Социология

Семья как социальный институт


                        Семья как социальный институт

  Точное и однозначное употребление основных понятий - одно из главных
требовании, предъявляемых к социологическим исследованиям. Категории брака
и семьи являются самыми трудными для строгого определения. Во-первых, на их
понимании и трактовке существенно сказываются традиции обыденного сознания
и словоупотребления, не всегда совпадающие с научно-теоретическим. Во-
вторых, и брак, и семья изучаются не только социологией, но и рядом других
наук, что порождает множественность подходов к ним и, соответственно, более
узкое или более широкое, более абстрактное или более конкретное их
толкование.
  Признавая правомерность и даже в известных пределах целесообразность всех
этих подходов и толкований, мы не можем, однако, ограничиться лишь анализом
их современного состояния, а должны хотя бы кратко рассмотреть историю
вопроса.
  В частности, в работах Маркса и Энгельса под семьей понимается в первую
очередь общественный механизм воспроизводства человека, отношения между
мужем и женой, родителями и детьми, в том или ином виде (обычаи, морали,
религии и права) узаконенные обществом. Это, по сути дела, самое широкое
определение семьи фиксирует лишь связь между браком и детопроизводством
безотносительно к социальным формам, через которые оно осуществляется.
  Что касается определения самого понятия семьи, то, по-видимому, надо
говорить о различных научных школах и подходах. В российской социологии
существует три — четыре одинаково правомерных подхода. Семья есть
отношение, через которое и благодаря которому осуществляется
воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства.
Историческое развитие ведет к превращению семьи и в социальную общность, и
в социальный институт. В этих своих ипостасях семья рассматривается как
элемент социальной структуры общества и оказывается зависимой от способа
производства, экономического базиса общества, потому что доминирующим
фактором ее единства и функционирования становятся социально-
психологические связи, в которых находит выражение также природная основа
супружества. При всем многообразии научных подходов современную семью можно
определить как институционализированную общность, складывающуюся на основе
брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за
здоровье детей и их воспитание.
  В зарубежной литературе, освещающей проблемы семьи, используется большое
многообразие научных парадигм. Термин "семья" обычно относится к первичной
группе, состоящей из двух родителей ("естественных" или законных) и, по
крайней мере, одного ребенка, находящегося на их иждивении, причём все они
связаны чувствами семейственности. Он может быть также отнесен к женатым
или неженатым парам без детей, к группе, состоящей из одного родителя
(независимо от того, состоял ли он первоначально в браке или нет) и детей,
если другой родитель неизвестен, умер, дезертировал или исчез другим
образом, к группе детей, живущих вместе, которые имела первоначально одного
или двух родителей, к супругу с несколькими законными супругами или без
них, к группе родственников и их детей, которые ведут одно хозяйство.
Под структурой семьи в современной социологической литературе
подразумевается способ обеспечения единства ее основных элементов, т.е.
составляющих ее половозрастных групп и отдельных лиц. Характер семейной
структуры определяется в конечном счете социально-экономическими условиями
жизни. Изменения в составе, структуре и функциях семьи являются
неотъемлемой и во многих отношениях основной частью социокультурных
различий на всем земном шаре. Такие изменения отнюдь не легко поддаются
объяснению. По-видимому, не существует однозначных связей между социальным
обликом семьи и социально-экономическим и техническим развитием общества.
Весьма похожие типы семьи наблюдаются в совершенно различных обществах, и
наоборот. Хотя нет сомнения в том, что общие социально-экономические и
технологические условия жизнедеятельности оказывают глубокое влияние на
форму семейной организации.
В частности, американский исследователь вопросов семьи Д. Мурдок выявил,
что "семейное ядро", т.е. "элементарная" или "простая" семья, состоящая из
мужчин, женщин и их социально признанных детей, представляет собой
повсеместно существующий "строительный материал" всех человеческих общин,
всех сообществ. Несмотря на то, что некоторые функции семьи могут
выполняться другими лицами и даже социальными структурами (например,
родственниками, воспитателями, опекунами), семейное ядро остается
парадигматическим институтом наибольшего социального значения для
социологии семьи.
Изменения в структуре и функциях семьи, даже внезапные и революционные,
являются вполне естественными в историческом развитии. Можно сказать, что
они сопутствуют развитию индивидуального семейного ядра, где рождение
ребенка, брак старших детей и их уход из семьи, другие радостные и
печальные события обычно вызывают внезапные и резкие изменения семейной
структуры. Однако семья (не особая ее форма, а просто семья) оказалась
чрезвычайно гибкой и приспосабливающейся к любым обстоятельствам системой.
Именно семья является неотъемлемой частью всех социальных изменений,
происходящих в обществе.
  Индивидуальное семейное ядро обычно состоит из супругов и детей в
качестве совместно проживающей группы в течение примерно 20—30 лет.
Изменения в средней продолжительности жизни населения, регулирование
размеров семьи самими супругами или обществом (например, в современном
Китае или Вьетнаме, где законом ограничивается рождаемость), а также другие
демографические факторы могут привести к существенным сдвигам цикла жизни
семейных единиц. Однако неотъемлемой характерной чертой семейного ядра
является то, что оно имеет начало и конец в течение продолжительности жизни
одного из супругов, а именно, продолжительности жизни супружеской пары,
которая является его основателем.
   Весьма распространенный тип современной семьи - нуклеарная семья,
сведенная к естественному ядру: жена, муж и дети с добавлением одного или
двух родителей супругов. Такая семья характерна для большинства стран
Европы, США, России и др. Этот вариант семьи, очевидно, является
импровизацией в семейной организации, которая возникла как попытка
справиться с некоторыми типичными для современной промышленно-городской
цивилизации проблемами.
Форма семьи, имеющая важное историческое значение и все еще сохраняющаяся,
особенно в сельской местности, - это большая неразделенная семья
(объединенная семья), состоящая из нескольких семейных групп. Расширенная
семья представляет собой вариант неразделенной семьи, которая отличается
тем, что учредительные группы могут жить врозь. Однако они обычно
расселяются по соседству и принимают участие в некоторой общей деятельности
(например, обработке земельных участков).
   Со структурой .семьи тесно связаны порядок и уклад ее жизни, ее обычаи и
традиции, а также ее взаимоотношения с Другими семьями и со всем обществом.
   Социальные функции семьи имеют два основных источника их возникновения:
потребности общества и потребности самой семейной организации.
Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в
развитии семьи связан с отмиранием
одних и формированием других функций, с изменением как масштабов, так и
характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях
общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве
населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого
воспроизводства.
   Итак, семья может рассматриваться как социальный институт, семейная
группа, выполняющая определенную социальную задачу. Можно выделить
следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:
  — рекреационная функция, связанная с физическим поддержанием членов семьи
путем обеспечения их пищей, одеждой, жильем и т.д.;
  — функция воспроизводства потомства путем деторождения или усыновления.
Функция воспроизводства является, очевидно, не чисто биологической, а,
скорее, биосоциальной, если иметь в виду как факт регулирования рождаемости
и планирования семьи, так то, что детопроизводство предполагает
воспроизведение в новом поколении всего богатства социальных отношений и
духовных ценностей общества. Следовательно, функция воспроизводства имеет
не только материальные, но и духовные основания. Эта функция носит
комплексный характер, так как в "снятом виде" содержит некоторые другие
функции.
 Функция социализации детей способствует выполнению ими определенных
социальных ролей в обществе, интеграции детей в различные социальные
структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью
семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно
-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их
материального обеспечения и ухода за ми, т.е. с рекреационной функции.
Хозяйственно-экономическая функция семьи всецело связана с материальной
стороной, однако, как и другие функции, детерминируется господствующей в
обществе культурой образа жизни и отношений. Возрождение в России института
частной собственности, развитие индивидуально-трудовой деятельности и
фермерского хозяйства в значительной степени делает семью, как и до
революции 1917 года, производственной единицей, восстанавливает
хозяйственно-экономическую функцию.
  Указанные функции выполняются семьями в зависимости от типа, возрастного
состава семьи, материальных условий ее жизнедеятельности, ценностных
стандартов супругов на протяжении их жизни. Эффективность решаемых семьей
задач связана также с ее местом в социальной стратификации и характером
деятельности других социальных институтов, призванных обеспечить социальную
поддержку семьи.
  Являясь ячейкой общества, семья реагирует на все социальные изменения,
происходящие в нем. Поэтому дезорганизация в обществе приводит к
аналогичным процессам в структурно-функциональной деятельности семьи, что
выражается в росте разводов, конфликтов, снижении воспитательной
дееспособности, а также качества выполнения социальных ролей.
  Семья в процессе социализации готовит детей к выполнению семейных ролей.
И. С. Кон пишет, что понятие социальной роли является центральным при
анализе социальных взаимодействий. Изучение социальных ролей в семье
позволяет выявить происходящие в ней социальные изменения, конкретизировать
вопрос о функциях семьи и связанных с ними социальных конфликтах.
  В социальной психологии понятие социальной роли интерпретируется как
"позиция, т.е. положение, которое занимает человек в конкретной социальной
системе". В семейной группе позиции имеют мать, отец, жена, муж, дети,
бабушка, дедушка и т.д. Успешное выполнение семьей ее функций во многом
зависит, с одной стороны, от того, насколько добросовестно каждый член
семьи, занимающий определенную позицию, выполняет свою социальную роль, а с
другой стороны, насколько "ролевое поведение" соответствует "ролевым
ожиданиям" членов семьи по отношению друг к другу.
  Социологию семьи интересуют вопросы: кому принадлежит верховная власть в
семье? кто обеспечивает материальное положение семьи? кто готовит? кто
воспитывает детей? и т.д. Ответы на эти вопросы помогают получить
представление о дифференциации ролей членов семейной группы.
  Если мы попытаемся проанализировать содержательную сторону ролевых
позиций, то из-за их многообразия сделать это в рамках учебника не удастся.
Поэтому рассмотрим только методологические проблемы. Когда мы представляем
семью, то, как правило, имеем в виду лишь "семейное ядро":
мужа и жену, которые должны иметь разные, частично совместимые и частично
дополняющие, но справедливо разделяемые обязанности и права супругов.
Однако в реальности дело обстоит сложнее. В частности, в работах российских
ученых А.Г. Харчева (1921-1987) и М.С. Мацковского (р. 1946) показан
противоречивый характер выполнения профессиональных и семейных ролей
женщинами, несущими двойную нагрузку — дома и на работе.
   Можно утверждать, что и в обществе, и в семье женщина до сих пор
подвергается дискриминации. Часто этому способствуют и сами женщины,
предъявляющие требования к дочерям, чтобы они помогали по дому, тогда как
сыновья ведут праздный образ жизни. Такими установками общество (в лице
мужчин и самих женщин) как бы закрепляет дальнейшую дискриминацию в
отношении женского пола. Если проанализировать социологические данные, то
наиболее наглядной формой дискриминации является характер распределения
домашней работы в семье. Хотя в исследованиях последних трех лет
фиксируется более равномерное распределение домашних обязанностей, проблема
до сих пор остается открытой.
   Другой важный аспект ролевой дифференциации — принятие решений в семье и
тесно связанная с ним проблема распределения власти между членами семейной
группы, в том числе координация ролей. Под последней мы понимаем
распределение обязанностей по обслуживанию семьи (например, в современной
вьетнамской семье муж до сих пор является единственным хозяином и
распределяет все работы по дому).
   Итоги наших рассуждений можно представить в виде следующей шкалы:
1. Распределение работ по дому: а) по принципу пола, б) нейтральное.
2. Принятие решений по  семейным вопросам: а) автократическое, б)
  демократическое.
3. Распределение власти:  а) иерархическое, б) сбалансированное ролевое.
4. Координация ролей: а) специализированная (однозначно выполняемые роли),
  б) совместное (кооперативное) выполнение хозяйственно-бытовой роли.

В этой шкале крайний "идеальный тип" традиционной семьи можно
характеризовать следующим образом: 1а-2а-За-4а, т.е. сильная связь по
признаку пола в домашней работе, строгое, авторитарное принятие решений,
строгое иерархическое распределение власти, специализированное выполнение
ролей. Крайний "идеальный тип" современной демократической семьи выглядит
следующим образом: 1б-2б-3б-4б, т.е. весьма нейтральное распределение работ
по дому, совместное принятие решений, сбалансированное распределение
власти, кооперативное взаимодействие между членами семьи.
Анализ социологической информации показывает, что в современном
цивилизованном мире идет процесс постепенного удаления от традиционного
типа семьи и приближение к демократическому типу. Хотя такое движение
неравномерно по всем четырем шкалам и неоднозначно во всех общественных
системах, наблюдаемую тенденцию можно считать прогрессом в семейных
отношениях.
Известный американский социолог У. Гуд определяет семейную дезорганизацию
как "разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда
один или более членов семьи не могут точно выполнять свои ролевые
обязанности".
В качестве главных форм семейной дезорганизации выступают:
1. Неполная семейная группа, незаконнорожденность. Хотя о такой семейной
группе нельзя говорить, что она распалась - она никогда не существовала, -
незаконнорожденность может все-таки расцениваться как одна из форм семейной
дезорганизации. Во-первых, потому, что отец-муж не может выполнять своих
ролевых функций по отношению к матери и ребенку, как они предписаны
обществом. Во-вторых, потому, что не выполняются роли члена семьи как отца,
так и матери по отношению к социальному контролю, что является косвенной
причиной незаконнорожденности.
2. Распад семьи из-за намеренного ухода одного из супруга; аннулирование
брака, разделение, развод, дезертирство. Сюда можно отнести и заброшенность
семьи, когда человек использует различные предлоги, чтобы находиться вне
дома длительный срок.
3. Семья "как пустая оболочка", когда супруги живут вместе, но поддерживают
лишь минимальные контакты друг с другом, неспособны выполнять свои ролевые
обязанности в области взаимной эмоциональной поддержки, в том числе и
сексуальных отношений.
4. Семейный кризис, вызванный внешними событиями:
смерть одного из супругов, заключение в тюрьму и т.д.
5. Внутренние катастрофы, связанные с физической патологией одного из
супругов или детей; неизлечимые психические болезни супругов, умственная
отсталость детей.
Данная классификация позволяет утверждать, что семья, как и другие
социальные институты, является создателем ролей, а их выполнение —
обязательным атрибутом ее существования.
Сравнительные данные статистики за 10 лет показывают, что в России
распадается примерно каждый третий, а в больших городах и второй брак. Из
разводящихся только около 40 % мужчин и 30 % женщин вступают в повторные
браки, остальные люди, как правило, остаются одинокими. Среди мотивов
разводов, проанализированных в работах отечественных социологов А.Г.
Харчева, М.С. Мацковецкого, Л.И. Чуйко, В.И. Сысенко, одно из первых мест
занимает пьянство или наркомания одного из супругов, конфликты и скандалы,
плохие отношения с родственниками мужа или жены и их вмешательство в
отношения молодой семьи, измена мужа или жены, сексуальная несовместимость.
В указанных мотивах необходимо выделить общую доминанту — отсутствие у
супругов должной социально-психологической подготовки к браку, выполнению
семейных ролей.
Предпосылками удачного брака являются позитивные социально-психологические
свойства личности, устойчивое социальное и материальное положение супругов,
высокий уровень их культуры и сексуального согласия. Отсюда вытекает
проблема подготовки молодежи к браку; ее серьезное отношение к обязанностям
будущих супругов является непременным условием благополучной семьи.


смотреть на рефераты похожие на "Семья как социальный институт"