Религия и мифология

Религия Японии


                               РЕЛИГИЯ ЯПОНИИ.

   В Японии исторически укрепились и доныне  продолжают  господствовать  две
религии: шинтоизм и буддизм. Первая из них – чисто  национальная,  вторая  –
занесена в Японию, как и в Китай, извне.

                             Древнейшая религия.
   Древнейшая религия японцев – до объединения страны в первые века н. э.  –
отражала патриархальный родоплеменной  строй,  где  выделялось  воинственная
племенная знать и зарождалось патриархальное рабство. Эта религия  состояла,
видимо, в почитании семейно-родовых и племенных духов  и  богов-покровителей
–  ками.  Слово  «ками»  буквально  означает  наверху,  верхний,  начальник.
Неясно, были ли это первоначально духи  умерших,  предков  или  духи  земли,
стихий; возможно, что в образах ками сливались оба эти представления.  Места
почитания их были отмечены  каменными  оградами  или  простыми  постройками.
Изображения ками японцы не делали, но в святилищах хранили фетиши –  эмблемы
божеств.

                             Шинтоизм и буддизм.
    Старая  традиционная  религия   японцев,   которая   раньше   не   имела
определенного названия, стала, в противовес  буддизму,  называться  ками-но-
мити, дословно –  «путь  ками»,  то  есть  «путь  местных  богов»,  или  по-
китайски, шин-то; последнее слово вошло и в европейские языки.
    Шинтоизм  подвергся  сильному  влиянию  буддизма.   Шинтоистские   жрецы
постепенно организовались в замкнутую  наследственную  касту.  В  подражание
буддистским храмам начали строиться  и  шинтоистские  храмы,  хотя  и  более
простые; шинтоисты стали делать  изображения  богов.  Буддисты  ввели  обряд
трупосожжения; в древности умерших в Японии зарывали в  землю.  Обе  религии
начали постепенно сближаться. Внутри буддистских храмов отводили уголки  для
шинтоистских богов – ками; иногда  этих  ками  даже  просто  отожествляли  с
буддистскими  божествами.  С  другой   стороны,   и   шинтоистский   пантеон
пополнялся буддистскими божествами.
   С конца XII в. военно-феодальная  аристократия  захватила  всю  власть  в
стране в свои руки, оставив императорам только религиозные  функции.  Микадо
по-прежнему  считался  священной  фигурой,  потомком  богини  Аматерасу,  но
утратил всякую реальную власть, был отстранен от всех светских  дел.  Страна
несколько веков  была  в  состоянии  феодальной  анархии.  Аристократические
кланы  воевали  между  собой.  Некоторые  из   крупных   феодалов   пытались
заручиться поддержкой появившихся с XVI  в.  католических  миссионеров  и  с
этой  целью  обращали  своих  подданных  в  христианство.  Нередко  и   сами
крестьяне,  разоренные  войной  и  доведенные   до   отчаяния,   добровольно
крестились. Но уже с конца XVI  в.  крупные  феодалы,  объединившие  Японию,
начали  преследовать  христианство,  изгонять  миссионеров.  Они  стремились
опереться  на  старые  японские  традиции,   отрешиться   китайско-корейских
влияний. Отсюда возникло, особенно с XVIII в., движение за возврат к  старой
шинтоистской религии.
   «Переворот Мейдзи» 1867-1868 гг., восстановивший светскую  власть  микадо
и  покончивший  с  засильем  старой  феодальной  знати,  привел  к   полному
официальному признанию шинтоизма.  Это  было  вполне  естественно,  так  как
именно шинтоизм  проповедует  божественность  императорской  власти.  Микадо
попытался  даже   совершенно   запретить   буддизм   и   объявить   шинтоизм
единственной религией Японии. Но из  этого  ничего  не  получилось:  буддизм
сильно  укрепился  среди  народных  масс.  Тогда  было  решено  более  резко
разделить обе религии:  из  шинтоистских  храмов  были  удалены  буддистские
изображения и принадлежности. Но и размежевание религий не удалось:  слишком
уж  крепко  они  срослись.  В  1889  г.  Японии   была   объявлена   свобода
вероисповедания.
    С  этого  времени   чистый   шинтоизм   получил   значение   придворного
императорского культа: официальные праздники, обряды – шинтоистские. В  быту
же   народа   обе   религии   переплетаются:   например,   рождение    детей
сопровождается  шинтоистскими   обрядами,   ребенка   поручают   покровителю
шинтоистских божеств; погребальный же  культ  целиком  в  руках  буддистских
бонз.

                             Сущность шинтоизма.
   В отличии от буддизма с его сложной  и  тонченной  религиозно-философской
догматикой, шинтоизм до сих пор сохранил черты глубоко архаического культа.
   Шинтоизм тоже не един: он делится прежде всего  на  официальный  храмовый
шинтоизм  и сектантский шинтоизм. Храмовый  шинтоизм  был  до  конца  второй
мировой войны  государственной  религией  Японии.  Главный  стержень  его  –
догмат о божественности императорской власти.  Император  –  потомок  богини
Аматерасу. Каждый японец обязан абсолютно повиноваться его  священной  воле.
Дворец императора – святилище. Гробницы умерших императоров  также  делаются
святилищами. Важнейшие государственные и религиозные праздники были  связаны
с днями памяти выдающихся императоров, начиная с легендарного Дзимму-тенно.
   Шинтоистские секты очень многочисленны – их насчитывают  многие  десятки.
Большинство из них недавнего происхождения, появившиеся не раньше XIX в.  По
своему вероучению они сильно различаются между собой.  В  одних  ясно  видны
пережитки примитивных культов. Таковы, например, «горные»  секты  –  дзикко-
кё, фусо-кё, митаке-кё: кё  значит  сообщество,  секта,  с  их  подчеркнутым
культом горных вершин как местопребывания богов. В  других  заметно  влияние
буддизма, конфуцианства.
    Крупную  роль  в  шинтоизме  играет   семейно-родовой   культ   предков,
напоминающий  конфуцианский  в  Китае.   Считается,   что   каждый   умерший
превращается в ками, и глава семьи, глава рода совершает ежедневные  моления
им и приносит жертвы. В каждом доме имеется семейный алтарь – ками-дана –  с
небольшим шкафчиком для табличек умерших.
    Объектом  публичного  культа  служат  многочисленные  духи  и  божества,
местные и общенародные. Этих божеств и духов великое  множество:  в  текстах
говориться о 8 миллионах ками: число  «8»  –  святое  у  японцев).  Наиболее
чтимые из них: Аматерасу  (богиня  солнца),  Суса-но-во  (бог  бури),  Инари
(«рисовый человек», покровитель земледелия).  Видное  место  в  шинтоистском
пантеоне занимают знаменитые императоры и другие выдающиеся лица  древности.
Почитанием пользуются также священные места, особенно  горы;  среди  них  на
первом  месте  –  Фудзияма.  Сохранились  следы  древнего  культа  животных,
особенно  лисицы,  обезьяны,  черепахи,  змеи,  оленя.  Есть   и   пережитки
фаллического культа.
   Шинтоистский культ очень прост: он сводится  к  произнесению  молитвенных
формул – норито – и принесению жертв (рис, овощи, рыба и  т.д.).  Но  в  нем
есть и черты  шаманизма:  обряды,  при  которых  жрец  доводит  верующих  до
состояния исступления, чтобы они могли общаться с божеством. Важную  роль  в
шинтоистском обряде играет  обрядовая  чистота:  ничто  нечистое  не  должно
касаться священного места; соприкоснувшийся же с нечистотой  человек  должен
подвергнуться очистительному обряду. Дважды в год, 30  июня  и  31  декабря,
устраиваются всенародные очистительные церемонии. Нечистым  же  в  шинтоизме
считается особенно кровь и все связанное со смертью.

                        Религия в современной Японии.
   Поражение Японии  во  второй  мировой  войне  и  крушение  милитаристско-
шовинистических планов пошатнуло устои  официальной  религии.  Оккупационные
американские власти издали в 1945 г. «директиву» об  отделении  шинтоистской
религии от государства. 1 января  1946  г.  микадо  обнародовал  «рескрипт»,
осудивший прежнюю государственную доктрину о божественности императора  и  о
превосходстве  японского  народа  над  всеми   другими   народами.   Особыми
правительственными распоряжениями отменялись все публичные церемонии  микадо
и религиозное воспитание в школах. В неприкосновенности  был  оставлен  лишь
придворный культ.
   В современной жизни Японии религиозность проявляется  главным  образом  в
соблюдении традиционных обрядов, особенно  домашних.  Публичные  религиозные
церемонии привлекают многих, но отчасти лишь как  развлечение  и  интересное
зрелище.




смотреть на рефераты похожие на "Религия Японии "