые в течение дня обычно накладываются друг на
          друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.

                Это хорошо видно на примере школьников  младших  классов  –
       ребенок может целый день учить стихотворение,  но  не  может   потом
       рассказать. Однако если он повторит стих перед сном,  то  рассказать
       его не составит труда.

        . О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий, эмоциональный след,
          мы думаем  больше,  чем  об  эмоционально  нейтральных  событиях.
          Положительные эмоции, как правило, способствуют  припоминанию,  а
          отрицательные препятствуют.

                Если  бы  люди  хранили  в  своей  памяти   преимущественно
       неприятное,  они  и   ждали   бы   от   жизни   одни   неприятности,
       следовательно, они были бы прирожденными пессимистами, а человек  от
       природы оптимист.

        . Если в момент запоминания человек  находится  в  приподнятом  или
          подавленном настроении, то искусственное  восстановление  у  него
          соответствующего  эмоционального   состояния   при   припоминании
          улучшает память.

        . Прежде всего необходимо получить  четкое  зрительное  впечатление
          оно – более прочное. Однако,  комплексные  впечатления,  то  есть
          впечатления,  полученные  при  помощи  возможно  большего   числа
          органов чувств, позволяют запечатлеть в сознании нужный  материал
          еще лучше.

                 Линкольн, например, читал вслух то,  что хотел  запомнить,
      чтобы восприятие было одновременно и зрительным и слуховым.

        . Чем больше объем информации, тем  больше  потребуется  повторений
          для запоминания. Объемный материал запоминается легче,  если  его
          разбить на части.

        . Повторение подряд заучиваемого материала  менее  продуктивно  для
          его запоминания, чем распределение  таких  повторений  в  течение
          определенного периода времени.

        . Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что  было
          выучено раньше.

        . С усилением внимания к запоминаемому материалу число  повторений,
          необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено.

        .  Лучше,  чтобы  на  начало   и   конец   заучивания   приходилось
          сравнительно большее число повторений, чем на  середину.

        . Один из способов запомнить факт – это ассоциировать его с  каким-
          либо другим фактом.

                Для  ассоциативной  связи  впечатлений  и  их  последующего
       воспроизводства особо важным  представляется  то,  являются  ли  они
       разрозненными или составляют логически связанное целое.  Чем  больше
       разнообразных  ассоциаций  при  первом  знакомстве  с  ним  вызывает
       материал и чем больше времени уделяется  мысленной  разработке  этих
       ассоциаций, тем лучше запоминается сам  материал.  Для  того,  чтобы
       ассоциировать один факт с другим, уже известным, необходимо обдумать
       новый факт со всех точек зрения, поставить себе такие вопросы:  "Что
       это напоминает?", "На что это  похоже?",  "Почему  это  так?",  "Как
       получилось, что это так?", "Когда это бывает?", "Где  так  бывает?",
       "Кто сказал, что это так?" и т.д.
                Эффективность запоминания иногда снижается смешением  одной
       информации с другой, одних схем припоминания с другими.  Чаще  всего
       это возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в
       памяти с разными событиями и  их  появление  в   сознании  порождает
       припоминание конкурирующих событий.

        . Запоминание лучше происходит в том случае,  если  человек  ставит
          перед собой соответствующую задачу.

                Интересный факт,  что  масса  студентов,  сдав  экзамен  по
       какому-либо предмету спустя пару дней, не могут ничего вспомнить из,
       казалось  бы,  хорошо  усвоенного  материала.  Это  можно  объяснить
       следующим образом: при подготовке студенты ставят себе  определенную
       задачу  (сдать  экзамен),  а   кроме   того   сосредотачиваются   на
       относительно близкой дате сдачи экзамена, не "программируя" себя  на
       будущее. Таким образом, материал попадает в промежуточную память, не
       закрепляясь  в   долговременной,   и   как   только   экзамен   сдан
       соответствующая информация утрачивается. Итак, правильная  установка
       – усвоить материал а  не  запомнить  его  для  того,  чтобы  забыть.
       Предполагаемый  срок  хранения  информации  зависит  от   изучаемого
       материала (но в  любом  случае  он  значительно  больше,  чем  время
       подготовки к экзамену).
                Наверное имеет смысл сказать о прочности  запоминания.  Вот
       например  дети  школьного  возраста  сохраняют  в  памяти  заученное
       гораздо дольше чем взрослые. В таком же отношении находятся  друг  к
       другу старшие и младшие возрастные группы детей.  Дети  нуждаются  в
       большем времени и большем числе повторений  для  заучивания  всякого
       материала, но то, чем  овладеют,  они  держат  в  памяти  прочнее  и
       дольше, и воспроизводят, когда нужно, легче и  точнее.  И  еще  один
       известный факт – старики, иногда, значительно лучше помнят  то,  что
       произошло с ними в молодости и могут совершенно не помнить того, что
       произошло с ними несколько дней назад. Вообще в старости механически
       запомнить что либо новое трудно. Например в зрелом возрасте  сложнее
       учить иностранный  языки  чем  в  юности.  К.К.  Платонов  описывает
       интересный  случай:  В  больнице  Нью-Йорка  умирал   тяжелобольной.
       Детство он провел на родине в Италии, юность – во Франции,  а  потом
       долго жил в Америке. И  вот  что  интересно;  в  начале  болезни  он
       разговаривал по-английски; когда его состояние ухудшилось, он  забыл
       английский язык и стал  говорить  по-французки.  В  день  смерти  он
       говорил только по-итальянски.

        . Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал,
          должна сама по себе  представлять  более  или  менее  законченное
          целое. Тогда весь материал лучше  организуется  в  памяти,  легче
          запоминается и воспроизводится. Именно поэтому,  заучивая  стихи,
          слова песни, не надо зубрить каждую строчку отдельно.

                Это законченное целое может представлять собой группу  слов
      или понятий сформированных по первой букве названия.

        . Наличие заранее продуманных и четко сформулированных  вопросов  к
          изучаемому материалу, ответы на  которые  могут  быть  найдены  в
          процессе его освоения, способствуют лучшему запоминанию.

        . То, что мы можем выразить словами, обычно  запоминается  легче  и
          лучше, чем то, что может быть воспринято только  на  слух.  Если,
          кроме того, слова являются  результатом  осмысления  воспринятого
          материала, т.е. слово  содержит  в  себе  связанную  с  предметом
          внимания  существенную  мысль,  то  такое  запоминание   является
          наиболее продуктивным.

                Человек может запомнить фразу, создав  для  себя  смысловой
       образ. Например такая  фраза  как:  «Третьего  дня  тут  приземлился
       аэроплан». Может быть  сказана  как:  «Позавчера  здесь  приземлился
       самолет». Материал, усвоенный  таким  образом,  запомнен  не  только
       смысловым, но и  логическим  запоминанием.  Его  этапы  схематически
       показаны на рисунке



        .   Материал   в    процессе    запоминания    должен    непрерывно
          систематизироваться.   Здесь    особое    значение    приобретает
          способность  находить  в   вещах   сходство   и   различие.   Для
          систематизации материала бывает полезно придать  ему  древовидную
          структуру.

                «Память  есть  кладовая  ума,  но  в  этой  кладовой  много
      перегородок, и поэтому надобно скорее все укладывать, куда  следует»,–
      рекомендовал Суворов. Наполеон говорил, что все дела и знания  уложены
      у него в голове,  как  в  ящиках  комода,  и  ему  достаточно  открыть
      определенный ящик, чтобы извлечь нужные сведения.

        .  Моторную  память   рекомендуется   тренировать   иногда   совсем
          отвлеченными способами. Метод ЦИТа  был  (Центрального  института
          труда) построен именно на моторной памяти.

                Этот метод в 20-е  –  30-е  гг.  нашел  свое  применение  в
      подготовке  различных  специалистов.   Подготовка   слесаря   (рубщика
      зубилом) осуществлялась так:  в  правую  руку  ему  давалась  палка  и
      предлагалось делать кистевые движения  вверх  и  вниз.  Таким  образом
      развивалась способность к свободным  кистевым  движениям,  важным  при
      работе молотком.
                Моторная память так же имеет  место,  когда  мы  что-нибудь
      открываем и не можем определить в какую сторону надо крутить.  Однако,
      если представить в какую сторону мы открываем бутылку с Кока-Колой, то
      такая задача не составит труда.

                Есть так же множество факторов, которые влияют  на  память.
       Это правильный режим дня и  работы  (учебы);  умение  систематически
       вести свои записные книжки.  Записная  книжка  –  ведь  второй  мозг
       культурного человека. Надо помнить: все,  что  улучшает  здоровье  и
       самочувствие, повышает и продуктивность памяти.
       Список литературы:

        > Басов М.Я. «Общие основы педологии» 1928 г.
        > Карнеги Д. «Как вырабатывать  уверенность  в  себе  и  влиять  на
          людей, выступая публично» 1989 г.
        > Немов Р.С. Психология. Кн. 1. «Общие основы психологии» 1997 г.
        > Петров Е.А. «Метод обучения ЦИТ» 1932 г.
        > Платонов К.К. «Занимательная психология» 1962 г.
        > «Общая психология» Петровский А.В.;  Брушлинский  А.В.;  Зинченко
          В.П. и др. 1986 г.
        > Щербаков В.С «Изобразительное искусство. Обучение и творчество
-----------------------
                        Понимание смысла запомненного

                              Анализ материала

Выявление наиболее существенных мыслей

                                  Обобщение

                      Запоминание обобщенного материала




смотреть на рефераты похожие на "Способы управления и тренировки памяти "