Теория государства и права

Семинары


1           В настоящее время существует плюрализм в определении
государства. Некоторыми учеными государство по-прежнему трактуется как
продукт классовой непримиримости, другими - как средство урегулирования
конфликтов между различными слоями общества. Этим определяется сущность
государства: в первом случае - так называемая "полицейская" сущность
государства, во втором - посредническая. В целом же государство
определяется как политическая организация публичной власти, действующая на
определенной территории, на определенный круг лиц, издающая
общеобязательные нормативно-правовые акты на своей территории и обладающая
аппаратом насилия для обеспечения соблюдения этих актов.   Можно сказать
иначе, что государство - это особый аппарат публично-политической власти,
главной задачей которого является управление обществом, обеспечение порядка
в обществе, защита прав и свобод граждан.   Соотношение государства и
общества выражается в том, что государство напрямую зависит от общества;
любые изменения в обществе отражаются на государстве, на его структуре,
организационных формах и методах осуществления государственной власти.
Социальным назначением государства является урегулирование любых
противоречий в обществе, реакция на все происходящие в нем изменения,
например, путем принятия новых законов. Если попытаться дать определение
общества, то его можно было бы определить так: общество - это продукт
взаимодействия людей, определенный порядок их жизни, внутренне
противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных
(культурных, правовых и иных) связях между людьми, их объединениями и
общностями. Общество обладает социальной властью, часть которой делегирует
созданному им государству. Социальная власть - это способность той или иной
группы общества подчинять своей воле людей, используя при этом различные
методы.
Существует два метода социальной власти:
1. Неполитическая;
2. Политическая (государственная).
Отличие государственной власти от неполитической власти заключается в том,
что государственная власть общеобязательна и распространяется на весь круг
индивидов в государстве, неполитическая (общественная)власть
распространяется, как правило, лишь на тех индивидов, которые состоят в той
или иной общественной группе.
Социальная власть - необходимый признак общества и государства, ее наличие
позволяет им активно воздействовать на индивидов, направляя их в нужном
направлении.
Понятие государства более широко раскрывается, когда раскрыты все его
признаки, которые дают нам более углубленное представление о нем.
Признаки государства:
1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в
территориальных пределах. Любое государство имеет определенную территорию,
закрепленную границами и определенный круг людей, проживающих на этой
территории (население). При этом государственная власть распространяется
лишь на территорию государства, если иное не предусмотрено международными
соглашениями.
2. Наличие публичной (государственной) власти. Публичной эта власть
называется, потому что она распространяется на все население государства,
выступая от его имени. К публично-политической власти относятся органы
власти и управления, а также специальный аппарат принуждения. Только
государство включает такие структуры, как суд, прокуратура, органы
внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и пр.),
которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе по
необходимости и принудительными средствами.
3. Государственный суверенитет, т.е. независимость государства, как во
внутренних, так и во внешних делах Суверенитет государственной власти
заключается в следующем:
а) верховенство власти, которое выражается в том, что государственная
власть является единственной властью, распространяющейся на всю территорию
государства и его населения. Государственная власть может отменить и
признать вне закона любую другую власть. Она должна обладать средствами и
методами принуждения;
б) единство государственной власти, которое выражается в том, что
существует единая система государственных органов;
в) независимость власти, которая выражается в исключительном праве
государственной власти решать свои дела самостоятельно.
4. Наличие права, законов. Неразрывная связь государства и права. Любое
государство проводит свою государственную политику, для претворения в жизнь
которой необходимо закрепить ее в нормативно-правовом акте. Право при этом
узаконивает не только само государство, но и его политику. Таким образом,
формируется демократическое правовое государство.
5. Наличие налогов и налоговой системы. Налоги и сборы - это часть доходов
населения, которая безвозмездно удерживается государством и расходуется на
содержание публично-политической власти, государственного аппарата и на
нужды всего общества в целом. При этом существует обратная связь между
количеством налогов и количеством государственных органов. Чем больше
государственный аппарат, тем больше налогов, - чем меньше государственный
аппарат, тем меньше налогов.
Современные демократические государства постоянно стремятся к уменьшению
количества государственных служащих, а налоги стремятся расходовать прежде
всего на социальные нужды общества.   Например, в ст.1 Конституции РК
закреплено, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим,
светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого
являются человек, его жизнь, права и свободы. Тем самым наше государство
признает в качестве первоочередной задачи обеспечение социальных нужд всего
общества.   Рассмотрев данные признаки, можно дать следующее определение
государства. Государство - это политическая организация суверенной
публичной власти, издающая общеобязательные законы и иные акты, управляющая
обществом на определенной территории, выполняющая общественно полезные
функции и обладающая аппаратом принуждения для обеспечения исполнения
государственной политики.

2               Функции государства - это основные направления его
деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи
государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему
методами.
Функции государства не являются застывшими и неизменными, они динамичны,
подвержены изменениям.
В зависимости от конкретно-исторических условий выделяются в качестве
главных те или иные функции. Например, в восточно-азиатских государствах
древнего периода главной функцией была функция организации общественных
работ - строительство ирригационных сооружений. В кочевых государствах
главной функцией была защита государства от внешней угрозы. В современных
развитых демократических странах главной функцией является обеспечение прав
и свобод граждан.
Отметим, что важнейшей функцией практически всех современных государств
является экологическая функция. Это связано с глобальными масштабами
деятельности человека, с его отрицательным воздействием на природу. Так, в
мире опасный характер приобрела проблема загрязнения атмосферы, воды,
земли, накопление огромных запасов смертоносного оружия.
Достаточно вспомнить Чернобыльскую ядерную катастрофу, аварию атомных
подводных лодок в океанах и морях, например, российской подводной атомной
лодки "Курск" в августе 2000 года в Баренцевом море; загрязнение
Каспийского моря, повлекшие за собой массовую гибель каспийского тюленя;
экологическую катастрофу Аральского моря и другие.
Эти действия людей угрожают существованию всего живого на земле, в том
числе и самого человечества.
Внутренние функции.
   1. Охранительная.
Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении
государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и
интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и
государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и
согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие
социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных
классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин,
которые вызывали возникновение государства.  Эта функция также направлена
на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану
государственного и общественного имущества, на охрану частной
собственности.
   2. Экономическая.
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились
хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем
со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику,
которая строится на принципах свободного рынка и свободного
предпринимательства.  Государство влияет на экономику через налоговую
политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.
   3. Социальная.
Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они
считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-
либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование,
достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту
от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.  Так, в
статье 39 Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Каждому
гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях
предусмотренных законом.”  Таким образом, государство принимает различные
меры для повышения жизненного уровня граждан.
   4. Культурно-воспитательная.
Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин
имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в
настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в
производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во
многих государствах образование является обязательным.  Государство
поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой
деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без
уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия.
Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской
Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.
   5. Природоохранительная.
Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного
мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает
естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно
создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана
природы - дело всего общества, но только государство, обладающее
необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций
и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.  В современную
эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств
приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они
затрагивают интересы всех народов и государств.  Чем разумнее использовать
богатства, тем больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство.
Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и
представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач.
Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все
звенья механизма государства и его органов.   Так, в статье 9 Конституции
Российской Федерации говорится: “Земля и другие природные ресурсы
используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и
деятельности народов проживающих на соответствующей территории.”
Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся  в
основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а
также в земельных и водных кодексах.

Внешние функции.
   1. Защита государства от вооруженных нападений других государств.
Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства,
ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной
целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы
Российской Федерации.  Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации
“Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской
Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в
соответствии с федеральным законом.”
Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от
происхождения, социального и имущественного положения, места жительства,
обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил
Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане
мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.
   2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая
      деятельность), экономических и культурных связей.
В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях
ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.
В современных условиях развитие государств определяется процессом
интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс
углубляется в программе совершенствования сотрудничества.  Функция
сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой
основе создаются различные организации деятельность которых направлена на
улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН,
НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)
   3. Борьба с международной преступностью.
В последнее время все более широкие масштабы приобретает  международная
преступность.
Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием -
вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений.
Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой.
Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с
международной преступностью. Конкретными действиями  государств в этой
области является создание международных организаций по борьбе с
преступлениями.
   4. Участие в международной охране окружающей Среды.
В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный
вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей
среды становится составной частью программы завершения строительства
материально - технической базы в государстве. В ряде государств это
проявляется в особой мере, в связи со сложными климатическими условиями.
Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы
в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше
выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также
оказывают различную помощь и общественные организации.

3                Существует несколько подходов к пониманию методологии.
Некоторые полагают, что методология – не только совокупность методов, но и
наука, применяемая в действительности.
Методы:
1. дедуктивный – знания выводятся из уже имеющихся сведений.
2. Позитивистский – получение знаний из самого опыта, его изучения.

Вся совокупность методов может быть разбита на 3 гр.:
I). Общефилософский (то же что диалектическая логика):
      1) Законы:
a) единства и борьбы противоположностей (мир – всегда в движении, но в
круговом – по Аристотелю)
б) переход количества в качество
c) отрицание отрицания (новое всегда отрицает старое и наоборот).
      2) Содержание и формы (по Гегелю: всякая форма содержательна, всякое
содержание – формировано).
      3) Сущность и явление (в каждом из явлений можно выделить сущность,
определение закономерности)
      4) Общее и единичное. Вот эти элементы применяются при изучении
государства и правовой системы.
II. Общенаучные методы, из которых самый применяемый –
      1)Теория систем или системный анализ:
a) элементы и структура (всякая система состоит из элементов, находящихся в
структуре), где элемент – наименьшая дробная часть целого, сохраняющая
качественные признаки целого (правовая норма, государственный институт)
б) динамическая устойчивость и надежность; они находятся в обратной
зависимости. Динамическая устойчивость – способность системы
приспосабливаться к изменениям среды, а надежность характеризует
способность системы выдерживать нагрузки
c) управления и самоуправления. Управление – поддержание системы в заданном
состоянии. Самоуправление - механизм приспособления системы к среде
      2)Сравнительное правоведение, которое нужно для сравнения
положительного правового опыта других стран и выявление их сильных и слабых
сторон и выработка рекомендаций по их улучшению, а вторая задача:
постепенное сближение правовых систем разных стран (после подписания
договора об общем рынке в 54 году)
III. Количественные методы (с помощью ЭВМ) - возможность автоматического
поиска нормативных актов, а в последствии автомоделирование юридических
норм.





смотреть на рефераты похожие на "Семинары"