Теория государства и права

Шпора по обществознанию


|С древних времен люди       |Нужду человека в чем-либо  |Конституционный строй – это|
|привыкли связывать с        |можно назвать потребностью.|форма (или способ)         |
|понятием «культура»         |Потребности человека       |организации государства,   |
|представление не только о   |меняются с течением        |обеспечивает подчинение его|
|рукотворных ценностях. Еще в|времени. Потребности       |праву и характеризует его  |
|древности было замечено, что|зависят от условий, в      |как конституционное        |
|там, где человек начинает   |которых живут люди, от     |государство.               |
|создавать какие-либо        |уровня хозяйства. Существую|Это такой способ           |
|предметы, не существующие в |различные потребности:     |организации государства,   |
|природе, это не проходит    |материальные (потребность в|который ставит его в       |
|бесследно для самого        |вещах), первичные (в пище, |подчинение интересам       |
|человека. Преобразуя        |в жилище), социальные ( в  |человека, его естественным |
|естественные природные      |общении с другими людьми)… |правам и свободам через    |
|материалы — камень, глину,  |Среди социальных           |регламентирование          |
|кость и т. д., он           |потребностей особо         |деятельности  государства, |
|одновременно преобразовывал |выделяются разнообразные   |правовыми ограничениями,   |
|и самого себя:              |духовные потребности: в    |рамками, за пределы которых|
|совершенствовал умения,     |знаниях, в творческой      |государство выходить не    |
|развивал творческие         |деятельности. У многих есть|должно.                    |
|способности, находчивость,  |важнейшая потребность      |Конституционный строй      |
|воображение, образное       |здорового человека –       |закрепляется всей системой |
|мышление. И все             |потребность в труде.       |правовых норм, разными     |
|приобретаемые им свойства и |Потребности должны быть    |отраслями российского      |
|качества тоже становились   |разумными.  Разумные       |права. Конституционным     |
|элементами культуры. Это    |потребности связаны с      |правом регламентируется    |
|была уже культура           |пониманием того, что       |основы конституционного    |
|внутренняя, превращающаяся в|возможности удовлетворения |строя. Вообще понятие      |
|достояние и богатство       |всех человеческих          |«основы конституционного   |
|человека. Задача человека   |потребностей ограничено    |строя» впервые             |
|состоит в том, чтобы        |имеющимися природными      |формализовано в Конституции|
|стремиться к неуклонному    |ресурсами. Разумной        |РФ 1993 г. в первой главе, |
|восхождению к вершинам      |является потребность иметь |которая называется «Основы |
|художественной культуры, где|нормальные условия         |конституционного строя».   |
|перед ним открываются       |жизнедеятельности. Эти     |Анализ данной главы        |
|возможности получать        |потребности не должны      |показывает, что в ее нормах|
|духовные наслаждения,       |противоречить нравственным |регулируются общественные  |
|способные сделать его жизнь |нормам общества, причинять |отношения, связанные с     |
|более интересной, яркой и   |неудобства другим людям.   |государственной            |
|содержательной.             |Существуют также ложные    |организацией общественного |
|По-настоящему культурный    |потребности. Например,     |устройства.                |
|человек стремится быть      |потребность в курении –    |Основы конституционного    |
|широко образованным. Одним  |организм человека не       |строя – совокупность       |
|из проявлений культуры      |нуждается в табачном дыме, |конституционных норм,      |
|человека является культура  |напротив курение наносит   |закрепляющих основы        |
|общения. Подлинно           |лишь вред курящему и       |общественного устройства   |
|культурного человека        |окружающим. Хотя у курящих |государства.               |
|отличают скромность,        |вырабатывается привычка,   |                           |
|тактичность. В основе       |которая создает ощущение   |                           |
|культуры общения лежит      |нужды в сигарете.          |                           |
|культура чувств. Она        |                           |                           |
|выражается в душевной       |                           |                           |
|открытости, доброжелательном|                           |                           |
|расположении к другим людям,|                           |                           |
|готовности принять участие в|                           |                           |
|их судьбе и в то же время   |                           |                           |
|бороться против любых       |                           |                           |
|проявлений зла и не-        |                           |                           |
|справедливости.             |                           |                           |
|По-настоящему культурный,   |                           |                           |
|интеллигентный человек не   |                           |                           |
|может чувствовать себя      |                           |                           |
|счастливым, если рядом с ним|                           |                           |
|оскорбляют и унижают других.|                           |                           |
|Такие черты, как скромность,|                           |                           |
|доброта, сострадание к      |                           |                           |
|людям, необходимы любому    |                           |                           |
|культурному человеку.       |                           |                           |
|Отношение – особенная связь |Право — это система правил |Государство – это          |
|человека с окружающим миром.|(норм) поведения,          |политическая организация   |
|Межличностные отношения -   |установленных государством,|власти, располагающая      |
|отношения, которые          |определяющих права и       |аппаратом управления и     |
|характеризуют взаимосвязи   |свободы личности в         |подавления,                |
|отдельных людей.            |различных сферах жизни     |распространяющая свою      |
|Межличностные отношения     |(экономической,            |власть на все население    |
|могут быть деловыми и       |политической, социальной,  |страны и обладающее        |
|личными, приятельскими,     |духовной), создание и      |суверенитетом. Государство |
|товарищескими, семейными.   |функционирование           |– это продукт общественного|
|Они, как правило,           |государственной власти,    |развития.                  |
|характеризуются словом      |направленных на поддержание|Признаки государства:      |
|«взаимо» — взаимосвязь,     |общественной стабильности. |Наличие публичной власти   |
|взаимодействие...           |Право как государственное  |(аппарат подчинения и      |
|Особенности поведения       |установление непререкаемо. |принуждения)               |
|человека в коллективе,      |Реализация (претворение в  |Административно-территориал|
|результаты его работы или   |жизнь) норм права в случае |ьное расселение населения  |
|какой-либо иной деятельности|их нарушения и Других      |страны (для эффективного   |
|вызывают определенные       |необходимых случаях        |осуществления власти)      |
|реакции со стороны других   |опирается на               |Наличие суверенитета       |
|людей, связанных с этой     |государственное            |(Суверенитет – верховенство|
|деятельностью, формируют у  |принуждение, что может     |государственной власти     |
|каждого из членов           |повлечь неблагоприятные для|внутри страны и            |
|определенной группы         |нарушителя последствия,    |независимость ее в         |
|отношение к данному         |вплоть до наказания. В этом|международных отношениях)  |
|человеку. Так формируется и |смысле право               |Наличие права (государство |
|развивается система         |отождествляется с законом, |не может управлять без     |
|взаимосвязи (связи друг с   |исходящим от государства. В|права)                     |
|другом, между двумя и       |нем воплощены интересы и   |Сбор налогов  и бюджет.    |
|многими людьми).            |воля определенных          |Форма государственного     |
|При формировании            |социальных групп,          |правления – характеризует  |
|межличностных отношений     |занимающих доминирующее    |структуру высших органов   |
|большую роль играет то, что |положение в обществе.      |государственной власти,    |
|они возникают и складываются|Наряду с этим, в обществе  |порядок их образования,    |
|на основе определенных      |формируются и              |распределения, компетенции |
|чувств. Всю гамму чувств,   |поддерживаются             |между ними, взаимоотношения|
|составляющих основу         |представления, опирающиеся |между этими органами.      |
|межличностных отношений,    |на идеи справедливости и   |По форме государственного  |
|можно свести в две большие  |свободы. Основа этих       |правления страны делятся на|
|группы;                     |представлений — интересы   |монархии и республики.     |
|— чувства, сближающие людей,|(правопритязания) различных|Монархия – форма           |
|объединяющие их, рождающие  |социальных групп на        |государственного правления,|
|готовность к совместным     |установление определенного |при которой высшая власть в|
|усилиям и совместным        |порядка жизни, на          |государстве принадлежит    |
|действиям                   |материальные и духовные    |одному лицу, который       |
|— чувства, разъединяющие    |блага. Отрыв от            |получает власть в порядке  |
|людей, когда другая сторона |действительных интересов   |наследования. Она делится  |
|выступает как неприемлемая, |nopoждает принятие         |на ограниченную и          |
|по отношению к ней не       |безжизненных законов,      |абсолютную.                |
|возникает желания к         |обострение социальных      |Республика – форма гос.    |
|сотрудничеству              |конфликтов в обществе.     |правления, при которой     |
|Деловые отношения могут     |Могут также сложиться      |высшая власть в государстве|
|называться официальными. Эти|условия, способствующие    |принадлежит выборным       |
|отношения связаны с         |активизации преступности.  |органам – Парламенту,      |
|соблюдением каких-либо      |Система правопритязаний    |Президенту.                |
|формальностей, правил,      |непосредственно связана с  |                           |
|установленных               |господствующими в обществе |                           |
|администрацией, а также     |принципами морали.         |                           |
|каким-либо официальным лицом|Усложнение социальной      |                           |
|(учитель – ученик). Личные  |структуры и существующие   |                           |
|отношения складываются на   |специальные конфликты в    |                           |
|основе частных              |современном мире           |                           |
|взаимоотношений людей. Они  |обусловливают практическую |                           |
|не ограничены установленными|значимость вопроса о праве |                           |
|нормами.                    |и его правильном отражении |                           |
|                            |в законах государства.     |                           |
|                            |Основанием юридической     |                           |
|                            |ответственности является   |                           |
|                            |правонарушение. Юридическая|                           |
|                            |ответственность имеет место|                           |
|                            |при наличии состава        |                           |
|                            |правонарушения.            |                           |
|                            |Юридическая ответственность|                           |
|                            |– это применение к         |                           |
|                            |правонарушителю санкций    |                           |
|                            |правовых норм              |                           |
|                            |уполномоченными на то      |                           |
|                            |государственными органами в|                           |
|                            |рамках процессуального     |                           |
|                            |порядка, строго            |                           |
|                            |определенного законом.     |                           |
|                            |Виды юридической           |                           |
|                            |ответственности:           |                           |
|                            |Гражданско-правовая.       |                           |
|                            |Выражается в применении к  |                           |
|                            |правонарушителю (должника) |                           |
|                            |в интересах другого лица   |                           |
|                            |(кредитора) мер            |                           |
|                            |воздействия, которые       |                           |
|                            |представляют собой         |                           |
|                            |невыгодные последствия     |                           |
|                            |имущественного характера,  |                           |
|                            |возмещения вреда…          |                           |
|                            |Дисциплинарная. Заключается|                           |
|                            |в наложении дисциплинарного|                           |
|                            |взыскания на работника     |                           |
|                            |администрацией предприятия,|                           |
|                            |учреждения (замечание,     |                           |
|                            |выговор, строгий выговор,  |                           |
|                            |увольнение)                |                           |
|                            |Административная. Основана |                           |
|                            |на факте совершения        |                           |
|                            |административного          |                           |
|                            |проступка, предусмотренного|                           |
|                            |соответствующим            |                           |
|                            |законодательством. Виды:   |                           |
|                            |штраф,  исправительные     |                           |
|                            |работы, административный   |                           |
|                            |арест, лишение прав…       |                           |
|                            |Уголовная. Характеризуется |                           |
|                            |наиболее жесткими мерами   |                           |
|                            |государственного           |                           |
|                            |воздействия. Она           |                           |
|                            |применяется в судебном     |                           |
|                            |порядке на основании       |                           |
|                            |Уголовного закона к лицу,  |                           |
|                            |виновному в совершении     |                           |
|                            |преступления. Виды: лишение|                           |
|                            |свободы, штраф, конфискация|                           |
|                            |имущества, освобождение от |                           |
|                            |должности, ограничение     |                           |
|                            |свободы, исправительные    |                           |
|                            |работы.                    |                           |



смотреть на рефераты похожие на "Шпора по обществознанию"