Психология

Пубертатный кризис


                       Кризис 13 – 17 лет.



    Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими  изменениями
условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они  касаются  физиологии
организма, отношений, складывающихся  у  подростков  со  взрослыми  людьми,
сверстниками,  уровня  развития  познавательных  процессов,  интеллекта   и
способностей. Во всем этом намечается  переход  от  детства  к  взрослости.
Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в  организм
взрослого человека. Центр духовной и физической жизни ребенка  перемещается
из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения
в группах сверстников строится  на  более  серьезных,  чем  развлекательные
совместные  игры,  делах,  охватывающих  диапазон  видов  деятельности,  от
совместного труда над чем-нибудь до  личного  общения  на  жизненно  важные
темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток   вступает  уже  будучи
интеллектуально развитым  человеком  и  располагая  способностями,  которые
позволяют ему  занять  определенное  место  в  системе  взаимоотношений  со
сверстниками.

    В подростковом возрасте последовательно  появляются  две  особые  формы
самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».
    Когда говорят, что ребенок взрослеет,  имеют  в  виду  становление  его
готовности к жизни в обществе  взрослых  людей,  причем  как  равноправного
участника этой жизни. Конечно, подростку еще далеко до истинной  взрослости
— и физически, и  психологически,  и  социально.  Он  объективно  не  может
включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные  со
взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего — во
внешнем  облике,  в  манерах/.  Внешний  вид  подростка  часто   становится
источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье  .  Подросток
стремится внешне ничем не отличаться  от  сверстников.  Желание  слиться  с
группой,  ничем  не  выделяться,  отвечающее  потребности  в  эмоциональной
безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и
называют социальной мимикрией.
    Подражание взрослым не ограничивается манерами  и  одеждой.  Подражание
идет  и  по  линии  развлечений,  романтических  отношений.  Независимо  от
содержания этих отношений копируется «взрослая» форма:  свидания,  записки,
дискотеки  и  т.п.  Одновременно  с  внешними,  объективными   проявлениями
взрослости возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе  как
к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым  человеком.
Эта субъективная сторона взрослости считается центральным  новообразованием
младшего подросткового возраста (11 — 13 лет).
    Чувство взрослости,  являясь  особой  формой  самосознания,  не  жестко
связано  с  процессом  полового  созревания.  Можно  сказать,  что  половое
созревание  не  становится   основным   источником   формирования   чувства
взрослости. Бывает, что высокий, физически развитый мальчик ведет себя  еще
совсем по-детски, а его маленький сверстник с тонким голоском ощущает  себя
взрослым человеком и требует от окружающих признания этого факта.
         Как проявляется чувство  взрослости  подростка?  Прежде  всего,  в
желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились к нему не как  к
маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со
старшими и идет на конфликты, отстаивая свою  «взрослую»  позицию.  Чувство
взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить
некоторые стороны своей жизни  от  вмешательства  родителей,  Это  касается
вопросов внешности, отношений с  ровесниками,  иногда  учебы.  В  последнем
случае отвергается не только контроль за успеваемостью, временем выполнения
домашних заданий и т.п., но  зачастую  и  помощь.  Кроме  того,  появляются
собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.  Подросток
с жаром отстаивает их  (будь  то  пристрастие  к  какому-то  направлению  в
современной музыке или  отношение  к  новому  учителю),  даже  несмотря  на
неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все  нестабильно,
взгляды могут измениться через пару  недель,  но  защищать  противоположную
точку зрения ребенок будет столь же эмоционально.
         Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые
усваиваются  детьми   в   это   время.   Появляется   моральный   «кодекс»,
предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях  со
сверстниками Чувство  взрослости  становится  центральным  новообразованием
младшего подросткового возраста, а к концу  периода,  примерно  в  15  лет,
подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков
себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» —  система
внутренне согласованных представлений а себе, образов «Я».
      Примерно в 11 — 12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а
затем  происходит  постепенное  усложнение   и   углубление   самопознания.
Подросток открывает для себя  свой  внутренний  мир.  Сложные  переживания,
связанные  с  новыми   отношениями,   свои   личностные   черты,   поступки
анализируются им пристрастно. Подросток хочет  понять,  какой  он  есть  на
самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать  себя  ему
помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства,
и отчасти близкие и взрослые. Личностная рефлексия, потребность разобраться
в себе  самом  порождают  и  исповедальность  в  общении  с  ровесником,  и
дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.
    Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в  самокопание,  приводит  к
недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте  оказывается  низкой
по своему общему уровню и неустойчивой.
    Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже  постоянно
наблюдают за ними, оценивают их.. Имея  воображаемую  аудиторию,  подросток
чувствует  себя  в  центре  внимания  окружающих,  иногда  даже  совершенно
незнакомых прохожих на улице. Он  все  время  открыт  чужим  взглядам,  что
усиливает  его  ранимость.  Подростки  противоречивы,  и  свойственная   им
ранимость часто сочетается с грубостью.
    С развитием самосознания связаны и возникающие в подростковом  возрасте
склонность к уединению, чувства одиночества, непонятости и тоски. Эти новые
чувства, не свойственные детям младших возрастов, проявляются в аффективных
вспышках и появляющейся вдруг на время замкнутости.
    Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны  —
они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представления  о
собственной  внешней  привлекательности,   представления   о   своем   уме,
способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте  и
других качествах,  соединяясь,  образует  «Я-концепцию»  —  так  называемое
реальное «Я».
    Познание  себя,  своих  различных  качеств  приводит   к   формированию
когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции». С ним связаны  еще
два — оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой
он  есть  на  самом  деле,  но  и  насколько  значимы  его   индивидуальные
особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся
главным образом благодаря влиянию семьи  и  сверстников.  Разные  подростки
поэтому по-разному переживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или
физической силы. Кроме того, представлениям о себе  должен  соответствовать
определенный  стиль  поведения.  Девочка,  считающая  себя  очаровательной,
держится совсем иначе, чем ее сверстница, которая находит себя  некрасивой,
но очень умной.
    Подросток — еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты  обычно
диссонируют, сочетание разных  образов  «Я»  негармонично.  Неустойчивость,
подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового  возраста
приводит к изменчивости  представлений  о  себе.  Иногда  случайная  фраза,
комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в  самосознании.  Когда
же образ «Я» достаточно стабилизировался, а оценка значимого  человека  или
поступок самого подростка  ему  противоречит,  часто  включаются  механизмы
психологической защиты. Допустим, мальчик, считающий себя смелым,  струсил.
Рассогласование его  представлений  о  себе  и  реального  поведения  может
вызвать такие болезненные переживания, что, избавляясь от них, он  начинает
убеждать всех, и прежде всего себя, что этот  поступок  был  разумным,  его
требовали  обстоятельства,  и  поступить  иначе  было  бы  глупо  (механизм
рационализации); или признает, что он струсил, но ведь и все его приятели —
трусы, каждый поступил бы так же на его месте (механизм проекции) и т.п.
    Помимо реального «Я» «Я-концепция» включает в себя идеальное  «Я».  При
высоком уровне притязаний  и  недостаточном  осознании  своих  возможностей
идеальное  «Я»  может  слишком  сильно  отличаться  от   реального.   Тогда
переживаемый подростком разрыв между  идеальным  образом  и  действительным
своим  положением  приводит  к  неуверенности  в  себе,  что  внешне  может
выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности/ Когда  идеальный  образ
представляется достижимым, он  побуждает  к  самовоспитанию.  Подростки  не
только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и  стремятся
развить в себе желательные качества.
    Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у
подростка развивается саморегуляция. Разумеется, далеко не все они способны
проявить настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к
созданному ими самими идеалу. Кроме  того,  у  многих  сохраняется  детская
надежда на чудо: кажется, что в один прекрасный  день  слабый  и  боязливый
вдруг нокаутирует первого в классе силача и  нахала,  а  троечник  блестяще
напишет  контрольную  работу.  Вместо  того  чтобы  действовать,  подростки
погружаются в мир фантазий.

    В  конце  подросткового  возраста,  на  границе   с   ранней   юностью,
представления о себе стабилизируются и образуют  целостную  систему  —  «Я-
концепцию». У  части  детей  «Я-концепция»  может  формироваться  позже,  в
старшем школьном возрасте. Но  в  любом  случае  —  это  важнейший  этап  в
развитии    самосознания.    Подросток    обладает     сильными,     иногда
гипертрофированными  потребностями  в  самостоятельности  и  в  общении  со
сверстниками.  Подростковая  самостоятельность  выражается  в  основном   в
стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля, а
также в разнообразных увлечениях — неучебных занятиях. Эти потребности  так
ярко проявляются в поведении, что говорят о «подростковых реакциях».
    Увлечения — сильные, часто сменяющие друг друга,  иногда  «запойные»  —
характерны для подросткового возраста. Считается, что подростковый  возраст
без увлечений подобен детству  без  игр.  Выбирая  себе  занятие  по  душе,
подросток удовлетворяет и потребность в самостоятельности, и познавательную
потребность, и некоторые другие.
    Именно в этот период появляется потребность в серьезной  самостоятельной
деятельности, которая в принципе может удовлетворяться  в  рамках  школьного
обучения. По мнению Д.Б. Эльконина, младший подростковый возраст  сензитивен
к переходу учебной деятельности  на  более  высокий  уровень.  Учение  может
приобрести новый личностный смысл стать деятельностью по  самообразованию  и
самосовершенствованию  Характер   увлечений   подростка   тесно   связан   с
интенсивным становлением  в  данном  возрасте  типа  характера.  Общение  со
сверстниками  -  у  подростков  столь  же  эмоционально,  что  и  увлечения.
Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на  учение,
и на неучебные занятия, и на отношения с родителями.  Ведущей  деятельностью
в   этот   период   становится    интимно-личностное    общение.    Наиболее
содержательное  и  глубокое  общение  возможно  при  дружеских   отношениях.
Подростковая дружба  —  сложное,  часто  противоречивое  явление.  Подросток
стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей.  Обычно
он  ищет  в  друге  сходства,  понимания  и   принятия   своих   собственных
переживаний и установок. Отношения со взрослыми прежде всего  с  родителями,
— еще одна  значимая  сфера  отношений  подростков.  Влияние  родителей  уже
ограничено — иваются все сферы  жизни,  как  это  было  в  младшем  школьном
возрасте, но его значение  трудно  переоценить.  Мнение  сверстников  обычно
наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками  и  девочками,  в
вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой,  современной  музыкой
и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных  проблем,
нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от  позиции
родителей.
    В то же время для подростков  характерно  стремление  к  эмансипации  от
близких взрослых. Нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении,  они
испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними  в  правах.
То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон  период,  зависит
главным образом от стиля воспитания, сложившегося в  семье,  и  возможностей
родителей перестроиться — принять чувство взрослости своего ребенка.

          Одна из ярких особенностей  подросткового  возраста  —  личностная
      нестабильность.  Она  проявляется  прежде  всего   в   частых   сменах
      настроения,    аффективной    «взрывчатости»,    т.е.    эмоциональной
      лабилъностии,   связанной    с    процессом    полового    созревания,
      физиологическими перестройками в организме.
          Но  личностная  нестабильность  —  это   больше,   чем   колебания
      эмоционального   фона.   Для   подростка    характерна    нравственная
      неустойчивость.  Нормам,  правилам  поведения  большинство  подростков
      следует для того, чтобы оправдать ожидания  значимых  для  них  людей,
      сохранить с ними хорошие отношения, получить их одобрение.  Ориентация
      на оправдание  ожиданий,  одобрение  или  на  авторитет  и  определяет
      неустойчивость  поведения  подростков,  их  зависимость   от   внешних
      влияний. Поскольку подростки ищут для себя  референтные  группы  среди
      сверстников и нуждаются в  близких  друзьях,  часто  мнение  последних
      становится определяющим. Иногда под влиянием приятеля или группы  («за
      компанию») дети  совершают  поступки,  на  которые  самостоятельно  не
      решились бы и о которых позже могут жалеть.
          Подросткам свойственна и  неустойчивая  самооценка.  Так  же,  как
      поведение, их самосознание во многом зависит от внешних влияний.  Как-
      то особенно посмотрела на перемене девочка — и подросток кажется  себе
      лучше и интереснее, чем раньше. О личностной нестабильности  подростка
      судят и по реальному проявлению  у  него  совершенно  разных  качеств,
      часто   противоположных,   по   противоречивости   его   характера   и
      устремлений. В подростковом  возрасте  у  одного  и  того  же  ребенка
      стремление быть признанным и уважаемым другими сочетается  с  показной
      независимостью и бравированием своими недостатками, застенчивость —  с
      развязностью,   сентиментальность   —   с   черствостью,   чувственное
      фантазирование — с сухим мудрствованием. Подросток  хочет  быть  таким
      же, как все, и пытается выделиться, отличиться любой ценой; борется  с
      авторитетами,  общепринятыми  правилами  и  идеалами  и   обожествляет
      случайных кумиров.



                                         Список Литературы.

    1. Р.С. Немов – Психология обазования.
    2. Л.С. Выготский – Психолгия.