Социология

Уровень компьютерной грамотности среди московской молодежи


                            Оглавление

1.    Формулировка темы.     3


2.    Актуальности темы.     3


3.    Научная разработанность темы      3


4.    Объект и предмет исследования     4


5.    Цель исследования      4


6.    Задачи исследования    4


7.    Методы сбора информации.    5


8.    Логический анализ основных понятий     5


9.    Стуктурная операционализация основных понятий      7


10.   Гипотезы исследования  8


11.   АНКЕТА     9



                             Формулировка темы.

      Темой настоящего социологического исследования является «Уровень
компьютерной грамотности среди московской молодежи.»



                             Актуальности темы.

      В последние годы наблюдается быстрое развитие компьютерных технологий.
Компьютер внедряется практически во все сферы нашей жизни, а  во  многих  из
них становится просто незаменимым. Развитие  достигло такого уровня,  что  в
матче с компьютером Deep-blue  лучший  шахматист  мира  Г.Каспаров  потерпел
поражение, что ранее считалось практически невозможным.
      Вполне  логичным  было  бы  предположить,  что  в   связи   с   ростом
возможностей в этой области, в адекватной степени  должен  расти  и  уровень
способности использовать эти достижения прогресса .
      Однако  повседневный  опыт  показывает,  что,  зачастую,  на  все  так
однозначно.  Цель  данного  исследования   -   выявить   соответствия   (или
несоответствия)  возможностей  и  реального  их  использования   в   области
компьютерных технологий.


                        Научная разработанность темы

      Насколько известно автору, тема не разработана в научном плане.



                        Объект и предмет исследования

Объектом данного исследования являются жители г.Москвы в возрасте от 15 до
29 лет, которые так или иначе пользуются компьютером (далее – юзеры) (либо
собираются делать это в будущем).

Предметом данного исследования  является изучения уровень компьютерной
грамотности юзеров, а так же изучение тенденций и закономерностей в
мотивации дальнейшего овладения указанными навыками.

                              Цель исследования


Цель данного исследования состоит в том, что бы выяснить, насколько уровень
профессиональной подготовки юзеров соответствует уровню развития
современных технологий.


                             Задачи исследования


В задачу данного исследования входит определение степени профессионализма
московских юзеров в области использования возможностей компьютеров и
компьютерных технологий на работе, в быту, в свободное время и проч.
В частности, были поставлены следующие задачи:
Дать качественную оценку характеру взаимоотношению человек –
компьютер;
Определить отношение москвичей к наличию компьютера дома;
Определить отношение москвичей к наличию компьютера на работе;
 . Определить их мнение относительно воздействия компьютера на человека;
Выявить мнение о развитии компьютерных технологий в XXI веке.


                          Методы сбора информации.

Метод сбора социологической информации – опрос.
Вид опроса – анкетирование.
Анкета прилагается.


                     Логический анализ основных понятий

Ключевые понятия:
Москвичи
Молодежь
Компьютер
Компьютерная грамотность

Теоретическая интерпретация ключевых понятий:
1. Москвичи – жители Москвы и ближнего Подмосковья.(Автор)
2. Молодежь – молодые люди в возрасте от 15 до 29 лет. (Автор)
3. Компьютер – электронная вычислительная машина. (Словарь компьютерных
  терминов, М.1993, стр 122.)
4. Компьютерная грамотность - владение навыками использования средств
  вычислительной техники; понимание основ информатики и значения
  информационной технологии в жизни общества. В Российской Федерации в
  средних учебных заведениях введен (с 1985/86 учебный год) общий курс
  «Основы информатики и вычислительной техники». (Большой энциклопедический
  словарь, М.1997, стр.632)



                Стуктурная операционализация основных понятий



                            Гипотезы исследования

Предполагается, что компьютер используется, главным образом, на работе и
для работы (для тех, кто работает), либо дома - для развлечения.
При этом, наиболее вероятно, что большинство считают свой уровень
грамотности ниже среднего, так как и в обоих случаях использование
компьютера происходит в узко-специальной области (текстовые редакторы,
электронные таблицы, игры).



                              Институт Молодежи


                                   АНКЕТА


                            Молодежь и компьютеры



                         Уважаемый участник опроса!
Мы,  студенты  II-курса  Института  Молодежи,   убедительно  просим  уделить
немного внимания данной анкете и ответить на несколько  несложных  вопросов,
чтобы помочь нашему исследованию. Просим отвечать  искренне.  Анонимность  и
конфиденциальность   гарантируем.    Большинство   вопросов    подразумевает
однозначный  ответ,  только  там,  где  есть  указания,  возможны  несколько
вариантов ответов; вопросы, которые не относятся к Вам,  можете  пропускать.


                        Благодарим за сотрудничество!


1. Ваш возраст___________
2. Ваш пол
     a) Мужской
     b) женский
3. Род ваших занятий
     a) Школьник
     b) Студент
     c) Работающий
4. Семейное положение______________
5. Образование:
      a) н/среднее
      b) среднее
      c) среднее специальное
      d) н/высшее
      e) вы
      f) сшее
6. Как давно Вы пользуетесь компьютером
     a) Менее месяца
     b) От месяца до 1 года
     c) От 1 года до 2 лет
     d) От 2 до 5 лет
     e) От 5 до 10 лет
     f) Более 10 лет
7. Где Вы впервые познакомились с компьютером ?
      a) В школе
      b) В институте
      c) у друзей, родственников, знакомых
      d) другое
8. Обучались ли Вы профессионально работать на компьютере?
      a) Да
      b) Нет
9. Впервые Вы сели за компьютер из интереса или по необходимости?
     a) Из интереса
     b) По необходимости
     c) Не помню
10. Сколько времени в день Вы проводите за компьютером
     a) Менее 1 часа
     b) От 1 часа до 2 часов
     c) От 2 до 5 часов
     d) От5 до 10 часов
     e) Более 10 часов
11. Вы смогли бы обходиться без компьютера на работе, если Вы работаете
     a) Да
     b) Возможно
     c) Вряд ли
     d) Нет
     e) Затрудняюсь ответить
12. Вы смогли бы обходиться без компьютера на дома
     a) Да
     b) Возможно
     c) Вряд ли
     d) Нет
     e) Затрудняюсь ответить
13. Где Вы используете компьютер
     a) только на работе
     b) только дома
     c) и на работе и дома
     d) другое
14. Считаете ли Вы что, владение компьютером неотъемлемая часть Вашей
   (будущей/нынешней) профессии
     a) Да
     b) Скорее да, чем нет
     c) Скорее нет, чем да
     d) Нет
     e) Затрудняюсь ответить
15. У Вас дома есть компьютер
     a) Да
     b) нет
16. Имеете ли Вы опыт написания программ
     a) Да
     b) Нет
     c) Затрудняюсь ответить
17. Читаете ли Вы периодические издания посвященные компьютерным темам
     a) Читаю регулярно
     b) Читаю время от времени
     c) Читаю крайне редко
     d) Не читаю
18. Читаете ли Вы другую литературу посвященные компьютерным темам
     a) Читаю регулярно
     b) Читаю время от времени
     c) Читаю крайне редко
     d) Не читаю
19. Помогает ли Вам получаемая из литературы информация совершенствовать
   свое мастерство?
      a) Да
      b) нет
      c) Затрудняюсь ответить
20. Большую часть времени Вы используете компьютер (возможно любое
   количество ответов):
     a) для игр
     b) для обучения
     c) для работы
21. Вы играете в компьютерные игры ?
     a) Играю каждый день
     b) Играю время от времени
     c) Играю крайне редко
     d) Не играю
22. Как по Вашему мнению влияют компьютерные игры на развитие подростков?
     a) Никак
     b) Положительно
     c) Скорее положительно, чем отрицательно
     d) Скорее отрицательно, чем положительно
     e) Отрицательно
     f) Затрудняюсь ответить
23. Вы пользуетесь Интернетом
     a) Каждый день
     b) Регулярно
     c) Время от времени
     d) Изредка
     e) Никогда
     f) Даже не слышал о таком
24. Знакомо ли Вам такoе понятие, как «ICQ»,
     a) Да
     b) нет
25. На Ваш взгляд, способно ли общение через Internet заменить полноценное
   общение с людьми?
      a) Да
      b) Лишь отчасти
      c) вряд ли
      d) нет
26. Осваивали ли Вы когда-либо компьютерное обеспечение самостоятельно?
     a) Да
     b) Нет
     c) Не помню
27. Как Вы оцениваете свои навыки работы на компьютере:
      a) отлично
      b) хорошо
      c) средне
      d) ниже среднего
      e) плохо
28. Планируете ли Вы в ближайшее время произвести модернизацию Вашего
   компьютера
     a) Обязательно
     b) Да, если позволят средства
     c) Возможно
     d) Нет
     e) Не знаю
29. Опишите Ваш рабочий компьютер (если таковой имеется)
   a) Процессор:__________
     b) Объем оперативной памяти:______________
     c) Емкость жесткого диска:_________________
     d) Наличие привода для CD (да/нет):_________
     e) Наличие модема (да/нет):____________
30. Опишите Ваш домашний компьютер (если таковой имеется)
     a) Процессор:__________
     b) Объем оперативной памяти:______________
     c) Емкость жесткого диска:_________________
     d) Наличие привода для CD (да/нет):_________
     e) Наличие модема (да/нет):____________
31. Испытываете ли Вы дискомфорт если слишком долго не подходите к
   компьютеру
     a) Обязательно
     b) Возможно
     c) Вряд ли
     d) никогда
32. Часто ли Вы сидите за компьютером по ночам
     a) Каждую ночь
     b) Более 2 раз в неделю
     c) 1,2 раза в неделю
     d) несколько раз в месяц
     e) несколько раз в год
     f) никогда
33. Вы покупаете пиратское программное обеспечение
     a) Да
     b) Нет
     c) Затрудняюсь ответить
34. Какую сумму Вы тратите (если у Вас есть компьютер) или готовы тратить
   (если у вас нет собственного компьютера) ежегодно на модернизацию и
   обслуживание Вашего компьютера
35. Как относятся Ваши ближайшие родственники и друзья к Вашему увлечению
   компьютером?
      a) Положительно
      b) скорее положительно, чем отрицательно
      c) скорее отрицательно чем положительно
      d) отрицательно
      e) безразлично
      f) не имею такого увлечения
36. У Вас есть E-mail и веб страничка
     a) И то и другое
     b) Только E-mail
     c) Только веб страничка
     d) Ни то не другое
37. Вы знаете название фирмы производителя Видео-карты Вашего компьютера
     a) Да
     b) Нет
     c) Затрудняюсь ответить
38. При набирания текста на компьютере Вы пользуетесь
     a) Только двумя пальцами
     b) Почти всеми пальцами обеих рук но при этом не смотрите на экран.
     c) Почти всеми пальцами обеих рук но при этом все время смотрите на
        экран
     d) 10-типальцевым методом, но при этом не смотрите на экран
     e) 10-типальцевым методом, но при этом все время смотрите на экран
     f) затрудняюсь ответить
28. Знакомы ли Вам такие фамилии как Кевин Митник и Владимир Левин
     a) Да, я знаю кто это такие
     b) Да, мне знакома, но только одна фамилия
     c) Фамилии знакомы, но кто это – я не знаю.
     d) Никогда не слышал о таких
29. Вы сталкивались с компьютерными вирусами
     a) Постоянно
     b) Изредка
     c) 1 раз
     d) никогда
     e) я их пишу


                           Спасибо. Всего доброго!



-----------------------
                      Схема структурной операционализации понятия
«Молодежь»

II уровень

I уровень

Юношеский максимализм

Инициативность

Мобильность

Восприимчивость к новому

Конформизм

Динамичность идеалов

Отсутствие социальной активности

Возрастная специфика

адаптация к новым экономическим условиям

в политической активности

в политических ориентациях

в трудовой деятельности

на рынке труда

в сфере образования

        Формирование социальных установок и адаптированного поведения

                             на случ. заработки

                                на не-работу

на труд в сфере самостоятель-ного  предпри-нимательства

на труд в сфере частной собственности

на труд в сфере смешанной собственности

на труд в сфере госсобственности

                              психологи-ческой

                               духовной жизни

                            семейно-бытовой жизни

                                политич.жизни

                                    труда

                                  в сферах:

Формирование трудовых мотиваций

Приобретение соц.опыта

                             Чем характеризуется

                                Социализация

                              Возрастные рамки

                                 16 – 29 лет

                                 Безработные

На гос. уч-реждениях

На гос. предприятиях

На смешанных

В частном секторе

                                    Вузов

                                   18 - 23

                                 nехникумов

Совмещающие работу с учебой

Учащиеся частных уч. заведений

Совмещающие работу с учебой

Обучение в гос.обр учреждениях

                                 Работающие

                                  23-29 лет

                                  Студенты

                         Учащиеся стар- ших классов

                         Период становления зрелости

                 Период социальной адаптации к миру взрослых

                           Особенности психологии

               Специфические социально-демографические группы

                                  МОЛОДЕЖЬ


                                   Москва

                                   2000 г.


                              Институт Молодежи



                                    Студентов группы  МО-201В Сироты Дмитрия

                                                                           и

                                                          Андроновой Татьяны


                        Социологическое исследование

                                   на тему:

                      «Уровень компьютерной грамотности

                         среди московской молодежи»





смотреть на рефераты похожие на "Уровень компьютерной грамотности среди московской молодежи"