Религия и мифология

Иудаизм в Израиле


В  истории  еврейского  народа  концепция  государственного   строительства,
имеющая  глубинную  этноконфессиональную  основу,  являлась  определяющей  в
период формирования древнееврейского государства (около 1000 г. до н.э.),  а
также теократического государства, существовавшего на территории  Иудеи  (IV
в. до н.э.).  Символом  еврейской  государственности  являлся  Иерусалимский
храм, окончательно уничтоженный в 70 г. н.э. Теократическая форма  правления
в разных видах просуществовала в Иудее несколько столетий и была  уничтожена
римскими   завоевателями,   однако   идея    теократического    государства,
закрепленная в Торе (Пятикнижии Моисея), продолжала существовать в  сознании
еврейского  народа  в  условиях  утраты  государственной  самостоятельности,
внешних завоеваний и диаспоры.

Идея  теократического  государства,  базирующаяся  на  вере  в   единого   и
общенационального   Бога,   объективно   способствовавшая    этнической    и
конфессиональной  консолидации  еврейского  народа,  до  сих  пор   является
актуальной в концепции взаимоотношений иудаизма и государства в Израиле.

Формально Израиль не является клерикальным государством,  однако  фактически
иудаизм  выполняет  функцию  государственной   религии   и   государственной
идеологии; его влияние  распространяется  на  государственно-политическую  и
социальную сферы Израиля.

В Израиле все вопросы личного статуса граждан решаются судами раввинов,
действующими на основе талмудического права. Гражданского брака в Израиле
не существует. Раввинат играет значительную роль в общественно-литической и
культурной жизни страны особенно в области просвещения. Религиозные учебные
заведения составляют около 30% всех средних учебных заведений Израиля. В
ряде городов Израиля (Тель-Авиве, Иерусалиме и др.) в субботу (шаббат) не
работают общественный транспорт, ряд аэропортов и т д. В Торе написано, что
Бог сотворил землю, светила, растения, животных  и первых людей за шесть
дней, седьмой день он отдыхал. В память об этом религиозный еврей не
совершает действия, направленные на разрушение или сотворение чего-либо.
Считается, что если все евреи смогут соблюсти 2 шаббата, то это приблизит
пришествие Мессии (Мошиаха). Все обряды и богослужение в субботу
предназначены, чтобы уловить это ощущение «святости времени». Таким
образом, шаббат воспринимается как дар Божий Израилю, знак завета Бога с
Его народом и знак откровения Божьего, способ жить с ощущением Творца.
Суббота представляется как «предвкушение грядущего мира» для евреев, способ
почувствовать радость конечного спасения. Это выражено в шаббатних
молитвах, читаемых, например, за вином, на дополнительной службе, на
дневной службе, а также в нижеследующей выдержке из утренней службы, с
которой начинается суббота:
  «…Народ, что освящает седьмой день, насладится щедротами  Твоими,  и  был
избран волей Твоей седьмой день; и Ты освятил его самым и назвал  его  самым
желанным из всех дней, в память сотворения мира».
  Перед субботой необходимо провести тщательные приготовления. Нужно
уладить все споры, очиститься от дурных мыслей и чувств. К материальным
приготовлениям относятся покупки, уборка, необходимо приготовить еду,
накрыть стол для трапезы в пятницу вечером. Это важное семейное торжество.
  Вскоре после захода солнца зажигаются две субботние свечи. Обычно это
делает мать семейства  в сопровождении дочерей или маленьких детей. Это
действие вводит в субботу. Тем временем другие члены семьи приветствуют
приход праздника в синагоге. Когда начинается вечерняя служба, о субботе
возвещают, как о королеве или невесте. Существует притча о том, что
человека на пути домой из синагоги в субботу сопровождают два ангела,
добрый и злой. Если он видит, что дома всё приготовлено для встречи шаббата
и царит приятная обстановка, добрый ангел произносит: «Пусть всё будет так
же на следующей неделе», а злой должен ответить: «Омен» («Да будет так»).
Но если дома ничего не готово, тогда злой ангел говорит: «Пусть все будет
так же на следующей неделе», а добрый должен против своей воли ответить:
«Омен». Перед трапезой читают «кидуш» («освящение»), пьют вино, которое
символизирует сладость и веселье этого дня, и едят хлеб, напоминающий о
двойной доле манны небесной выпадавшей во время скитаний евреев по пустыне.
После празднования читают шаббатнюю молитву благодарения. Церемония
завершения субботы носит название «Авдала». Читаются благословения над
вином и пряностями. Некоторые воспринимают это как обряд подслащения дел
наступающей недели, для других это способ продления праздника.


В 1948 г. (14 мая была обнародована Декларация независимости Израиля)  одним
из  основных  вопросов,  вставших  перед  новым  государством,  был   статус
иудаизма и взаимоотношение государства и религии.

Статус еврейской религии  в  Государстве  Израиль  не  получил  до  сих  пор
законодательного оформления из-за  разногласий  в  обществе  по  вопросу  об
отношении  религии  к  государству  и  ее  роли  в  обществе.   Сравнительно
небольшая   часть   населения   Израиля   требует   абсолютного   приоритета
религиозного  законодательства  над  государственным;   также   относительно
невелика группа населения, требующая полной  секуляризации  законодательства
вплоть до исключения личного права из юрисдикции раввината.  Большинство  же
населения  поддерживает  сохранение  в  той  или  иной  форме  традиционного
специфического колорита израильской государственности и общества.

При  изучении  общественного  мнения  было  установлено,  что  только  15  %
взрослого   еврейского   населения   Израиля    высказывается    в    пользу
теократического  государства.  За  полностью  секуляризованное   государство
выступает более 30 %, а что касается остальных (около 50  %),  то  часть  из
них придерживается мнения о тесных связях государства и  религии,  а  другие
предлагают  отделение  синагоги  от  государства  и  школы  от   церкви.   В
результате сложилась  ситуация,  когда  в  Израиле  иудаизм  не  отделен  от
государства, как и школа от церкви. Несмотря на наличие в стране  нескольких
вероисповеданий кроме иудаизма (мусульманского, христианского,  друзского  и
др.), только иудаизм занимает господствующее положение.

 Вместе с тем стремление израильского общества  к  компромиссу,  приемлемому
для религиозных и нерелигиозных кругов, а  также  к  сохранению  традиций  в
государственной и общественной жизни страны, нашло выражение  в  статус-кво,
еще до возникновения Государства  Израиль:  юрисдикция  раввинских  судов  в
области  личного  статуса  (браки  и  разводы)  членов   еврейской   общины,
запрещение работы в субботу и дни религиозных праздников  в  государственных
учреждениях  и  общественных   заведениях,   на   общественном   транспорте,
промышленных предприятиях и в сфере обслуживания;  особая  сеть  религиозных
школ; признание и субсидирование религиозных учреждений и служб.

Влияние иудаизма сказывается на гражданском  законодательстве  -  в  Израиле
официально запрещены не только  браки  евреев  с  неевреями,  но  затруднены
браки между представителями различных  направлений  в  иудаизме.  По  закону
1953 г. все дела брачно-семейного характера  были  отданы  в  исключительное
ведение раввинских судов. Поэтому  чтобы  подобные  браки  были  признаны  и
зарегистрированы  религиозными  советами  общин,  нееврейская  сторона   или
последователь реформированного или консервативного  направления  в  иудаизме
должны  принять   иудаизм   в   соответствии   с   ортодоксальным   обрядом,
установленным Талмудом.  Практически  невозможен  переход  евреев  в  другое
вероисповедание,  суровое  уголовное  наказание   предусмотрено   для   лиц,
содействующих такому переходу.

По израильским  законам  о  гражданстве  автоматическое  его  предоставление
может иметь место только  в  отношении  еврея.  По  закону  1970  г.  евреем
признается лицо, родившееся от еврейской матери, либо перешедшее  в  иудаизм
и не исповедующее иной религии.

Современное еврейское население Израиля сложилось из репатриантов  из  стран
рассеяния, и его этнический состав является отражением  этнического  состава
мирового  еврейства,  составляющего  один  народ,   объединенный   общностью
происхождения, религии, духовного  наследия  и  национального  самосознания.
Однако   существование   еврейского   народа   в   диаспоре   и   отсутствие
государственности (до 1948 г.)  привели  к  его  фрагментации  на  отдельные
общины с разными языками  повседневного  общения,  некоторыми  различиями  в
религиозной обрядности,  а  также  в  сложившихся  формах  быта,  культурных
традициях и т.п.

Наиболее  значительной  этнолингвистической  общностью  является   ащкеназы,
языком общения которых был идиш и, которые принадлежат к выходцам  из  стран
Восточной и Центральной Европы, Северной Америки, Южной Африки и  Австралии,
большинству  выходцев  из  стран  Западной  Европы  и  Южной  Америки.   Они
составляли абсолютное большинство еврейского  населения  Израиля  к  моменту
его образования (85 %), в настоящее время их число уменьшилось в  результате
массовой репатриации из арабских стран.

К  сефардам,  языком  общения  которых  был  еврейско-испанский,   относятся
выходцы из  стран  Балканского  полуострова  (Греция,  Болгария,  Югославия,
Турция), часть выходцев из Северной Африки. Около 40 % еврейского  населения
Израиля составляют в настоящее время выходцы  из  арабского  мира  (Марокко,
Ирак,  Йемен,  Иран),  значительны  этноконфессиональные  группы  бухарских,
горских, курдских и др. евреев.

Государство Израиль является средоточием памятных  мест  иудаизма  и  святым
местом для его последователей не только  граждан  Израиля,  но  и  тех,  кто
проживает за его пределами. Главная святыня - Западная стена (в  европейской
традиции -  стена  плача),  участок  уцелевшей  части  храмового  комплекса,
которая уже в первые века после  разрушения  Иерусалимского  храма  (70  г.)
стала местом  молитвы.  Западная  стена  привлекает  евреев  как  из  самого
Израиля,  так  и  из  стран  диаспоры.  К  ней  приходят  ежегодно  миллионы
молящихся туристов. После воссоединения Иерусалима  (1967  г.)  сложились  и
получили широкое распространение  традиции,  связанные  с  Западной  стеной.
Многие мальчики, достигшие 13-летнего возраста, здесь впервые  вызываются  к
чтению Торы, приносят присягу новобранцы отборных боевых частей,  проводятся
церемонии в честь национальных праздников Израиля.

В начале 90-х  годов  в  Израиле  насчитывалось  около  7  тысяч  официально
зарегистрированных  синагог.  Столь   большое   число   молитвенных   зданий
объясняется разнообразием литургий различных этнических групп и  религиозных
течений в иудаизме. Во многих синагогах после  молитвы  проводится  изучение
Закона. Число молящихся особенно значительно по  субботам  и  праздникам.  В
крупные  праздники  синагогу  посещает  большинство   еврейского   населения
страны. Во многих общинах принято справлять в синагоге  семейные  праздники:
обряды бракосочетания,  обрезания,  бар-мицвы  (совершеннолетия)  Почти  все
конгрегации отмечают благодарственными молитвами День Независимости  Израиля
и День  освобождения  Иерусалима,  а  в  субботнюю  и  праздничную  литургию
включают  молитвы  за  благоденствие  Израиля,  за  благополучие  президента
страны и ее армии.

В настоящее время Израиль является мировым центром традиционного  еврейского
образования. В Израиле были воссозданы иешивы,  так  называемого  литовского
типа (одна из наиболее знаменитых  -  Поневежская  иешива  в  Бней-Браке)  и
обосновалось несколько хасидских иешив ("дворов"). Они  быстро  прижились  в
Израиле и стали привлекать  многочисленных  учащихся  из  уроженцев  страны.
Часто традиционное обучение в иешивах сочетается со  средне  образовательной
программой (или программой профессионального обучения). Многие  из  учеников
средних иешив продолжают обучение в высших иешивах.  К  другим  видам  иешив
относятся иешивы, в  которых  четырехлетнее  изучение  Закона  сочетается  с
военной подготовкой и несением действительной воинской службы.  В  1960-80-х
годах в связи с активным обращением к  религии  выходцев  из  разных  стран,
эмигрировавших в Израиль, возникает сеть специальных иешив  для  учащихся  с
разным уровнем знаний о религии, образовательным уровнем  и  т.д.  Создаются
специальные учебно-воспитательные заведения для девушек. Некоторые  из  этих
иешив создаются специально для учащихся из США, Франции и  других  стран,  а
также для лиц с высшим образованием, для бывших преступников и т.п.

С  образованием  Государства  Израиль  для  обеспечения   религиозных   нужд
населения и контроля над деятельностью религиозных учреждений  было  создано
Министерство по делам религий. Еврейскими общинно религиозными  учреждениями
руководит   Верховный   раввинат,    являющийся    одновременно    верховным
апелляционным раввинским судом. В городах действуют городские раввинаты.

При муниципальных и  поселковых  советах  действуют  религиозные  советы.  В
функции религиозных советов входит устройство и содержание  микве  (бассейна
для религиозного омовения), оказание  материальной  помощи  в  учреждении  и
содержании синагог, контроль за соблюдением религиозных  правил  (кашрут)  в
скотобойнях  и  мясных  лавках,  ресторанах,   гостиницах   и   т.п.   Члены
религиозного совета назначаются раз в четыре года  муниципалитетом,  местным
раввином и Министерством по делам религий.

Около 100 даянов (судей) заседают  в  24  раввинских  судах,  действующих  в
десяти  городах  Израиля.  Помимо  правовых  вопросов,  касающихся   личного
статуса еврейских граждан  страны,  в  юрисдикцию  раввинских  судов  входит
утверждение гиюра (формального перехода в иудаизм).

Общины консервативного и реформистского  течений  в  иудаизме  (возникли  на
территории Израиля в 1937 и  1957  гг.  соответственно)  немногочисленны  и,
несмотря на наблюдающуюся тенденцию роста остаются периферийным  явлением  в
религиозной жизни страны.

Разрыв с иудаизмом в любой форме (переход в другую конфессию или  выполнение
обрядов иной религии при  формальном  принятии  иудаизма)  может  немедленно
отразиться на гражданском статусе человека.



Помимо евреев, значительная  часть  которых  хотя  бы  формально  исповедует
иудаизм,  в  Израиле  живут  многочисленные   этноконфессиональные   общины,
группы, национальные меньшинства. В Израиле  насчитывается  около  20  тысяч
караимов, представителей секты, отделившейся от  иудаизма  в  VIII  веке.  У
караимов существуют Всеизраильский  религиозный  совет  и  религиозный  суд,
которые находятся в  Рамле.  В  Министерстве  по  делам  религий  существует
специальный отдел по делам  караимов,  государство  финансирует  религиозные
занятия детей караимов  в  государственных  школах.  Министерство  по  делам
религий  также  участвует  в  расходах  на  содержание  молельного  дома   и
жалование главы религиозной общины самаритян, потомков населения Самарии.

Мусульмане  составляют  13  %  населения  Израиля.  Подавляющее  большинство
израильских мусульман - сунниты.


 Христиане составляют 2,3% населения Израиля, около 50%  христиан  проживают
в Галилее.
Католическая церковь в Израиле насчитывает около 25 тысяч  прихожан,  греко-
католическая - 38 тысяч, маронитская - 6 тысяч.

Согласно Закону  о  компетенции  раввинских  судов  от  1953  г.,  еврейский
религиозный суд имеет исключительную юрисдикцию в вопросах брака  и  развода
евреев (граждан или жителей Израиля), включая вопросы  о  выплате  алиментов
или содержания жены и детей, в исках  евреек  о  халице  -  освобождение  от
обязанности вступить в брак с братом покойного мужа. В делах по  опекунству,
усыновлению, управлению имуществом и наследованию  и  т.п.  Раввинские  суды
имеют исключительную компетенцию в любом вопросе, связанном с устройством  и
внутренним    управлением    религиозным    имуществом    и     религиозными
пожертвованиями,  учрежденными  и  зарегистрированными  в  раввинском   суде
согласно еврейскому праву.


 Таким образом, хотя иудаизм в Государстве Израиль и не  имеет  официального
статуса государственной религии, его роль является доминирующей не только  в
религиозной картине страны, но и в ее  государственно-политической  жизни  -
религиозные партии  (прежде  всего  Национально-религиозная  партия,  Агудат
Израиль и  др.)  входят  в  блок  правящей  коалиции;  он  охватывает  своим
воздействием частную и общественную жизнь  граждан.  Верховный  раввинат  (в
котором представлены главы основных  этноконфессиональных  общин  Израиля  -
сефардов  и  ашкеназов)  является   высшим   религиозным   органом   страны,
выполняющим ряд важнейших государственных функций, в том  числе  и  в  сфере
раввинской юрисдикции.

Объединение общин, представляющих  различные  этноконфессиональные  общности
современного Израиля (прежде всего сефардов, ашкеназов, "восточных  евреев")
является в настоящее время важной государственной проблемой,  поскольку  она
в  свою  очередь  связана  с  проблемой  консолидации  еврейской   нации   и
укреплением позиций иудаизма.  





смотреть на рефераты похожие на "Иудаизм в Израиле "