Религия и мифология

ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ ПЯТИГОРСКА. История и современность. (Тезисы доклада, прочитанного 24 мая 2004 года на II Епархиальных Кирилло-Мефодиевских чтениях «Русь святая, храни веру православную»)

А.Н. Коваленко, зав. мемориальным отделом Гос.музея-заповедника М.Ю.
Лермонтова

                       ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ ПЯТИГОРСКА.
                          История и современность.
 (Тезисы доклада, прочитанного 24 мая 2004 года на II Епархиальных Кирилло-
        Мефодиевских чтениях «Русь святая, храни веру православную»).

      Тема выступления охватывает период с 1825 года до настоящего  времени.
Мы поставили перед собой задачу проследить историю  становления  православия
в  Пятигорске  –  центре  Кавказских  Минеральных  Вод  в  XIX  веке  и  его
возрождения в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века.
      Как известно, начало основания  Пятигорска  историки  относят  к  1780
году, когда на  Азово-Моздокской  линии  была  построена  Константиногорская
крепость. Сохранившиеся планы этого военного укрепления  дают  представление
о том, что  уже  в  XVIII  веке  на  площади  в  центре  крепости  находился
небольшой православный храм.
      Следующий этап в жизни Пятигорска – начало  20-х  годов  Х1Х  века:  у
подошвы горы Машук начал стремительно застраиваться обывательскими домами  и
казенными зданиями небольшой поселок Горячие воды. Тогда еще не  было  здесь
ни  одной   храмовой   постройки,   о   чем   свидетельствуют   воспоминания
современников.
      В фондах музея-заповедника М.Ю.  Лермонтова  хранится  копия  рукописи
«Путешествия моего журнала из Рязани к Кавказским  водам,  предпринятой  для
излечения в 1825 г.» Оригинал обнаружил в рукописном отделе  библиотеки  им.
Ленина известный лермонтовед И.Л. Андроников в 1964 году.
      Автор этого любопытного исторического документа записал  в  «Журнале»,
а фактически, в своем дневнике: «13 июня … В  семь  часов  вечера  был  я  в
здешней полковой церкви в субботу она в  палатке  во  имя  Святые  Троицы  у
Всеношны; богослужение  отправлялось  с  великим  благоговением  с  певчими,
полковой священник очень хороший и служит со
вниманием, я  был  сердечно  обрадован  –  что  нашел  здесь  церковь  и  не
проминовал ни одного Воскресного и праздничного  дня  чтобы  не  быть;  жаль
очень как до сих пор не построят  и  так  мало  заботятся  о  сем,  ежегодно
приезжают так много посетителей  да  и  здесь  много  живущих  христиан  без
церкви».
      Автор этих строк не  знал,  что  А.П.  Ермолов,  Главнокомандующий  на
Кавказе, уделявший немало внимания устройству Кавказских Минеральных Вод,  в
том же 1825 году уже дал задание первым  пятигорским  архитекторам,  братьям
Дж. и Дж. Бернардацци составить проект каменной церкви для Горячих вод.  (Он
хранится сейчас в Государственном архиве Ставропольского края).
      Прошло восемьдесят лет. Небольшой  поселок  давно  уже  превратился  в
окружной Пятигорск. В 1903 году здесь торжественно отметили столетие КМВ,  а
в статистических данных, составленных в этот период,  появилась  строка:  «В
городе шесть православных храмов». Причем, в эти  данные  не  была  включена
Успенская  церковь  в  станице  Горячеводской   и   Покровская   в   поселке
Алексеевском, так как в  то  время  они  были  самостоятельными  населенными
пунктами и не входили в территорию города.

      Издатели различных «Путеводителей по КМВ» начала 20  века  обязательно
отмечали  количество  православных  храмов,   подтверждая,   что   население
Пятигорска в основной своей массе было православным.
      Какие же храмы действовали в Пятигорске до 1917 года?
       Проект   каменной   церкви,   разработанный   Бернардацци,   не   был
осуществлен. Вместо нее в 1828 году на Горячих водах,  как  тогда  назывался
Пятигорск, появился деревянный храм Божией Матери  Всех  Скорбящих  Радости,
выстроенный  по  инициативе  Архимандрита  Александро-Невской  Лавры  Товии.
Через  тридцать  лет  благодаря  Святителю  Игнатию  Брянчанинову  она  была
увеличена, храм был украшен куполом.
      Десять лет возводили каменную церковь на  Пятигорском  кладбище  –  во
имя   Христа   Спасителя    Воскрешающего    Святого    праведного    Лазаря
Четверодневного. Строительство завершилось в 1847 году, а на  следующий  год
в ней отслужил службу святитель  Игнатий.  К  сожалению,  из-за  неправильно
выбранного места постройка дала трещину. В 1898 году  пятигорский  городовой
архитектор В.В.  Графф  составил  проект  нового  храма  Святого  праведного
Лазаря  Четверодневного.  При  строительстве  цокольной  части  использовали
камень первой кладбищенской  церкви.  В  прошлом  (2002)  году  Лазаревскому
храму исполнилось сто лет.
       Уже  на  первом  «Генеральном  плане»  г.  Пятигорска,   составленном
Бернардацци, были нанесены места под строительство православных храмов.  Сам
император Николай 1 собственноручно утвердил его, находясь  в  Пятигорске  в
октябре 1837 года. Он же обратил внимание на то, что  Скорбященская  церковь
уже стала мала, и пообещал прислать проект  новой  каменной  церкви  для  г.
Пятигорска. Проект был составлен в 1842 году  архитектором  А.  Андреевым  и
утвержден царем.
      Двадцать два года длилось полное драматических  событий  строительство
Храма Христа Спасителя Исцеляющего  расслабленного  при  Овчей  купели.  Его
купола вознеслись над Пятигорском в 1869 году.
       А  еще  спустя  некоторое  время  в  одном  из   районов   города   –
Константиногорской  слободке  был  заложен  еще   один   каменный   храм   –
Архистратига Михаила. Документ, сохранившийся  в  одном  из  государственных
архивов, сообщает, что 10 мая 1884 года начата постройка каменной  церкви  в
Константиногорской слободе. Для надзора за строительством  приглашен  бывший
начальник  Пятигорского  округа  подполковник  Д.Ф.  Каринцев,  с   духовной
стороны – настоятель Спасского  собора  Василий  Эрастов,  священник  Михаил
Запхеев и дьякон Львов. Следить за стройкой было  поручено  инженер-капитану
П.А. Грязнову. Строительство окончательно завершилось в 1899 году.
      Это были основные храмовые постройки к началу ХХ  века. Кроме них  как
в архивных документах,  так  и  в  путеводителях,  упоминается  церковь  при
богадельне В.С. Зипалова, как удалось установить – во имя Василия  Великого,
и церковь при Мужской гимназии.  Те  храмы,  которые  были  в  это  время  в
соседних  с  городом  населенных  пунктах,  т.е.  в  станице  Горячеводской,
поселке  Алексеевском  и  Ново-Пятигорске  –  в  статистические  данные   не
вносились.
      События 20-30-х годов ХХ  века  нанесли  огромный  ущерб  православным
храмам в  Пятигорске.  Был  разрушен  Спасский  Собор,  разобрана  на  дрова
Скорбященская церковь, церковь  Василия  Великого  и  гимназическая  домовая
церковь.  Один  лишь  Лазаревский  храм  принимал   молящихся   православных
христиан.
      Возрождение православия  началось  в  Пятигорске  после  того,  как  в
стране отметили тысячелетие крещения Руси. С 1991 года началось  интенсивное
изучение   местными   краеведами   и   священниками   истории    пятигорских
православных храмов. Эта работа  очень  важна,  так  как  только  с  помощью
исторических документов, точных данных, возможно восстановление, а иногда  и
полное возрождение того или иного храма.
      Архивные поиски ведутся  уже  более  двенадцати  лет.  Они  дали  свои
действительные результаты. И сегодня мы уже можем подвести первые итоги.
      В 1992 году была создана инициативная группа по возрождению  Спасского
Собора, в нее вошли В.А. Стручков, В.В. Бурлак и некоторые другие  верующие.
Были исследованы документы в Государственном архиве Ставропольского края.  В
результате – фундамент Спасского Собора объявлен
памятником истории и культуры, создан приход,  первым  священником  которого
стал отец Василий Бурлак, составлена подробная научно-историческая  справка,
обнаружен  проект  1842  года  и  другие  материалы,  на  основании  которых
составлен эскизный проект реконструкции собора и  смета  на  проектирование.
Главная проблема теперь – изыскание средств на проведение  реконструкции.  В
настоящее время на  территории  двора  Спасского  собора,  когда-то  бывшего
пустырем, находятся: Крестильная  церковь  Александра  Невского,  воскресная
школа, организован миссионерский  отдел  Кавминводского  Благочиния,  открыт
фундамент Спасского Собора, действует Скорбященская церковь.
      Ее  возрождение  началось  почти  сразу  же  после  создания  прихода,
строительство длилось несколько лет. Храм освящен и открыт  для  прихожан  в
апреле 1998 года.
      Не  менее  драматической,  чем  у  других  храмов,  оказалась  история
возрождения храма Василия Великого, закрытого для  богослужения  около  1929
года. Его удалось отстоять. Руководство Центрального Военного  санатория,  в
ведении  которого  находится  эта  постройка,  после  долгих  судебных  тяжб
сделало  правильный  вывод  и  отреставрировало  храм.  Теперь  это  домовая
церковь санатория, открыта она  в  сентябре  2002  года,  служит  в  ней  о.
Алексей (Дьячков), настоятель Лазаревской церкви.
       Если  до  сих  пор  историки  считают   проблемной   дату   основания
Покровского храма в поселке Свободы, - ни одного архивного документа  о  нем
пока нами не обнаружено – существуют только легенды о его  строительстве,  -
то  историю   Михайло-Архангельского   собора   удалось   дополнить   новыми
сведениями, о которых уже упоминалось выше. Храм заложен 10 мая  1884  года,
а это значит, что ему в этом году -  сто двадцать лет. В  марте  этого  года
Михайловский храм получил статус памятника истории и культуры, на  основании
научно-исторической справки, разработанной в Пятигорском отделе  культуры  и
государственном музее-заповеднике Лермонтова.
      И еще одна знаменательная дата – сто лет назад,  в  ноябре  1904  года
был  освящен  Второ-Афонский  Успенский  общежительный  монастырь  на   горе
Бештау. Слава Богу, он уже действует, продолжается его развитие,  а  находки
в  архивах  дали  возможность  издать  в  прошлом  году  книгу  об   истории
монастыря, которая была признана в  крае  как  одна  из  лучших  по  истории
изучения Кавказских Минеральных Вод.
      Работы по изучению  архивов  продолжаются.  Надеемся,  что  с  помощью
новых находок удастся стереть и другие белые  пятна  в  истории  пятигорских
православных храмов.