Социология

Методы сбора социологической информации

                            Глава 1. Метод опроса

                                             Как ни  коротки  слова:  “да”,
                                             “нет”,  всё  же  они   требуют
                                             самого серьёзного размышления.
                                                                     Пифагор

      Метод опроса – это не изобретение социологов. Во всех отраслях  науки,
где  для  получение  информации  исследователь  обращается  к   человеку   с
вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода.  Например,
врачи,  выясняя  течение  болезни  и   предшествующее   состояние   здоровья
пациента, проводят анамнестические  опросы.  Юристы,  выясняя  у  свидетелей
обстоятельства дела, также пользуются  методом  опроса,  специально  изучают
его психологические аспекты  и  возможности  оценки  достоверности  ответов.
Журналисты, педагоги,  работники  служб  социального  обеспечения  и  многих
других  сфер  социальной  практики  используют  этот  метод  для   получения
интересующей их информации.
       Специфика  метода  состоит  прежде  всего  в   том,   что   при   его
использовании  источником  первичной  социологической  информации   является
человек (респондент)  –  непосредственный  участник  исследуемых  социальных
процессов и  явлений.  Существует  две  разновидности  опроса,  связанные  с
письменной или устной формой  общения  с  респондентами  –  анкетирование  и
интервьюирование. В их основе лежит совокупность  предлагаемых  опрашиваемых
вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию.
      Каждый вариант опроса представляет  собой  одну  из  наиболее  сложных
разновидностей  социально-психологического  общения,  обусловленного   рядом
обстоятельств: содержанием анкеты или интервью, то есть  перечнем  вопросов,
в которых реализован предмет исследования;  качеством  работы  анкетёра  или
интервьюера;   сосредоточенной   работы   респондента   над    предложенными
вопросами;  психологическим  состоянием  респондента  в  момент   проведения
опроса(1. с.52-54).
      Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетёров или
интервьюеров, позволяет в максимально  короткие  сроки  опрашивать  довольно
большое количество респондентов   и  получать  различную  по  своей  природе
информацию.
      Однако,  всегда  следует  учитывать  возможное  искажение  информации,
полученной методом опроса,  связанное  с  особенностями  процесса  отражения
различных сторон социальной практики в сознании людей.


                              1. Анкетирование

      Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид  опроса
- анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным.
      Групповым анкетированием называется опрос, применяемый  в  основном  в
организациях (места работы, учёбы и т.д.).
      При индивидуальном  анкетировании  вопросники  (анкеты)  раздаются  на
рабочих местах или  по  месту  жительства  респондента.  В  последнее  время
широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью  электронных
видов связи: телефон, E-mail).
       Социологическая  анкета  -  объединенная   единым   исследовательским
замыслом  система  вопросов,  направленных   на   выявление   количественно-
качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее  предназначение  -
дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд  правил  и
принципов ее конструирования, а также особенности  различных  вопросов.  При
составлении анкет необходимо учитывать, что  вопрос  должен  быть  одинаково
понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым  и
пожилым, людям с разным образованием и т.д.).
      Все вопросы можно классифицировать:
    . по содержанию (вопросы о фактах  сознания,  о  фактах  поведения  и  о
      личности респондента);
    . по форме (открытые, закрытые и полузакрытые, прямые и косвенные);
    . по функции (основные и неосновные).

      Вопросы о  фактах  сознания  людей  направлены  на  выявление  мнений,
пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д.  Вопросы  о  фактах  поведения
выявляют  поступки,  действия,  результаты  деятельности  людей.  Вопросы  о
личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст  и
т.д.).
      Закрытым вопрос называется  в  том  случае,  если  на  него  в  анкете
приводится  полный  набор  вариантов  ответов.  Прочитав  их,   опрашиваемый
выбирает только тот, который  совпадает  с  его  мнением.  Закрытые  вопросы
могут быть альтернативные и  неальтернативные.  Альтернативные  предполагают
возможность  выбора   респондентом   всего   одного   варианта   ответа,   а
неальтернативные - нескольких вариантов ответов.
      Открытые вопросы не содержат подсказок и не  “навязывают”  респонденту
вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте  и
до мельчайших подробностей, поэтому они дают  более  богатую  по  содержанию
информацию, чем закрытые вопросы.
      Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с  набором  определенных  вариантов
ответов   в   ситуации   невозможности   выбрать   подходящий   вариант   из
предложенного  перечня,  респонденту  предоставлятся  возможность  высказать
свое мнение по обсуждаемой проблеме  в  свободной  форме,  т.е.  соединяются
признаки открытости и закрытости.
       Прямые  и  косвенные  вопросы.  Иногда  вопросы  анкеты  требуют   от
респондента  критического  отношения  к  себе,  окружающим   людям,   оценки
негативных явлений действительности и  т.д.  Такие  прямые  вопросы  в  ряде
случаев или  остаются  без  ответа,  или  содержат  неточную  информацию.  В
подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы,  сформулированные
в  косвенной  форме.  Респонденту  предлагается  воображаемая  ситуация,  не
требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.
      Основные вопросы анкеты направлены на  сбор  информации  о  содержании
исследуемого явления. Неосновные - на выявление адресата  основного  вопроса
(вопросы-фильтры), проверку  искренности  ответов  (контрольные  вопросы)(2.
с.41-46).

      При проведении анкетного опроса проходится три этапа:
     1)  подготовительный  этап  (включающий  разработку  программу  опроса,
        составление  плана  и   сетевого   графика   робот,   проектирование
        инструментария, его пилотажная проверка, размножение инструментария,
        составление  инструкций  для  анкетера,  респондента  и  других  лиц
        участвующих в опросе, подбор и подготовка  интервьюеров,  анкетеров,
        решение организационных проблем).
     2)  оперативный  этап  –  сам  процесс  анкетирования,   имеющий   свои
        собственные стадии поэтапного осуществления;
      3)результирующий этап – обработка полученной информации

Любая анкета включает в себя три основные части :
     1) вводную
     2) содержательную (основную) часть
     3) заключительную часть (паспортичку)
      Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи,
способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер  ее  заполнения,
а также выражается благодарность  за  участие  в  анкетировании.  К  вводной
части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.
      Паспортичка  (демографическая  часть)  содержит  в  себе  сведения   о
респондентах  с  целью  проверки   надежности   информации.   Это   вопросы,
касающиеся  пола,  возраста,  образования,  места  жительства,   социального
положения и происхождения, стажа работы респондента и др.
      Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого
во многом зависит успех проводимого исследования.
      Содержание анкеты (характер и виды  задаваемых  вопросов,  порядок  их
размещения, формализация предполагаемых  ответов)  определяется  стремлением
получить наиболее достоверную информацию об  изучаемом  объекте.  Для  этого
необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов,  на  базе  которых
формируется содержательная  часть  анкеты.  Формулировка  вопросов  –  самый
сложный этап составления анкеты(2. с.52-55).


                             1.2 Почтовый опрос

      Почтовый   опрос   -   разновидность   анкетирования   и    правомерно
рассматривается  как  эффективный  прием  сбора  первичной   информации.   В
наиболее общем виде он заключается в  рассылке  анкет  и  получении  на  них
ответов  по  почте.  Важное  преимущество  почтового   опроса   -   простота
организации. Нет надобности в подборе, обучении, контроле  за  деятельностью
большого количества  анкетеров.  Еще  одним  позитивным  свойством  является
возможность  выбора  респондентом  наиболее  удобного   для   него   времени
заполнения анкеты.
      Вместе с тем почтовый опрос имеет и свои недостатки. Основной из них -
неполный возврат анкет, то  есть  не  все  респонденты  заполняют  анкеты  и
отправляют их исследователям,  поэтому  может  получиться  так,  что  мнения
ответивших не совпадают  с  мнениями  тех,  кто  воздержался  от  участия  в
почтовом опросе.
      Разновидность почтового опроса - прессовый опрос. В этом случае анкета
печатается в газете или журнале. Существует два вида такого опроса.  Один  -
когда редакция обращается к анкетированию с целью получения данных  о  своих
читателях и их мнений о работе данного  печатного  органа.  Второй  -  когда
через печатный орган изучается мнение по какой-либо актуальной проблеме.


                            1.3 Интервьюирование

      При  интервьюировании  контакт  между  исследователем  и  респондентом
осуществляется   при   помощи   интервьюера,   который    задает    вопросы,
предусмотренные исследователем, организует  и  направляет  беседу  с  каждым
отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции.  Этот
метод опроса требует больших затрат времени и  средств,  чем  анкетирование,
но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за  счет  уменьшения
числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников.
      Особенности  интервью   по-разному   проявляются   в   различных   его
организационных формах. Рассмотрим их.
      Интервью по месту работы, занятий, то есть в служебном помещении.  Оно
наиболее  целесообразно,  когда  изучаются  производственные   или   учебные
коллективы, а предмет исследования связан с производственными  или  учебными
делами.
      Интервью по месту жительства. Оно  становится  предпочтительным,  если
предмет опроса касается  таких  проблем,  о  которых  удобнее  поговорить  в
неофициальной  обстановке,  свободной  от  влияния  служебных  или   учебных
отношений.
      В прикладной социологии различают три вида интервью:  формализованное,
фокусированное и свободное.

      Формализованное  интервью  -  самая   распространенная   разновидность
интервьюирования. В этом случае общение  интервьюера  и  респондента  строго
регламентировано  детально   разработанными   вопросником   и   инструкцией,
предназначенной  для  интервьюера.  При  использовании  этого  вида   опроса
интервьюер  обязан  точно  придерживаться   формулировок   вопросов   и   их
последовательности.

      Фокусированное интервью -  следующая  ступень,  ведущая  к  уменьшению
стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей  целью
сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его  последствии
или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят  с  предметом
беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого  интервью,  причем
их   перечень   для   интервьюера   обязателен:   он   может    менять    их
последовательность и формулировки, но по  каждому  вопросу  должен  получить
информацию.

      Свободное интервью отличается  минимальной  стандартизацией  поведения
интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда  исследователь
приступает  к  определению   проблемы   исследования.   Свободное   интервью
проводится без заранее подготовленного вопросника или  разработанного  плана
беседы; определяется только тема интервью(10. с.123-126).



смотреть на рефераты похожие на "Методы сбора социологической информации"