Социология

Идеология


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Реферат по курсу социологии


На тему: ИДЕОЛОГИЯ.



Выполнил:
Студент группы БМ-72
Березин С.А.
Проверил
Ровбель С. В.



НОВОСИБИРСК 1998
Содержание:


Идеология

Либерализм

Консерватизм

Социализм

Заключение

Список литературы

Идеология

Идеология  –  совокупность  общественных  идей,  теорий,  взглядов,  которые
отражают и оценивают сознательную действительность с точки зрения  интересов
определенных    классов,    разрабатываются,    как    правило,     идейными
представителями этих классов и направлены  на  утверждение  либо  изменение,
преобразование  существующих  общественных  отношений.  В  сфере   идеологии
формируются системы ценностей  различных  общественных  классов,  здесь  они
осознают свои коренные  интересы,  место  в  обществе,  отношение  к  другим
классам, формулируют и обосновывают цели  и  программы  своей  деятельности.
Господствующей в данном обществе является идеология господствующего  класса,
который  держит  в  своих   руках   средства   материального   и   духовного
производства.  Идеология   –   часть   надстройки   и   необходимый   фактор
формирования  идеологических  (политических,  правовых  и  др.)   отношений.
Будучи частью общественного сознания, идеология занимает определенное  место
в его структуре как иной уровень по отношению к  общественной  психологии  и
обыденному сознанию  и  проявляет  себя  в  различных  формах  общественного
сознания. Соответственно  различаются  политическая  и  правовая  идеология,
философия и религия, нравственное и эстетическое  сознание.  Наука  является
преимущественно формой познания,  а  не  идеология,  но  испытывает  влияние
идеологии, ибо научные открытия осмысливаются в различных формах  идеологии,
а фундаментальные теории общественных наук носят идеологический характер.  В
классово-антагонистическом  обществе  отношения  и  столкновения   различных
классов находят отражение в области идеологии, т.е. являются одной  из  форм
классовой борьбы, как, например, противоборство буржуазной  и  пролетарской,
социалистической идеологии.  Принципы  научного  анализа  идеологии  впервые
разработаны  марксизмом.  Согласно  им  для   всесторонней   оценки   каждой
конкретной   идеологии   необходимо   учитывать    ее    социально-классовою
принадлежность  (буржуазная,  социалистическая,  демократическая  и   т.д.),
характер  отражения  ею  действительности   (иллюзорная   или   научная)   и
выполняемые  ею  социальные  функции,   ее   роль   в   общественной   жизни
(прогрессивная и революционная либо консервативная  реакционная).  Вместе  с
тем идеология обладает относительной самостоятельностью, опирается  в  своем
развитии  на  имеющийся  мыслительный  материал,  и  поэтому  ее   связь   с
классовыми интересами может быть не прямой,  а  опосредствованной.  Особенно
это  касается  идеологических  форм,  удаленных  от   экономической   основы
(философия, религия, мораль). В  политической  науке  давно  уже  предложено
простое  и  ясное   определение   идеологии   как   «системы   политических,
экономических  и  социальных  ценностей  и  идей,  служащих  основанием  для
поставки  целей;  последние  в  свою  очередь,  образуют  ядро  политических
программ»  (Р.Макивер).  Но  идеологию   относят   к   числу   малоизученных
феноменов.  Во-первых,  она  представляет   собой   неблагоприятный   объект
научного анализа, т.к. вводя понятие «идеология»,  ученый  должен  доказать,
что его собственный подход свободен от  идеологических  пристрастий.  А  это
очень трудно.
Во-вторых, одна из причин негативного  отношения  бихевиористов  к  изучению
идеологии носила явно вненаучный характер, дело в  том,  что  как  уже  было
сказано, первый вклад  в это направление исследований внес К. Маркс.
Но  именно  марксизму  было  суждено  стать  наиболее  массовой   идеологией
прошлого  столетия.  К  концу  XIX  в.   миллионы   людей   во   всем   мире
придерживались социалистических взглядов.
Первая попытка  социологического  исследования  идеологии  была  предпринята
немецким ученым К. Мангеймом.  Как  и  Маркс,  он  полагал,  что  социальная
функция идеологии реализуется  в  рамках  отношений  классового  господства-
подчинения.  Если  правящий  класс  пытается  выдать   свою   познавательную
перспективу   (способ   понимания   общественно-политических   явлений)   за
единственно истинную и пытается ее теоретически обосновать в этом  качестве,
то  налицо  духовное  образование   идеологического   типа.   По   Мангейму,
идеологиям  противостоят  утопии   –   духовные   образования,   порождаемые
непривилегированными классами  и  выражающие  их  стремление  к  социальному
реваншу. Утопии легко превращаются в  идеологии,  когда  оппозиционные  слои
приходят к власти. Былая утопия при этом теряет свой радикализм  и  начинает
так или иначе обосновывать неравенство.
Идеи Мангейма, впервые  высказанные  в  1929  г.   («Идеология  и  утопия»),
сохраняют  свое  значение  и  по  сей  день.  Во-первых,  Мангейм  преодолел
свойственное Марксу чрезмерно  расширительное  понимание  идеологии.  Теперь
этот термин применяют для отображения  политического  сознания,  включенного
во взаимоотношения между правящей  элитой  и  массами.  Во-вторых,  немецкий
социолог   выделил   такую   важную   характеристику   идеологии,   как   ее
систематизированность. Мы видели, что в  процессе  социализации  у  человека
вырабатывается совокупность логически  не  связанных  между  собой  и  часто
взаимоисключающих представлений. Восприятие идеологии приводит к  частичному
вытеснению этих представлений, а оставшиеся жестко связывает друг с  другом.
Поэтому идеология ,как правило, и претендует на научность. Была  разработана
структурная классификация  идеологий,  основанная  на  способе  связи  между
отдельными ее  элементами  (идеологемами)  и  масштабах  охвата  идеологиями
социальной   реальности.   По   этим   признакам   выделяют   две   основные
разновидности   –   открытые    и    тоталитарные    идеологии.    Последние
характеризуются тем, что  стремятся  дать  объяснение  всем  без  исключения
явлениям  и  выработать  таким  образом  целостную  политически   насыщенную
картину мира. Человек, воспринявший тоталитарную идеологию,  придает  всему,
что он видит, политическое значение. Такой  подход  хорошо  передает  лозунг
«советское – значит, отличное». Идеологемы при  этом  связываются  настолько
прочно, что отделить одну  от  другой  можно  только  аналитически.  Внешняя
характеристика тоталитарной идеологии – репрессивность,  т.е.  то,  что  она
навязывается индивиду с помощью  интенсивной  пропаганды,  ломающей  прежнюю
структуру  его  сознания.  «Открытая»  идеология  описывается   как   прямая
противоположность тоталитарной. Связь всей этой классификации  с  концепцией
тоталитаризма вполне очевидна. Стоит отметить, что тоталитарная идеология  в
рамках этой концепции  предстает  как  следствие  с  одной  стороны,  и  как
необходимая и самая важная предпосылка установления соответствующего  режима
с другой. Главным недостатком подхода оказалось  жесткое  противопоставление
двух видов. Если тоталитарная и открытая  идеологии  не  имеют  между  собой
ничего общего, то можно ли говорить об идеологии вообще? Попытку дать  ответ
на  этот  вопрос  предприняли  ученые,  работавшие  в   рамках   структурно-
функционального подхода.  Была  сформулирована  гипотеза,  согласно  которой
любая идеология возникает как реакция на значимое смещение социальных  ролей
(теория  социального  напряжения).  В  условиях  изменений,  в   особенности
затрагивающих экономическую структуру общества, человек испытывает  глубокий
дискомфорт и растерянность. Тут-то к нему на помощь  и  приходит  идеология,
позволяющая по-новому помять и оценить свое место в  обществе,  а  значит  –
действовать  в  соответствии  с  новыми  условиями.  К   сожалению,   теория
социального напряжения не  объясняет,  каким  именно  образом  эмоциональная
неудовлетворенность трансформируется в  идеологические  конструкты.  Вариант
такого  объяснения   предлагает   теория   культурного   напряжения,   также
сформировавшаяся  в  структурно-функциональной  традиции.  Приверженцы  этой
теории указывают на то, что смещение социальных  ролей  вызывает  не  только
психологическую болевую реакцию, но – и это главное – еще и разрушение  всей
системы  «знаков»   (символов   социокультурного   характера),   позволяющих
индивиду ориентироваться в мире. Социальная реальность  оказывается  как  бы
лишенной смысла. Идеология же, пользуясь словами К.  Гиртца,  выступает  как
средство возвращения смысла. В отличие  от  теории  социального  напряжения,
эта теория дает возможность понять, почему идеология в  зрелом  виде  всегда
представляет собой систему  ценностей  и  идей,  а  не  наоборот  отдельных,
логически не связанных между собой идеологем. Но и здесь  остается  открытым
важнейший вопрос: каким критерием руководствуются люди,  выбирая  идеологии?
Почему,  например,  кризис  Веймарской  республики  в  Германии   привел   к
одновременному росту влияния  коммунистической  и  национал-социалистической
идеологий, и почему последняя в конечном счете победила?
Очевидно, что ответить на этот  вопрос  невозможно.  Это  заставляет  многих
исследователей перейти от нормального анализа социальных функций идеологи  к
«применению  литературных  и  философских  концепций  смысла»  (Х.  Дракер).
Представители этого направления  уделяют  большое  внимание  содержательному
анализу различий «классическими» идеологиями – марксизмом, консерватизмом  и
либерализмом. С другой стороны, довольно  широкое  распространение  получила
идея о том, что в современном мире идеология исчезает (Д. Белл, Р. Арон,  С.
Липсет) «Конец идеологии» осмысливался на  рубеже  сороковых  и  пятидесятых
годов как следствие фундаментальной  реконструкции  общества   в  ходе  НТР,
резко  ограничивающей  масштабы  политической  борьбы   внутри   либеральных
демократий. «Во всем западном мире есть сущностное  согласие  интеллектуалов
по  политическим  проблемам:  приятие  государства  благосостояния,  принцип
децентрализации управления, смешанная экономика  и  политический  плюрализм.
Это и значит, что идеологический век кончился», - писал Белл.
Пятидесятые годы прошли под знаком «деидеологизации». Впереди  были  расовые
конфликты, Вьетнам, молодежный  бунт,  экономическая  депрессия  семидесятых
годов. Мир оказался не таким беспроблемным, как  это  виделось  сразу  после
войны. И совсем неуместными стали казаться разговоры о «конце  идеологии»  к
началу  прошлого  десятилетия,  когда  разразилась  дуэль   между   «старым»
либерализмом  и  неоконсерватизмом.  Таким  образом,  в   современном   мире
осталось место для идеологии. Правда, в семидесятых  –  восьмидесятых  годах
заметные изменения произошли  в  механизмах  индоктринации  и  «производство
идеологии»,  ранее  находившихся  под   контролем   партий.   Как   отмечает
французский  политолог  К.  Исмаль,  «сегодня  правые  силы  не  сводятся  к
политическим партиям. По крайней мере, последние не вырабатывают  идеологию.
Это делают  клубы,  ассоциации,  еженедельники».  И  действительно,   в  США
ведущую роль в «неконсервативной  революции»  играли  непартийные  группы  и
клубы.  Созданные  по   инициативе   подобных   групп   интеллектуальные   и
исследовательские центры и вырабатывают идеологии, которые затем  средствами
массовой информации распространяются в  обществе.  Идеология  рекламируется,
как дорогой товар, производимый в малых  сериях.  Характерно,  что  на  этом
фоне растет популярность и  политическое  влияние  «независимых»  изданий  в
ущерб «партийным».
Основная сложность в изучении идеологии связана с тем,  что,  как  и  всякое
комплексное духовное образование, она требует философских средств анализа.
Наиболее общей категорией, характеризующей  субъективную  сторону  политики,
является политическое сознание. Оно охватывает чувственные и  теоретические,
рациональные  и  подсознательные  представления   людей,   опосредующие   их
отношения  между  собой  и  с  инструментами  власти  по  поводу  участия  в
управлении государством и  обществом.  Представляя  самосознание  социальной
(национальной,  классовой,  конфессиональной  и  др.)  группы,  политическое
сознание  отражает  действительность  с  позиций   коллективных   интересов,
сопоставляет групповые потребности  с  их  влиянием  на  общество  в  целом.
Поэтому оно не может не включать в себя  общегрупповые,  общедемократические
и  общечеловеческие  идеи  представления.  Основными  формами  существования
политического сознания являются политические идеология и  психология.  Среди
них  особую  и   всевозрастающую   роль   играет   политическая   идеология.

 Термин «идеология»  древнегреческого  происхождения  и  буквально  означает
«учение об идеях», поскольку состоит из двух слов:  «идея»  и  «  логос».  В
научный  оборот  он  был  введён  Антуаном  Дестютом  де  Траси,  одним   из
представителей позднего поколения французских просветителей. В  своём  труде
«Этюд о  способности  мыслить»  он  использовал  термин  «идеология»,  чтобы
охарактеризовать науку об идеях. Позднее в многотомном  сочинении  «Элементы
идеологии» (т.1-4, 1805-1815 гг.) он  более  подробно  развил  это  понятие.
Дестют де Траси характеризовал идеологию как «науку  об  идеях»,о  том,  как
они возникают, и о законах  человеческого  мышления».  По  его  мнению,  эта
наука должна быть такой же точной, как и все естественные науки.
В самом общем плане под идеологией следует понимать относительно
систематизированную совокупность взглядов, существенной чертой которых
является функциональная связь с интересами и стремлениями общественной
группы. В состав идеологии входят идеи, возникшие на основе исторического
опыта и условий жизни определенной социальной общности, которые особым
образом отображают и оценивают действительность. В нее нередко включают и
директивы к действиям, основанным на этих идеях. Последнее обстоятельство
особенно характерно для политической идеологии, как комплекса идей о
политической власти и о сфере политики в целом. Очевидно, что становление
политической идеологии происходило вместе с появлением государства, и с
этого времени формируются особые отношения между идеологией и политикой.
Они характеризуют пример отношения теории и практики, сознания и действия.
При характеристике пути формирования политической идеологии отмечают четыре
основные модели этого процесса. Во-первых, это модель конденсации. Она
работает в том случае, когда происходит трансформация идеологических
представлений, присущих обыденному политическому сознанию, в теоретические
идеологические структуры. Во-вторых, это интегративная модель. Для нее
характерны синтез, интеграция, конвергенция различных идей и представлений
существующих идейно-политических течений или новое пересечение
идеологических установок (неоконсерватизм, неолиберализм и т.п.). В-
третьих, это дивергентная модель. В данном случае формирование новой
политической идеологии происходит в результате редукции, дзинтеграции,
дивергенции, то есть «расщепления» идеологии уже существующей. В-четвертых,
модель ревитализации идеологии, когда происходят возврат к старым идеям, их
возрождение в более или менее модифицированной форме (попытки возврата к
истокам консерватизма, марксизма и т.п.). Выделение этих моделей носит
условный и вспомогательный характер, поскольку в реальном процессе генезиса
и изменения идеологий они нередко сочетаются, пересекаются и не встречаются
в чистом виде. Вместе с тем их знание может помочь при анализе механизма
возникновения некоторых идейных течений.
Либерализм

В европейской общественно-политической литературе понятие «либерализм»
появилось в начале XIX века. Термин «либерализм» происходит от латинского
“liberalis”- свободный, имеющий отношение к свободе. Все определения
либерализма включают в себя идеи личной свободы индивида, нескованной
рамками традиций. Либерализм, как сложное структурное явление,
принадлежащее одновременно философской, идеологической и политической
сферам, предстает как историко-философская доктрина и политическая
идеология, обосновывающая программные установки объединившихся под его
знаменем социальных слоев, и как более или менее массовое организованное
движение.
В мировозренчиский комплекс классического либерализма вошли представления о
свободе групповых, классовых, националистических и иных предрассудков; идеи
космополитизма, терпимости, гуманизма, прогресса, демократизма и
индивидуализма с подчеркиванием самоценности личности. В экономической
области основатели либерализма требовали отмены регламентаций и ограничений
со стороны государственной власти, простора для частной инициативы,
максимально свободных условий для развертывания частного
предпринимательства. В сфере политики он основывается на признании прав
человека, на разделении законодательной и исполнительной властей, на
свободе выбора занятий, свободе конкуренции, что реализуется в требовании
правового государства.
Концептуальное кредо классического либерализма включает в себя утверждение
абсолютной ценности человеческой личности и равенство от рождения всех
людей; провозглашение автономии индивидуальной воли; требование создания
государства на основе общего консенсуса и с единственной целью сохранить и
защитить естественные права человека, что определяет договорный характер
отношений между государством и обществом; убеждение в необходимости
верховенства закона как инструмента социального контроля и вразумности
ограничения объема и сфер деятельности государства; утверждение важности
защищенности государства частной жизни человека и свободы его действий в
рамках закона и т.п. В классическом либерализме свобода еще не вступает в
конфликтующие отношения взаимопологания и взаимоотрицания с равенством.
Свобода рассматривается как равная свобода для всех. Равенство же толкуется
как равенство в свободе того же круга граждан.
В последней трети XIX века начал складываться новый тип либерализма,
нередко обозначаемый в литературе разными терминами: «неолиберплизм»,
«социальный либерализм», «либерал-реформизм». Для политической идеологии
либерал-реформизма характерны  ориентации на социальное реформирование,
стремление примерить равенство и свободу, отстаивание идеи согласия всех и
подчеркивания нейтральности либеральной политики.
Своеобразно сложилась судьба либерализма в современной России. Русская
либеральная мысль зародилась и оформилась в рамках западничества. Но на
русской почве он обрел свои специфические черты. Первые теоретические
разработки либерального образа мыслей представлены в произведениях К. Д.
Ковелина, Б. Н. Чичерина, С. м. Соловьева.
Одной из центральных тем в русском либерализме является рассмотрение
проблемы личности, ее статуса в общественном и государственном устройстве.
Для русской либеральной мысли в период, когда она только заявила о себе на
общественной арене, характерна сильная антидемократическая тенденция. Она
проявляется, например, в склонности опираться на принцип монархизма. На
грани XIX-XX веков наметилась иная тенденция: постепенное сближение
либеральных лозунгов с демократическими программами. В русском либерализме
на раннем этапе присутствовало сильное консервативное начало, что можно
считать закономерным. Другая особенность русского либерализма связанна с
тем, что ко времени его зарождения Россия еще оставалась крепостной
страной.
В XIX и XX веках либерализм пережил три тяжелых кризиса. Первый кризис
политической идеологии либерализма возник, когда «партия движения» XIX век
превратилась в «партию статус кво», отодвинув на задний план интересы
самого значительного политического движения того времени – рабочего
движения. Истоки кризиса лежали в обострении антагонизма между равенством и
свободой. Ответом на этот кризис стало возникновение либерал-реформизма.
Второй кризис либеральной доктрины разродился после второй мировой войны. В
тот период достижения и идеалы правового и конституционного государства, за
которые в течение столетия выступал либерализм, перестали находить отклик
во многих странах Европы. Третий и продолжающийся ныне кризис либерализма
связан с нарастающим влиянием НТР, системой обострившихся глобальных
проблем, цивилизационых противоречий.
Консерватизм.

Идеология консерватизма рассматривается как один из важнейших структурных
компонентов современных политических идеологий. Носителями идеологии
консерватизма являются социальные группы, слои и классы, заинтересованные в
сохранении традиционных общественных порядков или в их восстановлении. Сам
термин «консерватизм» произошел от латинского “conservo” – сохраняю,
охраняю. В структуре консерватизма выделяются два идейных пласта. Один
ориентируется на поддержание устойчивости общественной структуры в ее
неизменной формы; другой – на устранение противодействующих политических
сил и тенденций и восстановление, воспроизводства прежней. Различные
направления и формы консерватизма обнаруживают общие характерные черты. К
ним относятся: признание существования морально-религиозного порядка и
несовершенство человеческой природы; убеждение в прирожденном неравенстве
людей и в ограниченных возможностях человеческого разума; утверждения о
необходимости жесткой социальной и классовой иерархии и предпочтения
устоявшихся общественных структур и институтов. Политическая идеология
консерватизма в некотором смысле носит вторичный характер, поскольку
производна от иных идеологических форм.
В России консервативный тип мышления наглядно выявляется в мировоззрении
славянофилов. Консерватизм как тип мышления предполагает отказ от любых
форм экстремизма. В этом смысле консервативная мысль противостоит и крайне
правой, ультра реакционной идеологии и лево радикальной, которая в середине
и конце XIX века обретает популярность в интеллектуальной среде (народники,
эсеры, анархисты). Судьба консерватизма в России была трагической.
Консервативный тип мышления в русской общественной мысли оказался зажатым
между двумя формами экстремизма – левым и правым. Чаша весов склонялась то
в одну, то в другую сторону, не останавливаясь посередине.
В современном консерватизме в мире обычно выделяют три течения:
традиционалистское, либертаристское и неоконсервативное. Они тесно
переплетаются, взаимодействуют между собой, сохраняя особенности эволюции,
собственные истоки и создавая неоднородное, сложноструктурное целое,
которое обозначают понятием «современный консерватизм».
Социализм
Социализм (от латинского “socialis” – общественный) как политическая
идеология исторически связан с многовековыми чаяниями масс об обществе
социальной справедливости, солидарности, социальной защиты личности. Следы
подобных мечтаний встречаются уже на ранних ступенях классово
организованного человеческого общества, играют заметную роль в средние
века, в Новое время, бросают мощный вызов либерализму и консерватизму в
последней трети XIX – первой половине XX века. От многочисленных социальных
утопий и теорий прошлого социализм отличают акценты на связь социальных
бедствий с отношениями собственности на средства производства, на
необходимость соотнесения политических изменений с преобразованиями в
социальной сфере.
Свою классическую форму социалистические идеи начали приобретать вместе с
утверждением капитализма. Противоречия, свойственные незрелым ступеням
нового общества, делали его объектом острой социальной критики.
Социалистическая идея в нашей стране имеет давние корни. Она прослеживается
уже в средневековых представлениях о социальной справедливости и равенстве
людей перед богом. Принципом характеристики социализма в России является
то, что социалистическая мысль очень активно подкреплялась практической
организацией социалистического дела
Заключение
По каким направлениям может идти разработка новой идеологии в условиях
современной России? На каких предпосылках она может базироваться?
      Мы уже отмечали, что идеология это совокупность общественных идей,
теорий, взглядов, которые отражают и оценивают сознательную
действительность с точки зрения интересов определенных классов, но в силу
относительной самостоятельности идеологии присущи собственные манеры и
тенденции развития. Всякая идеология уходит корнями в прошлое, она
основывается на прежних исторических традициях народа. Но это не означает.
Что новая идеология может возникнуть лишь на базе прошлого идейного,
мыслительного материала. Значит идеология должна не только использовать
прошлое и исходить из него, но и обогатиться новыми представлениями,
которые отражают современное состояние, а также будущее российской
действительности. В связи с этим государственная идеология не может быть
некой суммой политических линий различных партий и социальных сил.
Государственная идеология представляет собой нечто общее, а политика –
более частное.
При анализе идеологии необходимо руководствоваться принципом партийности,
выявляя связь идеологических построений с интересами определенных классов,
а также принципом конкретно-исторического подхода, имея в виду, что сами
классы и их интересы меняются в ходе истории. Поскольку идеология отражает
природу того или иного общественного строя, то идеологические различия
неустранимы, пока существуют различные социальные системы.
Список литературы
Голосов Г.В. «Сравнительная политология» Новосибирск; 1995
Осипов Г. В. «Социология» Москва; 1990
Философский словарь / под ред. Фролова И. Г. / 5-е издание; Москва 1986
Государственная идеология /Ковалев А. М. //Вестник МГУ; серия 12;Социально-
политические исследования; 1994 №1
Политические идеологии: история и современность / В. И. Коваленко, А. И.
Костин // Вестник МГУ; серия 12; политические науки; 1997 №12



смотреть на рефераты похожие на "Идеология"