Психология

Межличностное общение



                                 Оглавление

      Введение…………………………………………………………………Стр.3
      Глава I. Межличностное взаимодействие…………………………….Стр. 5
        1. Задачи межличностного взаимодействия………………………Стр. 5
        2. Межличностные отношения…………………………………….Стр. 8
      Глава II. Психология общения и межличностные отношения. …….Стр. 10
      2.1. Межличностное общение…………………………………………Стр. 10
      2.2. Структура общения в межличностных отношениях……………Стр. 13
      2.3. Функции общения в межличностных отношениях……………..Стр. 15
      2.4. Психология межличностного воздействия………………………Стр. 20
      Заключение …………………………………………………………….Стр. 23
      Библиографический список использованной литературы. …………Стр. 25
      Приложение 1. …………………………………………………………Стр. 27
      Приложение 2. …………………………………………………………Стр. 28



                                  Введение

      Взаимодействие человека с окружающим миром  осуществляется  в  системе
объективных отношений, которые складываются между людьми в  их  общественной
жизни.
      Объективные отношения и связи  неизбежно  и  закономерно  возникают  в
любой реальной группе. Отражением  этих  объективных  взаимоотношений  между
членами  группы  являются  субъективные  межличностные  отношений,   которые
изучает социальная психология.
      Основной   путь   исследования   межличностного    взаимодействия    и
взаимодействия  внутри  группы  –   это   углубленное   изучение   различных
социальных факторов, а также взаимодействия людей, входящих в состав  данной
группы. Никакая человеческая  общность  не  может  осуществлять  полноценную
совместную деятельность, если не будет установлен контакт  между  людьми,  в
нее включенными, и не будет достигнуто между ними должного  взаимопонимание.
Так, например, для  того, чтобы учитель мог обучить чему-либо  учеников,  он
должен вступить с ними в общение.
      Общение – это многоплановый процесс развития контактов  между  людьми,
порождаемый потребностями совместной деятельности.
      В данной курсовой  работе  будет  рассматриваться  общение  в  системе
межличностных отношений и взаимодействия людей.
      Предметом моей курсовой работы является  определение места  общения  в
структуре  межличностного  взаимодействия  и  взаимодействия  людей.   Целью
является  дать  характеристику  межличностного  взаимодействия   и   общения
людей.  Задача  курсовой  работы  раскрыть  специфику  общения  в  структуре
межличностных отношений и взаимодействия людей.
      При работе над курсовой работой я использовала метод простого анализа.
      В процессе изучения своей темы  были использованы книги по  психологии
таких авторов как Б. П. Блонского, Г. М. Андреевой, Леоньева А.  Н.,  А.  В.
Петровского и  др.  Учебники  данных  авторов  полностью  раскрывают  теорию
межличностных отношений.
      Для  структурирования  многочисленных  результатов   исследований   по
межличностному  взаимодействию  используется  системный  подход,  элементами
которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия.



                    Глава I. Межличностное взаимодействие
                  1.1. Задачи межличностного взаимодействия

      В   содержательном   плане   рассматриваются   три   основные   задачи
межличностного  взаимодействия:   межличностное   восприятие   и   понимание
человека, формирование межличностных отношений и  оказание  психологического
воздействия.
      Понятие  «восприятие  человека  человеком»  недостаточно  для  полного
познания  людей.  Впоследствии  к   нему   добавилось   понятие   «понимание
человека», что предполагает подключение к  процессу  восприятия  человека  и
других  познавательных  процессов.  Эффективность   восприятия   связана   с
социально-психологической   наблюдательностью    —    свойством    личности,
позволяющем  ей   улавливать   в   поведении   человека   малозаметные,   но
существенные для его понимания особенности.
      Особенности воспринимающего зависят от пола, возраста, национальности,
темперамента,    состояния    здоровья,    установок,     опыта     общения,
профессиональных и личностных особенностей и др.
      С  возрастом   дифференцируются   эмоциональные   состояния.   Человек
воспринимает окружающий его мир через  призму  своего  национального  образа
жизни. Успешнее определяют различные психические состояния  и  межличностные
отношения  те  люди,  которые  имеют  более  высокий   уровень   социального
интеллекта, объектом познания является  как  физический,  так  и  социальный
облик человека, восприятии фиксируется  первоначально  физический  облик,  к
которому  относят  физиологические,  функциональные  и   паралингвистические
характеристики. К анатомическим (соматическим) особенностям относятся  рост,
голова,   и   др.   Физиологические   характеристики    включают    дыхание,
кровообращение, потоотделение и т. д.  Функциональные  особенности  включают
осанку, позу и походку, лингвистические (невербальные)  особенности  общения
включают  мимику,   жесты,   телодвижения.   Однозначные   эмоции   несложно
дифференцировать,  а  смешанные   и   невыраженные   психические   состояния
распознаются  гораздо  труднее.  Социальный  облик  предполагает  социальное
оформление  внешности,  речевые,   паралингвистические,   проксемические   и
деятельностные  характеристики.  Социальное  оформление  внешности  (внешний
облик) включает одежду человека,  его  обувь,  пения  и  другие  аксессуары.
Проксемические особенности общения относятся к состоянию  между  общающимися
и  их  взаимному  расположению.  Примером  из   художественной   литературы,
демонстрирующим  умение  определять  по  особенностям   место   рождения   и
профессию,  является  профессор  фонетики  Хиггинс  из  пьесы   «Пигмалион».
Экстралингвистические  особенности  речи  предполагают  своеобразие  голоса,
тембр, высоту и т. д. При восприятии  человека  социальные  особенности,  по
сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.1
      Процесс познания человека включает механизмы, искажающие представления
о воспринимаемом,  механизмы  межличностного  познания,  обратную  связь  от
объекта и условия, в которых происходит  восприятие.  Механизмы,  искажающие
формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают  возможность  объективного
познания людей. Наиболее значимыми из них  являются:  механизм  первичности,
или новизны (сводится  к  тому,  что  первое  впечатление  о  воспринимаемом
влияет на последующее формирование образа  познаваемого  объекта);  механизм
проекции  (перенос  на  людей  психических   особенностей   воспринимающих);
механизм стереотипизации (отнесение воспринимаемого  человека  к  одному  из
известных  субъекту  типов  людей);  механизм  этноцентризма  (пропуск  всей
информации   через   фильтр,   связанный   с   этническим   образом    жизни
воспринимающего).
      Для восприятия человека и его понимания субъект  неосознанно  выбирает
различные механизмы  межличностного  познания.  Основным  является  механизм
интерпретации  (соотнесения)  личностного  опыта  познания  людей  вообще  с
восприятием  данного  человека.  Механизм  идентификации   в   межличностном
познании представляет отождествление себя с другим человеком. Субъект  также
использует  механизм  каузальной  атрибуции  (приписывание   воспринимаемому
определенных  мотивов  и  причин,  объясняющих   его   поступки   и   другие
особенности). Механизм рефлексии другого человека в  межличностном  познании
включает осознание субъектом  того,  как  он  воспринимается  объектом.  При
межличностном восприятии и понимании объекта существует  достаточно  строгий
порядок функционирования механизмов межличностного познания  (от  простых  к
сложным).
      В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по
различным  сенсорным  каналам  информацию,  свидетельствующую  об  изменении
состояния  партнера  по  общению.  Обратная  связь  от  объекта   восприятия
выполняет для субъекта осведомительную и корригирующую  функцию  в  процессе
восприятия объекта.
      К условиям восприятия человека человеком относятся ситуации,  время  и
место  общения.  Сокращение   времени   при   восприятии   объекта   снижает
возможность воспринимающего  получить  достаточную  информацию  о  нем.  При
длительном  и   тесном   контакте   у   оценивающих   начинают   проявляться
снисходительность и фаворитизм.



                        1.2. Межличностные отношения

      Межличностные отношения являются  составной  частью  взаимодействия  и
рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения  —  это  объективно
переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.  В  их
основе лежат разнообразные эмоциональные состояния  взаимодействующих  людей
и  их  психологические  особенности.  В   отличие   от   деловых   отношений
межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.
      Развитие межличностных  отношений  обусловливается  полом,  возрастом,
национальностью  и  многими  другими  факторами.  У  женщин   круг   общения
значительно меньше, чем у мужчин. В  межличностном  общении  они  испытывают
потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации  о  себе.
Они чаще жалуются на одиночество (И.  С.  Кон).  Для  женщин  более  значимы
особенности, проявляющиеся  в  межличностных  отношениях,  а  для  мужчин  —
деловые качества. В  разных  национальных  общностях  межперсональные  связи
строятся с учетом положения человека в  обществе,  половозрастных  статусов,
принадлежности к различным социальным слоям и др.1
      Процесс развития межличностных отношений  включает  в  себя  динамику,
механизм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.
      Межличностные  отношения  развиваются  в  динамике:  они  зарождаются,
закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего  могут  постепенно
ослабляться, Динамика развития межличностных  отношений  проходит  несколько
этапов:  знакомство,  приятельские,  товарищеские  и  дружеские   отношения.
Знакомства осуществляются в зависимости от  социокультурных  норм  общества.
Приятельские  отношения  формируют   готовность   к   дальнейшему   развитию
межличностных  отношений.  На  этапе   товарищеских   отношений   происходит
сближение  взглядов  и  оказание  поддержки  друг  другу  (недаром   говорят
«поступить по-товарищески», «товарищ по оружию»). Дружеские отношения  имеют
общее предметное содержание — общность интересов, целей  деятельности  и  т.
д. Можно  выделить  утилитарную  (инструментально-деловую)  и  эмоционально-
экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу (И. С. Кон).
      Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия —  отклик
одной личности на переживания другой. Эмпатия имеет  несколько  уровней  (Н.
Н. Обозов). Первый уровень включает  когнитивную  эмпатию,  проявляющуюся  в
виде  понимания  психического  состояния  другого  человека  (без  изменения
своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию  в  форме  не  только
понимания состояния объекта, но и сопереживания  ему,  т.  е.  эмоциональную
эмпатию. Третий уровень  включает  когнитивные,  эмоциональные  и,  главное,
поведенческие  компоненты.   Данный   уровень   предполагает   межличностную
идентификацию, которая является  мысленной  (воспринимаемой  и  понимаемой),
чувственной (сопереживаемой)  и  действенной.  Между  этими  тремя  уровнями
эмпатии  существуют   сложные   иерархически   организованные   взаимосвязи.
Различные формы эмпатии и ее интенсивности могут быть присущи как  субъекту,
так  и  объекту  общения.   Высокий   уровень   эмпатийности   обусловливает
эмоциональность, отзывчивость и др.
      Условия развития межличностных  отношений  существенно  влияют  на  их
динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению  с  сельской
местностью, межличностные контакты более многочисленны, быстро  заводятся  и
так  же  быстро  прерываются.  Влияние   временного   фактора   различно   в
зависимости  от   этнической   среды:   в   восточных   культурах   развитие
межличностных отношений  как  бы  растянуто  во  времени,  а  в  западных  —
спрессовано, динамично.

      Глава II. Психология общения и межличностные отношения
                         2.1. Межличностное общение

      Категория «общение» является одной из  центральных  в  психологической
науке наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение»,  «личность»,
«отношения». «Сквозной характер» проблемы общения становится понятным,  если
дать одно из типичных определений межличностного общения. В  соответствии  с
этим определением, межличностное общение —  это  процесс  взаимодействия  по
крайней мере двух лиц, направленный на  взаимное  познание,  установление  и
развитие  взаимоотношений  и  предполагающий  взаимовлияние  на   состояния,
взгляды, поведение и  регуляцию  совместной  деятельности  участников  этого
процесса.
      За последние 20-25  лет  изучение  проблемы  общения  стало  одним  из
ведущих направлений исследований  в  психологической  науке,  и  особенно  в
социальной психологии. Ее перемещение в центр  психологических  исследований
объясняется изменением методологической ситуации,  отчетливо  определившейся
в  социальной  психологии  в  последние   два   десятилетия.   Из   предмета
исследования общение одновременно превратилось и в способ, принцип  изучения
вначале познавательных процессов, а затем и личности человека в целом.
      Общение —  реальность  человеческих  отношений,  предполагающая  любые
формы совместной деятельности людей.
      Общение не является предметом  только  психологического  исследования,
поэтому   с   необходимостью   встает    задача    выявления    специфически
психологического аспекта этой категории. При этом вопрос о связи  общения  с
деятельностью   является   основополагающим;   одним   из   методологических
принципов раскрытия  этой  взаимосвязи  является  идея  единства  общения  и
деятельности. Исходя из этого принципа под  общением  понимается  реальность
человеческих отношений, предполагающая любые формы  совместной  деятельности
людей.
      Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда  деятельность
и общение рассматриваются как две  стороны  социального  бытия  человека;  в
других  случаях  общение  понимается  как  элемент  любой  деятельности,   а
последняя рассматривается как условие  общения.  И  наконец,  общение  можно
интерпретировать как особый вид деятельности.1
      Необходимо отметить, что  в  подавляющем  большинстве  психологических
трактовок деятельности основу  ее  определений  и  категориально-понятийного
аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие  все-таки  лишь
одну  сторону  социального  бытия  человека.  В  связи  с   этим   возникает
необходимость разработки категории общения, раскрывающей  другую,  не  менее
существенную сторону  социального  бытия  человека,  а  именно  —  отношений
«субъект-субъект(ы)».
      Здесь  можно  привести  мнение  В.  В.   Знакова,   которое   отражает
существующие  в  современной  отечественной   психологии   представления   о
категории общения: «Общением я  буду  называть  такую  форму  взаимодействия
субъектов,  которая   изначально   мотивируется   их   стремлением   выявить
психические качества друг друга и в ходе которой  формируются  межличностные
отношения  между  ними...   Под   совместной   деятельностью   далее   будут
подразумеваться ситуации, в которых межличностное  общение  людей  подчинено
общей цели — решению конкретной задачи.
      Субъектно-субъектный  подход  к   проблеме   взаимосвязи   общения   и
деятельности преодолевает  одностороннее  понимание  деятельности  лишь  как
субъект-объектного  отношения.  В  отечественной  психологии   этот   подход
реализуется посредством  методологического  принципа  общения  как  субъект-
субъектного взаимодействия, теоретически и  экспериментально  разработанного
Б. Ф. Ломовым (1984)  и  его  сотрудниками.  Рассматриваемое  в  этом  плане
общение выступает как особая самостоятельная форма активности  субъекта.  Ее
результат  —  не   столько   преобразованный   предмет   (материальный   или
идеальный), сколько отношения человека с  человеком,  с  другими  людьми.  В
процессе общения осуществляется не только взаимный обмен  деятельностью,  но
и представлениями, идеями,  чувствами,  проявляется  и  развивается  система
отношений «субъект-субъект(ы)».
      В целом, теоретическая и экспериментальная разработка принципа общения
в отечественной  социальной  психологии  представлена  в  ряде  коллективных
работ, цитированных выше, а также в  работах  «Психологические  исследования
общения», «Познание и общение».
      В работе А. В. Брушлинского и В. А. Поликарпова (1990) наряду  с  этим
дано критическое осмысление  данного  методологического  принципа,  а  также
перечислены   наиболее   известные    циклы    исследований,    в    которых
проанализирована вся многоаспектная  проблематика  общения  в  отечественной
психологической науке.



              2.2. Структура общения в межличностных отношениях

      В  отечественной  социальной  психологии  проблема  структуры  общения
занимает важное место. Методологическая проработка этого вопроса  на  данный
момент   позволяет    выделить    совокупность    достаточно    общепринятых
представлений о структуре общения (Андреева Г. М., 1988; Ломов Б. Ф.,  1981;
Знаков   В.   В.,   1994),   выступающих   общеметодологическим   ориентиром
организации исследований.
      Под структурой объекта в науке понимается  порядок  устойчивых  связей
между элементами объекта исследования, обеспечивающих  его  целостность  как
явления при внешних и внутренних изменениях. К  проблеме  структуры  общения
можно  подойти  по-разному,  как  через  выделение  уровней  анализа   этого
явления, так и через перечисление его основных функций. Обычно  выделяют  по
крайней мере три уровня анализа (Ломов Б. Ф., 1984):
      1. Макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как
важнейшая  сторона  его  образа  жизни.  На  этом  уровне  процесс   общения
изучается в интервалах времени, сопоставимых  с  длительностью  человеческой
жизни, с акцентом на анализ психического развития  индивида.  Общение  здесь
выступает как сложная развивающаяся сеть  взаимосвязей  индивида  с  другими
людьми и социальными группами.
      2.  Мезауровень  (средний  уровень):   общение   рассматривается   как
сменяющаяся совокупность целенаправленных  логически  завершаемых  контактов
или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в  процессе  текущей
жизнедеятельности на конкретных  временных  отрезках  своей  жизни.  Главный
акцент  в  изучении  общения  на  этом  уровне  делается  на  содержательных
компонентах ситуаций общения - «по поводу чего» и «с  какой  целью».  Вокруг
этого  стержня  темы,  предмета  общения  раскрывается   динамика   общения,
анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы,  или
этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями,  идеями,
переживаниями.
      3. Микроуровень: здесь главный акцент делается на анализе элементарных
единиц общения как сопряженных актов,  или  трансакций.  Важно  подчеркнуть,
что  элементарная  единица   общения   —   это   не   смена   перемежающихся
поведенческих актов его участников, а их  взаимодействие.  Она  включает  не
только действие одного и партнеров, но и  связанное  с  ним  содействие  или
противодействие другого (например «вопрос-ответ», «побуждение к  действию  -
действие», «сообщение информации отношение к ней» и т. п.).1
      Каждый из перечисленных уровней анализа требует специального теоретико-
методологического  и  методического  обеспечения,  а  также  своего  особого
понятийного аппарата. И поскольку  многие  проблемы  психологии  комплексны,
встает задача  разработки  способов  выявления  взаимосвязей  между  разными
уровнями и раскрытия принципов этих взаимосвязей.



               2.3. Функции общения в межличностных отношениях

      Под функциями общения понимаются те роли и задачи,  которые  выполняет
общение   в   процессе   социального   бытия   человека.   Функции   общения
многообразны, и существуют различные основания для их классификации.
      Одним из общепринятых оснований  классификации  является  выделение  в
общении трех взаимосвязанных  сторон  или  характеристик  —  информационной,
интерактивной и перцептивной (Андреева Г. М., 1980). В соответствии  с  этим
выделяются  информационно-коммуникативная,  регуляционно-коммуникативная   и
аффективно-коммуникативная функции (Ломов Б. Ф., 1984).
      Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде
обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией  в
человеческом общении имеет  свою  специфику.  Во-первых,  мы  имеем  дело  с
отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом  (в
отличие  от   технического   устройства).   Во-вторых,   обмен   информацией
обязательно  предполагает  взаимодействие   мыслей,   чувств   и   поведения
партнеров. В-третьих,  они  должны  обладать  единой  или  сходной  системой
кодификации/декодификации сообщений.
      Передача любой  информации  возможна  посредством  различных  знаковых
систем.  Обычно  различают   вербальную   (в   качестве   знаковой   системы
используется речь) и невербальную  (различные  неречевые  знаковые  системы)
коммуникацию.
      В свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм:
      - кинетику (оптико-кинетическая  система,  включающая  в  себя  жесты,
мимику, пантомиму);
      - паралингвистику (система вокализации голоса, паузы,  покашливания  и
т. п.);
      - проксемику (нормы организации пространства и времени в общении);
      - визуальное общение (система контакта глазами).
      Иногда отдельно рассматривается  как  специфическая  знаковая  система
совокупность запахов, которыми обладают партнеры по общению.1
      Регуляционно-коммуникативная    (интерактивная)    функция     общения
заключается в регуляции поведения и непосредственной организации  совместной
деятельности людей в  процессе  их  взаимодействия.  Здесь  следует  сказать
несколько слов о традиции использования понятий взаимодействия и  общения  в
социальной  психологии.  Понятие  взаимодействия  используется  двояко:  во-
первых,  для  характеристики   действительных   реальных   контактов   людей
(действий, контрдействий, содействий) в  процессе  совместной  деятельности;
во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в  ходе
совместной деятельности, или шире — в процессе социальной активности.
      В  процессе  общения  как  взаимодействии   (вербальном,   физическом,
невербальном) индивид  может  воздействовать  на  мотивы,  цели,  программы,
принятие  решений,  на  выполнение  и  контроль  действий,  т.  е.  на   все
составляющие деятельности своего партнера,  включая  взаимную  стимуляцию  и
коррекцию поведения.
      Идентификация — мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению
с целью познать и понять его мысли и представления.
      Аффективно-коммуникативная  функция  общения  связана   с   регуляцией
эмоциональной   сферы   человека.   Общение   —    важнейшая    детерминанта
эмоциональных состояний  человека.  Весь  спектр  специфически  человеческих
эмоций возникает и развивается в условиях общения людей  —  происходит  либо
сближение эмоциональных состояний, либо их  поляризация,  взаимное  усиление
или ослабление.
      Можно привести  другую  классификационную  схему  функций  общения,  в
которой наряду  с  перечисленными  отдельно  выделяются  и  другие  функции:
организация   совместной   деятельности;   познание   людьми   друг   друга;
формирование   и   развитие   межличностных   отношений.    Отчасти    такая
классификация дана в монографии В.  В.  Знакова  (1994);  познавательная  же
функция в целом входит в перцептивную функцию, выделенную  Г.  М.  Андреевой
(1988).  Сопоставление  двух  классификационных   схем   позволяет   условно
включить  функции   познания,   формирования   межличностных   отношений   и
аффективно-коммуникативную в перцептивную функцию общения как более емкую  и
многомерную (Андреева  Г.  М.,  1988).  При  изучении  перцептивной  стороны
общения используется  специальный  концептуально-терминологический  аппарат,
включающий ряд понятий и  определений  и  позволяющий  анализировать  разные
аспекты социальной перцепции в процессе общения.
      Во-первых, общение невозможно без определенного уровня взаимопонимания
общающихся субъектов. Понимание —  это  определенная  форма  воспроизведения
объекта в  знании,  возникающая  у  субъекта  в  процессе  взаимодействия  с
познаваемой реальностью (Знаков В. В.,  1994).  В  случае  общения  объектом
познаваемой реальности является другой  человек,  партнер  по  общению.  При
этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение  в  сознании
взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга;  и
как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения.  Поэтому
в общении целесообразно говорить не  вообще  о  социальной  перцепции,  а  о
межличностной  перцепции  или   восприятии.   Некоторые   же   исследователи
предпочитают говорить не о восприятии, а о познании другого (Бодалев А.  А.,
1965,1983).
      Основными механизмами  взаимопонимания  в  процессе  общения  являются
идентификация,  эмпатия  и  рефлексия.  Термин   «идентификация»   имеет   в
социальной   психологии   несколько   значений.   В   проблематике   общения
идентификация - это мысленный процесс уподобления себя партнеру  по  общению
с целью познать и понять его  мысли  и  представления.  Под  эмпатией  также
понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но  с  целью
«понять» переживания и  чувства  познаваемого  человека.  Слово  «понимание»
здесь используется в  метафорическом  смысле  —  эмпатия  есть  «аффективное
понимание».
      Как видно из определений, идентификация  и  эмпатия  очень  близки  по
содержанию и часто  в  психологической  литературе  термин  «эмпатия»  имеет
расширительное  толкование  —  в  него  включаются  процессы  понимания  как
мыслей, так и чувств партнера  по  общению.  При  этом,  говоря  о  процессе
эмпатии,  нужно  иметь  в  виду  и  безусловно  положительное  отношение   к
личности. Это означает два момента:
      а) принятие личности человека в целостности;
      б)  собственная  эмоциональная  нейтральность,  отсутствие   оценочных
суждений о воспринимаемом (Соснин В. А., 1996).
      Рефлексия в проблеме понимания друг друга — это  осмысление  индивидом
того, как он воспринимается  и  понимается  партнером  по  общению.  В  ходе
взаимного  отражения  участников  общения  рефлексия  является  своеобразной
обратной связью, которая способствует  формированию  и  стратегии  поведения
субъектов общения, и коррекции их понимания  особенностей  внутреннего  мира
друг друга.
      Еще  одним  механизмом  понимания  в  общении  является  межличностная
аттракция. Аттракция (от англ. —  притягивать,  привлекать)  —  это  процесс
формирования  привлекательности  какого-то  человека  для   воспринимающего,
результатом чего является формирование межличностных отношений. В  настоящее
время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как  формирования
эмоционально-оценочных представлений друг о друге и  о  своих  межличностных
взаимоотноццениях (как положительных, так и отрицательных) как  своего  рода
социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента.
      Рассмотренные классификации функций общения, естественно, не исключает
друг друга. Более того, существуют  еще  и  другие  варианты  классификаций.
Это, в свою очередь,  предполагает,  что  феномен  общения  как  многомерное
явление необходимо изучать с помощью методов системного анализа.



                 2.4. Психология межличностного воздействия

      Сущность психологического  воздействия  сводится  к  взаимному  обмену
информацией  и  взаимодействию.  С  содержательной  стороны  психологическое
воздействие Может быть педагогическим, управленческим, идеологическим  и  т.
д.  и  осуществляться  на  разных  уровнях  психики:   на   осознаваемом   и
неосознаваемом.
      Субъект  психологического   воздействия   может   выступать   в   роли
организатора,  исполнителя  (коммуникатора)  и  даже  исследователя   своего
процесса воздействия. Эффективность воздействия зависит от  пола,  возраста,
социального статуса и многих Других составляющих  субъекта,  а  главное,  от
его  профессиональной  и   психологической   подготовленности   к   оказанию
воздействия на партнера по общению.
      Субъект межличностного воздействия:
      - изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие;
      - выбирает стратегию, тактику и средства воздействия;
      - учитывает поступающие от объекта сигналы об  успешности-неуспешности
воздействия;
      - организует противодействие объекту (при  возможном  контрвоздействии
объекта на субъект) и т. д.
      В  том  случае,  если  реципиент  не  согласен  с   предлагаемой   ему
информацией и стремится снизить эффект  оказываемого  на  него  воздействия,
коммуникатор имеет  возможность  использовать  закономерности  рефлексивного
управления или манипулятивного воздействия.
      Объект  межличностного  воздействия   (реципиент),   будучи   активным
элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию  и
может не соглашаться  с  субъектом,  а  в  отдельных  случаях,  осуществлять
контрвоздействие  на  коммуникатора.  Объект  соотносит   предлагаемую   ему
коммуникатором информацию с имеющимися у  него  ценностными  ориентациями  и
своим жизненным опытом, после  чего  принимает  решения.  К  характеристикам
объекта, влияющим на  эффективность  воздействия  на  него,  относятся  пол,
возраст,   национальность,   профессия,   образование,   опыт   участия    в
коммуникационном обмене и другие особенности.
      Процесс межличностного психологического воздействия (влияния),  будучи
в свою очередь многомерной системой, включает стратегию, тактику,  средства,
методы, формы, аргументацию и критерии эффективности воздействия.  Стратегия
— это способы действий субъекта по достижению главной цели  психологического
воздействия  на  реципиента.  Тактика  —  это  решение  промежуточных  задач
психологического   воздействия,    посредством    использования    различных
психологических приемов.
      В социальной психологии  выделяют  вербальные  (речь)  и  невербальные
(паралингвистические)   особенности   средств   воздействия.    К    методам
воздействия относятся убеждение и принуждение (на уровне сознания), а  также
внушение,  заражение  и  подражание  (на  неосознаваемом  уровне   психики).
Последние  три   метода   относятся   к   социально-психологическим.   Формы
межличностного воздействия  могут  быть  речевые  (письменные  и  устные)  и
наглядные.   Система   аргументации   предполагает   как   мировоззренческие
(абстрактные)  доказательства,  так   и   сведения   конкретного   характера
(цифровая   и    фактологическая    информация    легче    запоминается    и
сопоставляется).  Желательно  учитывать  принципы  отбора   и   предъявления
информации — доказательность и  удовлетворение  информационных  потребностей
конкретного  объекта,  а  также  коммуникационные  барьеры  (познавательные,
социально-психологические и др.)
      Критерии   эффективности   воздействия   делятся   на   стратегические
(отсроченные  в  перспективе,  например  мировоззренческие)  и   тактические
(промежуточные),  которыми  руководствуются   непосредственно   в   процессе
воздействия на партнера (речевые высказывания, мимика  и  др.).  В  качестве
промежуточных критериев  эффективности  межличностного  воздействия  субъект
может   использовать   изменение    психофизиологических,    функциональных,
паралингвистических,     вербальных,      проксемических,      поведенческих
характеристик объекта. Использование  критериев  желательно  осуществлять  в
системе, сопоставляя их различную интенсивность и частоту проявления.
      Условия воздействия включают место и время общения, а также количество
участников, на которых оказывается воздействие.
      Если общение не является фактическим, оно  обязательно  имеет  или  во
всяком случае предполагает  некоторый  результат  –  изменение  поведения  и
деятельности   людей.   Такое   общение    выступает    как    межличностное
взаимодействие,  т.  е.   совокупность   связей   и   взаимовлияний   людей,
складывающихся  в  процессе  их   совместной   деятельности.   Межличностное
взаимодействие представляет собой последовательность развернутых  в  времени
реакций людей на действия  друг  друга:  поступок  индивида  А.,  изменяющий
поведение Б., вызывает с  его  стороны  ответные  реакции,  которые  в  свою
очередь воздействуют на поведение А.



                                 Заключение



      Общение имеет огромное значение в формировании  человеческой  психики,
ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение  с
психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к  научению,
человек приобретает все свои высшие познавательные способности  и  качества.
Через  активное  общение  с  развитыми  личностями  он  сам  превращается  в
личность.

      Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он
никогда  не  стал  бы  цивилизованным,  культурным  и  нравственно  развитым
гражданином, был бы до конца жизни  обречен  оставаться  полуживотным,  лишь
внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.

      Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет  его
общение со взрослыми на ранних этапах  онтогенеза.  В  это  время  все  свои
человеческие, психические и  поведенческие  качества  он  приобретает  почти
исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения  в  школе,  а
еще более определенно — до  наступления  подросткового  возраста,  он  лишен
способности  к  самообразованию  и  самовоспитанию.   Психическое   развитие
ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности,  который
возникает в онтогенезе и благодаря которому  младенец  получает  необходимую
для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через  прямое
подражание  (викарное  научение),  а  затем   через   словесные   инструкции
(вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка.

      Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности  людей,
основу межличностных  отношений.  Возрастание  роли  общения,  важности  его
изучения связано  с тем, что в  современном обществе гораздо чаще в  прямом,
непосредственном  общении  между  людьми  вырабатываются  решения,   которые
прежде принимались, как правило отдельными людьми.



             Библиографический список использованной литературы

      1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М: Изд-во МГУ, 1988.
      2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека  человеком.  —    М.:
Изд-во  МГУ, 1982.
      3.  Бодалев  А.  А.  Личность  и  общение:  Избранные  труды.  —   М.:
Педагогика, 1983. 4. Брушлинский А. В., Поликарпове. А. Мышление и  общение.
— Минск: Изд-во «Университетское», 1990.
      5. Знаков В. В. Понимание в познании и общении / РАН. —  М.:  ИП  РАН,
1994.
      6. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк.  —  М.:  Политиздат,
1987.
      7. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования  //
Методологические проблемы психологии / Отв. ред. Е.  В.  Шорохова.  —    М.:
Наука, 1975. — 295 с.
      8. Леонтьев А. А. Проблемы развития психики. —  М.:  Наука,  1985.  9.
Ломов Б. Ф. Методологические и  теоретические  проблемы  психологии  /  Отв.
ред. Ю. Забродин. —М.: Наука, 1989.
      10. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.  11.
Панкратов В. Н. Уловки  в  спорах  и  их  нейтрализация.  —  М.:  Рос.  пед.
агенство, 1996.
      12.  Проблемы  общения  в  психологии:  Сборник  статей  /  АН,   Ин-т
социологии.; Отв. ред. Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1981.
      13. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. Л., 1967.
      14.  Петровская   Л.   А.   Компетентность   в   общении:   социально-
психологический тренинг. М., 1983.
      15. Межличностное восприятие и понимание  //  Современная  психология:
Справочное Руководство /   Под ред. В. Н.   Дружинина. - М.: Инфра-М,  1999.

      16. Резников Е. Н. Межличностные отношения  // Современная психология:
Справочное руководство / Под ред. В. Н.   Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999.
      17. Лунев П. А. Как стать хозяином  положения.  Анатомия  эффективного
общения. Руководство практического психолога / ИП РАН. — М., 1996.
      18.   Теоретические    и    методологические    проблемы    социальной
психологии/Под ред. Г. М. Андреевой и Н. Н. Богомоловой. М., 1977.
      19. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1968.
      20. Яковлев Б. Н. Отношения в трудовом коллективе. М., 1983.



                                                                Приложение 2



                 Функции общения в межличностных отношениях


1 Межличностное восприятие и понимание // Современная психология:
Справочное Руководство /   Под ред. В. Н.   Дружинина. - М.: Инфра-М,
1999.С. 508.
1 Шибутани Т. Социальная психология. М., 1968. С. 381.
1 Шибутани Т. Социальная психология. М., 1968. С. 383.
1 Межличностное восприятие и понимание // Современная психология:
Справочное Руководство /   Под ред. В. Н.   Дружинина. - М.: Инфра-М,
1999.С. 508.
1 Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.  151 с.

-----------------------
                         АФФЕКТИВНО-КОММУНИКАТИВНАЯ

                         РЕГУЛЯТИВНО-КОММУНИКАТИВНАЯ

                        ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ




смотреть на рефераты похожие на "Межличностное общение "