Социология

М. Вебер Протестантская этика и дух капитализма


                         Московский Государственный
                           Социальный Университет
                             Институт Социологии



                                   Реферат

                                  М. Вебер
                  " Протестантская этика и дух капитализма"



                                     Студента 3 курса факультета  социологии
                                                  Иванова Михаила Сергеевича



                                 Москва 1998



      М. Вебер ( 1884  - 1920  )  -виднейший  немецкий  социолог.  Одной  из
основных его работ считается " Протестантская этика и  дух  капитализма",  в
продолжении которой Вебер написал  сравнительный  анализ  наиболее  значимых
религий и проанализировал взаимодействие экономических  условий,  социальных
факторов  и  религиозных  убеждений.  Впервые   данное   произведение   было
опубликовано в 1905 г. в Германии и с  тех  пор  является  одной  из  лучших
работ по анализу причин возникновения современного капитализма.
В  начале  своей  знаменитой  книги  М.  Вебер  проводит  детальный   анализ
статистических данных, отражающих распределение протестантов и  католиков  в
различных социальных слоях.  На  основание  данных,  собранных  в  Германии,
Австрии и Голландии он приходит к выводу, что протестанты преобладают  среди
владельцев  капитала,  предпринимателей  и  высших  квалифицированных  слоев
рабочих.
      Кроме того, совершенно очевидны  различия  в  образовании.  Так,  если
среди католиков преобладают  люди  с  гуманитарным  образованием,  то  среди
протестантов, готовящихся, по мнению Вебера, к  "буржуазному"  образу  жизни
больше людей с  техническим  образованием.  Он  объясняет  это  своеобразным
складом психики, складывающийся в процессе начального воспитания.
      Так же Вебер замечает, что католики,  не  занимая  ключевых  постов  в
политике и коммерции,  опровергают  тенденцию  о  том,  что  национальные  и
религиозные меньшинства, противостоящие в  качестве  подчиненных  какой-либо
другой "господствующей"  группе  ….  концентрируют  свои  усилия  в  области
предпринимательства и торговле. Так было с поляками в России  и  Пруссии,  с
гугенотами во Франции, квакерами в Англии, но не католиками в Германии.
      Он  задается  вопросом,  с  чем  связанно  столь  четкое   определение
социального статуса во взаимосвязи с религией.  И,  не  смотря  на  то,  что
действительно  существуют   объективно-исторические   причины   преобладания
протестантов  среди  наиболее  обеспечнных  слоев  населения,  он   все   же
склоняется к  тому,  что  причину  различного  поведения  следует  искать  в
"устойчивом внутреннем своеобразии", а  не  только  в  историко-политическом
положении.
      Далее  следует  попытка  дать  определение   так   называемого   "духа
капитализма", вынесенного в заглавие  книги.  Под  духом  капитализма  Вебер
понимает  следующие:  "  комплекс  связей,   существующих   в   исторической
действительности, которые мы в понятии объединяем в  одно  целое  под  углом
зрения их культурного значения.
      Автор приводит целый ряд цитат Бенджамина Франклина, который  является
неким пропагандистом философии скупости. В его понимании  идеальный  человек
-  "  кредитоспособный,   добропорядочный,   долг   которого   рассматривать
приумножение своего капитала как самоцель". На первый  взгляд  речь  идет  о
чисто  эгоистичной,  утилитарной   модели  мира,  когда  "честность  полезна
только потому, что дает кредит".  Но высшее благо этой этики в  наживе,  при
полном  отказе  от  наслаждения.  И,  таким  образом,  нажива  мыслится  как
самоцель. В данном случае речь идет не  просто  о  житейских  советах,  а  о
некой своеобразной этике. Так же можно сказать, что такая  позиция  является
прекрасным этическим основанием теории рационального выбора. Вебер  считает,
что честность, если она приносит  кредит  столь  же  ценна  как  и  истинная
честность.
      Вебер замечает такую характерную особенность, что  если  рассматривать
капитализм с точки зрения марксизма, то  все  его  характерные  черты  можно
обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но всем этим эпохам не  хватало
именно духа современного капитализма.   Там  всегда  была  жажда  к  наживе,
деление   на   классы,    но   не   было   нацеленности   на    рациональную
организованность труда.
      Так, южные штаты Америки были  созданы  крупными  промышленниками  для
извлечения наживы, но там  дух  капитализма   был  менее  развит,  нежели  в
позднее образованных проповедниками северных штатах.
      Исходя из  этого,  Вебер  разделяет  капитализм  на  "традиционный"  и
"современный",  по  способу   организации   предприятия.   Он   пишет,   что
современный капитализм повсюду натыкаясь  на  традиционный,  боролся  с  его
проявлениями. Автор приводит пример с введением  сдельной  оплаты  труда  на
сельскохозяйственном предприятии в Германии.  Так  как  сельхозработы  носят
сезонный  характер,  и  во  время  уборки   урожая   необходима   наибольшая
интенсивность   труда,   то    была    проведена    попытка    стимулировать
производительность труда за  счет  введения  сдельной  заработной  платы,  и
соответственно, перспективы ее повышения. Но увеличение  заработанной  платы
привлекало  человека,  порожденного  "традиционным"  капитализмом,   гораздо
менее  чем  облегчение  работы.  В  этом   сказывалось   докапиталистическое
отношение к труду.
      Вебер  считал,  что  для  развития  капитализма,  необходим  некоторый
избыток населения, обеспечивающий наличие на рынке дешевой рабочей силы.  Но
низкая заработанная плата отнюдь не тождественна дешевому труду  Даже  чисто
в количественном отношении производительность труда падает  в  тех  случаях,
когда не обеспечивает потребностей  физического  существования.   Но  низкая
заработная плата не  оправдывает  себя  и  дает  обратный  результат  в  тех
случаях, когда речь идет о квалифицированном  труде,  о  высокотехнологичном
оборудовании. Т. е. там, где необходимо и развитое чувство  ответственности,
и такой строй мышления, при котором  труд  становился  бы  самоцелью.  Такое
отношение к  труду  не  свойственно  человеку,  а  может  сложиться  лишь  в
результате длительного воспитания.
      Таким образом, радикальное различие между традиционным  и  современным
капитализмом не в технике, а  в  человеческих  ресурсах,  точнее,  отношении
человека к труду.



|Традиционный человек            |Современный протестант          |
|Работает, чтобы жить            |Живет, чтобы работать           |
|Профессия -бремя                |Профессия- форма существования  |
|Простое производство            |Расширенное производство        |
|Не обманешь- не продашь         |Честность -лучшая гарантия      |
|Основной вид деятельности -     |Основной вид деятельности -     |
|торговля                        |производство                    |

Идеальный тип капиталиста, к которому приближаются некоторые немецкие
промышленники того времени, Вебер обозначал так: "ему чужды показная
роскошь и расточительство, упоение властью, ему присущ аскетический образ
жизни, сдержанность и скромность". Богатство дает ему иррациональное
ощущение хорошо исполненного долга.
Поэтому этот тип поведения так часто осуждался в традиционных обществах,
"неужели нужно всю жизнь напряженно работать, чтобы потом все свое
богатство унести в могилу ?"
Далее Вебер анализирует современное общество и приходит к выводу о том,  что
капиталистическое хозяйство не нуждается больше в  санкции  того  или  иного
религиозного учения и видит в любом ( если это возможно) влиянии  церкви  на
хозяйственную жизнь такую  же  помеху,  как  и  регламентация  экономики  со
стороны государства. Мировоззрение теперь определяется  интересами  торговли
и социальной политики. Все эти явления той эпохи, когда капитализм,  одержав
победу, отбрасывает ненужную ему опору. Подобно тому, как он  в  свое  время
сумел  разрушить  старые  средневековые  формы  регламентирования  хозяйства
только в союзе со складывающейся государственной  властью,  он,  может  быть
использовал и религиозные убеждения. Ибо едва ли требует доказательство  то,
что концепция наживы противоречит нравственным воззрениям целых эпох.
Отношение носителей новых веяний и церкви складывались достаточно сложно. К
торговцам и крупным промышленникам церковь относилась достаточно сдержано,
считая то, что они делают в лучшем случае только терпимым. Торговцы же, в
свою очередь, опасаясь грядущего после смерти, старались задобрить Бога,
посредством церкви, подарками в виде крупных сумм денег, передаваемых как
при жизни, так и после смерти.
Вебер проводит глубокий анализ эволюции взглядов на занятие мирской
деятельностью предреформенной церкви. Он сразу же оговаривается, что
программа этических реформы никогда не стояла в центре внимания кого-либо
из реформаторов. Спасение души, и только оно, было основной целью их жизни
и деятельности. Этические воздействия их учений были лишь следствием
религиорзных мотивов. Вебер считает, что культурные влияния реформ в
значительной своей части были непредвиденными и даже нежелательными для
самих реформаторов.
Вебер проводит морфологический разбор слова призвание в немецком и
английском языках. Это слово впервые появилось в Библии и далее оно обрело
свое значение во всех светских языках народов, исповедующих протестантизм.
Новое в этом понятии то, что выполнение долга в рамках мирской профессии
рассматривается как наивысшая нравственная задача человека. В этом
утверждении находит подтверждение центральный догмат протестантской этики в
противу католицизму, отвергающий пренебрежение мирской нравственностью с
высот монашеской аскезы, а предлагает выполнение мирских обязанностей так,
как они определены для каждого человека его местом в жизни. Тем самым
обязанность становится его призванием. Т. е. декларируется равенство всех
профессий перед Богом.
Основные значимые догматы протестантизма:

.Человек изначально грешен
До начала жизни все предопределено
Знак о том, спасен ты или нет можно получить лишь совершенствуясь в своей
профессии.
Послушание властям
Отрицание превосходства аскетического долга над мирским.
Примирение со своим местом в мире.

Протестантская церковь отменила выкуп грехов. Взаимоотношения Бога и
человека были определены предельно жестко - есть избранные и есть
неизбранные, изменить ничего нельзя, но можно почувствовать себя избранным.
Для этого необходимо, во-первых, тщательно исполнять свой профессиональный
долг, а во вторых, избегать наслаждений - и в совокупности это должно
обеспечить рост богатства. Так появился веберовский предприниматель -
трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради
самих денег.



Список использованной литературы:

М. Вебер " Избранные произведения", М. Просвящение, 1990


смотреть на рефераты похожие на "М. Вебер Протестантская этика и дух капитализма "