Социология

Общественное мнение



       Общественное мнение.



       СОДЕРЖАНИЕ:


               1 общее понятие
       2 Сущность, содержание общественного мнения

       3 Этапы общественного мнения

       4 Функции общественного мнения
          Литература



      1Общее понятие :


      Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим
трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Только в
отечественной литературе можно встретить около двух десятков определений
общественного мнения. Если попытаться суммировать их, то можно сказать
следующее: общественное мнение социальной общности есть специфический
способ проявления состояния сознания этой общности, в котором
опосредственно и обобщенно отражается отношения большинства ее членов к
фактам, событиям, .явлениям в объективной или субъективной
действительности, вызвавшим их интерес и дискуссий, и которое воплощается в
оценочных суждениях или практических действиях членов данной общности.
          Словосочетание "общественное мнение" давно у  нас  на  слуху.  Оно
относится к числу тех социальных  явлений,  которые  не  испытывают  сегодня
недостатка  внимания  к  себе.  Его  изучают   и   анализируют   специалисты
практически  всех  областей  обществознания,  о  нем  размышляют   и   пишут
журналисты,  за  его  симпатиями  ревниво  следят   политики,   руководители
различных рангов. Общественное мнение  изучают,    формируют,  прогнозируют,
стремятся учесть в практике социального управления, одним словом,  прилагают
немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.
          Столь заметный рост интереса к общественному мнению имеет свое
     объяснение.:
      Во-первых,  как  своеобразное  явление  духовной  жизни,  общественное
мнение непосредственно связано с материальным носителем, который определяет
реальную силу этого мнения, его черты  и  свойства.  При  этом,  чем  более
широкие  слои  выступают  носителем  общественного  мнения,   тем   большим
социальным авторитетом и  действенностью  оно  отличается,  тем  в  большей
степени заставляет собой считаться.
      Во-вторых, в каждом  конкретном  случае  общественное  мнение  уходит
 своими корнями в те или иные потребности и интересы  людей,  заявляя  самим
 фактом своего существования о важности их учета и удовлетворения.
      В-третьих, общественное мнение как  социально-психологический  феномен
является  активным  стимулятором  социальных  действий  и  поступков  масс,
способным придавать им широкий размах  и стабильность в течение различного,
нередко довольно продолжительного времени.
        В-четвертых,  все  более  расширяющаяся   практика   действительных,
неформальных выборов руководящих органов, хозяйственных  руководителей  всех
рангов вольно или невольно заставляет держать руку на  пульсе  общественного
мнения даже тех, кто пока недостаточно полно понимает  важность  изучения  и
учета общественного мнения в повседневной практической работе.
        Общественное  мнение  -   специфическое   проявление   общественного
сознания,  выражающееся в оценках (как в   устной,   так   и   в  письменной
форме) и характеризующее явное (или скрытое)  отношение  больших  социальных
групп (в  первую  очередь  большинства   народа)  к   актуальным   проблемам
действительности,  представляющим общественный интерес.



      2 Сущность, содержание общественного мнения

      Еще  одна  очень  важная  сторона  анализируемого  вопроса—  сущность,
содержание общественного мнения. По этому поводу можно  высказать  следующие
предположения:
      во-первых, рассматриваемый феномен есть конкретный вывод  определенной
общности людей по тем или  иным  объектам,  своего  рода  итог  мыслительной
деятельности людей;
      во-вторых, критериями отбора  при  формировании  общественного  мнения
служат общественные интересы и потребности.  Только  те  явления  или  факты
общественной жизни становятся его  объектами,  которые  приковывают  к  себе
внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения;
      в-третьих,  массовые  суждения  людей  обладают   различной   степенью
объективности  (истинности).  Это  объясняется   тем.   что   мнения   могут
формироваться на  основе  как  научных  знаний,  так  и  ложных  взглядов  и
ошибочных представлений. В случае  недостатка  объективной  информации  люди
компенсируют ее слухами, интуицией и т. д. Общественное мнение,  не  имеющее
в своей основе твердого научного фундамента, может быть ошибочным.  Суждение
научной критики нередко
      заменяется предрассудками, выдаваемыми за общественно мнение;
      в-четвертых,  этот  феномен   выступает   в   качестве   специфической
побудительной  силы,   регулирующей   поведение   людей,   их   практическую
деятельность. Выступая  в  качестве  «материальной»  регулирующей  силы,  он
относится  к  активной,  т.  е.  овладевшей  массами,  части   общественного
сознания Общественное мнение в этом случае не только  отражает  определенный
уровень знаний людей по тому или иному вопросу, но и фиксирует  их  активное
отношение  к  объекту  мнения,   образуя   подобие   сплава   рационального,
эмоционального и волевого компонентов. Этот феномен  существует  в  сознании
люде; и выражается публично, выступая, в свою очередь, как  мощнее  средство
общественного воздействия;
      в-пятых, общественное мнение представляет собой специфический  продукт
взаимодействия  людей,  своего  рода  соединение   мнений,   нивелированных,
измененных,  образовавших  новое  качество,  не  сводимое  к  простой  сумме
индивидуальных мнений.

      ВЫВОД: не любое групповое, коллективное мнение становится или является
общественным, а лишь то, что соответствует критериям -  социальный  интерес,
дискуссионность, компетентность.  А  его  выразители  -  классы,  социальные
слои, содружество классов, народ. Значит, мнение можно классифицировать  как
индивидуальное;   групповое,   или   общее;   мнение   общественности,   или
общественное.
       Общественное мнение не может существовать вне системы  экономических,
социально-политических, идейно-нравственных отношений.  Оценочные  суждения,
содержащиеся в этом феномене, имеют социальный характер. Еще  Г.В.  Плеханов
в «Очерках по истории материализма» писал, что «общественное  мнение»  имеет
свои  корни  в  социальной  среде  и  в  конечном  счете   в   экономических
отношениях; это  не  противоречит  тому,  что  всякое  данное  «общественное
мнение» начинает стареть, как только начинает стареть вызывающий его  способ
производства».)

      3 Этапы общественного мнения:
      Здесь  уместно  было  бы   кратко   изложить   механизм   формирования
общественного мнения.
      Выделим следующие основные этапы:
      1. Восприятие реформации (объективной, субъективной,  тенденциозной  и
т.д.) на уровне отдельных людей.
      2. Выводы и оценки индивидуума -  на  основе  имеющихся  знаний,опыта,
умения анализировать, уровня информированности.
      3. Обмен имеющейся информацией, выводами, дискуссии с другими людьми.
      4. На этой основе, формирование определенного мнения небольшой  группы
людей.
      5. Обмен между небольшими группами и формирование  мнения  социального
слоя.
      6. Возникновение общенародного мнения.
      Можно  выделить  основные  стадии  формирования   и   функционирования
общественного мнения:
      1. Рождается
      2. Достигает определенной степени развития
      3. "Умирает"  или  реализует  себя  в  конкретных  проявлениях  жизни.


      Практика показывает, что если необходимые меры, в частности
пропагандистские, приняты в период зарождения или на начальном этапе
формирования общественного мнения его значительно легче сориентировать в
позитивном, нужном направлении либо локализовать, не дать перерасти в
неверные убеждения, последующие, на этой основе, соответствующие действия и
проявления в жизни.

      4 Функции общественного мнения :
      Функции общественного мнения различаются в  зависимости  от  характера
взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов или  отдельных  лиц
в первую очередь от характера влияния, воздействия  первого  на  вторых,  от
содержания высказываемого мнения, от его  формы.  Для  общественного  мнения
характерны  следующие  функции:  экспрессивная   (в   более   узком   смысле
контрольная); консультативная; директивная.
      Экспрессивная функция - самая широкая по своему значению. Общественное
мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к  любым  фактам  и
событиям  в  жизни  общества,  действиям   различных   институтов,   лидеров
государства.  Эта  особенность  придает  данному  феномену  характер   силы,
стоящей над институтами власти, оценивающей  и  контролирующей  деятельность
институтов и лидеров партий, государства.
      Таким  образом,  объективным  содержанием  деятельности  общественного
мнения  государственные  институты,   их   лидеры   ставятся   в   положение
контролируемых. Обладая только одной моральной властью, общественное  мнение
бывает весьма эффективно по своим результатам. Этот эффект будет  безусловно
выше, если он  подкрепляется  разнообразными  формами  контроля  со  стороны
трудящихся.
      Вторая функция -  консультативная.  Общественное  мнение  дает  советы
относительно способов разрешения тех  или  иных  социальных,  экономических,
политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это  мнение  будет
справедливым,  если,  конечно,  институты  власти  заинтересованы  в   таких
ответах. Прислушиваясь к этим советам, «руководящие лидеры»,  группы,  кланы
вынуждены корректировать решения, методы управления.
      И, наконец, директивная функция общественного  мнения  -проявляется  в
том,  что  общественность  выносит  решения  по  тем  или   иным   проблемам
социальной жизни, имеющие императивный  характер,  например,  волеизъявление
народа во время выборов, референдумов. Народ  в  данных  случаях  не  только
дает мандат доверия тому или иному лидеру, но  и  высказывает  свое  мнение.
Императивные высказывания занимают в политике весьма значительное место.
      В зависимости от содержания суждений, сформированных  общественностью,
мнение может быть оценочным, аналитическим, конструктивным  и  регулятивным.
Оценочное мнение выражает отношение к тем или иным проблемам или  фактам.  В
нем больше эмоций, чем аналитических выводов,  умозаключений.  Аналитическое
и конструктивное общественное мнение тесно  связаны  между  собой:  принятие
какого-либо решения требует глубокого  и  всестороннего  анализа,  для  чего
необходимы элементы теоретического мышления, а порой  и  напряженной  работы
мысли. Но по своему  содержанию  аналитическое  и  инструктивное  мнения  не
совпадают. Смысл регулятивного общественного мнения состоит в том,  что  оно
вырабатывает  и  внедряет  определенные  нормы  общественных   отношений   и
оперирует целым  сводом  не  писанных  законом  норм,  принципов,  традиций,
обычаев, нравов и т. д. Обычно оно  реализует  тот  кодекс  правил,  который
закреплен в нравственном сознании людей,  групп,  коллективов.  Общественное
мнение может также выступать в форме позитивных или негативных суждений.

      ПРЯМОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

      Под наблюдением подразумевается прямая регистрация событий очевидцем.

      Наблюдение  может  носить  различный  характер.   Иногда   наблюдатель
самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может  пользоваться
данными наблюдений других лиц.Наблюдение бывает простым и  научным.  Простое
-  это  то,  которое  не  подчинено  плану   и   ведется   без   определенно
разработанной системы. Научное наблюдение отличается тем, что:

      а) Оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным
задачам.

      б) Научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре.

      в) Все данные наблюдения фиксируются в  протоколах  или  дневниках  по
определенной системе.

      г)  Информация,   полученная   путем   научного   наблюдения,   должна
поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

      Наблюдение классифицируется:

      1)  По  степени  формализованности  выделяют   неконтролируемое   (или
нестандартизованное, бесструктурное)  и  контролируемое  (стандартизованное,
структурное). В неконтролируемом наблюдении пользуются  лишь  принципиальным
планом,  а  при  контролируемом   -   регистрируют   события   по   детально
разработанной процедуре.

      2) В зависимости от положения наблюдателя различают соучаствующее (или
включенное)  и  простое  (невключенное)  наблюдения.  Во  время  включенного
наблюдения   исследователь   имитирует   вхождение   в   социальную   среду,
адаптируется в ней и анализирует события как бы  “изнутри”.  В  невключенном
(простом) наблюдении исследователь наблюдает “со стороны”, не  вмешиваясь  в
события.

      В обоих случаях наблюдение может производиться открыто или инкогнито.

      Одна   из   модификаций   включенного   наблюдения   носит    название
стимулирующего   наблюдения.   Этот   способ    подразумевает    воздействие
исследователя  на   события   которые   он   наблюдает.   Социолог   создает
определенную ситуацию,  для  того  чтобы  стимулировать  события,  что  дает
возможность оценить реакцию на это вмешательство.

      3) По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в
естественных условиях) и на лабораторные (в экспериментальной ситуации).

      Процедура любого наблюдения складывается из ответа  на  вопросы:  “Что
наблюдать?”, “Как наблюдать?” и “Как вести записи?”.  Постараемся  найти  на
них ответы.На первый вопрос отвечает  программа  исследования,  в  частности
состояние гипотез, эмпирические  индикаторы  выделенных  понятий,  стратегия
исследования в целом.

      При  отсутствии  четких  гипотез,  когда  исследование  проводится  по
фомлулятивному (примерному)  плану,  применяют  простое  или  бесструктурное
наблюдение. Цель  такого  предварительного  наблюдения  заключается  в  том,
чтобы придумать гипотезы для более строгого описания  наблюдаемого  объекта.
При этом используется следующее:

      1)  Общая  характеристика  социальной   ситуации,   включающая   такие
элементы, как:  сфера  деятельности  (производственная,  непроизводственная,
уточнение ее особенностей и т.д.); правила и нормы,  регулирующие  состояние
объекта  в  целом  (  формальные  и  общепринятые,  но  не  закрепленные   в
инструкциях или распоряжениях); степень саморегуляции объекта наблюдения  (в
какой мере его  состояние  определяется  внешними  факторами  и  внутренними
причинами).

      2)  Попытка  определить  типичность  наблюдаемого  объекта  в   данной
ситуации, относительно других  объектов  и  ситуаций;  экологическая  Среда,
область  жизнедеятельности,  общественная,  экономическая   и   политическая
атмосфера, состояние общественного сознания на данный момент.

      3) Субъекты или участники социальных событий. В зависимости  от  общей
задачи  наблюдения  их  можно   классифицировать:   по   демографическим   и
социальным признакам; по  содержанию  деятельности  (характер  труда,  сфера
занятий,  сфера  досуга);  относительно  статуса  в  коллективе  или  группе
(руководитель коллектива, подчиненный, администратор, общественный  деятель,
член коллектива...); по официальным функциям в  совместной  деятельности  на
изучаемом   объекте   (обязанности,   права,   реальные    возможности    их
осуществления;   правила,   которым   они   следуют   строго   и    которыми
принебрегают...); по неофициальным отношениям  и  функциям  (дружба,  связи,
неформальное лидерство, авторитет...).

      4) Цель деятельности и социальные интересы субъектов и групп: общие  и
групповые цели и интересы;  официальные  и  неформальные;  одобряемые  и  не
одобряемые в данной среде; согласованность интересов и целей.

      5) Структура деятельности со стороны:  внешних  побуждений  (стимулы),
внутренних  осознанных  намерений  (мотивы),   средств,   привлекаемых   для
достижения целей (по содержанию  средств  и  по  моральной  их  оценке),  по
интенсивности  деятельности  (продуктивная,   репродуктивная;   напряженная,
спокойная)  и  по  ее  практическим  результатам  (материальные  и  духовные
продукты).

      6) Регулярность и частота наблюдаемых событий: по ряду указанных  выше
параметров и по типичным ситуациям, которые ими описываются.

      Наблюдение по  такому  плану  позволяет  более  хорошо  разобраться  в
объекте наблюдения.

      По собранным  предварительным  данным  задачи  наблюдения  уточняются.
Некоторые стороны  наблюдаемых  событий  изучаются  более  детально,  другие
вовсе опускаются.

      Таким образом, после предварительного, наблюдение переходит  в  стадию
более формализованного поиска.

      Составлению жесткой процедуры контролируемого наблюдения  предшествует
детальный анализ  проблемы  на  основе  теории  и  данных  неконтролируемого
наблюдения. Теперь отдельные явления, события, формы поведения людей  должны
быть интерпретированы в понятиях логики исследования, они приобретают  смысл
индикаторов каких-то более общих свойств или действий.

      Поучительную  технику  регистрации  наблюдаемых  событий   разработали
московские  социологи  в  рамках  исследовательского  проекта  “общественное
мнение” (руководитель исследования Б.А.Грушин). В числе  одного  из  каналов
выражения общественного  мнения  были  выделены  собрания.  Для  регистрации
данных использовалась  картотека  наблюдения,  включающая  девять  различных
бланков оценки: ситуации перед началом собрания,  организационного  периода,
регистрации  действий  докладчика  или  выступающего,  регистрации   реакций
аудитории на выступление, описания общей ситуации во время прений,  ситуации
при принятии  решений  собрания,  в  частности  при  обсуждении  поправок  и
дополнений к проекту решения, ситуации  по  окончании  собрания  и  карточка
общей характеристики собрания.

      Вот  как  выглядит  карточка  индикаторов  для  регистрации  отношения
участников собрания к выступающему - докладчику, участнику дискуссии.

      Индикаторы отношения участников собрания к выступающим  путем  прямого
наблюдения реакций аудитории

      Наблюдение большой аудитории собрания производится несколькими лицами,
которые придерживаются единой инструкции. подготовке  протокола  регистрации
данных наблюдения предшествует не только разработка общей  концепции,  но  и
неоднократные нестандартизованные наблюдения на разных объектах  (  в  нашем
случае - собраниях разных организаций и коллективов).

      Следует ли наблюдателю вмешиваться в наблюдаемый процесс?

      Ответ  на  этот  вопрос  зависит  от  цели  исследования.  Если   цель
исследования   состоит   в   том,   чтобы   описать    и    проанализировать
(диагностировать)  ситуацию,  то  вмешательство  исказит  картину  и   может
привести к нежелательному для исследования искажению информации.

      Для  этого  существуют  способы  добиться   минимальных   ошибок   при
диагностическом  наблюдении.  Один  из  них   заключается   в   том,   чтобы
исследователь сделал так, что люди не знают, что за ними  наблюдают.  Другой
способ -  создать  ложное  представление  о  цели  наблюдения.  Конечно  эти
способы могут показаться безнравственными,  но  чтобы  добиться  правдивости
информации, исследователю лучше не показывать своих целей,  особенно  в  том
случае,  если  узнав  о  них  люди  смогут  неправильно  истолковать  задачи
исследования.

      Если  же  цель  исследования  заключается  в   принятии   определенных
управленческих решений, то вмешательство будет  полезно,  так  как  позволит
изменять ход событий и оценивать полученные результаты.  Именно  этим  целям
служит стимулирующее включенное наблюдение.

      Преимущества включенных наблюдений очевидны: они дают наиболее  яркие,
непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять  поступки  людей
и действия социальных общностей. Но с этим же  связаны  основные  недостатки
такого  способа.  Исследователь  может   потерять   способность   объективно
оценивать ситуацию, как бы  внутренне  переходя  на  позиции  тех,  кого  он
изучает, слишком “вживается” в свою роль соучастника  событий.  Поэтому  как
правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе,  а  не
строго научный трактат.

      Имеются и  нравственные  проблемы  включенного  наблюдения:  насколько
вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей,  в
действительности исследовать их?

      Место наблюдения среди других методов сбора данных.

      Основным   недостатком   этого   метода    является    необъективность
наблюдателя.   Человек   очень   редко    оценивает    ситуацию    абсолютно
беспристрастно  (ему  свойственно  делать  выводы).  Личностные  особенности
наблюдателя определенно сказываются на его впечатлениях.

      Наблюдению не подлежат события прошлого,  многие  явления  и  процессы
массового характера, вычленение небольшой части которых делает  их  изучение
непредставительным.

      Наблюдение используется в основном как дополнительный  метод,  который
позволяет  собрать  материалы  для  начала  работы  или  помогает  проверить
результаты других методов сбора информации.

      ОПРОСЫ

      Опросы - незаменимый прием получения информации  о  субъективном  мире
людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

      Опрос  -  почти  универсальный  метод.   при   соблюдении   надлежащих
предосторожностей позволяет получить не менее надежную информацию,  чем  при
исследовании документов или наблюдении. Причем эта информация может  быть  о
чем угодно. Даже о том что нельзя увидеть или прочитать.

      Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII века, а  в
начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены  в
1848 году, Бельгии - 1868-1869 гг. И далее начали активно распространятся.

      Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем
спрашивать,  как  спрашивать,  какие  задавать  вопросы  и,   наконец,   как
убедиться в том, что можно верить, полученным ответам.

      Для  исследователя  надо  в  первую  очередь  уяснить,  что  в  опросе
участвует не “средний  респондент”,  а  живой,  реальный  человек  одаренный
сознанием и самосознанием, который воздействует на социолога так  же  как  и
социолог на него.

      Респонденты не беспристрастные регистраторы своих знаний и  мнений,  а
живые люди, которым не чужды какие-то  симпатии,  предпочтения,  опасения  и
т.п. Поэтому, воспринимая вопросы, они на одни из них не могут ответить  из-
за  недостатка  знаний,  на  другие  -  не  хотят  отвечать   или   отвечают
неискренне.

      Разновидности опросов.

      Существуют два больших класса опросных методов:  интервью  и  анкетные
опросы.

      Интервью - проводимая по определенному  плану  беседа,  предполагающая
прямой контакт интервьюера  с  респондентом  (опрашиваемом),  причем  запись
ответов  последнего  ведется  либо  интервьюером  (его  ассистентом),   либо
механически (на пленку).

      Имеется множество разновидностей интервью.

      1) По содержанию беседы различают  документальные  интервью  (изучение
событий прошлого, уточнение фактов)  и  интервью  мнений,  цель  которого  -
выявление  оценок,  взглядов,  суждений;  особо   выделяются   интервью   со
специалистами-экспертами,  причем  организация  и  структура   интервью   со
специалистами существенно отличается от обычной системы опроса.

      2) По технике проведения - делятся на свободные, нестандартизованные и
формализованные ( а также полустандартизованные) интервью.

          Свободные -  длительная  беседа  (несколько  часов)  без  строгой
    детализации вопросов, но по общей программе (“путеводитель  интервью”).
    Такие  интервью  уместны  на  стадии  разведки  в  формулятивном  плане
    исследования.

          Стандартизованные интервью предполагают,  как  и  формализованное
    наблюдение, детальную разработку всей  процедуры,  включая  общий  план
    беседы, последовательность и конструкцию вопросов,  варианты  возможных
    ответов.

      3)  В  зависимости  от  особенностей  процедуры  интервью  может  быть
интенсивным  (“клиническим”  т.е.  глубоким,  длящимся  иногда   часами)   и
фокусированным на выявление достаточно узкого круга  реакций  опрашиваемого.
Цель клинического интервью  -  получить  информацию  о  внутренних  мотивах,
побуждениях,  склонностях  опрашиваемого,  а   фокусированного   -   извлечь
информацию о реакциях  субъекта  на  заданное  воздействие.  С  его  помощью
изучают, например, в какой мере человек реагирует  на  отдельные  компоненты
информации (из массовой печати, лекции  и  т.п.).  Причем  текст  информации
предварительно  обрабатывают  контент-анализом.  В  фокусированном  интервью
стремятся  определить,  какие  именно  смысловые  единицы   анализа   текста
оказываются в центре внимания опрошенных, какие - на периферии, и что  вовсе
не осталось в памяти.

      4) Так  называемые  ненаправленные  интервью  носят  “терапевтический”
характер. Инициатива течения беседы принадлежит  здесь  самому  респонденту,
интервьюер лишь помогает ему “излить душу”.

      5) Наконец, по способу организации интервью  делятся  на  групповые  и
индивидуальные.  Первые  применяются  относительно  редко,  это  планируемая
беседа, в процессе которой  исследователь  стремиться  вызвать  дискуссию  в
группе.  методика  проведения  читательских  конференций  напоминает  данную
процедуру. Телефонные интервью используются для быстрого зондажа мнений.



            Список литературы.


      1) Гормонов М.К. Общественное мнение.  История  и  современность.  М.,
1988.
      общественного мнения. М.: Наука, 1983.
      2) Общественное мнение: методологические рекомендации  для  проведения
социологических опросов/Под ред. Ж.Т. Тощенко. М., 1980.
      3)Лямцев  В.Н  ,  Тарутин  В.А.   Общественное   мнение    и   идейно-
воспитательная работа. Киев.  1988.
   4) Укледов А.К.  общественное мнение и пропаганда. М, 1980.
   5)  Общественное  мнение:  роль,  воз-ти,  пути  и  методики  изучения  и
      формирования. Барнаул. 1989.
   6) Лавриненко В.Н. Социология. М. 1998.


смотреть на рефераты похожие на "Общественное мнение"