Теория государства и права

Теория государства и права


1) Предмет – это часть сторона тот  или  иной  конкр  аспект  объекта  ислед
данной наукой. Каждая наук имеет свой  предмет  ислед  Предметом  ТПиГ   явл
специфич законом-и возник развитие  фунционирование  гос-а  и  право.Изучает
возник историч движ функц гос-а  и  права.  Вопросы  должны  раскр  гос-о  в
целом, эволюцию и соотнош соврем гос-х пр-х сист, осн проб соврем поним  гос
и пр, общ хар-а совр политико- пра-х доктрин. Вырабатывает  и  формир  понят
гос. и пр. Тип формы функц органа  и  механизма  гос.   правосозн  ТГиП  это
единая наука предмет котрой сост гос-о и прова
2)Метод-  подраздел  общие   и   частные.Историч   материализм-ислед   общ-и
жизни.(Соотнош общ-а и гос-а, г и п как важн части надстройки(полит  нравств
эстетич и др взгляды общ-а) над экономич базисом, обще  челов  и  классов  в
гос и пр ) Историч(харак  конкрет  историч  историко  эмпирическими  формами
излож матер) и логич(абстракт теоритич формами  разв  как  и  историч  Счего
начин история стого и мысли); анализ (расчилин целого  на  составн  части  )
синтез(восоедин целого  из  части);  Частн.науч.т.е  сист  структур  анализа
фунциональ статистич моделир  конкрет  соц-х  исследов;  Функциональный  –он
использ для выделен в гос-о прав систем состов структурн частей;  Статистич-
осн на кол-х способ получ данных; Моделирование – изуч  гос  пр-ых  явлен  и
процессов  на их модел ;Конкретно соц исслед  –  суть  в  перераб  и  отборе
необход информ; Сравнит – при котором происх сопостовл различ гос-х и  пра-х
сист и отдельн инстит и категорий
4)Частн.науч.т.е сист структур анализа фунциональ статистич моделир  конкрет
соц-х исследов; Функциональный –он использ для выделен в гос-о  прав  систем
состов  структурн  частей;  Статистич-осн  на  кол-х  способ  получ  данных;
Моделирование – изуч гос пр-ых явлен и процессов   на  их  модел  ;Конкретно
соц исслед – суть в перераб и отборе необход информ; Сравнит –  при  котором
происх сопостовл различ гос-х и пра-х сист и отдельн инстит и категорий
5)Особен возник гос-а у разн народ-  матриархат,  патриархат,  община,  род,
старейшина, совет старейшин,  разделение  труда,  избыток  добываемой  пищи,
переход от просто потребительской к избыточной, стали  принимать  оседлость,
специализация на выполнение различных  работ.  Гос-во  осн  на  террит  общн
своих гражд и подд. Гос-во – особая органз публ власти. Носит  полит  хар-р(
полит вл пред впервую оч корпор интер.опрд части соц группы  класс.,  реализ
полит вл осущ особым аппар гос служ они отделены  от  общ.,  выполнение  реш
полит вл обес специально созданным кар аппар )
7)теория насилия (дюринг , гумплович, кауцкий)  гос-во  возм  как  результат
насилия, путем завоевания слабых  и  беззащитных  племен  более  сильными  и
организованными. теория  отражала культ насилий  ,завоеваний  ,эксплуатации,
порабощения одних народов другими. Гос-во становится мощным  сред-ом  защиты
завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.
8)договорная теория (спиноза, гоббс, локк, руссо, гольбах , радищев)  гос-во
возник  в  результате  общественного   договора   о   правилах   совместного
проживания .было время когда не было ни  гос-ва,  ни  права.  Люди  жили  со
своими естественными правами. Но не существовало власти  способной  защитить
человека  гарант его права на жизнь честь , достоинство и  собственность.  В
последствии люди объединились и заключили между  собой  договор  о  том  что
часть своих прав они передают гос-ву  как  органу  представляющие  их  общие
интересы.
9) Соотнош-е права и гос-ва.
      Традиц-но различ. 2 подхода к вопр. о соотн-и Г  и  П:  1.Этатистский.
Исходя из превосх-ва  Г  над  П.  Право  рассм.  как  пр-т  гос.  д-ти,  как
следствие гос-ва. Такой подход – в советское время. Право –  совок-ть  норм,
издаваемых гос-вом. 2.Сторонники школы естественного права – понятие  гос-ва
выводится из обществ. договора. Праву здесь ( приоритет  по  сравн.  с  гос-
вом, оно возн. раньше, никакое гос-во и никакая  власть  не  есть  первонач.
ист-к права. 3.Есть и 3-я точка  зр-я.  Связь  м.  Г  и  П  не  имеет  столь
отчетливого  прич.-следств.  хар-ра  (т  е  гос-во   порождает   право   или
наоборот). Этот подход позаол. выявить глубин. связи м. Г и П., понять,  что
дает П гос-ву и какую роль Г играет в обесп-и П.
      П форм-ся при непоср. участии Г. Но Г не столько  форм-ет  П,  сколько
завершает правообразоват. процесс, придавая П опр.  юр.  формы  (норм.  акт,
суд. или адм. прец-т). Творч. роль Г в отн-и образ-я П закл.  в  след.:  1)в
осущ-и правотворч. д-ти. Гос-во опр-ет потр-ть  в  юр.  реглам-ции  тех  или
иных отн-й (д-ти),  опр-ет наи> рац. юр. форму (з-н, акт исполнит. власти  и
др.) и т. обр. придает отн-ям всеобщ. хар-р. 2)в санкционир-и Г  норм,  кот.
не имеют прямого гос.  хар-ра  (мусульманское  право  –  Г  санкц-ет  нормы,
выраб. мусульм. доктриной). 3)в  признании  юр.  обязательными  регуляторами
повед-я факт-ки сформ-ся и сущ-щих отн-й (обычное право). Т. обр.  Г  обесп-
ет разв-е всей с-мы ист-ков П. Достаточно значимой представл-ся роль  гос-ва
в обесп-и реал-ции П. Г также охрану П и господств-щих прав. отн-й  (  за  Г
стоит сила в виде аппарата принужд-я).
      Роль П в отн-и к Г: 1)П возд-ет на Г при его  взаимоотн-ях  с  нас-ем.
2)П легализует гос. д-ть, обесп-ет дозвол-ть охранит.  и  принудит.  мер  Г.
3)поср-вом П опр-ся границы проник-я Г в жизнь нас-я.
10) Социальная предназначение  государства  Охрана  труда  и  здорвье  людей
установл гарантир минималь размера оплаты труда обеспеч  гос  поддерж  семьи
материнства отцовства детствва инвалид и пожилых граждан развит  ситс  соц-х
служб установл гос-й пенсии пособии  смягчен  приодолен  издержок  нынешнего
переход периода: бедность углублен неравенства  рост  без  работиц  стабилиз
уровня жизни населения более равномер распред  бремени  экономич  трудностей
между разли группами население
11) формационный подход основывается на понимании истории  как  естественно-
истор  процесса  смены  общественно-экономических   формации.   Тип   гос-ва
означает  конкретизацию  определенность  его  эк  основы,  соц  назначения.,
классовой   сущности.   Исторические    типы   гос-ва    (рабовладельческий,
феодальный, буржуа, соц.) согл форм подходу  происходит  переход  от  одного
ист типа гос-ва к другому более высокому. Некоторые  субъекты  считали,  что
достигли предела ист. Типа гос-ва, а именно социалистического
12)      цивилизационный      подход       преобладает       технологическое
направление.(связывается  с  научно-  техн  прогрессом   жизненного   уровня
населения, определяемого потреблением и оказанием услуг )к  ЦП  явл  «теория
стадии эк роста» - Уолт Ростоу (все общ-а по эк  развитию  можно  отнести  к
одной  из  5  стадий:  традиционное(преобладание  с.х),  переходное(сдвиг  в
области обрабат пром.), переживающее процесс двига(сдвиг, взлет  НТР  как  в
пром. Так и в с.х ), созревающее( превышение выпуска  продукции  над  ростом
населения)  и  достигшее  высокого  уровня   народного   потребления(высокий
уровень массового потребления в котором  производятся  предметы  потребления
длительного пользования и услуги ))
14) понятие гос-ва и основные его типы  гос—во   это  соед  многих  родов  и
деревень ради лучшей совершенной жизни*Аристотель* .  гос-во  –  союз  людей
объединенных общими  началами  права  и  общей  пользы.*Цицерон*  Гос-о  это
единая полит организ общ-а которое распростр свою власть на всё население  в
пределах территории страны издает юр обязат веление имеет спец аппрат  управ
и  принужд  облада  суверинететом.  Признаки:  Публичная   власть;   територ
деление; налоги и займы; Суверинитет; Связь с правом
15) Понятие гос власти. Гос-я и  полит  власть  Власть  это  соотв  хар-р  и
уровню общ-й жизни средства функц-я всякой
соц-и  общности   заключ  в  отношении  подчинени  воли  отдельн  лиц  и  их
объединени руковод в данном сообществе воле Полит и Госуд власть  это  такая
разновидн общ власти  которая  или  осущ  непосредственно  самим  гос-м  или
делегированно  или  санкциониров  им  т.е  проводит  от  его  имени  по  его
уполномоч и при его поддержке Хар-е черты (1.гос власть носит классовый хар-
р2. Полит в отличии от родовой не совподает с населением осущ выделенным  из
чел обща аппратам  управл  3.   гос-е  принужд  (созд  ВС  и  как  пояснение
–карательной и правохр орг)4 для содерж публич власти необход  взносы  гражд
налоги чего не было при род устор общ 5. разд населен по территор  признаку.
6. авторитет власти )
17)Понятие  формы  государства.  Форма  гос-а  это  совок   сущ-х   способов
организации  устройства  и  осущ  гос-й  власти  выраж  его   сущность   Три
состовл:1) Форма  правление(порядок  оброз  и  оргнаиз  высших  органов  гос
власти, его сущностьв том кто и как правит в гос-е монархия и  республика  )
2)    Гос-е     устройство(унитарное(простое)     сложное(федеративное     и
конфедеративное)) 3) Гос-й правовой режим (ситсема средств и  способов  осущ
гос власти. Различ демократич и автаритар гос прав режимы)
18) Форма правления Форма правление(порядок оброз и оргнаиз  высших  органов
гос власти,  его  сущностьв  том  кто  и  как  правит  в  гос-е  монархия  и
республика  )   Монархия   (Абсалют   и   Огрнаичит(даулистич   и   парлам))
Республика()
20)Форма гос-го устройства – указыв на хар-р отнош  гос-ва  как  целого  его
различ состов частями котроые выступают в  субъект  федерации  или  админист
територ  единицы   Виды:   Простые(Унитарные)   и   Сложные   (Федерация   и
Конфедерация) иные объединенияУнитарные – в  состав  нет  друг  гос-в   созд
админист терит единицы Федерация  –  состо  из  нескольких  субъектов  общая
федерат конст и законы но их имеют также  и  члены  федерац  Конфедерация  –
временый союз гос-в для решени проблем.(закрепл догов,  сохран  суверинитет,
имеют право выхода, нет общей конст единой денеж сист  единого  гражданства)
иные объединения: Уния –власть переходит по  наслед  т.е  династия;  Империя
–гос-о создан насильствен путём;Эфузия –слияние гос-в;Инкорпорация  –присоед
одного гос-ва другому; Содружества –СНГ
21)Политический режим – Форма гос-го режима предст собой совокуп  способо  и
методов осуществ власти и гос-ва. В зависимости от  хар-ра  использ-х  гос-х
властью   средств   и   способов    управленческого    воздействия    различ
авторитарны(народ отстраняет от формир;  власть  коцентрир  в  одних  руках;
устраняется   оппозиция;решение   цент    власти    реализ    при    промощи
насилия;личнось  лишена   всех   демократич   прав   Деспот(приходит   закон
способом)Тиран    (путём    захвата    власти)К/авторитарн(формально    лишь
провозглашает  огранич  демократию)  )  Тоталитарный(господ  одна  идиология
которая    формир    правящая    партией    возглавляем    вождём)Переходные
режимы(временные при победе  партии,  военных  переворотов  итд)Черезвычайно
гос-о правовые  (устанавл  при  попытках  гос-х  переварот  массов  беспоряд
стиихин бедств итд Запрещят  митинги  шествии  демоснтр  идт  Приним  высшим
представ   орган    …)    демократич    гос    прав    режим(народ    формир
высокопрофессиональ представит орган власти  участв  в  управл  общ-м  контр
деятельн   исполнит   аппарат)-принци   разделен   властей   демокр    метод
властвования
22)Механизм  гос-ва  –  это  прониз  единным  законод  закреплен  принципами
основанная на раздел властей  и  располож  необходим  материальн  придатками
сист гос-х орган по средств которых осущ функции изадачи гос-ваМеханизм гос-
ва и Аппрат гос-ва почти едентичны Аппарат в Общем смысле  поним  как  совок
всех орган гос-ва а в Узком как аппарт гос-го управл Признаки –  1.сист  гос
орган основанное на единстве принцип его организ и дея закрепл в К и НПА  2.
сложн структура отраж определ место различ видов  и  групп  гос-х  органових
соотнош и  взаймосвязь  3.Связь  с  функциями  гос-ва4  располог  материальн
средствами т.е матери ценностями  бюджетн  средствами  имущ  сооруж  подсобн
помещен итд но не  входят  органы  самооуправления  партии  правсоюзы  общ-е
объединение
23)Орган гос-ва и его признаки. Это часть гос-го мех-ма его основная  ячейка
которая облад след призн(1.Властные полномочия т.еюр закреп возмож осущ гос-
ю власть принимать от гс-ва юр значим решения и обнспеч их  реализ2.Обладает
опред экономич и организ обособол и самостоят 3.у каждого только  лишь  своя
компетенция 4.физ воплощ люди т.е. гос  служ)  Орган  гос-ва  этоэто  юридич
офрмлен организ и хоз-о обослов часть гос-го мех сост их гос служ надел гос-
о властн полномоч
24)Орган законодат власти-Парламент(Сенат и  Мажилис)Признаки(Гл  гос-ва  по
решен вышепредстав орган лишает свойх полномочии; Пр-во вместе с  гл  гос-ва
уходит в отставку; Парламент распуск гл гос-м и прав-м)
25)Орган исполнит власти – Президент и Пра-во(мин  и  вед-о)Функции:1.Приним
иностр диплом назнач послов  2.Ратиф  межд  договр  и  соглашение  3.Явл  гл
команд  ВС  страны  4.  отказ  принят  законопроект  5.  назнач  и   смещает
министров, высших гражд и военных чинов
26)Орган судебной власти – подч Верх суд Конст совет нотариус и ЗАГС
*)Местные органы самоуправления Законодат(маслихат) Исполнительное (Акимат)
27)Функции гос-ва- это основное направл внутр и внешн  деят  в  котор  выраж
его обще чел сущ-ть  соц-я  назнач  Признаки:1)Содерж  складыва  из  совокуп
однород аспектов гос-й деят 2)Выраж сущ-ть гос-ва 3)выполняя  гос-во  решает
перед ним стоящие задачи по управл общ-м 4)фг понят управленч Они  конкретез
цели управл на каждом историч развит общ-а Цель ф- ции гос-во благо чел  его
нравств матер физич благополуч. Разгранич ф-ции (особенности объекта  гос-го
воздейств и специфика содержание каждой  ф-ий)  Внутрение(экономич  экологич
разв культ  науки  и  оброзов)  Внешнее(оборона  страны  обеспеч  мира  итд)
Основные и неосновные
28) Внутренние ф-ий это осн направ деят гос-ва на управл внутр  жизнью  гос-
ва 1)Экономич ф. В осн лежит рыноч экономик она всвоей сущ делит  на  2  осн
экон метода гос регулир(а) жестк налог полит которая позволяет  гос-у  успеш
решить его соц-е задачи б)Созд наиболее благоприят  условия  приорит  отрасл
экономики) 2)Соц-я ф. Призван  обеспеч  соц-ю  защиту  личности  созд  услов
жизни для всех членов общ-а 3)Ф. Развит культ , науки и  оброзов  4)Экологич
ф. Основ содерж сост гос-я управл деят в области  охраны  окруж  среды  5)Ф.
Налогоблаж и взимание налогов формир и  пополн  казны  за  счет  всех  видов
налогов 6)Охраны прав и свободграждан всех форм собств и порядка.
29)Внешние ф-ий Оборона страны ; Обеспеч мира и поддержан мирового  порядка;
Сотруднич и укрепл связей со стран СНГ;Интеграция в миров  экономику   решен
глоб проблем
30)Правовые формы осущиствлние ф. гос-ва это 1.Деят основ звеньев механ гос-
а 2. Однородная со свойм  внешн  признаком  деят  орган  го-а  по  средствам
которой реализ его ф-я бывают  Организационные  и  Правовые  Организационные
делят на 3 вида: 1)Законодат деят заключ в изд  зак  орг  законов  обяз  для
всех 2)управл или исполн деят это  реализ  орган  исполн  власти  3)Судебная
деят реализ ф-ий гос-а путем осуществ правосудия 4) контр надзорн  деят  т.е
гос-й надзор и контроль за законостью  Правовые  это  однород  посвойм  внеш
признак деят гос-х орган связ с издан юр актов: 1) Правотворческое  т.е  изд
норматив актов 2) Правопрминит деят гос органов по выполн законов под  закон
нормат актов путем издан актов примин права 3)Правохранит деят  охрана  норм
права от нарушении защита прав и выполн юр обяз
31)Особенности  экономической  функции  гос-ва  в  период  построения  рыноч
отношении Важн  элименты  рыноч  отношен:экономи  свобода,  право  собствен,
работ рынки товаров и услуг. Появилась  необход  участи  гос-ва  в  экономич
процессах выход на мировой рынок
32)Понятие и сущность права Признаки(Правовые нормы устанавл  гос-м  в  офиц
актах; нормы права охран в необход случаях принуд силой гос-а; права  предст
собой единич сист норм которая обяз для  всех;  выраж  общ-ю  и  индив  волю
гражд и их взаймоотнош) Право – это сист  общеобязат  формально  опред  норм
которые выраж гос волю общ-а Осно  назнач  права  что  быбыть  мощным  соц-о
нормат регулятором опред возмож и должного поведен индивида –они  сост  сущн
права Сущн права види в обеспеч или разгранич жиз-х  интересов  людей  выраж
интересов воли в установл опред поряд общ-й жизни
33)Право,  нравственность,  мораль.Нормы  права  и  нормы   морали   органич
взаймоейств между собой они взаймообуславл дополн и взайообеспеч друг  друга
в регулир (ОО)объектив  обусловлин  такого  взаймодейсввия  опред  тем,  что
правовые  законы  воплощают   всебя   принципы   гумманизма   справедливости
равенства людей особо важн роль моральной нормы играют в процессе  приминени
норм права компетентными органами при  решении  конкретных  юр  дел  Моральн
установл оказывают благотворн воздейств на точную и полную  реализ  правовых
норм, на укрепл законности иправопорядка.
34)Нормативность права право как гос-я воля общ-а проявляет вовне  выступает
как система официально признаваемыхи действующих в данном гос-е  юр  норм  в
их материалистич понимании Право отлич др соц  норм  рядом  присущих  только
ему характерных черт (связь с  гос-м,  охранаот  нарушении  возможн  гос  го
принужд, общеобязательность)
35)Школа естественного права (Аристотель, Цицерон. Фома Аквинскии )  2  сист
права: Позитивное и Естественное Позитивное  –этоофицальн  признаное  действ
втом или ином гос-е права получ выраж-е в закон и иных  прав-х  актах  гос-й
власти втом числе сакц и обычаях Естественное право историч из природ  челов
челов разума всеобщ нравствен принципах идея  этой  теории  прирожд  неочужд
права чел свобода равенство семья собств безапасность
36) Нормативистская школа (Жельзен, Кант) В ней рассматр нормы  как  вотрыве
от экономики полит соц-й структ общ-а Прав  нормы  обяз  своим  происхожд  и
развит не реальным общ-м отношениями а форм уст гос-а
37)Социологическа  школа  права  (Паунд  Фрэнд)  охвватывает   собирательное
понятие права  администр  акты  судеб  решения  приговоры  обычай  правосозн
правоотнош способность творить право судьями
38)Право объективное(имеется виду  что  оно  будучи  гос-й  волей  общ-а  не
зависит  от  воли  отдельных  индивидов  и  не  приурочено   к   какому-либо
определенному субъекту ) и субъективное (как право того или иного  участника
правоотношении либо совокупности таких прав(правомочии))
40)Понятие и виды источников права – Источниками прва явл  призаконые  гос-е
документы в которых закрепл юрид нормы напр:  закон,  указыпрезид  постановл
прав-ва решение и распоряжение акима Форма
93. Принцип разделения властей.
       Институты  гос.  власти  форм-ся  на  осн.  разд-я  властей  –   стр-
рообразующего и ф-циональн. принципа рацион. орг-и и  контроля.  Это  давний
принцип. Власти дел.на представит. (з-нодат.),  исполнит.  и  судебн.  Мех-м
сдержек  и  противовесов  -  кажд.   из   властей   имеет   мн-во   возм-тей
взаимоконтролировать и огранич. др. друга).
92 Признаки правового гос-ва.Гос-во (respublica) Цицерон  опр-ет  как  дело,
достояние  народа  (res  populi).  Один  из  пр-ков   правового   гос-ва   –
верховенство з-на  (никто  не  освоб-ся  от  подчин-я  з-ну).  Также  полная
гарантир-ность и незыблемость прав и  свобод  граждан,  а  также  устан-е  и
поддерж-е принципа взаимной ответств-ти гр-на и гос-ва. Как гр-не несут отв-
ть перед гос-вом, так и гос-во д. нести отв-ть перед  гр-ном.  Главный  пр-к
прав. гос-ва – идея народного суверенитета, также – принцип раздел.  властей
(на с-ме сдержек и противовесов – кажд.  из  властей  имеет  мн-во  возм-тей
взаимоконтролировать и огранич. др. друга). Также один из пр-ков  –  наличие
развитого гражд. общества; созд-е институтов полит.  демократии,  препятств.
сосред-ю власти в руках одного лица или органа; верховенство и правовое  д-е
конституц. з-на, устан-е  в  з-не  и  проведение  на  деле  суверен-ти  гос.
власти; возвышение суда как одного из ср-в  обесп-я  правовой  гос-венности;
соотв-е з-нов праву и правовая орг-я с-мы гос. власти.
61. Правовая культура: понятие, состав.К-ра предст. собой  рез-ты  культ.  и
духовн. д-ти чела. 1-я сост-щая любой к-ры - соц. нормы, кот.  обесп.  стаб.
ф-ционир-е общ-ва. 2-я - наука и т.п. 3-я - мат. обесп-е. В понятие прав. к-
ры входят эл-ты: 1)Нормотворч-во (придание нормам  к-ры  правового  хар-ра),
гос-во либо изобретает свое, либо  санкцион-ет  уже  сущ.  2)Знание  гр-нами
прав. с-мы (предпол., что все знают з-ны и следуют им). 3)Правосознание  гр-
н - совок-ть знаний, представлений, оценок, отн-я к сущ-щей прав.  действит-
ти. По глубине оценки есть  разновид-ти  правосозн-я:  1)бытовое  (каждый  в
быту сталк-ся с к-либо прав. нормами). 2)проф. (им облад. юристы-практики  в
той сфере, в кот. работают. 3)теоретич. (научное) - то, чем мы  заним-ся  на
учебе. По  общности:  1)индив.  2)групповое.  3)общественное.  Индив.  тесно
связ. с обществ., групповое - в своей группе. Разные  соц.  группы  имеют  в
осн. различ. правосозн-е. Общ-во сост. из мн-ва индивидов.  След.  компонент
прав. культуры - з-нопослушание, это основа стаб-ти.
59. Понятие правосознания, его стр-ра и виды.Правосозн-е - явл-е идеаьлное,
непоср-но не наблюдаемое. Оно предст. собой сферу или область сознания,
отраж. правовую действит-ть в форме юр. знаний и оценочных отн-й к праву и
практике его реал-ции, соц.-прав. установок и ценностных ориентаций, рег-
щих повед-е (д-ть) людей в юр-ки значимых ситуациях. Правосознание гр-н -
совок-ть знаний, представлений, оценок, отн-я к сущ-щей прав. действит-ти.
По глубине оценки есть разновид-ти правосозн-я: 1)бытовое (каждый в быту
сталк-ся с к-либо прав. нормами). 2)проф. (им облад. юристы-практики в той
сфере, в кот. работают. 3)теоретич. (научное) - то, чем мы заним-ся на
учебе. По общности: 1)индив. 2)групповое. 3)общественное. Индив. тесно
связ. с обществ., групповое - в своей группе. Разные соц. группы имеют в
осн. различ. правосозн-е.
57. Критерии выделения отраслей  права.С-ма  права  –  это  О-тивно  сущ-щее
внутр. строение права, его подразд-е на  отрасли,  подотрасли  и  институты.
Отрасль права – главный эл-т с-мы права  –  объед-ет  взаимосвяз.  м.  собой
институты права. ОП – это распределенная по прав.  институтам  совок-ть  юр.
норм, рег-щих  особую,  кач-венно  своеобразн.  обл.  отн-й  (имущ.,  труд.,
семейных и т.д.). Примеенит-но  к  кажд.  отрасли  права  выдел-ся  ее  осн.
институт, закрепл-щий общеотрасл. принципы права, сод-е и V прав. рег-я отн-
й, явл-ся  О-том  дан.  отрасли  (Ех:  в  конституц.  праве  РФ  таким  осн.
институтом выступ. инст-т “основы конст. строя”)
      Крупные и сложные по  своему  составу  отрасли  наряду  с  институтами
права вкл. еще один компонент – подотрасль  права.  Так,  в  составе  гражд.
права выдел. такие подотрасли, как авторское,  обязательств.,  наследств.  В
фин. – бюдж., налоговое.
      Отрасли: Гос (конституц.) право, адм.,  уголовное,  трудовое,  гражд.,
коммерч., семейное, процессуальные отрасли (уголовно-процессуальн.,  гражд.-
проц. и арб. суд).
С-ма права – это О-тивно сущ-щее внутр. строение  права,  его  подразд-е  на
отрасли, подотрасли и институты. Отрасль права – главный эл-т с-мы  права  –
объед-ет взаимосвяз. м. собой институты права. ОП –  это  распределенная  по
прав. институтам совок-ть юр. норм, рег-щих  особую,  кач-венно  своеобразн.
обл. отн-й (имущ., труд., семейных и т.д.).  Примеенит-но  к  кажд.  отрасли
права выдел-ся ее осн. институт,  закрепл-щий  общеотрасл.  принципы  права,
сод-е и V прав. рег-я отн-й, явл-ся О-том дан.  отрасли  (Ех:  в  конституц.
праве РФ таким осн. институтом выступ. инст-т “основы конст. строя”)
      Крупные и сложные по  своему  составу  отрасли  наряду  с  институтами
права вкл. еще один компонент – подотрасль  права.  Так,  в  составе  гражд.
права выдел. такие подотрасли, как авторское,  обязательств.,  наследств.  В
фин. – бюдж., налоговое.
      Отрасли: Гос (конституц.) право, адм.,  уголовное,  трудовое,  гражд.,
коммерч., семейное, процессуальные отрасли (уголовно-процессуальн.,  гражд.-
проц. и арб. суд).
13. Правовые с-мы современности.Правовая карта мира вкл. мн-во нац. прав. с-
м, кажд. из кот. интегрирует всю прав. действит-ть конкр. гос-ва  (доктрину,
стр-ру,  ист-ки,  ведущие  институты  и  отрасли,  традиции,  правосознание,
правопор-к, прав. культуру и т.д.)
      Выдел. 3 прав. семьи:  романо-германская  (рецепция  римск.  права  на
базе кодиф. Юстиниана – FR, I, SPA, D – главн. ист-к права – закон),  англо-
саксонская (англо-американская, или “общего права” -  в  основе  своей  явл.
прецедентным правом, созд. судами – US, CAN, GB, Австралия,  Нов.  Зеландия)
и социалистич. (советская прав. с-ма, прав. с-мы соц.  гос-в  Европы,  стран
Азии и Респ-ки Куба. – много общего, но есть и различия). Также  сущ.  семья
религиозно-традиционного права (мусульм., индусы)
56 Понятие и состав мех-ма правового регул-я.Рег-е  обществ.  отн-й  предст.
собой осн. соц. ф-цию права и гос-ва. Отсюда знач-е, кот. приобр-ет тот мех-
м, с пом. кот. достиг-ся цели права и гос-ва, т.е. мех-м г-п  рег-я  (мгпр).
Дозволения и запреты, а также  обязывания  предст.  собой  наиболее  глубин.
слой рассм-го мех-ма и содержатся в нормах права.
      Стадии мгпр: 1)стадия форм-я и общего  д-я  юр.  норм,  кот.  предпол.
тесную связь права с гос-вом. 2)стадия возник-я на осн. юр. фактов у  конкр.
S-тов права прав и обяз-тей – правоотн-й. 3)стадия  реал-ции  прав  и  обяз-
тей. Указанным стадиям соотв-ют эл-ты: а)юр.  нормы  б)индив.  гос.-властные
предписания или акты примен-я права  в)правоотн-я  г)акты  реал-ции  прав  и
обяз-тей (собл-я запретов, исполн-я обяз-тей, исп-я прав и  примен-я  права.
Методы мгпр: 1)централизованное рег-е (метод субординации), при  кот.  рег-е
осущ. на властно-императивн. началах (наи> чатсо – в адм. праве)  2)децентр.
(методом координации) – на ход и процесс оказ.  влияние  уч-ки  отн-й  путем
договоров



63 Понятие правоотн-я и его виды.По самому общему понятию правоотн-е –
любое обществен. отн-е, рег-мое нормами права. Также сущ. орп-е: правоотн-е
– это О-тивно возн-щая в общ-ве в соотв-и с з-ном или даже до з-на особая
форма соц. взаимод-я, уч-ки кот. облад. взаимными, корреспондир. правами и
обяз-тями и реал-ют их в целях удовл-я своих потр-тей и интересов в особом
порядке, не запрещенном гос-вом или гарант-нном и охраняемом им в лице опр.
органов. Оно имеет сложный состав. Необх. наличие S-тов правоотн-й, сод-е.
Сод-е имеет юр. сост-щую – S-тивн. права (производные от О-тивных; после
ряда юр. д-й над О-тивными; они всегда конкретнее О-вных) и обяз-ти.
      S-тивное право: 1.право д-вовать опр. образом 2.право  требовать  опр.
повед-я от обязанного лица  3.право  обратиться  за  защитой.  Юр.  обяз-ть:
1.обяз-ть д-вовать устан-ным обр. 2.обяз.  претерпеть  нежелат.  последствия
(понести ответств-ть за неправомерн. д-я). Содерж-е правоотн-я = активная д-
ть + юр. обяз-ть + S-тивное право.
      Прав.  отн-я  класс-ся:  1.по  отраслям  права  (гос-венное,  …)  2.на
охранит. и запретит. (база – мат. право)  3.регулятивное.  Или  1.абсолютные
(опр-ны обе стороны  правоотн-й)  2.относит.  (одна  из  сторон  не  опр.)..
Правосубъектность – способн-ть физ. или юр. лиц быть S-тами правоотн-й.  Для
этого они  д.б.:  а)правоспособны  (но  с  искл-ями  для  некот.  физ.  лиц,
например, эмбрионов) б)деесп-ть (в рез-те своих д-й приобр-ть права и  обяз-
ти). Возможна (для физлиц) частич. деесп-ть (по возрасту 14,15,16  лет)  или
огранич.  (в  результате  суда).  Для  юр.  лиц  деесп-ть  м.б.:  а)уставная
(согласно своему уставу или полож-ю). б)нормативная (огранич.  з-ном).  О-ты
правоотн-й – все то, по поводу  чего  возн.  правоотн-я,  т.е.  все  мат.  и
немат. блага.
64. S-ты правоотн-я, правосубъектность.По самому общему  понятию  правоотн-е
– любое обществен. отн-е, рег-мое нормами права. Также сущ. орп-е: правоотн-
е – это О-тивно возн-щая в общ-ве в соотв-и с з-ном или даже до з-на  особая
форма соц. взаимод-я, уч-ки кот. облад. взаимными, корреспондир.  правами  и
обяз-тями и реал-ют их в целях удовл-я своих потр-тей и интересов  в  особом
порядке, не запрещенном гос-вом или гарант-нном и охраняемом им в лице  опр.
органов. Оно имеет сложный состав. Необх. наличие S-тов  правоотн-й,  сод-е.
Сод-е имеет юр. сост-щую – S-тивн. права  (производные  от  О-тивных;  после
ряда юр. д-й над О-тивными; они всегда конкретнее О-вных) и обяз-ти.
65Правосубъектность – способн-ть физ. или юр. лиц  быть  S-тами  правоотн-й.
Для этого они д.б.: а)правоспособны (но с  искл-ями  для  некот.  физ.  лиц,
например, эмбрионов) б)деесп-ть (в рез-те своих д-й приобр-ть права и  обяз-
ти). Возможна (для физлиц) частич. деесп-ть (по возрасту 14,15,16  лет)  или
огранич.  (в  результате  суда).  Для  юр.  лиц  деесп-ть  м.б.:  а)уставная
(согласно своему уставу или полож-ю). б)нормативная (огранич.  з-ном).  О-ты
правоотн-й – все то, по поводу  чего  возн.  правоотн-я,  т.е.  все  мат.  и
немат. блага.
66. Содерж-е и О-ты правоотн-я.По самому общему понятию правоотн-е  –  любое
обществен. отн-е, рег-мое нормами права. Также сущ. орп-е: правоотн-е –  это
О-тивно возн-щая в общ-ве в соотв-и с з-ном или даже до  з-на  особая  форма
соц. взаимод-я, уч-ки кот. облад. взаимными, корреспондир. правами  и  обяз-
тями и реал-ют их в целях  удовл-я  своих  потр-тей  и  интересов  в  особом
порядке, не запрещенном гос-вом или гарант-нном и охраняемом им в лице  опр.
органов. Оно имеет сложный состав. Необх. наличие S-тов  правоотн-й,  сод-е.
Сод-е имеет юр. сост-щую – S-тивн. права  (производные  от  О-тивных;  после
ряда юр. д-й над О-тивными; они всегда конкретнее О-вных) и обяз-ти.
      О-ты правоотн-й – все то, по поводу чего возн.  правоотн-я,  т.е.  все
мат. и немат. блага.

67;68. Юр. факты: понятие, виды.Обстоят-ва, предусм. в з-не и  иных  ист-ках
права в кач-ве основанияправовых отн-й, наз.  юр.  фактами.  Или  иначе  юр.
факты – факты реальной действит-ти, с кот. з-датель связывает возн-е,  изм-е
или прекр-е правоотн-й. Они бывают простые и сложные. Виды ю. ф.:  1.события
(не завис. от воли  или  сознания  уч-ков,  например,  землетрясение)  2.д-я
(правомерн. или неправомерные).
      Юр. акты – д-е, кот. изначально преследует цель породить правовые отн-
я (заявление в ЗАГС). Юр. поступок  –  не  преследует  подобной  цели.  Сущ.
предпол-мые   ю.   ф.   –    презумпции:    1.опровержимые    (невиновности)
2.неопровержимые (знания з-на).
47. Правовые и соц. нормы в их соотн-и.Прав. норма  –  общеобязат.  повед-е,
слож-ся в обществ. практике (в рез-те многократной повторяемости этого  отн-
я) санкционир. гос-вом и опир-ся на возм-ть  принужд-я  со  стороны  гос-ва.
Прав. нормы клас-ся: 1.по степени обязат-ти:  а)императивные  (обязательные)
б)диспозитивные (несколько вариантов, и м. выбрать)  в)рекомендательные.  По
сод-ю правомочия в норме: а)нормы, сод. запреты  б)обязывающие  в)управомач.
Любая прав. норма опр-ет стр-ры по ф-ле “если …  то  …  иначе  …”  .  Главн.
деление прав. норм  –  на  регулятивн.  (дел.  на  обяз-щие,  запрещающие  и
управомач-щие) и охранительные.
      К соц. относ. вся совок-ть пр-л повед-я,  д-щих  в  конкр.  гос-ве.  К
соц.  прежде  всего  относ.  1.нормы  морали  (нравств-ти).  Эти  нормы   не
записаны, но общеизвестны. 2-я разновид-ть соц. норм – религиозные.  3.нормы
обществ. орг-ций (Устав АО) 4.Юр. нормы (тоже эл-т соц.  норм,  но  в  своей
реал-ции опир-ся на возм-ть принужд-я).

48. Стр-ра правовой нормы.Прав.  норма  –  общеобязат.  повед-е,  слож-ся  в
обществ.  практике  (в  рез-те  многократной  повторяемости   этого   отн-я)
санкционир. гос-вом и  опир-ся  на  возм-ть  принужд-я  со  стороны  гос-ва.
Прав. нормы клас-ся: 1.по степени обязат-ти:  а)императивные  (обязательные)
б)диспозитивные (несколько вариантов, и м. выбрать)  в)рекомендательные.  По
сод-ю правомочия в норме: а)нормы, сод. запреты  б)обязывающие  в)управомач.
Любая прав. норма опр-ет стр-ры по ф-ле “если …  то  …  иначе  …”  .  Главн.
деление прав. норм  –  на  регулятивн.  (дел.  на  обяз-щие,  запрещающие  и
управомач-щие) и охранительные. Факультативные нормы – позвол. при опр. усл-
ях отступать от главн. вар-та повед-я,  избирая  запасной.  Рекомендательная
норма – из неск. вар-тов повед-я  рекоменд.  один.  Также  деление  на  абс.
определенные нормы (формулир. пр-ло, усл-е его д-я  и  санкцию  с  исчерпыв.
полнотой) и относит. опр-нные  (допуск.  возм-ть  вар-тов  с  учетом  конкр.
обстоятельств. Они дел.  на  ситуационные  (по  ситуации)  и  альтернативные
(выбор из списка)). Есть нормы основные (исходные) и  производные  (детализ-
щие); пост. и временные. Особая группа – поощрительные.  Среди  регулятивных
и охранительных выдел. специализир.:  дефинитивные  (сод.  пр-ки  или  опр-я
гос.-прав. институтов),  нормы-принципы,  оперативные  (направл.  на  отмену
актов, их распр-е на new отн-я), коллизионные (позвол.  решать  дело  в  сл.
конфликта норм).
      1-я часть прав. нормы - гипотеза, кот. предст. собой отн-е усл-й,  при
наличии кот. норма д-ет. Юр. факты, содерж-ся в гипотезе  –  факты  О-тивной
реальн-ти, с кот. право  связ.  наступл-е  тех  или  иных  юр.  последствий:
простые (одно условие) и сложные. 2-я  часть  прав.  нормы  -  диспозиция  –
собственно правило  поведения:  императивн.,  диспозитивн.,  рекомендательн.
или простые и сложные. 3-я  часть  прав.  нормы  -  санкция  –  те  нежелат.
последствия, кот. м.  наступить  в  рез-те  ненадлеж.  исполн-я  диспозиции:
правовосст-щая и наказательная.
70. Понятие и формы реал-ции права.Право - это совок-ть признаваемых в  дан.
общ-ве и обесп-нных офиц. защитой нормативов рав-ва и  справедл-ти,  рег-щих
борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотн-и др.  с  другом.  Также
право - с-ма общеобязат. норм, возникших в общ-венной  практике,  санкц-нных
гос-вом и опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны  гос-
ва.
      Осн. часть полагает,  что  формы  права  м.  реал-ть  только  в  форме
правового или юр. отнош-я. Др. полаг., что помимо правоотн-й юр. нормы  м.б.
реал-ны и  вне  правоотн-й.  Сторонники  1-й  позиции  вводят  понятие  абс.
правоотн-я, где 2-я сторона не опр., т.е. 2-я сторона=все.
      Способы реал-ции права, присущие гр-нам и юр. лицам: запреты  (реал-ся
способом  соблюд-я  –  не  треб.  никаких  активн.  д-й),  обяз-ти  (реал-ся
способом исполн-я – треб. активн. участия), есть способ,  кот.  осущ.  спец.
уполномоч. гос-вом органами – это примен-е права (вкл. в себя неск.  этапов,
фикс. в процессуальн. нормах).
71 Стадии правоприменительного процесса.Право - это совок-ть признаваемых в
дан. общ-ве и обесп-нных офиц. защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-
щих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом.
Также право - с-ма общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-
нных гос-вом и опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны
гос-ва.
      Способы реал-ции права, присущие гр-нам и юр. лицам: запреты  (реал-ся
способом  соблюд-я  –  не  треб.  никаких  активн.  д-й),  обяз-ти  (реал-ся
способом исполн-я – треб. активн. участия), есть способ,  кот.  осущ.  спец.
уполномоч. гос-вом органами – это примен-е права (вкл. в себя неск.  этапов,
фикс. в процессуальн. нормах).
      Стадии: 1)Устан-е О-тивной истины по к-то совок-ти юр.  фактов.  2)Юр.
квалификация  фактов  (выбрать   статью,   под.   кот.   попадает   деяние).
3)Толкование.  Оно  м.б.  3  видов:  1.по  S-ту   (кто   м.   толковать)   –
а)аутетическое толкование – оно осущ-ся тем,  кто  принял  этот  норм.  акт.
б)нормативное – осущ. гос. органом по поруч-ю издавшего органа  в)казуальное
(казус – случай)  –  осущ.  суды  и  администрация.  г)доктринальное  (осущ.
учеными-юристами и норм. силы не имеют, Ех – комментарии к з-ну)  2.по  V-му
– прав. норма в пр-ссе толк-я м. исп-ся буквально, т.е. не выходя  за  рамки
буквы з-на  (ограничит.  толк-е),  а  м.  шире.  3.по  способам  толкования.
Способы: а)соц.-эк. (исходя из соц.-эк. ситуации в дан.  момент)  б)историч.
в)грамматич. 4)Созд-е правоприменит. акта (Ех – приговор  суда).  5)Реал-ция
правоприменит. акта.

75.  Толкование  норм  права:  понятие,  виды,  способы.Офицальное   (дается
уполномоченными на то суюъектами – гос органами долж лицами  о  общ  организ
оно закрепл в спец акте и имет  обяз  значендля  друг  суб-в)  Неофиц(дается
субъектами е  имеющего  офиц  статуса  не  обло  по  долгу  службы  полномоч
толковать правов нормы).
      Стадии: 1)Устан-е О-тивной истины по к-то совок-ти юр.  фактов.  2)Юр.
квалификация  фактов  (выбрать   статью,   под.   кот.   попадает   деяние).
3)Толкование.  Оно  м.б.  3  видов:  1.по  S-ту   (кто   м.   толковать)   –
а)аутетическое толкование – оно осущ-ся тем, кто принял этот норм. Акт
76  Буквальное  толкование  (когда  словесное  выражение   нормы   права   и
действительный смысл идентичен) Расширительное(смысл и  содержание  правовой
нормы шире чем ее словесное выражене)  Ограничительное(действительный  смысл
нормы права уже чем ее словесное выражение)
77. Пробелы в праве и способы их  восполненияПробел  в  позитивном  праве  –
когда нет ни з-на, ни подз-ного. акта, ни обычая, ни  прецедента.  Пробел  в
норм.-прав. рег-и – отсутствие норм з-на и норм подз-нных актов. Пробел в з-
нод-ве – отсутствие з-на вообще. Пробел в з-не – неполное урег-е  вопроса  в
дан. з-не. Итак,  пробелом  в  позитивном  праве  явл.  полное  или  частич.
отсутствие прав. норм, необх. кот. обусл. разв-ем  соц.  жизни  и  потр-тями
практич. решения дел, осн. принципами, пол-кой, смыслом и  содерж-ем  д-щего
з-нод-ва, отвечающего прав. треб-ям, а также иными проявл-ями права,  вытек.
из природы вещей и отн-й.
      При анализе вопроса  о  восполн-и  пробелов  в  Европе  осн.  внимание
уделяют не суду, а органам, облад. правом издания норм. прав.  актов.  Кажд.
орган вправе устранять пробелы, возн. по причине появл-я новых обществ. отн-
й, треб. прав. рег-я и относ-ся к сфере д-ти дан. органа.
78. Причины правонарушений  Правонар-е  –  противоправн.,  обществ.  опасное
деяние дееспособного лица. Обязат. эл-т – S-т,  наделенный  право  и  деесп-
тью. Для признания недеесп-ти мало учета в психдиспансере, обязат.  обслед-е
спец. комиссией.
      S-тивная сторона правонар-я – психич. отн-е чела к своему деянию.  Оно
может  выр-ся  различ.  степенями  вины:   1)прямой   умысел   (сознательно)
2)косвенный умысел (знает, но наруш-е  з-на  –  побочный  эффект  его  д-ти)
3)преступная самонадеянность (когда чел знает, что  он  нарушает  з-н  и  м.
возникнуть обществ.-опасные последствия; Ех – пьяный за  рулем)  4)небреж-ть
(когда человек не знал,  что  нарушает  закон  или  что  будут  общественно-
опасные последствия, но должен был бы знать). О-тивная сторона правонар-я  –
обществ. опасные последствия противоправных д-й. О-т правонар-й  –  те  О-ты
права, кот. защищены з-ном.
      Виды правонар-й раздел. 1)по отраслям з-нод-ва 2)по  степени  обществ.
опасности: проступки и преступления.
84. Юр. ответственность.Юр. отв-сть – фактич.  притерпевание   нежелат.  для
лица посл-вий его правонар-я личного и имущ. порядка. Осн-ем ее возн-я  явл.
правонар-е со всеми  его  эл-тами.  Сущ.  еще  одно  осн-е  –  свобода  воли
(заставили подписать, заставили …). Лицо м. привлечь к отв-ти только  тогда,
когда его д-я имеют нежелат. посл-вия  и  когда  м.  ними  сущ.  прямая  (!)
связь, но бывают и исключ-, когда  без  вины  несет  отв-ность:  1)за  вред,
причиненный ист-ком повыш. опас-ти (трансп. ср-вом, оружием) 2)за д-я  ваших
несоверш. летних детей
      Виды юридической ответственности: 1)имущественная – в рамках  труд.  и
гражд. з-нод-ва:  а)ограниченная  –  на  всех  раб-ков  б)полная  –  обязат.
совпадение долж-ти в приказе с фактич. долж-тью и наличие договора о  полной
мат. ответств-ти 2)административная: а)штрафы  б)изъятие  имущ-ва,  поср-вом
кот. совершено правонар-е в)конфискация  имущ-ва,  поср-вом  кот.  совершено
правонар-е г)отстранение от долж-ти  (до 6  месяцев)  д)адм.  арест  (до  15
суток) 3)дисциплинарн.  (в  соотв-и  с  пр-лами  внутр.  труд.  распорядка):
а)выговор б)пониж-е в должности  в)увольнение  4)уголовная  (только  к  физ.
лицам и только в судебн. порядке  на  осн.  уголовного  процесса):  а)штрафы
б)исправит. работы в)лишение свободы
       Цель  всех  видов   юридической   ответственности:   а)восстановление
нарушенного права б)возмещение причиненного ущерба в)частное  предупреждение
(превенция) и общее.
85. Законность: понятие, уровни,  принципы     З-сть  –  конституц.  принцип
точного  и  неуклонного  собл-я  з-на   всеми    гр-нами,   должн.   лицами,
госслужащими и гос-вом. Она имеет неск. уровней: 1)гр-не и их  объед-я  2)з-
нность в д-ти гос. аппарата 3)з-ность в д-ти самого гос-ва  (нужно  отличать
з-ть от директив-ти, кот. м. противоречить з-ну)
      Сущ. неск. видов директив-ти: 1)хоризматическая –  соотв-е  д-й  потр-
тям,  целям,  интересам  общ-ва  2)традиционная  3)идеологич.  –  если   з-н
противоречит иделогии общ-ва (у  нас  в  стране  склад-ся  директивн-ть  д-й
президента).
       Принцип  законности  (законы  должны  быть   правомерны):   1)Одинак.
понимание з-нов 2)Необх-ть наличия и собл-я процессуальных  норм,  обесп-щих
защиту з-нных прав S-та 3)Обесп-е правосудия.
       Правопорядок  –  часть  обществ.  пор-ка,  сформ-ся  на  осн.  собл-я
принципов з-нности. Оно завис. от гос-ва, д-ти органов и должн. лиц.
88.  Правопорядок  и  законность.З-сть  –  конституц.  принцип   точного   и
неуклонного собл-я з-на всеми  гр-нами, должн. лицами, госслужащими  и  гос-
вом. Она имеет неск. уровней: 1)гр-не и их объед-я 2)з-нность  в  д-ти  гос.
аппарата 3)з-ность в д-ти самого гос-ва (нужно отличать  з-ть  от  директив-
ти, кот. м. противоречить з-ну)
      Сущ. неск. видов директив-ти: 1)хоризматическая –  соотв-е  д-й  потр-
тям,  целям,  интересам  общ-ва  2)традиционная  3)идеологич.  –  если   з-н
противоречит иделогии общ-ва (у  нас  в  стране  склад-ся  директивн-ть  д-й
президента).
       Принцип  законности  (законы  должны  быть   правомерны):   1)Одинак.
понимание з-нов 2)Необх-ть наличия и собл-я процессуальных  норм,  обесп-щих
защиту з-нных прав S-та 3)Обесп-е правосудия.
       Правопорядок  –  часть  обществ.  пор-ка,  сформ-ся  на  осн.  собл-я
принципов з-нности. Оно завис. от гос-ва, д-ти органов и должн. лиц.





смотреть на рефераты похожие на "Теория государства и права"