Социология

Концепция изучения культуры Ф. Ницше


                     Концепция изучения культуры Ф.Ницше.

       Прежде, чем начать рассмотрение  непосредственно  концепции  изучения
культуры, мне хотелось бы немного остановиться на самом философе.  Обратимся
к энциклопедии (“Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”):

       НИЦШЕ   (Nietzsche)   Фридрих    (1844-1900),    немецкий    философ,
представитель    философии   жизни.   Профессор    классической    филологии
Базельского университета.  Творческая деятельность Ницше оборвалась в  связи
с  душевной  болезнью.  В  сочинениях,  написанных   в   жанре   философско-
художественной прозы, выступал с анархической критикой культуры.  В  мифе  о
"сверхчеловеке" индивидуалистический культ сильной  личности  ("Так  говорил
Заратустра",  "Воля  к  власти")  сочетался  у  Ницше  с  романтич.  идеалом
"человека будущего".

       Из этой краткой выдержки трудно  представить  себе  философа,  а  тем
более человека. Однако то,  что  мы,  столетие  спустя  читаем  его  работы,
мыслим  и  спорим  над  ними,  несомненно,  говорит  о  незаурядности  этого
человека. Душевная болезнь, к  сожалению,  приблизила  его  смерть,  но,  по
моему мнению, также усилила его  индивидуальность.  Наверное,  Ницше  немало
задумывался о  таком  понятии,  как  культура,  если  его  отношение  к  ней
упомянуто в энциклопедической статье.
       Сейчас я приведу цитату самого мыслителя о том времени, в котором  он
жил. Разве не напоминает она нам, жителям другого века о современности?
       “Воды религии отливают и оставляют за собою болота  или  топи;  нации
снова разделяются, враждуют между собой  и  жаждут  растерзать  друг  друга.
Науки раздробляют и подтачивают всякую твердую веру; образованные  классы  и
государства  захвачены  потоком   грандиозного   и   презренного   денежного
хозяйства. Никогда мир не был в такой  степени  миром,  никогда  он  не  был
беднее любовью и благостью”.
       Так в те времена философ смотрел на культуру. Видя  мир  во  всеобщей
спешке  и  возрастающей   быстроте,   в   прекращении   созерцательности   и
уничтожении простоты, он воспринимал это как симптомы полного истребления  и
искоренения  культуры.  По  его  мнению,  даже  культурный  человек  и   тот
превратился в величайшего врага культуры  в  своем  слепом  отрицании  общей
болезни и препятствии врачам. Мир во власти грубых и злых сил  -  "  эгоизма
приобретателей и военной тирании”.
       Характеризуя современность как эпоху атомов и атомистического  хаоса,
Ницше был уверен  в  необходимости  атомистической  революции.  И  здесь  он
рассматривал мельчайшие, неделимые частицы человеческого общества,  то  есть
человеческий образ с трех известных концепций: как человека Руссо,  человека
Гете и человека Шопенгауэра. Из них первый образ самый зажигательный, и  ему
обеспечено широчайшее влияние; второй создан лишь для немногих,  именно  для
созерцательных натур и непонятен  для  массы.  Третий,  и  наиболее  близкий
Ницше, ищет в качестве зрителей, самых деятельных людей, ибо лишь таковые  в
состоянии без вреда взирать на  него;  созерцательных  же  он  ослабляет,  а
толпу пугает. По мнению Ницше, этот третий образ и следует взять  за  основу
в деле спасения мира.
        Мы  должны  научиться  добровольно  обрекать  себя  на  страдание  -
страдание правдивости -  как  выражался  Ницше,  ибо  “быстрейшее  животное,
которое доведет вас до совершенства, и есть страдание”.  Счастья  нет,  есть
только  героический  жизненный  путь.  Став  “порядком  злым”  и  правдивым,
сильным в самозабвении во имя своей веры человек  совершает  этот  жизненный
путь. Но тут, быть может, ему уготовано  разочарование,  нечто  невыразимое,
по сравнению с которым счастье и истина лишь очертания. ”Никогда человек  не
найдет того, чего он ищет”.
       Мыслями о человеке  Ницше   вводит  нас  в  понимание  культуры.  Ибо
культура,  по  его  мнению,  есть  “дитя  самопознания  каждого   отдельного
человека  и  его  неудовлетворенности  самим  собой”.  Первое  посвящение  в
культуру наступает в  момент  признания  величия  какого-нибудь  человека  и
отдания  ему  своего  сердца.  Вторая  ступень  посвящения  -   переход   от
внутренних переживаний к оценке внешнего мира: его осознанию и  непременному
действию - борьбы за культуру. Здесь, однако, следует быть  осторожным,  ибо
существует род “эксплуатируемой и взятой в  услужение  культуры”.  Те  силы,
которые активнее всего поддерживают культуру, питают при этом задние мысли.
        Это, прежде всего, эгоизм приобретателей, которые видят в ней цель и
меру.  Во-вторых,  эгоизм  государства,  подчиняющего  культуру   в   помощь
существующему порядку. В-третьих, лицемеры, использующие  внешний  лоск  для
прикрытия скудного и  безобразного  содержания  жизни.  В-четвертых,  эгоизм
науки, разумеющий под культурой содействие науке  в  деле  познания  мира  в
стороне от страдающего человека.
       “Сколь усердно все четыре совместно размышляют над тем, как им помочь
себе при посредстве культуры,  столь  же  вялы  и  бездумны  они,  когда  не
затронут их интерес”.

       Таково мое понимание концепции изучения  культуры  Фридриха  Ницше  с
использованием  цитат самого автора.


       Используемая литература:

.  Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия  97г. на CD.
. Ницше Ф. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993.



                                           Работу выполнила:
                                           студентка 3 курса Географ.  Ф-та
                                           отд. “Менеджмент в соц. Сфере”

                                           Туник Мария.


смотреть на рефераты похожие на "Концепция изучения культуры Ф. Ницше"