Психология

Межличностные отношения в коллективе подростков


ТЕМА: межличностные отношения в коллективе подростков



                                    ПЛАН

Введение
1. Роль семейных отношений в формировании коммуникативных качеств
   подростков
2. Межличностные отношения среди подростков
2.1. Исследование подростковых копаний
2.2. Исследование психологического климата в коллективе подростков
Заключение
Литература
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
      «Человек  один…ни  черта».  Это  предсмертные   слова   героя   романа
Э.Хемингуэя «Иметь и  не  иметь»  являются  одной  из  аксиом  человеческого
существования. Где бы мы  и кем бы мы ни были, какую позицию не занимали  бы
в сложнейшей координатной сетке общественных отношений, мы всегда  находимся
сред людей, и, даже  будучи  в  полном  одиночестве,  мы  тем  не  менее  не
остаемся  одни,  ибо  окружающие  нас  значимые,  близкие  и  дорогие   люди
продолжают  жить  в  нашем  сознании,  определяя   и   его   содержание,   и
соответственно весь строй  нашего  поведения.  Таким  образом,  отношения  с
другими людьми важны и актуальны ля  человека  любого  возраста.  Однако  их
значимость усиливается именно в подростковом возрасте, когда  из  маленького
ребенка человек постепенно превращается в юношу. Именно поэтому  становление
и  развитие  межличностных  отношений  подростков  должна  стать  одной   из
актуальнейших тем в современной психологии.
      Объектом нашего исследования являются межличностные отношения в целом,
а предметом, подробно рассматриваемом в контексте  объекта  –  межличностные
отношения в коллективе подростков.
      Цель  данного  исследования  –   установить   факторы,   влияющие   на
становление  коммуникабельных   качеств   личности   подростков,   а   также
рассмотрение форм организации общения в подростковой среде.

1.1.  Роль  семейных  отношений  в  формировании   коммуникативных   качеств
подростков
      Одна  из  главных  особенностей  подросткового  и  раннего  юношеского
возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.
                "Мы и взрослые" - постоянная тема подростковой  и  юношеской
рефлексии. Конечно, возрастное "Мы"  существуют  и  у  ребенка  .Но  ребенок
принимает различие двух миров - детского и взрослого - и то,  что  отношения
между ними неравноправны, как нечто  бесспорное,  само  собой  разумеющееся.
Подростки  стоят  где-то  "посередине",  и  эта  промежуточность   положения
определяет многие свойства их психологии, включая и самосознание.
                Французские психологи  (Б. Заззо, 1969  )  спрашивали  детей
от 5 до 14 лет, считают ли они себя "маленькими", "большими" или  "средними"
( не по росту, а по возрасту); при этом выяснилась эволюция самих  эталонов 
"роста". Дошкольники часто сравнивают себя с младшими и  потому  утверждают,
что они "большие".
      Школьный возраст дает ребенку готовый количественный эталон  сравнения
- переход из класса в класс; большинство детей считают  себя  "средними",  с
отклонениями преимущественно в сторону " большого ".С 11  до  12  лет  точка
отсчета меняется; ее эталоном  все  чаще  становиться  взрослый,  "расти"  -
значит становиться взрослым.
      Советские психологи, начиная с Л. С.  Выготского,  единодушно  считают
главным новообразованием подросткового возраста чувство  взрослости  .Однако
ориентация на взрослые ценности  и  сравнение  себя  со  взрослыми  зачастую
заставляют   подростка   снова   видеть   себя    относительно    маленьким,
несамостоятельным. При этом , в отличии от ребенка, он уже не считает  такое
положение нормальным и стремиться его  преодолеть.  Отсюда  противоречивость
чувства взрослости - подросток претендует быть взрослым  и  в  то  же  время
знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.
      Одной из самых важных потребностей  переходного  возраста  становиться
потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей,  старших
вообще, а также от установленных ими правил и порядков.  Как  же  появляется
эта возрастная тенденция (не смешивать с отношениями между  поколениями!)  в
отношениях  старшеклассников  с  наиболее  значимыми  для  них   конкретными
взрослыми  ,которые  являются  не  только  старшими  по   возрасту,   но   и
полномочными представителями общества  взрослых  в  целом,  -  родителями  и
учителями?
      Из факторов социализации ,рассматриваемых по отдельности ,самым важным
и влиятельным была и  остается  родительская   семья  как  первичная  ячейка
общества  ,влияние  которой  ребенок  испытывает  раньше  всего  ,когда   он
наиболее восприимчив. Семейные условия, включая  социальное  положение,  род
занятий,  материальный  уровень   и   уровень   образования   родителей   ,в
значительной   мере   предопределяют   жизненный   путь    ребенка.    Кроме
сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему  родители,  на
ребенка воздействует  вся  внутрисемейная  атмосфера,  причем  эффект  этого
воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
      Нет практически ни одного  социального  или  психологического  аспекта
поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных  условий
в настоящем или прошлом.
      Правда, меняется  характер  этой  зависимости.  Так,  если  в  прошлом
школьная успеваемость ребенка  и  продолжительность  его  обучения  зависели
главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот  фактор  менее
влиятелен.
       По  данным  ленинградского  социолога  Э.  К.  Васильевой  (1975),  у
родителей с высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью  (средний
балл выше 4) втрое выше, чем в группе семей с  образованием  родителей  ниже
семи классов. Эта зависимость сохраняется  даже  в  старших  классах,  когда
дети имеют навыки самостоятельной работы и не нуждаются  в  непосредственной
помощи родителей.
      Помимо образовательного уровня родителей,  сильно  влияет   на  судьбу
подростков и  юношей  состав  семьи  и  характер  взаимоотношений  между  ее
членами.
      Неблагоприятные   семейные   условия   характерны   для   подавляющего
большинства так называемых трудных подростков.
      Значительное  влияние  на  личность  подростка  оказывает  стиль   его
взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их  социальным
положением.
      Существует   несколько   относительно    автономных    психологических
механизмов, посредством которых родители влияют на своих  детей.  Во-первых,
подкрепление: поощряя поведение,  которое  взрослые  считают  правильным,  и
наказывая за нарушение установленных правил, родители  внедряют  в  сознание
ребенка   определенную   систему   норм,   соблюдение   которых   постепенно
становиться для ребенка привычкой   и  внутренней  потребностью.  Во-вторых,
идентификация: ребенок подражает  родителям,  ориентируется  на  их  пример,
старается стать таким же ,как они . В-третьих,  понимание:  зная  внутренний
мир  ребенка  и  чутко  откликаясь  на  его  проблемы,  родители  тем  самым
формируют его самосознание и коммуникативные качества.
      Семейная  социализация  не  сводиться  к  непосредственному  «парному»
взаимодействию ребенку с родителями. Так, эффект  идентификации  может  быть
нейтрализован  встречной  ролевой   взаимодополнительностью:   например,   в
семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может  и
не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами  хороший
образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств;  напротив,  в  семье,
где мать бесхозяйственна, эту роль может взять  на  себя  старшая  дочь.  Не
менее  важен  механизм  психологического  противодействия:  юноша,   свободу
которого  жестко  ограничивают,   может   выработать   повышенную   тягу   к
самостоятельности, а тот, кому все  разрешают,  вырасти  зависимым.  Поэтому
конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы   ни  из  свойств
его родителей  (ни по сходству, ни по  контрасту),  ни  из  отдельно  взятых
методов воспитания  (Д. Баумринд, 1975).               
      Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и
преобладающий в семье тип контроля  и дисциплины.
      Эмоциональный  тон  отношений  между  родителями  и  детьми  психологи
представляют в виде  шкалы,  на  одном  полюсе  которой   стоят  максимально
близкие, теплые, доброжелательные отношения   (родительская  любовь),  а  на
другом  -  далекие,  холодные  и  враждебные.  В  первом  случае   основными
средствами воспитания являются внимание  и поощрение, во втором -  строгость
и  наказание.  Множество  исследований   доказывают   преимущества   первого
подхода.  Ребенок,  лишенный  сильных   и   недвусмысленных   доказательств 
родительской любви, имеет меньше шансов на  высокое самоуважение,  теплые  и
дружественные отношения с другими людьми и устойчивый   положительный  образ
«Я».  Изучение  юношей  и  взрослых,  страдающих   психофизиологическими   и
психосоматическими нарушениями, невротическими  расстройствами,  трудностями
в общении, умственной  деятельности  или  учебе,  показывает,  что  все  эти
явления значительно чаще наблюдаются  у  тех,  кому  в  детстве  недоставало
родительского внимания  и  тепла.  Недоброжелательность  или  невнимание  со
стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у  детей.  Эта
враждебность может проявляться как явно, по  отношению  к  самим  родителям,
так  и  скрытно.  Безотчетная,  немотивированная   жестокость,   проявляемая
некоторыми подростками и  юношами  по  отношению  к  посторонним  людям,  не
сделавшим  им  ничего  плохого,  нередко  оказывается   следствием   детских
переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь,  она  дает
низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.
      Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а  в
связи  с  определенным  типом  контроля  и   дисциплины,   направленных   на
формирование соответствующих черт  характера. Разные  способы  родительского
контроля также можно представить  в виде  шкалы,  на  одном  полюсе  которой
высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а  на  другом  -
пассивность, зависимость, слепое послушание (Г. Элдер, 1971) .
      За этими типами отношений стоит не только распределение власти,  но  и
разное   направление   внутрисемейной   коммуникации:   в   одних    случаях
коммуникация направлена преимущественно или  исключительно  от  родителей  к
ребенку, в других - от ребенка к родителям.
      Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей  варьируют  в
зависимости от  предмета:  в  одних  вопросах  старшеклассники  имеют  почти
полную самостоятельность, в других  (например, в финансовых) - право  решать
остается за родителями. Кроме того, родители не  всегда  практикуют  один  и
тот же стиль дисциплины: отцы, как  правило,  воспринимаются  юношами  и  на
самом деле бывают более жесткими  и  авторитарными,   чем  матери,  так  что
общий семейный стиль в известной  мере  компромиссный.  Отец  и  мать  могут
взаимно дополнять, а могут  и подрывать влияние друг друга.
      Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с  родителями  складываются
обычно  тогда,  когда   родители   придерживаются   демократического   стиля
воспитания.
      Этот   стиль   в   наибольшей   степени     способствует    воспитанию
самостоятельности,  активности,  инициативы  и  социальной  ответственности.
Поведение ребенка направляется в этом случае  последовательно   и  вместе  с
тем  гибко и рационально: родитель всегда объясняет мотивы своих  требований
и поощряет их  обсуждение  подростком;  власть  используется   лишь  в  меру
необходимости; в ребенке  цениться  как  послушание,  так  и  независимость;
родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не  считает 
себя непогрешимым; он  прислушивается  к  мнениям  ребенка,  но  не  исходит
только из его желаний.

1.2. Межличностные отношения среди подростков
      Одна  из  главных  тенденций  переходного  возраста  –  переориентация
общения с родителей, учителей и вообще  старших  на  ровесников,  более  или
менее равных по положению.
      Потребность в общении  со  сверстниками,  которых  не  могут  заменить
родители, возникает у детей очень рано и  с  возрастом  усиливается.  Уже  у
дошкольников отсутствие общества  сверстников  отрицательно  сказывается  на
развитии  коммуникативных  способностей   и   самосознания.   Поведение   же
подростков по своей сути является коллективно-групповым.
      Во-первых, общение сверстников очень важный канал информации; по  нему
подростки узнают многие необходимые им вещи, которые  им  по  тем  или  иным
причинам не сообщают взрослые,  например,  подавляющую  часть  информации  о
вопросам пола подросток  получает  от  сверстников,  поэтому  их  отсутствие
может задержать его Психосексуальное развитие  или  придать  ему  нездоровый
характер.
      Во-вторых, это специфический вид  межличностных  отношений.  Групповая
игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают  необходимые  навыки
социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной инициативе  и  в
то  же  время  отстаивать  свои  права,  соотносить  личностные  интересы  с
общественными.  Вне  общества  сверстников,  где   взаимодействия   строятся
принципиально  на  равных  началах  и  статус   надо   заслужить   и   уметь
поддерживать,  ребенок   не   может   вырабатывать   необходимых   взрослому
коммуникативных  качеств,  соревновательность   групповых   взаимоотношений,
которой нет  в  отношениях  с  родителями,  также  служит  ценной  жизненной
школой.
      В-третьих, это специфический  вид  эмоционального  контакта.  Сознание
групповой  принадлежности,   солидарности,  товарищеской   взаимопомощи   не
только  облегчает  подростку  автономизацию  от  взрослых,  но  и  дает  ему
чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
      Психология  общения  в  подростковом  возрасте  строится   на   основе
противоречивого  переплетения двух потребностей: обособления  (приватизации)
и аффиляции, то есть потребности в  принадлежности,  включенности  в  какую-
либо группу, общность.
      Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля  старших.
Однако оно действует и в отношениях со сверстниками.
      Усиливается   потребность   не   только   в   социальной,   но   и   в
пространственной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.
      Однако   кроме   спокойного   умиротворенного   уединения   существует
мучительное и напряженное  одиночество  –  тоска  ,  субъективное  состояние
душевной  и  духовной  изоляции,  непонятности,  чувство   неудовлетворенной
потребности в общении, человеческой близости.
      Чувство  одиночества  и  неприкаянности,   связанное   с   возрастными
трудностями становления личности, порождает у  подростков  неутолимую  жажду
общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят  или
надеются  найти  то,   в   чем   им   отказывают   взрослые:   спонтанность,
эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости.
      Напряженная потребность в общении и аффиляции  превращается  у  многих
ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не  только  дня,  но  часа
пробыть вне своей , а если своей  нет  –  какой  угодно  компании.  Особенно
сильна такая потребность у мальчиков.
      При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные  мотивы,
скрывающиеся  за  юношеской  потребностью  в  аффиляции,   индивидуальны   и
многообразны. Один ищет в обществе  сверстников  подкрепления  самоуважения,
признания своей человеческой ценности. Другому важно  чувство  эмоциональной
сопричастности, слитности с группой. Третий черпает  недостающую  информацию
и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет  потребность  властвовать,
командовать  другими.  Большей  частью  эти   мотивы   и   переплетения   не
осознаются.
      Типичная черта подростковых групп – чрезвычайно высокая  конформность.
Яростно  отстаивая  свою  независимость  от  старших,   подростки   зачастую
абсолютно некритично относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров.
      Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения  юношей  и
девушек  не  совсем  одинаковы.  Это  касается  и  уровня  общительности   и
характера аффиляции.
      На первый взгляд мальчики во всех  возрастах  общительнее  девочек.  С
самого раннего возраста они активнее девочек вступают в  контакт  с  другими
детьми, затевают совместные игры и  т.д.  чувство  принадлежности  к  группе
сверстников для мужчин всех возрастов значительнее важнее, чем для женщин.
      Однако  различия  между  полами  в  уровне  общительности  не  столько
количественные, сколько качественные. Содержание совместной  деятельности  и
собственный успех означает для мальчиков  больше,  чем  наличие  симпатии  к
другим участникам игры.
      С ранних возрастов мальчики тяготеют к более экстенсивному, а  девочки
– к интенсивному  общению; мальчики чаще всего играют большими  группами,  а
девочки – по двое или по  трое.  Разные  способы  социализации  мальчиков  и
девочек, существующие во всех человеческих  обществах,  с  одной  стороны  –
создают и воспроизводят психологические половые различия. Причем  речь  идет
не просто  о количественных различиях в степени  общительности  мальчиков  и
девочек, но о качественных различиях в структуре и содержании их  общения  и
жизнедеятельности.
      Юношеские  группы  удовлетворяют  в  первую  очередь   потребность   в
свободном,  нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение  –  не
просто способ проведения досуга, но  средство   самовыражения,  установления
новых человеческих контактов, из  которых  постепенно  выкристаллизовывается
что-то интимное, исключительно свое.
      Разные виды общения могут существовать, выполняя  разные  функции,  их
удельный   вес   и   значимость   с   возрастом   меняется.    Меняются    и
привилегированные места встреч. У подростков это чаще всего  двор  или  своя
улица.
      Разные формы и места общения не только  сменяются  друг  друга,  но  и
сосуществуют, отвечая разным психологическим потребностям.
      Если  компании  формируются  лавным   образом   на   базе   совместных
развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально  значимыми,
обычно  остаются  поверхностно.  Качество  совместного   времяпрепровождения
часто оставляют желать лучшего.
      Некоторые из таких компаний перерастают в антисоциальные.
      Юношеские группы и  их  соперничество  –  всеобщий  факт  человеческой
истории. Явление это  многоуровневое.  Саамы  глубинный,  универсальный  его
пласт – противопоставление. «Мы» и  «Они»  по  территориальному  принципу  –
существуют практически везде.  Однако  ослабление  влияние  семьи,  особенно
отцовского  начала,  повышает  степень  идентификации  мальчика-подростка  и
группой, создавая та называемый «эффект стаи».
2.1. исследование подростковых компаний
      Взаимоотношения с другими людьми и  важны  и  актуальны  для  человека
любого  возраста.  Однако  особо  значимой  предоставляется  их   роль   для
старшеклассников – юношей и девушек  14-17  лет,  которые  как  раз  в  этом
возрасте  осваивают  во   взаимодействии   со   сверстниками   сложный   мир
человеческих связей, постигают сущность собственного «Я»  в  соответствии  с
«зеркальным»   эффектом   и   одновременно   удовлетворяют   потребности   в
человеческих связях, самоутверждении, в  привязанности,  в  самосознании,  а
также  в  системе  ориентаций   и   объекте   поклонения.   Именно   поэтому
исследование возникающих межличностных отношений подростков  является  одной
из актуальных тем в современной психологии отношений.
            Необходимо исследовать компании подростков для полноты  картины,
а затем психологический климат, царящий в коллективе подростков.
      Для этого подросткам  предлагалась  анкета,  содержащая  14  вопросов.
(бланк анкеты приведен в приложении).
      По результатам исследования получили следующую таблицу
|№ |вопрос          |А               |Б               |в               |
|1                  |15                                                   |
|2                  |19                                                   |
|3                  |25                                                   |
|4                  |36                                                   |
|5                  |-2                                                   |
|6                  |40                                                   |
|7                  |26                                                   |
|8                  |37                                                   |
|9                  |29                                                   |
|10                 |21                                                   |
|11                 |15                                                   |
|12                 |14                                                   |
|13                 |17                                                   |
|14                 |2                                                    |
|15                 |4                                                    |
|16                 |-4                                                   |
|17                 |12                                                   |
|18                 |19                                                   |
|19                 |37                                                   |
|20                 |28                                                   |


       Обобщив данные, получаем следующую таблицу:
|Количество   |Высокая      |Средняя      |Равнодушие   |Низкая       |
|             |степень      |степень      |             |степень      |
|             |благополучия |благополучия |             |благополучия |
|Количество   |9            |9            |2            |-            |
|чел.         |             |             |             |             |
|%            |45           |45           |10           |0            |


      Таким  образом,  на   основании   результатов   исследования   удалось
установить,  что  большинство   подростков   считает   в   высокой   степени
благополучным свой коллектив. Это связано прежде всего с тем,  что  начинает
становится значимым межличностное общение со сверстниками, происходит  смена
значимости  общения  со  взрослыми  на  общение  со  сверстниками.  В  своем
коллективе дети чувствуют себя на равных друг с другом, чего им  практически
не могут обеспечить взрослые.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Таким  образом,  на   основании   результатов   исследования   удалось
установить,  что  на  становление  межличностных  отношений  в  подростковом
возрасте имеют огромное влияние ряд  факторов,  среди  которых  и  среда,  в
которой находится  подросток,  стиль  общения,  принятый  в  отношениях  как
родителей к детям, так и между самими родителями.
      В  подростковом  возрасте  нарастающее  значение  имеет  автономизация
подростков и перенос авторитета в общении с  родителей,  учителей  и  вообще
взрослых на своих сверстников. Это связано прежде всего с тем, что именно  в
этом институте социализации возможно равенство  в  общении.  Именно  поэтому
начинают формироваться устойчивые компании подростков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байярд Р.Т., Байярд Д., "Ваш беспокойный подросток",  М.:  "Просвещение",
1991 г.
2. Блага  К.,  Шебек  М.,  "Я  -  твой  ученик,  ты  -  мой  учитель.",  М.:
"Просвещение", 1991 г.
3. Возрастная и педагогическая психология под ред. Гамезо и др., М.: 1984
4. Волкова Е.М.,"Трудные дети или трудные родители?", М.: "Профиздат",  1992
г.
5. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические  особенности  школьника,  М.,
Знание, 1988;
6. Ковалев С.В., "Психология современной семьи.",  М.:  "Просвещение",  1988
г.
7. Кон И.С., "Дружба", М.: "Просвещение", 1980 г.
8. Кон И.С., "Психология ранней юности", М.: "Просвещение", 1991 г.
9.  Лесгафт  П.Ф.,  "Семейное  воспитание  ребенка  и  его  значение",   М.:
"Педагогика", 1991
10. Личко А.Е., "Психопатии и  акцентуации  характера  у  подростков.".  М.:
1983 г.
11. Макаренко А.С., "Книга для родителей", Л.: "Лениздат", 1981 г.
12. Мудрик А. В. Общение школьника, М., Знание, 1987;
13.   Овчарова   Р.В.,   "Справочная   книга   школьного   психолога",   М.:
"Просвещение", "Учебная литература", 1996 г.
14. Панкова Л.М., "У порога семейной жизни.", М.: "Просвещение", 1991 г.
15.  Петровский  А.В.,  "Возрастная  и   педагогическая   психология",   М.:
Педагогика, 1975 г.
16. Поливанова Л.Б., "Психологическое содержание подросткового возраста"
\\Вопросы психологии N5 1992 г.
17. Психология (словарь)  \  под  ред.  А.В.Петровского,   М.Г  .Ярошевского
М.: Изд. политической литературы, 1990 г.
 19. "Психология  современного  подростка"  под  ред.  Д.И.Фельдштейна,  М.:
Педагогика, 1987 г.
20. Ремшмидт Х., "Подростковый и юношеский возраст"//Мир 1994 г.
21. Рогов Е.И., "Настольная книга практического  психолога  в  образовании",
М.: "Владос", 1996 г.
22. Сатир В., "Как строить себя и свою семью.", М.:  "Педагогика  -  Пресс",
1992 г.
23. Семенов В. Д. Быть собой, М., Знание, 1989;
24. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я., "Отцы  и  дети  в  меняющемся  мире",  М.:
"Просвещение", 1991 г.
25.   Спиваковская   А.С.,   "Как    быть    родителями:    (о    психологии
родительскойлюбви)"
М.: "Педагогика", 1986 г.
26. "Учителям и родителям о психологии подростка", Под  ред.  Г.Г.Аракелова,
М.: "Высшая школа", 1990 г.
27. А.Фромм, "Азбука для родителей", Л.: 1991 г.
28. Фролов С. С. Основы социологии, М., Юристъ, 1997;
29. Хоментскаус Г.Т., "Семья глазами ребенка", М.: 1990 г.
30. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании, М., Владос, 1995

                                                        Приложение
   1. Как часто собирается ваша компания?
   А) каждый день;
   Б) через день;
   В) реже.
   2. Где вы обычно собираетесь?
   А) в подвале или бродим по улицам;
   Б) на площадке пред домом или в подъезде;
   В) у кого-либо на квартире
   3. Сколько в группе лидеров?
   А) один;
   Б) несколько;
   В) нет ни одного.
   4. Что является музыкальным сопровождением ваших посиделок?
   А) блатной музыкальный фольклор;
   Б) западные и отечественные группы;
   В) гитара или обходимся без музыки.
   5. приходилось ли вам вместе с группой гулять всю ночь на пролет?
   А) да;
   Б) часов до двух ночи;
   В) нет.
   6. В каком количестве группа употребляет спиртное?
   А) без ограничений;
   Б) до легкого опьянения;
   В) не употребляет.
   7. Сколько членов группы курит табак?
   А) все;
   Б) половина;
   В) никто.
   8. Сколько членов группы употребляет травку или другие наркотики?
   А) все;
   Б) половина;
   В) никто.
   9. считаете ли вы, что, являясь членом группы можно легче удовлетворить
   любопытство в сексе?
   А) да;
   Б) не уверен, но возможно;
   В) нет.
   10. Участвует ли ваша группа в защите своей территории?
   А) да;
   Б) некоторые в составе других групп;
   В) нет.
   11. Есть ли среди членов группы люди с преступным опытом?
   А) да;
   Б) не уверен, но возможно;
   В) нет.
   12. Участвует ли ваша группа в коллективных драках?
   А) да;
   Б) некоторые в составе других групп;
   В) нет.
   13. Чтобы сделала ваша компания, если бы вечером проходила мимо пьяного
   человека?
   А) обобрала бы;
   Б) оценила бы обстановку и не тронула, но посмеялась;
   В) ничего.
   14. Чтобы предприняла группа, если бы вы заявили о своем уходе из нее?
   А) избила бы;
   Б) припомнила бы все «долги и услуги»;
   В) ничего.
                                                  Приложение
Положительные особенности |+3 |+2 |+1 |0 |-1 |-2 |-3 |Отрицательные
особенности | |Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение | | | | | | |
|Преобладает подавленность, пессимистический настрой | |Преобладает
доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии  | | | | | | |
|Преобладают  конфликтность в отношениях, агрессивность | |В отношениях
между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и
понимание | | | | | | | |Группировки конфликтуют между собой | |Членам
коллектива нравится быть вместе, участвовать в совместных делах | | | | | |
| |Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению | |Успехи
или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание | | | | | |
| |Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных  |
|Преобладает взаимная поддержка и одобрение | | | | | | | |Критические
замечания носят характер явных и скрытых выпадов | |Члены коллектива с
уважением относятся к мнениям друг друга | | | | | | | |В коллективе каждый
считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей | |В трудные для
коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу «одни за
всех, все за одного» | | | | | | | |В трудных случаях коллектив
«раскисает», возникают ссоры, взаимные обвинения | |Достижения или неудачи
коллектива переживаются всеми как свои | | | | | | | |Достижения или
неудачи коллектива не откликаются у его представителей | |Коллектив
участливо и доброжелательно относится к новым членам | | | | | | | |Новички
чувствуют себя лишними, чужими | |Коллектив активен, полон энергии | | | |
| | | |Коллектив пассивен, инертен | |Коллектив быстро откликается, если
нужно сделать полезное дело | | | | | | | |Коллектив невозможно поднять на
совместное дело, каждый думает только о личных интересах | |В коллективе
существует справедливое отношение ко всем членам коллектива | | | | | | |
|Коллектив подразделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых»  | |У
членов коллектива появляется чувство гордости за свой коллектив, если его
отмечают руководители | | | | | | | |К похвалам и поощрениям коллектива
здесь относятся равнодушно  | |




смотреть на рефераты похожие на "Межличностные отношения в коллективе подростков "