Теория государства и права

Социальные структуры и сословные организации Древних Афин


                                    МЭСИ
             Факультет: Прикладная информатика в юриспруденции.



       Доклад по истории государства и права зарубежных стран на тему:
         Социальные структуры и сословные организации Древних Афин.



                                                   Выполнила: Смирнова Ирина

                                                                     Группа:



  Афины являются самым известным и одновременно  самым  почитаемым  древним
городом-государством. Они представляют самую чистую,  наиболее  классическую
форму образования государства. Здесь государство  возникает  непосредственно
и преимущественно из классовых  антагонизмов,  развивающихся  внутри  самого
родового общества, т.е. без вмешательства внешнего  и  внутреннего  насилия.
Город Афины вырос на юге Балканского полуострова, в  Аттике.  В  гомеровский
период  своей  истории  (XI-IX  века  до  н.э.)  Аттика  была  разделена  на
несколько   независимых   общин,   постоянно   враждовавших   между   собой.
Объединение Аттики было постепенным и длительным  процессом,  продолжавшимся
с  конца   I  тысячелетия  до  н.э.  и  завершилось  тем,  что  все   общины
объединились вокруг Афин.  Такое  объединение  получило  в  Греции  название
синойкизма (греч. – совместное поселение).
    Итак,  синойкизм  повлек  за  собой  разложение  родовых  отношений   и
способствовал социально-имущественному расслоению населения Аттики,  которое
особо интенсивно протекало в  VIII-VII веках до н.э.
  В  пору  своего  расцвета,  относящегося  к  правлению   Перикла,   Афины
воспринимаются  образцом  демократии,  причем  начало  этому  преобразованию
положено политическими реформами Солона.
  Социальная структура приобрела к тому времени довольно определенный  вид.
К разряду знати относились эвпатриды  (сыновья  благородных),  экономическую
основу их могущества составляли плодородные земли. Пережитки родового  строя
в Афинах были ещё очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все  имущество
оставалось во владении рода. В руках  эвпатридских  родов,  несмотря  на  их
немногочисленность, были сосредоточены богатство, сила и власть.  К  разряду
простых граждан относилась остальная масса  свободного  населения  –  демос.
Демос  не  был  однороден.  В  его  состав  входили  земледельцы  (геоморы),
ремесленники (демиурги), батраки (феты) – крестьяне  лишившиеся  собственной
земли, также купцы, судовладельцы. Кроме того,  в  Аттике  проживало  немало
выходцев из других общин, считавшихся людьми «не  чистого  происхождения»  и
составлявших  группу   метеков.   Будучи   лично   свободными,   метеки   не
пользовались политическими правами (не  участвовали  в  управлении)  и  были
ограничены в экономических правах. Они  были  обязаны  избирать  из  граждан
Патрона, уплачивать налог.  Могли  владеть  рабами  и  недвижимостью  (кроме
       ).
  Существовал   процесс   изотерии   –   повышение   социального   статуса,
приобретение метеком избирательного права. Метек  мог  получить  возможность
повысить  свой  социальный  статус  за   особые   заслуги   перед   Афинским
государством. Но  существовал  и  обратный  процесс  –  атимия  –  понижение
социального статуса, которому мог подвергнуться свободный гражданин даже  за
незначительные нарушения. Наказанием служило изгнание. Существовала также  и
смертная   казнь   (самоубийство).   Также   среди    населения    были    и
вольноотпущенники, их патроном был их бывший владелец.
 Был ещё многочисленный отряд рабов, которые в 4  раза  превосходили  своей
численностью свободных граждан.
 В Афинах существовал  институт  приобретения  гражданства,  условием  была
инициатива частных лиц.
 Процедура:
 . Народное собрание решало, ставить ли этот  вопрос  на  голосование.  Если
   6000 человек были за (кворум), то шла вторая стадия процесса:
 . Голосование.
 Была возможность обратного процесса. (Люди на площади делились на 2 части:
ЗА и ПРОТИВ).
 Афинская демократия была рабовладельческой.  Этим  и  объясняется  широкий
спектор социального состава (в период расцвета население – 500тыс.,  из  них
– 20тыс. граждан).
 Такова главная особенность многих греческих и римских городов-государств в
отличие от социальных структур восточных обществ.



 Список используемой литературы:
1. В.Г. Графский «Всеобщая история права и государства»
Изд.”Норма”   Москва, 2000.
2. К.И. Батыр «Всеобщая  история  государства  и  права»        Изд.”Былина”
   Москва, 2000.



Начинается развитие демократии, властных структур и права – 9  в.  до  н.э.
Период Македонской гегемонии – закат государственности.
Афинские институты оказались долговечными, т.к. были совершенны для  своего
времени и удобны. Период существования более 1000 лет.
Хронология:
  Легендарный (Гомеровский) период – 11-9вв. до н.э.
  Архаический – 8-6вв. до н.э.
  Классический – 5-4вв. до н.э. (период расцвета афинской демократии).
1 период:
Родовые общины являются собственниками земли, происходит оформление частной
собственности (постепенно).
Тименосы  –  отдельные  наделы.  Античный  полис  –  укрепленный  центр   и
хозяйственная   территория.   Они   очень   компактны   и   самодостаточны.
Компактность и малочисленность населения – созданы необходимые условия  для
демократии.  Ещё  одно  условие  –  враждебность  окружающей  среды.   Были
противники – Персидская монархия (интерес к городам Малой Азии).
Города-государства  –  25-30тыс.  человек.  «Все  те  государства,  которые
славятся прекрасной организацией, не допускают  чрезмерного  увеличения  их
народонаселения» – Аристотель.
Греческие города все время колонизировали доступные территории (от  Сицилии
до бассейна Черного моря). Существует традиция, описывающая систему власти:
Булэ – совет старейшин, Экклесия – народное собрание  (агора),  Базилевс  –
верховный судья – военная демократия.
На  фоне  этого  начался  социальный  процесс,  приведший  к  кризису,  для
преодоления которого были проведены реформы.



смотреть на рефераты похожие на "Социальные структуры и сословные организации Древних Афин"