Таможенная система

Компетенция таможенных органов в области валютного контроля


                                 СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ   4
      1.1. Валюта Российской Федерации 4
      1.2. Иностранная валюта    4
      1.3. Валютные ценности     5
      1.4. Валютные операции     5

Глава 2. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ      6
      2.1. Проведение таможенного контроля  6
      2.2. Органы таможенного контроля 7
      2.2. Ответственность за несоблюдение таможенного режима      7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ      11


                                  ВВЕДЕНИЕ

    Либерализация внешнеэкономической деятельности  и  предоставление  права
выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту,  включая
физических   лиц,   занимающихся   предпринимательской   деятельностью   без
образования юридического лица, привели к возникновению новой для  российской
экономики и законодательства проблемы массовой утечки  из  России  за  рубеж
валютных  средств.  Суммы,  размещенные  на  зарубежных  счетах   российских
физических и  юридических  лиц,  исчисляются  миллионами  долларов.  Отмечая
масштабность этих процессов, эксперты указывают, что  в  случае  возврата  в
Россию ее валютных ресурсов страна  смогла  бы  не  только  решить  проблему
выплаты внешней задолженности, но и отказаться от финансовой  помощи  других
государств  и  международных  организаций.  Таким  образом,   сформировалась
система утечки  финансовых  ресурсов  из  России,  в  основе  которой  лежит
незаконная реализация российскими предпринимателями  прав  на  осуществление
внешнеэкономической деятельности (злоупотребление  данным  правом).  Причины
существования этой системы  -  непривлекательность  инвестиционного  климата
России не только для иностранных, но и для собственных предпринимателей.
    Цель данной работы  определить,  что  входит  в  компетенцию  таможенных
органов в области валютного контроля в Российской Федерации.

                          Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

    В данной главе даётся определение понятий необходимых для понимания  при
написании данной работы. Для большей наглядности глава разбита на пункты.

                      1.1. Валюта Российской Федерации

    а) находящиеся в обращении, а так же изъятые или изымаемые из обращения,
но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов,  банкнот  Центрального
банка Российской Федерации и монеты;
    б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных  учреждениях  в
Российской Федерации;
    в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях  за
пределами  Российской  Федерации  на  основании   соглашения,   заключаемого
Правительством  Российской  Федерации  и   Центральным   банком   Российской
Федерации  с   соответствующими   органами   иностранного   государства   об
использовании на территории данного государства валюты Российской  Федерации
в качестве законного платежного средства.

                           1.2. Иностранная валюта

    а)  денежные  знаки  в  виде  банкнот,  казначейских  билетов,   монеты,
находящиеся  в  обращении  и  являющиеся  законным  платежным  средством   в
соответствующем иностранном государстве или  группе  государств,  а  так  же
изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;
    б) средства на счетах  в  денежных  единицах  иностранных  государств  и
международных денежных или расчетных единицах.

                           1.3. Валютные ценности

    а) иностранная валюта;
    б) ценные бумаги в иностранной валюте;
    в)  драгоценные  металлы  в  любом  виде  и  состоянии,  за  исключением
ювелирных и других бытовых изделий, а также лома этих изделий;
    г) природные драгоценные камни, а также жемчуг, за исключением ювелирных
и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий (ст.  1  Закона
РФ "О валютном регулировании и валютном контроле").

                           1.4. Валютные операции

    Понятие валютных операций дано в п. п. 7-10  ст.  1  Закона  о  валютном
регулировании. К валютным операциям законодатель отнес: операции,  связанные
с переходом права собственности и иных прав  на  валютные  ценности,  в  том
числе  использование  в  качестве  средства  платежа  иностранной  валюты  и
платежных документов в иностранной валюте; ввоз  и  пересылку  в  Российскую
Федерацию и из нее валютных ценностей; осуществление международных  денежных
переводов.  Таким  образом,  предварительная   оплата   по   внешнеторговому
контракту  однозначно  должна  квалифицироваться  как   валютная   операция,
связанная с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты.
    Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в  иностранной  валюте
подразделяются на текущие валютные операции и валютные  операции,  связанные
с движением капитала.

                        Глава 2. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

    Наряду с фактическим контролем за пересылкой, ввозом и вывозом  валютных
ценностей таможенные органы осуществляют также  документальный  контроль  за
валютными операциями, связанными с  перемещением  через  таможенную  границу
товаров и транспортных средств.

                    2.1. Проведение таможенного контроля

    В связи с осуществлением валютного  контроля  должностные  лица  таможни
наделяются правом в пределах своей  компетенции:  проверять  все  документы,
связанные  с  осуществлением  ими  функций  валютного   контроля,   получать
необходимые объяснения, справки и  сведения  по  вопросам,  возникающим  при
проверках,  изымать  документы,  свидетельствующие  о  нарушениях  в   сфере
валютного  законодательства,  не  производить  выпуск   товаров   в   случае
представления паспорта  сделки,  оформленного  с  нарушениями  установленных
требований,   а   также   другими   правами,   предусмотренными   российским
законодательством.
    Таможенные органы при осуществлении ими функций валютного контроля имеют
право:
       . не производить выпуск товаров в случае  представления  ненадлежаще
         оформленных документов, необходимых для валютного контроля;
       .  осуществлять  в  пределах  своей  компетенции  проверки  валютных
         операций экспортеров;
       . запрашивать у  экспортера  и  банков  документы  и  информацию  об
         осуществляемых ими валютных операциях,  связанных  с  перемещением
         через таможенную границу товаров и транспортных средств.

                      2.2. Органы таможенного контроля

    Распределение  компетенции  по  валютному  контролю  производится  между
следующими структурными подразделениями таможенных органов:
       . таможенным постом (отделом таможенного  оформления  и  таможенного
         контроля при его наличии в структуре таможенного поста),  акцизным
         таможенным постом (отделом таможенного  оформления  и  таможенного
         контроля при его наличии в структуре акцизного таможенного поста);
       . отделом таможенного оформления и таможенного  контроля  и  отделом
         таможенной стоимости и валютного контроля таможни (в т.ч.  таможни
         центрального подчинения);
       . отделом таможенной стоимости и  валютного  контроля  регионального
         таможенного управления.
       .  Управлением  валютного  контроля   Государственного   таможенного
         комитета.

           2.2. Ответственность за несоблюдение таможенного режима

    В   ходе   осуществления    контроля    за    соблюдением    участниками
внешнеэкономической  деятельности  (далее  –  ВЭД)  требований  валютного  и
таможенного  законодательства  отделом  валютного  контроля  (далее  -  ОВК)
запрашивает у уполномоченных банков, участников ВЭД и на  таможенных  постах
документы,  необходимые  для  осуществления  данного  контроля   (ГТД,   ПС,
транспортные документы, инвойсы, письма из уполномоченных банков и другие).
    При подтверждении своевременного  и  полного  зачисления  выручки,  либо
ввозе товаров, работ, услуг, результатов  интеллектуальной  деятельности  на
основании подтверждающих документов ОВК готовит акт о результатах проверки.
    В случае непоступления (несвоевременного поступления)  выручки;  неввоза
товаров, эквивалентных по стоимости переведенным в их оплату средствам,  или
неосуществления  возврата  переведенных  ранее  в  оплату  товаров  средств;
неввоза товаров, работ,  услуг,  результатов  интеллектуальной  деятельности
при совершении бартерных сделок выносится определение о возбуждении дела  об
административном    правонарушении    и     проведении     административного
расследования или составляется протокол об административном  правонарушении,
ответственность за которое предусмотрена статьями 15.25  или  16.17  Кодекса
Российской Федерации  об  административных  правонарушениях.  Акт  проверки,
определение  о  возбуждении  дела  об  административном  правонарушении  или
протокол  об   административном   правонарушении   вместе   с   материалами,
являющимися поводом и основанием для возбуждения  дела  об  административном
правонарушении, передаются в соответствии  с  порядком,  предусмотренным,  в
том  числе  приказом  МЮТ  от  29.07.2002   N   333,   для   регистрации   в
правоохранительный   блок    таможни,    где    осуществляются    дальнейшие
процессуальные действия по материалам об административном правонарушении.
    В процессе проведения проверки ОВК для  получения  необходимых  сведений
направляет соответствующие запросы в ОРО, а также в ОТИ таможни.  Информация
о  присвоении  номера  определению   или   протоколу   об   административном
правонарушении, о суммах штрафных  санкций,  указанных  в  постановлении  по
делу об административном правонарушении, об уплаченных суммах штрафов  после
получения указанных сведений в виде  копий  документов  из  ОТР  и  ОИПпоДАП
таможни заносится сотрудниками ОВК в электронные копии КУ и УК и  с  копиями
постановлений по делу об административном правонарушении  передается  в  ОВК
ЦТУ.
    ОТР  регистрирует  поступившее  из  ОВК  определение  или  протокол   об
административном правонарушении  в  порядке,  определенном  соответствующими
нормативными документами ГТК России и приказом  МЮТ  от  29.07.2002  N  333.
Сотрудники  ОТР  принимают  материалы  к  производству  и   осуществляют   в
установленном порядке конкретные процессуальные действия. Сотрудники  ОТР  в
рамках производства по делу в части, касающейся  незачисления  выручки,  при
выявлении превышения суммы незачисления свыше 10000-кратного  установленного
МРОТ, предусмотренного ст. 193 УК РФ,  в  соответствии  со  ст.  300  ТК  РФ
решают вопрос о передаче материалов дела об административном  правонарушении
в органы дознания. В  процессе  производства  при  необходимости  привлекают
сотрудников ОВК для консультаций, а при подготовке постановления  по  делам,
возбужденным в соответствии со ст. 15.25 КоАП, согласовывают  с  ОВК  проект
постановления. ОТР информирует ОВК  о  продлении  производства  по  делу  об
административном правонарушении, о соединении дел в  одно  производство  или
направлении  материалов  в  судебные  инстанции,  а  также   о   результатах
рассмотрения материалов дела в судебной инстанции.
    После завершения производства по делу об административном правонарушении
в 3-дневный срок ОТР направляет копии постановлений по делам в  ОВК  таможни
для формирования установленной отчетности по валютному контролю[1].

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Обеспечение  соблюдения  валютного  законодательства  при  осуществлении
валютных операций является единственной целью валютного контроля.
    Необходимо обратить внимание, что ЦБ РФ, в соответствии со ст.9  НК,  не
является участником отношений, регулируемых законодательством  о  налогах  и
сборах. Участником таких  отношений  из  числа  органов  валютного  контроля
является  только  Государственный  таможенный   комитет   РФ,   который,   в
соответствии с  п.2  ст.10  Закона  "О  валютном  регулировании  и  валютном
контроле",  может  контролировать  выполнение  резидентами  обязательств   в
иностранной валюте перед государством. Заметим, однако,  что  на  территории
РФ ни на кого не может возлагаться  обязанность  уплаты  налога  и  сбора  в
иностранной валюте. Безусловное право (а не обязанность)  уплаты  налогов  и
сборов  в  иностранной  валюте  предоставлено  лишь  лицам,  не   являющимся
налоговыми резидентами РФ. Резидентам же такое право, в виде отступления  от
общего правила об исполнении  обязанности  по  уплате  налогов  и  сборов  в
валюте РФ, может быть предоставлено федеральными законами  (п.3  ст.45  НК).
Однако возможности возложения на резидентов обязанности по уплате  налога  в
иностранной валюте ст.45 НК не предусматривает.

                              СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

      1. Таможенный кодекс Российской  Федерации.  -  М.:  «ТД  ЭЛИТ-2000»,
         2002.
      2. Комментарий к таможенному кодексу. - М.: Издательская группа ИНФРА-
         М-НОРМА, 1997.
      3. Комментарий к Закону  РФ  "О  валютном  регулировании  и  валютном
         контроле" (А.М. Эрделевский) - М.: Юрид. лит., 2000.
      4. Приказ МЮТ 392 от  19.08.02  «О  введении  порядка  взаимодействия
         структурных  подразделений  таможни  при  осуществлении  валютного
         контроля» - http://www.vch.ru
      5. http://www.bolshe.ru
-----------------------
    [1] Приказ МЮТ  392  от  19.08.02  “О  введении  порядка  взаимодействия
структурных подразделений таможни при осуществлении валютного контроля”.



смотреть на рефераты похожие на "Компетенция таможенных органов в области валютного контроля "