Социология

Инвайронментальная социология



  Инвайронментальная социология

Введение

В условиях когда природная среда не только полностью включена в  процессы
    человеческой жизнедеятельности на всех ее уровнях социализирована но
    и оказывает воздействие на ход этих процессов посредством механизмов
    обратных связей которые работают по естественным (а  не  социальным)
    законам  актуальным  становится  именно  взаимодействие  общества  и
    природы.   Изменения   природной   среды   приобретают    социальную
    значимость. Постигая  законы  природы  и  овладевая  силами  природы
    общество тем не менее неспособно изменить эти законы  или  подчинить
    их социальным закономерностям ( как невозможно и  обратное  сведение
    социальных   закономерностей   к      естественным).    Особенностью
    современной  экологической  ситуации  и   является   пересечение   и
    взаимодействие этих разнородных закономерностей в условиях  той  или
    иной социальной системы взаимосвязанной с определенной  экосистемой.
    Взаимозависимость и  взаимодействие  этих  систем  требуют  изучения
    специфики различных механизмов этого  взаимодействия  что  исключает
    как  социологический     "герметизм  "  так   и   естественнонаучный
    редукционизм.
     Современную экологическую ситуацию можно считать  наиболее  развитой
    формой проявления противоречий двух стихий пересечение социальных  и
    естественных   закономерностей    т.е.    формой    пригодной    для
    теоретического  рассмотрения.  В  этом  смысле  вполне   закономерно
    появление  в   последнее   десятилетие   разного   рода   социально-
    экологических теорий носящих междисциплинарный характер  стремящихся
    осуществить новый синтез как предшествующих  социологических  теорий
    так    и    собственно    социологического    теоретизирования     с
    естественнонаучным и широким мировоззренческим контекстом.
      Наиболее ярким примером такого синтеза может  служить  американский
    инвайронментализм представляющий собой соединение определенного типа
    мировоззрения  и  теоретических  основ  соответствующих   социальной
    дисциплины с практикой массового социального движения.
    Американский инвайронментализм имеет богатые и давние  (  с  середины
    прошлого  века)  традиции.  Нынешний  этап  его   развития   как   в
    теоретическом  так  и  социально-политическом  плане  начинается   с
    середины   70-х   годов   и   связан   как    считают    большинство
    инвайронменталистов  с  последствиями  (экономическими   социальными
    политическими  и   проч.)   энергетического   кризиса   1973   года.
    Институциональные основы  развития  инвайронментального  движения  и
    социально-экологических  исследований  были   заложены   несколькими
    годами раньше (принятие в 1969  году  законопроекта  о  национальной
    природоохранной политике проведение в 1970  году  Дня  защиты  Земли
    создание   различного   рода    природоохранных    организаций    на
    общенациональном и локальном уровнях).
        Не  осталась  в  стороне  от  общих  экологических  настроений  и
    американская социологическая  наука : в  1976  году  в  Американской
    социологической   ассоциации  создается   секция  инвайронментальной
    социологии  в  1977  году  на  сессии  ассоциации  обсуждается  тема
    "Социальные корни инвайронментализма" ; еще раньше  подобные  секции
    были созданы в Обществе по изучению социальных проблем и в  Обществе
    сельской социологии.
      Наконец к началу  80-х  годов  формулируются  основные  (начальные)
    положения  "новой   инвайронментальной   парадигмы"   в   социологии
    провозглашающей   наступление   "    века    инвайронментализма    "
    необходимость  ценностной  переориентации  нового  политического   и
    экономического порядка новых стандартов  проведения  и  нового  типа
    рациональности в целом.
       Социально-экономические  мотивы  появляются  и  в  работах  видных
    американских   социологов    не    связанных    непосредственно    с
    инвайронментальной  социологией   (Хоровиц.  Смелсер.  Рейнуотер   .
    Липсет   и   др.)   В   своих    общеметодологических    построениях
    инвайронменталисты  часто  прибегают   к  аналогиям  не   только   с
    привычными   для   них   натуралистическими   течениями   но   и   с
    интеракционизмом  структурным функционализмом марксизмом .
      Таким образом  предмет  исследования  определяется  как  теоретико-
    методологическое  и  социально-политическое  содержание  современной
    инвайронментальной социологии.



Социально-исторические и философские
предпосылки инвайронментализма

История развития социально-экологической идеи в  американской  социологии
    во  многом  связана  с  европейскими  традициями   социал-дарвинизма
    географической школы эволюционизма натурализма в целом  ;  адаптация
    этих  идей  в  американской  социологической  теории  проходила  под
    влиянием Спенсера. Дюркгейма. Зиммеля. Тенниса и других  европейских
    социологов.  Однако  установления   теоретических   параллелей   еще
    недостаточно  для  понимания   специфики   американской   социально-
    экологической  традиции  позволившей  ей  стать   одним   из   самых
    значительных  направлений  в   теоретико-методологическом   арсенале
    американской социологии и сохранить это значение до  сегодня  .  Для
    уяснения  этой  специфики  обратимся  прежде  всего  к  американским
    источникам (как к  теоретическим  так  и  к  социально-историческим)
    формирования социально-экологических (инвайронментальных)  концепций
    в американской социологии.
     Американский инвайронментализм в  целом  представляет  собой  прежде
    всего общетеоретическую  и  мировоззренческую  ориентацию  в  центре
    внимания которой взаимодействие социальных образований со средой  их
    обитания. Кроме того инвайронментализм - это  движение  за  качество
    среды обитания.
     "Инвайронментальная социология" -  одна  из  дисциплин  использующих
    социально-экологический  подход   и   ограничивающих   его   рамками
    локального общества с окружающей средой.
    Характерной особенностью американской истории  такого  взаимодействия
    стало освоение свободных земель.
    Экстенсивное освоение среды породило ее специфический тип - фронтир -
    и  соответствующий  тип  социального  поведения  в  отношении  среды
    соответствующую систему ценностей в отношении к природе.
Граница обилие  свободных  земель  были  также  "естественным"  средством
    снятия  социального  напряжения  экстенсивным  образом:  недовольные
    условиями своего существования имели возможность  уйти  на  Запад  и
    устанавливать  свои   порядки   отстаивая   свои   экономические   и
    политические интересы.
     Однако к середине 19 века запас  свободных  земель  был  исчерпан  и
    граница приобрела значение предела экспансии экстенсивного аграрного
    развития и "естественного" разрешения социальных затруднений.  Конец
    фронтира  ознаменовал   наступление   своеобразного   экологического
    кризиса приведшего  к  обострению  противоречий  между  локалистской
    демократией  и  федералистской  централизацией  между  популизмом  и
    республиканизмом между аграрным Западом  и  индустриально-финансовым
    Востоком.   Этот   первый   американский    "экологический    кризис
    "обусловил  переход  от  аграрного  к   технологическому   росту   и
    урбанизации отличающимся той  же  экстенсивной  динамикой  поскольку
    характерной чертой границы как своеобразного американского института
    является по Тернеру то что  "ее надо продвигать ".
      В условиях переосмысления последствия  " конца  фронтира  "и  новых
    форм использования природных ресурсов  формируются  четыре  основные
    социально-реформистские  ориентации  на  взаимодействие  общества  и
    природной среды:консервационизм охранительная концепция экологизм  и
    экономизм.
       Среди  основных  направлений  в  инвайронментализме  выделяют  как
    правило консервационизм охранительное движение и экологизм (Монейхон
    Петулла Такер Милбрет ).
       "Проблема  (для консервационистов ) состояла в  отыскании  техники
    способствующей эффективному росту  для  тех  кто  уже  контролировал
    землепользование   и    ресурсы    -    замечает    Б.Вайсберг.    -
    Консервационистское  движение   фактически   сформировалось   вокруг
    трудностей управления а  не  в  связи  с  проблемами  экологического
    разнообразия и стабильности ".
         В    противоположность     консервационистскому     утилитаризму
    ("техноцентризму") охранительное движение ("биоцентризм")  выступало
    за сохранение нетронутой дикой  природы.  Биоцентристы  представляют
    инвайронментализм  как  определенный  способ  (состояние)  бытия   и
    определенный   тип   поведения   когда   охрана    и    рациональное
    природопользование  могут  быть  лишь  внешними  проявлениями  более
    глубоких мотивов и ценностных ориентаций.
      Экологисты наиболее близкие к  академическим  кругам   строят  свою
    научную модель взаимодействия общества и природной среды  основанную
    на объективных закономерностях.  Включая  во  взаимозависимые  связи
    экосистемы и человеческие  сообщества  экологисты  видят  назначение
    социальной системы в том что  она  должна  обеспечивать  оптимальное
    функционирование экосистемы и предотвращать нарушения  экологических
    процессов. Если требования среды к обществу так же  обязательны  как
    и требования общества к среде то динамическое равновесие  экосистемы
    представляется основным из этих требований. Экологическая ориентация
    соединяя черты биоцентризма  с  консервационалистским  рационализмом
    представляла образец  биоцентризма научно-экологического  в  отличие
    от  "трансцендентального  "  в  сочетаниии  с  реформизмом    скорее
    консультативного плана нежели административного.
      Созданное в 1915 году  Американское  экологическое  общество  имело
    целью прежде всего изучение закономерностей раразвития экосистемы  в
    ее  широком  понимании  (  включая  человеческие  сообщества   )   и
    распространение этих знаний. Среди представителей экологизма –Дж. П.
    Марш   Э. Ист   Э. Росс и др.  Экологисты  предложили  в  целом  три
    основные социально-экологические  идеи  сохранившие  и  до  сих  пор
    значение    в    инвайронменталистском    теоретизировании.     Идея
    “экосистемного холизма “  выражена  А.  Леопольдом:”Разумно  то  что
    стремится  к  сохранению   целостности   стабильности   совершенства
    биологического общества. Неразумно все то что стремится к обратному”
    . Отсюда следует непреходящее значение “кульминационного”  состояния
    экосистемы   состояния   динамического   равновесия   как   наиболее
    оптимального результата эволюционного  развития  нарушение  которого
    может иметь следствием лишь деградацию экосистемы.
   Однако холизм  экологистов  не  следует  приравнивать  к  мистификации
    целостности  биоцентристами  поскольку  это  холизм   опосредованый:
    критерий разумности сформулированный   . А. Леопольдом относится  не
    к каждому отдельному действию и  его  результатам  и  не  к  каждому
    отдельному объекту этого действия ( как у биоцентристов ) а  к  типу
    действий “ правилу  ”  практике  в  целом  ее  тенденции  и  к  виду
    популяции.



“ Новая инвайронментальная парадигма “
    в социологии

Наступление”века инвайронментализма” датируется как правило началом  70-х
    годов   когда   со   всей   очевидностью   проявились    последствия
    экологического   кризиса   на   Западе   прежде   всего    в    виде
    "энергетических" затруднений 1973 года . Деградация окружающей среды
    достигает таких размеров что экологическое  "консервационистское"  и
    прогрессистское    движение    перерастает    в    "     радикально-
    инвайронментальное" ставящее под сомнение общепринятые  постулаты  о
    преимуществах технического прогресса. «Это такое же зло как и  благо
    "- резюмирует выражая общий пафос инвайронменталистов Л.Милбрет.
     В 70-е годы  в  США  резко  возрастает  численность  природоохранных
    организаций  :  к  1985  году  их  насчитывалось  около  250   новых
    инвайронментальных организаций. В конце 60-х-70-е годы с концепциями
    " антироста "  выступили  К.Боулдинг  Э.Майнш  Э.Шумахер.  Оппоненты
    "ростомании" находят единомышленников не только среди  биоцентристов
    и  экологистов   но  и  среди  так   называемых   инвайронментальных
    экономистов.
       В    результате    "драматического    пересмотра    отношения    к
    экспоненциальному  росту"  к  состоянию  окружающей  среды   и   его
    социальным    последствиям    были    достигнуты    первые    победы
    инвайронменталистов  :  в  1969  году  был  принят  законопроект   о
    национальной природоохранной политике -NEPA   в 1970 году  1  апреля
    объявлен днем защиты Земли  участие  в  котором  президент  Р.Никсон
    назвал " здоровым" мероприятием и " высшим проявлением национального
    патриотизма".
С середины 70-х годов создаются секции инвайронментальной социологии :  в
    1976 году секция Американской социологической ассоциации в 1977 году
    на    сессии    АСА    обсуждалась    тема     "Социальные     корни
    инвайронментализма"; еще  раньше  подобные  секции  были  созданы  в
    Обществе по  изучению  социальных  проблем  и  в  Обществе  сельской
    социологии.  С  1978  года  возрастает   количество   публикаций   в
    американских       социологических       журналах        посвященных
    инвайронментализму.  У.Кэттон   и   Р.Дэнлэп   обобщая   накопленный
    инвайронментализмом  за  последние  десятилетия  теоретический  опыт
    провозглашают " новую инвайронментальную парадигму "   в  социологии
    закономерность  проявления   которой    обусловлена   "   изменением
    социальной реальности " .
    “Изменение социальной ситуации “ в начале 70-х годов является  прежде
    всего причиной и источником активизации  инвайронментальных  идей  в
    социологии.  Сущность   этого   изменения   выражается   в   понятии
    “экологический кризис”. Этим понятием инвайронменталисты  объединяют
    такие явления как:загрязнение  окружающей  среды  дефицит  природных
    ресурсов перенаселение последствия  урбанизации  голод  исчезновение
    некоторых видов животных и т.п. Все эти явления признаются  если  не
    “социальными”  то  “социально   значимыми”   поскольку   обусловлены
    развитием общества.
      Поскольку  утверждение  новых  постулатов   ведется   методом   “от
    противного” и заявляется принципиальная новизна этих  постулатов  то
    очевидно  что  отвергаются  все   предшествовавшие   социологические
    теории. Обоснованием для подобного нигилизма служит тот факт что  на
    протяжении всей  истории  социологии  по  мнению  инвайронментальных
    социологов . “Среда” трактуется преимущественно как  часть  ситуации
    социального воздействия в “терминах значения  которое  ей  придается
    участниками взаимодействия”  а  не  как  равноправная  в  социальном
    взаимодействиипеременная (к средовым переменным  относятся:  уровень
    загрязнения темпы потребления энергии характер  застройки  и  т.п.).
    Эта изоляция “средовых” переменных была обусловлена  социологическим
    “герметизмом”     дисциплинарных     традиций.     Среди     которых
    инвайронменталисты  выделяют  две  основные:  1)  чересчур   жесткое
    определение  предмета  социологии  дюркгеймианский    “социологизм”.
    ”Антиредукционистское табу”-социальный факт.
2) ориентация на индивидуальную оценку ситуации на единичное  действие  и
    значение. Которым индивид наделяет это действие  при этом физические
    и пространственные характеристики  ситуации  опять  же  игнорируются
    (веберианская традиция Дж. Мид Ч. Кули У. Томас и др.).
    Авторы  НЕР  подразделяют  развитие  социологической  теории  на  два
    основных периода: все что имело место до появления НЕР и  собственно
    НЕР. Это деление обосновывается принадлежностью всех  предшествующих
    НЕр теорий к одной парадигме которая  получает  название  “парадигма
    человеческой исключительности”.  А  затем  –“парадигма  человеческой
    освобожденности”   основным   недостатком   которой    и    является
    “игнорирование взаимозависимости социальных и “средовых”переменных”.
         В целом НЕР может быть описана следующими основоположениями:
 1)  помимо  генетической   наследственности  люди  обладают   также   и
    культурным наследием и  поэтому  отличны  от  всех  остальных  видов
    животных;
 2)  социальные  и  культурные  факторы  (включая  технологию)  являются
    главными детерминантами человеческой деятельности;
 3) социальная  и  культурная  среда  является  определяющим  контекстом
    человеческой  деятельности  а   биофизическая   среда   в   основном
    безотносительна к ней;
 4) поскольку культура обладает свойством кумулятивности технологический
    и социальный прогресс может продолжаться бесконечно и все социальные
    проблемы так или иначе принципиально разрешимы.
Пытаясь соединить разнородные теории  в  некое  целое  инвайронменталисты
    выделяют  некоторые   общие   их   характеристики:   антропоцентризм
    социальный  оптимизм  антиэкологизм  берущие  начало   в   “западном
    мировоззрении”. Для его описания предлагаются следующие посылки:
 1) люди существенно отличаются от всех других живых  существ  на  Земле
    над которыми они доминируют;
 2) люди-хозяева своей судьбы они могут выбирать цели и делать  все  что
    необходимо для их достижения;
 3) мир бесконечен и предоставляет людям неограниченные возможности;
 4) история человечества-история прогресса каждая проблема принципиально
    разрешима и прогресс бесконечен.
        Будучи  противоположно  этой  мировоззренческой  ориентации   НЕР
    выступает не только как научная парадигма описывающая и  объясняющая
    “новую  социальную  реальность”  но   и   соответствующих   образцов
    поведения.     Исследование     взаимодействия     социальных      и
    “инвайронментальных”    переменных    способствовало    формированию
    основоположений “новй парадигмы”:
 1)  хотя  люди  обладают  исключительными  характеристиками   (культура
    технология  и  т.п.)   они   остаются   одними   из   многих   видов
    взаимозависимо включенных в глобальную экосистему;
 2)  человеческая  деятельность  обусловлена  не  только  социальными  и
    культурными факторами но и сложными связями природной  сети  поэтому
    целесообразная человеческая  деятельность  может  иметь  неожиданные
    последствия;
 3) люди живут в конечной биофизической среде  (  и  зависят  от  нее  )
    которая   налагает   потенциальные   физические   и    биологические
    ограничения на человеческую деятельность;
 4)  хотя изобретательность людей и приобретаемая благодаря ей  сила  до
    некоторой степени и увеличивают несущую  способность  среды  все  же
    экологические законы не утрачивают своей обязательности.
Очевидночто эти постулаты образованы  прямым  противопоставлением  НЕР  и
    NEP. Однако  инвайронменталисты  несмотря  на  свою  ингилистическую
    манеру формирования новой парадигмы не хотят лишать ее предыстории и
    определенной методологической базы. Тем не менее NER  все  же  имеет
    нечто общее с НЕР; в этом сравнении новая  парадигма  представляется
    скорее  дополнением  к   “старой”   акцентируя   отдельные   аспекты
    последней:
 1) NER согласна с тем что люди –исключительный вид но они все же должны
    рассматриваться как  один  из  многих  видов  взаимозависимых  живых
    существ;
 2) Осознавая то что человеческая  деятельность  во  многом  обусловлена
    социальными и культурными факторами нельзя сбрасывать  со  счетов  и
    биофизический фактор (среда) как реакцию на социальную активность;
 3)  Тогда  как  НЕР  игнорирует   биофизический   контекст   социальной
    активности NER  указывает  на  ограничения  человеческой  активности
    налагаемые биофизической средой;
 4) Нер предполагает бесконечный  и  постоянный  прогресс  социальный  и
    технологический  NER  напротив  считает   что   как   бы   ни   были
    изобретательны  люди  их  наука  и  технология  в   силах   отменить
    экологические законы.
Число работ из области инвайронментальной социологии на  протяжении  70-х
    годов   возрастало   что   приводило   к   оформлению   NER.    “Все
    инвайронментальные социологи принимая инвайронментальные  переменные
    как релевантные в понимание человеческой деятельности  и  социальных
    организаций по крайней мере неявно (и зачастую не  осознавая  этого)
    противостояли НЕР ”-считают У.Кэттон и Р.Данлэп.
   В  своей   политической   деятельности   инвайронментальное   движение
    ориентируется на участие в традиционных  политических  институтах  с
    использованием традиционных  политических  средств.  Еслиевропейские
    движения  были  тесно  связаны   с   выступлениями   “новых   левых”
    студенческими волнениями и т.п. то инвайронментальное движение в США
    наследуя традиции элитизма мелиоризма прагматизма  пришло  на  смену
    движениям “за гражданские права” и против вьетнамской войны.  Вполне
    понятно что инвайронментализм не принимает  и  популярной  в  Европе
    доктрины “морального тождества”.
    Кроме  того  американские  инвайронменталисты  не  столь   подвержены
    настроениям  технофобии  как  европейские  экологисты:  значительная
    часть инвайронменталистов возлагают надежды в решении  экологических
    проблем   на    совершенствование    технологий.    Характеристиками
    инвайронментализма  остаются  биоцентристские   ценности   “пределы”
    материального развития настроения “антироста”.
             К    настоящему   времени   американский   инвайронментализм
    представляет   собой   ценностно-ориентированное   (в   отличие   от
    нормативно-ориентированного   соглашательского)   движение   которое
    объединяет  около  12  тыс.  Организаций  число   которых   ежегодно
    увеличивается на  250.  По  результатам  опросов  инвайронментализму
    симпатизирует от 60 до  80  %   населения.  Большинство  организаций
    создано в последнее десятилетие. Достаточным основанием для членства
    в инвайронментальной организации считается  признание  существования
    экологической опасности. Хотя в движении и  существуют  определенные
    разногласия тенденций  к  расколу  не  намечается  поскольку  многие
    инвайронменталисты входят сразу в несколько  локальных  организаций.
    Лидерство принадлежит “высшему среднему” и “высшему”  классу;  около
    10  %  общественности  США  заявляют   о   принадлежности   к   этим
    организациям но активно участвует в их деятельности  около  1%.  Эта
    группа активистов-представители “среднего класса”   со  сравнительно
    высоким уровнем образования и доходов.
   Среди  наиболее  крупных  организаций  выделяются:  Совет  по   защите
    природных  ресурсов  ,    Институт  инвайронментальной  политики   ,
    Федерация национальной  дикой  природы  ,   Фонд  инвайронментальной
    защиты  ,   Американская  лига  Исаака  Уолтона  ,   Сьерра  Клаб  ,
    Национальное общество Одюбона ,   Ассоциация национальных  парков  и
    консервации ,  Общество дикой природы ,   Друзья земли.
   Существенных разногласий по  поводу  средств  политической  борьбы  за
    достижение новой социадьной политики у  инвайронменталистов  нет  но
    остается разнообразие интерпритаций целей этой политики.


                     ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Оценивая в целом развитие американских социально-экологических концепций.
    Прежде всего следует отметить органическую связь  инвайронментализма
    в особенности ранних его форм  с  социально-историческими  условиями
    формирования американского образа  жизни  и  соответствующего  стиля
    мышления со свойственными ему элементами натурализма  индивидуализма
    активизма локалистской идеологии и реформизма.
      Соединение   рационализма   и   иррационализма   в    теоретических
    основоположениях  инвайронментализма  обусловливает  и   пртиворечия
    возникающие  уровнем  ниже:  сочетание  реформизма  как   воплощения
    рациональных целей разрешения экологических проблем с  предлагаемыми
    средствами их достижения.
   Заслуживает внимания также опыт эмпирических  исследований  социальных
    экологов и внедрения результатов  в  социальную  среду.  Кроме  того
    немаловажным     представляется     более     детальное     изучение
    инвайронментализма как социального явления его  идеологии  связей  с
    другими  общественными  движениями.  Многообразие   и   актуальность
    вопросов которые еще могут быть представлены инвайронментализмом  по
    ходу его  развития  трудно  предугадать  и  невозможно  переоценить.



  СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Социально-исторические и филосовские предпосылки инвайронментализма

“Новая инвайронментальная парадигма” в социологии

Заключение





смотреть на рефераты похожие на "Инвайронментальная социология "