Психология

Психологические аспекты любви


                                                         СИПО.



                       Реферат   по  общей  психологии.
         На  тему: Психологические  аспекты  любви.
        Выполнила: Студентка  2 курса, группы  П-22.
          Качнова  Анна.



                                Севастополь.



                                   О любви

                                                Я дышу - и, значит, я люблю!
                                                Я люблю - и, значит, я живу!
                                                              / В.Высоцкий /

      Любви все возрасты покорны... О любви сказаны миллионы слов и написаны
горы книг. Есть формулы любви, научные  определения,  философские  трактаты,
словом, как поется в известной песне:  “  О  любви  не  говори,  о  ней  все
сказано... “. И все же для каждого нового поколения,  вступающего  в  жизнь,
философия любви - это  тайна  за  семью  печатями,  крепость,  которую  надо
покорить самому, пройдя нелегкий путь обретения и потерь. А прошлый  опыт  -
тот самый  ориентир,  который  поможет  преодолевать  сомнения  и  познавать
великое таинство этого вечного как  мир  и  столь  же  загадочного  слова  -
любовь! Любовь - понятие необычайно емкое и многозначное. Любят  свое  дело,
своих товарищей, друзей. Любят близких, семью, детей. Бывает любовь живая  и
действенная.  Бывает  и  отвлеченная,  ни  к  чему  не  обвязывающая   -   к
человечеству вообще, к природе вообще... Но умы людей больше всего  занимает
чувство любви женщины и мужчины. Романисты и поэты, композиторы и  художники
романтической  ориентации  возвысили  любовь  до  уровня  всемогущей   силы,
правящей ходом мировой истории. С этим можно и поспорить,  но  любовь  может
стать - и надолго - смыслом  жизни  человека,  оттеснить  все  другие  дела.
Отсюда непреходящий интерес к природе любовного чувства, стремление  понять:
что же такое любовь?
        Любовь - это не счастливая  случайность  или  мимолетный  эпизод,  а
искусство, требующее от человека  самосовершенствования,  самоотверженности,
готовности к поступку и самопожертвованию. Именно об этом  говорит  в  своей
книге “Искусство  любви”  известный  философ  Эрих  Фромм.  “  Любовь  -  не
сентиментальное чувство, испытать которое может  всякий  человек  независимо
от уровня достигнутой им зрелости. Все попытки любви  обречены  на  неудачу,
если человек не стремится более активно развивать  свою  личность  в  целом,
чтобы достичь продуктивной ориентации; удовлетворение в любви не может  быть
достигнуто  без   способности   любить   своего   ближнего,   без   истинной
человечности, отваги, веры и дисциплины. В своей работе Фромм выделяет  пять
элементов,   присущих   каждому   виду   любви.   Это    давание,    забота,
ответственность. уважение и знание.
      Способность любви  давать  предполагает  достижение  “высокого  уровня
продуктивной ориентации”,  в  которой  человек  преодолевает  нарциссистское
желание эксплуатировать  других  и  накоплять  и  приобретает  веру  в  свои
собственные  человеческие  силы,  отвагу  полагаться  на   самого   себя   в
достижении своих целей. “ Чем более недостает человеку этих черт, тем  более
он боится отдавать себя, - и, значит, любить “, -  считает  Фромм.  То,  что
любовь означает заботу, наиболее очевидно в любви матери к  своему  ребенку.
Никакое ее заверение в любви не убедит нас, если мы увидим отсутствие у  нее
заботы о ребенке, если  она  пренебрегает  кормлением,  не  купает  его,  не
старается полностью его обходить, но когда мы видим ее заботу о ребенке,  мы
всецело верим в ее любовь. “ Любовь  -  это  активная  заинтересованность  в
жизни  и  развитии  того,  что  мы  любим   “.   Другой   аспект   любви   -
ответственность - есть ответ  на  выраженные  или  невыраженные  потребности
человеческого существа. Быть  “ответственным”  значит  быть  в  состоянии  и
готовности “отвечать”. Любящий человек чувствует  ответственность  за  своих
ближних, как он чувствует ответственность за  самого  себя.  В  любви  между
взрослыми людьми  ответственность  касается,  главным  образом,  психических
потребностей другого человека.  Ответственность могла бы  легко  вырождаться
в желание превосходства и господства, если бы  не  было  уважения  в  любви.
“Уважение - это не страх и благоговение,  это  способность  видеть  человека
таким, каков он есть, осознавать  его  уникальную  индивидуальность”.  Таким
образом, уважение предполагает отсутствие  эксплуатации.  “  Я  хочу,  чтобы
любимый мною человек рос и развивался ради него  самого,  своим  собственным
путем, а не для того, чтобы служить мне. Если я люблю  другого  человека,  я
чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с  таким,  как  мне
хотелось, бы чтоб он был, в качестве средства для моих целей “.
      “ Уважать человека невозможно, не зная его: забота  и  ответственность
были бы слепы, если бы их не направляло знание “. Фромм рассматривал  любовь
как один из путей познания “тайны человека”, а знание -  как  аспект  любви,
являющийся инструментом  этого  познания,  позволяющий  проникнуть  в  самую
суть.
      Существует  несколько  видов  любви:   братская  любовь,   материнская
любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к Богу.
       Братская любовь-это любовь между равными, одинаково  распространяемая
 человеком  на всех  близким ему  людей.
      Материнская любовь – это  любовь  сильного   к  слабому,   защищенному
к  беззащитному, имущего   к   неимущему.   Материнская   любовь    наиболее
бескорыстна  и  открыта  для  всех.
      Эротическая  любовь-  это   любовь   психофизиологического   плана   к
единственному   человеку,   жаждущеая    полного    слияния    с    ним    и
продолжения    в  потомстве. Последний  вид  любви   в   отличии   от   двух
предыдущих   является   исключительным   в   том    смысле,   что    требует
предпочтительности, особого  выделения  любимого   существа   среди   других
ему  подобных  и  особенного,  исключительного  к  нему  отношения.
      Мнение  человека  о  том,   что   любить   других   добродетельно,   а
самого  себя  грешно,  до  сих  пор  широко   распространена   среди   людей
в   условиях   нашей   идеологически   искаженной   культуры.  Но   поставим
вопрос: может  ли  любить  других  человек,  не   способный   любить   себя.
От  любви  к  себе  эгоизм   отличается   тем,  что   при   нем   существует
исключительная   любовь   к   себе   в   ущерб   такому   же   отношению   к
окружающим   людям.  Эгоистичный  в  любви  человек   желает   всего   того,
что  он  должен  отдавать  людям,  только  для  самого   себя.   Кстати,   и
любовь   к   другому   может   приобретать   форму   эгоизма.   Так,   мать,
беззаветно  и  безумно  любящая   своё   дитя,  жертвует   собой   в   угоду
его   эгоистическим   устремлениям,   лишает   аналогичного    чувства    не
только    себя,    но    и    окружающих    людей.    Как    иначе,    кроме
эгоистической,  можно  назвать  любовь  такой  матери  к   своему   ребёнку,
которая  в  других  людях  не  видит  чьих – то  детей?
      Любовь к Богу Фромм трактует как связующую нить человеческой души, как
основу всех видов любви, способных в  ней  уместиться,  как  прародительницу
родительской и эротической любви.  Он  говорит  о  ее  сложной  структуре  и
взаимосвязях со всеми гранями человеческого сознания. Но в этом,  я  считаю,
с ним можно поспорить, так как существуют люди, за всю жизнь не познающие  и
не  ощущающие  потребности  в  любви   к   Богу,   однако   они   становятся
замечательными родителями, любящими супругами, великолепными .
      Кроме  перечисленных,   можно   выделить   и   описать   разновидности
любви,  включающие  отношение  любящих  людей  к   своим   близким,   прежде
всего   к   матери   и   отцу.  Ещё   одна   разновидность   любви  -    это
фанатичная  любовь  к  кумиру. Из  любви   равноправной   она   превращается
в   самоуничтажающую,   в   любовь-поклонение,   в   любовь   обожествление.
Человек   любящий  так  другого,  утрачивает себя  как  личность.,   теряет,
вместо  того  чтобы  приобретать.  И  сентиментальная   любовь.   Здесь   на
первый  план  выходит   поверхностное, ритуальное  ухаживание,   театральное
 поведение  с  эпизодами  мелодрамы.  Тех,  кто  реализует   такую   любовь,
на  самом  деле  характеризует   сколько  –  нибудь   глубокое   чувство   к
любимому  человеку.  Они,  скорее,  заняты  самолюбованием,  самими   собой,
 чем  проявлением  чувства  любви  к  другому  человеку,  на  которое   они,
вероятно,  не  способны.
      По мнению  некоторых  философов,  любовь  -  духовное  по  своей  сути
состояние, которое только и дает человеческое право на физическую  близость.
Огонь любви может разгораться медленно, постепенно, как нежное чувство  леди
Каслвуд к преданному ей воспитателю  ее  детей  (  “История  Генри  Эсмонда”
У.Теккерея ). Но особенно поразительны  вспышки  любви  с  первого  взгляда,
раскрывающие глубокую сторону ее сущности. Почему, в самом деле,  мужчина  и
женщина, дотоле совсем незнакомые, внезапно проникаются друг к  другу  столь
пылкими чувствами? Первый же восхищенный взгляд связывает Ромео и  Джульетту
будто в единое существо. Онегин стал идеалом Татьяны, прежде чем она  смогла
осознать его духовные качества. Любовь этих  литературных  героев  оказалась
трагической. Но если внешних  препятствий  нет,  любовь  с  первого  взгляда
может  стать  счастливой  и  долговечной,  как  верное  чувство   мифических
Филемона и  Бавкиды.  Чем  объяснить  это?  Называемые  причины  обыкновенно
сводятся к двум: действительное или мнимое соответствие  ранее  взлелеянному
в душе образцу; любовное ослепление, зачастую в самих  недостатках  любимого
видящее его неповторимую привлекательность. Из  этого  делают  вывод,  будто
любовь возникает и развивается вопреки здравому смыслу и логике,  будто  она
в принципе иррациональна. Сказать, что любовь  есть   взаимное  тяготение  к
душевным и физическим качествам друг друга или что любят только  за  высокие
проявления человеческого в человеке, значит либо свести объяснение  к  общим
местам, либо  сказать  заведомую  неправду.  Мировая  литература  описала  и
исследовала тысячи вариантов любви, но  смогла  выделить  лишь  единственную
общую ее черту - требовательную избирательность. И все же перспективное  для
философского  подхода  упорядочение  представляется  возможным.   Любят   по
различию, по контрасту, даже  по  антагонизму  склонностей,  когда  качества
одного восполняются, нейтрализуются или исправляются качествами другого.  Но
любят и по подобию, по тождеству характеров, интересов и пр.,  что  умножает
стойкость любящих в суровых обстоятельствах  жизни.  Перед  нами  антиномия,
контурно обрисовывающая глубинное противоречие и указывающая на некий  закон
любви, который еще предстоит раскрыть в ее бесчисленных проявлениях.
      Чувство любви  существовало  не  всегда,  оно  есть  продукт  истории.
Стендаль назвал его  чудом  цивилизации.  Сотни  тысяч  лет  люди  на  земле
воспроизводили   себе   подобных.   Сексуальная   эмоция   бросала    одного
питекантропа  в  объятия  другого,   то   же   было   и   с   их   потомками
неандертальцами. Но эволюция меняла чувственный спектр человека. И  примерно
пять тысяч лет назад -  так  полагают  ученые  -  мы  осложнили  себе  жизнь
феноменом любви. Жена бога  Осириса  Изида,  воскресившая  слезами  усопшего
мужа, считается родоначальницей всех любящих.
      Однажды появившись, любовь  прочно  заняла  свое  место  в  жизни.  Ее
обожествляли и проклинали, в ее честь возводили дворцы и храмы, ее сажали  в
тюрьмы и сжигали на кострах.  Затем  одумывались,  собирали  пепел  и  вновь
поклонялись.  В  двадцатом  веке,   когда   люди   стараются   все   явления
систематизировать, не избежала этой участи и любовь.  Психологи  выделили  и
определили шесть разновидностей, шесть “цветов” любви.
      Первая встреча с любовью у человека бывает в возрасте  раннем,  лет  в
одиннадцать-тринадцать. Как-то ни с того ни с сего давно знакомый  гражданин
в веснушках и с оттопыренными ушами или похожая на вешалку  для  собственной
одежды  смешливая  гражданка  начинают  привлекать  чье-то  внимание.  Одной
девочке  почему-то  хочется  во  время  перемены  “случайно”  задеть   рукой
гражданина. А одному мальчику - гражданку  за  косу  дернуть,  если  таковая
имеется. Вот это неожиданно возникшее влечение и  есть  первый,  робкий  еще
признак проклевывающегося чувства. Любовь всегда начинается с влечения,  как
уже говорилось выше.  Что-то  такое  замечаем  мы  в  другом  человеке,  что
заставляет нас думать о нем, тревожит. “Цвет” любви, о  котором  идет  речь,
называется  агапэ.  Тревога,  мучительная  и  в  то  же   время   радостная,
свойственная агапэ, поднимает подростка  над  самим  собой,  делает  духовно
богаче, помогает взрослеть.
      Агапэ - чувство асексуальное, не секс верховодит. Природа хранит  юную
душу от похоти. Но вслед за ним приходит к человеку любовь нового “цвета”  -
эрос. Стихия, а не чувство. По  силе  эмоционального  воздействия  ничто  на
земле не может сравниться с  эросом.  Эрос  -  это  настоящая  страсть,  она
захватывает человека целиком, лишает его возможности  рассуждать,  потому  и
носит это чувство название “безрассудная любовь”.  Быть  вместе,  никого  не
видеть и не слышать,  обо  всем  на  свете  забыть  хотят  люди,  охваченные
эросом. При эросе поступками движет истинная половая любовь, высшая  степень
доверия между женщиной и мужчиной.
      В романе Стендаля “Красное и  черное”  Матильда  с  душевным  трепетом
признается в любви Жюльену Сорелю: “Я отрекаюсь  от  своего  разума  -  будь
моим повелителем!”
      Существует на свете и людус, любовь-игра. Нет при  людусе  ни  глубины
чувств, ни настоящей преданности, нет тревоги за себя и  любимого  человека,
не  цвет,  а  расцветочка,  пестренький   ситчик   чувств,   дешевенький   и
общедоступный. Сегодня ты со мной, завтра с  другим,  послезавтра  мы  снова
вместе, и никаких слез, упреков, взаимных обещаний. Игра, в  которую  играют
все, кому не лень. И тем не менее это - любовь, потому как начинается  людус
с влечения. “Нравится!” - решает про себя юноша ( или  девушка  )  и  делает
шаг навстречу человеку, которого выделил  из  всех.  Бывает  людус  веселый,
озорной, шутливый, вроде  детской  полузабытой  игры  в  прятки:  и  хочется
выскочить из укрытия собственных представлений о том, что такое хорошо,  что
такое плохо, и вроде страшновато. С одной стороны, и приятно, и  как-то  по-
особому тепло с этим человеком. Но, с другой  -  при  расставании  тоска  не
гложет. Одно время  людус  даже  был  в  моде,  считался  современным  видом
межличностных  отношений.  Но  потом  люди  стали  постепенно  уставать   от
дешевки,  все  больше  жизненного  пространства  в  человеческом  сообществе
отвоевывало себе микрообщество “Ты и Я”. Людус притупляет  чувство,  оно  не
развивается вглубь, качество отношений  подменяется  количеством  партнеров,
не давая возможности подняться выше эмоций, влечения.
      Психологические разновидности, “цвета” любви могут переходить  друг  в
друга, видоизменяться.  Углубляться  или,  напротив,  затухать,  становиться
поверхностнее. Людус, кстати, иногда бывает  прелюдией  эроса.  При  прагме,
рассудочной любви, рядом с влечением, эмоцией, страстью, стоит верный  страж
- сознание.  Прагма  не  отличается  разнообразием  эмоциональных  оттенков.
Человек встречает привлекательного партнера, испытывает к  нему  или  к  ней
легкое  влечение  и  сейчас  же  начинает   анализировать:   “   А   сколько
зарабатывает ее отец? “, “ А его бабушка согласится отдать нам  квартиру?  “
и так далее, и так далее.  Скучно  это,  но  некоторым  нравится.   Мания  -
любовь-тревога,  любовь-тоска.  Мания   -   чувство   чрезвычайно   опасное,
изматывающее, иссушающее. вечная неуверенность в себе, в любимом,  ревность,
недоверие. Большое терпение надо  иметь,  чтобы  понять,  а  то  и  простить
мучимого манией.  Сторге  -  любовь-дружба.  Это  когда  все  ясно,  хорошо,
спокойно, но не пресно, не  скучно.  Сторге  -  само  доверие,  сторге  -  с
улыбкой, умеет ждать и прощать, сторге - терпеливое чувство. Сторге и  мания
- в какой-то степени антиподы. Мания - постоянное беспокойство: любит  -  не
любит? Меня - не меня? Как посмотрел? Почему не туда села? И тому подобное.
      Итак,  начинается  любая  любовь  с  влечения,   страсти.   И   только
постепенно, проходя через сознание, она превращается в  чувство.  Хотя  надо
честно отметить, что некоторые люди так до него и  не  дорастают.  В  лучшем
случае они могут позволить себе  общедоступный  людус  или  пресную  прагму.
Любовь - маленькое, но сложно устроенное государство.  Тут  возможны  всякие
формы отношений: и демократия,  и  анархия,  и  просвещенный  абсолютизм,  и
даже, к сожалению, деспотия. Но при одном условии: если  форма  эта  принята
добровольно. Нет ничего печальнее и  безнадежней,  чем  долгая  изматывающая
борьба за власть.
 Прекрасно понимаю родителей, которые уговаривают детей любить  разумно,  не
рискуя ни репутацией, ни здоровьем, ни  тем  более  жизнью.  Девичья  честь,
проверка чувств, серьезное отношение к браку - все к  месту,  все  так.  Но,
увы, не меньше, чем эти проверенные правила, человечеству  нужны  исключения
из них. Нужна девочка, ищущая яд на губах мертвого Ромео.
      Мученики и герои любви, как ученые, как великие мореплаватели,  рискуя
и жертвуя  собой,  прокладывали  путь  к  неведомым  материкам  человеческих
отношений. Безумная Офелия бросалась в реку, несчастный Вертер  хватался  за
пистолет, Анна Каренина падала на рельсы, - а человечество,  обогащенное  их
горестным опытом, становилось чуть-чуть счастливее.


                                                    Список литературы:
      1. Василев К. Любовь. М.: Прогресс, 1992.
      2. Василев С. Психология любви. М.: Интерпринт, 1992.
      3. Жуховицкий Л. Счастливыми не рождаются... М.: Просвещение, 1989.
      4. Рюриков Ю. Три влечения. М.: Прогресс, 1984.
      5. Соковня И. Бессонница в ожидании Любви. М.: Просвещение, 1992.
      6. Фромм Э. Искусство любви. Минск: Полифакт, 1990.
      7. Немов  Р.С. «Психология». Книга  1. М:  ВЛАДОС     ИМПЭ  им.   А.С.
Грибоедова, 2001


смотреть на рефераты похожие на "Психологические аспекты любви "