Религия и мифология

Религии соременной Кореи



                                  Введение.


       Корейская  культура  самобытна,  но  как  во   всякой,   даже   очень
оригинальной культуре, в ней можно обнаружить сильные внешние  влияния.  Как
корни русской культуры уходят  в  Византию,  так  корни  корейской  культуры
приведут нас в  Китай.  Из  Древнего  Китая  в  Корею  пришли  мировоззрение
(конфуцианство  и  буддизм),  иероглифическое  письмо,  система  организации
государства, архитектурные стили, способы  обустройства  жилища  и  предметы
быта.
       Половина  корейцев  верующие,  половина  —  нет.  При  этом   корейцы
религиозны «в меру», им чужда фанатичная религиозность  (хотя  религиозность
и вера — это разные  вещи).  Одной  преобладающей  религиозной  группы  нет:
половина верующих (точнее, 47%) —  буддисты,  половина  (49%)  —  христиане.
Последний факт наверняка удивит многих читателей. Кроме  того,  3%  верующих
называют себя конфуцианцами. Приверженцы  традиционной  религии  корейцев  —
шаманизма (культа сил природы и предков) составляют 1%.

                                  Шаманизм.


       Древнейшим  верованием  Кореи,  зародившимся  на   заре   первобытной
истории, является поклонение духам или природе. Основано оно на вере  в  то,
что душа есть не только у человека. Шаманисты одухотворяли видимую  природу,
населяя бесчисленным множеством духов и  демонов  все  живое  и  неживое  на
земле, будь то скалы, деревья, горы, ручьи или небесные тела.
       Шаман, или по-корейски мудан, является  посредником  между  людьми  и
миром духов. Считается, что  он  может  отвести  беду,  излечить  болезнь  и
помочь  благополучно  перейти  в  мир  иной.  Один  из  важнейших  элементов
корейского шаманизма —  это  глубокая  вера  в  существование  душ  умерших.
Считается,  что  шаман   должен   улаживать   конфликты   и   недоразумения,
возникающие между миром живых и миром мертвых.
       Эти верования сохраняются в Корее и поныне. В наше  время  шаманством
занимается почти всегда женщина, тогда как раньше в  роли  посредника  могли
выступать  как  женщины,  так  и  мужчины.  Для  корейца,  придерживающегося
традиционного образа жизни, шаманизм — это религия страха и суеверий,  тогда
как  для   современного   поколения   это   красочный,   зрелищный   элемент
национальной культуры. Шаманский обряд с его  многочисленными  заклинаниями,
изгоняющими злых духов, напоминает театрализованное представление с  музыкой
и танцами.
       Появление более сложных религий, таких как даосизм,  конфуцианство  и
буддизм, не привело к полному  отказу  от  верований  и  обрядов  шаманизма.
Напротив, эти религии впитали в себя элементы шаманизма и  продолжали  мирно
сосуществовать. Шаманизм и по сей день  является  некоей  глубинной  основой
религиозных  верований   корейцев,   неотъемлемым   элементом   национальной
культуры.

                                Христианство.


      Соотношение между двумя основными конфессиями  в  пользу  христианства
изменилось в самое последнее десятилетие. Трудно  поверить,  но  в  1940  г.
христиане  составляли  только  2%  корейского   населения   (всего,   а   не
верующего), в 1972 г. их было уже 13%, а сейчас  —  25%[1].  Среди  христиан
больше, чем среди  буддистов,  людей  молодых  и  экономически  активных.  В
возрастной группе  от  20  до  29  лет  христиан  в  1,5  раза  больше,  чем
буддистов. Христиане преобладают в национальной элите. Ничего  похожего  нет
в соседних дальневосточных странах — Китае и Японии.
       Обилие христианских церквей бросается в  глаза  сразу  по  приезде  в
Корею. Особенно поздним  вечером,  когда  опускается  темнота  и  кресты  на
шпилях горят ярким рубиновым светом. В каждом городском микрорайоне, а то  и
квартале, есть церковь. Правда, они в Корее отнюдь не  так  величественны  и
архитектурно выразительны, как в  традиционно  христианских  странах.  Часто
прихожане  арендуют  этаж  в  обычном  доме,  и  лишь  решетчатая   пирамида
(напоминающая небольшую телевышку), увенчанная крестом,  выделяет  этот  дом
среди других.
       Реально христианство стало распространяться в Корее с конца XIX в.  С
тех пор оно приняло своеобразные корейские черты, как бы  «кореизировалось».
Служба  теперь  ведется  преимущественно  на  корейском  языке,  европейскую
церковную музыку сменила классическая корейская. Никто здесь не скажет,  что
корейцы-христиане  —  это  какие-нибудь  вероотступники,  изменившие   своим
корням в пользу «чуждой» религии. Как раз напротив:  корейцы-христиане  были
и остаются убежденными борцами за  корейскую  культурную  идентичность.  При
этом христианская  идеология  несомненно  облегчала  социально-экономическую
модернизацию Кореи в ХХ в.

                                  Буддизм.


       Христиане гораздо чаще посещают церкви, нежели буддисты  свои  храмы.
Этому есть нехитрое объяснение. Буддийские храмы в последние  пять  столетий
строились вдали от населенных пунктов, в уединенных местах в горах, так  что
добраться туда горожанам не так и просто. Многочисленные  храмы,  буддийские
статуи и пагоды не просто украшают ландшафты, но и являются важным  фактором
развития туристического бизнеса. Вокруг буддийских  монастырей  (а  все  они
расположены в живописных  местностях)  теперь  созданы  национальные  парки,
очень популярные среди  корейских  и  иностранных  туристов.  И  все  же  до
большинства монастырей праздные туристы не добираются.  Там  среди  поросших
соснами скал в легких деревянных павильонах — только одни молящиеся  монахи.

       Буддизм проник в Корею из Китая в IV в. н. э. В  VI—XIV  вв.  он  был
государственной религией Кореи. В то время буддизм консолидировал  корейский
этнос, укрепил его самосознание, культурно обогатил. Уход буддийских  храмов
и монастырей в удаленные районы произошел в конце  XIV  в.  Когда  власть  в
Корее взяла в свои руки новая династия Чосон  (1392—1910),  монархи  приняли
на вооружение и  новую  идеологию  (обновленное  конфуцианство),  а  буддизм
попал в немилость.
       Древние  буддийские  монастыри  строились  из  дерева   и   в   своем
первозданном виде до наших дней  не  сохранились.  Ныне,  когда  буддизм  не
подвергается   никаким   притеснениям,   буддийские   культовые   сооружения
восстанавливаются и строятся заново в городах.

                               Конфуцианство.


       Конфуцианство — это не религия в привычном смысле слова,  а  духовное
учение,  этическая  система.  Именно  конфуцианство  формировало  мораль   и
нравственность корейского народа. Живший два с половиной  тысячелетия  назад
Конфуций учил: личность должна  быть  нравственной.  Этот  мудрец  выработал
свод правил отношений  между  родителями  и  детьми,  женщиной  и  мужчиной,
господином и подчиненным. Конфуцианство отличается особым  культом  предков,
почитанием родителей, и эти ценности и нормы глубоко укоренены  в  корейской
культуре, в системе ценностей и поведения людей. Специально конфуцианству  в
школах теперь, конечно, не учат,  но  в  старину  конфуцианские  тексты  (на
древнекитайском языке) были обязательным предметом для изучения в школе.
       Учение  Конфуция  не   касается   области   сверхъестественного,   за
исключением  идеи  безличного  божественного  порядка,   именуемого   Небом,
которое предоставляет человечество самому себе до тех  пор,  пока  на  земле
царит  относительный   порядок   и   соблюдаются   добродетельные   принципы
правления. В этом  смысле  конфуцианство,  подобно  раннему  буддизму,  было
религией без бога. Но по прошествии веков мудрец и его главные ученики  были
причислены последователями к лику святых, с тем чтобы распространить  учение
среди простых необразованных людей.
       Конфуцианские сочинения появились на  полуострове  вместе  с  ранними
памятниками китайской письменности  где-то  в  начале  христианской  эры.  В
письменных источниках всех  трех  государств  -  Когуре,  Пэкче  и  Силла  -
сохранились  свидетельства  раннего  влияния  конфуцианства.   Например,   в
столице Когуре уже в IV в. н.э. действовал конфуцианский  университет,  а  в
провинциях существовали частные конфуцианские академии.  Примерно  в  то  же
время подобные учреждения были созданы и  в  Пэкче.  Как  обычно,  последним
чужеземное влияние ощутило на себе государство Силла.
       Королевский  двор  Объединенного  Силла  направлял  в  танский  Китай
делегации  ученых,  чтобы  они  могли  на  месте  ознакомиться   с   работой
конфуцианских институтов и привезти  домой  многотомные  труды,  посвященные
конфуцианству. Хотя  государственной  религией  был  буддизм,  конфуцианство
составляло философскую и структурную основу государства. Даже с  приходом  к
власти династии Коре  в X в.  форма  правления  существенно  не  изменилась,
разве что сильнее стало ощущаться влияние буддизма.
       Эпоха правления ориентированной на конфуцианское учение  династии  Ли
(период Чосон), которую часто критикуют за политические раздоры в борьбе  за
власть и  клановую  междоусобицу,  поводом  для  которых  служило  различное
толкование конфуцианских канонов, на  самом  деле  явилась  "золотым  веком"
конфуцианства, периодом его возрождения.
       Конфуцианство  в  Корее   нагляднее   всего   проявлялось   в   сфере
образования, церемониального этикета и государственной службы. Экзамены  для
поступления на государственную службу, или кваго, введенные  по  аналогии  с
китайской системой в  конце  X в.,  явились  мощным  стимулом  для  изучения
классических сочинений  конфуцианства;  благодаря  им  в  сознании  корейцев
глубоко укоренились основные конфуцианские ценности. Даже  сегодня  вряд  ли
можно  сказать,  что  корейцы  полностью  отбросили  традиции,  привычки   и
стереотипы мышления, восходящие корнями к конфуцианскому учению.


-----------------------
      [1] Среди христиан 3/4 — протестанты, 1/4 — католики.



смотреть на рефераты похожие на "Религии соременной Кореи"